Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Поместный Собор Церкви Русской 1917–1918 годов

«Слово Божие говорит: „Семя свято — стояние миру“ (Ис 6, 13), то есть земля наша держится праведниками. Священная история многими повествованиями указывает, что Господь терпит грехи людей, если есть праведники на земле.

Не будем оплакивать падение внешней твердыни, ибо все это поправимо. Будем заботиться, чтоб нам развить твердыню духа Христова, чтобы каждый из нас являл собою крепость духовную. Тогда, при этой крепости духовной, разовьется и мощь физическая»

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси. Из слова, сказанного в Кронштадте 1918 г.

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

18 ноября  – День памяти Отцов Поместного Собора Церк­ви Рус­ской 1917–1918 годов. Этот день памяти установлен 4 мая 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.  Дата 18 ноября по новому стилю была выбрана неслучайно. Это день памяти  из­бра­ния святи­те­ля Ти­хо­на (Бе­ла­ви­на) на Мос­ков­ский Пат­ри­ар­ший пре­стол.

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

***

Христос наша жизнь,

свет и покой.

С Ним всегда и везде хорошо.

Священномученик Вениамин (Казанский)

 

Начинается роковой 1917 год. В разгаре Великая (Первая мировая) война. В результате Февральской революции у власти в огромной воюющей стране оказывается Временное правительство…

В феврале 1917-го очень мало кто чувствовал приближение кровавого балагана. Москва ликовала. Отречение Николая II встречено с восторгом.  “Старому на у кого нет сожаления“, – записал в своем дневнике добропорядочный обыватель, писал еще о радостных и восторженных лицах.

Да здравствует свободная Россия” – было начертано на транспарантах. Все казалось чудом.

Прошел месяц-полтора, обыватели успокоились, легкомыслия поубавилось, революционные песни надоели до “тошноты”. На ранее чистых улицах грязь, какие – то люди играют в карты, матерятся, страшно, ведь порядка, власти больше нет, продукты, становятся серьезной проблемой, бешеная инфляция… Эйфория уходит, приходит время воспоминания о “бывшей” великой Руси. Назад ничего не вернуть. Началась говорильня, собрания, кружки…

Православное духовенство в массе своей, но не всё, приняло Февральскую революцию сочувственно, некоторые, с восторгом. Из разных епархий в Петроград шли поздравления Временному правительству. Время покажет, что революция обернется кровавой смутой, которая сметет все: русскую государственность, русскую власть, русское общество. Все обратится в руины. Но Церковь, Русская Православная Церковь выстоит. И это поистине удивительно.

Как ни заблуждались политики, интеллектуалы, отдельные члены Церкви и даже ее пастыри, несмотря ни на что,  Церковь стремительно укреплялась. Громадный церковный корабль скрыто и явно готовился к шторму.

29 апреля 1917 года Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви одобрил проект обращения к архипастырям и пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви, гласившего:

“Давно уже в умах православных русских людей жила мысль о необходимости созыва Всероссийского Поместного Собора для коренных изменений в порядке управления Российской Православной Церкви и вообще для устроения нашей церковной жизни на незыблемых началах, данных Божественным Основателем и Главою Церкви в Священном Писании и в правилах св. Апостолов, св. Вселенских и Поместных Соборов и св. Отец. Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым”.

В августе 1917 года в Москве открылся поместный Собор Российской Православной Церкви. Это был первый Собор с конца XVII века. Его открытию предшествовала подготовительная работа, которая длилась более десяти лет.

Первая сессия Собора

Всероссийский Поместный Собор открылся 28 августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В величественный и торжественный день открытия Поместного Собора епископы, прибывшие на него, совершили Литургию в тридцати двух храмах Москвы. Затем было молебствие на Красной площади. Там собрались крестные ходы из многочисленных московских храмов и монастырей.

Первое заседание Собора состоялось на следующий день в Храме Христа Спасителя. Епископы, участники собора, после богослужения вышли из алтаря в архиерейских мантиях и разместились посреди храма на особых скамьях. Остальные, а это большинство – монахи, приходское духовенство, миряне, заняли места справа и слева от епископов.

