Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Архитектура церковно-приходских школ.

На обширной территории Российской империи, располагалась многочисленные довольно большие селения, отдаленные от местного приходского храма, а при некоторых из них, имелись небольшие часовни, сооруженные во имя Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, или святых угодников Божиих. Дни, имеющие отношение к наименованию часовни и находящимся в них особо чтимой святой иконе, в этих селениях составляли праздник, на который стекалось множество народа из окрестных селений. В часовню приглашался приходской священник для совершения молебствия с водоосвящением и для служения молебнов по желанию собравшихся богомольцев. В отдельных случаях, в этих часовнях совершалось и всенощное бдение; литургия же в часовнях, по древним правилам, не совершалась, а совершались только часы с чином изобразительных, иначе с обедницей, отчего такие здания и получили наименование часовен.

Между тем, совершение литургии хотя бы несколько раз в году было весьма желательно, и даже необходимо в таких отдаленных от приходских церквей селениях, с учетом того, что в селениях могли быть и дряхлые старцы, которым уже не под силу было бывать в своем приходском храме и слышать св. литургию, а за ней и приобщиться св. тайн Христовых; было и много детей, которые по дальности расстояния также не могли прийти в сельскую церковь, могли быть и тяжко больные, для которых слышать божественную литургию в этих селениях было бы истинным утешением.

При этом, воспрещая совершение литургии в часовнях, правила дозволяли, хотя с некоторыми ограничениями, совершение ее в так называемых молитвенных домах. В силу этого, у братчиков Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы возникло предложение, чтобы создаваемые здания для церковно-приходских школ в отдаленных от приходской церкви селениях приспосабливать и к совершению богослужения в праздничные и другие дни, по нужде и желаниям прихожан, живущих в селении, и чтобы в этом молитвенном доме могли быть совершаемы не только молебствия, всенощное бдение, часы, но и литургия.

Братство - орган управления - обложка

Об истории Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

 

 

Учитывая предложение братчиков, архитектором Никоновым Николаем Никитичем был разработан своеобразного типа проект молитвенного дома-школы, такого дома, который бы в будничное время отвечал потребностям школы, а на случай надобности мог бы быть и церковью, на подобие того, как это уже было сделано во многих учебных заведениях, как духовных, так и светских. Где, так называемые актовые залы служили учебным целям: в них производились экзамены воспитанников, происходили и торжественные собрания. При этом, для совершения богослужения отодвигалась перегородка или завеса, закрывающая алтарь домовой церкви с иконостасом, солеей и клиросами, и зала становилась продолжением средней части храма, так называемой трапезы.

Проект молитвенного дома школы, Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы был размещен в мартовском выпуске 1889 года «Церковных ведомостей», для использования в работе в губерниях России.

Кроме того, был выпущен отдельный альбом «Проект молитвенного дома-церкви» с объяснительным текстом, на веленевой бумаге, который распространялся за 5 копеек, а с пересылкой, за 7 копеек.

Проект молитвенного дома-школа. Архитектор Николай Никитич Никонов.

Проект молитвенного дома-школа. Архитектор Николай Никитич Никонов.

Разработанный проект предусматривал:

  • Размер здания молитвенного дома-школы должен иметь размер двух срубов, соединенных вместе, 18 аршин длиною (по 9 аршин каждый), и 9 аршин шириною, по внутренней линии; причем средняя стена, соединяющая срубы, должна быть только под полом, и на верху – под потолочными балками, что показано на плане пунктиром.
  • Высота внутри здания, от пола и до потолка, 5,5 аршин.
  • К восточной стороне одной из поперечных стен пристраивается алтарь длиною 5 аршин, шириной 6 аршин. В боковых стенках алтаря два окна. При алтаре устраивается обыкновенный иконостас. Алтарь отделяется от школы пролетом в виде ворот, что видно из разреза по А-Б; пролет этот шириною 59 аршин, вышиной 5 аршин. Алтарь закрывается створчатыми дверями, которые должны быть во всю высоту и рассчитаны так, чтобы каждая половинка этих дверей разделялась на 2 половины и складывалась бы вроде ширм на петлях, и так, чтобы во время их открывания, они могли поместиться па две стены в стороне алтаря на солею и на продольную стену, что видно из плана. На стенках дверей, при открытии обращенных к народу, написать св. иконы. Пол для алтаря и солеи возвысить на две ступени, и чтобы солея в обыкновенное время занималась кафедрой для учителя.
  • Устройство фундамента от уровня земли поднять на 1,5 аршин и устроить в нем отверстия для проветривания воздуха. Само здание обыкновенной плотничной работы, но второй сруб должен быть повыше первого на несколько венцов, и над срединою его устроить главку, которая помещается на обыкновенной конструкции стропилах, что видно из разреза по В-Г.
  • С Западной стороны здания устраивается крыльцо или сени (по желанию), со входом в самое помещение школы. Окна с двух сторон, в первом срубе по два с каждой стороны, вышиной 3 аршин, шириной 1,5 аршин, во втором, или средней части, по одному тройному окну, вышиной 3 аршин и шириной 4 аршин.
  • Печи и дымовые трубы – две в школе и одну в алтаре –устроить на коренном (т.е. каменном) фундаменте, но отнюдь не на балках, и каждую трубу устроить в 2 дыма, один – для дымопровода, другой – для вентиляции, которая должна быть помещена под самым потолком, в виде обыкновенных хлопушек.
  • Полы должны быть устроены по балкам, со смазкою по черному полу, которая должна быть сделана по войлоку из кирпича-половья по глине и залита известковым раствором.
  • На проекте здание показано не обшитым снаружи, но алтарь обшит досками, потому что он имеет не прямоугольную форму. Внутри здание, может быть, и оштукатурено, или иже обшито досками и окрашено масляною краской.
  • Здание удобнее всего помещать на возвышенном месте и по возможности отдельно от других построек, а также полезно обсаживать вокруг него скорорастущими лиственными деревьями, которые могли бы служить ему защитою от пожара.

Тип такой постройки оказался удобно применимым на практике, и по этому плану в разных местах страны были устроены молитвенные дома-школы. Так, заведующим общественными работами в губерниях, постигнутых неурожаем, было предположено предпринять постройку в местностях с инородческим населением, по соглашению с епархиальным начальством 100 молитвенных домов-школ по проекту архитектора Никонова, с ассигнованием на этот предмет до 700 тысяч рублей.

В 1892 году архитектором Николаем Никитичем Никоновым были разработаны «Примерные планы церковно-приходских школ», а Санкт-Петербургским православным епархиальным братством во имя Пресвятой Богородицы, была произведена рассылка по губерниям страны, при помощи опубликования планов в февральском номере «Церковных ведомостей» 1892 года.

Предложенные планы церковно-приходских школ имели значение примерных и могли облегчить постройку церковно-приходских школ в местностях, где могли возникнуть затруднения в составлении плана за неимением архитектора.

Всего было предложено четыре варианта строительства церковно-приходских школ.

По первому варианту предлагалось строительство одноклассных церковно-приходских школ с помещением для учителя и сторожа. К этому проекту принадлежали три чертежа: – фасад, план и размеры. Класс был рассчитан на 60 учащихся.

План одноклассной церковно-приходской школы, с квартирой для учителя.

План одноклассной церковно-приходской школы, с квартирой для учителя.

По второму варианту можно было устраивать двухклассные школы, при которых должно было изучаться какое-либо ремесло; в такой школе предусматривались три классных комнаты, из которых в двух должно было происходить непосредственно само обучение по общим предметам двухклассной церковно-приходской школы, а в третьей обучение тому или другому ремеслу. При такой школе предусматривалась квартира для учителя из двух комнат, передней и кухни, а также помещение для сторожа.

План двухклассной церковно-приходской школы, с ремесленным отделением.

План двухклассной церковно-приходской школы, с ремесленным отделением.

Третий вариант представлял собой одноэтажное с мезонином здание для двухклассной церковно-приходской школы, рассчитанный на 60 человек в каждом классе, с двумя ночлежными комнатами, вмещающими каждая по 25 человек. В мезонине должна была быть размещена квартира для учителя.

План двухклассной церковно-приходской школы, с ночлежным приютом.

План двухклассной церковно-приходской школы, с ночлежным приютом.

Четвертый вариант, представлял собой двухэтажное здание двухклассной школы с двумя квартирами для учителей и помещениями для библиотеки и сторожа. Два класса были рассчитаны на 60 учащихся в каждом и третья классная комната на 40 человек, в которой мог быть устроен класс для приготовляющихся к учительству в школах грамоты.

План двухклассной церковно-приходской школы.

План двухклассной церковно-приходской школы.

На оборотной стороне примерных планов был напечатан подробный расчет количества основных материалов, необходимых для сооружения зданий по каждому из четырех планов, таких как: бревен для срубки стен, потолочных и половых балок, стропил и кирпича для фундамента, печей и труб.

Что же касается расчета стоимости каждой постройки, то расчётной сметной стоимости к проекту не предлагалось в виду разнообразия местных условий для производства строительных работ, т.к. в лесных местностях постройка должна была обойтись дешевле, чем в степных, например, губерниях; в одних местах можно было приобрести лес из казенных лесных дач за половину стоимости, тогда как другие местности были лишены этого благоприятного условия.

В таких же различных условиях находился кирпич, стоимость плотничных работ и прочих материалов и работ, так что приблизительную смету по данным планам легко мог составить каждый священник совместно с грамотным подрядчиком.

В целом постройка по предложенным планам была рассчитана на достаточные средства, а где таковых они не имелись, примерные планы могли быть также не бесполезны для соображений самого типа постройки, расположения комнат, размеров отдельных частей здания и других полезных параметров здания.

Необходимо отметить, что в отдельных местах территории бывшей Санкт-Петербургской губернии (в настоящее время территория Ленинградской области), до наших дней еще сохранились здания бывших церковно-приходских школ, построенных по типовым проектам архитектора Никонова.

Известно, что проект Климентовской церковно-приходской школы в городе Новая Ладога, Новоладожского уезда (г. Новая Ладога. пр. Карла Маркса, 41), был использован первый вариант из примерных планов архитектора Никонова.

Церковно-приходская школа Климентовской церкви. Июль 2024 года.

Церковно-приходская школа Климентовской церкви. Июль 2024 года.

К основному деревянному зданию по проекту Никонова был добавлен еще один сруб, который имел общую кровлю с основным зданием. С северной стороны здания в середине можно увидеть два ряда бревен. На современном плане из технического паспорта дома бывшей церковно-приходской школы, расположенного по адресу проспект Карла Маркса, д. 41, красным контуром выделены основной проект Никонова и пристроенный еще один сруб. Вся школа была обшита вагонкой. Фасад Климентовской школы с двумя трехстворчатыми итальянскими окнами и крыльцом на фасаде полностью соответствует предложенному варианту архитектора Никонова. В пристроенных помещениях, учебных классах, также есть большие итальянские трехстворчатые окна на северной и восточной стороне. В жилых помещениях и коридоре с южной стороны здания были обычные «малые» окна.

План из технического паспорта дома пр. Карла Маркса, 41.

План из технического паспорта дома пр. Карла Маркса, 41.

Церковно-приходская школа Климентовской церкви. Из архива городской библиотеки.

Церковно-приходская школа Климентовской церкви. Из архива городской библиотеки.

В РГИА сохранилось дело «Страховые документы на церковное имущество по 1-му округу Новоладожского уезда Санкт-Петербургской епархии» (РГИА Ф. 799 оп. 33 д. 1390), в котором сохранилась страховая карточка 1910 г. со страховой оценкой Климентовской церковной школы:

«Церковно-приходская школа – деревянная на каменном фундаменте, обшита тесом и окрашена масляною краскою, крыта железом, окрашенным масляною краскою, длиною 10 саж., шириною 8 саж. и высотою 2 саж.; всех окон венецианских 4, высотою 1 саж. и малых 8, высотою 2¼ арш. и шириною 1½ арш.; печей 1 русская и 5 голландских в железном кожухах; дверей внутренних: 5 двухстворчатых, 4 одностворчатых, 1 складная из восьми частей, наружных – двухстворчатая и одна одностворчатая. Построена в 1894 году».

Также известно, что задание Креницкой церковно-приходской школы Новоладожского уезда было построено полностью по варианту № 1 типовых проектов архитектора Никонова в 1895 году.

Креницкая церковно-приходская школа (Справа).

Креницкая церковно-приходская школа (Справа).

В клировых ведомостях Креницкой церкви за 1904 г. (ЦГИА СПб Ф. 19 оп. 113 д. 4048 стр. 16) записано:

«Церкви принадлежит еще здание церковно-приходской школы, выстроенное в 1895 году на средства, выданные из Училищного совета при Святейшем Синоде. Устроено на каменном фундаменте из дерева, крыто железом».

Здание бывшей Креницкой церковно-приходской школы. Яндекс карты. 2020 год.

Здание бывшей Креницкой церковно-приходской школы. Яндекс карты. 2020 год.

В 1896 году в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке, церковно-приходские школы составляли особый подотдел научно-учебного XIX отдела и занимали довольно видное и почетное место.

Выставочные предметы церковных школ занимали на выставке три помещения: в главном здании научно-учебного отдела, в отдельном здании церкви-школы и среди глинобитных огнестойких построек. Первое место между этими помещениями принадлежало церковной школе, устроенной Училищным при Святейшем Синоде Советом, в память в почившего Императора Александра III, в мирное царствование которого, с пробуждением народного самосознания и общим подъёмом церковной жизни нашего отечества, возродилась церковная школа и утвердилось образование народа в духе церковности.

Здание церкви-школы, построенное на возвышенной и открытой площадке, в юго-западной части выставочной территории, особливо выделялось в ряду других зданий по своей оригинальной и красивой архитектуре. Легкий византийско-русский стиль постройки, три близко сомкнутый главки, крытая некрашеным тоном возносящаяся кверху сквозная колокольня, изящный, украшенный резьбою фасад и красивое расположение крыльев здания, примыкающих к центральному залу с обеих сторон на подобие венца,—все это представляло весьма изящное и осмысленное сооружение, на фронтоне которого помещено было изображено Христа Спасителя, благословляющего детей. На колокольне был укреплен полный подбор церковных колоколов, колокольного завода Финляндского.

Церковь-школа память Императора Александра III, на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

Церковь-школа память Императора Александра III,
на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

При изяществе фасада и вообще внешнего вида, план церкви-школы вполне соответствовал назначению. Сама церковь с алтарем размещалась в верхнем этаже здания; четыре классных комнаты, примыкая к церкви с обеих сторон, образовывали два крыла, веерообразное расположение которых давало возможность, при помощи створчатых дверей, увеличивать объем храма для молящихся.

В нижнем этаже здания должны были помещаться общежитие для уча­щихся, общая столовая, спальные комнаты, квартиры для учителей, кладовая и кухня. Получалось, таким образом, весьма удобное совмещение под одной общей кровлей церкви и школы для учащихся детей.

Постройка выставочной церкви-школы по проекту академика архитектуры М.Т. Преображенского производилась гражданским инженером Н.Г. Лазаревым, а заведывание ее экономической стороной принадлежало особой исполнительной комиссии, образованной при Нижегородском епархиальном училищном совете. B следствие необычайно высоких по случаю выставки цен постройка здания церкви-школы обошлась в 22 тысячи рублей. Первоначально предполагалось здание это после выставки перенести в соседнее село Гордевку или Сормово, но, в виду дороговизны и неудобства этого перемещения и возможности образования на месте бывшей выставки особого поселка, возникло предложение оставить церковь-школу на прежнем месте, приспособив, ее под второклассную церковно-приходскую школу для пригородных селений Нижнего-Новгорода.

На выставке была представлена глинобитная постройка для школы грамоты, которая являлась одним из более видных сооружений в ряду огнеупорных построек. Здание состояло из двух комнат школьного помещения, одной комнаты с кладовою для общежития учащихся и квартиры для учителя в мезонине. Помещение для школы было просторное и хорошо освещенное.

Школа грамоты из огнеупорных материалов.

Школа грамоты из огнеупорных материалов.

При этом, от Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, на Нижегородской выставке непосредственно , предоставлялись отчеты и издания Братства, а также примерные планы школьных зданий, составленные архитектором Николаем Никитичем Никоновым.

И как уже отмечалось выше, предложенный Н.Н. Никоновым тип постройки церковно-приходских школ оказался более удобно применимым на практике, и широко уже применялся в разных местах страны.

Архитектор Николай Никитич Никонов, 8 апреля 1849 – 1918. Один из известных зодчих Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века. Епархиальный архитектор. Постоянный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Архитектор Николай Никитич Никонов, 8 апреля 1849 – 1918. Один из известных зодчих Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века. Епархиальный архитектор. Постоянный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Никонов Николай Никитич

Архитектор и строитель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Николай Никитич Никонов

 

 

Архитектор Николай Никитич Никонов, один из известных зодчих Петербурга конца XIX — начала XX века.

11 октября 1893 года, Консисторией определен в должность епархиального архитектора: «Принимая во внимание известность архитектора Никонова в строительном деле и его доказанную опытность в построении церквей как в самом Петербурге, так и вне оного… согласно прошения… определив его, Никонова, Санкт-Петербургским Епархиальным архитектором».

Архитектор Н.Н. Никонов с 1892 года действительный член, а с 1895 года постоянный член Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. 14 мая 1896 года он был награжден орденом св. Станислава 3-ей степени. 25 августа произведен в коллежские секретари.

Николай Никитич Никонов являлся автором и строителем многочисленных проектов церквей и зданий гражданского предназначения в национальном или «русском стиле», такие как Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга на наб. реки Карповки 45; Новоафонский монастырь в Абхазии; церковь Шестоковской иконы Божией Матери Грузинского прихода, на Старорусской ул., 10; Церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 547; Доходный дом Никонова «Дом-пряник», ул. Колокольная 11 и многие другие.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурганаб. реки Карповки 45.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Санкт-Петербурга
наб. реки Карповки 45.

На участке, находящемся на Боровой улице под № 50 – 52 по его проектам и под его руководством был построен архитектурный комплекс Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

Архитектурный комплекс Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2024.

Архитектурный комплекс Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства
во имя Пресвятой Богородицы. Сентябрь 2024.

БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Братская Покровская церковь на Боровой улице.

 

 

Одно из последних крупных творений Николая Никитича Никонова — церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, сооруженная в 1913—1915 гг. в курортном поселке Териоки (с 1948 года Зеленогорск).

 

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 547

Церковь Казанской иконы Божией Матери
г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 547

 

Автор Звонарев Игорь Георгиевич  27 ноября 2025 года.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление