Ко дню памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
«Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоял себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн.
Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему.
Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски – естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.»
Святитель Феофан Затворник
11 сентября Святая Церковь чтит память Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот день относится к непереходящим великим недвунадесятым праздникам. В честь памяти трагического события 11 сентября Церковь установила пост.
В нашей стране в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по традиции, чтили:
- с 1769 года этот день соединяется с Поминовением православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Совершается поминовение православных воинов, на брани (войне) за Веру и Отечество живот свой положивших, подобно тому, как святой Иоанн Предтеча и Креститель Господень положил главу свою за истину, – за обличение в беззаконной жизни царя Ирода. Учреждено оно в 1769 году при императрице Екатерине II во время войны с Турками и Поляками.
Статья «Ко дню Усекновения главы Иоанна Крестителя. О молитве за убиенных войнов.» рассказывает о том «Какое же мы имеем уверение, что молитва церковная за убиенных воинов, ныне и присно приносимая, им полезна?»
- С 1913 года этот день соединяется с Днём трезвости. В настоящее время после Литургии совершается молебен о страждущих недугом винопития. 25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил к богослужебному использованию чин Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании.
О событии дня Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Ирод Антипа (4 г. до Р. Х.- 39 г. по Р. Х.) был сыном Ирода Великого от самаритянки Малтаки и как тетрарх управлял Галилеей и Переей, доставшимися ему после раздела наследства Ирода Великого. Он был женат на дочери набатейского царя Арефы (Ареты, Харитата) IV Филопатра. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа влюбился в Иродиаду, жену своего сводного брата Ирода (сына Ирода Великого от Мариамны, дочери первосвященника Симона). Она согласилась выйти замуж за Антипу, если он прогонит свою жену. Однако жена Антипы узнала об этом и обратилась за помощью к отцу Арефе, который тут же отправил войска против зятя, чтобы смыть оскорбление и восстановить честь дочери. Войско Антипы было разбито, и только вмешательство Рима спасло его от дальнейшей расправы. Иосиф Флавий также сообщает, что брак Антипы и Иродиады все-таки состоялся, а дочь Иродиады от 1-го брака, Саломея вышла замуж за тетрарха Филиппа, который умер на 20-й год правления императора Тиберия, то есть в 33/34 годах. Таким образом, Ирод Антипа с точки зрения закона Моисеева нарушил заповедь (Лев 20. 21). Рассказывая об Иоанне Крестителе, Иосиф Флавий не упоминает о том, что он обличал Ирода Антипу в совершении этого греха, хотя и связывает поражение войска Антипы с убиением Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.


Усекновение главы Иоанна Предтечи, с житием. Средник иконы. 60–70-е гг. XVI в. (ГРМ)
Евангельская традиция представляет дело иначе. Согласно Евангелию от Марка, причиной конфликта между Иоанном Крестителем и Иродом Антипой стал его брак с Иродиадой, которая была женой его брата Филиппа (Мк 6. 17-18; ср.: Мф 14. 3-4, где о браке прямо не говорится, но подразумеваются незаконные отношения). Согласно Евангелию от Луки, Иоанн Креститель был арестован из-за того, что обличал Ирода Антипу за брак с Иродиадой и «за всё, что сделал Ирод худого» (Лк 3. 19). При этом Ирод не хотел убивать Иоанна Предтечу и Крестителя Господня, потому что считал его святым и слушал его наставления (Мк 6. 20). Согласно Евангелию от Матфея, он боялся народа, который почитал Иоанна Предтечу пророком (Мф 14. 5). Однако на пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей дочери Иродиады (ее имя не называется) (Мк 6. 21-23; Мф 14. 6-7). По наущению матери она попросила в качестве награды голову Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, что и было исполнено, хотя Ирод этого не хотел (Мк 6. 24-28; Мф 14. 8-11). Позже Ирод, согласно Евангелию от Марка, взял вину убийства на себя (Мк 6. 16). Услышав о чудесах Спасителя, он решил, что Иоанн Креститель воскрес (Мф 14. 2). Таким образом, отличием евангельской традиции от рассказа Иосифа Флавия является то, что Иродиада является женой не Ирода, а Филиппа. Для согласования данных обычно делается предположение, что Филипп — 2-е имя Ирода, который жил в Риме и не был тетрархом.
Согласно Флавию, причиной конфликта был не брак, а огромный авторитет Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в народе. Ирод Антипа, заподозривший Иоанна Крестителя в том, что он может возглавить бунт, поспешил схватить его и казнить. О роли Иродиады ничего не сказано. Если сведения евангелистов указывают скорее на Галилею (Мк 6. 21) как на место казни Иоанна Крестителя, то Иосиф Флавий писал, что это произошло в крепости Махерон в Перее, на границе с Набатейским царством. В зависимости от того, как расцениваются данные Флавия, смерть Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна датируется 28/29 или 35/36 г.
О святых мощах Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Из евангельского текста известно, что глава Иоанна Крестителя осталась у Иродиады, а тело его забрали ученики и похоронили (Мф 14. 1-12). Поэтому у этих реликвий разные истории.
По свидетельству блаженного Иеронима Стридонского (IV в.), Иоанн Креститель был похоронен в Севастии, столице провинции Самария. Французский исследователь Ш. Дюканж объясняет перенесение мощей из Махерона (крепость к востоку от Мёртвого моря), где был обезглавлен святой, в Севастию тем фактом, что провинция Самария не находилась под управлением Ирода Антипы, и ученики святого, желая спасти тело Иоанна Предтечи от дальнейшего поругания, сумели переправить его в этот город. Согласно одному из апокрифических сказаний, тело пророка Иоанна погребла его мать, праведная Елисавета, под гробницей его отца, праведного Захарии. Самые ранние упоминания о гробнице в Севастии относятся к концу IV — началу V века. Так, церковные историки Филосторгий, Руфин Аквилейский и Феодорит, епископ Кирский, сообщают, что во время правления императора Юлиана Отступника (360-363) могила святого была разорена, а тело сожжено и прах развеян по ветру. Руфин повествует о том, что язычники рассыпали сожженные мощи Иоанна Крестителя в поле, однако некие монахи из обители Филиппа в Иерусалиме, став свидетелями кощунства, собрали фрагменты и унесли их в монастырь. Настоятель Филипп послал диакона Юлиана с мощами Иоанна Предтечи к святителю Афанасию I Великому, архиепископу Александрийскому, который принял святыню и «прозорливо сохранил ее для будущих поколений».
Феодор Дафнопат (X в.) интерпретировал этот рассказ иначе: в речи на перенесение десницы Иоанна Крестителя в Антиохию он сказал, что тело не было сожжено, его вовремя успели заменить другим, а мощи святого тайно переправили в Александрию, где они и хранились до окончания гонений.
Вероятно, после уничтожения мощей Иоанна Предтечи сохранившиеся фрагменты были перенесены не только в Александрию, но и в другие места. Так, в 377 году некий Флавий Рааман, римский офицер, основал мартирий Иоанна Предтечи близ современного села Эр-Рамтания на Голанских высотах. По мнению ряда исследователей, в мартирии хранились останки Иоанна Предтечи, доставленные сюда после осквернения гробницы в Севастии.
Вскоре после уничтожения мощей Иоанна Крестителя Господня его гробница в Севастии была восстановлена, к ней совершались паломничества. Около 404 года блаженный Иероним, описывая паломничество святой Павлы к святыням Палестины в 385-386 годах, рассказывает о мартирии пророка Иоанна Крестителя, пророков Елисея и Авдия в Севастии, где совершалось множество исцелений, в том числе бесноватых. В послании 386 года Иероним упоминает о том, что в Севастии почитаются останки (cineres — возможно, имеется в виду прах от сожженных мощей) Иоанна Предтечи, пророков Елисея и Авдия. В латинском переводе «Ономастикона» Евсевия Кесарийского, осуществленном блаженным Иеронимом, появилось добавление о том, что в Севастии «погребены мощи святого Иоанна Крестителя», хотя в оригинальном греческом тексте эта фраза отсутствует.
С V века церковная традиция связывала Севастию с местом кончины святого. Считалось, что здесь же находились дворец Ирода Антипы и темница, в которую был заключен Иоанн Креститель.
Сведения паломников о хранящейся в Севастии реликвии противоречивы. Многие путешественники говорят о теле Иоанна Крестителя (например, Петр Диакон из монастыря Монте-Кассино (XI в.), заимствовавший сведения из несохранившихся частей паломничества Эгерии 381-383 годов), другие — о прахе(Иоанна Фоки «Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины» конец XII века), некоторые — только о пустом гробе («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начало XII века).
В 1145 году насельники монастыря, построенного в Севастии крестоносцами, обрели серебряный реликварий, в котором находились фрагменты мощей Иоанна Крестителя вместе с пеплом и углями. Подробности этого события неизвестны, о нем сообщает Иерусалимский патриарх Вильгельм I в окружном послании (1145 года).
Вскоре части этих реликвий были переданы на Запад в обмен на финансовую поддержку для реконструкции церкви Иоанна Предтечи в Севастии. В 50-х годах XII века Франциск де ла Рош, епископ Акры, получил от Севастийского епископа Райнерия частицы мощей Иоанна Крестителя, которые были посланы им в монастырь Флорен (в современной Бельгии) и в церковь святого Иоанна в Льеже.
Впоследствии на обладание прахом Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна претендовало несколько церквей. Одна из них — кафедральный собор святого Лаврентия в Генуе, куда, согласно традиции, прах был перенесен в 1098 году из Мир Ликийских и где от него совершилось множество чудес. Наличие этой святыни в городе избавило жителей от эпидемии чумы. Существует также версия, что в X веке прах святого был перенесен из Александрии в монастырь преподобного Макария Великого (коптский), где был сокрыт много веков и вновь обретен лишь в 1976 году, во время реконструкции обители. Прах Иоанна Крестителя был найден вместе с прахом пророка Елисея в соответствии с описаниями, обнаруженными в монастырской библиотеке и относящимися к XI-XVI векам. Ныне он находится в церкви монастыря в деревянной раке.
***
О левой руке Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В описаниях гробницы Иоанна Крестителя в Севастии, оставленных паломниками Теодорихом (около 1170 года) и Иоанном Фокой (1185 год), упоминается левая рука святого. По-видимому, после 1187 года эта реликвия была перенесена из Севастии в Иоанна Предтечи монастырь на Иордане. К 1335 году относится 1-е упоминание о находящейся там левой руке Иоанна Предтечи заключенной в кипарисовый ковчег. Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349) при описании святынь Константинополя сообщал, что левая рука Иоанна предтечи хранилась в этом монастыре. Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо писал, что видел левую руку святого в монастыре святого Иоанна Предтечи в Петре (Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг.), однако он ошибся, вероятно спутав руку Иоанна Предтечи с другой святыней — рукой Иоанна Ктитора, основателя монастыря. О ней упоминал Стефан Новгородец, специально обращая внимание на то, что это не рука Иоанна Предтечи. Очевидно, такое ложное мнение было распространено уже в его время, подобные указания встречаются и в позднейших работах, например у греческого автора архимандрита Герасима (Смирнакиса) при описании монастыря Дионисиат на Афоне.
Существует документ 1602 года, где сообщается, что около 1323 года некий паломник принес левую руку Иоанна Предтечи в Перпиньян (город на юге Франции, недалеко от испанской границы, в то время находился в испанском владении). В 1407 году был созван совет епископов, на котором была подтверждена подлинность этой реликвии. На ковчеге сохранилось несколько греческих надписей, стихов, прославляющих Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. У святыни совершалось множество чудес, прежде всего исцелений от различных болезней. Эта реликвия хранится в кафедральном соборе Перпиньяна.
***
О деснице Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


Рака с десницей св. Иоанна Предтечи в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Цетинском мон-ре, Черногория
Десницу Иоанна Крестителя, по преданию, отделил от остальных мощей апостол и евангелист Лука и перенес в Антиохию, где она и хранилась на протяжении многих веков. Во время гонений императора Юлиана Отступника жители спрятали ее в одной из городских башен, а впоследствии она снова была помещена в храме и от нее совершалось множество исцелений. Одно из чудес часто приводится в источниках (например, у Феодора Дафнопата), а также пересказывается некоторыми путешественниками (например, Клавихо), что свидетельствует о его большой популярности в Византии. За городом поселился страшный змей, которому язычники каждый год приносили в жертву девушек. Отец одной из девушек, христианин, накануне жертвоприношения пришел в храм Иоанна Предтечи, чтобы поклониться его мощам и умолить святого спасти дочь. При этом он не просто приложился к деснице святого, но тайно откусил фалангу пальца и вынес ее из храма во рту. Когда он бросил ее в пасть змею, тот издох. Узнав об этом, множество язычников обратилось в христианство, а на месте этого события была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, где впоследствии и находилась десница святого; ее доставали из ковчега в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и по ней предсказывали урожайность года. Постройку этой церкви связывают с правлением императора Феодосия I Великого (379-395). Историки сообщают, что помимо десницы в этот храм был перенесен и прах Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В VII веке Антиохия была завоевана арабами и христиане хотели тайно вывезти десницу из города. Как пишет историк Иоанн Скилица, это удалось сделать только в правление императора Константина VII Багрянородного (912-959): рука была привезена в Халкидон неким диаконом по имени Иов, святыню встретил на корабле патриарх и доставил в Константинополь. Там она была положена во дворце, о чем также упоминает в речи Феодор Дафнопат. Святитель Антоний, архиепископ Новгородский, во время паломничества в Константинополь в 1200 году видел десницу Иоанна Предтечи в «Златых Палатах», т. е. в Большом императорском дворце. Аноним Меркати и Таррагонский Аноним называют более конкретное место нахождения святыни — дворцовую церковь Пресв. Богородицы Фаросской. Аноним Меркати писал о «руке целиком», а не только о кисти.
В Византии десницей Иоанна Предтечи освящали воду на праздник Крещения Господня, она была одним из атрибутов, используемых в чине поставления на царство императоров (об этом сообщают Антоний Новгородский и Аноним Меркати).
В XIV веке десница Иоанна Предтечи хранилась в монастыре Пресвятой Богородицы Перивлепты в Константинополе, о чем свидетельствуют рассказы многих русских паломников: Стефана Новгородца, Игнатия Смолянина, дьяка Александра и диакона Зосимы. В 1403 году святыню показывали в этом монастыре Руй Гонсалесу де Клавихо.
После завоевания Константинополя турками (1453 год) десница некоторое время хранилась в султанской сокровищнице, а в 1484 году султан Баязид II передал ее в дар великому магистру родосских рыцарей-иоаннитов Пьеру Обюссону, желая завоевать их расположение при заключении мирного договора. Об этом известно из переписки султана с магистром ордена иоаннитов, опубликованной Гийомом Каурсеном в 1496 году в составе «Родосской истории». После захвата Родоса турками в 1523 году святыня была перенесена на Мальту. Сохранились описания реликвии: это была кисть с тремя пальцами, украшенная в XV веке золотом и драгоценными камнями. Она, в частности, упоминается историком Дж. Ф. Абелой в «Описании Мальты» 1647 года.
После того как российский император Павел I стал гроссмейстером Мальтийского ордена, десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были привезены в 1799 году с Мальты в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине. В честь этого события был установлен праздник 12 октября (старый стиль в современное время это 25 октября) и составлена особая служба. В том же году святыни были перенесены в церковь Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце и ежегодно 12 октября привозились обратно в Гатчину на 10 дней, где выставлялись в построенном императором храме во имя апостола Павла.
Согласно распространенному преданию, после Октябрьской революции 1917 года десницу вместе с другими святынями вывезли из России сначала в Эстонию, затем в Данию, где жила императрица Мария Феодоровна. После ее смерти десница Иоанна Крестителя была переправлена в Берлин, а потом передана королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. Во время немецкой оккупации Югославии реликвия была перенесена в монастырь Острог в Черногории. В 1951 году десницу реквизировали и отправили в Титоград (ныне Подгорица, Черногория), затем в хранилище государственного Исторического музея в городе Цетине. С 1978 года десница находилась в ризнице Цетинского монастыря. В 1993 году она вновь была выставлена для поклонения, а в 2006 году святыню провезли по 10 городам России, Белоруссии и Украины.
Отсутствие достоверной информации о святыне в межвоенный и послевоенный период дало повод для возникновения легенды, отразившейся в одном из рассказов А. М. Ремизова о том, что десница Иоанна Крестителя была разбита прикладом винтовки одним из матросов во время штурма Зимнего дворца.
Согласно западной традиции, повествующей о судьбе десницы Иоанна Предтечи, во время завоевания Константинополя крестоносцами она была отправлена Нивелоном, епископом Суасонским, во Францию в аббатство Сен-Жан-де-Винь. Об этом упоминает так называемый Суасонский Аноним, участник 4-го крестового похода, составивший описание реликвий, которые были вывезены из Константинополя. Затем латинский император Балдуин II (1240-1261) передал ее Оттону де Сикону, а тот принес десницу в цистерцианское аббатство Сито. Возможно, в этом случае речь идет о другой части руки. По мнению болландиста Д. Папеброха, в документах, сообщающих о передаче руки, имеется в виду плечевая кость, а не кисть с перстами.
На обладание десницей Иоанна Предтечи претендует также кафедральный собор в Сиене. На драгоценном реликварии этой святыни имеется кириллическая надпись с упоминанием святого Саввы, архиепископа Сербского, который, по преданию, привез мощи из поездки в Никею, где он в 1219 году был поставлен в архиепископы. Согласно другой версии, десницу передал городу папа Пий II в 1464 году.
По местному преданию монастыря Дионисиат на Афоне, десница Иоанна Крестителя была подарена этой обители в 1810 году драгоманом Порты Янакакием, тайно забравшим ее из султанской сокровищницы и принявшим постриг в этом монастыре.
Существует также мнение, что десница Иоанна Крестителя находится в музее дворца Топкапы в Стамбуле. Как утверждает исследовательница И. Калаврезу, она действительно хранилась в сокровищнице султанов, затем была передана на Родос, но впоследствии при завоевании Родоса турками была возвращена в султанский дворец. Эта десница заключена в серебряную оправу в форме руки, и на ней сохранилась греческая надпись: «Это рука Иоанна Крестителя».
В монастыре Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на острове Бургаз (Антигони) близ Стамбула находится частица десницы святого, по преданию, переданная монастырю святителем Мефодием I, патриархом Константинопольским (843-847).
В византийский период помимо перста Иоанна Крестителя, хранившегося в Студийском монастыре, упоминались перст, привезенный в VI веке паломницей Феклой из Маврианы (Сен-Жан-де-Морьен) в Сапаудию (Савойю), и перст, перенесенный из Константинополя в Киев в правление Владимира Мономаха. В настоящее время персты Иоанна Предтечи и крестителя Господня находятся в кафедральном соборе апостола Иоанна Богослова в Никосии (Кипр), в Ватопеде и в Иоанна Предтечи ските близ Верии (оба подарены Дионисиатом), в монастырях Варлаама и святого Стефана в Метеорах, в монастыре святого Власия в Трикале в Коринфии и в монастыре святых Таксиархов на острове Серифос.
***
О главе Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


Погребение тела св. Иоанна Предтечи и обретение главы Иоанна, женой Хузы. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием». Кон. XVI — нач. XVII в. (СИХМ)
Глава Иоанна Крестителя является самой почитаемой частью мощей святого. Согласно евангельскому тексту, она оказалась в руках у Иродиады (Мф 14. 11). Боясь воскресения Иоанна Крестителя, она положила главу в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода, не желая, чтобы тело и глава святого были погребены вместе. Существовали различные предания о месте захоронения главы Иоанна Крестителя. Согласно одному из них, оно находилось в Иерусалиме, на Елеонской горе, однако в Сказании Иоанна Фоки местом Первого обретения главы и соответственно захоронения ее Иродиадой назван город Севастия (Иоанна Фоки Сказание вкратце. 1889). Согласно другой традиции, главу Иоанна Крестителя выкрала у Иродиады и погребла праведная Иоанна, благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода.


Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. Икона. XIV в. (Великая Лавра на Афоне)
О дальнейшей судьбе главы Иоанна Крестителя сообщают византийские сказания. Предположительно во время правления равноапостольного императора Константина I Великого (306-337) (такая датировка указывается, например, в Речи на обретение главы Иоанна Предтечи, приписываемой преподобному Феодору Студиту) ее нашли два монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения святым местам. Во сне им явился Иоанн Предтеча и указал на место, где была скрыта его глава. На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким горшечником из Эмесы, оставившим свой город и отправившимся на заработки. Этому горшечнику во сне также явился святой и повелел забрать у монахов свою главу, что тот и сделал. Таким образом реликвия оказалась в Эмесе, где сперва хранилась в семье горшечника, а затем передавалась из рук в руки благочестивыми жителями города. Однажды она попала к монаху Евстафию, который был арианином. Он обманывал жителей Эмесы, приписывая все чудеса и исцеления, происходившие от этой реликвии, своей святости и истинности исповедуемых им догматов. Когда его обман раскрылся, он был изгнан из города. Уходя, Евстафий спрятал главу в некой пещере, в которой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, а затем здесь был основан монастырь.
В 452 году, во время правления императора Маркиана, глава была обретена игуменом монастыря архимандритом Маркеллом и положена епископом Эмесы Уранием в монастырской церкви. Сохранился рассказ об этом событии, составленный игуменом Маркеллом. О том же обретении главы, однако с несколько иными подробностями, сообщается в Житии преподобной Матроны, принадлежащем преподобному Симеону Метафрасту. Это событие праздновалось в Византии и ныне празднуется Русской Православной Церковью 24 февраля (старый стиль, 9 марта — новый стиль) как Второе Обретение главы Иоанна Предтечи. В этот день святыня была торжественно положена в монастырской церкви, а обнаружена архимандритом Маркеллом на 6 дней раньше — 18 февраля (ст.стиль). В этот день Церковь отмечает Первое Обретение главы Иоанна Предтечи. Под ним подразумевается обретение ее двумя монахами в Иерусалиме. (В настоящее время в Русской Православной Церкви установлен праздник, относящийся к средним — это Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, приходящийся на 8 марта — в високосном году и 9 марта — в невисокосном году).
В Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского в повествовании о 1-м и 2-м обретении содержится также рассказ о некоем пресвитере Иннокентии, который пришел на Елеонскую гору и решил построить там церковь. При строительстве он нашел главу Иоанна Предтечи в сосуде и с великими почестями хранил ее в церкви. После его смерти храм пришел в запустение, и вновь святыня была обнаружена двумя монахами. Однако это сообщение не подтверждается древними источниками. Вероятно, автор основывался на сочинении «Лавсаик» Палладия, епископа Еленопольского, где упомянут пресвитер Иннокентий, который был придворным императора Константина Великого, а в 383-385 годах подвизался на Елеонской горе. В источнике говорится о «мощах Иоанна Предтечи», хранившихся в часовне в монастыре Иннокентия, однако нельзя с уверенностью утверждать, какая именно частица мощей имелась в виду. Хронология, приведенная у святителя Димитрия Ростовского, также неточна, так как Иннокентий жил в Иерусалиме в конце IV века, а монахи оказались там в начале IV века.
Кроме приведенной выше агиографической традиции о двух обретениях главы Иоанна Предтечи существуют сведения, подтверждающие другую версию ранней истории этой святыни. Церковный историк Созомен (V в.) сообщает, что она была найдена в Иерусалиме при императоре Валенте (364-378) монахами, сторонниками ереси Македония. Они провели некоторое время в Иерусалиме, а затем отправились в Киликию, взяв с собой найденную реликвию. Узнав об этом, император Валент приказал перенести главу святого в Константинополь. Но это не удалось осуществить: чудесным образом мулы, везшие повозку со святыней, остановились у деревни Пантихий недалеко от Халкидона, и было невозможно заставить их сдвинуться с места. Тогда глава была оставлена в ближайшей деревни Косилаон. Император Феодосий I Великий (379-395) прибыл в эту деревню и перевез главу в Константинополь, где она была положена в церкви во имя Иоанна Предтечи в Евдоме, специально воздвигнутой императором для святыни. По сообщению исследователя Р. Жанена, это была древнейшая церковь, посвященная Иоанну Крестителю в Константинополе. Ее постройка относится приблизительно к 391 году, а перенесение туда главы святого произошло 12 марта 392 года.
Рассказ Созомена противоречит традиционной версии о Первом обретении главы Иоанна Крестителя, и, по мнению Ш. Дюканжа, уже в средневизантийский период эта история не была широко известна, так как нахождение святыни в Константинополе в IV веке не упоминается ни в одном Синаксаре или в Минологии. Известно также, что главы уже не было в церкви в Евдоме во время правления императора святого Юстиниана I (527-565), который перестроил эту церковь (или построил новую в том же районе), и для ее освящения была привезена глава Иоанна Крестителя из Эмесы, а затем возвращена обратно. Об этом событии упоминает Феодор Дафнопат в речи на перенесение десницы Иоанна Крестителя. Существуют разные взгляды на то, как связаны между собой эти два рассказа об обретении главы Иоанна Крестителя Дюканж считал, что речь не могла идти об одной и той же святыне, и больше доверял сообщению Созомена. По мнению болландистов, эти версии не противоречат друг другу: возможно, глава оказалась в Константинополе в конце IV века, а затем, во время волнений, происходивших в столице после ссылки святителя Иоанна Златоуста (404), вывезена в Эмесу, где и была вновь обретена в 453 году.


Перенесение честной главы св. Иоанна Предтечи в Маркеллов мон-рь в Эмесе. Чудо с пресв. Малхом. Клейма иконы «Св. Иоанна Предтеча Ангел пустыни». 1-я четв. XVII в. (ГМЗК)
В Эмесе глава Иоанна Предтечи находилась в церкви монастыря Спилеон (дословно «пещера»; речь идет о пещере, в которой жил арианин Евстафий еще до основания монастыря) до 761 года, когда она была торжественно перенесена в собор во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, воздвигнутый в Эмесе специально для этой святыни. Об этом сообщается в Хронографии Феофана Исповедника, где сказано также, что глава еще находилась в этом соборе во время написания сочинения (т. е., около 810 года). Через некоторое время святыня была перенесена в город Команы (неизвестно, о каких Команах идет речь — Каппадокийских или Понтийских). Уже в VII веке Эмеса была завоевана арабами, и, вероятно, из-за усилившихся притеснений христиан главу забрали из города и перенесли в более безопасное место. В связи с господствовавшей тогда ересью иконоборчества глава не была положена ни в одной из церквей в Команах, а была спрятана. После восстановления иконопочитания в 843 году во время правления императора Михаила III (842-867) и его матери святой Феодоры она вновь была обретена чудесным образом. Святителю Игнатию, патриарху Константинопольскому, в видении было ясно описано место, в котором сокрыта глава Иоанна Предтечи. Посланные патриархом люди обрели ее именно там, где он указал. Святыня была перенесена в Константинополь, встречена императором и патриархом и положена в церкви императорского дворца. Об этом повествуется в Речи на обретение главы Иоанна Предтечи, приписываемой преподобному Феодору Студиту. Данное обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна называется Третьим и празднуется 25 мая (старый стиль, 7 июня новый стиль) — это день, когда святыня была привезена в Константинополь.
Затем глава была поделена на несколько частей (согласно различным версиям, на 2 или на 7 частей, вероятно, во время правления императора Константина IX Мономаха, которые хранились в храмах Константинополя. Лицевая часть находилась в церкви Пресвятой Богородицы во Влахернах, где ее видел Антоний Новгородец в 1200 году, верхняя часть черепа — в Студийском монастыре (об этом пишут Антоний Новгородец и Аноним Меркати), где хранились также «власы Иоанна Крестителя… и перси и перст его и зуб».
После латинского завоевания Константинополя в 1204 году несколько фрагментов главы Иоанна Крестителя были вывезены крестоносцами на Запад, прежде всего лицо святого. Согласно преданию, каноник из Пикиньи Валлон де Сартон нашел главу Иоанна Крестителя на серебряном блюде в развалинах одного дворца. На блюде была надпись, подтверждавшая принадлежность этой святыни Иоанну Крестителю. В 1206 году глава была доставлена в город Амьен (Пикардия), где ее встретил епископ Ричард Герберойский. В 1220 году было начато строительство кафедрального собора в Амьене, в котором впоследствии была положена святыня. Во время Французской революции 1789-1799 годов ее спас от поругания мэр города, укрыв в своем доме. После революции она вновь была возвращена в собор, где хранится до сих пор. С XIII века Амьен являлся местом постоянных паломничеств, его посещали короли Франции Людовик IX Святой, Филипп III Смелый, Карл VI, Карл VII. У главы святого совершалось множество чудес.


Реликварий с частью главы св. Иоанна Предтечи (сокровищница храма Пресв. Богородицы в Амьене, Франция)
Другая часть главы Иоанна Крестителя была вывезена вместе с десницей святого в Суасон епископом Нивелоном, о чем сообщается в Хронике Суасонского Анонима. Также частицы главы Иоанна Крестителя находились в Париже (в часовне Сент-Шапель), в Венеции, в Лионе и в других городах. Кроме того, в средние века существовало предание, что глава Иоанна Крестителя после Второго обретения была перенесена в Александрию, а оттуда во Францию в монастырь Сен-Жан-д’Анжели неким монахом Феликсом во времена правления короля Пипина III Короткого (751-768). Множество чудес связано с этой святыней, самое известное — воскрешение 20 капитанов короля, убитых в одном из сражений. Об этом писали многие западные авторы, в том числе Готфрид из Витербо (XII век). Однако, как доказал Дюканж, эта святыня была главой не Иоанна Крестителя, а святого Иоанна Эдесского. Ныне на обладание главой святого претендует также церковь Сан-Сильвестро ин Капите в Риме; часть святыни хранится в музее дворца Топкапы в Стамбуле вместе с частицей десницы Иоанна Крестителя.
Частицы главы Иоанна Крестителя хранятся в церкви святого Иоанна Предтечи в Иерусалиме, в музее Резиденции в Мюнхене (где собраны сокровища баварских королей), в афонских монастырях Хиландар,Дохиар,Ставроникита (челюсть) и в других. В монастыре преподобного Дионисия хранится часть мозга Иоанна Крестителя в виде восковой массы, а также, по преданию, там до XVIII века находилась глава Иоанна Крестителя, подаренная монастырю валашским господарем Нягое Басарабом в XVI веке. Во время русско-турецкой войны монахи везли главу в метохий монастыря на острове Айос-Эфстратиос для освящения воды и встретились с турецким военным кораблем, который забрал святыню (по другой версии, глава была украдена пиратами из-за драгоценной раки); затем она была передана султану Мустафе III и хранилась в его сокровищнице до 1845 года, после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске (Порфирий (Успенский), епископ Первое путешествие). Согласно арабской традиции, часть главы Иоанна крестителя, почитающаяся ныне в мечети Омейядов, была найдена во время постройки мечети в VIII веке халифом аль-Валидом I (на ее месте до арабского завоевания была христианская базилика во имя Иоанна Предтечи).
В средневековье были известны другие святыни, связанные с Иоанном Крестителем. Волосы святого, привезенные из сирийского похода императором Иоанном I Цимисхием, были подарены, согласно Хронографии Акоба Санаинци, армянскому вардапету Пандалеону. В константинопольских церквах хранились прядь волос, запечатанная в иконе Иоанна Крестителя во Влахернах, другая прядь волос, увенчанный крестом жезл Иоанна Крестителя, часть одежды и обуви — в церкви Пресв. Богородицы Фаросской в Большом дворце, зуб — в церкви святого Иоанна Предтечи и другие. Кровь Иоанна Крестителя неоднократно упоминается в разных источниках (например, среди святынь Великой Лавры — Сказание о Святой Афонской Горе игумена русского Пантелеимонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев). В настоящее время кровь Иоанна Крестителя хранится в монастырях Ксенофонта преподобного, Эсфигмен и в Халкинской богословской школе в Стамбуле, кровь и земля с места Усекновения главы Иоанна Крестителя — в Иоанна Предтечи монастыре близ Сереса.
Части мощей находятся в Иверском монастыре (крупный фрагмент), в монастырях Ватопед (часть десницы) и Пантократор , в Русском великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне, в Киккском монастыре (Кипр), в Большом Метеорском монастыре (часть левой руки), в мон-ре святого Иоанна Предтечи (Макринос) близ Мегары (частица левой руки с кровью), церкви святого Георгия «деи Гречи» в Венеции и др.



Кто ныне подражает врагам Иоанна Крестителя и есть ли ныне терпящие участь Иоанна?
Скорбное событие воспоминает ныне Святая Церковь. Величайший из праведников умерщвляется ныне Иродом в угоду плясальщицы, по воле нечестивой женщины Иродиады. Скорбим со Святой Церковию и мы. Скорбь истинного христианина увеличивается еще более от мысли, что и в нынешнее время, и между именующими себя христианами, есть люди, подобные Ироду, Иродиаде и Саломии, есть и невинные страдальцы, подобные Иоанну.
Кто забывает Бога, совесть, все святое на свете, не внимает никакому доброму внушению, без меры предается грубым, чувственным наслаждениям, их поставляет целию всей своей жизни, тот подобен Ироду, который жил для плоти, для чувств, для греховных наслаждений.
Кто, поправши совесть, потерявши страх Божий, стыд пред людъми, бросает жену законную, отнимает жену у другого и живет с нею открыто с спокойною совестию, отравляя таким образом чужую жизнь, губя себя, соблазняя других, унижая звание свое христианское, тот делает то же, что делал Ирод, незаконно живший с женою брата своего Филиппа, Иродиадою.
Кто, зная за собою те или другие недостатки, пороки, вместо того, чтобы раскаяваться в них, считать себя хуже всех, чернит людей достойных, высоких по жизни, пользующихся уважением в обществе, клевещет, вредит, – что таковой делает, как не подобное Ироду, который, будучи сам великий беззаконник, теснил и наконец умертвил величайшего праведника Предтечу?
Когда жена бросает мужа для того, чтобы отдаться другому, когда мать в глазах детей ведет жизнь легкомысленную, рассеянную, и своим примером развращает и губит их, скажите, кто они таковыя, как не единомысленницы Иродиаде, которая именно так и поступала?
Когда девица поставляет целию своей жизни быть предметом соблазна мужчин, когда она доходит до такого бесстыдства, что совершенно теряет чувство скромности, целомудрия, стыдливости и чистоту девственную, когда она ожесточается сердцем настолько, что не хочет обращать внимания на внушение закона Божия и своей совести, кому все таковыя подражают как не Саломии, которая дошла до такого бесстыдства, что бесстыдно решилась плясать в обществе мужчин, настолько ожесточилась сердцем, что не испугалась просить крови великого праведника? Да, и ныне есть подобные Иродиаде и Саломии. Не допусти, Господи, разлиться злу, да утверждается напротив всюду царство Твое – царство истины, чистоты, святости и любви.
Но вот пред нами восстает еще образ, но уже образ высокий, святой – это Иоанн Креститель, невинный страдалец. Есть ли ему подражатели? Есть. Это все, подобно Иоанну, любящие правду, это все живущие по совести, по Божьему, суда Божия боящиеся более суда человеческого, Богу угождающие более, чем людям. Не милы такие люди и в нынешнее время, как и всегда, ненавистны они людям, любящим ложь, коварство, человекоугодничество, действующим по духу времени, чуждым духа Христова. И много приходится терпеть от таких людей любителям правды за свое слово правды; она и ныне часто бывает в гонении, ее и ныне не любят, преследуют, теснят, могут и до смерти довести правдивого человека.
Не здесь, возлюбленные мои братия и сестры, время и место торжества для правды. Она восторжествует в том веке, тогда наступит ее царство. А здесь, пока живем на земле, должны быть готовыми за правду, за добродетель претерпеть все, и не должны удивляться этому, потому что Сам Спаситель сказал: «аще Мене изгнаша, и вас ижденут». И Он безгрешный пострадал и Своим примером и нам показал неизбежность скорбей и страданий от злых людей. Только не несчастными, а счастливыми и блаженными Он назвал подобных страдальцев и обещал им великую награду – Царство Небесное. «Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царство небесное». Будем утешаться этою наградою и, несмотря на все преследования за правду, будем ее любить больше всего и не людям будем угождать, но Богу.
Святый великий Иоанне Предтече! помоги нам своими молитвами быть подражателями тебе в любви к правде и быть готовыми претерпеть за правду всякую скорбь, а особенно помолись о том, чтобы в мире христианском не было тех пороков, которые были во врагах твоих, а чтобы процветала одна добродетель, любовь, чистота, целомудрие, которые так любезны Богу.
Протоиерей Григорий Дьяченко, 1896-1897 годы



Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие от Матфея, глава 14 стих с 1 по 13 (зачало 57)
В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. (Мф.14:1-13)
На Литургии
Деяния святых Апостолов, глава 13 стих с 25 по 32 (зачало 33)
При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, (Деян.13:25-32)
Евангелие от Марка, глава 6 стих с 14 по 30 (зачало 24)
Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. (Мк.6:14-30)
В раздел Блога «О Православии в русской поэзии» размещено стихотворение, посвященное дню памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
Пляска. Владимир Бенедиктов.
По материалам:
По материалам:
Православный Церковный календарь. Азбука веры.
Богослужебные указания за 11 сентября 2023 года. Официальный сайт Московского Патриархата.
Слово в день усекновения главы Иоанна Крестителя. Митрополит Сергий (Ляпидевский). Азбука веры.
Объяснения ежедневных домашних и некоторых повременных церковных молитв православного христианина, десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей о блаженстве. Протоиерей Иоанн Бухарев. Азбука веры.
Библейская жертва за павших воинов. Портал Иисус.
Кто ныне подражает врагам Иоанна Крестителя и есть ли ныне терпящие участь Иоанна?. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ищите прежде Царствия Небесного. Архимандрит Кирилл (Павлов). Азбука веры.