Здесь собрались представители епархий: все архиереи Русской Церкви, наместники крупнейших монастырей, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы, всего 564 делегата, избранных путем многоступенчатой системы голосований на епархиальных собраниях. Они прибыли в Москву со всех концов огромной страны, которая стремительно погружалась в хаос. В Соборе участвовали не только все архиереи Русской Церкви, но и наместники крупнейших монастырей, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы, представители единоверцев.  До падения ни на что не годного, беспомощного Временного правительства оставалось немногим более двух месяцев.

Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)

Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)

Открыл Собор старейший иерарх Русской Церкви Киевский Митрополит Владимир (Богоявленский). Это был человек громадного духовного опыта. Человек очень образованный, мудрый, настоящий архипастырь, подвижник, старец, святитель. В нем сочетались разные дарования, а это большая редкость. Роль митрополита Владимира в подготовке к работе Собора невозможно переоценить. Своим авторитетным словом он призывал всех членов Собора молить об избавлении от разномыслия.

Это наша застарелая русская болезнь: бесконечные пререкания и споры. Русская болтовня, говорильня. Разномыслие раздирало и в конце концов погубило историческую Россию. Но Собор, который не созывался двести лет, со времен Петра I, сумел преодолеть недостаток единомыслия. Собор сделает главное: он изберет Патриарха, ее Предстоятеля, Печальника, Водителя и отца. Одним из самых активных поборников восстановления патриаршества был архимандрит (впоследствии архиепископ) Иларион (Троицкий).

Этот вопрос долго ожидал своего разрешения. Так или иначе упразднить Синод, созданный Петром I следовало давно, ведь соединение имперской и церковной власти себя изжило.

И вот началась смута. В октябре 1917 года, когда Собор фактически приступил к избранию Патриарха, Москва сделалась ареной жестокого братоубийственного противостояния. В центре первопрестольной столицы начались масштабные военные действия, самые настоящие бои с применением пулеметов и артиллерии.

Кульминация октябрьских событий в Москве – обстрел древнего Кремля. Событие чудовищное!  По приказу военно-революционного комитета тяжелые орудия с Воробьевых гор расстреливали национальные святыни. Основной, самый разрушительные удар будет нанесен в ночь на 3 ноября. Разрушение ради разрушения и поругания, когда победа большевиков уже не вызывала сомнения, ведь защитники Кремля покинули его накануне.

Впоследствии, владыка Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, писал об этих событиях протоиерею Философу Орнатскому:

«Усердно прошу Вас, по получении настоящего письма, отслужить благодарственный молебен перед чудотворным образом Заступницы христиан за спасение меня грешного от смертельной опасности. Заступлением Матери Божией да чьими-то усердными молитвами я остался жив. Целую неделю я провел в осажденном Кремле. Последние двое суток насельники Чудова монастыря спасались в подвале и подземной церкви святителя Ермогена, куда были перенесены и мощи святителя Алексия из соборного храма. Стену занимаемого мною помещения пробили два снаряда тяжелой артиллерии, разорвались и произвели большое разрушение. Из своей комнаты я вышел за несколько минут перед этим. Когда был в соседних комнатах, все это произошло, и войти за клобуком и рясой я не мог, так как по коридору двигалось целое облако пыли и мелкого щебня, и дыма. <…> Это было в среду (2 ноября), по петроградски около двух часов дня. Две ночи и день прожили мы в келье одного иеромонаха. Спали не раздеваясь. Ко всенощной и литургии под выстрелами через двор ходили – в подземную церковь. Шла постоянная служба. Братия исповедалась, причащалась Св[ятых] Таин; служащие и не служащие – готовились к смерти. Пережили незабываемые часы и минуты. Рвутся снаряды, грохот пулеметов, ружей, падающих зданий. А в подземелье возносится молитва у мощей строителя обители святителя Алексия, которые опять перенесены туда, где они несколько сот лет назад и похоронены – в подземелье, где страдал и скончался святитель Ермоген, – возносится молитва о примирении враждующих между собою братьев, об упокоении всех во дни и нощи во время междоусобной брани убиенных. В смятенных сердцах скрывающихся в подземелье успокоительно отдаются слова евангельского чтения „мир вам! И паки реку: мир вам!“ [ср.: Ин. 20, 19, 21], сказанные апостолам, страха ради собранным в комнате дверем заключенным. Меня особенно трогало, что на молебне по „Отче наш“ пели тропарь „Заступница Усердная“. Я невольно падал на колени и со слезами молился. Многие день и ночь проводили то в подвале, то в подземной церкви безвыходно. В пятницу осада церкви кончилась.

Когда я служил литургию в подземной церкви, вошли солдаты в монастырь. Боялись ужасов. Один заглянул в подземелье, услышал пение, перекрестился и ушел. В пятницу я оставил Кремль и переселился в семинарию. Остался цел среди всех ужасов, ни от кого не встретил обиды и оскорбления, даже тогда, когда среди солдат и рабочих выходил в клобуке из Кремля, шел по Красной площади и улицам среди возбужденного народа».

 

Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Церковь свт. Николая в Толмачах при ГТГ)

Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Церковь свт. Николая в Толмачах при ГТГ)

Ровно через два дня 18 ноября (нов. стиль.), в Храме Христа Спасителя вновь собрались посланцы Православной России. Литургию служил Киевский митрополит Владимир. Во время богослужения, на аналое перед иконой Владимирской Божией Матери, перенесённой из расстрелянного незадолго до того Успенского собора, находился ковчежец с тремя записками. На каждой было начертано имя кандидата в Патриархи. Это самые достойные, самые авторитетные и почитаемые церковные иерархи.

Через несколько минут Церковь узнает Божию волю. К ковчегу подойдет глубокий старец, схииеромонах Алексий из Зосимовой пустыни. Он трижды перекрестится и не глядя вынет одну записку.


Зосимова пустынь – это небольшой монастырь во Владимирской губернии, недалеко от Сергиева Посада. Старец Алексий был очень известный и почитаемый человек, схииеромонах, подвижник. К нему за советом мог прийти любой… Любой человек любого звания. К нему приходили философы, например Бердяев, и простые мужики.

Старец Алексий принимал всех, если в тот день ему позволяло состояние, он уже очень тяжко болел. Он открывал Истину о Господе Иисусе Христе через величайший дар – любви.

Это ему православная Россия доверила вынимать жребий во время избрания Патриарха.


Митрополит Владимир прочтет: “Митрополит Московский и Коломенский Тихон“.

Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин)

Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин)

“Аксиос!” – возгласил владыка Владимир, а за ним все духовенство и собравшийся народ.

Известие о своем избрании митрополит Тихон (Беллавин) принял с ясным сознанием тяжести предстоящего подвига. “...Дарованием патриаршества дается мне чувствовать, как много от меня требуется и как много для сего мне недостает“, – будет говорить он в те дни.

Так, избрав Патриарха, первая сессия Поместного Собора продолжила свою работу.

Обсуждаются и принимаются серии документов о “О правовом положении Российской Православной Церкви“, акты, относящиеся к деятельности высших органов церковной власти, принято «Определение о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России».

9 декабря 1917 года первая сессия Поместного Собора завершила свою работу.

Вторая сессия Поместного Собора.

Вторая сессия Поместного Собора приступила к работе 20 января 1918 года. В планах было рассмотрение вопросов, относящихся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов.

Политическая ситуация в стране выдвинула на первый план иные вопросыотличные от планируемых.

В январе 1918 года Совет народных комиссаров издал «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», который объявлял имущество религиозных организаций «народным достоянием», лишал Церковь права юридического лица и фактически закладывал основы для атеистического воспитания детей в школе.

В стране разворачивалась атеистическая пропаганда.

Январь 1918 года: большевики, не с первого раза, с документом и предписанием, подписанным комиссаром Александрой Коллонтай,  пытаются ликвидировать главный духовный центр –  Александро-Невскую Лавру. Причина – реквизиция помещений для инвалидов, а монахов пока на выселение. В результате чего, в вестибюле митрополичьих покоев убивают протоиерея Петра Скипетрова. Отец Петр стал Первым священномучеником Петрограда.

Священномученик Петр Скипетров

Священномученик Петр Скипетров

В Киево-Печерской Лавре убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).


После избрания Патриарха, митрополит Владимир (Богоявленский) решает покинуть собор и возвратиться к себе в епархию. В Киеве его ожидает крайне важная и неотложная работа, ведь положение на юге Росси, и в особенности в самом Киеве, было ничем не лучше того, что творилось в обеих Российских столицах. А в известном смысле даже хуже.

Как везде – хаос и анархия, но ко всему прочему еще и украинские сепаратисты, провозгласившие в Киеве Украинскую Народную Республику. Все сплелось в один тугой узел. Ведь те же украинские сепаратисты из всех сил пытались расколоть не только страну, но и Церковь, разрушить церковное единство, добиться автокефалии, церковной независимости. Поэтому митрополит Владимир (Богоявленский) был для них главным врагом.

Утром 23 января 1918 года года к Киеву подошли большевики. Сражаться с ними было особо некому, но, ради акции устрашения, город был обстрелян из артиллерийских орудий.

25 января января в Киево-Печерской Лавре уже хозяйничали большевики, то есть солдаты и матросы во главе с комендантом. Вели себя бесцеремонно, брали все подряд. Затем грубо постучали в дверь и вошли в кабинет владыки митрополита Владимира (Богоявленского).

Начался Крестный путь. Когда его вели мимо Успенского собора, мимо Великой церкви Лавры, митрополит Владимир  остановился у главного входа и стал молиться. Солдаты тоже остановились, закурили, потом повели свою жертву дальше.

Из Лавры митрополита вывели через хозяйственные или, так называемые экономические ворота. Есть свидетельства, что за воротами солдат ожидал автомобиль. Может быть им воспользовались, чтобы не идти в темноте.

Впрочем ехать далеко никто не собирался. Революционные солдаты  были хозяевами положения. Они ни от ко не скрывались и не таились. Убийство будет совершено рядом с Лаврой, среди валов старой крепости.

Владыка Владимир ясно понимал, что произойдет через несколько минут. Когда его вывели на площадку, он спросил: “Что, вы здесь меня хотите расстреливать?”. И услышал в ответ: “А, что же церемониться с тобой, что ли?”.

Воздев руки к небу, митрополит стал молиться. Потом, обратившись к свои убийцам, сказал: ” Господь вас благословляет и прощает”. В этот момент раздались три выстрела. Святитель упал…

Убийцы подошли к нему и стали неистово колоть его холодным оружием, о чем свидетельствует акт медицинского осмотра, а затем “для надежности” сделали еще два выстрела. Изуродовав свою жертву, они бросили труп на месте злодеяния и скрылись.

Праведная кончина сщмч. Владимира Киевского. 11-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Праведная кончина сщмч. Владимира Киевского. 11-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Поведение озверевшего человека бесконечно жестоко и как будто бессмысленно. Для него не переносимо любое проявление святости и вообще святыня!


26 февраля о мученической смерти митрополита Владимира было объявлено в Москве на очередном заседании Поместного Собора. Тотчас в программу Собора вносятся изменения, и ближайшее заседание посвящается памяти митрополита Владимира (Богоявленского). Убийство митрополита пополнило длинный ряд кошмарных злодеяний против Церкви. Эти ужасы совершались повсюду. С первых дней работы Собора в Москву приходили известия об убийствах священников, о насилии и разграблении церковного имущества, погромах. Из многочисленных русских епархий в Москву доносились “Вопли”, как в дальнейшим скажет Патриарх Тихон.

Начинались величайшие гонения на Церковь в XX веке.

В ответ на совершающиеся события Патриарх Тихон издает послание, в котором анафематствует участников кровавых расправ над невинными людьми – богоборцев, поднявших руки на церковные святыни и на служителей Божиих. Воззвание обращалось к верным: «Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение». Послание призывало к защите Церкви.

Поместный Собор одобрил Воззвание Патриарха.

В ответ на «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» Поместный Собор отвечает «Соборным постановлением по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства»:

«1Изданный советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения.

2Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73 правилу святых апостол и 13 правилу VII Вселенского Собора)

Поместный Собор попытается разобраться в вопросе о гонениях на Церковь. Собор создаст соответствующую комиссию и в апреле 1918 года заслушает ее доклад. Это очень интересный исторический документ. В нем поставлен один

“грозный и страшно трудный вопрос: а народ-то наш – православный, верующий?.. Имеем ли право и теперь, после того, что произошло и происходит, верить и утверждать, что православный народ наш верит в Бога?”.

По этому поводу на Соборе началась было бурная дискуссия, но, к счастью, ее удалось свернуть. Соборный дух Церкви остудил страсти. И действительно, спорить было не о чем. Вопрос поставлен некорректно, ошибочно. Какой смысл говорить об идеальном православном народе? Нужно  говорить о реальном. Говорить о том, что есть на самом деле. О реальной народной жизни, которая состоит из падений и восстаний.

Эти падения бывают глубокие, очень глубокие, глубочайшие – ничего не поделаешь. Русский бунт, народное буйство не останавливается ни перед чем. 1917 год об этом красноречиво свидетельствует.

Поместный Собор начинает почитание новомучеников — «новых страстотерпцев» распоряжением: Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25о января, или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников“. Слово «новомученик» в документах Собора не употреблялось.

В связи с событиями в стране Поместный Собор издает Чрезвычайное определение, согласно которому Патриарху Тихону предоставляется право единоличного назначения Местоблюстителей, в случае его смерти, до выборов нового Патриарха. Имена должны были держаться в тайне и быть  оглашены в случае невозможности для Патриарха исполнять свои обязанности.

3 марта 1918 года в Брест-Литовске советская делегация подписала мирный договор с Германией, согласившись принять все условия ультиматума. Россия теряла огромные территории. Теряла промышленные и культурные центры, лишалась обороноспособных рубежей. В скрытом виде на страну налагалась контрибуция в шесть миллиардов марок. Политика разрушения, национальное предательство – вот что такой Брестский мир.

Патриарх Тихон не мог принять идею Бреста. Он ответил в Послании в котором сказал: “заключенный ныне мир … не даст народу желанного отдыха и успокоения“. Время доказало, правдивость слов Святителя.

В конце Второй сессии Священный Собор смог рассмотреть вопрос о статусе единовериясуществовавшего в Российской Церкви с 1800 года. Собор принял «Определение», гласившее что “единоверцы суть чада Единой Святой Соборной  и Апостольской Церкви, кои, с благословления Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада” и, что “единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего Архиерея, особыми единоверческими Епископами, зависимыми от епархиального Архиерея. <…>».

В заключении Поместный Собор рассмотрел вопросы Приходского устава, закрепил определённую степень автономности прихода. Также предусмотрел и создание союзов приходов.

Вторая сессия Священного Собора завершилась 20 апреля 1918 года.

Третья сессия Поместного Собора.

Третья сессия Поместного Собора началась 2 июля 1918 года.

В повестку третьей сессии, разработанной ранее,  входила разработка документов и Уставов: о высших органах церковного управления, работе Местоблюстителя Патриаршего Престола, о монастырях и  монашествующих, привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения, об охране церковных святынь от кощунств и поруганий.

Жизнь опять вносит свои коррективы в работу Поместного Собора.

17 июля 1918 года свершена казнь Царской семьи и их ближайших друзей, оставшихся с ними.

Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их. 8-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских

Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их. 8-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских

18 июля 1918 года казнены Елизавета Федоровна и Варвара Гордеева вместе с великими князьями.

После получения этих известий Патриарх Тихон произнес в Московском Казанском соборе слово: “На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович. И высшее наше правительство, исполнительный комитет, одобрил это и признал законным… Но наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточают в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: “Блаженны слышащии слово Божие и хранящие е! (Лк.11:28)“.

Поместный Собор, обсудив свершившееся, поставил на голосование вопрос о служении по убиенном бывшем императоре панихиды. Из присутствовавших в заседании 143 членов Поместного собора против проведения поминальной службы проголосовало 28 членов (около 20 %) и 3 воздержалось. Патриарх при общем пении членов Собора совершил заупокойную литию. Также было сделано распоряжение отслужить во всех церквах России панихиды с поминовением по формуле: «[об упокоении] бывшего Императора Николая II».

Поместный Собор определил празднование дня памяти всех Русских святых в первое воскресенье Петрова поста. Профессором Б.А. Тураевым и иеромонахом (позднее — святителем) Афанасием (Сахаровым) тогда же была составлена «Служба всех святых в земле Российской просиявших».

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

На основе текста и материалов этой службы был, в частности, составлен чин празднования 1000-летия Крещения Руси.

В стране продолжались бессудные расправы над духовенством, мирянами проходившие в ряде мест с крайней жестокостью. Среди многих жертв был друг отца Сергия Николаевича Слепяна, настоятель Казанского Собора протоиерей Философ Орнатский с сыновьями.

Поместный Собор обсудил и принял определение «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания», которое гласило: “… Никто из православных христиан под страхом церковного отлучения да не дерзнет участвовать в изъятии святых храмов, часовен и священных предметов, в них находящихся, из действительного обладания Святой Церкви”.

Последнее заседание. Соборное определение гласило:

1. Предоставить Святейшему Патриарху созвать будущий очередной Собор весною 1921 года на началах, установленных в докладе Отдела о Высшем Церковном Управлении для созыва больших Соборов девятилетнего периода.
2. Сохранить за избранными настоящим Собором Членами Священного Синода и Высшего Церковного Совета их полномочия до избрания нового состава сих учреждений будущим Собором.”

Помещения для работы Поместного Собора конфискованы.

20 сентября 1918 года Патриарх Тихон объявил о прекращении работы Поместного Собора.

Работая больше года, Собор не исчерпал своей программы. Созыв Поместного Собора в условиях последующих лет оказался невозможен. Следующий Собор совершится в 1945 году.

Этот Собор стал важной вехой в истории Русской Православной Церкви. Его задачей было далеко не только возродить соборность и восстановить Патриаршество, упраздненное Петром I, но и — в конкретных исторических условиях — организовать жизнь Церкви на новых началах без вмешательства государства, выработать и принять основные законоположения, наметить дальнейшие пути существования Церкви в изменившихся общественно-политических условиях.

Собор стал выдающимся по своему составу, продолжительности и количеству рассмотренных вопросов. Соборные постановления 1917-1918 годов являются для нас не только церковно-историческим памятником, но и руководством к действию. Всего за время работы Собора было подготовлено около ста деяний Собора, многие из которых легли в основу решений Архиерейских соборов последних лет. Хотя многие документы малоизвестны, а материалы дискуссий в отделах — и вовсе неведомы.

Прозвучавшие на Соборе доклады свидетельствуют не только о реакции Поместного Собора на происходящие в государстве события, попытке отстоять независимость Церкви от государства, но и о высокой чуткости Собора к месту христианских ценностей в новой идеологии, которую навязывала гражданам большевистская власть.

Можно сказать, что соборные деяния — это завет новомучеников и исповедников о сохранении и непрерывности соборности в нашей Церкви.

В тропаре сегодняшнего праздника мы прославляем отцов Собора Русской Церкви, которые своими страданиями прославили нашу Церковь.

За что же страдали эти выдающиеся архипастыри и миряне? Они страдали за веру в Бога, за ту живую веру, которая не может быть сведена к обряду, за ту таинственную веру, которая посредством церковных Таинств делает человека «причастником Божеского естества», за ту веру в Церковь как Тело Христово, членом которого, по апостолу Павлу, является каждый христианин: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12: 27).

Их труды, монографии и примеры из жизни актуальны как никогда в наши дни, когда все больше раздается голосов, прямо порочащих образ священства и Церкви, а косвенно и Самого Христа и всех Его учеников.

Трагически сложилась судьба многих участников Поместного собора Русской Церкви 1917 -1918 годов. Сегодня, в день памяти вспомним имена отцов взошедших на Русскую Голгофу.

Собор отцов Поместного Собора 1917-1918 годов

Собор отцов Поместного Собора 1917-1918 годов

  • святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (†1925);
  • священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; †1918);
  • священномученик архиепископ Андроник (Никольский; †1918);
  • священномученик архиепископ Василий (Богоявленский; †1918);
  • священномученик епископ Гермоген (Долганев; †1918);
  • священномученик епископ Ефрем (Кузнецов; †1918);
  • священномученик епископ Лаврентий (Князев; †1918);
  • священномученик архимандрит Варлаам (Коноплев; †1918);
  • священномученик архимандрит Матфей (Померанцев; †1918);
  • мученик Алексий Зверев (†1918);
  • мученик Николай Варжанский (†1918);
  • священномученик архиепископ Митрофан (Краснопольский; †1919);
  • священномученик епископ Платон (Кульбуш; †1919);
  • священномученик архиепископ Тихон (Никаноров; †1920);
  • священномученик архиепископ Сильвестр (Ольшевский; †1920);
  • священномученик епископ Симон (Шлеёв; †1921);
  • священномученик митрополит Вениамин (Казанский; †1922);
  • священномученик архимандрит Сергий (Шеин; †1922);
  • преподобный Алексий (Соловьев; †1928);
  • священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский; †1928);
  • священномученик архимандрит Вениамин (Кононов; †1928);
  • священномученик архиепископ Иларион (Троицкий; †1929);
  • священномученик епископ Василий (Зеленцов; †1930);
  • священномученик архиепископ Иоанн (Поммер; †1934);
  • священномученик священник Василий Малахов (†1937);
  • священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий (†1937);
  • священномученик протоиерей Константин Богословский (†1937);
  • священномученик митрополит Евгений (Зернов; †1937);
  • священномученик митрополит Петр (Полянский; †1937);
  • священномученик митрополит Кирилл (Смирнов; †1937);
  • священномученик архиепископ Прокопий (Титов; †1937);
  • священномученик протоиерей Илия Громогласов (†1937);
  • священномученик архиепископ Серафим (Остроумов; †1937);
  • священномученик архиепископ Николай (Добронравов; †1937);
  • священномученик архимандрит Кронид (Любимов; †1937);
  • священномученик митрополит Серафим (Чичагов; †1937);
  • священномученик протоиерей Сергий Голощапов (†1937);
  • священномученик архимандрит Исаакий (Бобраков; †1938);
  • священномученик архиепископ Александр (Трапицын; †1938);
  • священномученик митрополит Анатолий (Грисюк; †1938);
  • мученик Иоанн Попов (†1938);
  • священномученик протоиерей Иоанн Артоболевский (†1938);
  • священномученик протоиерей Михаил Околович (†1938);
  • священномученик архиепископ Никодим (Кротков; †1938);
  • священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров; †1962);
  • священноисповедник протоиерей Петр Чельцов (†1972).

По материалам:

  1. “1917 Переворот? Революция? Смута? Голгофа!”, автор Феликс Вельевич Разумовский, Издательство Московской Патриархии
  2. “Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России”, составитель Маркова А., – М.: Благовест, 2013.
  3. Открытый список. База жертв политических репрессий
  4. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов (azbyka.ru)
  5. СОБОР ОТЦОВ ПОМЕСТНОГО СОБОРА ЦЕРКВИ РУССКОЙ 1917-1918 – Древо (drevo-info.ru)
  6. Статья “Непрерывность соборности: Поместный Собор 1917-1918 гг. в истории и современной жизни Русской Церкви”, епископ Воскресенский Савва
  7. Отцы Поместного собора 1917–1918 годов (monastery.ru)
  8. Священный Синод установил празднование памяти Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. / Новости / Патриархия.ru (patriarchia.ru)
  9. Новомученики и исповедники Церкви Русской. (vk.com)
  10. Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918) – это… Что такое Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918)? (academic.ru)
Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление