Архитектура церковно-приходских школ.
На обширной территории Российской империи, располагалась многочисленные довольно большие селения, отдаленные от местного приходского храма, а при некоторых из них, имелись небольшие часовни, сооруженные во имя Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, или святых угодников Божиих. Дни, имеющие отношение к наименованию часовни и находящимся в них особо чтимой святой иконе, в этих селениях составляли праздник, на который стекалось множество народа из окрестных селений. В часовню приглашался приходской священник для совершения молебствия с водоосвящением и для служения молебнов по желанию собравшихся богомольцев. В отдельных случаях, в этих часовнях совершалось и всенощное бдение; литургия же в часовнях, по древним правилам, не совершалась, а совершались только часы с чином изобразительных, иначе с обедницей, отчего такие здания и получили наименование часовен.
Между тем, совершение литургии хотя бы несколько раз в году было весьма желательно, и даже необходимо в таких отдаленных от приходских церквей селениях, с учетом того, что в селениях могли быть и дряхлые старцы, которым уже не под силу было бывать в своем приходском храме и слышать св. литургию, а за ней и приобщиться св. тайн Христовых; было и много детей, которые по дальности расстояния также не могли прийти в сельскую церковь, могли быть и тяжко больные, для которых слышать божественную литургию в этих селениях было бы истинным утешением.
При этом, воспрещая совершение литургии в часовнях, правила дозволяли, хотя с некоторыми ограничениями, совершение ее в так называемых молитвенных домах. В силу этого, у братчиков Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы возникло предложение, чтобы создаваемые здания для церковно-приходских школ в отдаленных от приходской церкви селениях приспосабливать и к совершению богослужения в праздничные и другие дни, по нужде и желаниям прихожан, живущих в селении, и чтобы в этом молитвенном доме могли быть совершаемы не только молебствия, всенощное бдение, часы, но и литургия.
Об истории Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
Учитывая предложение братчиков, архитектором Никоновым Николаем Никитичем был разработан своеобразного типа проект молитвенного дома-школы, такого дома, который бы в будничное время отвечал потребностям школы, а на случай надобности мог бы быть и церковью, на подобие того, как это уже было сделано во многих учебных заведениях, как духовных, так и светских. Где, так называемые актовые залы служили учебным целям: в них производились экзамены воспитанников, происходили и торжественные собрания. При этом, для совершения богослужения отодвигалась перегородка или завеса, закрывающая алтарь домовой церкви с иконостасом, солеей и клиросами, и зала становилась продолжением средней части храма, так называемой трапезы.
Проект молитвенного дома школы, Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы был размещен в мартовском выпуске 1889 года «Церковных ведомостей», для использования в работе в губерниях России.
Кроме того, был выпущен отдельный альбом «Проект молитвенного дома-церкви» с объяснительным текстом, на веленевой бумаге, который распространялся за 5 копеек, а с пересылкой, за 7 копеек.
Разработанный проект предусматривал:
- Размер здания молитвенного дома-школы должен иметь размер двух срубов, соединенных вместе, 18 аршин длиною (по 9 аршин каждый), и 9 аршин шириною, по внутренней линии; причем средняя стена, соединяющая срубы, должна быть только под полом, и на верху – под потолочными балками, что показано на плане пунктиром.
- Высота внутри здания, от пола и до потолка, 5,5 аршин.
- К восточной стороне одной из поперечных стен пристраивается алтарь длиною 5 аршин, шириной 6 аршин. В боковых стенках алтаря два окна. При алтаре устраивается обыкновенный иконостас. Алтарь отделяется от школы пролетом в виде ворот, что видно из разреза по А-Б; пролет этот шириною 59 аршин, вышиной 5 аршин. Алтарь закрывается створчатыми дверями, которые должны быть во всю высоту и рассчитаны так, чтобы каждая половинка этих дверей разделялась на 2 половины и складывалась бы вроде ширм на петлях, и так, чтобы во время их открывания, они могли поместиться па две стены в стороне алтаря на солею и на продольную стену, что видно из плана. На стенках дверей, при открытии обращенных к народу, написать св. иконы. Пол для алтаря и солеи возвысить на две ступени, и чтобы солея в обыкновенное время занималась кафедрой для учителя.
- Устройство фундамента от уровня земли поднять на 1,5 аршин и устроить в нем отверстия для проветривания воздуха. Само здание обыкновенной плотничной работы, но второй сруб должен быть повыше первого на несколько венцов, и над срединою его устроить главку, которая помещается на обыкновенной конструкции стропилах, что видно из разреза по В-Г.
- С Западной стороны здания устраивается крыльцо или сени (по желанию), со входом в самое помещение школы. Окна с двух сторон, в первом срубе по два с каждой стороны, вышиной 3 аршин, шириной 1,5 аршин, во втором, или средней части, по одному тройному окну, вышиной 3 аршин и шириной 4 аршин.
- Печи и дымовые трубы – две в школе и одну в алтаре –устроить на коренном (т.е. каменном) фундаменте, но отнюдь не на балках, и каждую трубу устроить в 2 дыма, один – для дымопровода, другой – для вентиляции, которая должна быть помещена под самым потолком, в виде обыкновенных хлопушек.
- Полы должны быть устроены по балкам, со смазкою по черному полу, которая должна быть сделана по войлоку из кирпича-половья по глине и залита известковым раствором.
- На проекте здание показано не обшитым снаружи, но алтарь обшит досками, потому что он имеет не прямоугольную форму. Внутри здание, может быть, и оштукатурено, или иже обшито досками и окрашено масляною краской.
- Здание удобнее всего помещать на возвышенном месте и по возможности отдельно от других построек, а также полезно обсаживать вокруг него скорорастущими лиственными деревьями, которые могли бы служить ему защитою от пожара.
Тип такой постройки оказался удобно применимым на практике, и по этому плану в разных местах страны были устроены молитвенные дома-школы. Так, заведующим общественными работами в губерниях, постигнутых неурожаем, было предположено предпринять постройку в местностях с инородческим населением, по соглашению с епархиальным начальством 100 молитвенных домов-школ по проекту архитектора Никонова, с ассигнованием на этот предмет до 700 тысяч рублей.
В 1892 году архитектором Николаем Никитичем Никоновым были разработаны «Примерные планы церковно-приходских школ», а Санкт-Петербургским православным епархиальным братством во имя Пресвятой Богородицы, была произведена рассылка по губерниям страны, при помощи опубликования планов в февральском номере «Церковных ведомостей» 1892 года.
Предложенные планы церковно-приходских школ имели значение примерных и могли облегчить постройку церковно-приходских школ в местностях, где могли возникнуть затруднения в составлении плана за неимением архитектора.
Всего было предложено четыре варианта строительства церковно-приходских школ.
По первому варианту предлагалось строительство одноклассных церковно-приходских школ с помещением для учителя и сторожа. К этому проекту принадлежали три чертежа: – фасад, план и размеры. Класс был рассчитан на 60 учащихся.
По второму варианту можно было устраивать двухклассные школы, при которых должно было изучаться какое-либо ремесло; в такой школе предусматривались три классных комнаты, из которых в двух должно было происходить непосредственно само обучение по общим предметам двухклассной церковно-приходской школы, а в третьей обучение тому или другому ремеслу. При такой школе предусматривалась квартира для учителя из двух комнат, передней и кухни, а также помещение для сторожа.
Третий вариант представлял собой одноэтажное с мезонином здание для двухклассной церковно-приходской школы, рассчитанный на 60 человек в каждом классе, с двумя ночлежными комнатами, вмещающими каждая по 25 человек. В мезонине должна была быть размещена квартира для учителя.
Четвертый вариант, представлял собой двухэтажное здание двухклассной школы с двумя квартирами для учителей и помещениями для библиотеки и сторожа. Два класса были рассчитаны на 60 учащихся в каждом и третья классная комната на 40 человек, в которой мог быть устроен класс для приготовляющихся к учительству в школах грамоты.
На оборотной стороне примерных планов был напечатан подробный расчет количества основных материалов, необходимых для сооружения зданий по каждому из четырех планов, таких как: бревен для срубки стен, потолочных и половых балок, стропил и кирпича для фундамента, печей и труб.
Что же касается расчета стоимости каждой постройки, то расчётной сметной стоимости к проекту не предлагалось в виду разнообразия местных условий для производства строительных работ, т.к. в лесных местностях постройка должна была обойтись дешевле, чем в степных, например, губерниях; в одних местах можно было приобрести лес из казенных лесных дач за половину стоимости, тогда как другие местности были лишены этого благоприятного условия.
В таких же различных условиях находился кирпич, стоимость плотничных работ и прочих материалов и работ, так что приблизительную смету по данным планам легко мог составить каждый священник совместно с грамотным подрядчиком.
В целом постройка по предложенным планам была рассчитана на достаточные средства, а где таковых они не имелись, примерные планы могли быть также не бесполезны для соображений самого типа постройки, расположения комнат, размеров отдельных частей здания и других полезных параметров здания.
Необходимо отметить, что в отдельных местах территории бывшей Санкт-Петербургской губернии (в настоящее время территория Ленинградской области), до наших дней еще сохранились здания бывших церковно-приходских школ, построенных по типовым проектам архитектора Никонова.
Известно, что проект Климентовской церковно-приходской школы в городе Новая Ладога, Новоладожского уезда (г. Новая Ладога. пр. Карла Маркса, 41), был использован первый вариант из примерных планов архитектора Никонова.
К основному деревянному зданию по проекту Никонова был добавлен еще один сруб, который имел общую кровлю с основным зданием. С северной стороны здания в середине можно увидеть два ряда бревен. На современном плане из технического паспорта дома бывшей церковно-приходской школы, расположенного по адресу проспект Карла Маркса, д. 41, красным контуром выделены основной проект Никонова и пристроенный еще один сруб. Вся школа была обшита вагонкой. Фасад Климентовской школы с двумя трехстворчатыми итальянскими окнами и крыльцом на фасаде полностью соответствует предложенному варианту архитектора Никонова. В пристроенных помещениях, учебных классах, также есть большие итальянские трехстворчатые окна на северной и восточной стороне. В жилых помещениях и коридоре с южной стороны здания были обычные «малые» окна.
В РГИА сохранилось дело «Страховые документы на церковное имущество по 1-му округу Новоладожского уезда Санкт-Петербургской епархии» (РГИА Ф. 799 оп. 33 д. 1390), в котором сохранилась страховая карточка 1910 г. со страховой оценкой Климентовской церковной школы:
«Церковно-приходская школа – деревянная на каменном фундаменте, обшита тесом и окрашена масляною краскою, крыта железом, окрашенным масляною краскою, длиною 10 саж., шириною 8 саж. и высотою 2 саж.; всех окон венецианских 4, высотою 1 саж. и малых 8, высотою 2¼ арш. и шириною 1½ арш.; печей 1 русская и 5 голландских в железном кожухах; дверей внутренних: 5 двухстворчатых, 4 одностворчатых, 1 складная из восьми частей, наружных – двухстворчатая и одна одностворчатая. Построена в 1894 году».
Также известно, что задание Креницкой церковно-приходской школы Новоладожского уезда было построено полностью по варианту № 1 типовых проектов архитектора Никонова в 1895 году.
В клировых ведомостях Креницкой церкви за 1904 г. (ЦГИА СПб Ф. 19 оп. 113 д. 4048 стр. 16) записано:
«Церкви принадлежит еще здание церковно-приходской школы, выстроенное в 1895 году на средства, выданные из Училищного совета при Святейшем Синоде. Устроено на каменном фундаменте из дерева, крыто железом».
В 1896 году в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке, церковно-приходские школы составляли особый подотдел научно-учебного XIX отдела и занимали довольно видное и почетное место.
Выставочные предметы церковных школ занимали на выставке три помещения: в главном здании научно-учебного отдела, в отдельном здании церкви-школы и среди глинобитных огнестойких построек. Первое место между этими помещениями принадлежало церковной школе, устроенной Училищным при Святейшем Синоде Советом, в память в почившего Императора Александра III, в мирное царствование которого, с пробуждением народного самосознания и общим подъёмом церковной жизни нашего отечества, возродилась церковная школа и утвердилось образование народа в духе церковности.
Здание церкви-школы, построенное на возвышенной и открытой площадке, в юго-западной части выставочной территории, особливо выделялось в ряду других зданий по своей оригинальной и красивой архитектуре. Легкий византийско-русский стиль постройки, три близко сомкнутый главки, крытая некрашеным тоном возносящаяся кверху сквозная колокольня, изящный, украшенный резьбою фасад и красивое расположение крыльев здания, примыкающих к центральному залу с обеих сторон на подобие венца,—все это представляло весьма изящное и осмысленное сооружение, на фронтоне которого помещено было изображено Христа Спасителя, благословляющего детей. На колокольне был укреплен полный подбор церковных колоколов, колокольного завода Финляндского.
При изяществе фасада и вообще внешнего вида, план церкви-школы вполне соответствовал назначению. Сама церковь с алтарем размещалась в верхнем этаже здания; четыре классных комнаты, примыкая к церкви с обеих сторон, образовывали два крыла, веерообразное расположение которых давало возможность, при помощи створчатых дверей, увеличивать объем храма для молящихся.
В нижнем этаже здания должны были помещаться общежитие для учащихся, общая столовая, спальные комнаты, квартиры для учителей, кладовая и кухня. Получалось, таким образом, весьма удобное совмещение под одной общей кровлей церкви и школы для учащихся детей.
Постройка выставочной церкви-школы по проекту академика архитектуры М.Т. Преображенского производилась гражданским инженером Н.Г. Лазаревым, а заведывание ее экономической стороной принадлежало особой исполнительной комиссии, образованной при Нижегородском епархиальном училищном совете. B следствие необычайно высоких по случаю выставки цен постройка здания церкви-школы обошлась в 22 тысячи рублей. Первоначально предполагалось здание это после выставки перенести в соседнее село Гордевку или Сормово, но, в виду дороговизны и неудобства этого перемещения и возможности образования на месте бывшей выставки особого поселка, возникло предложение оставить церковь-школу на прежнем месте, приспособив, ее под второклассную церковно-приходскую школу для пригородных селений Нижнего-Новгорода.
На выставке была представлена глинобитная постройка для школы грамоты, которая являлась одним из более видных сооружений в ряду огнеупорных построек. Здание состояло из двух комнат школьного помещения, одной комнаты с кладовою для общежития учащихся и квартиры для учителя в мезонине. Помещение для школы было просторное и хорошо освещенное.
При этом, от Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, на Нижегородской выставке непосредственно , предоставлялись отчеты и издания Братства, а также примерные планы школьных зданий, составленные архитектором Николаем Никитичем Никоновым.
И как уже отмечалось выше, предложенный Н.Н. Никоновым тип постройки церковно-приходских школ оказался более удобно применимым на практике, и широко уже применялся в разных местах страны.

Архитектор Николай Никитич Никонов, 8 апреля 1849 – 1918. Один из известных зодчих Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века. Епархиальный архитектор. Постоянный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Архитектор и строитель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Николай Никитич Никонов
Архитектор Николай Никитич Никонов, один из известных зодчих Петербурга конца XIX — начала XX века.
11 октября 1893 года, Консисторией определен в должность епархиального архитектора: «Принимая во внимание известность архитектора Никонова в строительном деле и его доказанную опытность в построении церквей как в самом Петербурге, так и вне оного… согласно прошения… определив его, Никонова, Санкт-Петербургским Епархиальным архитектором».
Архитектор Н.Н. Никонов с 1892 года действительный член, а с 1895 года постоянный член Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. 14 мая 1896 года он был награжден орденом св. Станислава 3-ей степени. 25 августа произведен в коллежские секретари.
Николай Никитич Никонов являлся автором и строителем многочисленных проектов церквей и зданий гражданского предназначения в национальном или «русском стиле», такие как Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга на наб. реки Карповки 45; Новоафонский монастырь в Абхазии; церковь Шестоковской иконы Божией Матери Грузинского прихода, на Старорусской ул., 10; Церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 547; Доходный дом Никонова «Дом-пряник», ул. Колокольная 11 и многие другие.
На участке, находящемся на Боровой улице под № 50 – 52 по его проектам и под его руководством был построен архитектурный комплекс Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

Архитектурный комплекс Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства
во имя Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2024.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Братская Покровская церковь на Боровой улице.
Одно из последних крупных творений Николая Никитича Никонова — церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, сооруженная в 1913—1915 гг. в курортном поселке Териоки (с 1948 года Зеленогорск).

Церковь Казанской иконы Божией Матери
г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 547
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 27 ноября 2025 года.















