РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Из истории открыток

Открытки – открытые письма впервые появились в 1777 году во Франции. В Россию в XVII – XVIII веках открытки завозились из Германии, затем постепенно было налажено собственное производство открыток. Российские открытки имеют корни в традиционных, по домашнему, немного наивных лубочных картинках.

В 1897 году выпущены первые почтовые открытки Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) в качестве благотворительной акции для нужд больницы. Продажа открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева, Сергея Соломко (будущего художника-постановщика знаменитого Костюмированного Бала 1903 года в Зимнем Дворце).

Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаи, существовавшие тогда в России.

Открытка С Рождеством Христовым!

Открытка С Рождеством Христовым!

На большинстве дореволюционных рождественских открытках можно увидеть Евангельские сюжеты или ангелов. Традиционные образы, связанные с Рождением Христа – вертеп (пещера), ясли с Младенцем, животные – вол (символ покорности и трудолюбия) и осёл (символ упорства), Иосиф Обручник и Богоматерь.

На самых старых открытках  все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.

Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.

Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные ёлки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов 19 века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками. Первые ёлки и ёлочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу 19 века традиция начинать праздники с украшения ёлки распространилась в России повсеместно.

Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал для пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом. И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.

Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского. Множество открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись. С конца 1880-х годов художница перешла от силуэтов к акварельной технике. Над открытками она впервые стала работать в 1898 году, по просьбе Попечительного комитета Общины святой Евгении.

Выход первых открыток Бём был приурочен к Рождественским и Новогодним праздникам. «Ее две акварели “Сердце сердцу весть подает” и “Мальчик” послужили для издательства счастливым началом и, найдя среди публики радушный прием, потребовали нескольких изданий».
Художественный критик Стасов, которому очень нравились «чудесные детские поэмы» Елизаветы Бём, предсказывал, что «впоследствии все эти многочисленные милые сцены будут, конечно, стоять с почетом в художественной истории нашего настоящего времени». С сегодняшней точки зрения такая оценка творческого наследия Бём воспринимается как несколько завышенная. Однако следует признать, что Елизавета Меркурьевна Бём заняла свое место в истории отечественного искусства последней четверти XIX – начала XX века. Имя художницы не утрачивает известности уже более столетия, и это заслуга не столько музейных экспонатов – ее акварелей, сколько напечатанных по оригиналам с них открыток, массовой продукции, которая до сих пор пользуется любовью публики.

Рождественские и Новогодние открытки всегда отражали, да и продолжают отражать веяние времени. После начала Первой Мировой Войны изменились и сюжеты праздничных открыток.

Изменилась эпоха, страна и люди, изменились и открытки.

Выпуск открыток прекратили полностью после 1917 года, потому что советская власть сочла их элементом быта буржуазного общества. Но за 45 лет обычай дарить открытки настолько прижился, что вместо них стали использовать любые другие иллюстрации.

О появлении первых советских открыток бытуют две версии. По одним источникам, они были изданы ограниченным тиражом к новому Военному, 1942 году. Другие утверждают, что партийное руководство страны решило наладить массовый выпуск идеологически соответствующих открыток ближе к 50-м годам. На большинстве из них стали изображать кремлевские башни, Деда Мороза, Снегурочку и надпись «С Новым годом!».

«На открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту и пр. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…», рассказывает Евгений Иванов, известный коллекционер открыток.
Огромный ассортимент красочных открыток на полках киосков радовал и привлекал советских граждан. Качество печати, в те годы уступавшее заграничным издателям, с лихвой окупалось высокопрофессиональной работой художников, а также выбором оригинальных стилей и сюжетов.

Эволюционный этап в производстве открыток начался в 90-е годы с появлением специализированных издательств по их производству и продолжается до сих пор. Современный ассортимент предлагает варианты открыток на любой вкус.

С появлением интернета появилось множество электронных открыток. Но главным, спустя несколько столетий, все равно остаются слова, обращенные лично к адресату и идущие от сердца, и неважно, что они не написаны, а напечатаны в приложении к открытке. Это всего лишь форма, открытка – это открытое письмо, и как не имело смысла отправлять пустую бумагу, так не имеет смысла посылать пустую открытку или GIF – ку.

 

 

По материалам:

  1. Статья  Шурова Олега Викторовича “Рождественские дореволюционные открытки”: Россия в эпоху правления Императора Николая 2 (epoha-nikolaya-2.ru)
  2. Российская империя. Эпоха правления Николая II (vk.com)
  3. Новогодние открытки: СССР и современные, как производят, традиция подарочных открыток. (culture.ru)
Pokrova2021

Нет комментариев
Календарь
Поиск
Метки
Управление