Ко дню памяти мученика Вонифатия. Вонифатьевское Братство.
Молитва святого мученика Вонифатия.
Господи, Господи Боже мой! сподоби мя милостей Твоих и буди ми помойник, дабы враг мой на беззакония моя, безумно содеянная, не прекратил пути к небу, прими с миром душу мою, вчини мя с мучениками, кровь пролившими за Тя и веру до конца соблюди». Аминь.
*****
«В вине не мужайся! вино многих погубило. Трезвитесь и бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердой верою. Господь да утвердить, да укрепит, да соделает вас непоколебимыми».
(Петр. 1 посл. 5, 8).
Инициатором создания Вонифатьевского общества трезвости во имя святого мученика Вонифатия, был один из основателей и первый священник братской Покровской церкви Санкт-Петербургского Епархиального братства по имя Пресвятой Богородицы, Сергий Николаевич Слепян.
Вонифатьевское общество трезвости было открыто 5 марта 1890 года в молитвенном доме, что на Боровой улице, возле фабрики Говарда.
С момента создания и до начала первой мировой войны 1914 года, когда были закрыты казенные винные лавки, Вонифатьевское Братство было исключительно трезвенническим и называлось Вонифатьевским Обществом трезвости.
С 1914 по 1916 годы, с начала первой мировой и запретом властей на продажу вино-водочных изделий и как следствие уменьшение пьянства среди населения по естественным причинам, в жизни Вонифатьевского общества трезвости, наступило определенное затишье.
При этом, люди, употребляющие денатурат и ханжу (разведенный спирт низкого качества, чаще всего технический), на обет воздержания в церковь не записывались и считали это дело предосудительным. «Стыдно записываться», обыкновенно оправдывались пьяницы и продолжали упиваться, до смертельных даже случаев и ханжою, и денатуратом.
Со 2 января 1916 года (19 декабря по ст. ст.) Учитывая уменьшение употребления населением спиртных напитков, а также происходящие в обществе перемены и веяния, Вонифатьевское общество трезвости возродилось под именем Вонифатьевского Братства.
С этого времени задачи, стоявшие перед Вонифатьевском Братством, стали носить общий религиозно-просветительный характер, а не одно только трезвенническое дело.
В уставе Вонифатьевского Братства от 1917 года было указано:
«В настоящее время, когда обновленная свободная Россия вступила на путь к светлому будущему, во всех гражданах есть уверенность, что пьянство – этот ужасный кошмар прошлого – не вернется вновь, что пьянство исчезнет со многими другими мрачными сторонами русской действительности, царившими до 27-го февраля 1917 года, и русскому народу останется одна только светлая, радость свободного труда и свободной веры в единую святую Православную Церковь.
Теперь к трезвенническим заветам присоединяются уже другие заветы, это:
укрепление христианской свободы в нашей личной жизни;
укрепление веры в Господа Бога и Его Святую Церковь;
защита святой веры и вразумление тех братьев, кто неправильно понимает истины свободы, и другие религиозно просветительские цели, которые выводят Вонифатьевское Братство с узкого трезвеннического пути на простор вообще религиозно-просветительского учреждения в приходе.
Теперь под словом «трезвость» понималось более широкое слово «трезвение».
Трезвение – есть духовное состояние, которое при условии постоянной и усердной работе с Божией помощью, избавляет человека от страстных помыслов и слов и от худых дел; дарует тому, кто его проходит, твердое разумение Бога непостижимого, сколько оно достижимо, и сокровенно подает решение сокровенных божественных тайн; есть оно также исполнитель всякой заповеди ветхого и нового заветов и податель всякого блага будущего века».
Трезвление, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводителем правой и богоугодной жизни.
Трезвление есть твердое водружение помысла, ума и стояние его у двери сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-обкрадывали, слышит, что говорят и что делают сии губители и какие демоны предопределяют и нагромождают образ, пытаясь, увлечь чрез него в мечтания ума, обольстить его.
Состав морей – множество вод, а состав и тверд трезвения памятование о Боге, непрестанное хождение пред Богом, призывание Господа Иисуса Христа на помощь.
Путник, начав совершать путешествие далекое, неудобопроходимое и трудное и опасаясь на обратном пути заблудиться, ставить на дороге знаки, пути-указатели, которые помогли бы ему удобно возвратиться восвояси, а муж, шествующий путем трезвления, пусть ставить в качестве примет слова, слышанный от святых отцов, опасаясь и себя того же самого, т. е. заблудиться в пути, или попятиться назад.
Но для путника возвращение туда, откуда вышел, есть причина радости; а для трезвенника возвращение назад есть пагуба разумной души и знак отступничества от богоугодных дел, слов и помышлений.
Трезвление, памятование о Христа не позволит человеку увлекаться в злую сторону своей свободой.
Братство состояло из неограниченного числа членов. Членами его могли быть лица обоего пола, всех национальностей, всех политических партий, за исключением партий явно враждебных свободе человека-гражданина, а также за исключением лиц, причастных к торговле спиртными напитками.
Членами Братства могли быть все лица, выполняющие устав Братства и вносящие в кассу Братства ежегодную установленную для всех членов сумму.
Братский год начинался 19-го декабря (2 января по н.ст.), в память святого мученика Вонифатия и оканчивался 18-го декабря (1 января по н.ст.) следующего года. В течении этого времени каждому члену предоставлялась возможность сделать свой взнос и вступить в Братство.
Членами Братства являлись все сочувствовавшие деятельности Братства и заявившие Братству свое сочувствие какими-либо трудами или пожертвованиями.
Членами Братства могли быть лица, которые временно или навсегда решили отказаться от употребления спиртных напитков, или же решили воздержаться от какой-либо другой страсти, их мучившей.
Запись их производилась после молебна святому мученику Вонифатию и после произнесения своего воздержания перед иконой святого мученика Вонифатия.
Для записи о своем желании вступить в члены Братства необходимо было заявить или руководителю или кому-либо из действительных членов Братства.
Вонифатьевское Братство имело и своих почетных членов, которые или своими трудами, или пожертвованиями приобрели себе право на особую признательность Братства.
В Братство принимались лица, никогда не пьющие вина, пользующаяся в приходе за свою религиозную жизнь уважением, чтобы служить примером для слабых в воздержании членов Братства.
Вонифатьевское Братство, действующее под святою хоругвью святого Вонифатия, имело самую ближайшую связь с Санкт-Петербургским Епархиальным Братством во имя Пресвятой Богородицы. Отношения этих двух Братств были исполнены взаимной любви, которая существует между матерью и дочерью.
Глава и председатель Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы Преосвященный Владыка являлся главою и почетным председателем Вонифатьевского Братства.
Члены Епархиального Братства являлись почетными членами Вонифатьевского Братства. Такая честь для Вонифатьевского Братства была предоставлена потому, что учреждено оно было под сенью Покровско-Вонифатьевского храма, принадлежащего Епархиальному Братству Пресвятой Богородицы.
Председатель Братства Пресвятой Богородицы, являлся Высокопреосвященный Вениамин Казанский, который неутомимо трудился в проповеди слова Божия и слова трезвости на Боровой улице, в Братской Покровско-Вонифатьевской церкви.

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 25.5.1917 – 17.7.1917
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)
В уставе Братства были прописаны обязанности члена Братства и советы благочестия о молитве и трезвости, которые должен был соблюдать каждый член Братства.
Действительным членам давалось обязательство совершенно и безоговорочно отказаться от употребления спиртных напитков, а также отказаться от угощения других спиртными напитками, а также содействовать распространению сведений о вреде пьянства и приглашать с недугом пьянства присоединиться ко святой трезвости в Братстве.
Членам Братства рекомендовалось ласковое обращение с больным недугом пьянства, вместо обычного грубого и пренебрежительного.
Члены Братства обязывались проводить праздники свято, т.е. во время праздников, по мере возможности, воздерживаться от работы, ходить в храм к Богослужениям, читать или слушать слово Божие, посещать больных, помогать бездомным, когда возможно, присутствовать на воскресных чтениях и собеседованиях в храме и общественном приходском зале, прислуживать в храме, наблюдать за порядком, когда бывает особенного много молящихся в храме в праздничные дни или же за архиерейскими служениями, в Великом Посту.
Члены Братства обязательно должны были ежегодно быть у Святых Таинств Покаяния и Причащения; не очищающие же своей совести покаянием хотя бы раз в год из членов Братства исключались сами собою.
В кинематограф, все более и более покорявший общество, членам Братства рекомендовалось ходить только на те представления, где не оскорблялись святые чувства стыдливости, где не разрушалось святое целомудрие, не оскорблялась вера в Бога и любовь к ближним. Как только на полотне появлялась безнравственная картина, необходимо было встать и уйти. Пусть лучше пропадут деньги за билет, чем будет осквернена душа смотрением блуда и нечистоты. Необходимо было помнить слова Спасителя: «Если глаз твой чист будет, то и все тело твое чисто будет, если же око твое худо будет, то и все тело будет темно. Светильник для тела – око» (Me. VI, 22). Как в небесном царстве увидеть Господа Бога, если здесь видишь всякую нечистоту, наслаждаешься ею и готов для нее на все жертвы? Можно ли служить вместе Богу и мамоне?
Необходимо было предупредить знакомых своих, чтобы не ходили смотреть блудные представления, и тогда будешь другом души их. На невинные и чистые картины можно было смотреть по сколько угодно, чем чаще, тем лучше. «Блаженны чисты сердцем, яко те Бога узрят».
Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, становится рабом земных вещей. Страх Божий в сердце твоем да будет тем же, чем оружие в руках воина, им отражай во смирении искушения. Будь смел, потому что не потерпишь поражения, имея такое оружие.
Если не будет исцелена страстная часть души, то душа не приобретет здравия. Необходимо привести в устройство область сердца делами покаяния и житием благо угодным Богу.
Члены Братства не должны были употреблять в разговорах «черных слов» и вообще брани, воздерживаться от гнева, от неприличных песен, рассказов, по возможности от курения табаку и от азартных игр. Не хвалить того, у кого неудержимые уста и блуждающие очи.
Когда услышишь, что кто-нибудь худо говорит о тебе – Тотчас необходимо встать на молитву и помолится сперва о нем, потом о себе, говоря: Господи Исусе Христе! помилуй сего брата и меня, непотребного раба Твоего, и покрой нас от лукавого, молитвами Святых Твоих, аминь.
Особенно члены Братства должны были избегать всякого рода жестокостей в обращении не только с людьми, но даже и с животными должны были разнообразно милосердствовать о них.
В тяжкий грех вменялось члену Братства жестокое отношение со своей женой и детьми, грубые слова и побои, направленные на детей или на кого-либо из граждан какой бы политической партии и национальности они ни были.
Лучше самому принять побои, чем ударить другого.
Существует одна сила – сила убеждения, сила живого доброго слова. Необходимо беречься страшного греха – наложить свою руку на другого человека. Нужно уважать свободу другого человека.
Христианин должен свободу другого человека ставить выше своей собственной свободы.
Бог сотворил человека свободным и Сам же говорит: «Без Мене не можете творити ничего же»
Бог сотворил человека свободным, дабы он склоняться мог к благому; склоняясь же к нему по своим собственным желанием, человек не в состоянии совершит добра без помощи Бога.
Бог, внимая доброму усердию человека, подает ему силу к работе; таким образом будет место и тому и другому: и свобода человека, и помощь, даруемая ему от Бога, ибо все благое проистекает от Бога и совершается чрез святых Его. И так Бог славится во всех и прославляет их.
Свобода и уважение жизни другого человека – вот условия, при которых христиане могут стремиться к светлому будущему на земле.
Не нужно вдаваться в непосильную работу, потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке. Без труда жить нельзя, но непосильный труд есть рабство.
Все граждане равны между собою; лесть и самоунижение перед богатым, гордость пред бедным – есть грех и рабство.
Как бы молот и наковальню нужно помести в уме своем и пытать помыслы сердца своего; и которые не окажутся годными, бросать прочь.
Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударили в него? — Но остров противостоит волнам. Так и мы не можем противится злу своим добром.
Да не падет на нас сказанное пророком: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня.» (Ис. 29).
Крестное знамение нужно изображать на се6е правильно, а не с небрежением.
Поклоны при молитвах в храме:
1) Один поклон (поясной) при одном крестном знамении на молитвах:
— Царю Небесный:
— Отче наш;
— Миром Господу помолимся;
— Единородный Сыне;
— на выход с Евангелием.
— на каждое слово в молитвах «кланяюсь, покланяемся, покланяющиеся…
2) Три поясных поклона при троекратном крестном знамении:
— на приидите поклонимся;
— Аллилуйя (трижды);
— Святый Боже (трижды);
— Буди имя Господне (трижды).
3) Земные поклоны:
— на целование Евангелие или праздничной иконы;
— на «Со страхом Божиим … приступите»;
— Всех нас православных христиан да помянет Господь…
В другое время поклоны и крестные знамения по усердию
Нерадивый думает на молитве о том, чтобы услышать «аминь», а кто молится трезвенным умом, тот не тяготится длительностью службы.
Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно, и получишь.
Когда, стоя на молитве, будешь выше всякой другой радости, тогда знай, что истинно обрел ты молитву.
Когда совершаются крестные ходы, то членам Братства рекомендуется участвовать на них. Пой, возлюбленный, духом, пой и умом: «Как сладки гортани моей слова Твои, Господи. Лучше меда устам моим» (Псал. 118, 103). Не люби плотского покоя, чтоб не найти себе в нем духовного вреда.
С дыханием твоим трезвенно соедини молитву Иисусову, или непрестанное помышление о смерти и смирение; то и другое великую доставляет пользу.
Когда найдет на тебя помысел или желание нарушить одно из твоих обещаний, данных Господу Богу во имя святого мученика Вонифатия, то читай Евангелие, если ты грамотный, или читай молитву Иисусову (Господи помилуй), по числу лет земной жизни Иисуса —33 ½ и тем сможешь прогнать злые мысли и искушения.
К своим обетам члены Братства должны относиться как к делу великому, святому и благому. Они обязаны были помнить, что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, карающая нас за грехи. А самое строгое наблюдете за нами принадлежит Всеведающему Богу, от Которого ничего не утаишь и за тайные грехи пьянства и блуда большее осуждение получишь.
Всякий член Братства наперед должен быть подготовлен к тому, что ему будут предстоять разного рода препятствия к исполнению своих обещаний, могут происходить и насмешки и издевательства от неблагоразумных и злых людей, но все это он должен переносить спокойно и терпеливо, помня заповедь Спасителя нашего, что блаженны мы, когда поносят нас и гонят, и всячески злословят ради Христа или дела Христово, доброго и святого.
Члены Братства должны были содействовать, каждый по силам своим, укреплению православной веры, защищать Святую Церковь, убеждать слабых в вере, чтобы люди боялись безбожия, как самой страшной болезни, опасной не только для отдельной личности, но и смертельной для целых народов.
Имеющий склонность к страсти опьянения должен блюсти, чтобы не впасть в искушение, а потому и не должен держать у себя вина, как можно чаще вспоминая при этом наставление преподобного Серафима Саровского: «Вот вам мое завещание: не имейте в доме своем не только вина, но и посуды винной».
Не тужи, что праздник Божий провел без спирта. Святители Василий Великий Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Тихон Задонский и все другие угодники Божии и первые христиане были подобные нам люди и однако без опьянения проводили праздники, и та духовная радость, какая была у них, даже не может быть сравнима с буйным весельем пьяниц, у которых после смеха всегда бывают слезы и после буйного веселья смертная тоска.
Был ли кто между вами такой, кто пожелал бы быть пьяным в самый тот день, когда причастился Святых тайн Христовых? – Сохрани нас Господь – скажете вы, – мы знаем, какой это тяжкий грех. Теперь припомните, как радостно и легко и спокойно было у нас на душе в то время. Вы чувствовали в себе какой-то благодатный мир и святую радость, и душе и сердцу вашему хотелось делать тогда одно только доброе дело. Вот она настоящая-то радость без всякого спирта. Делай такую радость и в каждый праздник Господень сходи в храм Божий, отдохни, читай хорошие, полезные книги, помоги близким и незнакомым подай помощь свою тайно, навести родных и знакомых, съезди на лекцию или общественное собрание, будь верен своей семье, а напоследок скажи: «Слава Te6е Господи, и этот Твой праздничек не довелось мне оскорбить Тебя грехом». Благословить тебя Господь Бог твой мирным житием.
«Не смотри на вино, как оно краснеет, и как оно искрится в чаше; впоследствии как змий оно ужалит, и укусит как аспид» (Пр. 23). Так и всякий грех сначала красив, потом безобразен, сначала смех и буйное веселье, потом слезы; сначала захватит, потом погубит навеки и не вернешь ты прошедшей минуты.
Трезвение до блистания очищает совесть. Совесть же, будучи так очищена, изгоняет изнутри всякую тьму, подобно свету, вдруг воссиявшему по снятии лежащего на нем покрова.
Что благо кроме Бога? Предадим же Ему все, касающееся нас, и благо нам будет: ибо Благий, конечно, есть и благих даров Податель.
Средства Братства составляли членские взносы, пожертвования, проценты с принадлежащих братству сумм и доходы с предприятий Братства.
Для увеличения своих средств братство могло устраивать платные литературно-музыкальные вечера, концерты, чтения и т. п.
Из поступающих в Братство сумм в наличных деньгах оставались в кассе только то количество, которое было необходимо для текущих расходов. Остальные деньги вносились или в сберегательную кассу, или на них приобретались правительством одобренные бумаги, за сохранение которых отвечал казначей Братства.
Братство имело право выставлять в своем приходском храме около иконы святого мученика Вонифатия, кружку для сбора пожертвований с надписью: «В пользу Вонифатьевского Братства», а также обносить эту кружку за богослужениями в день святого мученика Вонифатия 1 января (18 декабря по ст.ст).
Управление делами Братства осуществлялось на общем собрании членов и совета Братства.
Общее собрание созывалось несколько раз в году, но не менее двух раз в год, а в случае особой необходимости могли созываться экстренные собрания, по усмотрению совета Братства. О времени, месте и предметах занятий всех общих собраний рассылались заблаговременно повестки.
На обязанности общего собрания входило:
- избрание должностных лиц Братства, которые вместе с руководителем и членами Братства составляли совет Братства. Должностными лицами являлись староста, секретарь и казначей Братства;
- рассмотрение годового отчета, представленного советом Братства, и утверждение его;
- обсуждение различных мероприятий и вопросов, касающихся Братства, предлагаемых советом или группою членов;
- избрание почётных членов;
- избрание ревизионной комиссии;
- избрание членов совета;
- текущие дела.
Совет Братства состоял из руководителя, старосты, секретаря и назначения, и нескольких членов, избираемых общим собранием на один год. Все они свой труд несли безвозмездно.
Совет Братства созывался руководителем не менее одного раза в месяц и ведал всеми делами братства, изыскивал средства к достижению целей братства, разрешал производить расходы из сумм братства, имеющихся в руках казначея.
Руководитель Братства вел трезвеннические собрания. От его имени, за подписью секретаря, производилась вся письменная переписка на бланках Братства.
Казначей принимал под свою расписку все денежные суммы, поступающие в Братство, производил расходы согласно постановлениям совета под расписки получателей и представлял годовой отчёт, a при необходимости и месячный о движении сумм.
Секретарю Братства вменялась в обязанность наблюдение за порядком делопроизводства Братства, составление годичного отчета и вообще ведение всей письменной части, касающейся Братства.
Руководитель Вонифатьевского Братства избирался на общем собрании членов Братства. Избранный на общем собрании руководитель утверждается Преосвященным Председателем Богородичного Братства.
Членам Братства предоставлялось возможность носить одинаковый для всех членов знак.
Иереем Андреем Иоанновичем Простосердовым, перемещенным 27 октября 1915 года к Петроградской Братской Покровской церкви был составлен акафист святому мученику Вонифатию, который был впервые прочитан во время всенощной накануне дня памяти святого – 18 декабря 1915 года (1 января 2016 по новому стилю).
18 декабря 1915 года, в день святого Вонифатия Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы справляло свой годовой праздник. За службами этого дня в «коренном храме» на Боровой улице Братства епископу Вениамину Казанскому сослужило духовенство других Братских церквей – полюстровской и колпинской, а после всенощной совершилась торжественная панихида с поминовением почивших членов Братства, церковно-школьных деятелей и жертвователей на пользу приходских школ епархии.
В этот день святого мученика Вонифатия, Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы справляло свой годовой праздник. За службами этого дня в «коренном храме» на Боровой улице Братства епископу Вениамину Казанскому сослужило духовенство других братских церквей – полюстровской и колпинской, а после всенощной совершилась торжественная панихида с поминовением почивших членов братства, церковно-школьных деятелей и жертвователей на пользу приходских школ епархии.
Отец Андрей Простосердов принимал активное участие в реорганизации Вонифатьевского общества трезвости.
По сохранившимся архивным материалам, в частности по подчерку редакторских пометок, можно предполагать, что иерей Андрей Простосердов был одним из авторов устава Вонифатьевского Барства.
Уже после Октябрьского переворота в 1918 году отец Андрей Иоаннович Простосердов становится четвертым настоятелем Петроградской Братской Покровской церкви, сменив на этом месте служения протоиерея Николая Николаевича Флерова.
Отец Андрей как настоятель церкви являлся председателем Вонифатьевского Религиозного Братства.
С самого начала становления советской власти он предпринимал неоднократные попытки по регистрации братства и продолжении его деятельности.
Так, 11 октября 1918 года он обратился к комиссару III Александро-Невского подрайона Петрограда с прошением о продолжении вести религиозные собрания Вонифатьевского Братства в приходском зале.

Прошение председателя Вонифатьевского Религиозного братства Андрея Иоанновича Простосердова 11 октября 1918 года
В прошении председателя общества, также указывалось, что Вонифатьевское Религиозное Братство никогда не преследовало никаких политических целей. Деятельность братства исключительно религиозная и чуждая политики.
Районным отделом юстиции 23.12.1918 года за №6080 в комендатуру 7-го городского подрайона охраны было сообщено, что постановлением Исполкома Александро-Невского подрайона Петрограда от 4-го ноября 1918 года Вонифатьевскому Культурно-просветительскому Братству в регистрации отказано.

Справка отдела юстиции от 23.12.1918 г. №6080 об отказе в регистрации Вонифатьевского Культурно-просветительского Братства
Так после 25 лет своего существования 4 ноября 1918 года Вонифатьевское Культурно-просветительское Братство при церкви Покрова Пресвятой Богородицы было закрыто, Советскими властями в регистрации братства было отказано….
И уже в наши дни, с благословения настоятеля храма протоиерея Александра Владимировича Ежова, начиная с 23 августа 2022 года каждый вторник в нижнем храме церкви Покрова Пресвятой Богородицы иереем Владиславом Владимировичем Романовичем совершается молебен с акафистом мученику Вонифатию.
Дальнейшая судьба священника Андрея Иоанновича Простосердова, после 1918 года неизвестна.