РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Архитектор храма Н.Н. Никонов

Архитектор Николай Никитич Никонов (8.04.1849 г. † 1918 г.), один из известных зодчих Петербурга конца XIX – начала XX века.

Одним из ведущих направлений в русской архитектуре второй половины XIX века был национальный или «русский стиль». Сторонники этого направления ставили перед собой задачу обеспечить архитектуре национальное своеобразие, опираясь на историческое наследие, на традиции зодчества Древней Руси.

Последователем этого направления был и архитектор И.А.Монигетти. Творчество Н.Н.Никонова также развивалось в русле этого стиля. Он часто использовал в качестве прототипов памятники русского зодчества московской и ярославской архитектуры XVI-XVII веков. Но в это время существенное влияние на его творчество оказали и византийские формы, послужившие в свое время, каноническими источниками для сооружений древнерусской архитектуры.

Это направление горячо поддерживал В. В. Стасов — лидер демократической художественной критики второй половины XIX в., идеолог реализма и пропагандист всего «народного» в искусстве. Именно «народные» корни разглядел Стасов в том варианте романтического «национального стиля», который и стал называться «русским стилем». Формировался этот стиль с середины XIX столетия в произведениях архитектора А. М. Горностаева и его ближайших последователей — В. А. Гартмана и И. П. Ропета (И. Н. Петрова).

 

Архитектор Никонов Николай Никитич

Архитектор Никонов Николай Никитич

Николай Никитич Никонов родился 8 апреля 1849 года в крестьянской семье в деревне Онофрево в Пошехонье Ярославской губернии.

Сохранилась выписка из метрической книги «Пошехонского уезда церкви села Владычня», согласно которой в деревне Онофрево «вотчины г. Токмачева у крестьянина Никиты Никонова и его жены Татьяны Исаковой родился сын Николай в 1849 году осьмого апреля».

Пошехонье – северная окраина Ярославской земли. С XVIII века в Пошехонье развивался золотобойный промысел – изготовление тончайших листов сусального золота, серебра. К 1862 году насчитывалось 30 заведений: 6 хлебопекарных, 3 портняжных, 5 сапожных, 4 столярных, 2 золотобойных, 10 кузниц.

Кроме того Пошехонье всегда было богато талантами, которые расцветали на благодатной почве художественных промыслов, хранивших и развивавших традиции народного искусства.

г. Пошехонье. Базарная площадь. Конец ХIХ начало ХХ века

г. Пошехонье. Базарная площадь. Конец ХIХ начало ХХ века

Биография его необычна. Выходец из глубокой провинции, архитектор-самоучка не получивший специального образования, он, благодаря природной одаренности и настойчивости, приехав в Петербург, сумел добиться больших успехов: получил право на производство строительных работ и звание архитектора.

В столице Н. Н. Никонов оказался, по всей вероятности, в конце 1860-х годов.

Систематического архитектурного образования Никонов не получил. Правда, в октябре 1872 г. он был принят в число вольнослушателей Академии художеств, где и начал заниматься рисованием в «классе гипсовых голов». Однако посещал он эти занятия нерегулярно, и в 1881 г. был из Академии исключен. И все же спустя четыре года он сумел получить разрешение «производить постройки», сдав для этого по установленной программе экзамен в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел.

Согласно свидетельству В. В. Стасова, он сумел стать помощником известного архитектора И. А. Монигетти — мастера, который тоже много проектировал в духе «русского стиля».

Возможно, Никонов, будучи помощником знаменитого мастера, сумел внести тот или иной вклад в разработку задуманных Монигетти композиций. Разумеется, работа под руководством крупного зодчего послужила начинающему художнику хорошей практической школой, а кроме того, и привила вкус к «русскому стилю».

Этот опыт был очень важен для него, так Николай Никитич был задействован в достаточно крупной стройке – он принял участие в проектировании и возведении доходного дома Басина на площади на площади Александринского театра (ныне площадь Островского) в Петербурге (1878-81 гг.).

Дом Басина на площади Островского – первый проект, в котором принимал участие Николай Никитич Никонов

Дом Басина на площади Островского – первый проект, в котором принимал участие Николай Никитич Никонов

Познать всю сложность архитектурной профессии вне стен специального учебного заведения и заслужить при этом устойчивую репутацию мастера своего дела – такая ситуация для второй половины XIX в. может считаться редчайшим исключением.

19 апреля 1890 года Н.Н.Никонов определен в службу по Ведомству Православного исповедания с причислением к Канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода сверх штата: «содержания не получает, но назначено вознаграждение 1% за составление планов и смет и за наблюдение за работами».

10 марта по докладу синодального прокурора Н.Н.Никонову пожалован государем Императором чин коллежского регистратора. Это самый низший чин чиновника государственной службы в «Табели о рангах» – XIV класс. Между тем, архитектор имеет большую семью, четверых детей: дочерей Варвару, Зиновию, Ольгу и сына Николая.

В служебной карьере архитектора Н.Н.Никонова, возможно, принимал покровительствующее участие обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев. Он являлся почетным членом епархиального Братства, братчиком которого был и архитектор Н.Н.Никонов. Возможно, именно поэтому он и получил заказ на составление проекта Братского храма.

Фотоархив института археологии РАН. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

Фотоархив института археологии РАН. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

На участке, находящемся на Боровой улице под № 50—52 был построен архитектурный комплекс Епархиального братства Пресвятой Богородицы.

Здесь в течение последнего десятилетия XIX в. по проектам Н. Н. Никонова возвели богато декорированную церковь с шатровой колокольней, а рядом с ней — четырехэтажный «братский дом», не уступающий храму ярким многоцветием своего главного фасада.

«Братский дом» и его декоративное убранство, выполненное в традициях «русского стиля», сохранились довольно хорошо.

Братский дом епархиального братства. Май 2020года.

Братский дом епархиального братства. Май 2020года.

Церковь же дошла до наших дней обезглавленной, перестроенной внутри и лишенной большинства своих украшений. Полностью разобрана была колокольня, которую венчал не совсем обычный, сильно вытянутый вверх, шатер, эффектно сочетавшийся с пятиглавием основного четверика церкви и двумя луковичными главами над ее приделами.

В настоящее время комитентом Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга проводится реставрация здания церкви (окончание реставрации планируется в 2021 году);

Церковь во имя Покрова Богородицы. Май 2020года.

Церковь во имя Покрова Богородицы. Май 2020года.

11 сентября Н.Н.Никонов был командирован в Полтаву для осмотра церкви на поле Полтавской битвы и памятника на Шведской могиле с целью приведения их в надлежащий вид. В дальнейшем он будет неоднократно бывать там, выполнит проект памятника на могиле воинов, павших в Полтавской битве (1894 г.), а также проект иконостаса для Сампсониевской церкви на поле Полтавской битвы (1895-96 гг.) и др.

23 мая 1891 году Н. Н. Никонову было предоставлено право на определение в должность архитектора «для производства разных строительных работ по Духовному ведомству».

19 апреля 1893 года он был произведен за выслугу лет в губернские секретари со старшинством.

После кончины 6 сентября 1893 года епархиального архитектора И.И.Буланова открылась вакансия на его должность.

Должность епархиального архитектора была утверждена 15 ноября 1852 года для производства работ по Духовному Ведомству. Вместо окладного жалования, выдавалось «вознаграждение за труды – процент от сумм, отпускаемых на самое строение, с отнесением сей должности к IX классу, а по пенсии – к VIII… » . Согласно “Табели о рангах”, IX класс соответствовал чину титулярного советника, а это давало право на потомственное почетное гражданство.

На вакантное место было два претендента: «классный художник-архитектор В.Курицын, окончивший Академию Художеств» и «причисленный к Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода сверх штата… губернский секретарь архитектор, имеющий домашнее образование и 44 года от роду», Н.Н. Никонов.

К прошению, поданному Н.Н.Никоновым в Консисторию 11 октября 1893 года, об определении его в должность епархиального архитектора, он прилагает список построенных им сооружений.

Победил Н.Н.Никонов: «Принимая во внимание известность архитектора Никонова в строительном деле и его доказанную опытность в построении церквей как в самом Петербурге, так и вне оного… согласно прошения… определив его, Никонова, Санкт-Петербургским Епархиальным архитектором».

21 октября 1893 года последовал указ о его назначении на эту должность. Одновременно было дано указание о том, чтобы «причты и старосты церквей Санкт-Петербургской епархии, настоятели и настоятельницы монастырей в случае надобности построек относились к епархиальному архитектору по адресу: Пушкинская улица, дом 9.

Архитектор Н.Н.Никонов много и плодотворно трудится в этой должности. 14 мая 1896 года он был награжден орденом св. Станислава 3-ей степени. 25 августа произведен в коллежские секретари. В этом же году он был принят в пожизненные члены Санкт-Петербургского Епархиального Братства, что было особенно почетно, поскольку в их числе (на тот момент их было 46) были великие князья и княгини, высшие госу­дарственные чиновники, архиереи, священнослужители. Это была оценка его деятельности по строительству Братского храма, которое уже близилось к завершению.

Никонов был владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, которые построил также с использованием мотивов «русского стиля»: дом на ул. Достоевского, 38 (1894-97), на Большом пр. ПС, 45 (1900-02) и Колокольной ул.,11 (1899-00). Последний получит в Петербурге прозвище «Дом-пряник». Этот дом- шедевр в плане использования майолики в декорировании фасада.

В доме изначально было 22 квартиры. На улицу фасадом выходит лишь небольшая часть здания – оно уходит в глубину квартала, имеет причудливую форму, и собственный двор-колодец.

В доме, который он начал делать для себя, отчётливо прослеживаются традиции, свойственные постройкам, которые можно было встретить несколько столетий назад в русских деревнях: роскошный растительный орнамент; остроконечные крыши; красиво обрамлённые изображениями цветов наличники; кровля и эркеры, выполненные в виде шатров.

Во дворе дома нам открывается продолжение мотивов с фасада. Сводчатая подворотня с ажурной решеткой ведут во двор, где целый ансамбль с башенкой, изразцовыми ширинками, красивыми деталями. Башня во дворе — это черная лестница, там еще один подъезд. Декор первого внутреннего двора очень богат, а второй двор совершенно запущен.

Дом-терем в неорусском стиле, обильно украшенный мозаикой, разноцветной керамикой и кирпичной кладкой, словно является ответом на грёзы петербургского архитектора, мечтавшего о спокойной и тихой жизни в живописной русской деревушке.

Доходный дом Никонова «Дом-пряник» ул. Колокольная 11

Доходный дом Никонова «Дом-пряник»
ул. Колокольная 11

Описание дома.

Фасады из красного кирпича практически полностью декорированы майоликой, кровля и завершение эркера выполнены в виде шатров.

Фасад доходного дома украшает разнообразный полихромный керамический декор с растительным орнаментом. Керамический декор был изготовлен в Миргородской художественно-промышленной школе имени Н.В. Гоголя в Полтавской губернии, с которой Никонов тесно сотрудничал и часто подключал к своим проектам. На тыльной стороне одного из фасадных изразцов автору удалось выявить клеймо Миргородской художественно-промышленной школы имени Н.В. Гоголя.

В роскошном экстерьере фасада легко угадываются русские мотивы. Декор создается штукатурной отделкой, обнаженной кирпичной кладкой и разноцветными изразцами, отдельными пятнами, разбросанными по зданию. Многоцветной керамикой проработаны мельчайшие детали вплоть до кровли на крыше и выходов из чердачного помещения, оформленные портиками и колоннами. К детальному рассмотрению призывают яркие майоликовые вставки балкона и орнамента вокруг окон.

Монтаж изразцов удивителен — они не являются частью кладки — это просто навесной декор. Разумеется, полые изразцы уязвимы и некоторые уже разрушены полностью.

Фасад поражает разнообразием и красотой — шатровые кровли, колонки с дыньками, кокошники в сочетании с многоцветной керамикой, штукатурная отделка в русском стиле, кирпичная кладка. В парадной, выходящей на улицу, сохранились витражи.

Вход в главную парадную находится под шикарным эркером, парадная имеет большой холл, длина входного холла не менее 25-30 метров. Светом его наполняют большие окна, выходящие в арку и во двор. На полу лежит метлахская плитка с орнаментом.

Также в окнах парадной лестницы, хорошо сохранившиеся витражи с растительными орнаментами. Перила также сохранились полностью, что чугун, что дерево. О дате постройки дома напоминают флюгеры на шатрах, венчающих дом.

Занимательные факты

Доходный дом Никонова в Санкт-Петербурге – это один из наиболее старинных домов города.

В парадной дома Никонова есть маленький секрет: вторые двери открываются и закрываются гармошкой в разные стороны

19 апреля Н.Н.Никонову был пожалован чин титулярного советника за выслугу лет. Преосвященный Назарий, епископ Олонецкий и Петрозаводский, 24 августа 1899 года ходатайствует о награждении архитектора Н.Н.Никонова орденом св. Анны 3-й степени за проект и постройку каменного трехпрестольного храма в подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге (Подворье Важеозерского монастыря Петрозаводской и Карельской епархии в Санкт-Петербурге). Из полученного им вознаграждения он большую часть пожертвовал в пользу подворья. 6 июля 1900 года ему был пожалован этот орден.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1897-1903 гг. Подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге

Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1897-1903 гг. Подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге

Храм был закрыт  8 июля 1929 года. Здание занял цех завода электробытовых приборов, а затем военкомат. Здесь же расположен суд Невского района. Были снесены главы церквей и сбит декор. Здание было частично перестроено.

В настоящее время ведутся архивные изыскания по истории подворья, сбору документов для возвращения зданий историческому владельцу — Важеозерскому монастырю.

Современный вид Церковь Успения Пресвятой Богородицы с примыкающим к ней Домом трудолюбия ул. Крупской, д. 5

Современный вид Церковь Успения Пресвятой Богородицы с примыкающим к ней Домом трудолюбия ул. Крупской, д. 5

К концу XIX столетия в «русском стиле» преобладающее значение получило направление, ориентирующееся на использование в качестве прототипов ярких памятников московского и ярославского зодчества XVII в. Они служили для мастеров «русского стиля» почти неисчерпаемым источником декоративных мотивов, способных придать национальную характерность архитектурной композиции и отвечавших типичному для эклектики представлению о красоте.

Подобные мотивы широко применялись в качестве чисто внешней характеристики стиля на фасадах зданий самого разного назначения – таких, как многоквартирные доходные дома и загородные особняки, торговые ряды и театры, школы и музеи, железнодорожные вокзалы и муниципалитеты. Но в большинстве случаев национальный декор оставался лишь «оболочкой» сооружений, не связанной органически с их целесообразной структурой. В противоположность гражданской архитектуре, однако, такого рода «органичность» сумели продемонстрировать многие культовые здания, возводившиеся в формах «русского стиля», поскольку этому не противоречила консервативная функция. Выбор в этом случае «стиля московских царей» XVII в. был обусловлен ясно выраженным желанием императора Александра III, в силу чего этот «стиль» и заменил в роли официального «русско-византийский стиль» К. А. Тона.

Проектируя православные храмы, что стало, без сомнения, основным направлением его творческой деятельности, Н. Н. Никонов также часто обращался к «московско-ярославским» темам; он очень ценил и удивительную живописность форм «московского узорочья», и колористическое богатство памятников Ярославля. Его работы свидетельствуют о хорошем понимании композиционных законов древнего зодчества. Сохранившиеся проекты Н. Н. Никонова дают представление о том, с какой тщательностью и любовью отрабатывал он детали своих композиций, какое большое значение придавал цвету. Пристрастие к яркому, насыщенному колориту заставило Никонова обратиться к помощи испытанного декоративного материала — полихромной поливной керамики, успешно использовавшейся древними русскими мастерами. Никонов тесно сотрудничал с Миргородской художественно-промышленной школой им. Н. В. Гоголя, где был налажен выпуск полихромных изразцов для изготовления архитектурных декоративных деталей и облицовки стен. Рисунки для них выполнял Никонов. Естественно, что такие детали, как и керамическую облицовку, архитектор неоднократно использовал при постройке спроектированных им зданий. Заменяя штукатурку, керамика обеспечивала гораздо большую долговечность сложных декоративных форм «русского стиля», не требуя частых ремонтов и сохраняя свежесть красок.

Воздействие византийских прототипов ясно ощущается и в облике Иоанновского монастыря на набережной реки Карповки, проект которого Н. Н. Никонов разработал в 1899 г. Этот монастырский комплекс стал крупнейшим петербургским произведением архитектора.

Закладка монастыря состоялась в мае 1900 г. Строительство его большого пятиглавого храма потребовало двух лет. В последующие годы в комплекс были включены пятиэтажный жилой дом, здания лазарета и иконописной мастерской, хозяйственные постройки.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга

Богато и разнообразно в соответствии с эскизами Н. Н. Никонова были декорированы основные интерьеры монастыря. Сложный по рисунку пол храма выложили из цветных керамических плиток, а окна заполнили красочными витражами. Прекрасными украшениями церковного зала служили двухъярусные дубовые иконостасы, престолы и жертвенники, выполненные из мрамора, паникадило из чеканной меди. Несколько сдержаннее, но достаточно представительно были оформлены расположенные под алтарями храма помещения, предназначавшиеся для отца Иоанна Кронштадтского – широко известного в России православного пастыря и основателя обители на Карповке.

Когда в декабре 1908 г. отец Иоанн скончался, для его погребения послужила небольшая церковь-усыпальница, устроенная незадолго перед этим в подвальном этаже монастыря тоже по проекту Н. Н. Никонова. «Здесь, в подземелье, – сказано в цитированном уже нами описании, – под могучими сводами, поддерживающими все колоссальное здание, построен чудный по красоте храм. Все стены, столбы, колонны и потолки покрыты полированными плитами белого мрамора или сделаны под мрамор… Иконостас весь высечен из белого мрамора, с чудной отделкой, выдержанной в русско-византийском стиле».

 

Храм-усыпальница святого праведного Иоанна Кронштадтского

Храм-усыпальница святого праведного Иоанна Кронштадтского

Храм-усыпальница святого праведного Иоанна КронштадтскогоДолгое время использовавшийся не по назначению комплекс Иоанновского монастыря в 1989 г. возвратили верующим, и в нем разместилось подворье Пюхтицкого женского монастыря.

В Новом Афоне в соответствии с замыслом Никонова в 1888 – 1900-х гт. возвели комплекс Симоно-Кананитского монастыря с громадным Пантелеймоновским собором пятью церквами и корпусами. Этот комплекс и по сей день сохраняет значение одной из самых заметных архитектурных достопримечательностей Абхазии.

Проектируя Ново-Афонский монастырь, Никонов предпочел использовать в его композиции формы «византийского стиля», применявшиеся в православном культовом зодчестве России конца XIX – начала XX в. столь же охотно, как и мотивы «русского стиля».

В монастырский комплекс входит 6 храмов: Пантелеимоновский собор, надвратный храм Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона, церковь иконы Божией Матери «Избавительница».

Монастырские корпуса образуют четырёхугольник. В его центре возвышается Пантелеимоновский собор. Это самое значительное сооружение комплекса. Строительство храма шло с 1888 по 1900 год. Собор увенчан 5 куполами, главный из которых достигает высоты 40 м. Длина Пантелеимоновского собора составляет 53,3 м, ширина – 33,7 м. Росписью стен в 1911-1914 гг. занимались мастера из села Палех Владимирской губернии и группа художников из Москвы под руководством М. В. Молова и А. В. Серебрякова.

Под колокольней находится бывшая трапезная монастыря. Ее стены украшают фрески, их авторы – знаменитые волжские мастера братья Оловянниковы.

Новоафонский монастырь, Абхазия. Настоящее время

Новоафонский монастырь, Абхазия. Настоящее время

В творчестве Н. Н. Никонова тема комплекса церковных зданий, использовавшихся как монастырское подворье, заняла едва ли не самое значительное место.

Из числа таких подворий первым по времени создания стало подворье Ново-Афонского монастыря, построенное в 1886—1888 гг. на углу нынешнего Московского проспекта и 2-й Роты Измайловского полка (2-й Красноармейской ул.).

После основания Новоафонского монастыря в столицу был послан иеромонах Илларион, чтобы наблюдать за постройкой трехэтажного подворья, которое возводилось по проекту Н. Н. Никонова, в московском стиле XVII в.

Здание церкви во имя Иверской иконы Божией Матери было заложено 17 августа 1886 г. епископом Ладожским Арсением на месте, пожертвованном Анастасией Ивановной Клементьевой.

Сооружение восьмиглавого с колокольней храма на 2500 человек велось на деньги купцов и шло довольно быстро.

Иконостасы, изготовленные в русском стиле, привезли из Москвы, образа написали в Пантелеймоновском монастыре на Афоне, а расписал храм Шубин.

Как было принято в монастырях, бедным в подворье ежедневно раздавали бесплатную еду. Работали иконописная мастерская с лавкой, книжный магазин и популярная в городе пекарня. Доходы подворья, где жило перед революцией около 50 монахов, достигали 60-80 тыс. рублей в год.

Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря. Фото около 1900г

Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря. Фото около 1900г

Храм был закрыт около 1930 г. и в середине 1930-х перестроен в промышленное здание.

От возведенного здесь комплекса с  Церковью во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря сохранилась только небольшая часть корпусов келий. Сейчас в этом здании располагается бизнес-центр.

2-я Красноармейская ул., 1. Сохранившаяся часть корпусов келий

2-я Красноармейская ул., 1. Сохранившаяся часть корпусов келий

Еще одно подворье – Храмовый комплекс Старо-Афонского подворья Свято-Андреевского мужского скита, построенный по проекту Никонова в 1889—1893 гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. Здесь и сейчас можно видеть высокий храм и связанные с ним жилые корпуса, фасады которых декорированы скромными наличниками окон.

Комплекс включал в себя три здания: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (литера А), причтовый дом с домовой церковью на втором этаже (литера Б) и сторожку у ворот (литера В).

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы располагается вдоль улицы 5-й Рождественской (Советской) и имеет номер 31-33 литера А.

Архитектура церкви представляет собой удачный образец сооружения в «русском стиле». Двухэтажная церковь в лучших традициях Московского и Ярославского зодчества XVII века. Постройку венчала пятиглавая разновысокая купольная система, с шатровым главным барабаном и высокая шатровая колокольня с двумя боковыми главками над притвором. Стены, главы и апсида были богато украшены орнаментальными поясами, колоннами, кокошниками.

Автор-архитектор Николай Никитич Никонов предпочел не менять стиль и внутри. Церковь имела два иконостаса: дубовый в нижнем храме и золоченый в верхнем. Автором иконостаса также являлся лично Н.Н.Никонов: “… Иконостас очень красивый, в древнерусском стиле, расписан эмалированным светлым колером. Перед престолом прекрасный образ – моление – моление о чаше…“ (Русский паломник. № 23. 1894. С. 364).

В 1919 году подворье Андреевского скита Ватопедского монастыря было упразднено, а церковь передана верующим Петербурга. В 1923 году храм стал приходским. Окончательно храм закрыли в 1933 году. В здании расположилось 3-е хранилище Ленинградского государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства.

В 1942 году, во блокады Ленинграда немецкими войсками, в результате бомбежки в соседнее здание упала бомба и храму был нанесен значительный ущерб.

В 1972 году был проведен капитальный ремонт и в здании был размещен Ленинградский государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга.

В 2016 году. Администрацией города Санкт-Петербурга было принято решение о возвращении здания церкви Санкт-Петербургской Епархии.

Старо-Афонское подворье Свято-Андреевского мужского Скита (сейчас Архиерейское подворье храма Благовещения Пресвятой Богородицы г.Санкт-Петербурга) 5-я Советская ул. 31-33

Старо-Афонское подворье Свято-Андреевского мужского Скита (сейчас Архиерейское подворье храма Благовещения Пресвятой Богородицы г.Санкт-Петербурга) 5-я Советская ул. 31-33

Неподалеку, на углу Старорусской и Кирилловской улиц, до сих пор возвышается церковь подворья Шестоковского Вознесенского женского монастыря, построенная в соответствии с замыслом Никонова в 1896—1901 гг. Тяжелая по пропорциям, с высокой шатровой колокольней (ныне ее завершение отсутствует), эта церковь по стилистическому решению занимает как 6ы промежуточное положение между «русским» и «византийским» стилями.

Храм и подворье закрыли в 1932 г., здания были переданы районному штабу ПВО. Главки и барабаны снесли. После Великой Отечественной войны помещения были переоборудованы, в здании размещался проектный институт.

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери Грузинского прихода, Старорусская ул., 10

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери Грузинского прихода, Старорусская ул., 10

Гораздо яснее заявляют о своей принадлежности красочному «русскому стилю» фасады зданий подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря, возведенных по проекту Н. Н. Никонова в 1893—1895 гг. Они включены всплошную застройку Бассейной улицы (ныне ул. Некрасова, 31) и выделяются в ней именно благодаря разнообразной и усложненной декорации в «русском стиле». Особенно интересны высокие фигурные наличники окон третьего этажа церкви, завершенные многолопастными декоративными арочками. Этот же мотив, но в укрупненных размерах повторен в венчающем кокошнике  храма.

На первом этаже здания подворья находилась часовня, на втором – квартира настоятельницы, кельи насельниц и трапезная, на верхнем – трехпрестольный храм на 1000 человек.

В 1914 году на подворье подвизались шесть монахинь и двадцать шесть послушниц. Пение велось «на киевский распев».

11 июня 1931 подворье было закрыто. Здание подворья было приспособлено под жилой дом. С 1933 по 1935 год его занимал детский очаг № 402 Центрального района, с 1936 года он стал называться «детским садом», и получил номер 20. Детский сад в 1942 году был эвакуирован. После войны в здание въехал областной психоневрологический диспансер с лечебно-трудовыми мастерскими. В помещениях церкви разместились производственные мастерские диспансера.

Храм Леушинского Подворья был возвращен Церкви в июле 2000 года.

подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря ул. Некрасова, 31

подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря
ул. Некрасова, 31

Несомненно, к числу лучших произведений Никонова относился и комплекс зданий Общества распространения религиозно-нравственного просвещения.

Свою десятилетнюю годовщину Общество решило ознаменовать постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед, посвятив его памяти спасения царской семьи в Борках.

Каменный храм на 1500 человек заложил 16 июня 1891, на углу улиц Стремянной и Николаевской (ныне Марата), за неделю до Троицы, епископ Нарвский Никон с крестным ходом с чудотворной иконой из Казанского собора. Храм сооружался в 1891 – 1893 гг. в московском стиле XVII в.

Внешняя отделка здания желтым глазурованным кирпичом и установка на фасаде 39 изразцовых икон работы Польо продолжались и после.

Весь комплекс зданий состоял из украшенной полихромными изразцами пятиглавой церкви и связанного с ней корпуса с просторным залом для собраний.

После революции храм сделан приходским. В 1920-1921 службы временно совершались в доме Общества. Храм был одним из центров обновленчества; он закрыт 16 февраля 1938, передан под спортзал и взорван 15 ноября 1966 году.

Церковь Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на ул. Марата (Стремянная ул., 21/Марата ул., 5)

Церковь Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на ул. Марата (Стремянная ул., 21/Марата ул., 5)

Благодаря выразительному силуэту и нарядному декоративному убранству эти здания сумели принять на себя заметную градостроительную роль, сделаться достопримечательностью прилегающего района. Тем досаднее, что в 1966 г. они были снесены, чтобы освободить участок для сооружения Невских бань, а позже в 2010 году многофункционального торгово-развлекательного центра.

Бывшие Невские бани на Марата

Бывшие Невские бани на Марата

Многофункциональный торгово-развлекательный центр «Олимпик Плаза» на Марата

Многофункциональный торгово-развлекательный центр «Олимпик Плаза» на Марата

В 1900—1902 гг. по проекту Н. Н. Никонова был построен крупный жилой дом на Петроградской стороне, состоящий из нескольких корпусов и занимающий участок между Большим проспектом, 45, и Большой Пушкарской улицей, 38. На обоих лицевых фасадах архитектор снова применил керамическую облицовку, но отказался при этом от имитации древних декоративных форм.

Однако в области культового зодчества Н. Н. Никонов сохранил верность традициям «русского стиля» и в начале XX в., несмотря на то что под влиянием модерна «национальное» направление в архитектуре России этого периода претерпело значительные изменения: на смену увлечению красочным «узорочьем» прошлых лет пришло стремление подчеркнуть суровую монументальность обобщенных форм, напоминающих лаконичные сооружения древних Новгорода или Пскова.

О неизменности творческого кредо мастера свидетельствовала уже упоминавшаяся нами церковь подворья Лютикова монастыря. Изобретательно интерпретировал Никонов мотивы «узорочья» в проекте церкви при подворье Серафимо-Дивеевского монастыря близ Петергофа, исполненном в 1903 г.

Церковь преподобного Серафима Саровского, Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, 11, 2020 год

Церковь преподобного Серафима Саровского,
Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, 11, 2020 год

И, наконец, в тот же стилистический ряд вписывается и последнее крупное произведение Н. Н. Никонова — церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, сооруженная в 1913—1915 гг. в курортном поселке Териоки (с 1948 года Зеленогорск).

Эта многоглавая церковь с высокой (около 50 метров) колокольней удачно поставлена на возвышении при въезде с Приморского шоссе в центральную часть нынешнего Зеленогорска. После реставрации, осуществленной в 1980—1990 гг. под руководством архитектора К. А. Кочергина, зданию вернулась немаловажная роль главного для этого района высотного ориентира.

Сейчас восстановленный храм, окружённый соснами и елями  с верхних этажей Зеленогорских многоэтажек  похож на белого лебедя, плывущего по водам залива.

Как писал очевидец строительства, «стиль храма — московско-ярославский… с тем лишь различием, что строителями устранена пестрота окраски, и вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в один белый цвет, отчего здание получило чрезвычайно красивый вид и производит на всех очаровывающее впечатление». Отказ от полихромии и побелка фасадов позволили автору проекта усилить ощущение цельности, монолитности композиции, то есть подчеркнуть такие ее свойства, которые особенно стали цениться на новом этапе развития «национального стиля». Однако, уйдя от дробности форм и пестроты, обычных для «русского стиля» конца предшествующего века, Н. Н. Никонов сумел сохранить характерную для него выразительность силуэта, привлекательного своей прихотливой динамикой, меняющегося при изменении ракурса, в котором мы воспринимаем все сооружение.

Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 547

Церковь Казанской иконы Божией Матери
г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 547

12 апреля 1902 года Н.Н.Никонов произведен за выслугу лет в чин коллежского асессора со старшинством.

17 ноября 1906 года архитектор Н.Н.Никонов уволен по его прошению с должности Санкт-Петербургского епархиального архитектора. В личном деле Н.Н.Никонова хранится его паспорт, выданный 29 декабря 1900 года. В графе о прописке указан его адрес: дом 11 по Коломенской улице. Он был домовладельцем этого дома. Уйдя с должности епархиального архитектора, Н.Н.Никонов продолжает много и успешно работать.

Н. Н. Никонов не оставлял любимую работу до последних дней жизни. В 1917 и 1918 гг. он подолгу жил в Самаре, где в то время работал его сын, избравший профессию отца. Вместе они трудились над проектом здания рынка. В бумагах Николая Никитича сохранилась записная книжка, в которой архитектор делал поденные записи во время своих поездок на постройки. Эти записи кратки, но точны, в них скрупулезно перечисляются даже траты на извозчика или на чай в вокзальных буфетах. В записях лета 1918 г. все чаще встречаются жалобы на нездоровье. Последние записи датированы 4 и 5 июля 1918 г. А творческое наследие Н. Н. Никонова заняло собственное и вполне определенное место в сложной, лишенной стройности картине русского зодчества конца XIX и начала XX в.

В небольшом архиве Н. Н. Никонова, сохранившемся у его потомков, есть маленький листок бумаги в клетку, на котором сам архитектор бегло, карандашом, перечислил построенные им церкви.

Список, относящийся, по-видимому, к годам первой мировой войны, разделен на две части: «провинция» и «С.-Петербург». В первой перечислены 36, а во второй – 18 храмов.

Более пятидесяти только культовых зданий за три десятилетия самостоятельной творческой работы – это довольно много. А ведь кроме храмов Н. Н. Никонов возводил по своим проектам и гражданские сооружения. К сожалению, судьба многих построек Никонова оказалась драматической. Среди бесчисленного множества храмов, снесенных или неузнаваемо перестроенных за годы советской власти, немало и произведений Николая Никитича.

Сейчас трудно сказать, какие из провинциальных построек Никонова сумели дожить до наших дней, потому что большинство из них возводилось в отдаленных от Петербурга городках и селениях, добраться до которых не так просто даже теперь.

В списке архитектора мы встречаем погост Сомбатукса в Олонецкой губернии, село Котлы близ Ямбурга, древнее Копорье, Городню, что около Луги, Уторгош в нынешней Новгородской области, Келломяки и Териоки на Карельском перешейке, Медвегорье и Леушино, Синявино и Котлицы, а также целый ряд других названнй. Церкви, проектировавшиеся Никоновым, строились как из камня, так и из дерева. Известно, в частности, что деревянным был храм в Сомбатуксе. Также в дереве исполнялась несохранившаяся церковь в Келломяках (нынешнее Комарово). В то же время храм села Котлы сооружался из камня и кирпича, что вполне могли позволить себе более богатые общины и населенные пункты. И, разумеется, каменными возводились храмы в таких крупных провинциальных и религиозных центрах царской России, какими были Ревель (Таллин) и Новый Афон на Кавказе. В Ревеле по проекту Н. Н. Никонова в 1900-х гг. была построена пятиглавая церковь подворья Пюхтицкого монастыря.

Эстония, Таллин. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь утрачена

Эстония, Таллин. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь утрачена

Использованы материалы Старицыной Галины Константиновны «Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Боровая улица, 52. Историческая справка. Санкт-Петербург, 1992 год».

Календарь
Поиск
Метки
Управление