РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Радоница. Родительский день.

«…Верь, что те, кто нас покинул, ближе к нам, чем когда бы то ни было, и если, в чем нет сомнений, они действительно скорбят о наших невзгодах и неправильных поступках, их скорбь не напрасна. Их сочувствие – это обещание помощи в окончательном избавлении от горя тех, на кого они взирают с любовью.»

Александра Федоровна Романова «Дарите любовь»

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. Кон. 40-х – нач. 50-х гг. XVII в. (ЯХМ)

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. Кон. 40-х – нач. 50-х гг. XVII в. (ЯХМ)

 

Радоница – день особого все­церковного поминове­ния усоп­ших, родительский день. Это день, когда Святая Церковь  призывает всех нас вспомнить всех тех, кто уже ушел в ту, иную, вечную жизнь, и им всем сказать: «Христос воскресе!». И если у нас был бы такой же слух, такие же чувства, такое же сердце, как и у них там, видящих уже вечную жизнь, мы бы услышали их слова: «Воистину воскресе!».

***

Родительский день — день панихиды или особого всецерковного поминовения о всех усопших православных от Адама до наших дней.

Кладбище. Фотография РЭМ

Кладбище. Фотография РЭМ

Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли. Родительские дни как правило являются субботами, потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам — день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.

Вселенские панихиды или вселенские родительские субботы согласно Уставу Православной Церкви совершаются пять раз в году:

  • Мясопустная суббота — в субботу на Мясопустной седмице. Поминовение всех усопшим перед воспоминанием второго пришествия Христова коренится в первых веках Христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному Суду, Церковь молит Праведного Судию явить всем усопшим, включая особенно всех кто умер внезапно и остался без узаконенного погребения, Свою милость в день нелицеприятного воздаяния.
  • во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого Поста — установлены Церковью чтобы не лишить усопших своего предстательства во дни Великого Поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной литургии, которая в Великий Пост положена не каждый день.
  • Троицкая суббота — в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти также уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало поста Апостольского.

Частные родительские дни которые существуют в Русской Православной Церкви, хотя и не приравниваются ко вселенским, имеют в Русской Церкви схожее значение. Вот они:

  • Радоница — во вторник Фоминой седмицы. Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам Христианства, но не отмечен особым последованием в Уставе.
  • День поминовения погибших в Великой Отечественной Войне — 9 мая. После Литургии служится панихида.
  • Поминовение православных воинов — 29 августа когда вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за Истину. Поминовение православных воинов в этот день было установлено в Русской Церкви при указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время войны с турками и поляками. В настоящее время этот день отошел на второй план.
  • Димитриевская суббота — в субботу перед 26 октября, днем святого Димитрия Солунского. Изначально установленная по почину благоверного князя Димитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днем памяти всех усопших в вере.
  • Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских — После Литургии служится панихида.

***

В этом году Радоница, приходится на 3 мая. «Радоница, совершается на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и Светлую Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю подавать весь свой семейный синодик для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших, тем более, что обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства («Навий день»). Христианство придало иной характер этим поминкам.

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ)

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ)

Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим церковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в восполнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи, подобно тому, как в три субботы Великого Поста совершается поминовение усопших в восполнение не бывающего в другие дни поста литургийного поминовения.

Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством. Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице, нарочитое же поминовение усопших должно быть ограничено только совершением накануне после вечерни великой панихиды, которая может быть повторена в самый день поминовения, лучше всего перед литургией, а также совершением панихиды или заупокойных литий на могилах. Если во вторник Антипасхи случится праздник, то должно перенести на иной день или праздничную службу или поминовение усопших. Последнее удобнее перенести на среду. Если же оно будет перенесено на понедельник, то накануне, в Воскресенье, вечером не следует совершать панихиду, а надо будет ограничиться панихидой только в самый понедельник после утрени или перед литургией.» — из книги  «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» Святителя Афанасия (Сахарова), исповедника, епископа Ковровского.

***

Евангельские Чтения

В этот день в храме читается: 10 зачало Деяния святых апостолов, глава 4 с 1 по 10; 10 зачало Евангелие от Иоанна глава 3 стих с 16 по 21.

Деяния святых апостолов, глава 4, с 1 по 10 (зачало 10)

1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Евангелие по Иоанну, глава 3, стих с 16 по 21 (зачало 10)

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

 

 

По материалам:

  1. Радоница. Седмица.ру
  2. Радоница. Азбука веры.
  3. Радоница. Поминовение усопших. Оптина Пустынь.
  4. «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский
  5. Родительский день. Древо
  6. Родительские субботы. Азбука Веры.
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление