Вход Господень в Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим – переходящий двунадесятый праздник, который празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста. Другое название праздника – Неделя (воскресенье) ваий (ваия – ветвь финиковой пальмы). В России пальмовую ветвь заменяют вербой, отсюда и еще одно название праздника – Вербное воскресенье. В русских богослужебных книгах праздник называется также неделей Цветоносной. В 2022 году этот день приходится на 17 апреля.
В отличие от других двунадесятых праздников, Вход Господень в Иерусалим формально не имеет предпразднства (хотя предшествующая ему шестая седмица Великого Поста называется Седмицей Ваий, т.е. может рассматриваться как предпразднство) и совсем не имеет попразднства, так как после этого дня наступает сразу Страстная Седмица).
***
“Сейчас мы встречаем праздник Входа Господня в Иерусалим; это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град; встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом; разве здесь есть что-то трагическое?
Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: “Осанна Сыну Давидову!”, то есть, “Красуйся, Сын Давидов, Царь Израилев”, в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.
Что же случилось? Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в Свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отомщено будем всем.
А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он – не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти…
Но что же остается одним, и что завещает нам Христос Своей смертью?
В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню…
Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе – пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, – это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, а в каком-то смысле все так значительно – как перед любовью: самые мелкие, незаметные слова так дороги и значительны, а большие события иногда так ничтожны в таинстве любви.
Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? – Ничто. Порой – могилы; чаще – чистое поле…
А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил, как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни…
А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, – нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!..
Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню жизни в цветущий сад.
И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто…
А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь… Это – праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни…” из проповеди митрополита Антония Сурожского (Блум),от 1974 года.
***
Об иконе праздника
Иконы Входа Господня в Иерусалим обычно отличаются большой торжественностью и праздничностью, что вполне соответствует характеру самого праздника, который, преодолевая сосредоточенно-строгое настроение Великого поста, предваряет пасхальную радость. Все действия, сопровождавшие Вход Господень в Иерусалим, указанные в четырех Евангелиях, запечатлены в Предании Церкви как в богослужебных текстах, так и во множестве икон, изображающих праздник. Они не являются случайными или эпизодическими и в толковании отцов Церкви имеют ясный пророческий, образный и прообразовательный смысл. Иконы праздника вмещают в себя практически все его содержание . В развитой иконографии Входа Господня в Иерусалим мы находим не только внешнее выражение события Священной Истории, но и его существо, его непреходящий смысл.
Изображение входа в Иерусалим обнаруживает замечательную устойчивость в своих иконографических формах. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях, то сообщающих большую иллюстративность, то по-особому акцентирующих внимание зрителя.
Подробнее рассмотрим икону из праздничного чина иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря, конца 15 века.
Христос в сопровождении апостолов шествует в Иерусалим. Перед Ним группа людей и город — черты типические, повторяемые во многих других изображениях.
Спаситель сидит боком, слегка повернув голову или в сторону идущих за Ним апостолов, или в сторону Иерусалима, движением правой руки благословляя толпу и город или указывая на них. Спаситель также держит в руке свиток – Новый завет.
Христос –смысловой центр композиции, но не фактический. Но с какой стороны мы бы не посмотрели на икону, взгляд непременно сосредотачивается на Его фигуре. Какие же изобразительные приемы использует для этого мастер? Первое – золотой нимб венчает голову только Господа, неизменно притягивая к себе взгляд зрителя. Второе – небольшое расстояние отделяет Спасителя от апостолов – Его окружает светлое пятно горы. Третье – фигура Христа представлена в сложном ракурсе. Он сидит на ослике, ноги опущены и нам не видны. Торс развернут к зрителю, а голова- в сторону апостолов.
Как и во всех иконах Входа Господня в Иерусалим, в левой часть композиции –Христос и Его ученики, Иерусалим и его жители – справа. Граница читается достаточно четко.
В левой части композиции непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Христос на осле и апостолы за ним изображены спускающимися с горы. Ослица означает ветхозаветный Израиль, а молодой осленок – язычников. Гора выступает здесь как символ духовного восхождения апостолов, пещера – тьма из которой вывел апостолов Спаситель. В то же время для Христа гора является символом Его схождения на землю – Христос идет в Иерусалим, к Своей искупительной жертве, к тому, ради чего Он пришел на землю.
Размещению горы в левой части сцены соответствует изображение города в правой части. Архитектура Иерусалима представлена множеством тесно поставленных друг к другу строений за стеною с башнями. В центре обычно изображен Иерусалимский храм.
Апостолы, выведенные Христом из тьмы, стоят против вышедших навстречу жителей. Двенадцать апостолов и встречающая толпа, образующие две многоликих группы, величественная фигура Спасителя между ними — придают композиции строгую уравновешенность. Иконописец как бы противопоставляет левую часть композиции – плавный изгиб дерева, силуэты гор, фигуры апостолов и Иисуса Христа – строгости и застылости толпы, изображенной на иконе справа.
Слева — текучая линия горы и дерева, повторяющих движение Спасителя и апостолов и как бы сливающихся с Ним, вносят в композицию большую живость. В правой части же движение почти полностью прерывается. Это ощущение создается строгими очертаниями града, прямыми линиями людских силуэтов. Усиливается ощущение противопоставления этих двух групп. Каждая из них объединена единым силуэтом.
Часто апостолы изображались либо группой, либо только 2 апостола, но 2 почти всегда выделяются. Несколько впереди идет апостол Петр, а сразу за ослом следует молодой юноша, которого можно определить как Иоанна. Почти на всех изображениях в группе апостолов можно заметить оживление, беседу. Можно предположить, что апостолы размышляют над тем, что сказал им Господь главой ранее в Евангелии, показывая истинный смысл Своего входа в Иерусалим.
В правой части композиции мы видим встречающих Христа людей. Вместе они образуют , как уже говорилось, единый статичный силуэт. Здесь представлено много персонажей. Мастер вводит большее количество «земляных» цветов- зеленого, коричневого, которые оживляет пятнами красного. В то время как в левой части значительно доминирует синий – и в одеждах и в высветлениях горы – символ живоносности и одухотворенности. Небольшими пятнами синий проникает и в правую часть – жители Иерусалима уже на пути принятия Христа. Остановка движения в правой части иконы говорит ,может быть о том, что жители Иерусалима замерли в благоговении. На лицах у них удивление, вопрошание –”Кто Сей?”-по слову евангелиста.
В руках у них ветви. По изъяснению Церкви, зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью не только Иисуса Христа, но вместе с Ним и верующих в Него.
Ослик и дерево служит объединением двух частей композиции. Тонкий изгиб дерева, смягчает переход горы к прямым стенам города.
В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Белый цвет их одежд, вне всяких сомнений, символичен и обозначает чистоту детских душ. В таких же по крою сорочках представлены (и кстати, детьми) души праведников на лоне Авраамовом. Изображение детей и «ссущих» — грудных детей соответствует историческому событию и исполнению пророчеств.
Таким образом, в иконографии Входа Господня в Иерусалим есть некоторая общая особенность, созвучная богослужебным текстам праздника: Господь, в смирении движущийся «во град Иерусалим, исполнити писание» (стихира на стиховне), показан именно тем Царем Кротким, о котором пророчествовал Захария (Зах. 9:9). Царем, царствующим во веки, но идущим на вольные страдания ради общего воскресения. Не только печать наступающих страстей отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, но и близость грядущего Воскресения Христова. Самый Вход в Иерусалим, в котором царственное достоинство Христово проявилось с такой очевидностью для множества жителей Иерусалима, вышедших Ему навстречу, образно свидетельствует о Воскресении, о Втором Пришествии Христовом и о Царстве Будущего Века, в котором Христос «всяческая во всем». «Общее воскресение прежде вольныя страсти Твоея, во уверение всех предпоказавый …во святый град со ученики Твоими вшел еси, седя на жребяти осли, пророческая исполняя проповедания, якоже на херувимех носимый» (стихира на хвалитех).
***
Евангельские Чтения
В этот день на Литургии звучит: 247 зачало Флп.4:4-9; 41 зачало Ин.12:1-18.
Послание Апостола Павла к филиппийцам, глава 4, с 4 по 9.
4:4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
4:6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
4:7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
4:8 Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.
4:9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте, – и Бог мира будет с вами.
Евангелие от Иоанна, глава 12, стих с 1 по 18.
12:1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
12:2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
12:3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
12:4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
12:5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
12:6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
12:7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
12:8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
12:9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
12:10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
12:11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12:12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
12:13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
12:14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
12:15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
12:16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
12:17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
12:18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
По материалам:
- Вход Господень в Иерусалим, Православная энциклопедия
- Вход Господень в Иерусалим, Азбука веры
- Проповедь митрополита Антония Сурожского (Блум), от 1974 года, Азбука веры
- Вход Господень в Иерусалим. Иконография. Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии
- “Праздники и посты православной церкви. Календарь – справочник” – М.: “Даниловский благовестник”, М.: ЗАО ИД “Комсомольская правда”, – 224 стр., ил.