РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Заметки о бытовых предметах России, основанный на традициях.


Зеркало.
Зеркало

Зеркало

Зеркало – довольно позднее явление в народной культуре. Первое производство зеркал в России появилось лишь при Петре I. В крестьянской среде этот достаточно дорогой предмет получил распространение ближе к концу XIX века. Лишь в зажиточных семьях зеркало давали невесте в качестве приданого.

Зеркало – общеславянское слово с корнем -зерк-. В русском языке оно имеет множество однокоренных слов: зреть (смотреть), зрение, зоркий, зрачок, диал. зеркать/зыркать и т.д. Несмотря на позднее проникновение зеркала в народный быт, его символика в традиционных представлениях архаична, поскольку его основное свойство – отражение – наделялось значимостью в древних верованиях, касающихся, в частности, воды как природной отражающей поверхности. Благодаря этому свойству зеркало имеет высокий уровень мифологизации в народном сознании, что обусловливает строгую регламентацию взаимодействия с ним, особенно в рамках обрядовой сферы.

Напольное зеркало

Зеркало

Зеркало является символом отражения и удвоения действительности. Подобно окну, порогу, печной трубе, колодцу, проруби, зеркало в народных представлениях воспринимается как граница между мирами, здешним и иным, наделяется сверхъестественной силой, способностью воссоздавать не только видимый мир, но и потусторонний. Отсюда широко бытовавшие у русских запреты смотреть в него в опасное время, например, когда в семье кто-то умер. Зеркало занавешивали, отворачивали к стене или вовсе выносили, пока усопший до похорон находился в доме, а иногда и до сороковин, чтобы не случилось другой смерти в роду, и, как верили в Полесье, чтобы покойник не стал ходячим и не беспокоил живых. На Рязанщине считали, что нарушение запрета смотреть в зеркало ночью может накликать смерть. Во Владимирской губернии верили, что посмотреть в зеркало в понедельник на Страстной неделе – как поглядеть на покойника; потому еще накануне зеркало закрывали платком. Ребенка до года никогда не подносили к зеркалу, полагая, что он испугается, увидев в нем себя или нечистую силу, и не будет спать или даже умрет. Плохим предзнаменованием считалось разбитое зеркало – это означало нарушение границ между мирами, что могло привести к несчастью.

Представление о зеркале как месте пребывания нечистой силы отразилось в страшных святочных гаданиях с этим предметом в особых местах (бане, нежилом доме, на перекрестке) в особое время (полдень, полночь). Девушка во время гадания приглашала суженого-ряженого отужинать или поглядеться в зеркало. В другом гадании, характерном для севернорусских губерний, глядели через левое плечо в зеркало, направленное на луну – верили, сколько отразится лун, столько родится детей в замужестве или будет людей в семье, куда девушка выйдет замуж.

Зеркало зачастую в народной культуре наделялось защитной функцией. В волшебной сказке Елена Премудрая испытывает героя и благодаря волшебному зеркалу всякий раз обнаруживает прячущегося Ивана, но ровно до тех пор, пока тот не догадывается спрятаться за зеркало. В народной среде пространство за зеркалом считалось тем укромным местом, где можно укрыть ценные предметы и вещи: «рубашку», в которой родился человек, пуповину ребенка, деньги и прочее.

В народных представлениях зеркало выступает также в качестве пространства, с помощью которого человек может воздействовать на снятие неприятной ситуации или программировать благополучие будущего. Так, при вынужденном возвращении домой, если что-то забыли взять с собой, принято посмотреть в зеркало, чтобы далее дорога была беспрепятственной. Во Владимирской губернии жених и невеста после венчания смотрелись в одно зеркало, и когда сваха спрашивала их, полюбились ли друг другу, всегда – отвечали положительно, чтобы семейная жизнь была хорошей.

По материалам:

Статья Е. Л. Мадлевская, научный сотрудник отдела этнографии русского народа.

Заметок Российского Этнографического музея


Стол.

Стол – один из главных элементов русского жилища. Особое отношение к столу сохраняется до сих пор.

Стол

Стол

Стол имел свое традиционное место в избе. Он стоял в переднем углу – самом главном месте в избе его не двигали. Наряду с печью, стол был важнейшим пространственным ориентиром. Эти два объекта обычно находились по диагонали друг к другу. Печь была архаичным центром дома, ведь дом — это очаг вокруг которого собираются люди. С принятием Христианства главным местом стал Святой угол, Божница, Красный угол, а под ним располагался стол и  крестьяне называли его «ладонью Божьей».

В красном углу. Орловская губерния, 1908 г. РЭМ.

В красном углу. Орловская губерния, 1908 г. РЭМ.

За столом происходили как ежедневные вкушения пищи, так и праздничные и обрядовые застолья. Всякий раз перед любой трапезой крестьяне молились Богу, обратившись к Иконам. Во главе стола, в центре сидел отец — глава семьи.

Семейство за ужином. Рязанская губерния,1914 г. РЭМ

Семейство за ужином. Рязанская губерния,1914 г. РЭМ

Поэтому в России принято особое отношение к столу. Это «ладонь Божия», место совместной трапезы и по этому по столу нельзя стучать, кидать шапку или вещи, за столом нельзя кричать и ругаться и, уж тем более сидеть или класть ноги.

 

По материалам:

  1. Статья Елены Львовны Мадлевской, ведущего научного сотрудника отдела этнографии русского народа РЭМ (Российский этнографический музей (vk.com)).
  2. Лекция канала РЭМ Разговор второй «Дом и границы мира глазами восточных славян» — YouTube

 

Метки: ,

Нет комментариев
Календарь
Поиск
Метки
Управление