Начало и история с 1889 по 1917 год
Не ошибаются те, которые жертвуют свои средства на сооружение храмов Божиих. Попечение об устроении дома молитвы весьма ценно в очах Божиих и привлекает милость от Господа живым строителям и поминовение умершим.
Священномученик Вениамин (Казанский)
История церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице начинается с основания в 1884 году Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, одно из крупнейших церковных Братств Санкт-Петербурга, занимавшегося проблемами духовно-нравственного просвещения народа.
Идея создания Братства зародилась в узком кругу духовных лиц и государственных служащих по Духовному Ведомству и Министерству народного Просвещения. Обоснованием своего решения учредители Братства видели в необходимости решения насущных проблем духовно-нравственного просвещения общества.
Численность населения Петербургской губернии, не считая столицы, к 1882 году составляла около миллиона человек. Из них детей школьного возраста от 8 до 14 лет более ста тысяч человек. Это количество было кратно больше, имевшихся земских и министерских школ. Так, на 1 января 1882 года в Петербургской губернии было всего 424 начальных училища, подведомственных училищным советам, в которых обучалось 21056 учеников. То есть дефицит учебных мест приводит к тому, что три четверти детей школьного возраста в пределах Петербургской губернии не получали никакого образования.
Положение усугублялось еще и тем, что, даже те местности, где эти школы находились, не могли похвалиться «особенно заметным улучшением населения в нравственном и материальном отношениях», несмотря на огромные финансовые затраты государства на их содержание.
Отчет членов Царскосельского училищного совета за 1878 год показывает, что за 16 лет существования земских школ, уровень образования народа и нравственного состояния населения не возвысился. Школы не дали людей для крестьянского самоуправления и не подняли народной производительности. Восемьдесят процентов учащихся бросали школу после второго года обучения. А из тех, кто школу все же закончил, часто обнаруживались «забывшими грамоту». При этом, горячо сочувствовавшее народному образованию Петербургское земство, не скупилось на содержание школ, ежегодно увеличивая ассигнования на них. Так, в 1866 году было выделено 2000 рублей, а в 1883 году уже более 30000 рублей серебром.
Основной причиной столь плачевного состояния народного образования учредители Братства видели в
«искусственном разъединении церкви и школы, узаконенном положениями о начальных народных училищах 1864 и 1874 годов».
Ввиду настоятельной необходимости прийти на помощь населению Петербургской епархии в деле религиозно-нравственного просвещения, неравнодушные лица считали необходимым организовать Братство, целями и задачами которого было бы повышение уровня грамотности народа и содействие в распространении церковно-приходских школ, внебогослужебных образовательных бесед пастырей с народом, устройстве церковных библиотек и книжных складов, развитии церковного пения.
На основании всех вышеизложенных фактов, учредители Братства делают выводы о необходимости восстановления исконной, исторически-тесной связи Церкви и школы. Они считают, что народная школа должна быть приходской, находиться в тесной связи с Церковью и ее учением, под непосредственным руководством достойного сельского пастыря, содержаться на средства прихожан, в составе учебного плана обязательно содержать помимо русского языка и арифметики, церковно-славянский язык, церковное чтение и пение.
Несмотря на принимаемые Правительством меры по созданию и поддержанию при церквах училищ для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и начаткам катехизиса, церковно-приходских школ в Петербургской епархии катастрофически не хватало.
Так, из Записки о церковно-приходских школах члена Совета Братства С. Е. Рождественского следует, что еще с 1841 года Правительство вменяет в обязанность Епархиальному начальству «располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и начаткам катехизиса. Подобные училища заводить по возможности при монастырях мужских для детей служительских и прочих мужеского пола, и при женских для детей женского пола». Также об этом говорится в Положении о приходских попечительствах при православных церквах 1864 года: «Приходским попечительствам при православных церквах предоставлено устроять школы для первоначального обучения детей в пределах прихода и заведовать ими, а равно содействовать улучшению существующих уже школ».
Но, несмотря на принимаемые меры, директор народных училищ, один из учредителей Братства Сергей Егорович Рождественский констатировал факт, что на момент создания Братства в селах Петербургской губернии не насчитывалось и 10 церковно-приходских школ, в большей части уездов их совсем нет. А в Петербурге на 800000 населения было всего 3 церковно-приходских школы и 2 воскресных, существующих на средства приходских попечительств.
В то же время «целыми десятками, если не сотнями можно насчитать такие места, где обучение совершается на дому отставными солдатами, писарями и вообще разного рода грамотеями».
С 1882 года, после снятия запрета на обучение народа грамоте только дипломированными специалистами, в селах и деревнях легализировались школы грамотности, в которых разрешено было преподавать лицам, политически и нравственно благонадежным, находящимся под надзором местной полиции и приходским священникам.
Зачастую эти неравнодушные, радеющие за дело образования люди, добросовестно трудились над просвещением народа без всякого вознаграждения, а часто еще и жертвуя на учебники и классные принадлежности из своих скудных средств.
Одной из задач создаваемого Братства виделась помощь в организации таких домашних школ книгами, деньгами и советами.
Кроме устройства и поддержания церковно-приходских школ и домашних школ грамотности, «могучим средством для утверждения в народе веры и благочестия» они считали устроение внебогослужебных духовно-нравственных бесед священника с народом, открытие библиотек и книжных складов при церквах, распространение книг и брошюр религиозно-нравственного и исторического содержания, а также организацию церковных хоров.
Обсудив в общих основаниях цели и задачи будущего Братства, организаторы обращаются к преосвященному Арсению (Брянцеву), епископу Ладожскому, первому викарию Петербургской епархии за советом и указаниями.
Подробнее о жизни и служении епископа Арсения (Брянцева)
185 лет со дня рождения Преосвященного Арсения (Брянцева). В начале 80-х годов ХIХ века, небольшой кружок лиц духовного звания и служащих по Духовному Ведомству и Министерству Народного Просвещения решился основать Петербургское Епархиальное Братство, в виду настоятельной необходимости прийти на помощь населению Петербургской епархии в деле религиозно-нравственного просвещения. Опубликовано 07.09.2024
Относясь с полным сочувствием к цели и программе деятельности нового епархиального учреждения и испросив архипастырского благословения Высокопреосвященного митрополита Исидора (Никольского), преосвященный Арсений принял близкое участие в составлении проекта Устава Братства во имя Пресвятой Богородицы. Проект устава Братства был утвержден 18 января 1884 года, а его деятельность распространялась на всю Петербургскую епархию.
Первое Собрание членов-учредителей Православного Санкт-Петербургского Братства состоялось 25 марта 1884 года. Оно проходило в квартире ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии. Председателем Братства по единогласной просьбе был избран Преосвященный Арсений (Брянцев) епископ Ладожский. Товарищами председателя стали Владимир Карлович Саблер, управляющий канцелярией Священного Синода и академик Афанасий Федорович Бычков, директор Императорской Публичной Библиотеки. Членами совета Братства являлись: архимандрит Иннокентий, протоиереи И. Н. Полисадов и Л. П. Петров и С. Е. Рождественский, директор Народных училищ Санкт-Петербургской губернии. Казначеем избран П. Д. Губарев, помощник казначея Священного Синода и секретарем собрания – В. И. Шемякин.
Торжественное открытие Братства состоялось 11 апреля 1884 года в Исаакиевском соборе после молебна перед чудотворным образом Тихвинской иконы Божией Матери, который совершил Председатель Совета братства Преосвященный Арсений, епископ Ладожский в сослужении духовных членов Совета и причта Исаакиевского собора.
В число почетных членов Братства вошли: митрополит Московский Иоаникий (Руднев), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Варшавский Леонитий (Лебединский), архиепископ Тверской Савва (Тихомиров), архиепископ Ярославский Ионафан (Руднев), обер-прокурор Священного синода Константин Петрович Победоносцев, министр народного просвещения Иван Давыдович Делянов, министр внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой. В последующем председателями Братства назначались епископы Гдовские, викарии Санкт-Петербургской епархии.
Активно начав свою деятельность, Совет Братства уже 1 августа 1884 года доводит до сведения всех заинтересованных лиц об открытии в Святых воротах Александро-Невской Лавры главного книжного склада Братства и возможности получить в нем всю необходимую литературу.
140 лет со дня открытия первого книжного склада Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. С учреждением школ, перед Братством встал вопрос с обеспечением школ духовной литературой. В этих целях, было необходимо организовать устройство книжных складов, предназначенных, для обеспечения потребностей народа в чтении назидательной литературы. Опубликовано 12.08.2024
Основные силы Братства были направлены на благоустроение церковно-приходских школ. После опубликования Правил о церковно-приходских школах Совет Братства стал обладать всеми правами Епархиального училищного совета. За семь лет существования члены Братства открывают 133 церковно-приходских школы, в которых обучалось более 3000 человек. На содержание этих школ (по отчету за 1891 год) выделялось более 24000 рублей в год. А к 1 августа 1895 года в ведении Совета Братства состоят 223 церковно-приходские школы.
В 1896 году в Отчете о деятельности Совета Братства сказано, что из трехсот Определений, сделанных в течение года, 286 касаются именно благоустройства церковно-приходских школ и не только в части их материального обеспечения, но, прежде всего, в отношении учебного дела вообще, и методического обеспечения в частности. К преподаванию в церковно-приходских школах, находящихся в ведении Братства, допускались лица, «правоспособные к учительству», на основании их документов и одобренные Советом Братства.
Те, кто был допущен к преподаванию без соответствующих документов, обязывались получить последние в течение следующего учебного года. В связи с существующей проблемой непостоянства учебного персонала, связанной чаще всего с недостаточным материальным обеспечением, Совет Братства рекомендовал брать обязательства с учителей о том, что они не оставят занятий среди года, и предполагал, при первой возможности, повысить «оклады жалованья учащим».
В качестве эксперимента, для внимательного изучения учебного дела, по школам были разосланы учебные журналы, в которых учителя должны были отображать весь учебный процесс. В конце года журналы возвращались в Совет и тщательно изучались. На основании этих данных делались заключения о выполнении программ и методик преподавания в церковно-приходских школах, давались рекомендации о введении недостающих дисциплин, необходимого количества часов на данный предмет, а также поощрялись вечерние занятия с дополнительными уроками пения, рукоделия и чтения книг назидательного и общеобразовательного содержания.
Надо сказать, что преподавание пения Совет Братства считал делом важным и необходимым. Он рекомендовал эту учебную дисциплину вводить во всех школах и поощрял учителей, преподающих ее, увеличением оклада жалования или выдачей единовременного пособия. Но, так как не каждый учитель был способен учить пению, а выбор учителей невелик, то и исправить эту ситуацию было нелегко.
Воспитательная часть в большинстве школ находилась в прямой зависимости от личного участия заведовавших школами священников. Дети постоянно посещали храм, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, участвовали в обще-приходских богослужениях. Все большее распространение получало самостоятельное участие школьников в богослужении в качестве прислуживающих при нем чтецов и певцов. Имели место школьные походы на богомолье.
В воспитательных целях для воздействия на воспитанников, кроме поощрительных мер, употреблялись и меры дисциплинарного взыскания, «не выходя из пределов общих оснований педагогики». Так, Отчет описывает случай «особливых мероприятий в Крапивенской школе», где заведующий школой священник обязывал нарушивших дисциплину школьников выполнять какие-либо полезные работы по школе или храму: «сшивать бумагу, чистить запачканные столы, собирать и раздавать тетради и т. п.».
С 1889 по 1897 годах Епархиальное Братство занимается строительством бБратской Покровской церкви на Боровой улице. Работы проводит архитектор Николай Никитич Никонов.
При храме, получившем в 1901 году статус прихода, существовали церковно-приходское попечительство, школа и епархиальная миссионерская библиотека. Здесь же находился Братский дом с залом для публичных бесед.
С 1908 по 1910 годы на противоположном краю города, в Полюстрове, местный домовладелец И. И. Четчуев построил трехпрестольный деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который вместе с новым трехэтажным каменным домом со службами передал в дар Братству. В этом же году в нем начала действовать церковно-приходская братская школа.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Полюстрово. Расширяя свою миссионерскую и просветительскую деятельность, Епархиальное Братство выбрало для постройки новой церкви и школы при ней рабочий район Полюстрово, который не только интенсивно развивался и застраивался, но и находился под заметным влиянием баптистов и католиков.
Опубликовано 10.12.2022
В целом к 1910 году сеть церковных школ за предшествующие четверть века уже сложилась. Теперь первостепенными вопросами перед Братством стояли задачи повышения квалификации и материального положения учителей, строительства добротных школьных зданий, обновления учебных пособий.
На 1910 год в епархии насчитывалось 522 начальные церковно-приходские школы, 8 учительских (второклассных) и 8 воскресных, с 25084 учащимися.
Со дня своего назначения викарным епископом, 30 декабря 1909 года, владыка Вениамин Казанский возглавил Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы. В своей многосторонней деятельности викария столичной епархии, преосвященный уделял первостепенное внимание церковным школам, находившимся в ведении Братства Пресвятой Богородицы.
Особое отношение еще со студенческих времен сложилось у владыки к братской церкви на Боровой улице, где состоялся его первый опыт проповедничества. У «Покрова на Боровой» епископ Вениамин стремился служить и проповедовать как можно чаще ради «религиозно-нравственного просвещения и назидания приходящих в храм рабочих». Здесь он вводил в практику богослужения, тогда еще не имевшие широкого распространения. Почти еженедельно совершал вечером по средам акафисты при общенародном пении, а Великим постом – пассии. В одном только 1911 году «архиерейских служб совершено в храме тридцать».
Сохраняя сложившиеся со времени основания храма традиции благотворительных совместных пасхальных трапез, носящих древнехристианский характер агап, преосвященный Вениамин возобновляет «трапезы любви» в Братском храме на Пасху в 1911 году. После светлой заутрени и литургии в зале Епархиального братства было устроено бесплатное разговение для бедных прихода. Оно стало возможным, благодаря пожертвованию самого владыки, «давшего на это доброе дело щедрую лепту, а также на доброхотные даяния лиц, посещающих беседы в этом зале».
11 марта 1912 года, в день памяти преподобной Марии Египетской состоялось второе рождение общества трезвости, основанного более двадцати лет назад первым настоятелем храма иереем Сергием Слепяном. Преосвященный Вениамин и церковный староста Покровского прихода Георгий Семенович Комиссаров объединили усилия, чтобы храм на Боровой с его единственным в Петербурге престолом в честь святого мученика Вонифатия вновь стал маяком трезвости. Епископ Вениамин отслужил в верхней церкви литургию и молебен св. мученику Вонифатию. В своем слове владыка «призвал благословение Божие на новое общество трезвости и указал на значение его в местном рабочем районе». Для трезвенников были предусмотрены пастырские наставления, еженедельные, по пятницам, молебны с водосвятием перед чтимым образом святого, духовные беседы в зале при храме, с раздачей соответствующих брошюр и назидательных листков.
Через храм на Боровой святитель Вениамин обогатил литургическую жизнь столицы службой «Погребения Богоматери». Первый раз в Санкт-Петербурге это чинопоследование было совершено вечером 15 августа 1913 года в Покровской церкви. Богослужение началось в верхнем храме, а завершилось в нижнем, куда епископ, духовенство и прихожане перешли с крестным ходом во время великого славословия.
О чине Погребения Пресвятой Богородицы и его истории. Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных и почитаемых Богородичных праздников Православной Церкви. В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери).
Опубликовано 27.08.2024
Еще одно нововведение, связанное с Покровским братским храмом, — это «ранние архиерейские литургии с общенародным пением». Первая такая литургия была совершена 20 января 1913 года. Владыке Вениамину сослужил ректор духовной семинарии протоиерей Василий Мартинсон и местный причт, а в пении под управлением псаломщика-регента И. И. Коробкина участвовал весь народ. Такие службы «являются нововведением в столице, весьма полезным для миссионерско-просветительных целей» – отмечала одна из петербургских газет.
Первая ранняя Литургия возглавленная преосвященным Вениамином (Казанским) в 1913 году. В конце XIX – начале XIX века в Санкт-Петербурге возросло влияние различных сект. В числе способов сектантской пропаганды чуть ли не первое место занимало общее пение религиозно-нравственных стихов во время собратий. В сектантских молитвенных домах, в изобилии открытых в столице, можно было видеть православных из простецов, интеллигентов и даже, судя по форме одежды, служащих. Из беседы с такими православными было видно, что их привлекает сюда главным образом пение сектантских стихов, которое необходимо отдать справедливость – поставлено образцово. Опубликовано 01.02.2024
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский был последним председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, обогативший своею деятельностью последнее десятилетие существования Братства.
По материалам:
По материалам работ настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Александра Владимировича Ежова
Фотография Преосвященного Арсения (Брянцева), епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии взята на сайте Биографической базы данных Духовенства Русской Православной церкви в XX веке