РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Четвёртая Неделя Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского.

В изречениях Своих о блаженствах (Мф.5:1–12) Господь изображает райское сердце. В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Великий Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Великий Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Прп. Иоанн Лествичник. Икона. XV в. (мн-ря вмц. Екатерины на Синае)

Прп. Иоанн Лествичник. Икона. XV в. (мн-ря вмц. Екатерины на Синае)

В Четвертую неделю Великого поста совершается память Преподобному отцу нашему Иоанну Лествичнику, изобразившему весь путь духовной, подвижнической жизни в своей замечательной книге: «Лествица духовная, возводящая на небо» и, на примере собственной высокой постнической жизни, давшему образец прохождения этого пути. В Евангелии, читаемом на литургии в этот день (Мк. 9, 7–31), вспоминается пророчество Господа о Его убиении и воскресении.

В 2024 году Четвёртая неделя Великого поста приходится на 14 апреля, за ней пройдет пятая седмица поста. Пятая седмица отмечается особыми Богослужениями.

В среду, 17 апреля, совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.

В субботу, 20 апреля, совершается празднество, которое носит название Похвалы Пресвятой Богородицы, с чтением акафиста, разделенного на 4 части, почему эта суббота называется также Субботой акафиста. Служба эта установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитою и предстательством Богоматери, Которая потому и прославляется в акафисте, как «Взбранная Воевода». Богослужение это именуется «акафистом» что значит по-гречески: «неседален», потому что за ним не разрешается сидеть. Не известно точно, кто составил этот акафист: одни приписывают его хронографу IX века Георгию Амартолу, другие – патриарху Сергию, жившему при императоре Ираклии в VII веке, третьи – преподобному Роману Сладкопевцу, иные – патриарху Фотию.

***

О житии и трудах
преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

«Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, на высоту воздержания, как истинную неподвижную звезду, светящую далеким концам земли».

Кодак святому Иоанну Лествичнику

в русском переводе

Память святого Иоанна Лествичника совершается Святой Церковью:

  • В четвертую неделю Великого поста
  • В Соборе Синайских преподобных
  • 12 апреля

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого “Лествицей”, поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца близ Какопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в.

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца близ Какопетрии, Кипр. 2-я пол. XIV в.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 8 февраля. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в “Лествице” преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: “Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние”. Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: “Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?” Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: “Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…”

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. “Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня”. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (АМИИ)

Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Икона. Кон. XVII – нач. XVIII в. (АМИИ)

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобным знаменитая “Лествица” – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…” Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – “Лествица”, объясняя название следующим образом: “Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. “Лествица” предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие – ссылались в своих наставлениях на “Лествицу” как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Преподобный преставился 80-ти лет от рождения своего, около 606 года.

Из книги “Чтение на каждый день Великого поста”, Д.В. Дементьев

***

Об иконографии Преподобного Иоанна Лествичника

(Жанна Курбатова)

Святой Иоанн Лествичник провел всю жизнь в Синайской пустыне, став игуменом обители Неопалимой Купины, впоследствии более известной как монастырь великомученицы Екатерины на Синае. Про Иоанна Лествичника известно не слишком много, зато мы знаем много жизнеописаний или кратких историй о других подвижниках, написанных святым Иоанном во время его пребывания в пустыне и в путешествии по монастырям. Они, безымянные, изображаются на иконе «Видение лествицы», или просто «Лествица», написанной как иллюстрация к его литературному труду.

Мы чтим преподобного Иоанна Лествичника как создателя «Лествицы райской», как богослова и подвижника. Этот труд «сочинения книг», предпринятый святым Иоанном, спасал его от уныния, как говорится в жизнеописании. Труд «Лествица» показал, не хуже самого жития, любовь Иоанна к подвигу отцов-подвижников, а значит, и к святости. Преподобный и изображается вместе со многими другими отцами-пустынниками: Онуфрием Великим, Феодосием Великим, Саввой Освященным, Макарием Египетским – в росписях храмов и на миниатюрах. После того, как Иоанн оставил на закате своей жизни игуменство, он снова поселился в своей гранитной пещере, где начинал свои подвиги.

Преподобный Иоанн Лествичник

Для иконописного облика Иоанна, которого называли Новым Моисеем, характерны такие черты, как худое вдохновенное лицо, глубокие складки-морщины. Борода длинная, обычно доходящая до груди или до пояса, иногда она раздваивается к низу. На Иоанне темное монашеское облачение: хитон, мантия, иногда с пуговицами, схима с куколем на плечах или на голове, а также схимнический аналав. Иконописные подлинники нередко предлагают писать его «в схиме, риза преподобническая».

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись «Енклистры» мон-ря прп. Неофита, Кипр. Ок. 1183 г.

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись «Енклистры» мон-ря прп. Неофита, Кипр. Ок. 1183 г.

Редкий пример изображения святого Иоанна с книгой, как автора «Лествицы», иногда встречается в стенописи и на иконах. Правой рукой святой Иоанн благословляет или поднимает ее в ораторском жесте, а иногда держит крест. В левой руке преподобного свиток, иногда развернутый. В свитке помещаются слова из его знаменитого творения, например: «Восходите, восходите, услышите, братия…», представляющие собой фрагмент из 30-го Слова «Лествицы».

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г.

Прп. Иоанн Лествичник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г.

На Руси широкое почитание Иоанна Лествичника существовало уже в домонгольский период. Так, образ преподобного присутствует в нескольких известных ранних русских памятниках: в системе росписи церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде и на фресках собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре в Пскове. Изображения святого Иоанна помещаются в алтаре, на алтарных преградах, в оконных проемах и на столпах, а также в медальонах на сводах храмов или на миниатюрах – с открытыми перед грудью ладонями.

С середины XVI века количество икон святого Иоанна Лествичника увеличивается: небесным покровителем царевича Иоанна, сына Ивана Грозного, стал святой Иоанн Лествичник. Сохранилась мерная икона царевича, написанная при его рождении: святой Иоанн на ней имеет тонкие черты лица и представляет собой образ аскета-мыслителя с высоким лбом и аккуратными короткими волосами. В иконописи Синодального периода преподобного Иоанна нередко изображали на заказных иконах и в составе избранных святых. «Лествица» и печататься начала очень рано: в 1627 году Киево-Печерским монастырем было сделано первое издание с гравюрами.

Изредка встречаются житийные иконы преподобного Иоанна. На них изображаются чудеса, связанные с путешествием на корабле и прибытием в Иерусалим, а также подвижнические подвиги и чудо преподобного, отражающее его прозорливость: святой Иоанн отвел опасность от своего ученика Моисея, предузнав падение валуна.

Прп. Иоанн Ленствичник, вмч. Георгий и свт. Власий Севастийский. Икона. 2-я пол. XIII в. (ГРМ)

Прп. Иоанн Ленствичник, вмч. Георгий и свт. Власий Севастийский. Икона. 2-я пол. XIII в. (ГРМ)

Наиболее ранний из известных иконописных образов преподобного Иоанна представлен на запоминающемся новгородском образе «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» XIII века из Русского музея. Изображение святого Иоанна намного превосходит по размеру фигуры святых Георгия и Власия, стоящих по сторонам, что свидетельствует об особом почитании создателя «Лествицы» даже по сравнению со святыми, которых чтили на Руси как скорых помощников, покровителей земледелия, скота и которым молились в повседневных нуждах. Ведь подвиг, в том числе любовь к монастырям, был для русского человека также насущен и важен.

Проповедь прп. Иоанна Лествичника и видение Лествицы. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЦАК МДА)

Проповедь прп. Иоанна Лествичника и видение Лествицы. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЦАК МДА)

Иллюстрация «Лествицы» – излюбленная тема византийских и русских миниатюристов, причем не только в качестве иллюстраций этого произведения. В начале текста «Лествицы» иногда присутствовало изображение святого Иоанна, сидящего за столом и пишущего книгу, по образцу изображений евангелистов. Наиболее распространенным типом изображения «Лествицы» является композиция с ведущей к небу хрупкой и воздушной лестницей и восходящими по ней монахами. Это изображение чаще всего и предваряет рукописи «Лествицы». На иконе «Преподобный Иоанн Лествичник» XVIII века из Церковно-археологического кабинета МДА преподобные, поднимающиеся по лестнице, изображены с крыльями.

Встречаются и иконы, и миниатюры, на которых каждая из 30 ступеней пронумерована и сопровождается надписью в соответствии с названиями глав. Иногда на ступенях надписаны названия пороков и добродетелей. Внизу у лествицы порой изображается сам святой Иоанн, который взирает на монахов, восходящих к небу, ко Христу; иногда же Иоанн стоит на верхней ступени лестницы. Некоторые иноки изображены низвергающимися с лествицы, соблазняемые бесами.

Греческая икона из монастыря Пантократор на Афоне, помимо лестницы с поднимающимися по ней монахами, включает изображение Синайской горы – места подвигов преподобного Иоанна, – а в нижней части представлена базилика Синайского монастыря со стоящей около нее братией. Композиция «Лествица» нередко воспроизводилась на стенах русских храмов – например, в западной галерее Благовещенского собора Московского Кремля. А на других иконах «Лествицы» нередко изображались русские белокаменные храмы прямо рядом с лестницей, ведущей в небо.

Лествица Иоанна Лествичника. Миниатюра. 1622 год. Происходит из Николо-Угрешского монастыря под Москвой

Лествица Иоанна Лествичника. Миниатюра. 1622 год. Происходит из Николо-Угрешского монастыря под Москвой

Надо сказать, что изображения, связанные с произведением «Лествица, или Скрижали духовные», не буквально иллюстрируют текст «Лествицы», а опираются на более широкий круг традиционных сюжетов. Например, изображенный внизу около расщелины горы дракон с отверстой пастью, пожирающий грешников, не упоминается в сочинении Иоанна Лествичника, а восходит к композициям на тему Страшного Суда. Небеса изображены с открывшимися вратами, Спаситель в окружении святых и ангелов встречает поднимающихся по лестнице иноков, протягивая к ним руку, – движение Его руки иногда напоминает жест, с каким Спаситель на иконах Воскресения исторгает Адама из ада, беря его за локоть.

Современные изографы особенно любят изображать святых с узнаваемыми атрибутами из житий. Иконописцы изображают атрибуты, связанные с занятиями того или иного святого или с подвигом – с тем, что в наших глазах отличает конкретного святого от иных подвижников. Преподобный Иоанн Лествичник изображается с Лествицей в руках; наша эпоха уникальна тем, что книгу «Лествица райскую» читали хотя бы по разу все православные христиане.

***

Четвёртая Неделя Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня совершаем память святого Иоанна Лествичника. Святой Иоанн Лествичник так назван, потому что он оставил духовное руководство – «Лествицу» восхождения от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.

И вот на первой ступени этого восхождения святой Иоанн нам говорит: Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих…

Вот где начинается наше спасение или завязывается узел нашей погибели. Мы о многом плачем: плачем об утратах своих, плачем об оскорблениях, которые нам наносят люди, плачем мы о болезни, плачем о различном, многообразном горе, которое встречается нам в течение жизни. И мы не видим, что болезнь, и горе, и страдание, и утрата – все они могут быть чисты и могут быть звеном, которое соединяет нас и с Богом, и с людьми.

Но одно мы забываем: забываем, что есть грех в нашей жизни, делаемся к нему нечуткими, забываем его легко, скорбим о нем мало. А вместе с тем, это – единственное несчастье человеческой жизни. Все остальное может быть чисто, грех темен. Грех оскверняет, грех убивает человека, и не только его одного, даже не только его сообщников во грехе – убивает он человеческие и Божеские отношения… Какой бы мы ни совершили грех, первое, чего мы ищем, чего мы хотим, это закрыться от Бога: как бы Бог этого не знал! как бы Он этого не приметил, как бы Он это забыл!

И когда мы говорим: «Как бы Он это простил», мы так часто говорим это не из глубины раздирающей душу скорби о том, что мы разорвали отношения любви и веры, и дружбы, а потому что случилось что-то, от чего нам страшно делается, от чего холодеет душа, потому что, когда мы станем перед Богом, нам будет стыдно и боязно…

И грех нас отделяет от людей. О своем горе, об утрате, о несчастье можно сказать, можно поделиться ими с ближним, можно получить от ближнего поддержку, можно силу получить от взаимного доверия, от того, что мы делим друг со другом этот ужас земли. Но грех нас от человека отделяет. Он отделяет нас от тех, перед которыми было бы стыдно, он отделяет нас от тех, которые были сообщниками наших грехов, потому что они нам – живое и мучительное напоминание, и потому что мы знаем, что мы не только за себя, но друг за друга ответим на неумолимом суде правды и любви Господней.

И вот грех убивает все в жизни – и меньше всего мы ощущаем его как смерть. Плачем мы обо всем, сетуем обо всем, горюем обо всем, кроме как о том, что заживо умираем, что постепенно вокруг нас образуется непроходимое кольцо отчужденности и от грешника, и от праведника, и от Бога, что это кольцо не может разомкнуться даже любовью других, потому что нам тем более стыдно и страшно, чем больше нас любят… Вот почему в самую основу нашего спасения, нашего покаяния Иоанн Лествичник ставит призыв к тому, чтобы мы плакали о своих грехах.

Почему плакали? Мы знаем из своего опыта, что только тогда мы можем заплакать, когда горе, или радость, или стыд, или ужас пронзят душу, как копье, что только когда доходит наше страдание до предела, вырываются из нас слезы. До этого бывает раскаяние – и с этого надо начать: ужаснуться о том, что мы могли так поступить, что мы могли такими быть; а затем придет и покаяние, то есть тот решительный, беспощадный к себе оборот души, который ставит нас лицом к лицу перед Богом, повергает нас к Его ногам, учит нас просить исцеления, очищения, милости, прощения – и не себе только, но и жертвам нашей греховности.

И потом, когда сознание наше доходит до такой остроты и глубины, что нам уже невыносима отчужденность от Бога, сознание совершенного нами духовного преступления убийства себя и другого, – только тогда могут из наших глаз вырваться очищающие слезы. Пока мы не умеем плакать о своих грехах, мы можем с уверенностью сказать, что мы их еще не осознали, что мы еще нечутки, что мы еще холодны, что мы еще во грехе.

Грех убивает. Он убивает нашу душу, делая ее нечуткой и черствой, он убивает отношения наши с Богом и с людьми; он убивает совесть нашу и жизнь в других, он убивает Христа на Кресте. На прошлой неделе мы поклонялись Кресту, через малое время мы будем созерцать страсти Господни – вот что делает грех: он убивает. И всегда невинного, всегда в жертву себе берет того, кто не заслужил этого страдания, этого унижения, этой боли.

Подумайте, каждый, о своей жизни, о каждом грехе, вдумайтесь строго и беспощадно, и принесите Богу сначала раскаяние, потом – истинное, все растущее покаяние, пока не прорвется из сердца поток слез и мы не сможем сказать: «Каюсь, Господи, поистине!» – и в этих слезах мы омоемся от грехов своих.

Аминь.

***

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Матвею, глава 28 стих с 16 по 20 (зачало 116)

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф.28:16-20)

На Литургии

Послание апостола Павла к евреям, глава 6 стих с 13 по 20 (зачало 314)

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. (Евр.6:13-20)

Евангелие по Марку, глава 9 стих с 17 по 31 (зачало 40)

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк.9:17-31)

Преподобному

Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 5 стих с 8 по 19 (зачало 229)

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, (Еф.5:8-19)

Евангелие по Матфею, глава 4 стих 25,  глава 5 стих с 1 по 12 (зачало 10)

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф.4:25,5:1-12)

 

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

О постах и трапезах. Азбука веры.

Четвёртая Неделя Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского

Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука веры.

В Неделю 4-ю Великого поста почтили память преподобного Иоанна Лествичника. Московский Сретенский монастырь.

Прп. Иоанн Лествичник. Православная энциклопедия.

Православный календарь. Православие.ру

Иконография Преподобного Иоанна Лествичника. Московский Сретенский монастырь.

Чтение на каждый день Великого поста. Д.В. Дементьев. Азбука веры.

Иоанн Лествичник. Профессор Сергей Михайлович Зарин. Азбука веры.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление