Последовательницы Иисуса Христа
“Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.”
Митрополит Антоний Сурожский
В третью Неделю по Пасхе Святая Церковь чтит память святых Жен-Мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны и иных, упомянутых в Евангелии и Марии, Марфы и Сусанны, упомянутых в Священном Предании. В этот же переходящий день, с ними чтятся праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.В 2022 году этот день приходится на 8 мая.
***
О Женах-мироносицах
Жены-мироносицы – это последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его.
Память совершается в третью Неделю по Пасхе.
Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа многие женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Евангелии от Иоанна сообщается, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» вместе с апостолом Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом.
В период земного служения Иисуса Христа многие из Жен-мироносиц служили Ему, в том числе и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа некоторые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни. По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя, т. е. совершить необходимый погребальный обряд, который состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения.
Жены-мироносицы по-разному представлены у евангелистов:
- в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария»;
- в Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия;
- в Евангелии от Луки – «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10);
- по свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18).
Таким образом, все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины.
Три первых Евангелия совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых. У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.
О Саломии, при сопоставлении Евангелия от Марка и Матфея, можно сказать, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Иисуса Христа, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием.
Об Иоанне, говорит евангелист Лука, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Христом по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в Новом Завете не упоминается. Он упоминает Иоанну по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с двумя также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством.
Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (Мк 15. 40) или Иосифа по греческому тексту. На этот счет имеются две основные теории:
- Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блаженный Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы. При отождествлении «другой Марии» с «Марией Клеоповой», возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии. Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехристианский автор Егесипп (сер. II в.). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова. Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы отличать ее от Марии, называемой Магдалиной, однако это мнение не получило широкого распространения.
- Согласно другому толкованию, которого придерживался, в частности, святитель Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Жен-мироносиц в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также – «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия». О том, что «другая Мария» и Богородица – одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи. Современные толкователи соглашаются с этим толкованием так как евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей, пусть даже и приемных (согласно мнению, например Епифания Кипрского).
Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в первых трех Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Жен-мироносиц, придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: например, слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа. Епископ Кассиан (Безобразов), однако, допускает возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников».
Многие толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блаженный Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и другие вместе с ней, но о них Евангелист Иоанн умолчал. В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями первых трех Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2), т. е. тем самым намекается на присутствие других женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается веками. Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви и т. п.
Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении Жен-мироносиц ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (Мк 14. 3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, который помог бы им откатить камень, ибо камень был «…весьма велик» (Мк 16. 4). В целом, Евангелист Марк сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (которые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации. Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (Мф 27. 56, 61). Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти – «…посмотреть гроб» (Мф 27. 61).
Евангелист Лука, так же как евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц Воскресения Иисуса Христа. Что касается Евангелия от Иоанна, то все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего. Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин… пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть», призывая христиан подражать им.
Рассказ о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с другими женщинами, сохранился также среди дошедших до настоящего времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра, составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь эклектическим текстом.
***
Об иконографии
Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии «Воскресение Христово». Евангелисты называют разное число участниц этого события, при этом не упоминая среди Жен-мироносиц Богородицу; однако святые отцы (например святитель Григорий Палама) признавали Ее присутствие, что повлияло на иконографию. Отличается в рассказах также число ангелов. Апостолы Матфей (Мф 28. 2-3) и Марк (Мк 16. 5) упоминают об одном, апостолы Лука (Лк 24. 4) и Иоанн (Ин 20. 11-12) – о двух ангелах в «блистающих» и «белых» одеждах; число стражников у Гроба не уточняется.
Самое раннее из известных изображений Жен-миноносец у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (между 232 и 256 годами). В нем сочетаются повествовательное начало, раннехристианский символизм и условность: Жены-мироносицы изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом – две звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (2-я пол. V в.) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом,- данная схема впоследствии получила название «Явление ангела женам-мироносицам», с вариациями в деталях удерживалась в течение двух столетий.
На рельефе серебряного саркофага (IV в.) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены три Жены-мироносицы перед Гробом в виде здания, над которым находится полуфигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 г., Баварский национальный музей, Мюнхен) гробница изображена в виде двух-ярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Жены-мироносицы, над которыми представлено «Вознесение Господне»: юный Христос поднимается по облакам, ухватившись за руку Бога.
В VI в. сцена у Гроба Господня по-прежнему воспринималась как иконографическое решение темы Воскресения, при этом она включалась в Страстной цикл, например, в мозаике в церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (до 526).
Как все евангельские композиции этого ансамбля, «Явление ангела женам-мироносицам» изображено сокращенно: в центре – Гроб Господень в виде купольной ротонды (моноптер) с приподнятой плитой саркофага внутри, слева сидит крылатый ангел, справа стоят две жены; у них в руках ничего нет.
В Евангелии Раввулы представлена двух-частная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, обрамленной дву-колонным портиком; стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Иисуса Христа двум женам, которые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Иисуса Христа Мариям по Воскресении». Этот сюжет в средневизантийский период стал самостоятельной иконографией: Господь идет вправо, благословляя двух жен, припавших к его ногам.
Иначе представлено «Явление ангела женам-мироносицам» на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия. Палестина. ок. 600 г., Музеи Ватикана), где в 3 ярусах изображены 5 евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения. В центре композиции большое круглое купольное здание – ротонда Воскресения, построенная имп. Константином I, в распахнутых вратах которой виден престол под покровом. Фигуры в композиции расположены симметрично: справа от врат – ангел, слева – две жены, показанные в стремительном движении, одна из них – Богоматерь. Сцена с Распятием и женами у кувуклии повторена на ампулах из кафедрального собора в Монце (кон. VI-VII в.).
В послеиконоборческий период (с IX в.) в иллюстрациях Псалтири сформировалась иконография Воскресения Христова как Сошествия Господа во ад. В Хлудовской Псалтири (сер. IX в.) Жены-мироносицы у Гроба изображены стоящими или сидящими около цилиндрического сооружения гробницы, но без ангела. В X-XI вв. с этой сценой соседствует композиция «Явление Христа женам-мироносицам» (фрески Св. Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). Распространение получил вариант иконографии с симметричной композицией: благословляющий Христос изображается фронтально, стоящим между двумя деревьями, с обеих сторон к его стопам припадают Жены-мироносицы. В византийской традиции композиция называется «Херете» (χαίρετε – радуйтесь) по приветственному слову воскресшего Христа, обращенного к Женам-мироносицам. (Трапезундское Евангелие, 2-я пол. X в.).
В средневизантийский период в Страстном цикле она также часто соседствует с композицией «Явление ангела женам-мироносицам». Иконография последней сцены в византийском искусстве приобрела устойчивые черты. Ротонда Воскресения, равно как и другие архитектурные формы гробницы, и каменный саркофаг уступили место изображению Гроба Господня в виде вертикальной пещеры, в которой находятся гробные пелены. Типичным образцом такой иконографии, много раз повторенной в столичном и провинциальном искусстве XI-XII вв., служит серебряная пластина от реликвария, хранящаяся в Лувре.
Предположительно пластина происходит из Фаросской церкви Большого дворца в Константинополе. В 1241 году она была привезена в Париж королем Людовиком Святым и вложена в сокровищницу Сент-Шапель. Сцена представлена на фоне горы. Справа сидит ангел с вертикально поднятым крылом, опирающийся левой рукой на жезл. Правой рукой ангел указывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру с пеленами. Пелены состоят из двух частей. Нижняя (саван) перевита крест-накрест, верхняя (сударь – плат закрывавший лицо) показана вспарушенной. Жены компактной группой стоят слева от ангела. Та, что изображена ближе к центру, отпрянув от гроба, прикасается к плечу жены, стоящей слева. Аналогичная иконография на фреске Спасского собора Мирожского монастыря (40-е гг. XII в.).
В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизантийские формы отдельных предметов, например гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Иногда были представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам».
В русских, как и в византийских памятниках, сцена «Явление ангела женам-мироносицам» входит в страстные циклы, соседствуя либо с «Сошествием во ад», либо с «Явлением Христа женам-мироносицам», а также встречается в праздничном ряду иконостаса. В целом композиция следует выработанной в средневизантийский период схеме, хотя возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа и поз Жен-мироносиц и стражников. Так, в росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 год) Жены-мироносицы традиционно изображены подходящими слева, но гроб Господень представлен совершенно особенно: в виде прямоугольной плиты под киворием, на которой горизонтально в ряд лежат 2 условно изображенные пелены. Над гробом висят светильники на цепочках. Эта деталь композиции могла отразить реальные впечатления паломников от посещения храма Гроба Господня в Иерусалиме и убранства камня Помазания.
Другой вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора (1425 год). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть которого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят три Жены-мироносицы. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в русском искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в.), только саркофаг расположен под другим углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497 год) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Жены-мироносицы стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей – стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены три воина в доспехах (2-й пол. XVI в.), стражников изображают и в большем количестве (напр., икона строгановской школы кон. XVI – нач. XVII в.).
На иконах кон. XV – нач. XVI в. число Жен-мироносиц увеличено до семи, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, которая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам». Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию русского искусства, стало изображение двух ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага. Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII веков.
***
Воскресенье жен-мироносиц
Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.
Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.
И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.
Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…
И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…
Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.
И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.
А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский, 15 мая 1974 года.
***
Евангельские Чтения
В этот день на Литургии звучит:
- 16 зачало Деяния святых апостолов глава 6 с 1 по 7;
- 69 зачало Евангелие от Марка с главы 15 стих 43 по главу 16 стих 8;
- 63 зачало Первое Послание апостола Петра глава 5 с 6 по 14;
- 23 зачало Евангелие от Марка глава 6 стих с 7 по 13.
Деяния святых апостолов, глава 6, с 1 по 7 (16 зачало).
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. //*Евреи из стран языческих.
2 Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Евангелие по Марку, с главы 15 стих 43 по главу 16 стих 8 (зачало 69)
43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Глава 16
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Первое Послание апостола Петра глава 5 с 6 по 14 (зачало 63)
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите.
13 Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.
14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.
Евангелие от Марка глава 6 стих с 7 по 13 (зачало 23)
7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12 Они пошли и проповедовали покаяние;
13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
О жизни, любви и жертвенной смерти. В январе 1904 года в журнале “Странник” был опубликован небольшой очерк “Из жизни сельского священника” отца Василия Александровича Соколова о своей супруге Иллари. Очерк, назывался “Умолила”.
По материалам:
Календарь. Азбука Веры
Воскресенье жен-мироносиц. Митрополит Антоний Сурожский. Азбука Веры
Жены-мироносицы. Древо
“Жены-мироносицы”. Православная энциклопедия.
Умолила : (Из жизни сельского священника) // Странник. 1904. Янв. С. 98–114, Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке.
Протоиерей Василий Александрович Соколов, Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке.