РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Братская Покровская церковь на Боровой улице

В 1912 году в введении Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы состояло семь храмов.

Братские храмы  Епархиального Братства

Обложка. Братские храмы

Данная статья посвящена истории Братского Покровского храма на Боровой улице

После создания в 1884 году Санкт-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, остро встал вопрос о создании центра деятельности – Братского храма.

Так, общие торжественные собрания Братства проходили, большею частью, в квартире Обер-Прокурора Святейшего Синода, Заседание Совета – в Синодальной Канцелярии, бумаги Совета находились у Председателя, Казначея и Делопроизводителя, церковно-учительская школа – при женском монастыре, образцовые церковно-приходские школы – при Духовной Семинарии при Исидоровском училище, книжный склад – при вратах Александро-Невской Лавры.

Неудобства этой разбросанности по всему городу были очевидны. Эти неудобства особенно испытывали лица, которые должны были решать различные деловые вопросы в Совете Братства, а также, почтальоны и рассыльные, которым приходилось носить бумаги Братства по городу, пока они не были приняты.

Помимо этого, разбросанность по городу, еще усиливались от того, что в своей деятельности, Совет Братства не считал себя полновластным распорядителем всех хозяйственных отношений. Везде необходимо было искать посредников и участников, не входящих в состав Совета Братства.

Необходимость строительства Братского храма обуславливалось еще тем, что ни одно ведомство не было разбросано по Санкт-Петербургу, как Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы.

На очередном собрании братства 30 октября 1888 году, владыка Митрофан (Невский), председатель Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы озвучивает эту актуальную идею о создании храма «….Иметь свою братскую церковь Братству Пресвятой Богородицы, по мнению Председателя Братства, необходимо потому, что оно, как столичное, должно быть образцом для других братств, а также и потому, что преследуя миссионерские задачи, – содействовать принятию православия проживающими в столице нехристианами и инославными, оно не имея своего храма, крещальни и приюта, терпит большие затруднения в достижении миссионерских целей. Да положит же Господь на сердце членам братства подумать об этой нужде Братства – об устройстве своего храма».

Однако конкретных предложений, на тот момент у членов братства еще не имелось.

Митрофан (Невский) около 1836 – 23.5.1899. Епископ Смоленский и Дорогобужский 2.1.1899 – 23.5.1899. Епископ Ладожский, викарий Санкт- Петербургской епархии 14.2.1888 – 12.7.1890

Митрофан (Невский) около 1836 – 23.5.1899. Епископ Смоленский и Дорогобужский 2.1.1899 – 23.5.1899. Епископ Ладожский, викарий Санкт- Петербургской епархии 14.2.1888 – 12.7.1890

Через некоторое время, от Сергия Николаевича Слепяна, члена епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы поступило предложение объединить усилия рабочих фабрики, фабрикантов и жителей местности, которым также необходим был необходим свой храм, с усилиями епархиального братства в постройке единого двухэтажного храма

28 апреля (16 апреля по ст.ст.) 1889 года на очередном собрании Братства председатель совета Братства, преосвященный Митрофан предложил собранию Братчиков на обсуждение просьбу заведующего товарищества Ново-бумагопрядильной и ткацкой фабрик, что на Боровой улице, принять на себя заботу и попечение об устройстве в районе Боровой улице храма и при нем школы и особой залы для духовных собеседований.

Просьба собрания была единогласно утверждена.

С этого момента началась работа по подготовке и строительству Братского храма.

В мае 1889 года был образован строительный комитет из лиц, особенно близко принимавших к сердцу вопросы о постройке братского храма, с участием 2-х членов совета братства, под председательством товарища председателя братства, управлявшего канцелярией Святейшего Синода В. К. Саблера.

Владимир Карлович Саблер, обер-прокурор Святейшего Синода (2 мая 1911 – 5 июля 1915) Товарищ обер-прокурора Синода (21 мая 1892 – 2 мая 1911) управляющий канцелярией Синода 1883—1892 годах

Владимир Карлович Саблер, обер-прокурор Святейшего Синода (2 мая 1911 – 5 июля 1915)
Товарищ обер-прокурора Синода (21 мая 1892 – 2 мая 1911)
управляющий канцелярией Синода 1883—1892 годах

В июне 1889 года было приобретено усадебное место для храма, а в октябре того же года на приобретенном участке был построен обширный деревянный дом для молитвенных собраний и религиозно-нравственных бесед и заложен бут для фундамента храма.

Перед началом работ, с благословения Высокопреосвященного Митрополита Исидора, построить Братский храм близ Новой бумагопрядильни, на Боровой улице, за Обводным каналом, председателем братства преосвященным Митрофаном (Невским), 21 июля (9 июля по ст.ст) 1889 года  был совершен молебен.

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) 1 июля 1860 – 7 сентября 1892

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский)
1 июля 1860 – 7 сентября 1892

Председатель братства епископ Митрофан, Богослужение совершил в сослужении с архимандритами Иннокентием наместником Александро-Невской лавры, Николаем – ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, протоиреем Евгением Смирновым – настоятелем церкви русского посольства в Лондоне, и иеромонахом Александро-Свирского подворья. На молебне присутствовали председатель комитета по постройке Братского храма В. К. Саблер, члены комитета и другие лица.

Пред началом богослужения преосвященный Митрофан обратился к предстоящим с назидательным словом о значении церкви вообще, о строителях, удостаиваемых этого труда по избранию Божию и о высоком значении этого труда, который может быть увенчаны успехом только при взаимной любви, единении и глубокой веры.

Преосвященный указал на особое значение храма в этой местности, где масса фабричного и рабочего населения уже в течении 5 лет объединялась духовно при помощи духовно-нравственных бесед, веденных с благословения и при помощи высшего духовного начальства, и где изо дня в день все более и более сознавалась необходимость храма. Молебен продолжался около часа. В конце молебна преосвященный Митрофан обошел все место постройки предполагаемого храма, окропляя святою водою.

7 декабря (25 ноября по ст. ст.) 1890 года, в построенном деревянном доме была устроена и освящена временная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Молитвенный дом был построен по проекту архитектора Николая Никитича Никонова.

До времени окончания постройки главного храма, эта временная церковь сделалась с того времени не только местом для обычных церковных служб, но и центром миссионерской и религиозно-просветительской в духе православия деятельности на пользу проживающих вблизи православных, по преимуществу из фабричных рабочих.

Богослужение, беседы и научения в братском временном храме стали скоро привлекать не только местное, но и окрестное и даже отдаленное население столицы из простого народа.

Церковные службы и религиозно-нравственные беседы происходили почти ежедневно. Беседы велись часто местным священником Cepгием Слепяном, частью студентами духовной академии, частью другими людьми и специальными миссионерами.

24 марта 1891 года С.Н. Слепян был рукоположен во священника.

Сергий Николаевич Слепян (28 марта 1852 – 17 февраля 1912) Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой

Сергий Николаевич Слепян (28 марта 1852 – 17 февраля 1912)
Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой

Общие беседы направлялись главным образом против различных общественных недугов народа, таких как пьянство, сквернословие, разгул, семейных раздоров и проч. Предлагались также разъяснения важнейших истин православной догматики, или воскресных и праздничных апостольских и евангельских чтений. Бывали нередко и собеседования чисто миссионерского характера с раскольниками и сектантами. Последние велись частью Сергием Слепяном, частью миссионерами Ксенофонтом Крючковым и слепцом А. Шашиным, или наставником местной духовной семинарии по расколу и сектантству.

Богослужения в храме совершалось нередко преосвященными председателями братства, которые обыкновенно считали своим долгом, после совершенных ими служений, обращаться с соответствующими поучениями и беседами к народу.

При братском храме с 5 марта 1890 года было организовано общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия. Общество трезвости возрастало и распространялось путем бесед, чтений, раздачей брошюр и паломническими походами. Каждый желающий вступить в это общество заявлял руководителю общества, местному священнику, и, после двухнедельного искуса, записывался в члены общества. После этого служился молебен святому мученику Вонифатию, и новый трезвенник благословлялся образком святого. Имя каждого трезвенника вносится в братский синодик для поминовения о здравии на литургии и на общих молебствиях

В случае смерти трезвенника, братчики общества присутствовали по возможности на выносе и на похоронах; затем имя умершего также поминалось в церкви. Трезвенник временно нарушивший обет воздержания, приглашался на исповедь и приобщаться.

Временный братский храм служил и служит местом присоединения к православной Церкви разных иноверцев и нехристиан. Ежегодно присоединялось таковых несколько десятков, а иногда и свыше ста человек.

Во временном храме богослужение иногда совершалось на иностранных и инородческих языках: немецком, английском, эстонском и латышском. При этом, из числа проживающих в столице эстонцев и латышей существовал особый хор любителей церковного пения, который и исполнял церковные службы на своем родном языке. Трудности были только в устройстве пении немецком и английском языках.

Заказ выполнение проекта здания Покровской церкви получил братчик Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы архитектор Николай Никитич Никонов.

Архитектор Никонов Николай Никитич (08.04.1849 - 1918)

Архитектор Никонов Николай Никитич (08.04.1849 – 1918)

Фасады будущего братского храма на Боровой улице были предложены на рассмотрение 15 декабря (3 декабря по ст. ст.) 1889 года на очередном годичном собрании Епархиального братства.

Здание церкви Покрова на Боровой. Проект. Эскиз №2. Фасад на Боровую. Арх. Никонов. 1889г. РГИА, ф.835, оп, 1, л. 1132,л.1.

Здание церкви Покрова на Боровой. Проект. Эскиз №2.
Фасад на Боровую. Арх. Никонов. 1889г. РГИА, ф.835, оп, 1, л. 1132,л.1.

26 мая (14 мая по ст.ст.) 1890 года было получено согласование в технико-строительном комитете, с дальнейшим утверждением проекта в Технико-Строительном Комитете Министерства Внутренних Дел.

Выписка из журнала этого комитета за № 168 от 19 мая (17 мая по ст.ст.) 1890 года гласит: «По проекту на постройку Храма по Боровой улице в Александро-Невской части г. Санкт-Петербурга: Рассмотрев доставленный Обер-Прокурором Святейшего Синода за № 1237 проект с приложением на постройку Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы на Боровой улице Александро-Невской части г. Санкт-Петербурга Братского Храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Технико-Строительный Комитет в техническом и художественном отношении не встречает препятствий к исполнению этого проекта».

Проект имеет № 833 от 30 мая 1890 года.

Также известно, что сообщение о положительном решении вопроса о строительстве церкви, а также чертежи проекта на семи листах отосланы Обер-Прокурору Святейшего Синода (К.П. Победоносцеву). Кроме этого упоминания о проекте, никаких его следов и графических материалов не обнаружено. К.П. Победоносцев являлся почетным членом Братства, поэтому Совет Братства, незамедлительно получил проект для передачи в свой Строительный Комитет для производства работ, что также соответствовало требованиям «Общих строительных правил». После окончания постройки церкви проект мог оказаться в архиве Братства, который в настоящее время утрачен.

5 июня (24 мая по ст.ст) 1890 года расположение здания церкви Покрова Божией Матери на Боровой улице было утверждено императором Александром III на выкопировке из генплана города.

Александр III Александрович, Миротворец (10.03.1845 – 1.11.1894) император Всероссийский (с 1 марта 1881 года)

Александр III Александрович, Миротворец (10.03.1845 – 1.11.1894)
император Всероссийский (с 1 марта 1881 года)

Ниже на увеличенном фрагменте этого чертежа впервые показана условная планировка церковного участка с двумя зданиями: церкви и расположенного за ней молитвенного дома.

Выкопировка из плана Александро-Невской части СПб. 1890г. с показанием места для постройки Братского храма во имя Покрова Богородицы и выделенным пунктирной линией соседним участком, западная половина которого отошла под строительство Братского дома. Фрагмент. РГИА, ф. 1293, оп. 267, д. 70, л.1.

Выкопировка из плана Александро-Невской части СПб. 1890г. с показанием места для постройки Братского храма во имя Покрова Богородицы и выделенным пунктирной линией соседним участком, западная половина которого отошла под строительство Братского дома. Фрагмент. РГИА, ф. 1293, оп. 267, д. 70, л.1.

В воскресенье, 22 июня (10 июня по ст.ст.) 1890 года, в 2 часа дня по полудни произошло торжество закладки братского храма. К этому времени уже был выполнен фундамент н начата кладка стен.

По случаю настоящего торжества, сооружаемое здание и вся маетность вокруг храма, а также молитвенный дом, находящийся около алтарной частя сооружаемого храма, приняли праздничный, весьма красивый вид.

Храм, молитвенный дом и соседние здания были украшены флагами. На красиво убранном верху здания быль устроен большой, изящно декорированный из материи национальных цветов живою зеленью шатер. Посредине шатра поставлены был стол, на котором приготовлены были святые иконы, принесенные из молитвенного дома.

Народ густыми толпами с раннего утра стал собираться у места закладки храма и по Боровой улице. Задолго до закладки вся Боровая улица, у места закладки, наполнилась народами. Жаждущих присутствовать при закладке было так много, что даже окна соседних с сооружаемыми храмов домов были заполнены зрителями.

В два часа пополудни прибыл к месту закладки храма председатель Санкт-Петербургского епархиального братства Пресвятой Богородицы преосвященный Митрофан, епископ Ладожский, проследовав в молитвенный дома, где был встречен собравшимся здесь духовенством со святым крестом, при пении певчими из местных жителей «Достойно есть».

Когда преосвященный и духовенство облачились, из молитвенного дома направился к месту закладки крестным ходом.

Обойдя вокруг сооружаемого здания, крестный ход поднялся к месту закладки и стал на приготовленном под шатром месте, где поместились также члены комитета и почетные приглашенные лица. Преосвященный Митрофан обратился к присутствующим с назидательным словом, в котором объяснить глубокое и важное значение обряда «построения» (закладки) храма н вообще храма для духовной жизни христиан.

Затем была совершена закладка с положением в особо приготовленное для сего место металлической закладной доски с надписью, прочитанною преосвященным Митрофаном: «Во славу Святая, единосущная, животворящая и нераздельная Троица, Отца и Сына и Святого Духа, основывается сей братский храм Покрова Пресвятой Богородицы в лето от сотворения мира 7398, от Рождества же по плоти Бога Слова 1890 месяца июня 10 дня, при державе Благочестившего, Самодержавшего, Великого Государя нашего Императора Александра Александровича, при святительстве высокопреосвященного Исидора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского, при преосвященном Митрофане, епископе Ладожском, храмоздателях: архимандрит Иннокентий, иеромонах Антоний, священниках В. Акимов и Н. Новиков, В. К. Саблер, А. А Говард, А, А. Жуков, В. В. Лядой, граф Н. Ф. Гейден, С. Н. Слепян, Я. Ф. Фролов, А. А. Кобызевой, И. Е Кожевников, В. В. Стависком, Н. И. Голубев, зодчем Н. Н. Никонов и учредитель П. Г. Раеников».

Первый камень положил на доску преосвященный Митрофан, второй К. П. Победоносцев, третий председатель комитета В. К. Саблер, четвертый А. Ф. Бычков и т.д.

Константин Петрович Победоносцев (18.11.1827 – 10.03.1907) Обер-прокурор Святейшего Синода 24.04.1880 – 19.10.1905

Константин Петрович Победоносцев (18.11.1827 – 10.03.1907)
Обер-прокурор Святейшего Синода 24.04.1880 – 19.10.1905

Затем последовало окропление святою водою святынь храма. Во время закладки, кто сколько мог, жертвовали на вновь сооружаемый храм. Собравшемуся на торжество народу были розданы Троицкие листки с повествованием о празднике в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После торжества закладки участвовавшему духовенству и приглашенным гостям была предложена казначеем комитета, известным заводчиком А. А. Жуковым, у себя братская трапеза, после которой была открыта подписка на пожертвования на сооружение храма.

Радушный, гостеприимный хозяин А. А. Жуков первый подписал 2,000 руб., А. А. Говард пожертвовал от себя 60,000 кирпичей. За ними следовали менее крупные жертвователи.

В продолжении дня все окрестное, население пребываю на месте постройки в молитвенном доме. Совершившееся церковное торжество оставило на всех присутствовавших глубокое впечатление, которое сохранится на долго.

Как говорилось выше, 7 декабря (25 ноября по ст. ст.) 1990 года, была освящена молитвенная комната, где проходили духовно-нравственные беседы и затем обращена во временную церковь.

Накануне сего дня всенощное бдение совершил член совета архимандрит Антоний, ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. Во время пения канона, по величании, о. архимандрит помазывал подходивших к храмовой иконе и Евангелию благословенным елеем, а сослужившие ему раздавали: иеромонах – раздробленный на части благословенный хлеб, а священник – Троицкие Листки.

Антоний (Храповицкий) 17.3.1863 – 10.8.1936. Первоиерарх РПЦЗ 19.11.1920 – 10.8.1936 Митрополит Киевский и Галицкий 30.5.1918 – декабрь 1927 Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии 1890

Антоний (Храповицкий) 17.3.1863 – 10.8.1936. Первоиерарх РПЦЗ 19.11.1920 – 10.8.1936
Митрополит Киевский и Галицкий 30.5.1918 – декабрь 1927
Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии 1890

Освящение и литургию совершал председатель братства преосвященный Николай, епископ Ладожский, в со служении с некоторыми из членов братства.

Николай (Налимов) 19.6.1852 – 13.7.1914. Архиепископ Владимирский и Суздальский 23.6.1906 – 13.7.1914. Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии 05.8.1890 – 24.10.1892 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 5.8.1890 – 13.11.1893

Николай (Налимов) 19.6.1852 – 13.7.1914. Архиепископ Владимирский и Суздальский 23.6.1906 – 13.7.1914.
Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии 05.8.1890 – 24.10.1892
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 5.8.1890 – 13.11.1893

В конце литургии ректор духовной семинарии архимандрит Антоний произнес весьма назидательное слово. Молящихся, большею частью фабричного люда, было так много, что, несмотря на холод, тесной толпой заполнили весь большой церковный двор.

Постройка каменного храма велась под надзором особой комиссии, председателем которой был управляющий канцелярией Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер.

Строительством распоряжался непосредственно архитектор храма Николай Никитич Никонов.

Средства на постройку частично собирались В.К. Саблером и С.Н. Слепяном, частью даны были от Братства, в количестве 14 тысяч рублей.

24 октября (12 октября по ст. ст.) 1893 года было совершено освящение церкви в нижнем этаже братского храма во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников. Освящение совершалось высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским Палладием совместно с преосвященным Никандром, епископом Нарвским, председателем братства, архимандритами и многочисленным духовенством.

Митрополит Палладий (Павел Иванович Раев) 20.07.1827 – 05.12.1898 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский 18.10.1892 – 05.12.1898

Митрополит Палладий (Павел Иванович Раев) 20.07.1827 – 05.12.1898
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский 18.10.1892 – 05.12.1898

На правом клиросе пели митрополичьи певчие, на левом – братский хор. По освящения владыка в теплом, сердечном слове изъяснил важное значение созданного храма и призвал благословение Божие на строителей и всех потрудившихся в этом святом деле. В храме присутствовали помощники председателя братства А. Ф. Бычков, В. К. Саблер и многие братчики. При совершении литургии на малом входе владыка возложил набедренник на местного настоятеля священника С. Слепяна, сказав при этом, что иерей Серий удостаивается этого отличия за его многие труды по созиданию храма сего. Это произвело на молящихся глубокое впечатление.

Торжественное богослужение закончилось в начале третьего часа. Церковь была очень красивой, древнерусской архитектуры, построена архитектором Никоновым. Главными жертвователями на храм были господа Кожевников и Жуков (оба фабриканты) и госпожа Блажина, выразившая пожелание, чтобы при храме была устроена церковно-приходская школа. Кроме того, и многие люди внесли свою лепту на Божий храм. Особенность освященной церкви – устройство отдельной крещальни в притворе с правой стороны с поднимающимся полом в купели, смотря потому кого необходимо крестить – взрослого или младенца.

В 1893 году были повешены колокола на новую колокольню братского храма, образовавшие довольно хороший звон. В 1994 году некий благотворитель совсем из другой части города, купец С. П-в, пожертвовал братскому храму новый, большой колокол, весом свыше двухсот пудов. Подъем этого колокола на колокольню храма и составило последнее братское торжество в воскресное 4 сентября.

В 4 часу пополудни к братскому храму собралось множество народа, который в количестве нескольких десятков тысяч запружал Боровую улицу за каналом. После прибытия в храм преосвященного председателя братства, было освящено вновь пожертвованное храму полное архиерейское облачение и затем был совершен крестный ход на площадь, где был приготовлен к поднятию большой колокол. Совершен был полный чин освящения нового «кампана» или звона, при пении местного народного, обновлённого в последнее время и улучшенного, довольно большого хора певчих.

Частые служения в храме, иногда Архиерейские, особенно с совершением молебнов с акафистами, беседы и чтения, пение общенародного хора, торжественные обряды принятия в Православную Церковь иноверцев, язычников раскольников и сектантов и учреждение при храме общества трезвости, все это давало храму особое значение несмотря на то, что в первые года существования Братства, значение храма как центра деятельности Братства еще не сформировалось.

К 1894 году Церковно-Приходская школа при храме также еще не была открыта.

Таким образом храм во второй половине первого десятилетия существования Епархиального Братства, к середине 1990-х годов, оставался Братскими только по имени, а не по существу дела. Кроме того, отдаленность его от центра города мешала ему сделаться центральным пунктом для всех Братских учреждений.

21 марта (9 марта по ст.ст) 1897 года в торжественной обстановке преосвященным Назарием, председателем братства был освящен главный престол, верхней церкви Братского храма во имя Покрова Богородицы.

Освящение совершал председатель братства, преосвященный Назарий, в со служении многочисленного духовенства, при хоре Невских певчих.

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923. Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

Первыми жертвователями на сооружение храма были фабриканты А. Жуков (16000 рублей и Говард (6000 рублей), М. П. Блажина, в память своего почившего супруга, пожертвовала 10000 рублей на устройство сего храма и при нем церковно-приходской школы. Из средств братства на сооружение храма израсходовано до 40000 р. Верхняя церковь отделана на средства И. В. Кожевникова (на 50000 рублей).

Это был первый в Петербурге храм, который сделан полностью в русском стиле, как снаружи, так и внутри. Все работы, утварь, иконостас, киоты исполнены, но рисункам строившего храм архитектора Никонова; все стены сверху до низу расписаны мастерами известного Московского иконописца Сафонова, под руководством художника Серебрякова.

Вдали, на возвышенной солей, открывался художественный иконостас в русском стиле с куполами и башенками, по рисункам Никонова, исполненный из цветной майолики на фарфоровой фабрике Кузнецова.

Таким образом в 1997 году строительство храма было фактически завершено.

Братская Покровская церковь на Боровой улице. Начало XX века

Братская Покровская церковь на Боровой улице. Начало XX века

О новой построенной братской церкви и причте храма можно судить из приведенного описания в памятной книге по Санкт-Петербургской епархии за 1899 год:

«Церковь состоит в непосредственном ведении Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы; освящена 12 октября 1893 года, каменная, двух престольная: один во имя Священномученика Вонифатия (внизу), а другой во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1897 году, который является главным приделом храма (вверху).

Церковных домов нет причт живет в наемных квартирах.

Причт сей церкви состоит из двух священников, штатного диакона и псаломщика. Содержание получают: старший священник 100 р., второй 75 р., диакон 50 р. и псаломщик 42 р. ежемесячно. Кроме того, причт пользуется %% с причтового капитала в размере 900 рублей и доходами из братской кружки.

Священник Слепян Сергий Николаевич, обучен в коммерческом училище и был вольнослушателем в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1890 году рукоположен во диакона, а в 1891 году во священника к Братской Покровской церкви. Имеет скуфью с 1897 года.

Священник Рукин, Николай Иоаннович, из Вологодской епархии. Окончил курсы в Вологодской духовной семинарии в 1882 году, в 1883 году определен псаломщиком к Кочековской церкви, Грязовецкаго уезда, в 1884 году. Переведен к сельской Шопшенской церкви, Кадниковскаго уезда, в 1885 году рукоположен во священника к Афанасьевской церкви города Гдова, в 1895 году перемещен к Братскому Покровскому храму. Имеет камилавку с 1898 года.

Диакон (штатный) Вашневский Иоанн Семёнович, из Санкт-Петербургской епархии; обучался в Александро-Невском духовной училище, в 1862 году. Был послушником в Александро-Невской Лавре, в 1868 году. Определен псаломщиком к Бельской церкви, Гдовского уезда, в 1870 году. Перемещен к Царскосельскому Екатерининскому собору, в 1875 году. Рукоположен во диакона к этому же собору, с оставлением на псаломщицкой вакансии. Перемещен псаломщиком к церкви при 1-м военном Павловском Училище, в 1887 году. Определен диаконом к церкви Главного Управления Почты и Телеграфов. В 1894 году определен к Братской Покровской церкви, в 1896 году утвержден штатным диаконом.

Диакон Тихомиров Иоанн Петрович, из Московской епархии. Окончил курсы в Московской духовной семинарии, определен псаломщиком к Братскому Покровскому храму в 1894 году, рукоположен во диакона к сему храму 1897 году.

Церковный староста, временный Санкт-Петербургский купец Вавилов Иван Евдокимович, в должности церковного старосты с 1895 года.

Просвирня, вдова священника Добронравина, Вера. В должности просвирни с 1895 года».

После открытия каменного храма в 1897 году, в здании Молитвенного дома размещалась церковно-приходская школа, которая сгорела 25 января (13 января по ст.ст.) 1898 года.

Данное обстоятельство послужило толчком к строительству многофункционального Братского дома.

Со временем жизнь в храме Покрова на Борой обустраивается и храм долгое время остается единственным храмом Епархиального Братства.

Храм, с его росписями в стиле древнерусского благочестия, с иконостасом из цветной майолики редкой красоты стал духовным центром Епархиального Братства.

Помимо это, в столице храм на Боровой, в некотором роде, считался кафедральным для епископов Гдовских.

При храме, получившем в 1901 приход, существовали церковно-приходское попечительство, школа и епархиальная миссионерская библиотека. Здесь же находился Братский дом с залом для публичных бесед.

Целью попечительства, было обращение к Православной вере людей, ей чуждых, но так как в Уставе Попечительства еще не была установлена зависимость Попечительства от Совета Братства, то и самый Устав еще не получил утверждения Епархиальной власти.

Братский Храм на Боровой был тесно связан с деятельностью Митрополит Петроградского и Гдовского, священномученика Вениамина (Казанского).

Примечательно, что 17 марта 1894 года Василий Казанский выступил со своей первой беседой для народа «Житие св. Алексия, человека Божия, и нравственные уроки, в нем заключающиеся», которую он причитал в районе Песков, неподалеку от духовной академии, в доме № 19 по Кирилловской улице, в густо населенной части города к северу от Александро-Невской лавры, с вереницей промышленных предприятий вдоль Невы, где особенно ощущался недостаток храмов, поэтому Общество снимало здесь зал для религиозно-нравственных чтений.

Перед тем, как предоставить слово студенту-первокурснику, беседу «О говений» предложил настоятель церкви Покрова на Боровой улице священник Сергий Николаевич Слепян.

Василий Павлович Казанский, студент Санкт-Петербургской духовной академии.

Василий Павлович Казанский, студент Санкт-Петербургской духовной академии.

Также примечательно, что именно в Братской Покровской церкви на Боровой улице, вечером 20 января 1910 года нарекаемый во епископа Гдовского архимандрит Вениамин вместе с членами Братства и тружениками церковных школ участвовал в прощальном чествовании епископа Тамбовского и Шацкого (бывшего Гдовского), священномученика Кирилла, возглавлявшего Братство с 1904 по 1909 год. К прибытию архиерея братская Покровская церковь на Боровой улице была переполнена.

Позже 2 мая в неделю жен-мироносиц, 2 мая, на очередном годичном собрании братства Пресвятой Богородицы по предложению нового председателя братства епископа Вениамина епископ Тамбовский Кирилл, был избран почетным членом братства.

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937. Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930. Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937.
Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930.
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909

12 июля 1910 года, уже новый председатель Совета Братства епископ Вениамин в присутствии епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла совершил закладку на свободном участке церковной земли двухэтажного торгово-жилого флигеля. К концу года здание уже было возведено и вскоре оно не только самоокупилось, но и стало приносить Братству доход. Эти поступления, равно как членские взносы братчиков и отчисления приходов и монастырей епархии, позволяли оказывать материальную поддержку учителям церковных школ, издавать брошюры для бесплатной раздачи в школах и храмах.

У «Покрова на Боровой» епископ Вениамин стремился служить и проповедовать как можно чаще ради «религиозно-нравственного просвещения и назидания приходящих в храм рабочих». Здесь он вводил в практику богослужения, тогда еще не имевшие широкого распространения, почти еженедельно совершая вечером по средам акафисты при общенародном пении, а Великим постом – пассии. В одном только 1911 году «архиерейских служб совершено в храме тридцать».

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922 Митрополит Петроградский и Гдовский 25.5.1917 – 17.7.1917 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 25.5.1917 – 17.7.1917
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)

Древнехристианский характер «трапез любви» приобрела встреча Пасхи в братском храме в 1911 году.

В 1912 году в братском храме сменились оба священника.

Служившие здесь еще с 1890-х годов протоиереи Петр Туманов и Николай Рукин один за другим перешли в клир Митрофаньевского кладбища. Новым настоятелем у «Покрова на Боровой» стал кандидат богословия священник Николай Флеров. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1901 года, он 8 лет оставался псаломщиком одного из петербургских приходов. Назначение отца Николая Флерова почти совпало с возрождением здесь приходского Вонифатьевского общества трезвости. Оно было организовано еще самим основателем братского храма отцом Сергием Слепяном, но в какой-то момент «обстоятельства сложились столь неблагоприятно, что его деятельность замерла».

Преосвященный Вениамин и церковный староста Г.С. Комиссаров объединили усилия, чтобы храм на Боровой с его единственным в Петербурге престолом в честь священномученика Вонифатия, защитника от пьянства, вновь стал маяком трезвости. Второе рождение общества состоялось 11 марта 1912 года, в день памяти преподобной Марии Египетской (5 неделя Великого поста). Епископ Вениамин отслужил в верхней церкви литургию и молебен священномученику Вонифатию. В своем слове владыка «призвал благословение Божие на новое общество трезвости и указал на значение его в местном рабочем районе».

Все годы, когда преосвященный Вениамин возглавлял Епархиальное Братство, церковным старостой «У Покрова на Боровой» оставался почетный гражданин Георгий Семенович Комиссаров. Уже в отчете Братства за 1911 год отмечалось, что Г.С. Комиссаров, «практик строительного дела» (он был подрядчиком малярных работ), много сделал для упорядочения церковного хозяйства и благолепия храма. Владыка высоко ценил его заслуги. Так, за праздничной литургией 19 декабря 1914 года архипастырь благословил Г.С. Комиссарова Библией от Епархиального училищного Совета и отметил в своем слове широкую благотворительную деятельность ктитора на пользу храма и школы при нем.

В 1915 году, по представлению епископа Вениамина, его избрали почетным членом Братства Пресвятой Богородицы. Когда же в 1916 году за самоотверженные труды по храму Г.С. Комиссаров был удостоен ордена св. Анны 3-й степени, владыка сам вручил ему эту награду вечером 15 августа, перед богослужением «погребения Богоматери», в переполненном братском храме. Такое многообразное внимание к труженику на ниве Божией не было чем-то исключительным: оно составляло одну из глубоких черт священномученика митрополита Вениамина.

Церковный староста «у Покрова на Боровой» с 1910 по 1917 год. Почетный гражданин Георгий Семенович Комиссаров

Церковный староста «у Покрова на Боровой» с 1910 по 1917 год. Почетный гражданин Георгий Семенович Комиссаров

Ревностным пастырем-проповедником показал себя священник Павлин Смирнов, назначенный к Покровскому храму 10 мая 1912 года. До поступления в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1907 году он 13 лет священствовал в Томской епархии, где успел получить серьезный опыт миссионерской и административной работы. Годы служения в храме на Боровой, под непосредственным руководством владыки Вениамина, станут для него еще одной важной школой, и осенью 1915 года о. Павлину будет доверена должность настоятеля церкви при Путиловском заводе.

Его место в братском храме занял священник Андрей Простосердов, кандидат богословия Санкт-Петербургской академии выпуска 1910 года. В 1911–1915 годах о. Андрей служил в церкви на Варгунинской фабрике. Им был составлен акафист священномученику Вонифатию, который был впервые прочитан за архиерейской всенощной у Покрова на Боровой накануне дня памяти святого – 18 декабря 1915 года.

Меньше, чем за месяц до того, как при главном храме Епархиального Братства вновь стало действовать общество трезвости, скончался священник Сергий Слепян – один из пионеров пастырско-миссионерской деятельности на рабочих окраинах Петербурга. Восемнадцатью годами ранее он своей проповедью предварил первую духовную беседу с народом студента Василия Казанского.

Пастырь-труженик на ниве Божией о. Серий Николаевич Слепян, служивший последние годы в Комитете для нищих, в домовой церкви особого присутствия по разбору и призрению нищих, где он служил с 1904 года. скончался 17 февраля 1912 года в храме Божием при совершении Литургии Преждеосвященных Даров во время пения молитвы Господней «Отче Наш».

В этой церкви епископ Вениамин (Казанский) совершил чин отпевания пастыря-бессребреника, а затем сопровождал похоронную процессию на Волково кладбища.

Всю дорогу почитатели о. Сергия, сменяя друг друга, несли гроб на руках. Отдать последний долг любимому пастырю собралось около 30 тысяч человек. Когда шествие достигло Покрова на Боровой, гроб обнесли вокруг церковных стен.

Более того, епископ исполнил пожелание всех участников похорон и благословил сделать остановку для пения надгробной панихиды в Вонифатьевском (нижнем) храме.

Архиерейское богослужение в нижней церкви 9 июня 2021 года

Архиерейское богослужение в нижней церкви 9 июня 2021 года

В годовой день кончины о. Сергия, 17 февраля 1913 года (это было воскресенье), владыка Вениамин совершил в братском храме заупокойную литургию.

1913-й год был ознаменован в жизни братского храма на Боровой, еще рядом больших событий. Так, 20 января ранняя литургия в нем впервые была совершена архиерейским чином. Владыке Вениамину сослужил ректор столичной духовной семинарии протоиерей Василий Мартинсон и местный причт, а в пении, под управлением псаломщика-регента И.И. Коробкина, участвовал весь народ.

Как отмечала одна из петербургских газет: – «Ранние архиерейские литургии с общенародным пением являются нововведением в столице, весьма полезным для миссионерско-просветительных целей».

Василий Антонович Мартинсон (1874 – 1955), протоиерей, богослов, профессор Ректор столичной семинарии протоиерей С 25 января 1910 по 1918

Василий Антонович Мартинсон (1874 – 1955), протоиерей, богослов, профессор
Ректор столичной семинарии протоиерей С 25 января 1910 по 1918

После литургии владыка направился в нижний, Вонифатьевский храм, чтобы освятить мраморную одежду престола, пожертвованную прихожанами.

За пасхальной службой в Светлую Среду, 24 апреля, епископ Вениамин освятил ценную ризу на храмовый образ святого Вонифатия – средства на ее изготовление собрали местные трезвенники и рабочие фабрики «Новая бумагопрядильня».

8 июня владыка освящал третий придел храма – Всехсвятский. Новый придел поместился в верхней (Покровской) церкви. За работами по его устройству наблюдал архитектор Виктор Никанорович Бобров, а резной иконостас исполнили в мастерской И.Ф. Батухина (в этой же мастерской была заказана и риза на чтимый образ св. Вонифатия).

Через храм на Боровой святитель Вениамин обогатил литургическую жизнь столицы службой «погребения Богоматери», хорошо знакомой ему еще по Самаре. Первый раз в Санкт-Петербурге это чинопоследование было совершено здесь вечером 15 августа 1913 года. Богослужение началось в верхнем храме, а завершилось в нижнем, куда епископ, духовенство и богомольцы перешли с крестным ходом во время великого славословия. Городская пресса заранее оповестила петербуржцев о редкой службе.

В настоящее время, в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, благодаря трудам настоятеля храма протоиерея Александра Ежова чинопоследование «погребения Богоматери» возобновлено и начиная с 2014 года совершается ежегодно.

На службе «погребения Богоматери». 2021 год

На службе «погребения Богоматери». 2021 год

Чин Погребения совершается либо накануне праздника Успения, 27 августа (14 по старому стилю), либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднества (обычно вечером 29 или 30 августа).

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление