164 года со дня рождения Преосвященного Константина (Булычева)
4 января (23 декабря 1858 года по ст. ст.) церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице вспоминает председателя Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, Преосвященного Константина (Булычёва), епископа Гдовского, второго викария Санкт-Петербургской епархии.

Константин (Булычёв) 23.12.1858 – 26.6.1928. Архиепископ Могилевский и Мстиславский 4.10.1911 – 1923.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 29.7.1901 – 23.4.1904
29 июля 1901 года во епископа Гдовского, 3-го викария был хиротонисан ректор Киевской духовной семинарии архимандрит Константин (Булычёв), в прошлом выпускник Санкт-Петербургской духовной Академии 1894 года выпуска и смотритель Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища.
В Троицком соборе Александро-Невской лавры архиерейскую хиротонию архимандрита Константина во епископа Гдовского возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).
Преосвященный Константин стал девятым председателем совета братства Пресвятой Богородицы.
На ежегодном собрании братства 17 февраля 1902 года, был зачитан отчет братства за 1901 год, из которого следовало, что в 1901 году братством было открыто 25 новых школ и к 1-му января 1902 года в ведении братства состояло 502 школы, в которых обучалось до 10000 детей. В ведении братства состояло 17 книжных складов, распространивших до 50000 книг религиозно-нравственного содержания. В течении года в кассу братства поступило 13000 рублей, причем 105000 рублей были ассигнованы Святейшим Синодом.
На годовом собрании братства, проходившем 20 апреля 1903 года, отмечалось, что в 1902 году главнейшими заботами братства по-прежнему были направлены на увеличение церковно-приходских школ в епархии и к их внутреннему и внешнему развитию.
В 1902 году было открыто 24 новые школы.
С целью улучшения преподавательского дела в школах, братство открыло особые учительские курсы, а также учредило периодические собрания заведующих и учителей братских школ.
Религиозно-просветительная деятельность братства выразилась в устройстве соответствующих чтений и собеседований. К концу 1902 года в составе братства числилось до 600 членов, а его капиталы достигли 50,000 рублей
22 февраля 1903 года 3-го викарий, был переименован во 2-го викария.
На годовом собрании братства, проходившем 11 апреля 1904 года, отмечалось, что в 1903 году основная деятельность братства по-прежнему была направлена на увеличение церковно-приходских школ и распространению среди народа религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви.
Братством в 1903 году было открыло до 50 новых школ. Общее число школ к 1904 году составляло 6олее 500, с общим числом обучаемых до 20.981 человека обоего пола. В отчете, обращалось внимание на то обстоятельство, что в процентном отношении произошло значительное увеличение обучаемых девочек относительно мальчиков.
В отчетном году в ведении совета братства состояло 10 воскресных школ – 8 в столице и 2 в ближайших пригородах
Учебных дней в каждой воскресной школе было от 23 до 30, а в женской смоленской школе, где были вечерние уроки в будни, число учебных дней доходило до 60-ти. Число обучаемых в этих шкодах, достигало 620 человек, из них малолетних – 100.
Учебные пособия по примеру прежних лет рассылались по школам епархии из склада при братстве. При этом при 275 церковных школах существовали библиотеки для внеклассного чтения и, кроме того, велись религиозно-нравственные чтения для учащихся в городских школах и для посторонних слушателей в сельских школах.
В ведении братства находилось 77 книжных складов из которых было продано книг на 17.000 рублей. Число членов братства превышало 600 человек.
Оборотный капитал за 1903 год составил 130.000 рублей из которых 105.000 рублей были ассигнованы Святейшим Синодом, а остальные 25.000 составили членские взносы и пожертвования.
23 апреля 1904 года Преосвященный Константин получил назначение на Самарскую и Ставропольскую кафедру.
Биография
Булычёв Кирилл Иоакимович; 23.12.1858, г. Орлов Вятской губернии .- сер. 30-х гг. XX в. бывший архиепископ Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола. Из купеческой семьи. В 1877 году окончил Вологодскую гимназию, в 1881 году физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1884 по 1890 год работал в Волжско-Камском банке.
В 1890 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 29 января 1892 года во время учебы принял монашеский постриг с именем Константин.
21 февраля 1890 года рукоположен во диакона, 7 ноября 1893 года во иерея.
В 1894 году окончил академию со степенью кандидата богословия, в июле того же года определен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге.
В августе 1896 года по возведении в сан архимандрита назначен ректором Витебской духовного академии. Состоял председателем епархиального училищного совета, витебского Свято-Владимирского братства; был цензором «Полоцких ЕВ» (выходили в Витебске) и проповедей, произносимых витебским духовенством в кафедральном соборе. 13 января 1900 года переведен на должность ректора Киевской духовной академии.
25 июля 1901 года был наречен во епископа Гдовского, 3-го викария Санкт-Петербургской епархии. 29 июля того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архиерейскую хиротонию Константина возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).
С 22 февраля 1903 г.- 2-й викарий. Был председателем Совета Исидоровского православного эстонского братства в Санкт-Петербурге.
21 декабря 1903 года освятил в сослужении протоиерея святого праведного Иоанна Кронштадтского временную русско-эстонскую церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского.
23 апреля 1904 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. Прибыл в Самару 1 июня и вскоре предпринял продолжительную поездку по инородческим приходам епархии и местам проживания старообрядцев. Ради расширения миссионерской деятельности рукоположил в священный сан более 10 представителей народов Поволжья, способствовал открытию новых приходов в их селениях, изданию и распространению духовной литературы на местных языках, открытию учительских курсов для инородцев.
При Константине в Самарской епархии был реорганизован архиерейский хор, пополнена библиотека певчей литературы, приобретены необходимые музыкальные инструменты. Новое здание получила духовная консистория, был расширен и расписан самарский Покровский храм. После издания 17 апреля 1905 года указа «Об укреплении начал веротерпимости» Константин принял ряд мер, чтобы приостановить переход в ислам чувашей и крещеных татар, а также помешать распространению в епархии старообрядчества и сектантства.
В условиях революционных беспорядков Константин в ноябре 1905 года выступил с воззванием к самарцам, призвав их «с терпимостью и любовью относиться друг к другу», убеждая, что «быть православным не значит ведь быть человеком какой-нибудь одной политической партии». Он резко осудил еврейские погромы, назвав кощунством и богохульством случаи, когда православные, отслужив молебны, отправлялись избивать евреев и громить их дома.
4 октября 1911 года Константин был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским. При нем в Могилёве был освящен Трехсвятительский храм (ныне кафедральный собор). К. способствовал расширению трезвеннического движения в епархии и просветительской работе, практиковал общенародное пение за богослужением.
Константин вызывался к присутствию на зимней сессии Синода 1910-1911 годах и на летнюю сессию в 1912 года.
С началом первой мировой войны по инициативе Константина в Могилёве был открыт епархиальный лазарет для раненых воинов.
18 июля 1914 года указом императора мученика Николая II Александровича Константин был избран для присутствия в Синоде, выехал в столицу в начале августа и до конца года участвовал в синодальных заседаниях. Однако, когда императору был представлен список архиереев, которых предполагалось вызвать в Синод на 1915 г., он вычеркнул из него Константина «ввиду желательности постоянного пребывания последнего в Могилёве». Здесь с августа 1915 года находилась Ставка Верховного главнокомандующего, в том же месяце эту должность принял на себя император.
6 мая 1915 года Константин был возведен в сан архиепископа. В Могилёве на аудиенциях у Николая II 19 декабря 1915 и 20 июня 1916 года Константин преподносил пожертвования от епархии на военные нужды, что было отмечено императором в дневнике. 28 мая 1916 года возглавил торжественную встречу чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, доставленной из Московского Кремля в Ставку.

Архиепископ Могилевский и Мстиславский Константин (Булычев) в штабном парке Верховного командования Могилева. Запись 1916 года
Награжден орденами святой Анны 1-й степени (1907), святого Владимира 3-й (1902) и 2-й степени (1911).
После Февральской революции 8 марта 1917 года в кафедральном соборе Константин, обращаясь к прихожанам, сказал, что отрекшийся от престола император «был исполнен самых лучших намерений», тогда как «весьма многие из лиц, окружавших Государя, заботились только о своем благе», и призвал всех соединить себя «союзом любви христианской и тесной взаимопомощи». В середине того же года он заявил о решимости оставить кафедру, но собравшиеся 13 июня в его покоях представители клира и мирян (около 200 чел.) упросили его остаться.
Константин участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918 годов.
7 декабря 1918 года был избран одним из 6 заместителей членов Святейшего Синода. В том же году вернулся в епархию, находившуюся под ненемецкой оккупацией. По некоторым сведениям, посещал в это время Киев.
23 июля 1919 года арестован Гомельской ЧК за «служение панихиды по бывшему царю и выступления с кафедры против советской власти», был заключен в Ивановский концлагерь в закрытом московском монастыре во имя святого Иоанна Предтечи. Суд, состоявшийся в Москве 4 декабря 1919 года, признал его одним из «приближеннейших лиц дома Романовых» и «вредным элементом для республики трудящихся» и приговорил к лишению свободы до конца гражданской войны.
17 мая 1920 года Константин был освобожден по ходатайству верующих. В том же году в связи с учреждением Мстиславского викариатства титул Константину был изменен на «Могилёвский и Гомельский».
6 апреля 1922 года Константин присутствовал на объединенном заседании комиссий по изъятию церковных ценностей в Могилёве и заявил, что ничего против изъятия ценностей не имеет, а «в местную газету он дал воззвание к верующим, чтобы они не оказывали препятствий к изъятию ценностей».
После публикации в газете «Новая деревня» архиерейского воззвания с призывом помочь голодающим был обвинен в советской печати в «лицемерии», т. к. призывал сдавать «только драгоценности, ненужные для богослужения».
В июне 1922 года Константин признал поддерживаемое государственными властями обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), был утвержден «епископом Могилёвским». По некоторым данным, с середины 1922 года Константин находился в Москве, а в организации обновленческих епархиальных структур участвовал управлявший епархией в его отсутствие Мстиславский епископ Варлаам (Ряшенцев). В августе, видимо, отошел от обновленчества.
4 сентября 1922 года постановлением ВЦУ был уволен на покой, на обновленческую Могилёвскую кафедру был назначен епископ Варлаам. Вскоре Константин был арестован в Могилёве, 21-22 октября. 1922 года над ним состоялся суд по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, был приговорен к 2 годам тюремного заключения. Очевидно, под угрозой тюрьмы вновь перешел к обновленцам и был освобожден, но на Могилёвскую обновленческую кафедру не вернулся. В конце того же года туда был назначен «епископ» Сергий (Софроний) Иванцов.
15 апреля 1924 года как впавший в обновленческий раскол был запрещен патриархом святителем Тихоном в священнослужении.
В апреле. 1925 года в Малом соборе Донского монастыря принес покаяние и был принят патриаршим местоблюстителем митрополитом священномучеником Петром (Полянским) с сонмом иерархов в церковное общение, но назначения на кафедру не получил.
После ареста митрополита Петра участвовал 22 декабря 1925 года в подготовленном ОГПУ совещании в Донском монастыре группы архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским), на котором было принято решение об образовании Временного высшего церковного совета (ВВЦС). Константин вошел в ВВЦС, став таким образом одним из основоположников григорианского раскола, в котором был старшим по хиротонии архиереем.
Вместе с архиепископом Григорием (Яцковским) и епископом священномучеником Дамианом (Воскресенским) подписал письмо к находившемуся в заключении митрополиту Петру (Полянскому) с целью добиться признания им ВВЦС и аннулирования полномочий заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии патриарха Московский и всея Руси.
29 января 1926 года в числе других членов ВВЦС запрещен митрополитом Сергием в священнослужении.
До осени 1927 года упоминается в документах как «бывший архиепископ Могилёвский» либо без указания кафедры; по некоторым данным, был назначен григорианами управляющим Тамбовской епархией. В середине 1926 года Константин посетил в Москве обновленческий «епископ» Стародубский и Гомельский Николай (Судзиловский), уволенный к тому времени обновленцами на покой. В результате переговоров последний примкнул к григорианскому расколу.
В октябре 1926 года, замещая архиепископа Григория, Константин исполнял обязанности председателя ВВЦС.
11-13 мая 1927 года Константин присутствовал на совещании григорианских иерархов в московском Донском монастыре 15-18 ноября того же года был участником григорианского съезда епископов, духовенства и мирян, выступал с докладом о ситуации в Белорусской Церкви. 18 ноября вместе с архиепископом Григорием был возведен съездом в «митрополиты».
Скончался 26 июня 1928 года в Москве без воссоединения с РПЦ.
Использованные материалы.
Архивные материалы церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.
Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Константин. https://www.pravenc.ru/text/2056998.html
Материал из Википедии — Константин (Булычёв) https://ru.wikipedia.org/wiki/Константин_(Булычёв)
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1901. № 31. С. 1100