РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, — Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, — Анна; с другой — чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая — Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией — Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Сретение Господне

Сретение Господне

15 февраля Святая Церковь чтит праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В 2023 году этот день приходится на вторую приуготовительную седмицу к Великому посту. Праздник Сретения относится к двунадесятым неподвижным праздникам.

***

О событии Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
в литургическом освещении

(«Из книги «Чтения по литургическому богословию» Епископа Вениамина (Милова))

Церковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии.

Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца – Сына для представления Богу Отцу.

Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиепископом Критским, святым Косьмою, Епископом Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Поименованные авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и, сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона Богоприимца о Кресте Христовом.

Прав. Симеон Богоприимец

Прав. Симеон Богоприимец

Для связи речи песнопевцы влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, неизвестное из Евангелия, но весьма возможное и уместное пред заключением в объятия Богомладенца Симеоном. Стихиры на сретение также изображают изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

Применительно к отмеченным нами историческим деталям в литургическом описании праздника Сретения Господня воссоздадим целостную картину этого события.

Наступил 40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева Закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Сретение Господне (Псков, XIIIв.)

Сретение Господне (Псков, XIIIв.)

По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник – Опекун Богомладенца, – так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери – двух голубиных птенцов.

По словам святого Андрея, Архиепископа Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из Иудеев и язычников.

Христос родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была – чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но как смиреннейшая Раба Господня, принесшая Лицу Божию Своего Богомладенца – Агнца и Пастыря, Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами.

В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, святой Косьма Маиумский вдохновенно замечает:

«Притечем к Богородице и воззрим на держимого Его Сына Божия. При созерцании Его и бесплотные духи удивленно говорили друг другу: «Ныне мы видим чудное. Создавший Адама, носится как Младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчиих недрах описуется плотью»«.

Священная и неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца – Создателя всех младенцев, – показала подзаконной Церкви – Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма. Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги.

Ветхозаветный храм отверз пред Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил Им дары боголепной хвалы.

Конечно, без озарения Святым Духом, никто из евреев не мог в это время естественно провидеть в Назаретской Деве – Богоматерь и в Младенце Иисусе – Сына Божия, давшего Моисею Закон на Синае.

Но эта страшная действительность была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по внушению Святого Духа, в Богомладенце – Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом – падшего Адама.

В лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица, чистое жилище Богу, небесная Дверь, херувимский престол, живая скиния Господа, Его многосветлый Чертог. Принесение Богомладенца Иисуса в храм Пречистой Девой эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы. Христос, как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший Пречистою Свою Матерь – Деву, не нуждался в жертве очищения.

Сретение Господне (Греция, XVIв.)

Сретение Господне (Греция, XVIв.)

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Святым Духом, встретили Святое Семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.

Праведный Симео́н Богоприимец

Праведный Симео́н Богоприимец

Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец, предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в одной Сретенской стихире «Святителем».

Прав. Анна пророчица

Прав. Анна пророчица

Анна Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно праведному Симеону, была преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день и ночь. Ей тогда было от роду 84 года.

Когда праведный Симеон подошел во храме к Пречистой Деве и с величайшим благоговением смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: «Симеон, носитель несказанных тайн! Прими на руки, как Младенца, Господа славы и спасение мира… на Которого ты надеялся. Он – Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка».

Старец поклонился до земли Богоматери и сказал:

«Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь … Боюсь объять Бога – Младенца … Правда, Исаия некогда очистился принятым от Серафима углем. Ты же подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света… Страшусь обнять моими руками Превечное Слово, рожденное от Отца».

С этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Он обнимал и лобызал Того, «Которого трепещут небесные силы».

Затем старец в последующих словах своих исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов.

Святой Патриарх Гермоген, представляя Симеона Богоприимца носящим Господа Иисуса, не может удержаться от восклицания, и говорит в одной стихире: «Симеон! скажи Кого ты в церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это – Бог Слово, воплотившийся ради нас».

И как было не изумляться Патриарху песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле, и херувимской колеснице.

Между тем, праведный Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков, и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни». «Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя – Жизнь всех». «Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя… Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым». «Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего служителя, утружденного старостью».

Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: «Старец не Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее».

Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова:

«Этот Отрок, – говорил старец Богородице, – будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим – восстанием». «Он положил Себя Камнем преткновения и соблазна непокорным и неверующим спасением верным». «И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте».

Такова речь Симеона Богоприимца в литургической передаче. Здесь не трудно различать вплетения в собственные Евангельские слова их искусного богословского толкования.

Что касается пророчества о Христе Спасителе праведной Анны Пророчицы, то оно в канонах и стихирах на «Сретение» передается в общих фразах. Святая Старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о «Богородице и Богомладенце, называя Его Спасителем, Избавителем Израиля, Христом и Творцом неба и земли».

Изложенное выше содержание всенощного богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами:

«Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали». «О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами».

В истории «Сретения Господня» образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия.

***

Из истории праздника
Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам», датируемое концом IV века и принадлежащее западной паломнице Этерии. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто сороковым днем от Богоявления, зато кратко, но чрезвычайно эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме.

Второй по времени исторический памятник, на сей раз – специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века. Однако и здесь праздник атрибутируется с показательной описательностью: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: в IV-V столетиях Сретение существовало в Иерусалимской Церкви как местночтимый праздник – со всеми уникальными для Святой Земли литургическими свойствами. Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия.

Обратившись к свидетельствам более позднего времени, можно убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в византийском календаре произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей империи. Но и здесь возникает большое число вопросов, вызывающих серьезные разногласия.

Назидательная церковная традиция, которая окончательно закреплена сказанием Четьей Минеи от 2 февраля и которую, безусловно, надо уважать, обуславливает установление праздника Сретения чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий – ужасной моровой язвой и землетрясениями, – одновременно будто бы обрушившимися на Константинополь, Антиохию, Мисию и другие регионы империи зимой 541/542 годов – Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2 февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, болезнь и землетрясение кончились чудесным образом. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2 февраля.

Данную гипотезу разделяют, однако, не все древние и, тем более, современные богословы и литургисты, хотя она, надо признать, является в высшей степени популярной. Так, например, Георгий Амартол был убежден, что празднование Сретения ввел император Юстин I (518–527). Его же преемник Юстиниан осуществил реформу праздника в соответствии с календарной традицией Римской Церкви. Георгий Амартол отмечает: праздник Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й, он не причислялся к Владычним праздникам. Аналогичные свидетельства можно найти и у Георгия Кедрина.

Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при императоре Юстиниане, через два года после бедствия 526/527 годов. При этом многие авторы – Гвагрий Схоластик, а также Павел Диакон, Феофан Исповедник, Георгий Амартол, Георгий Кедрин, судя по их текстам, никак не связывают праздник Сретения и чудо спасения от разрушительного антиохийского труса. К тому же надо заметить, что документально засвидетельствовано (Феофаном Исповедником, Павлом Диаконом) под 535/536 годами еще одно крупное землетрясение в данной местности.

Теперь следует обратиться к источникам, в которых установление Сретения в Византии датируется 542 годом – годом, когда Константинополь поразила моровая язва.

Древнейшее свидетельство об учреждении праздника в этом году принадлежит западному историку Павлу Диакону. С ним полностью согласен римский аббат Анастасий Библиотекарь. Не противоречит им и константинопольский монах Феофан Исповедник, рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времен. Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Такая событийная лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и клириком храма Святой Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения, был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи.

К тому же, если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора, можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций.

И здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это в первую очередь богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. В связи с этим возникает особое послание с календарной тематикой, санкционированное именем императора Юстиниана – от 560/561 года.

Для того, чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой – богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным.

Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 – после 562 года), которого пощадила страшная чума и которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня.

Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе – 542 год.

Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества.

***

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами празднуем день Сретения Господня. Святым Духом было обещано Симеону Богоприимцу не видеть смерти, доколе он не встретит Христа Господня. Удивительным образом кульминацией его жизни оказался ее конец.

Если сравнить нашу обычную человеческую жизнь часто даже и христианскую, то ее можно поделить на две части. В одной части человек думает, что все самое лучшее, значительное, все его достижения, быть может, подвиги они впереди. Он полон надеждами и ожиданиями, светлыми чувствами о своей будущности. Во второй части, которая, конечно же, не всегда оказывается равной первой, все прямо противоположное. Человек чувствует, что самое значительное все уже совершилось, что он уже не молод, что здоровье уже не позволяет ему надеяться на какие-то великие свершения, что молодые оказываются и успешнее и быстрее и умнее. Часто человек даже впадает в уныние. Ему кажется, что впереди только страдания, болезни, а в конце концов – смерть.

Это мироощущение совершенно не христианское. Для христианина не имеет значения возраст. Каждое время благоприятно для его спасения. Его духовный рост не прекращается и до самой смерти. Христианин должен помнить, что самая главная встреча со Христом его ожидает в конце. Правда это будет уже не встреча, а суд, на котором Господь будет судить наши помышления, дела, намерения, чувства. Но святые отцы призывают нас к тому, чтобы встреча со Христом произошла еще в этой жизни. Чем раньше, тем лучше. Они призывают нас к тому, чтобы мы искали этой встречи. Очень часто мы встречаемся со Христом только в начале обретения нашей веры, встречаемся, когда Божья благодать посещает нас. И в это время действительно и любится и верится легко, и слезы текут из глаз. Человек переоценивает все, что было раньше и находит смысл в тех обстоятельствах и скорбях, которые раньше казались ему трагичными. А сейчас они предстоят в истинном свете. Человек понимает, что так Господь привел его к Себе. Человек часто меняет свою жизнь, часто меняет круг общения, даже работу, но потом снова погружается в привычную окружающую его жизнь, суету. И часто за встречей следует разлука. Даже у святых наступают моменты умаления Христовой благодати, и они снова погружаются искать Христа, искать Бога. Один из древних святых как-то восклицал словами апостола Павла: кто меня разлучит от любви Божьей: скорбь, теснота, гонения, глад, беда или меч? (см. Рим. 8, 35) И сам же с горечью отвечал: да все нас отлучает от любви Божьей: скорбь и теснота, гонения и глад. А в наше время это можно дополнить: нас отлучает и интернет, и кино, и телевидение, и искусство, и карьера и бизнес. Нас разлучает даже любовь к нашим родным или к нашей стране, если она больше нашей любви ко Христу.

Какой же встречи ожидает от нас Христос? Какой встречи Он ищет? Ибо как сказано в Откровении Иоанна Богослова: «Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Он стучит у врат нашего сердца. Но Господь деликатен, не насилует нашу волю, терпеливо ждет, когда мы отворим врата нашего сердца, очистим его, для того чтобы Он мог вселиться в него. «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидема, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Встреча Христа должна быть благодатной. Христос должен вселиться в наше сердце, в нашу душу. Это единственная встреча, которая имеет значение. Даже само наше пребывание в церкви, участие в таинствах еще не гарантирует, что эта благодатная встреча совершилась. Господь вселяется в нашу душу и вносит с Собой мир Христов. Мир Христов свидетельствуется тихостью, особой благодатной тишиной в нашей душе. В этой тишине произрастает любовь, благодарение Богу, смирение, милосердие, долготерпение. Человек очень часто легко забывает это благодатное состояние, потому что оно от Бога. Человек не может по своему желанию воспроизвести то благодатное состояние, которое было с ним, ибо его дарует Господь. Приобретя сначала вот этот опыт благодатного общения со Христом, человек часто в своих повседневных делах очень быстро забывает об этом. Он помнит, что что-то было с ним хорошее и чудесное, но что именно, он не может также чувствовать, не может он воспринять. И постепенно, если он не совершает усилие над собой, еще раз снова не ищет Христа, то его жизнь превращается в следование внешним обрядам. Даже таинства могут стать всего лишь обрядом. Человек живет в этом самообмане и не понимает, что встреча если и была со Христом, то она ушла в прошлое. И снова надо Бога искать, снова надо понуждать свой эгоизм, свое высокомерие, свою лень и снова стремиться угодить Богу, очистить и исправить свою жизнь, сделать ее соответствующей Евангелию Христову.

Господь в Евангелии уподобил Небесное Царствие купцу, который ищет добрых жемчужин. И когда находит одну драгоценную жемчужину, он идет и продает все, что имеет, и покупает ее одну. Царство Божие есть Сам Христос. «Царство Божие внутрь нас есть» (Лук. 17, 21). Встреча это не начало христианской жизни, не начало пути. Ибо многие полагают, что они пришли к Богу, теперь будем жить вместе с Богом, будем достигать каких-то целей, планов, будем где-то преуспевать. Но все это мы будем делать с Богом, с Его помощью, с Его поддержкой. Казалось бы, в этой мысли нет ничего не правильного. Казалось бы, конечно, как же жить, как не с Богом. Но дело в том, что встреча не является началом пути. Встреча и есть сам путь. Встреча с Богом — это начало и конец, альфа и омега. Святые, приобретя опыт благодатного общения, почувствовав, как Господь благодатью Своею входит в их сердца, оставляли эту жизнь, уходили в вертепы, затворы, становились монахами. И вся дальнейшая их жизнь заключалась в том, чтобы удержать, сохранить эту Божью благодать. Все остальное оставалось для них малозначащим.

Человек встречается со Христом, и время его обычной жизни должно остановиться. Часто так и происходит, потому что в этом свете Фаворской встречи все остальное становится незначительным, все остальное становится малоценным, по крайней мере, приобретает другую стоимость и вес. Но человек подобен как раз не тому купцу, который продает все и покупает одну драгоценную жемчужину, а подобен купцу, который случайно приобрел эту жемчужину, а потом идет и продает ее и покупает на нее себе что-то мирское. Приходит в церковь, обретает Христа, начинает усиленно молиться или просить у Бога чего-то мирского – счастья в личной жизни, найти работу, преуспеть в социальном плане. Казалось бы, все это нужно. Мы с вами не бесплотные духи. Нам нужно питаться, нужна одежда и крыша над головой. Но, однако же, все это каким-то незаметным образом закрывает от нас вот эту самую встречу, этот опыт благодати. И мы легко размениваем ее на что-то более кажущееся вещественным нам, значимое для нас в этой жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в своей жизни учил людей в этом поиске благодати, и считал это самым главным. Он говорил: не так человек имеет опыта благодатной жизни, не имеет благодати, познаваемой умно присущей в его душе, тот напрасно носит имя христианина. Он одинаков с неверными. В другом месте он говорил о том, что аще Господь не вселиться в наше сердце, то мы не имеем надежды на спасение. Вся жизнь христианина должна быть именно в этом искании Христа, в обретении Его в сокровенной глубине клети нашего сердца и удержании его нашими поступками и делами.

Про преподобного Нектария Оптинского рассказывали, что все его движения, то, как он шел, показывали великое благоговение. Он словно бы был человеком, несущим наполненную до краев драгоценною влагою чашу, которую боялся расплескать. Святые ходят пред Богом, боясь делом, словом, поступком, мыслью, чувством оскорбить Бога, боясь того, что Он покинет внутреннюю храмину души. Поэтому их жизнь превращается вот в такое ношение Царствия Божия внутри себя. Это является главным в жизни христианина. Все остальное должно происходить как бы незаметно. Работа, дела, все его бытие, оно становится как бы приложением вот к этому ношению Царствия Небесного. Оно должно из него проистекать, а не быть самоценным. Многие приходят к Богу, в церковь, приезжают в монастырь. Многие из них довольно преуспевают в своей жизни. И обретя веру, они полагают, что теперь вот, если они раньше преуспевали, то теперь тем более они с Богом будут преуспевать, и все у них наладится. Те страсти, которые терзали их, уйдут в прошлое. Часто бывает так, но не со всеми, но очень многими, что напротив неожиданно в их жизнь приходит скорбь. Они лишаются чего-то значимого в своей жизни. Их надежды на то, что теперь станет лучше, оказываются сплошным разочарованием. Кто-то говорит, что Господь таким образом их спасает.

Быть может Господь, наоборот, знает о грядущих на них искушениях, дарует им этот камень веры, эту драгоценную жемчужину. Испытывает их, дает им Себя и говорит: живи со Мной. Все, что предстоит тебе потерять, не стоит того, что ты получил. Но человек разочаровывается и, бывает, отходит от церкви в сторону, тем самым показывая, что он в общем-то жил в состоянии иудея, который, ожидая Христа, который победит врагов израильского народа, прогонит римлян, позволит основать новое могущественное Иудейское царство. Поэтому и сказал Симеон Богоприимец: «Се лежит Сей на падение, и на восстание многим в Израиле» (Лук. 2, 34). Одни восприняли сердцем это Христово учение. Другие, напротив, испытав его, нашли неподходящим для своей жизни, не позволяющим им преуспевать, и отвергли его.

То же самое происходит и сейчас. Первое дело, которое мы всегда должны в сердце своем помнить, все время мы должны искать и задавать себе вопросы: а с нами ли Христос? действительно ли мы ощущаем в своем сердце благодать? действительно ли посещает нас любовь, мир, долготерпение, кротость, милосердие? Или эти вещи совершенно не знакомы для нас, мы их не чувствуем, а в душе круговерть помыслов, желании мирские, надежды. Если у нас этого нет, то не все потеряно. Ибо часто человек приходит в церковь для того, чтобы найти там Христа, быть может. Найти через много лет, даже в конце жизни. Этот труд никогда не будет напрасным. Надо начинать собственно с того, чтобы начать молиться об этом. Ведь молиться своими словами, каясь перед Богом, говоря себе, что да, Господи, на самом деле я не знаю Тебя, я давно отвергся Тебе. Эти слова должно говорить в своем сердце, обращаться к Богу, снова по-детски, младенчески ища Его в себе, прося хотя бы несколько раз в течение дня о том, чтобы Господь снова сумел преодолеть вот этот самообман, который поселился в нас, то лукавство, за которым мы не видим Христа.

И Господь, несомненно, услышит нас. Несомненно, и этот небольшой труд припадания ко Христу отметит, и однажды исполнится Его обетование. И мы, быть может, отворим эти двери, крепко запертые изнутри. И Господь войдет и будет вечерять с нами.

Спаси всех Господь. С праздником Сретения.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)

***
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Луке, глава 2 стих с 25 по 32 (зачало 8)

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

На Литургии

Послание апостола Павла к евреям, глава 7 стих с 7 по 17 (зачало 316)

Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Евангелие по Луке, глава  2 стих с 22 по 40 (зачало 7)

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

 

 

 

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

Православный календарь. Православие.ру

Чтения по литургическому богословию. Епископ Вениамин (Милов). Азбука веры.

Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). Г.С. Битбунов. Азбука веры.

Сретение Господне. Cедмица.RU

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Оптина Пустынь.

Праздник Сретения Господня. И.И. Туркин. Азбука веры.

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление