РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

166 лет со дня рождения Преосвященного Константина (Булычева)

4 января (23 декабря 1858 года по ст. ст.) церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице отмечает 166 лет со дня рождения председателя Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, Преосвященного Константина (Булычёва), епископа Гдовского, второго викария Санкт-Петербургской епархии.

Константин (Булычёв) 23.12.1858 – 26.6.1928. Архиепископ Могилевский и Мстиславский 4.10.1911 – 1923. Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 29.7.1901 – 23.4.1904

Константин (Булычёв) 23.12.1858 – 26.6.1928. Архиепископ Могилевский и Мстиславский 4.10.1911 – 1923.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 29.7.1901 – 23.4.1904

Перед назначением на Гдовскую кафедру и должность председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, осуществлявшего свою деятельность на правах епархиального училищного совета, Владыка был тесно связан с образовательной деятельностью и имел богатый опыт как непосредственно преподавательской деятельности, так и административной работы по организации учебной деятельности.

***

Кирилл Иоакимович Булычёв поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, приняв во время учебы принял монашеский постриг с именем Константин.

Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1900 г.

Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1900 г.

10 июля 1894 года отец Константин (Булычев) окончил полный курс Санкт-Петербургской духовной Академии со степенью кандидата богословия.

С 20 июля 1894 года был определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища.

С 1896 года отец Константин (Булычев) – ректор Витебской духовной семинарии и в том же году возведен в сан архимандрита.

Во время своего служения в должности ректора архимандрит Константин (Булычев) состоял председателем Полоцкого епархиального училищного совета, председателем Витебского Свято-Владимирского Братства, цензором «Полоцких Епархиальных Ведомостей» и проповедей, произносимых духовенством города Витебска в кафедральном соборе.

С 13 января 1900 года – ректор Киевской духовной семинарии.

Разрыв между текстом
О служении в Братстве

В 1901 году 10-го июля по всеподданнейшему докладу Святейшего Синода назначен епископом Гдовским, третьим викарием Санкт-Петербургской епархии.

25 июля 1901 года в Святейшем Синоде было совершено наречение архимандрита Константина (Булычева), ректора Киевской духовной семинарии, во епископа Гдовского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии, а 29 июля 1901 года, собором архипастырей в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена хиротония архимандрита Константина (Булычева) во епископа Гдовского. Архиерейскую хиротонию архимандрита Константина во епископа Гдовского возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).

Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский (25.12.1898 – 2.11.1912)

Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский (25.12.1898 – 2.11.1912)

Управление церковными школами Санкт-Петербургской епархии 1901 году было, как и прежде, вверено Совету Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, которому по § 7 Устава его, принадлежали все права Епархиального училищного совета. По уездам церковные школы управлялись уездными отделениями Совета, которых по числу уездов было 8. Высший же надзор и руководящее попечение о благоустройстве школ епархии, согласно действующим положениям, принадлежали Высокопреосвященнейшему Антонию, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому. Председателем Совета Санкт-Петербургского Епархиального Братства со второй половины 1901 года состоял Преосвященный Константин (Булычев) епископ Гдовский.

Преосвященный Константин, епископ Гдовский, третий викарий Санкт-Петербургской епархии, Определением Святейшего Синода от 19 сентября 1901 года за № 3557, был утвержден в должности председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и Епархиального Училищного Совета.

Епархиальному училищному Совету подчинялись уездные отделения: Санкт-Петербургское, Гдовское, Лужское, Ямбургское, Петергофское, Шлиссельбургское, Новоладожское и Царскосельское.

Уездные отделения Совета: – Санкт-Петербургское столичное, Гдовское, Шлиссельбургское и Царскосельское были в тоже время и отделениями Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Отделения того же Братства имелись сверх того в городах Гатчине и Нарве.


Об отделениях Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы на сайте в статьях:


К началу 1901 года число церковных школ Санкт-Петербургской епархии равнялось 467-ми. В течении года оно возросло до 500. Из них 6 второклассных, 13 двухклассных, 307 одноклассных, 169 школ грамоты и 3 образцовых.

Как правило ежегодно в Санкт-Петербургской епархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским происходило утверждение распределения дел между Преосвященными Викариями епархии.

Так, согласно утвержденным Высокопреосвященнейшим Антонием распределением обязанностей от 5 марта 1903 года, на второго Викария, Преосвященного Константина (Булычева), Епископа Гдовского, к непосредственным должностным обязанностям викария возлагались обязанности, в том числе и по управлению школьным делом в Санкт-Петербургской епархии:

  • Председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета, заведующего церковно-приходскими школами в епархии.
  • Заведующего Александро-Невским мужским Духовным Училищем.
  • Наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях Ведомства учреждений Императрицы Марии и Ведомства Императорского Человеколюбивого общества.

Определение Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года № 1148: “Святейшим Правительственным Синодом по указу Императора России с 11 мая 1901 года было установлено торжественное празднование дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах”.

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий

После проведенных 11 мая в Санкт-Петербурге первых праздничных мероприятий, председателем Братства Константином (Булычевым) Епископом Гдовским от Совета Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было опубликовано обращение, в котором говорилось, что при богослужении 11 мая в Казанском соборе в честь Славянских Первоучителей воспитанники церковных школ города Санкт-Петербурга показали хорошее воспитание и отличные навыки по части церковного пения и чтения. Относя такие благие успехи к сердечной заботливости о воспитании и обучении детей ближайшего школьного начальства, а именно заведующих школами, попечителей школ, Советов и Правлений приходских благотворительных Обществ и церковных попечительств учащих и в частности преподавателей церковного пения, Совет Братства, журнальным постановлением от 16 мая, просил разрешения Его Высокопреосвященства отметить названный успех школьного дела открытым выражением благодарности всем труженикам школы.

Резолюцией от 24 мая за № 4155 Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский благоволил утвердить данное предложение Совета Санкт-Петербургского Богородицкого Братства и просил всех школьных деятелей города Санкт-Петербурга, трудящихся на пользу церковных школ, отцов Заведующих школами, Попечителей их, Советы и Правления приходских благотворительных Обществ и приходских попечительств, учащих и преподавателей пения принять выражения признательности от лица Совета Братства за их нелегкий годовой труд, плодом которого явилась, и полная благовоспитанность детей, и отличные их познания в церковном пении и чтении. Особую благодарность Высокопреосвященнейший Антоний, приносил тем из ближайшей школьной администрации лицам, которые в день 11 мая нашли возможность устроить в помещениях школ литературные чтения, для детей в память Жуковского и Гоголя, соединив память о начале славянского просвещения с воспоминанием об успехах просвещения русского, обнаруженного в лице названных велики русских писателей.

На следующий 1902 год, в славянский праздник, 11-го мая, в день просветителей славян святых Кирилла и Мефодия, ставший с 1901 года и праздником всех детей церковно-приходских школ, было совершено торжественное богослужение в Казанском соборе.

Редкая, оригинальная и полная красоты картина наблюдалась в Казанском соборе. Вся средина собора представляла собой разделенное проходом море детских голов: воспитанницы Исидоровского женского епархиального училища, в форменных платьях и белых передниках, занимали первое место на одной стороне, за ними девочки разных других школ; напротив тянулась красные шпалера мальчиков в краевых рубашках; впереди тысячи других мальчиков, учеников Санкт-Петербургских городских церковно-приходских школ. Детей было более двух с половиною тысяч. С правой стороны за загородкой разместились члены Славянского благотворительного общества. В соборе присутствовали: исполняющий обязанности Обер-Прокурора Святейшего Синода, сенатор Саблер, за председателя Славянского благотворительного общества сенатор Нарышкин, многие из чиновных членов общества молодые славяне, обучавшиеся в России, представители губернского училищного совета, наблюдатели церковно-приходских школ и др.

Совершал литургию высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Антоний с двумя викарными епископами, преосвященными Иннокентием и председателем Братства Константином (Булычевым), в сослужении 27 священников, архидиакона, протодиакона и 6 диаконов. Во главе священников, находился настоятель Андреевского Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. У батюшки Иоанна на службе в Андреевском соборе стояла маленькая Матрона - "...восьмой столп России

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Все нотное пение исполнял хор певчих, а остальную часть обедни пел хор певчих из тысячи детских голосов. Торжественен был выход на молебствие святым Кириллу и Мефодию. Высокопреосвященный митрополит Антоний, Архиепископ Тихон Иркутский и епископы Тихон Полоцкий, Иннокентий и Константин стали на кафедре, сонм архимандритов и до 50 священников, учащих в школах, в золотых облачениях стали от архиерейской кафедры почти до алтаря. Торжественно были возглашения Царского многолетия и умилительно пели певчие вечную память Императору Александру III. Возглашением архидиаконом многолетия начальствующим, учащим и учащимся закончилось это духовное торжество. На нем присутствовали и воспитанницы Леснинской церковно-учительской школы, прибывшие в Петербург и отличавшиеся своими сарафанами и платочками от других воспитанниц.

В 1902 году деятельность Братства была по-прежнему была направлена на увеличение церковно-приходских школ в епархии и к их внутреннему и внешнему развитию. В течении года открыто было 24 новые школы и к 1 января 1903 года в ведении Братства находилось 524 школы, с 23,000 учащихся.

Церковно-приходская школа. конец ХIХ века

Церковно-приходская школа. конец ХIХ века

С целью улучшения преподавательского дела в школах, Братство открыло особые учительские курсы, а также учредило периодические собрания заведующих и учителей Братских школ. Религиозно-просветительная деятельность Братства выразилась в устройстве соответствующих чтений и собеседований. К концу отчётного года в составе Братства числилось до 600 членов, а капиталы его достигали 50,000 рублей.

С 30 июня по 31 июля 1902 года при свято Владимирской двухклассной церковноприходской школе в городе Нарва состоялись обычные летние курсы для учащих церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии. Для участия в курсовых занятиях собрались учащие церковных школ преимущественно Ямбургского и Петергофского уездов, как ближайших к Нарве, всего в количестве до 54 человек. Занятия на курсах происходили обычным, определенными существующими на сей предмет правилами, порядком; именно, ежедневно три часа утром посвящались занятиям в курсовой школе, где как руководители, так и слушатели курсов давали первые образцовые, а вторые пробные уроки из предметов, школьного курса. Остальное время – час до обеда и три часа вечером удалялись разбору данных утром уроков, методическим беседам и сообщениям и занятием церковным пением. Начало и окончание каждого дня освящались общей молитвой в храме. По воскресным и праздничным дням курсисты присутствовали за всенощным бдением и литургией, причем исполняли все положенное пение и чтение на клиросе. Так как занятия пением были приурочены к тем церковным служениям, которые отправлялись в воскресные дни, то явилась возможность обставлять эти служения особенно торжественно. Обычно за всенощным исполнялись все положенные стихиры (на Господи воззвах) с канонархом, – прокимны, «всякое дыхание», «свят Господь Бог» пелось знаменным, распевом. За время курсов было разучено и исполнено в храме за богослужениями до 25 номеров нотных песнопений различных композиторов, – в том числе 4 догматика знаменного распева, ектении (все)знаменного распева, херувимская песнь (музыка Музыческу), «Господи услыши молитву мою» (музыка Архангельского), пред начинательный псалом, в обработке Львовского и многое другое.

В свободное от занята время, совершенно не нарушая их обычного хода, слушатели курсов были ознакомлены с местными Нарвскими достопримечательностями; так ими были осмотрены древности Нарвского  собора, дворец Петра Великого, шведская и русская крепости, знаменитый Нарвский водопад, -производство сукон на известной Штиглицевской мануфактуре, производство типографских, линеровальных и переплетных работ в одной из частных типографий, – работ по отливке и отделке чугуна на механическом заводе Д. Зиновьева, – устройство и действие телефона.

15 июля в день храмового праздника Нарвской Братской церкви, под сенью которой приютились курсы, – после торжественной литургии и молебна, – вечером, курсистами и курсистками было устроено чтение избранных отрывков из произведений Гоголя и Жуковского, сопровождавшееся пением гимнов и игрой на фисгармонии некоторых месть из оперы «Жизнь за Царя».

23 и 24 июля курсы посетил Преосвященный Константин (Булычев), епископ Гдовский, председатель Санкт-Петербургского Епархиального Училищного совета Владыка слушал уроки курсистов в школе, разбор уроков, методические беседы и пение курсистов, присутствовал на утренней и вечерней молитвах учителей. Пребывание на курсах Преосвященного и участие его в курсовых занятиях – было настоящим и редким праздником для участников курсов, воодушевившим их на дальнейшие труды.

31 июля состоялось закрытие курсов после божественной литургии и благодарственного молебствия Господу и возвращение слушателей в свои школы после усиленных месячных трудов.

На ежегодном собрании Братства 17 февраля 1902 года, был зачитан отчет Братства за 1901 год, из которого следовало, что в 1901 году Братством было открыто 25 новых школ и к 1-му января 1902 года в ведении Братства состояло 502 школы, в которых обучалось до 10000 детей. В ведении Братства состояло 17 книжных складов, распространивших до 50000 книг религиозно-нравственного содержания. В течении года в кассу Братства поступило 13000 рублей, причем 105000 рублей были ассигнованы Святейшим Синодом.

В 1903 году основная деятельность Братства по-прежнему была направлена на увеличение церковно-приходских школ и распространению среди народа религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви.

Братством в 1903 году было открыло до 50 новых школ. Общее число школ к 1904 году составляло более 500, с общим числом обучаемых до 20981 человека обоего пола. При этом, в процентном отношении произошло значительное увеличение обучаемых девочек относительно мальчиков.

В отчетном году в ведении совета Братства состояло 10 воскресных школ – 8 в столице и 2 в ближайших пригородах. Учебных дней в каждой воскресной школе было от 23 до 30, а в Женской Смоленской школе, где были вечерние уроки в будни, число учебных дней доходило до 60-ти. Число обучаемых в этих шкодах, достигало 620 человек, из них малолетних – 100.

Учебные пособия по примеру прежних лет рассылались по школам епархии из склада при Братстве. При этом при 275 церковных школах существовали библиотеки для внеклассного чтения и, кроме того, велись религиозно-нравственные чтения для учащихся в городских школах и для посторонних слушателей в сельских школах.

В ведении Братства находилось 77 книжных складов из которых было продано книг на 17.000 рублей. Число членов Братства превышало 600 человек.

Оборотный капитал за 1903 год составил 130.000 рублей из которых 105.000 рублей были ассигнованы Святейшим Синодом, а остальные 25.000 составили членские взносы и пожертвования.

11-го мая 1903 года, в день памяти святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, учащиеся в церковно-приходских школах Петербурга до 3000 человек присутствовали, по обычаю, со своими учителями и учительницами за литургией в Казанском соборе. Для детей отведена была средина храма. Божественную литургию совершил высокопреосвященный митрополит Антоний, в сослужении преосвященного Константина (Булычева), епископа Гдовского, епархиального наблюдателя церковно-приходских школ. Пел соединенный хор воспитанниц Владимирской церковно-учительской школы и Исидоровского епархиального женского училища под управлением П.П. Мироносицкого, а отдельные песнопения исполнялись всеми учащимися под управлением священника отца Николая Курлова.

По оценке епархиального наблюдателя церковных школ в Санкт-Петербургской епархии о состоянии церковных школ Санкт-Петербургской епархии 1902 – 1903 учебном году и сопоставляя его с состоящем их в предшествующие годы сообщалось, что школьное дело, хотя и медленно, увеличивается и совершенствуется. С внешней стороны школы продолжают обстраиваться и заводиться более удобными и приспособленными помещениями. С особенным удовольствием такой факт, как в конце 1902 – 1903 и начале 1903 – 1904 учебных годов, значительное количество школ получили очень хорошие, а некоторые и прекрасные здания, сооруженные частно с помощью пособий от Епархиального Училищного Совета, о также же на средства жертвователей всецело, или с некоторым пособием от Совета.

***

За несколько дней до назначения преосвященного Константина (Булычева) на Самарскую и Ставропольскую кафедру, в воскресный день, 11 апреля, в зале Обер-прокурора Святейшего Синода было проведено общее собрание членов Братства Пресвятой Богородицы, посвященного итогам деятельно Братства за последний год и в том числе были подведены итоги двадцатилетней деятельности Братства с момента его создания.

В зале Обер-прокурора собрались как члены Братства во главе с председателем Братства, Преосвященным Константином, Епископом Гдовским, и Товарищами Председателя – сенатором В.К. Саблером и протоиереем Л.П. Петровым, так, и представители столичного духовенства и сторонние посетители из лиц, интересующихся успехами церковной школы. Многих несомненно привлекло сюда также желание послушать Александро-Невский митрополичий хор, из года в год украшающий Братские собрания высокоторжественным исполнением избранных церковных песнопений.

В семь часов открылось заседание под председательством попечителя Братства Высокопреосвященного Антония, Митрополита Санкт-Петербургского. Собрание почтили своим присутствием: члены Святейшего Синода – Высокопреосвященные Митрополиты Владимир Московский и Флавиан Киевский, присутствующие в Синоде архиепископы Димитрий Казанский и Николай Финляндский, Обер-Прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, Преосвященные Арсений, Епископ Псковский, и Сергий Епископ Ямбургский, Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Председатель Училищного Совета при Святейшем Синоде протоиерей П.И. Соколов, Управлявший Канцелярией Обер-Прокурора Святейшего Синода Д.Н. Соловьев и другие высокопоставленные лица.

Секретарем Братства было предложено внимание присутствующих «Краткие сведения о деятельности Братства за минувший год», в котором отмечалось, что в апреле 1904 года Братство вступило в двадцать первый год своего существования. При своем возникновении двадцать лет тому назад Братство посвятило себя заботам о развитии и процветании церковной школы, приняв, таким образом, на себя те самый задачи, для осуществления которых с течением времени были организованы по епархиям Епархиальные училищные советы. Поставленной цели Братство оставалось верным и по настоящее время, включая в себе все функции местного Епархиального Училищного Совета (по большей части действуя под этим наименованием) и отдавая наибольшую долю своего внимания церковным школам. Церковных школ к концу отчетного года состояло в епархии 545. Из них 6 второклассных со специальной направленностью по подготовке учителей для школ грамоты, 14 двухклассных, 334 одноклассных и 191 школу грамоты. При этом, 476 школы были сельскими, а 69 городские, в том числе в самой столице действовало 47 школ. Общее число учащихся в школах епархии было свыше 22.000, причем 3/5 этого числа мальчики, а 2/5 девочки. В это число школ не были включены школы воскресные, которых всего 16 с 1000 учащихся. При этом, как правило воскресные школы располагались лишь в городской местности, однако в последнее время они перешли и в села. Так в отчетном году из четырех школ две открыты в селах.

Что касается содержания церковных школ, то для этой цели Братство располагало следующими средствами:

  1. пособия от казны по смете Святейшего Синода в 1903 году поступило в распоряжение Братства свыше 160.000 рублей;
  2. отчисления из церковных доходов, (1% и 1/10%), а также церковные сборы раз­решенные Братству и его отделениям (в качестве Епархиального Училищного Совета братство имеет 8 отделений по числу уездов епархии и сверх того два, городских в Гатчине и Нарве), дали до 40.000 рублей;
  3. различные другие поступления – в виде членских взносов, процентов с капиталов, доходов от изданий и книжной торговли, субсидий от различных учреждений и пожертвований от частных лиц. Помимо этого, не мало средств по содержанию школ сыскивается учреждениями, непосредственно ведающими некоторые из них и расходующими эти средства независимо от братства (таковы: монастыри, некоторые церкви, общества и попечительства).

В числе итогов, характеризующих успех церковной школы, в отчете был отмечен ряд школьных, построек, воздвигнутых на средства жертвователей, с затратой в одном случае 14000 рублей, в других— 9, 6, 4, 2 тысяч рублей, подъем образовательного уровня и педагогической подготовки учащего персонала (в среднем), учреждение при некоторых школах (Колпинской, Кронштадтской, Троицкой) особых школьных попечительств, открытие в двух уездах епархии Санкт-Петербургской и Новоладожской, обществ взаимопомощи учащим в церковных школах и подготовление к открытию такого же общества в Лужском уезде, успешное участие церковных школ в трех школьных выставках, состоявшихся в отчетном году в Санкт-Петербурге («Детский Мир» и «Петровский Юбилейный») и в Царском Селе.

По самым несомненным и наглядным показателям роста церковной школы в Санкт-Петербургской епархии служило, конечно, неуклонное из года в год возрастание числа церковных школ (в отчетном году их прибавилось – 21), при всей осторожности Совета в этом отношении и умножение числа учащихся, как вообще в епархии, так и в частности в одноклассных школах до переполнения некоторых из них выше нормы. Ясно, что население ценит церковную школу, доверяя ей и стремится под ее сень. К сожалению, недостаток средств побуждает Совет отклонять многие из ходатайств об открытии школы в той или другой местности.

Посвящая главную долю своего внимая школьному делу, Совет не упускал из виду и других средств народного просвещения. На его ближайшем попечении состоял Братский Покровский храм в Санкт-Петербурге, а также Братский храм в Колпино и Братский дом с состоящими при нем учреждениями (церковно-приходская школа с 3-мя отделениями, воскресная школа с 2-мя отделениями, зал для народных чтений, миссионерская и народная библиотеки).


Статья на сайте: “Братские храмы Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы

Обложка. Братские храмы


Затем братство имело книжный склад в Санкт-Петербурге (у ворот Александро-Невской Лавры), отделения которого были разбросаны по всей епархии. В зале Братского дома в Великом посту велись епархиальным миссионером М.П. Чельцовым собеседования с глаголемыми старообрядцами. Возобновлено было начатое в прежние годы издание Братских листков против сектантского содержания, причем трудами члена Совета священником В.А. Прозоровым выпущено было 3 листка под заглавиями:

  • «О спасении (Вера соединенная с добрыми делами, спасительна);
  • «Не мнози учители бывайте (из сочинений митрополита Московского Филарета);
  • «О состоянии душ по смерти и о молитвах за усопших.

23 апреля 1904 года Преосвященный Константин получил назначение на Самарскую и Ставропольскую кафедру.

Использованные материалы.

Архивные материалы церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Звонарев И.Г.

Разрыв между текстом
О жизни

Кирилл Иоакимович Булычёв родился 23 декабря 1858 года в купеческой семье из города Орлова Вятской губернии. В 1877 году окончил Вологодскую гимназию, в 1881 году физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1884 по 1890 год работал в Волжско-Камском банке.

В 1890 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

29 января 1892 года во время учебы принял монашеский постриг с именем Константин.

21 февраля 1890 года рукоположен во диакона, 7 ноября 1893 года во иерея.

В 1894 году окончил Академию со степенью кандидата богословия, в июле того же года определен смотрителем Александро-Невского Духовного училища в Санкт-Петербурге.

В августе 1896 года по возведении в сан архимандрита назначен ректором Витебской духовного академии. Состоял председателем епархиального училищного совета, витебского Свято-Владимирского Братства; был цензором «Полоцких Епархиальных Ведомостей» (выходили в Витебске) и проповедей, произносимых витебским духовенством в кафедральном соборе.

13 января 1900 года переведен на должность ректора Киевской духовной Академии.

25 июля 1901 года был наречен во епископа Гдовского, 3-го викария Санкт-Петербургской епархии. 29 июля того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архиерейскую хиротонию Константина возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).

С 22 февраля 1903 г.- 2-й викарий. Был председателем Совета Исидоровского православного эстонского Братства в Санкт-Петербурге.

21 декабря 1903 года освятил в сослужении протоиерея святого праведного Иоанна Кронштадтского временную русско-эстонскую церковь во имя священномученика Исидора Юрьевского.

23 апреля 1904 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. Прибыл в Самару 1 июня и вскоре предпринял продолжительную поездку по инородческим приходам епархии и местам проживания старообрядцев. Ради расширения миссионерской деятельности рукоположил в священный сан более 10 представителей народов Поволжья, способствовал открытию новых приходов в их селениях, изданию и распространению духовной литературы на местных языках, открытию учительских курсов для инородцев.

При епископе Константине (Булычеве) в Самарской епархии был реорганизован архиерейский хор, пополнена библиотека певчей литературы, приобретены необходимые музыкальные инструменты. Новое здание получила духовная консистория, был расширен и расписан самарский Покровский храм. После издания 17 апреля 1905 года указа «Об укреплении начал веротерпимости» епископ Константин (Булычев) принял ряд мер, чтобы приостановить переход в ислам чувашей и крещеных татар, а также помешать распространению в епархии старообрядчества и сектантства.

***

В условиях революционных беспорядков епископ Константин (Булычев) в ноябре 1905 года выступил с воззванием к самарцам, призвав их «с терпимостью и любовью относиться друг к другу», убеждая, что «быть православным не значит ведь быть человеком какой-нибудь одной политической партии». Он резко осудил еврейские погромы, назвав кощунством и богохульством случаи, когда православные, отслужив молебны, отправлялись избивать евреев и громить их дома.

4 октября 1911 года епископ Константин (Булычев) был назначен епископом Могилёвским и Мстиславским. При нем в Могилеве был освящен Трехсвятительский храм (ныне кафедральный собор).

Епископ Константин (Булычев) способствовал расширению трезвеннического движения в епархии и просветительской работе, практиковал общенародное пение за богослужением.

Епископ Константин (Булычев) вызывался к присутствию на зимней сессии Синода 1910-1911 годах и на летнюю сессию в 1912 года.

***

С началом Первой мировой войны по инициативе епископа Константина (Булычева) в Могилеве был открыт Епархиальный Лазарет для раненых воинов.

Государь Император Николай II

Государь Император Николай II

18 июля 1914 года указом императора мученика Николая II Александровича епископ Константин (Булычев) был избран для присутствия в Синоде, выехал в столицу в начале августа и до конца года участвовал в синодальных заседаниях. Однако, когда императору был представлен список архиереев, которых предполагалось вызвать в Синод на 1915 год, он вычеркнул из него епископа Константина (Булычева) «ввиду желательности постоянного пребывания последнего в Могилеве». Здесь с августа 1915 года находилась Ставка Верховного главнокомандующего, в том же месяце эту должность принял на себя император.

6 мая 1915 года епископ Константин (Булычев) был возведен в сан архиепископа.

В Могилеве на аудиенциях у Николая II 19 декабря 1915 и 20 июня 1916 года архиепископ Константин (Булычев) преподносил пожертвования от епархии на военные нужды, что было отмечено императором в дневнике. 28 мая 1916 года возглавил торжественную встречу чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, доставленной из Московского Кремля в Ставку.

Награжден орденами святой Анны 1-й степени (1907), святого Владимира 3-й (1902) и 2-й степени (1911).

***

После Февральской революции 8 марта 1917 года в кафедральном соборе Константин, обращаясь к прихожанам, сказал, что отрекшийся от престола император «был исполнен самых лучших намерений», тогда как «весьма многие из лиц, окружавших Государя, заботились только о своем благе», и призвал всех соединить себя «союзом любви христианской и тесной взаимопомощи». В середине того же года он заявил о решимости оставить кафедру, но собравшиеся 13 июня в его покоях представители клира и мирян (около 200 человек) упросили его остаться.

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

Архиепископ Константин (Булычев) участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918 годов.

7 декабря 1918 года был избран одним из шести заместителей членов Святейшего Синода. В том же году вернулся в епархию, находившуюся под ненемецкой оккупацией. По некоторым сведениям, посещал в это время Киев.

23 июля 1919 года арестован Гомельской ЧК за «служение панихиды по бывшему царю и выступления с кафедры против советской власти», был заключен в Ивановский концлагерь в закрытом московском монастыре во имя святого Иоанна Предтечи. Суд, состоявшийся в Москве 4 декабря 1919 года, признал его одним из «приближеннейших лиц дома Романовых» и «вредным элементом для республики трудящихся» и приговорил к лишению свободы до конца гражданской войны.

17 мая 1920 года Константин был освобожден по ходатайству верующих. В том же году в связи с учреждением Мстиславского викариатства титул Константину был изменен на «Могилёвский и Гомельский».

6 апреля 1922 года Константин присутствовал на объединенном заседании комиссий по изъятию церковных ценностей в Могилеве и заявил, что ничего против изъятия ценностей не имеет, а «в местную газету он дал воззвание к верующим, чтобы они не оказывали препятствий к изъятию ценностей».

После публикации в газете «Новая деревня» архиерейского воззвания с призывом помочь голодающим был обвинен в советской печати в «лицемерии», так как призывал сдавать «только драгоценности, ненужные для богослужения».

***

В июне 1922 года Константин признал поддерживаемое государственными властями обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), был утвержден «епископом Могилёвским». По некоторым данным, с середины 1922 года Константин находился в Москве, а в организации обновленческих епархиальных структур участвовал управлявший епархией в его отсутствие Мстиславский епископ Варлаам (Ряшенцев). В августе, видимо, отошел от обновленчества.

4 сентября 1922 года постановлением ВЦУ был уволен на покой, на обновленческую Могилёвскую кафедру был назначен епископ Варлаам. Вскоре Константин был арестован в Могилеве, 21-22 октября. 1922 года над ним состоялся суд по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, был приговорен к 2 годам тюремного заключения. Очевидно, под угрозой тюрьмы вновь перешел к обновленцам и был освобожден, но на Могилёвскую обновленческую кафедру не вернулся. В конце того же года туда был назначен «епископ» Сергий (Софроний) Иванцов.

15 апреля 1924 года как впавший в обновленческий раскол был запрещен Патриархом Святителем Тихоном в священнослужении.

В апреле. 1925 года в Малом соборе Донского монастыря принес покаяние и был принят патриаршим местоблюстителем митрополитом священномучеником Петром (Полянским) с сонмом иерархов в церковное общение, но назначения на кафедру не получил.

После ареста митрополита Петра участвовал 22 декабря 1925 года в подготовленном ОГПУ совещании в Донском монастыре группы архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским), на котором было принято решение об образовании Временного высшего церковного совета (ВВЦС). Константин вошел в ВВЦС, став таким образом одним из основоположников григорианского раскола, в котором был старшим по хиротонии архиереем.

Вместе с архиепископом Григорием (Яцковским) и епископом священномучеником Дамианом (Воскресенским) подписал письмо к находившемуся в заключении митрополиту Петру (Полянскому) с целью добиться признания им ВВЦС и аннулирования полномочий заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии патриарха Московский и всея Руси.

29 января 1926 года в числе других членов ВВЦС запрещен митрополитом Сергием (Старогородским) в священнослужении.

До осени 1927 года упоминается в документах как «бывший архиепископ Могилёвский» либо без указания кафедры; по некоторым данным, был назначен григорианцами управляющим Тамбовской епархией. В середине 1926 года Константин (Булычев) посетил в Москве обновленческий «епископ» Стародубский и Гомельский Николай (Судзиловский), уволенный к тому времени обновленцами на покой. В результате переговоров последний примкнул к григорианскому расколу.

В октябре 1926 года, замещая архиепископа Григория, Константин (Булычев) исполнял обязанности председателя ВВЦС.

11-13 мая 1927 года Константин (Булычев) присутствовал на совещании григорианских иерархов в московском Донском монастыре 15-18 ноября того же года был участником григорианского съезда епископов, духовенства и мирян, выступал с докладом о ситуации в Белорусской Церкви. 18 ноября вместе с архиепископом Григорием был возведен съездом в «митрополиты».

Скончался 26 июня 1928 года в Москве без воссоединения с Русской Православной Церковью.

 

Использованные материалы.

Материал из Википедии — Константин (Булычёв)

 

 

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление