Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Ко дню Лазаревой субботы

«У кого есть Марфа трудолюбивая – всестороннее доброделание и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, – внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его – дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом!»

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

В субботу, 12 апреля, мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию – фарисей, сын фарисея Симона. Праздновать в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после 40-дневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн, в то время как другие евангелисты опускают, – ведь при них Лазарь был ещё жив. Ибо тогда нужно было доказать, что Христос – Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мёртвых, в чём лучше всего убеждал Лазарь.

Разрыв между текстом

О праведном Лазаре Четверодневном, Китийском епископе,
друге Божиим воскрешенном Господом Иисусом Христом
Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр)

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр)

Праведный Лазарь жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в других Евангелиях, но без упоминания Лазаря (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Лазарь заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Бoжий» (Ин 11. 4). Спустя два дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «…друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально — как указание на болезнь Лазаря, не понимая метафору сна как смерти. Апостол Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, которая уже верила, согласно представлениям того времени (Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Лазарь будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Лазарь находился уже четвёртый день во гробе, то есть его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Лазаря; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом три дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить. Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), которую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Лазарь, закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

Воскрешение прав. Лазаря, Христос в доме Симона Прокаженного. Миниатюра из Гомилии свт. Григория Низианзина. 880–883 гг. (Paris. gr. 510. Fol 196v)

Воскрешение прав. Лазаря, Христос в доме Симона Прокаженного. Миниатюра из Гомилии свт. Григория Низианзина. 880–883 гг. (Paris. gr. 510. Fol 196v)

За шесть дней до последней пасхи Господь вновь пришел в Bифанию, чтобы принять участие в праздничной трапезе, приготовленной для Него в доме Симона прокаженного,- Лазарь «был одним из возлежавших с Ним» (Ин 12. 1-2 сл.). Сестра Лазаря Марфа прислуживала за трапезой, а Мария помазала миром ноги Иисуса (Ин 12. 1-3; ср.: Мф 26. 6). Многие из народа пришли посмотреть на воскресшего Лазаря и засвидетельствовали чудо его воскрешения (Ин 12. 9, 17). Весть об этом чуде дошла до Иерусалима: первосвященники, намеревавшиеся убить Иисуса Христа (Ин 11. 46-53), замыслили убить и Лазаря, как важного свидетеля божественной власти Спасителя над жизнью и смертью (Ин 12. 9-11).

Несмотря на значимость события воскрешения Лазаря, Евангелие не сообщает никаких подробностей о жизни воскресшего, все остальные сведения о нем представлены в церковном Предании. Наличие рассказа о Лазаре только в Евангелии от Иоанна может объясняться тем, что в нем преимущественно описываются события, происшедшие близ Иерусалима в период служения Господа, предшествующий крестным страданиям, в то время как синоптики обращают основное внимание на деяния Иисуса в Галилее. Возможно, отсутствие сведений о Лазаре в источниках, вошедших в евангельское повествование, объясняется стремлением обезопасить Лазаря (так называемая защитная анонимность). Умолчание об истории Лазаря в остальном корпусе Нового Завета заставило исследователей искать косвенные свидетельства. Неоднократные упоминания о том, что Спаситель любил Лазаря (Ин 11. 3, 5, 36), понимаются некоторыми как указание на то, что именно он, а не святой Иоанн Богослов был неназванным любимым учеником Господа (Ин 13. 23-26; 19. 25-27 и др.), соответственно утверждение, что любимый ученик не умрет (Ин 21. 23), истолковывалось как намек на его воскрешение. Другие исследователи видят Лазаря в безымянном юноше, последовавшем за Иисусом и Его учениками в Гефсиманию и оставившем свой плащ в руках воинов, пришедших арестовать Христа (Мк 14. 51-52). Отдельные авторы полагают, что первоначально история о воскрешении Лазаря существовала в виде притчи, которая затем трансформировалась в рассказ о реальном событии. На устное бытование этого текста указывает начало повествования: «Был болен некто Лазарь из Вифании…» В качестве одного из источников этого повествования рассматривают притчу о богаче и Лазаре в Евангелии от Луки, отдельные темы которой перекликаются с историей Лазаря в Евангелии от Иоанна. Другие авторы считают рассказ Евангелия от Иоанна источником притчи у Луки. Помимо совпадения имен, которые больше в Новом Завете не встречаются, в обоих рассказах речь идет о возвращении из царства смерти; другая смысловая параллель связана с реакцией иудеев на воскрешение Лазаря и со словами Лк 16. 30: «…если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Тем не менее связь между этими сюжетами носит формальный характер: в притче из Евангелия от Луки просьба богача о послании Лазаря в мир живых (т. е. о воскрешении ради свидетельства) отвергается Авраамом. Воскресший же Лазарь из Евангелия от Иоанна не свидетельствует о будущей жизни или загробном суде, а становится наглядным символом власти Иисуса Христа над смертью, предвосхищая Его воскресение.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина в Риме. IV в.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина в Риме. IV в.

Воскрешение Лазаря — самое величайшее чудо и знамение Иисуса Христа в Евангелии (не случайно это единственное из чудес Спасителя, где его участник назван по имени). Как и в других рассказах о чудесах в Евангелии от Иоанна (Ин 5; 9), чудо о Лазаре получает истолкование в самом тексте. В беседе с Марфой Сам Господь говорит об этом событии как о знамении будущего воскресения (Ин 11. 21-27) и об откровении славы Божией (Ин 11. 4, 40). Символизм образа Лазаря находит отражение в последних главах Евангелия от Иоанна. Воскрешенный Лазарь выходит из гробницы обвитый погребальными пеленами, лицо его обвязано платком (Ин 11. 44), поскольку ему предстояло снова умереть. Христос по Своем воскресении оставил в гробнице Свои погребальные пелены и головной плат, в которых Он больше не нуждался (Ин 20. 6-7), став отныне неподвластным смерти. Лазарь, воскрешенный Иисусом, возвращается к жизни и впоследствии умирает, лишь на какое-то время победив смерть.

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

 

Воскресение Христа не просто возвращение к этой жизни, но начало новой: Господь восстает из мертвых, чтобы уже не умереть никогда.

****

О жизни и служении праведного Лазаря после воскрешения и

его посмертном почитании

Центром почитания Лазаря в течение многих веков оставалась его гробница в Вифании. Евангельские события, связанные с воскрешением Лазаря, вошли в богослужебный цикл (Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим), и им посвящены многочисленные гомилии церковных писателей. Тем не менее освящение церквей во имя Лазаря встречалось в Византии довольно редко.

Вход в погребальную камеру прав. Лазаря в Вифании

Вход в погребальную камеру прав. Лазаря в Вифании

Особое распространение почитание Лазаря получило на Кипре, где, как считается, он был епископом и скончался. В ранних источниках это предание отсутствует. В некоторых источниках указывается, что Лазарь стал епископом, но не указывается где именно.

Впервые сведения о пребывании Лазаря на Кипре встречаются в гомилии Иоанна Эвбейского (Х в.), в которой кратко говорится, что тот стал епископом на этом острове и принял Мученический Венец. Некоторые исследователи считали это известие поздней вставкой, но затем это мнение было опровергнуто. В средневизантийский период представление о том, что Лазарь был 1-м епископом Кития на Кипре, получило широкое распространение, хотя существовали и другие версии его жизни: например, паломник Бернард (ок. 867) во время путешествия по святым местам зафиксировал предание о том, что Лазарь 40 лет епископствовал в Эфесе.

О рукоположении Лазаря во епископа Китийского сохранились противоречивые сведения. В Синаксаре Константинопольской церкви (Х в.) говорится, что хиротонию совершил апостол Петр. Традиционно считается, что Лазарь был поставлен в епископа проповедовавшими на Кипре апостолами Павлом и Варнавой или только апостолом Варнавой. В Синаксаре Константинопольской церкви содержится еще одно противоречащее устоявшейся традиции сведение о том, что после своего воскрешения Лазарь прожил 18 лет, тогда как византийские авторы, следуя за святителем Епифанием Кипрским, считают, что воскресший Лазарь прожил 30 лет. Вероятно, автор синаксарного текста имел в виду годы епископства Лазаря в Китии.

Церковь прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

Церковь прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

В Китии, на месте захоронения Лазаря, в VI в. была сооружена 3-нефная базилика, имевшая примерно такие же размеры, что и существующий в настоящее время храм. Она была разрушена во время арабских набегов. На месте алтаря жители построили небольшую часовню, из которой спуск вел в подземную гробницу на месте раннехристианской базилики был обнаружен мраморный саркофаг с мощами и надписью: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Византийский император Лев VI Мудрый перенес мощи Лазаря в Константинополь, а на месте их обретения построил величественный храм. Однако, как следует из позднейших описаний паломников, в столицу Византийской империи была увезена только часть мощей святого, а другая часть оставалась предметом поклонения на Кипре.

Перенесение мощей Лазаря в Константинополь подробно описано Арефой, епископом Кесарийским. Одно из посвященных этому событию Слов было произнесено в храме Святой Софии Константинопольской, куда были доставлены мощи сразу после прибытия. Оно датируется 17 октября 901 г. Из другого Слова, помеченного 4 мая 902 г., известно, что мощи были привезены в серебряном ковчеге, который, видимо, не был очень большим и тяжелым, т. к. император нес его на руках; автор также упоминает о принесении праха Лазаря. Пока строился храм во имя праведного Лазаря в местности Топи близ Константинополя, мощи этого святого находились в церкви Пресвятой Богородицы в квартале Куратора. При новопостроенном храме Лев VI основал мужской монастырь. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви и Постной Триоди, в Константинополе от мощей Лазаря происходило множество чудес.

О мощах Лазаря, как о чтимой реликвии, свидетельствует Аноним Меркати, однако о них не говорится в описаниях константинопольских святынь Антония Новгородца (ок. 1200) и Стефана Новгородца (1348 или 1349). Сведения о местоположении мощей Лазаря в источниках XIV в. противоречивы.

Византийские календари отмечают 17 октября перенесение мощей Лазаря в Константинополь и 4 мая освящение построенного Львом VI храма и перенесение в него мощей Лазаря и его сестер Марфы и Марии. В ряде византийских Синаксарей и месяцесловов 17 марта встречается память воскрешения Лазаря, но в современные календари она не была включена. В поздних афонских рукописях под 16 октября отмечается 2-е успение Лазаря.

Реликварий с главой прав. Лазаря в ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

Реликварий с главой прав. Лазаря в ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

В Китии продолжалось паломничество к гробнице Лазаря, а с XVI в. появляются упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме. По свидетельству римского аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 г. источники перестали упоминать о мощах. Видимо, они были убраны в крипту под алтарем, где были обнаружены в 1972 году, во время работ после пожара 1970 г. На мраморной гробнице, в которой находились мощи, имеется надпись: ΘΙΛΙΟΥ, которая может быть искажением слова ΘΙΛΟΣ (друг), являвшегося частью прозвища Лазаря- «друг Христов». В настоящее время глава Лазаря выставлена в храме для поклонения.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г.

На Кипре с празднованием Лазаревой субботы связано множество народных обычаев. Так, в храме праведного Лазаря в Ларнаке благообразный мальчик изображал Лазаря. Его одежду украшали желтыми маргаритками, и он ложился на «одр Лазаря», устроенный из лавровых, миртовых и финиковых ветвей, роз и цветущих побегов апельсиновых и гранатовых деревьев. Во время чтения Евангелия, после слов «Лазаре, иди вон», на голову мальчика помещали крест, кропили его святой водой с миртовых ветвей и кадили вокруг. Когда мальчик «восставал с одра», женщины осыпали его лепестками роз, окропляли розовой водой, давали съесть  сладость, кусочек хлеба и выпить глоток вина. К церковному хору присоединялись музыканты, играющие на свирелях, скрипках и лютнях, а во дворе храма начинали раздавать праздничные угощения. Затем процессия с зажженными свечами до поздней ночи обходила дома, в которых устраивался «одр Лазаря». Хозяева угощали иереев и других участников процессии.

****

О почитании праведного Лазаря у славян

Почитание Лазаря у южных славян и на Руси было практически ограничено Лазаревой субботой в триодном цикле праздников, хотя на славянский язык переводились многия Слова великих святых Церкви, но у южных славян и на Руси получали распространения не всегда одинаковые тексты.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.

На Руси в домонгольское время (вероятно, на рубеже XII и XIII вв.) было написано весьма популярное в рукописной традиции начала XV-XVII в. (не менее 30 списков 2 редакций) анонимное Слово на Лазарево воскресение, сотканное из целого ряда апокрифических мотивов, комбинация которых является оригинальной и принадлежит автору Слова. В древнерусских рукописях начиная с XV в. на Лазареву субботу помещается также древний (вероятно, также домонгольский) псевдоэпиграф (нач.: «Слыши небо и внуши земля, яко Господь глаголаше…») с именем Иакова, брата Господня, в заглавии.

В славянские агиографические памятники из византийских календарей перешли 3 посвященных Лазарю неподвижных праздника: 17 марта, 17 октября и 4 мая.

Уставные чтения на перенесение мощей Лазаря 17 октября появляются в русских рукописях (в южнославянских неизвестно) в XVII в. Так, в Четьих Минеях свящ. Иоанна Милютина  к этой дате приурочен перевод собрания афонских легенд, где Лазарь фигурирует в начальной и заключительной частях. В Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского остался лишь один праздник, связанный с Лазарем — 17 октября, который впоследствии вошел в современный календарь Русской Православной Церкви.

Частицы мощей Лазаря неоднократно привозили в Москву в XVI-XVII вв. из разных мест православного Востока:

  • в 1585 г.- афонским старцем Нифонтом от Константинопольского патриарха (часть главы),
  • в 1630 г.- архимандритом Максимом Никольским из монастыря в Ставруполе,
  • в 1645 г.- архимандритом Варфоломеем от Александрийского патриарха.

В музеях Московского Кремля хранятся реликвии, включающие небольшие фрагменты мощей Лазаря:

  • воздвизальный крест 2-й половины XII — 1-й четверти XIII в.,
  • панагия Иоанна Грозного XVI в.,
  • крест-мощевик 2-й половины XVII в.

В настоящее время частицы мощей праведного Лазаря находятся в Кийском кресте патриарха Никона в церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Посвящение церквей и монастырей во имя Лазаря не получило сколь-либо широкого распространения у православных балканских славян. На Руси монастыри во имя праведного Лазаря Четверодневного сравнительно немногочисленны, но известны с домонгольского времени. В 1114 г. упоминается женский монастырь в Киеве. В Великом Новгороде Лазаревский монастырь в Неревском конце существовал не позднее рубежа XII и XIII вв. (а возможно, еще в кон. XI в.). В дозорной книге Ростова 1619 г. упоминается монастырь во имя Лазаря «на убогих домах». Лазаревский монастырь в Пскове известен в документах с 1630 г.. Храмы, посвященные Лазарю, известны на Руси обычно в крупных городах. В Москве придел во имя Лазаря в кремлевском храме Рождества Богородицы «на сенях» известен с 1393 г., не позднее 10-х гг. XVII в. упоминается соименный придел в церкви Сретения «на сенях». В Пскове храм во имя Лазаря (известен не позднее 1480) стоял на посаде в Запсковье. Церковь во имя мч. Антипы и Лазаря (летний храм XVII в.) стоит на посаде в г. Суздале. И в других местах можно встретить храмы и приделы, посвященные Лазарю Четверодневному: Вологде, Курске, Суздале, Онеге (Архангельская область), Новой Ладоге, Тамбове, Пятигорске, Ярославле, в костромском Ипатиевском монастыре, Псково-Печерском монастыре, Троицкой Александро-Невской лавре, в селах Сергове (Новгородская обл.), Хрещатом (Воронежская обл.).

У балканских славян (Болгария, Македония, Центр. Сербия и Сев.-Вост. Босния) распространен обряд «лазарки» (в Сербии чаще именуемый «кралице»), совершаемый во время Великого поста, в Лазареву субботу. Он близок по типу к рождественскому колядованию, но совершается исключительно девочками и незамужними девушками, которые ходят с танцами и песнями по домам, высказывая благопожелания хозяевам и получая за это в подарок продукты (яйца, муку, крупу и т. п.). Обряд носит характер инициации.

****

Об иконографии праведного Лазаря

Наиболее ранние изображения Лазаря появились в раннехристианскую эпоху в связи с Евангельской историей его воскрешения. Он представлен в виде стоящей на ступенях маленькой спеленутой фигурки, иногда трактованной весьма условно. Эта сцена встречается довольно часто уже в росписях катакомб, на стеклянных поминальных медальонах с росписью золотом, на предметах храмового убранства, на произведениях из терракоты.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина в Риме. IV в.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина в Риме. IV в.

Поскольку память о воскрешении Лазаря вошла в число праздников Пасхального цикла (с переходящей датой), эта сцена присутствовала в иллюстрациях к минологиям и богослужебным текстам как в Византии, так и в других странах. С течением времени возрастало разнообразие особенностей этой композиции. В качестве свидетелей чуда воскрешения Лазаря изображались только сестры Лазаря в IX веке, позже Апостолы, Апостолы с сестрами Лазаря и юноша держащий пелены, и другие участники.

Историческая иллюстрация «Воскрешение Лазаря» получила распространение, став частью иконного убранства храмового темплона  и монументальной программы росписи храма (фреска в южной ветви подкупольного креста в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). Историзм подчеркивается разрастанием композиции: появляются фигуры апостолов, сестер Лазаря, фарисеев и жителей Вифании, ландшафт и гробница в горе. Как правило, Лазарь изображается стоящим, но существует вариант с сидящей фигурой спеленутого Лазаря во гробе (Сербия, ок. 1320). В регионах, отдаленных от художественных центров Византии, встречаются необычные детали композиции. Так, на миниатюре в Тетроевангелии египетского происхождения с арабским надписанием имени Лазаря он изображен опирающимся на край гробницы, голова свободна от пелен.

В книгах сцена  из Нового Завета «Воскрешение Лазаря» получает более крупный формат, здесь показываются многофигурные композиции с припадающими к ногам Христа сестрами Лазаря, стоящими Апостолами, фарисеями и жителями города. Живописцы уделяют больше внимания переживанию события разными персонажами (ожидание апостолов, возмущение фарисеев, отвращение к запаху тления у гробокопателей и т. д.). Фигуры сестер Лазаря в поклонении Иисусу Христу обычно показаны одинаковыми, но бывают варианты, когда сестры, разделяя переживание чуда, обращены друг к другу.

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В поздневизантийской иконописи сцена «Воскрешение Лазаря» присутствует на полях икон с сюжетами чудес и Страстей (икона «Распятие Господне, с евангельскими сценами», XIV в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

Иногда, чтобы подчеркнуть мертвенность лика Лазаря в композиции воскрешения, его изображают подчеркнуто белым или бледным, а также придают землистый или зеленоватый оттенок (XII в.). В церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде (80-е гг. XIV в.) в многофигурной композиции «Сошествие во ад» представлена спеленутая фигура, которая, по предположению Т. Ю. Царевской, может быть отождествлена с Лазарем.

Первые изображения Лазаря как епископа Кипрского появились, по-видимому, после окончания эпохи иконоборчества и перенесения мощей святого в Константинополь при византийском императоре Льве VI, в кон. IX — нач. X в. Фигура Лазаря в епископских одеждах известна во фреске Новой Токалы-килисе в Гёреме в Каппадокии (кон. X в.).

С начала XII в. образ Лазаря, епископа Китиона Кипрского, встречается в росписях кипрских храмов. Его писали безбородым, поэтому моложавым, но с проседью.

Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в.

Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в.

Образ Лазаря-епископа встречается в монументальной декорации храмов Древней Руси: в новгородских церквах свт. Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенская) на Торговой стороне (ок. 1120) и Преображения Господня (Спаса) на Нередице (1199). Лазарь представлен безбородым, с тонзурой; его лик землистого оттенка, изборожден морщинами. В церкви Спаса на Нередице образ Лазаря в нижнем регистре святительского чина включен в ряд епископов, происходящих с разных земель православной ойкумены, и находится рядом с образом Христа-Иерея. В Николо-Дворищенской церкви фигура Лазаря больше человеческого роста, расположена на восточном склоне пролета между алтарем и диаконником, напротив — изображение креста-никитриона; кресты на омофоре Лазаря были золотисто-охристого цвета, что, вероятно, обусловлено преданием, согласно которому омофор его был сделан Самой Богоматерью. Появление образов Лазаря в новгородских росписях XII века могло быть связано со священником Лазарем, настоятелем церкви Бориса и Глеба в Вышгороде, игуменом Выдубицкого Михаило-Архангельского мон-ря (1088), епископа Переяславля Южного (с 12 ноября 1105).

****

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Разрыв между текстом

О значении Воскрешение Лазаря

(Митрополит Иларион (Алфеев))

Чудо воскрешения Лазаря имеет центральное значение для понимания всей евангельской истории. Это чудо знаменует собой не только фактическое окончание и кульминацию длинной серии чудес, совершённых Иисусом за время Его общественного служения, но и переход к истории Страстей. Кульминацией этой истории, в свою очередь, станет воскресение Христово, прямая тематическая связь с которым протягивается от рассказа о воскрешении Лазаря.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись кубикулы «Д» в катакомбах святых Гордиана и Эпимахия в Риме. 60-е гг. IV в.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись кубикулы «Д» в катакомбах святых Гордиана и Эпимахия в Риме. 60-е гг. IV в.

В Евангелии от Иоанна рассказ об этом событии расположен посередине, как бы рассекая его на две части. Будучи «математическим центром» четвертого Евангелия, история воскрешения Лазаря занимает также место нравственного центра: это одновременно кульминация и поворотный пункт. Первые десять глав, предшествующие главе 11-й, целиком посвященной воскрешению Лазаря, вмещают в себя все служение Иисуса на протяжении более трех лет — от встречи с Иоанном Крестителем на берегу Иордана (Ин. 1:29) до возвращения на то место, где прежде крестил Иоанн (Ин. 10:40). Десять глав, которые следуют за рассказом о воскрешении Лазаря, повествуют о событиях последних дней земной жизни Иисуса, Его страданиях, смерти и воскресении. Смысловые нити протягиваются от этого рассказа и к началу, и к концу Евангелия, а сам рассказ становится главным прообразом главного события евангельской истории — воскресения Иисуса Христа. Почему этот рассказ, несмотря на свою исключительную важность, обойден вниманием тремя евангелистами-синоптиками? Этот вопрос занимает умы ученых с самого момента зарождения библейской критики.

Вокруг воскрешения Лазаря критики расположились в боевом порядке подобно армии вокруг осажденной крепости… Тот факт, что синоптики не упоминают об этом чуде, для многих становится достаточной причиной сомневаться в том, что оно имело место в действительности. К тому же остается без ответа вопрос о перспективе и целях четвертого евангелиста. Некоторые полагают, что историческая форма, в которую облечен рассказ о чуде, служит лишь иллюстрацией идеи о том, что Иисус есть Жизнь и Податель жизни. Думают, что разговор между Иисусом и Марфой и Марией разросся до повествования о чуде. Или считают, что это составная история, созданная из того, что Лука говорит о Марфе и Марии, и притче о нищем Лазаре. В любом случае, как полагают, решение следует искать в символизме, а не в исторической действительности.

Молчание синоптиков о столь важном чуде — действительно труднообъяснимый факт. В то же время большинство сюжетов, о которых рассказывают синоптики, отсутствуют у Иоанна. Обычно это объясняется тем, что он писал позже других, знал о том, что они написали, и не хотел дублировать их повествования. По всей видимости, это было именно так. С другой стороны, сам по себе синоптический материал тоже неоднороден: несмотря на предполагаемые общие источники, у каждого из евангелистов есть что-то, чего нет у других. Например, история воскрешения сына вдовы наинской рассказана только Лукой.

Признавать или не признавать историчность воскрешения Лазаря является вопросом личного выбора исследователя, так же как признавать или не признавать, что Иисус воскрес из мертвых. Историчность воскрешения Лазаря отрицают, как правило, те же ученые, которые отрицают историчность чуда умножения хлебов, несмотря на то что об этом чуде рассказывают все четыре евангелиста. О воскресении Иисуса все четыре евангелиста говорят единогласно, и тем не менее те, кто не хочет в это верить, не верят, как не захотели поверить фарисеи и саддукеи, о которых Иисус сказал: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16:31).

Мы не будем здесь приводить аргументы в пользу историчности рассказа о воскрешении Лазаря, так как эти аргументы, многократно озвученные учеными, все равно не убедят скептиков. Мы не можем, однако, не обратить внимания на то, что этот рассказ содержит одну из самых детально изложенных историй всего корпуса Нового Завета. Как и в других рассказах о чудесах, Иисус предстает здесь одновременно как Бог и человек. При этом Его человеческие черты прописаны с особой тщательностью, а Его Божественная сила представлена с особенной яркостью. Для понимания новозаветной христологии — учения о том, как две природы соединяются в одной личности Иисуса Христа, — эта глава дает богатый материал.

Достоверность рассказа о воскрешении Лазаря доказывается не только совокупностью внешних факторов. Этот рассказ обладает той особой внутренней достоверностью, которая позволяет отличить повествование о действительном событии от литературной фикции, историю от беллетристики. Именно эта достоверность позволила Достоевскому сделать евангельский рассказ о воскрешении Лазаря смысловым центром романа «Преступление и наказание». Роман, начинающийся жутким сюжетом убийства студентом Раскольниковым старухи-процентщицы, а попутно еще одной невинной женщины, завершается духовным перерождением преступника. Переломным моментом всей истории является чтение Соней Мармеладовой вслух рассказа о воскрешении Лазаря. Именно эта сцена, в которой текст рассказа приведен полностью, рассекает пополам всю драму, описанную в романе, подобно тому как она рассекает на две части Евангелие от Иоанна. В завершение романа Евангелие — то самое, из которого Соня читала Раскольникову о воскрешении Лазаря, — оказывается рядом с ним на тюремных нарах, и с этого момента «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Разрыв между текстом

Воскрешение Лазаря.
Суббота перед Страстной.

Антоний (Блум), митрополит Сурожский 

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день.

Бог создавал человека другом Себе; эта дружба, которая существует между нами и Им, еще углублена, сделана еще более тесной в Крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.

А потом, в течение жизни, как цветок завядает, как истощается в нас жизнь, надежда, радость, чистота, – истощилась сила этого друга Господня. И часто-часто мы чувствуем, что в нас, словно во гробе, где-то лежит – нельзя сказать “покоится”, а именно лежит, страшной смертью пораженный, – четверодневный друг Господень, тот, который умер, к гробу которого сестры боятся подойти, потому что он уже разлагается телом…

И над этим другом как часто сетует наша душа, как часто сетуют и Марфа и Мария: та сторона нашей души, которая по своему призванию, по своим силам и возможностям способна молчать у ног Господних, слушая каждое Его слово, делаясь живой и трепетной от каждого животворящего слова Господня, и та сторона нашей души, подобная Марфе, которая способна была бы в правде и чистоте, с вдохновением творить в жизни дела Божии, которая могла бы быть не встревоженной служанкой, не мятущейся Марфой, какой мы часто бываем по образу растерявшейся Марфы евангельской, а трудолюбивой, творческой, живой Марфой, способной превращать своими руками, своей любовью, своей заботой все самое обыкновенное вокруг нас в Царство Божие, в явление любви человеческой и любви Божией. Итак, эти две силы в нас, бесплодные, зашедшие в нас в тупик Марфа и Мария, сила созерцания и сила творчества, сетуют над тем, что умер друг Господень Лазарь.

И минутами близко-близко к нам подходит Господь, и мы готовы, как Марфа, воскликнуть: Господи, зачем Тебя не было здесь в момент, когда решалась борьба между жизнью и смертью, в момент, когда Лазарь еще был жив – только поражен насмерть, и мог бы быть удержан в этой жизни! Если бы Ты был здесь, он не умер бы… – И слышим Его слово: Веришь ли ты, что он воскреснет? – И мы тоже, как Марфа, готовы сказать: Да, Господи, – в последний день…

Но когда говорила Марфа, она сказала это с такой надеждой: Я всегда веровала, что Ты – Господь, и я верую, что Лазарь воскреснет в последний день!.. А мы говорим это печально, грустно: Да, в последний день воскреснет, когда уже, как говорит Великий канон, кончится жизни торжество, когда уже будет поздно на земле творить, когда будет поздно жить верой и надеждой и ликованием нарастающей любви…

Но Господь и нам говорит, как ей; говорит нашей безнадежности, как сказал ее совершенной надежде: Я – воскресение и жизнь! И если кто в Меня верует, если бы и мертв был – воскреснет…

И тут хочется вспомнить еще другое: Марфа не знала, что за три дня до этого Христос Своим ученикам говорил, что насмерть болен Его друг, не знала, что Он дал ему умереть, чтобы он воскрес, но уже богатый таким опытом, такой победой Божией, что уже ничто не могло его поколебать…

Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет!

И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения.

Аминь.

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

На Литургии святителя Иоанна Златоуста

Послание апостола Павла к Евреям, глава 12 стих с 28 по 29, глава 13 стих с 1 по 8 (зачало 333 от полу)

Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий. Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.12:28-29,13:1-8)

Евангелие от Иоанна, глава 11 стих с 1 по 45 (зачало 39)

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. (Ин.11:1-45)

 

 

По материалам:

  1. Православный Церковный календарь. Азбука веры.
  2. Православный календарь. Православие.ру
  3. Воскрешение Лазаря. Суббота перед Страстной. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского
  4. Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 3. Чудеса Иисуса. Митрополит Иларион (Алфеев). Православный портал Иисус
  5. Лазарь Четверодневный. Православная энциклопедия. 
  6. Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука веры.
Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление