РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Лазарева суббота. О праведном Лазаре Четверодневном.

«Мы стоим на грани страстных дней,

и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения,

встает перед нами большая, радующая нас надежда:

Господь крепче смерти, Господь победил ее«

Митрополит Антоний Сурожский

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

Лазарева суббота — суббота шестой седмицы Великого Поста. Дата переходящая, в 2022 году Лазарева суббота чтится 16 апреля. Этот день посвящен воспоминанию воскрешения Лазаря, которое празднуется в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. О воскрешении праведного Лазаря Четверодневного рассказывается только в Евангелии от Иоанна, где описание этого чуда предшествует повествованиям о крестных страданиях и воскресении Иисуса Христа из мертвых. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов.

***

Праведный Лазарь Четверодневный, Китийский епископ, друг Божий воскрешен Господом Иисусом Христом, память совершается:

  • в Лазареву субботу (день воскрешения),
  • 30 октября (день перенесения мощей с Кипра в Царьград),
  • в Соборе Греческих и Кипрских святых.
Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр)

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр)

Праведный Лазарь жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией. О пребывании Господа в их доме говорится в Евангелиях, но без упоминания Лазаря. Когда Лазарь заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4).

Спустя два дня, несмотря на предостережение учеников, об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «…друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально — как указание на болезнь Лазаря, не понимая метафору сна как смерти.

Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, которая уже верила, согласно представлениям того времени, что ее брат Лазарь будет участвовать в воскресении мертвых в последний день, но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Лазарь находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться, тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Лазаря. Согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом три дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить. Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), которую первой исповедает Марфа. Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32).

Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился. Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Лазарь, закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись кубикулы «Д» в катакомбах святых Гордиана и Эпимахия в Риме. 60-е гг. IV в.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись кубикулы «Д» в катакомбах святых Гордиана и Эпимахия в Риме. 60-е гг. IV в.

За 6 дней до последней пасхи Господь вновь пришел в Bифанию, чтобы принять участие в праздничной трапезе, приготовленной для Него в доме Симона прокаженного, Лазарь «был одним из возлежавших с Ним» (Ин 12. 1-2 сл.). Сестра Лазаря Марфа прислуживала за трапезой, а Мария помазала миром ноги Иисуса (Ин 12. 1-3; ср.: Мф 26. 6). Многие из народа пришли посмотреть на воскресшего Лазаря и засвидетельствовали чудо его воскрешения. Весть об этом чуде дошла до Иерусалима: первосвященники, намеревавшиеся убить Иисуса Христа, замыслили убить и Лазаря, как важного свидетеля божественной власти Спасителя над жизнью и смертью.

Воскрешение прав. Лазаря, Христос в доме Симона Прокаженного. Миниатюра из Гомилии свт. Григория Низианзина. 880–883 гг. (Paris. gr. 510. Fol 196v)

Воскрешение прав. Лазаря, Христос в доме Симона Прокаженного. Миниатюра из Гомилии свт. Григория Низианзина. 880–883 гг. (Paris. gr. 510. Fol 196v)

Несмотря на значимость события воскрешения Лазаря, Евангелие не сообщает никаких подробностей о жизни воскресшего, все остальные сведения о нем представлены в церковном Предании. Наличие рассказа о Лазаре только в Евангелии от Иоанна может объясняться тем, что в нем преимущественно описываются события, происшедшие близ Иерусалима в период служения Господа, предшествующий крестным страданиям, в то время как синоптики обращают основное внимание на деяния Иисуса в Галилее. Возможно, отсутствие сведений о Лазаре в источниках, вошедших в евангельское повествование, объясняется стремлением обезопасить Лазаря.

Умолчание об истории Лазаря в остальных текстах Нового Завета заставило исследователей искать косвенные свидетельства. Неоднократные упоминания о том, что Спаситель любил Лазаря, понимаются некоторыми как указание на то, что именно он, а не св. Иоанн Богослов был неназванным любимым учеником Господа, соответственно утверждение, что любимый ученик не умрет, истолковывалось как намек на его воскрешение. Другие исследователи видят Лазаря в безымянном юноше, последовавшем за Иисусом и Его учениками в Гефсиманию и оставившем свой плащ в руках воинов, пришедших арестовать Христа.

Отдельные авторы полагают, что первоначально история о воскрешении Лазаря существовала в виде притчи, которая затем трансформировалась в рассказ о реальном событии. На устное бытование этого текста указывает начало повествования: «Был болен некто Лазарь из Вифании...». В качестве одного из источников этого повествования рассматривают притчу о богаче и Лазаре в Евангелии от Луки, отдельные темы которой перекликаются с историей Лазаря в Евангелии от Иоанна. Другие авторы считают рассказ Евангелия от Иоанна источником притчи у Луки. Помимо совпадения имен, которые больше в Новом Завете не встречаются, в обоих рассказах речь идет о возвращении из царства смерти; другая смысловая параллель связана с реакцией иудеев на воскрешение Лазаря и со словами Лк 16. 30: «…если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Тем не менее связь между этими сюжетами носит формальный характер: в притче из Евангелия от Луки просьба богача о послании Лазаря в мир живых (т. е. о воскрешении ради свидетельства) отвергается Авраамом. Воскресший же Лазарь из Евангелия от Иоанна не свидетельствует о будущей жизни или загробном суде, а становится наглядным символом власти Иисуса Христа над смертью, предвосхищая Его воскресение.

Воскрешение Лазаря — самое величайшее чудо и знамение Иисуса Христа в Евангелии (не случайно это единственное из чудес Спасителя, где его участник назван по имени). Как и в других рассказах о чудесах в Евангелии от Иоанна, чудо о Лазаре получает истолкование в самом тексте. В беседе с Марфой Сам Господь говорит об этом событии как о знамении будущего воскресения и об откровении славы Божией. Символизм образа Лазаря находит отражение в последних главах Евангелия от Иоанна. Воскрешенный Лазарь выходит из гробницы обвитый погребальными пеленами, лицо его обвязано платком, поскольку ему предстояло снова умереть. Христос по Своем воскресении оставил в гробнице Свои погребальные пелены и головной плат, в которых Он больше не нуждался, став отныне неподвластным смерти. Лазарь, воскрешенный Иисусом, возвращается к жизни и впоследствии умирает, лишь на какое-то время победив смерть. Воскресение Христа не просто возвращение к этой жизни, но начало новой: Господь восстает из мертвых, чтобы уже не умереть никогда.

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

***

Центром почитания Лазаря в течение многих веков оставалась его гробница в Вифании. Евангельские события, связанные с воскрешением Лазаря, вошли в богослужебный цикл (Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим), и им посвящены многочисленные гомилии церковных писателей. Тем не менее освящение церквей во имя Лазаря встречалось в Византии довольно редко.

Вход в погребальную камеру прав. Лазаря в Вифании

Вход в погребальную камеру прав. Лазаря в Вифании

Особое распространение почитание Лазаря получило на Кипре, где, как считается, он был епископом и скончался. В ранних источниках это предание отсутствует. В некоторых источниках указывается, что Лазарь стал епископом, но не указывается где именно.

Впервые сведения о пребывании Лазаря на Кипре встречаются в гомилии Иоанна Эвбейского (Х в.), в которой кратко говорится, что тот стал епископом на этом острове и принял Мученический Венец. Некоторые исследователи считали это известие поздней вставкой, но затем это мнение было опровергнуто. В средневизантийский период представление о том, что Лазарь был 1-м епископом Кития на Кипре, получило широкое распространение, хотя существовали и другие версии его жизни: например, паломник Бернард (ок. 867) во время путешествия по святым местам зафиксировал предание о том, что Лазарь 40 лет епископствовал в Эфесе.

О рукоположении Лазаря во епископа Китийского сохранились противоречивые сведения. В Синаксаре Константинопольской церкви (Х в.) говорится, что хиротонию совершил апостол Петр. Традиционно считается, что Лазарь был поставлен в епископа проповедовавшими на Кипре апостолами Павлом и Варнавой или только апостолом Варнавой. В Синаксаре Константинопольской церкви содержится еще одно противоречащее устоявшейся традиции сведение о том, что после своего воскрешения Лазарь прожил 18 лет, тогда как византийские авторы, следуя за святителем Епифанием Кипрским, считают, что воскресший Лазарь прожил 30 лет. Вероятно, автор синаксарного текста имел в виду годы епископства Лазаря в Китии.

Церковь прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

Церковь прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

В Китии, на месте захоронения Лазаря, в VI в. была сооружена 3-нефная базилика, имевшая примерно такие же размеры, что и существующий в настоящее время храм. Она была разрушена во время арабских набегов. На месте алтаря жители построили небольшую часовню, из которой спуск вел в подземную гробницу на месте раннехристианской базилики был обнаружен мраморный саркофаг с мощами и надписью: «Лазарь Четверодневный и друг Христов». Византийский император Лев VI Мудрый перенес мощи Лазаря в Константинополь, а на месте их обретения построил величественный храм. Однако, как следует из позднейших описаний паломников, в столицу Византийской империи была увезена только часть мощей святого, а другая часть оставалась предметом поклонения на Кипре.

Перенесение мощей Лазаря в Константинополь подробно описано Арефой, епископом Кесарийским. Одно из посвященных этому событию Слов было произнесено в храме Святой Софии Константинопольской, куда были доставлены мощи сразу после прибытия. Оно датируется 17 октября 901 г. Из другого Слова, помеченного 4 мая 902 г., известно, что мощи были привезены в серебряном ковчеге, который, видимо, не был очень большим и тяжелым, т. к. император нес его на руках; автор также упоминает о принесении праха Лазаря. Пока строился храм во имя праведного Лазаря в местности Топи близ Константинополя, мощи этого святого находились в церкви Пресвятой Богородицы в квартале Куратора. При новопостроенном храме Лев VI основал мужской монастырь. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви и Постной Триоди, в Константинополе от мощей Лазаря происходило множество чудес.

О мощах Лазаря, как о чтимой реликвии, свидетельствует Аноним Меркати, однако о них не говорится в описаниях константинопольских святынь Антония Новгородца (ок. 1200) и Стефана Новгородца (1348 или 1349). Сведения о местоположении мощей Лазаря в источниках XIV в. противоречивы.

Византийские календари отмечают 17 октября перенесение мощей Лазаря в Константинополь и 4 мая освящение построенного Львом VI храма и перенесение в него мощей Лазаря и его сестер Марфы и Марии. В ряде византийских Синаксарей и месяцесловов 17 марта встречается память воскрешения Лазаря, но в современные календари она не была включена. В поздних афонских рукописях под 16 октября отмечается 2-е успение Лазаря.

Реликварий с главой прав. Лазаря в ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

Реликварий с главой прав. Лазаря в ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр

 

В Китии продолжалось паломничество к гробнице Лазаря, а с XVI в. появляются упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме. По свидетельству римского аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 г. источники перестали упоминать о мощах. Видимо, они были убраны в крипту под алтарем, где были обнаружены в 1972 году, во время работ после пожара 1970 г. На мраморной гробнице, в которой находились мощи, имеется надпись: ΘΙΛΙΟΥ, которая может быть искажением слова ΘΙΛΟΣ (друг), являвшегося частью прозвища Лазаря- «друг Христов». В настоящее время глава Лазаря выставлена в храме для поклонения.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г.

На Кипре с празднованием Лазаревой субботы связано множество народных обычаев. Так, в храме праведного Лазаря в Ларнаке благообразный мальчик изображал Лазаря. Его одежду украшали желтыми маргаритками, и он ложился на «одр Лазаря», устроенный из лавровых, миртовых и финиковых ветвей, роз и цветущих побегов апельсиновых и гранатовых деревьев. Во время чтения Евангелия, после слов «Лазаре, иди вон», на голову мальчика помещали крест, кропили его святой водой с миртовых ветвей и кадили вокруг. Когда мальчик «восставал с одра», женщины осыпали его лепестками роз, окропляли розовой водой, давали съесть  сладость, кусочек хлеба и выпить глоток вина. К церковному хору присоединялись музыканты, играющие на свирелях, скрипках и лютнях, а во дворе храма начинали раздавать праздничные угощения. Затем процессия с зажженными свечами до поздней ночи обходила дома, в которых устраивался «одр Лазаря». Хозяева угощали иереев и других участников процессии.

***

Почитание Лазаря у южных славян и на Руси было практически ограничено Лазаревой субботой в триодном цикле праздников, хотя на славянский язык переводились многия Слова великих святых Церкви, но у южных славян и на Руси получали распространения не всегда одинаковые тексты.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.

Прав. Лазарь. Роспись ц. Спаса на Нередице. 1199 г.

На Руси в домонгольское время (вероятно, на рубеже XII и XIII вв.) было написано весьма популярное в рукописной традиции начала XV-XVII в. (не менее 30 списков 2 редакций) анонимное Слово на Лазарево воскресение, сотканное из целого ряда апокрифических мотивов, комбинация которых является оригинальной и принадлежит автору Слова. В древнерусских рукописях начиная с XV в. на Лазареву субботу помещается также древний (вероятно, также домонгольский) псевдоэпиграф (нач.: «Слыши небо и внуши земля, яко Господь глаголаше…») с именем Иакова, брата Господня, в заглавии.

В славянские агиографические памятники из византийских календарей перешли 3 посвященных Лазарю неподвижных праздника: 17 марта, 17 октября и 4 мая.

Уставные чтения на перенесение мощей Лазаря 17 октября появляются в русских рукописях (в южнославянских неизвестно) в XVII в. Так, в Четьих Минеях свящ. Иоанна Милютина  к этой дате приурочен перевод собрания афонских легенд, где Лазарь фигурирует в начальной и заключительной частях. В Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского остался лишь один праздник, связанный с Лазарем — 17 октября, который впоследствии вошел в современный календарь Русской Православной Церкви.

Частицы мощей Лазаря неоднократно привозили в Москву в XVI-XVII вв. из разных мест православного Востока:

  • в 1585 г.- афонским старцем Нифонтом от Константинопольского патриарха (часть главы),
  • в 1630 г.- архимандритом Максимом Никольским из монастыря в Ставруполе,
  • в 1645 г.- архимандритом Варфоломеем от Александрийского патриарха.

В музеях Московского Кремля хранятся реликвии, включающие небольшие фрагменты мощей Лазаря:

  • воздвизальный крест 2-й половины XII — 1-й четверти XIII в.,
  • панагия Иоанна Грозного XVI в.,
  • крест-мощевик 2-й половины XVII в.

В настоящее время частицы мощей праведного Лазаря находятся в Кийском кресте патриарха Никона в церкви прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Посвящение церквей и монастырей во имя Лазаря не получило сколь-либо широкого распространения у православных балканских славян. На Руси монастыри во имя праведного Лазаря Четверодневного сравнительно немногочисленны, но известны с домонгольского времени. В 1114 г. упоминается женский монастырь в Киеве. В Великом Новгороде Лазаревский монастырь в Неревском конце существовал не позднее рубежа XII и XIII вв. (а возможно, еще в кон. XI в.). В дозорной книге Ростова 1619 г. упоминается монастырь во имя Лазаря «на убогих домах». Лазаревский монастырь в Пскове известен в документах с 1630 г.. Храмы, посвященные Лазарю, известны на Руси обычно в крупных городах. В Москве придел во имя Лазаря в кремлевском храме Рождества Богородицы «на сенях» известен с 1393 г., не позднее 10-х гг. XVII в. упоминается соименный придел в церкви Сретения «на сенях». В Пскове храм во имя Лазаря (известен не позднее 1480) стоял на посаде в Запсковье. Церковь во имя мч. Антипы и Лазаря (летний храм XVII в.) стоит на посаде в г. Суздале. И в других местах можно встретить храмы и приделы, посвященные Лазарю Четверодневному: Вологде, Курске, Суздале, Онеге (Архангельская область), Новой Ладоге, Тамбове, Пятигорске, Ярославле, в костромском Ипатиевском монастыре, Псково-Печерском монастыре, Троицкой Александро-Невской лавре, в селах Сергове (Новгородская обл.), Хрещатом (Воронежская обл.).

У балканских славян (Болгария, Македония, Центр. Сербия и Сев.-Вост. Босния) распространен обряд «лазарки» (в Сербии чаще именуемый «кралице»), совершаемый во время Великого поста, в Лазареву субботу. Он близок по типу к рождественскому колядованию, но совершается исключительно девочками и незамужними девушками, которые ходят с танцами и песнями по домам, высказывая благопожелания хозяевам и получая за это в подарок продукты (яйца, муку, крупу и т. п.). Обряд носит характер инициации.

***

Наиболее ранние изображения Лазаря появились в раннехристианскую эпоху в связи с Евангельской историей его воскрешения. Он представлен в виде стоящей на ступенях маленькой спеленутой фигурки, иногда трактованной весьма условно. Эта сцена встречается довольно часто уже в росписях катакомб, на стеклянных поминальных медальонах с росписью золотом, на предметах храмового убранства, на произведениях из терракоты.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина в Риме. IV в.

Воскрешение прав. Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина в Риме. IV в.

Поскольку память о воскрешении Лазаря вошла в число праздников Пасхального цикла (с переходящей датой), эта сцена присутствовала в иллюстрациях к минологиям и богослужебным текстам как в Византии, так и в других странах. С течением времени возрастало разнообразие особенностей этой композиции. В качестве свидетелей чуда воскрешения Лазаря изображались только сестры Лазаря в IX веке, позже Апостолы, Апостолы с сестрами Лазаря и юноша держащий пелены, и другие участники.

Историческая иллюстрация «Воскрешение Лазаря» получила распространение, став частью иконного убранства храмового темплона  и монументальной программы росписи храма (фреска в южной ветви подкупольного креста в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). Историзм подчеркивается разрастанием композиции: появляются фигуры апостолов, сестер Лазаря, фарисеев и жителей Вифании, ландшафт и гробница в горе. Как правило, Лазарь изображается стоящим, но существует вариант с сидящей фигурой спеленутого Лазаря во гробе (Сербия, ок. 1320). В регионах, отдаленных от художественных центров Византии, встречаются необычные детали композиции. Так, на миниатюре в Тетроевангелии египетского происхождения с арабским надписанием имени Лазаря он изображен опирающимся на край гробницы, голова свободна от пелен.

В книгах сцена  из Нового Завета «Воскрешение Лазаря» получает более крупный формат, здесь показываются многофигурные композиции с припадающими к ногам Христа сестрами Лазаря, стоящими Апостолами, фарисеями и жителями города. Живописцы уделяют больше внимания переживанию события разными персонажами (ожидание апостолов, возмущение фарисеев, отвращение к запаху тления у гробокопателей и т. д.). Фигуры сестер Лазаря в поклонении Иисусу Христу обычно показаны одинаковыми, но бывают варианты, когда сестры, разделяя переживание чуда, обращены друг к другу.

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Воскрешение прав. Лазаря. Икона. 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В поздневизантийской иконописи сцена «Воскрешение Лазаря» присутствует на полях икон с сюжетами чудес и Страстей (икона «Распятие Господне, с евангельскими сценами», XIV в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

Иногда, чтобы подчеркнуть мертвенность лика Лазаря в композиции воскрешения, его изображают подчеркнуто белым или бледным, а также придают землистый или зеленоватый оттенок (XII в.). В церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде (80-е гг. XIV в.) в многофигурной композиции «Сошествие во ад» представлена спеленутая фигура, которая, по предположению Т. Ю. Царевской, может быть отождествлена с Лазарем.

Первые изображения Лазаря как епископа Кипрского появились, по-видимому, после окончания эпохи иконоборчества и перенесения мощей святого в Константинополь при византийском императоре Льве VI, в кон. IX — нач. X в. Фигура Лазаря в епископских одеждах известна во фреске Новой Токалы-килисе в Гёреме в Каппадокии (кон. X в.).

С начала XII в. образ Лазаря, епископа Китиона Кипрского, встречается в росписях кипрских храмов. Его писали безбородым, поэтому моложавым, но с проседью.

Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в.

Прав. Лазарь. Роспись собора свт. Николая на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде. XII в.

Образ Лазаря-епископа встречается в монументальной декорации храмов Древней Руси: в новгородских церквах свт. Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенская) на Торговой стороне (ок. 1120) и Преображения Господня (Спаса) на Нередице (1199). Лазарь представлен безбородым, с тонзурой; его лик землистого оттенка, изборожден морщинами. В церкви Спаса на Нередице образ Лазаря в нижнем регистре святительского чина включен в ряд епископов, происходящих с разных земель православной ойкумены, и находится рядом с образом Христа-Иерея. В Николо-Дворищенской церкви фигура Лазаря больше человеческого роста, расположена на восточном склоне пролета между алтарем и диаконником, напротив — изображение креста-никитриона; кресты на омофоре Лазаря были золотисто-охристого цвета, что, вероятно, обусловлено преданием, согласно которому омофор его был сделан Самой Богоматерью. Появление образов Лазаря в новгородских росписях XII века могло быть связано со священником Лазарем, настоятелем церкви Бориса и Глеба в Вышгороде, игуменом Выдубицкого Михаило-Архангельского мон-ря (1088), епископа Переяславля Южного (с 12 ноября 1105).

***

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

***

Лазарева суббота — день накануне Вербного воскресения, завершающего Великий пост. Вечером, в субботу, за всенощным бдением совершается освящение ваий. 18 апреля начинается Страстная седмица.

Святая Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Праведного Лазаря

Воскрешение Праведного Лазаря

По учению Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех ― в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество.

Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария ― сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. И Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим.

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: «где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного».

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета ― царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу с благоговением и страхом (Евр XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.

***

Евангельские Чтения

 В этот день на Богослужении читается: Евр. 12:28 — 13:8 (зачало 333 от полý). Ин. 11:1-45 (зачало 39).

Апостола Павла послание к евреям, глава 12, с 28 по 29 и глава 13 с 1 по 8 (Зачало 333 от полу).

28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Глава 13

1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Евангелие от Иоанна,  глава 11 стих с 1 по 45 (Зачало 39).

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

***

«И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения.» — Митрополит Антоний Сурожский

 

 

По материалам:

  1. Лазарева суббота. Древо, православная энциклопедия.
  2. Лазарева суббота. Азбука веры.
  3. Православная Энциклопедия.
  4. Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. 
  5. Лазарь Четверодневный, друг Христов. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе. Сретенская духовная академия Русской Православной Церкви.
  6. О Лазаревой субботе. Официальный сайт Московского патриархата.
  7. Православный календарь.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление