РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Неделя о Страшном суде. «Суд без милости, не сотворшему милости».

Картина Виктора Васнецова «Страшный суд»

Картина Виктора Васнецова «Страшный суд»

...Неделя—„Страшный суд». Картина
Сия должна нас содрагать.
Какая нас всех ждет судьбина?
Где все мы будем там стоять?

Как хорошо всем тем блаженным,
Которых ждет от Бога глас:
„Придите вы благословенны 
Все уготовано для вас!»

Но горе тем, что не любили
По Божьим  следовать стопам,
Что плоти, миру лишь служили,
Не обращаясь к небесам…

Иерей Петр Федорович Ануфриев

Архангельск, 1912 год

27 февраля — Неделя о Страшном суде (Мясопустная неделя). Еще это время называется седмица сырная или масленица. Это предпоследнее воскресение перед Великим постом. Седмица является сплошной (без поста в среду и пятницу), но мясо уже не вкушают.

На сырной седмице уже не совершается Таинства брака (венчание). В среду и пятницу не служится Литургия. На часах со среды начинают читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина.

6 марта — Прощеное воскресение.

7 марта начинается Великий пост.

В это воскресение, 27 февраля, вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить.

Страшный суд. Икона (Новгород, XV в.). Государственная Третьяковская галерея

Страшный суд. Икона (Новгород, XV в.). Государственная Третьяковская галерея

Сегодня, на Божественной Литургии, мы в очередной раз соберёмся в храмах Божьих, чтобы прославить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

Третью неделю уже Святая Церковь готовит нас к Великому посту – времени очищения и покаяния. Первую неделю мы учились правильно каяться, учились вместе с мытарем говорить Господу о том, насколько мы грешны чтобы Господь нас простил.

Неделя о мытаре и фарисее

Мытарь и Фарисей

Мытарь и Фарисей

Во вторую неделю Великого поста мы познали великую милость Божию, которую готов принять каждый из нас, лишь бы мы имели раскаяние о своих грехах.

Неделя о блудном сыне

Притча о блудном сыне. Фреска Фаворского монастыря

Притча о блудном сыне. Фреска Фаворского монастыря

Ныне Церковь Божия напоминает нам о событии Страшного Суда, который всем нам с вами предстоит пройти, и никто этот Суд не минует.

Напоминают нам это событие для того, чтобы мы держали бы в памяти и понимали, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но и праведный Судия. Почему Суд называется Страшным? Потому что он, во-первых, всеобщий. На нем будут осуждены не только люди, живущие на земле от начала века, но даже дьявол и его слуги. Страшный он потому, что он окончательный. Если сейчас мы имеем какое-то ходатайство за нас святых угодников Божьих, обращаемся к ним с молитвой, к Божьей Матери, к Господу нашему Иисусу Христу, после смерти мы имеем ходатайство наших родственников о нас, которые могут молиться и просить у Господа и умилостивить тоже Его, то Страшный Суд – это то время, когда у нас уже нет ходатаев, и осуждает нас, как говорят святые отцы, и в частности Игнатий Брянчанинов так пишет, что нашим обличителем и обвинителем на нем является наша совесть, тот орган, который Господь нам дал, чтобы мы понимали как нам правильно жить.

На этом Суде страшно еще, что все наши прегрешения откроются для всего мира – все наши помыслы, тайные вожделения, которые каждый из нас имеет и которые хочет скрыть, скрыть подчас не только от других, но даже и от себя, боится себя, своей греховности, своей грязности. Вот это все будет раскрыто всему миру в один миг. Рядом будут стоять люди в одном звании – богатые рядом с богатыми. И одни осудятся и пойдут в муку вечную, а другие прославятся, ибо совершили много добрых дел. Тоже самое нищие, бедные, бесные – все будут судимы на этом Суде именно праведно, и друг друга увидят прегрешения и сами себя в общем-то осудят, либо с Богом они и пойдут в рай в Царство Небесное, либо в то место, где нет уже милости Божьей – во ад. И вот сегодняшнее евангельское чтение нам многое объясняет, что от нас требует Господь. Говорится в нем как раз о Суде Божьем, когда Господь с ангелами Своими взойдет на престол славы, будет судить, отделять овец от козлищ. Овцы пойдут на правую сторону в Царство Небесное, а козлищи на левую сторону – идет как раз разделение, и попадут во ад. И критерием этого Господь ставит отношение к ближнему. Дела милости, которые мы творим, они если есть, либо оправдают нас на Суде, либо если их нет, то нас осудят.

Жаждал Я, и напоили Меня, был в темнице, и посетили Меня, говорит Господь праведным, алкал, и напитали Меня. И когда спросили, Господи, да мы же Тебя не знали. То, что сделали ближнему своему, то сделали и Мне, говорит Господь. «Суд без милости, не сотворшему милости; милость превозносится над Судом» (Иак. 2, 13), сказано в Священном Писании. Вот эта милость очень как раз и важна. Миловать ближнего своего, не осуждать, как мы часто осуждаем. Как часто мы имеем злость по поводу друг ли друга, как редко мы радуемся каким-то радостям и благополучию ближнего, особенно что касается наших врагов. Мы чаще готовы сказать про другого: а, вот, Господь-то видит, поэтому наказал тебя здесь, если видим какие-то здесь творящиеся с ним несчастья. То есть мы злорадствуем, вместо того, чтобы миловать его и радоваться именно с ним. Господь посылает каждому из нас испытание. И через это мы многое познаем, через это мы приближаемся к Богу. И на Суде Божьем мы будем благодарить о том, о чем сейчас жалеем, именно о каких-то горестях, страданиях, ибо именно они очищают нашу душу, ибо именно они показывают нашу немощь. Когда мы страдаем, мы ощущаем свою немощь.

На суде важна и милость к самому себе. Надо себя помиловать прежде всего. Только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. А такое сердце, а это сердце милующее, понимающие, что мы именно сами греховны, что мы нуждаемся в милости. Оно не жестокое. Жестокому сердцу не нужно милости от Бога. Поэтому прежде всего нам надо именно просить милости о себе и себя умилостивить. А понимая свою греховность, как Силуан Афонский говорит: живи во аде, но не отчаивайся. То есть посылать себя во ад по грехам своим, понимая на сколько мы грешны, осознавая это и в тоже время надеясь на Бога, милующего, готового всегда прийти к нам на помощь. Только тогда сердце наше открывается, и Господь готов нам помочь и дать Свою благодать. Святые угодники часто рассуждали о том, что нам не следует осуждать ближнего своего. Так Иоанн Златоуст говорил: в тот день будущего Суда Бог будет судить нас не только за то, в чем мы грешили, но и за то, в чем осуждали других. Тот, кто сурово судит о чужих грехах, никогда не будет пользоваться снисхождением по отношению к себе. Бог произносит Свой приговор, глядя не только на природу наших грехов, но и на суд о других.

Поэтому не будем осуждать другого, ибо «суд без милости, не сотворшему милости, и хвалится милость на суде«. Будем лишь осуждать себя. Это для наших душ полезно, потому что, осуждая себя, мы милосердие Божие к себе привлекаем. Мы уже заранее готовим себе эту милость, ожидаем ее. Но для этого надо хорошо поработать Великим постом. Не зря в молитве великого угодника Божия Ефрема Сирина одно из прошений, которое мы будем очень часто произносить Великим постом, это прошение о том, чтобы познали свои грехи: «Даждь мне видеть грехи моя».

Дай Бог нам это разглядеть в себе, понять, что мы действительно грешники, осудить себя прежде того Суда, который нам предстоит. И тогда на Суде мы оправдимся. Для этого конечно необходимо нам много поработать, познать волю Божию о себе, не забывать читать Священное Писание, ходить в храм Божий, таинства иметь церковные, обращаться искренне к Богу, да помилует нас в этом веке и в будущем.

Помоги всем, Господи.

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Евангелие от Матфея глава 25, стих 31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

По материалам:

27 Февраля 2022 — Православный Церковный календарь (azbyka.ru)

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ — Древо (drevo-info.ru)

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах — (prihod.ru)

Страшный суд. Третья четверть XV в. (icon-art.info)

Великий пост // Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 6, часть неофиц. С. 160–162 | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке (pravoslavnoe-duhovenstvo.ru)

Великий пост в 2022 году: когда начинается и заканчивается, календарь питания по дням, правила, молитвы и службы (azbyka.ru)

Сырная седмица — Православный портал «Азбука веры» (azbyka.ru)

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление