Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Просветительская и миссионерская деятельность Братства

Организация вне-богослужебных бесед и печатных изданий.

Одной из основных задач деятельности Совета Санкт-Петербургского  Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, закрепленной § 2 Устава Братства, было распространение вне-богослужебных собеседований пастырей с народом.

На момент учреждения Братства, обычай вести вне-богослужебные беседы уже существовал и не только в столице, но и по многим уездным городам и селам.

После образования Братства, его первый председатель преосвященный Арсений, в целях объединения и единой организации проведения вне-богослужебных бесед, в своем обращении к столичному духовенству в 1884 году, потребовал предоставления полной информации о состоянии дел ведения вне-богослужебных бесед.

Епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Арсений (Брянцев)

После сбора и обработки полученных им 150-ти отзывов только в 47 упоминалось о вне-богослужебных беседах. Из них в 22-х говорилось о пользе бесед и указывались трудности проведения бесед, особенно в праздничные дни, при большом количестве треб у прихожан, а также вследствие отсутствия программ, образцов и пособий; в 14 отзывах высказывалось намерение вести беседы; и только 11 настоятелей заявили, что беседы ведутся, причем много говорилось о внимании слушателей и о благотворном действии бесед. Указанные в отзывах священниками проблемы и трудности ведения бесед и убеждения полезности данного дела, побудили Совет Братства пойти на помощь сельскому духовенству. Сделать это не считалось трудным, так как в Санкт-Петербурге уже проводились вне-богослужебные беседы и уже имелся достаточный опыт их организации.

В целом, по отзывам пастырей беседы имели на прихожан то благотворное влияние, что привлекало их к храму Божию, развивало в них кротость нрава, мягкость в обращении с домашними животными, уважение к святости праздников, удаляли от суеверных обычаев, разгула, сквернословии, грубых шуток и др.

Но так как, при всем благотворном влиянии на паству, вне-богослужебные беседы составляли, особенно для сельских пастырей, труд великий, изнурительный особенно в праздничные дни, когда особенно собиралось много треб, труд, кроме нравственной пользы, ни чем не награждаемый, то деятельность сельских пастырей в этой сфере не только нуждался в сочувствии и похвале, но требовал и существенной поддержки, по крайней мере содействия в труде собеседования. Исходя из этого, Совет Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы считал долгом заявить, что дело это не оставлено им без внимания.

Для помощи в организации собеседований сельским священникам, Совет Братства обратился к столичному духовенству, из среды которого в ноябре 1885 года был образован особый Комитет, для составления вне-богослужебных собеседований. Председателем Комитета, в собрании духовенства, был назначен протоиерей Сергиевского собора Александр Алексеевич Желобовский.

Протопресвитер Александр Алексеевич Желобовский, 28 августа (9 сентября) 1834 – 29 апреля (12 мая) 1910. Главный священник армии и флота, 16 марта (7 апреля) 1888 – 29 апреля (12 мая) 1910. Почетный член Училищного Совета при Святейшем Синоде, во внимание к выдающимся заслугам в деле благоустроения церковных школ. Действительный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Протопресвитер Александр Алексеевич Желобовский, 28 августа (9 сентября) 1834 – 29 апреля (12 мая) 1910. Главный священник армии и флота, 16 марта (7 апреля) 1888 – 29 апреля (12 мая) 1910. Почетный член Училищного Совета при Святейшем Синоде, во внимание к выдающимся заслугам в деле благоустроения церковных школ. Действительный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Первоначально образованный Комитет предполагал разослать, по сельским церквам программы бесед и книги, в качестве материала для проповедников. Но эта мысль была оставлена, в связи с тем, что трудно было выбрать книги, а также из-за необходимости значительных финансовых издержек на их покупку и рассылку, священникам, в каждую церковь. При этом, этот способ покупки и рассылки материалов, не освобождал священника от необходимости личного составления бесед. Исходя из этого Комитет решил составить беседы применительно к объему и уровню религиозных знаний народа, напечатать их, и разослать по сельским приходам в виде сборников или отдельных брошюр.

Под руководством преосвященного Сергия (Серафимова), епископа Ладожского викария Санкт-Петербургской епархии, Председателя Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, при содействии многочисленного столичного духовенства, в первые года деятельности Братства, было подготовлено к изданию 11 выпусков бесед.

Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Серафимов)

Изданные Братством беседы были своевременны и всецело соответствовали потребностям не только Петербургской епархии, но и всей Российской церкви, доказательством этого служило быстрое их распространение. Не прошло еще и года со времени выхода первой книги, а беседы разошлись уже в нескольких тысячах экземпляров. По отзывам, высказанным и в официальных отчетах, и в частных письмах, и в духовных журналах, изданные Советом братства беседы не только послужили для назидательного чтения православной паствы, но и стали весьма действенным пособием как для сельского духовенства, так и для пастырей городских и даже столичных.

Вне-богослужебные Беседы издаваемые Санкт-Петербургским Православным Епархиальным Братством во имя Пресвятой Богородицы.

Вне-богослужебные Беседы издаваемые Санкт-Петербургским Православным Епархиальным Братством во имя Пресвятой Богородицы.

Известно, что на составление собственной беседы, кроме знания предмета и некоторого авторского навыка и таланта, необходимо было и свободное время и спокойное расположение духа. А последних, то условий часто и не бывало у приходских священников, обремененных требами именно в те дни, в которые особенно было бы полезно вести беседу. И конечно многие из пастырей могли сказать искреннее «спасибо» составителям бесед, когда могли найти возможность, взять и прочитать беседу, или хотя часть ее. А беседы именно так и были составлены, что каждая могла быть прочитана в отдельных частях, не нарушая состава мысли.

Так как беседы изданы были в большом количестве экземпляров, то издание потребовало больших издержек, а возвращение издержанных денег предусматривалось только в будущем, впрочем, не особенно отдалённом. Издание 1-го выпуска в 18-ти тысячах экземпляров, стоило 3328 руб.; издание 2-го выпуска, в 12000 экземплярах, стоило 2204 руб.

С целью предоставления православному населению Санкт-Петербургской епархии назидательного чтения, Братством были изданы также брошюры: «О церкви,» «Чему и как учились у нас в древней Руси», «Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы», «Смерть и воскресение Христово» «По поводу сказки графа Толстого: чем люди живы», и «Беседы Миссионера священника Ксенофонта Крючкова с глаголемыми старообрядцами, проведенными в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии в начале 1887 года».

Кроме издания вне-богослужебных бесед, Совет братства издал карту Санкт-Петербургской епархии, с разделением на уезды и благочиния, Беседы миссионера Ксенофонта Крючкова, Беседы миссионера Алексея Шашина, Слова и речи протоиерея Василия Розалеева, Беседы протоиерея Иоанна Поспелова «православие и Лютеранство», несколько руководств по церковному пению и множество брошюр. Все издания Братства указаны были на обложках книг, издаваемых на Братские средства.

Совет братства издавал, и другие книги и брошюры, соответствующие характеру и целям деятельности Братства. Это были, частью, статьи, зачитанные на общих собраниях, частью беседы православных миссионеров с ревнителями старины, частью поучения и духовно-нравственные статьи, распространение которых среди Православных христиан могло содействовать утверждению в них добрых начал христианской веры и благочестия в духе церкви.

По предложению председателя Братства, преосвященного Антония (Вадковского) на собрании членов Братства 12 апреля 1888 года, был расширен круг деятельности Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, включением в число его деятельности и занятия миссионерского характера.

Епископ Выборгский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Антоний (Вадковский)

Беседы и духовно-нравственные чтения под управлением Совета Братства велись на Боровой улице, в особом помещен при бумагопрядильне. Проводили эти беседы иеромонах Антоний (Храповицкий), священники Новиков и Акимов, и студенты духовной Академии.

Первоиерарх РПЦЗ Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), 17 (29) марта 1863 – 10 августа 1936. Первоиерарх РПЦЗ, 19 ноября 1920 – 10 августа 1936. Митрополит Киевский и Галицкий, 30 мая 1918 – декабрь 1927. Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии, 1890 – 1891.

Первоиерарх РПЦЗ Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), 17 (29) марта 1863 – 10 августа 1936. Первоиерарх РПЦЗ, 19 ноября 1920 – 10 августа 1936. Митрополит Киевский и Галицкий, 30 мая 1918 – декабрь 1927. Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии, 1890 – 1891.

Только за первое полугодие 1889 года, было проведено 54 беседы и чтений, с общим количеством слушателей до 16-ти тысяч человек. Беседы велись по средам, пятницам и воскресным дням.

Помимо выше указанных лиц, учредитель собраний Сергий Слепян, предлагал рабочим чтения из печатных книг. Причем выбирал такие статьи, которые или утверждали православную истину против раскольников, Пашковцев и других сектантов, или предлагали врачевание против господствующих в народе слабостей и пороков. Сергий Слепян приобрел искреннее своему делу сочувствие в среде окрестных жителей – рабочих. «Когда некоторым из них, говорил он, предстояла необходимость или переменить место жительства, или уехать в деревню для поправки здоровья, то они решались с большим трудом и после долгих колебаний, говоря: «жаль расстаться с чтениями». Вернувшись в Петербург, они прежде всего осведомлялись о ходе бесед и об успехах.

Основатель Слепян Сергий Николаевич

Основатель и первый священник храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Сергий Николаевич Слепян

Кроме чтений и бесед, в зале собраний на Боровой улице под воскресные и праздничные дни, совершались всенощные бдения, а в сами праздники – молебны с акафистами, при многочисленном собрании молящихся и при пении особого хора, образованного под руководством опытного регента Н.С. Буйлова.

Вот в этих собраниях, и созрела мысль о построении на Боровой улице храма, которая и начала осуществляться с 1889 года.

Кроме того, велись беседы и чтения в доме Благотворительного общества в Гавани. Здесь также вели беседы студенты духовной академии под руководством доцента академии иеромонаха Антония и местного священника. Предметом чтений в 1888 — 1889 году было изложение главнейших церковно-исторических событий по заранее составленной программе. При этом, на этих собраниях периодически совершались молебствия, при чем пел хор певчих из учеников и учениц церковно-приходской школы.

На начальном этапе организации вне-богослужебных бесед, в 1888-89 году в Шлиссельбургском уезде с особенным успехом велись собеседования в Назийской церкви священником Димитрием Старопольским; в Морьинской часовне вел чтения псаломщик и учитель школы Каменев; в Новоладожском уезде вели беседы священники: Климентовской городской церкви Дмитриев и Подбережской – Лорченко. В Лужском уезде, проводились беседы в 3-х школах. В Гдовском уезде постоянно вел беседы священник села Ложголова Кемецкий. Везде эти беседы предварялись и сопровождались молитвенными песнопениями, при участии хоров, образованных из детей обучавшихся и обучающихся в школах.

В 1888 году издан был 6-й выпуск Бесед, в 1889 году издан 7-й выпуск, содержащий в себе начало бесед о догматах веры. Беседы эти распространялись в 1888 – 1889 отчетном году с неменьшим успехом, как и предыдущие выпуски.

Помимо вне-богослужебных бесед Братством в отчетном 1888 – 1889 году были изданы и другие книги и брошюры:

  • Руководство по церковному пению Д.Н. Соловьева, вновь исправленное и дополненное.
  • Руководство по церковному пению Д.Н. Соловьева выпуски 4-й и 5-й.
  • Руководство по церковному пению Д.Н. Соловьева в Валаамской Обители.
  • Беседы православного Миссионера протоиерея К. Крючкова со Старообрядцами в селе Тискадах Режицкого уезда;
  • Беседы православного Миссионера протоиерея К. Крючкова в городе Динабург (Даугавпилс) в Режице (Резекне).
  • Русская православная миссия и православная церковь в Японии священника Орнатскаго и прочие

Все эти и подобные издания выпущены были Братством не столько в виду их выгодности, сколько в виду их полезности для раскрытия истин и утверждения добрых начал христианской веры и христианского благочестия.

В храме Братства Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой, по-прежнему, проводились собеседования со старообрядцами. Собеседования производили обратившийся из раскола в православие мещанин Ильин и преподаватель учения о русском расколе в местной Духовной Семинарии Прозоров.

Протоиерей Василий Аникитич (Никитич) Прозоров 12 февраля 1857 – 26 января 1933. Священник Казанского собора 21 февраля 1899 – 12 марта 1923. Епархиальный миссионер. Председатель Петроградского Епархиального Совета 1918–1922. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Василий Аникитич (Никитич) Прозоров 12 февраля 1857 – 26 января 1933. Священник Казанского собора 21 февраля 1899 – 12 марта 1923. Епархиальный миссионер. Председатель Петроградского Епархиального Совета 1918–1922. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

На собеседования всегда являлись в значительном числе православные и раскольники. Воспитанники VI класса Духовной семинарии для практических целей, с дозволения начальства и в сопровождении преподавателя Прозорова, также приходили на собеседования.

За этот период всех собеседований произведено было восемь. На первом из них Ильин подверг критическому разбору учение беспоповцев о царствовании Греко-Российской церкви антихриста. Раскольники терпеливо выслушали облечение своего лжеучителя, но от возражений отказались. На следующих собеседованиях была изложена история исправления церковно-богослужебных книг и обрядов, выяснено происхождение беспоповщинских и поповщинских сект и разобрано учение беспоповцев о церкви н таинствах крещения, покаяния и причащения. По желанию раскольников и некоторых из православных, на последней беседе, разбирался вопрос о перстосложении и клятвах собора 1667 года. Со стороны раскольников возражал только один поповщинский начетчик Хрусталев; что же касается беспоповщинских начетников, то они хотя и присутствовали на собеседованиях, но возражений не делали. Возражения Хрусталева не отличались оригинальностью и новизною. Он вычитывал их из сочинений профессора Ивановского: «Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев о Церкви и таинствах», Т.И. Филиппова: «Современные церковные вопросы» и О. Швецова: «Истинность старообрядствующей иерархии и других». На беседе о перстоложении для крестного знамения и святительского и священнического благословения свидетельства в защиту двуперстия он приводил по книге Плотникова: «Руководство по обличению русского раскола».

Когда ему делали замечания, что возражения, приведенные им из книг православных писателей, опровергнуты в тех-же книгах, он преспокойно откладывал их в сторону и обращался к выпискам из сочинений Швецова. При помощи сочинений Швецова он усиливался доказать, что «вселенской церкви нет на земле, что она существует только на небе».

После того, как рядом текстов священного писания ему было доказано, что суждения Швецова о вселенской церкви ложны и осуждаются даже благопристойными старообрядцами, он старался доказать, что Христова церковь создана из верующих мирян (чисто по беспоповски) кроме священства. Что-же касается священства, то говорил он, оно есть некоторая принадлежность церкви, но не находится в самом составе церкви; церковь может н не иметь видимой иерархии и оставаться все же церковью, невидимо спасаемой невидимым Архиереем Христом Господом (так учат беспоповцы).

В ответ на это Прозоров изложил православное учение о святой Церкви Христовой и рядом текстов Священного Писания, доказал, что что под церковью, основанною Спасителем, которая, по Его неложному обетованию будет существовать вечно нужно разуметь общество верующих во Христа, из которых одни имеют право учить других, совершать для них таинства и руководить ими по царству небесному; другие обязаны подчиняться первым, жить опасением лишиться права на спасение, другими словами в Церкви основанной Господом, есть особое сословие людей, составляющих собою иерархию, и есть паства, есть пастыри, какими в начале были апостолы, и есть пасомые.

Особенно оживленно прошла последняя беседа, на которой разбирался вопрос о перстоложении для крестного знамения. Хрусталев усиливался доказать исключительную правильность и древность излюбленного старообрядцами двуперстия, но с помощью книжки Плотникова и выписок из сочинений Каптерева и Голубинского.

Преподаватель Прозоров заявивши предварительно, что беседа об этом предмете ведется не с тем, чтобы склонить старообрядцев изменить двуперстие, но, чтобы убедить в возможности спасения как при двуперстии, так и при троеперстии. Привел свидетельства, неопровержимо говорящие об употреблении в глубокой древности троеперстия и именословного благословения. Хрусталев после этого не настаивал на исключительной правильности и древности двуперстия и перешел к вопросу о клятвах собора 1647 года и просил доказать, что клятвы этого собора падают не на обряды.

Преподаватель Прозоров и Ильин подробно остановились на этом вопросе, и выяснили раскольническому возражателю на кого и за что положены клятвы собора 1667 года. Хотя из рассуждений Прозорова и Ильина относительно клятвы собора 1667 года ясно было видно, что они падают не на обряды, а на противников и хулителей церкви, однако он не хотел согласиться с этим и упорно твердил, что обряды прокляты собором.

Преподаватель Прозоров предложил ему книгу «Деяний собора 1667 года» и предложил его указать в ней хотя-бы одно место, которое бы говорило в пользу взгляда на клятвы собора, защищаемого старообрядцами. Раскольнический апологет отказался по книге деяний собора доказать справедливость старообрядческого взгляда на клятвы собора и взамен этого долго говорил о порицаниях на именуемые старые обряды.

Относительно порицаний на именуемые старые обряды раскольническому возражателю было замечено, что православная церковь не разделяла и не разделяет этих порицаний, в чем он может убедиться из специально изданного ею «Изъяснения».

Таким образом, в отношении непосредственно по старообрядцу-оппоненту собеседования не имели прямого действия. Плод их был косвенный – именно, возбуждение среди православных более твердой, более сознательной уверенности в правоте и истинности православия и наглядное до очевидности выяснение слабости раскола и хитрости его вожаков.

Не менее полезными беседы были и для воспитанников Духовной семинарии, присутствовавших на беседах Прозорова и таким образом имевших возможность ознакомиться с полемическими проблемами на примере живой действительности.

За свою деятельность, Братство выражало истинная благодарность г. Прозорову, трудившемуся безмездно, с истинным рвением и с искренней любовью к пользе православной Церкви. Желая видеть продолжение таких бесед в будущем, Совет Братства предложил г. Прозорову звание Братского миссионера с тем, чтобы он взял на себя столько же ведшие в братском храме бесед, сколько и руководство приходских священников в деле их отношений к старообрядцам и сектантам.

Издания Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы на 1894 год.

Издания Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства
во имя Пресвятой Богородицы на 1894 год.

В целом, в 1894 году Совет Братства подготовил и выпустил вне-богослужебные беседы по истории христианской церкви в России, включающие в себя шестнадцать бесед:

  • Беседа первая – «Вступительная и о начале Христианской веры в России».
  • Беседа вторая – «О распространении в России Христианской веры».
  • Беседа третья – «О распространении в России Христианской веры» (продолжение).
  • Беседа четвертая – «Об устройстве Российской церкви и о переменах в положении церковной иерархии».
  • Беседа пятая – «Об учреждении Святейшего Синода и о положении православного духовенства в России».
  • Беседа шестая – «О духовном просвещении Русского народа».
  • Беседа седьмая – «О духовных писателях в России».
  • Беседа восьмая – «О духовных писателях в России» (продолжение).
  • Беседа девятая – «О духовных писателях в России» (продолжение).
  • Беседа десятая – «О духовных писателях в России» (окончание).
  • Беседа одиннадцатая – «Борьба Православной церкви с заблуждениями еретиков, вольнодумцев и раскольников».
  • Беседа двенадцатая – «История русского раскола».
  • Беседа тринадцатая – «История русского раскола» (продолжение).
  • Беседа четырнадцатая – «Отношение Русской церкви к католикам и протестантам».
  • Беседа пятнадцатая – «История русского монашества».
  • Беседа шестнадцатая – «О нравственных качествах православного Русского народа».

С начала 1900-х годов, преследуя по преимуществу цели распространения начального образования среди простого народа, Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы, по примеру прежних лет, не прекращало деятельности своей и в отношении прочих целей, предусмотренных параграфом 1 его устава. Оно старалось, насколько позволяли средства, распространять религиозное влияние на массы народа, поддерживать дело народных чтений, умножать свои издания и распространять полезные издания по епархии.

Братский храм на Боровой улице служил центром религиозно-нравственного влияния на окружающее население. Желая расширить и упрочить это влияние Совет братства решил учредить в этом храме религиозные собеседования не только по воскресным и праздничным дням, но и по будням. В помощь причту, неукоснительно ведшему беседы в канун праздничных и воскресных дней, для ведения бесед по будничным дням, с разрешения его митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, были приглашены воспитанники старшего класса Санкт-Петербургской духовной семинарии, которые и начали проводить эти беседы под наблюдением и надзором своего ректора.

С устройством Братского дома и с открытием в нем зала для народных чтений и собраний, Братство получило возможность само принимать непосредственное участие в организации народных чтений. Был приобретён на средства Братства волшебный фонарь с несколькими сериями картин к нему и при дружном участии священников Братского храма, в присутствии преосвященнейшего председателя Братства, с помощью учащихся братской школы, был начат и исполнен ряд чтений, доступных для простого народа со световыми картинами. Запас картин восполнялся отчасти утвержденной комиссии по устройству народных чтений, отчасти со склада картин Мина, на средства Братства.

Здания братства - братский дом

Здание бывшего братского дома Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Необходимо отметить, что простой народ с величайшим вниманием отнесся к братскому начинанию и братская аудитория во все время проведения чтений всегда была переполнена.

 

Чтения для народа продолжались и по уездам, при деятельном участии отделений Братства: Гдовского, Царскосельского и Лужского.

Царскосельское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

 

 

 

Лужское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

 

 

 

В 1902 году число Братских изданий пополнилось серией ранее запланированных брошюр «На память о школьном празднике в честь славянских первоучителей в день 11 Мая», в состав которой вошли:

  • Краткое сказание о жизни и трудах Святых славянских учителей Кирилла и Мефодия. Изд. 3-е. CПБ.1902.
  • Краткое сказание о жизни и трудах Св. равноапостольного Великого Князя Русского Владимира. Изд. 3-е. СПБ. 1902.
  • Краткое сказание о жизни и трудах Св. благоверного Великого Князя Александра Невского. СПБ. 1902.

Всего отпечатано было 39000 экземпляров.

По примеру прежних лет, после некоторого перерыва, возобновлены были в зале Братского дома собеседования со старообрядцами. Собеседования велись по воскресеньям Великого поста епархиальным миссионером Михаилом Павловичем Чельцовым, при участии Члена Совета священника В.А. Прозорова.

Священномученик Михаил Павлович Чельцов 27 мая 1870 – 7 января 1931.Протоиерей, миссионер по Санкт-Петербургской епархии.

Священномученик Михаил Павлович Чельцов 27 мая 1870 – 7 января 1931.
Протоиерей, миссионер по Санкт-Петербургской епархии.

Всего проведено было шесть бесед по вопросами о Церкви и священстве. Со стороны старообрядцев выступал возражателем г. X. Желающих посетить собеседование каждый раз так было велико, что зал был всегда переполнен до последней степени тесноты и духоты.

В 1904 году, возобновлено было начатое в прежние годы издание Братских листков против сектантского содержания, причем трудами члена Совета братства священником В.А. Прозоровым выпущено было 3 листка под заглавиями:

«О спасении (Вера соединенная с добрыми делами, спасительна);

«Не мнози учители бывайте (из сочинений митрополита Московского Филарета);

«О состоянии душ по смерти и о молитвах за усопших.

В 1907 году число братских изданий пополнилось новыми: «Благовещение Пресвятой Девы Марии» Е.А. Лебедевой, «Наставление духовного отца детям пред исповедью» протоиерея В.И. Маренина, «Заветы христианской старины современным православным Братствам» Д.И. Боголюбова, «Пресвятая и Преблагословенная Приснодева Мария – Ходатаица нашего спасения» и несколько номеров братских листков.

В 1910 году Братством были изданы:

  • Св. Благодарная равноапостольная княгиня Ольга (с рисунками) Е.А. Лебедевой.
  • Правила для производства испытаний лицами желающими получить сан диакона или священника в СПБ епархии, установленные определением Правления СПБ. Духовной Семинарии от 1-10 июня 1910 года, цена 15 копеек.
  • Правила об испытаниях на звание учителя одно классной церковно-приходской школы в СПБ. Епархии установленных определением Правления СПБ. Духовной Семинарии по постановлению от 1-8 июня 1910 года, на основании утвержденных Святейшим Синодом от 26 марта, 8 апреля 1899 года за №1208 Правил для производства испытаний по духовному ведомству на звание учителей одно классной церковной школы, цена 15 копеек.
  • Момент, переживаемый в настоящее время церковными школами (Речь на собрании братства члена Братства А.Я. Трошина).

Печатные издания. св. кн. Ольга.

Святая равноапостольная Великая княгиня Ольга

Известны труды Екатерины Александровны Лебедевой (1861 – после 1916). Писательница Е. А. Лебедева, дочь протоиерея Александра Алексеевича Лебедева, настоятеля Санкт-Петербургского Казанского собора, окончила педагогические курсы в Петербурге. Написала ряд стихотворений и публицистических статей на духовно-нравственные и критические темы и ряд статей для народного чтения в журнале «Доброе слово».

Труды Е.А. Лебедевой печаталась издательством Братства в целях просветительской деятельности. Брошюра Е. А. Лебедевой, под заглавием: «Святая равноапостольная Мария Магдалина и жены-христианки в век апостольский», определением Училищного Совета при Святейшем Синоде от 19 – 30 апреля 1912 года № 217 предписывалась для библиотек церковно-приходских школ.

За свои труды в деле нравственного просвещения, Екатерина Александровна Лебедева была удостоена звания почетного члена Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

 

Торжественное празднование дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах.

Обложка - с днем славянской письменности и культуры

24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Определением Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года № 1148, Святейшим Правительственным Синодом по указу Императора России с 11 мая 1901 года было установлено торжественное празднование дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах.

По указу императора России Николая II, Святейший Правительственный Синод после обсуждения вопроса об установлении торжественного празднования 11 мая, дня памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах, установил:

Святые Мефодии и Кирилл, именуемые в церковных песнопениях «Церкви Словенские Апостолами, Словенских стран просветителями и учителями», положили начало христианскому просвещению народа русского проповеди слова Божия на языке словенском и переводом священных и церковно-богослужебных книг на родное наше наречие, на котором издревле совершается православное богослужение. Православная Российская Церковь, для постоянного воспоминания незабвенных заслуг во благо церкви святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, установила празднование их одиннадцатого мая.

Чтобы закрепить в юных сердцах учащихся в духовно-учебных заведениях и церковных школах такое благоговейное и признательное воспоминание великих подвигов святых Мефодия и Кирилла, положивших начало христианскому просвещению народа нашего и тем завещавших пастырям церковным и учителям школьным распространение народного просвещения в духе святой Православной Церкви, Святейший Синод признал необходимым установить чествование памяти первоучителей Словенских, 11 мая, во всех духовно-учебных заведениях, а именно: духовных академиях, семинариях, мужских духовных училищах и женских училищах епархиальных и духовного ведомства, а также в церковных школах, с освобождением в этот день учащихся от учебных занятий, и посему определил: во всех духовно-учебных заведениях и церковных школах совершать ежегодно вечером 10 мая в церкви при духовно-учебном заведении или местной приходской торжественное всенощное бдение с чтением по желанию, акафиста святым Мефодию и Кириллу; 11 мая – божественную литургию, и после которой, молебен святым Мефодию и Кириллу, при чем учащиеся во время богослужений должны принимать участие в чтении и пении; в послеобеденное время в духовно-учебных заведениях предоставляется назначать торжественный собрания, с чтением учащими записок о великих подвигах, совершенных святыми братьями Мефодием и Кириллом во благо всех словенских народов, и достойными торжеству песнопениями, а в церковных школах к 11 мая приурочивать ежегодный акт, на котором должна производится выдача свидетельств окончившим курс учения, а где позволяют средства, и награда лучшим ученикам книгами или картинами духовно-нравственного содержания. Устанавливая такой порядок празднования в духовно-учебных заведениях и церковных школах дня памяти первопечатников и зиждителей нашего духовного просвещения, Святейший Синод надеется, что насажденное в земле нашей трудами и подвигами святых первоучителей книжное учение будет возрастать и утверждаться в чадах православной Церкви под благо творимом воздействием, молитвами и предстательством святых Мефодии и Кирилла, первоучителей Словенских.

Для исполнения данного Синодального постановления, постановление должно быть напечатано в журнале «Церковный Ведомости».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Святейшего Синода от 20 марта – 4 апреля 1901 года № 1148 «Об  установлении торжественного празднования 11 мая, дня  памяти святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла, в духовно-учебных заведениях и церковных школах»

11-го мая, в день установленного нового праздник памяти славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, в Казанском соборе города Санкт-Петербурга митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием, в сослужении преосвященных Бориса, председателя Училищного совета при Святейшем Синоде, Вениамина епископа Гдовского, и многочисленного собора духовенства, были совершены божественная литургия и молебствие. К богослужению были собраны ученики и ученицы всех церковно-приходских школ и приютов города Санкт-Петербурга, а равно и духовно — учебных заведений столицы. Пел соединенный хор воспитанников духовной семинарии, воспитанниц Исидоровского епархиального училища и Свято-Владимирской женской учительской школы, а некоторые песнопения, например, на литургии тропарь святынь Кириллу и Мефодию, ектения великая, «Благослови, душе моя, Господа», малая ектения, слава: «Хвали, душе моя, Господа… дондеже есмь», «Во царствии Твоем» и «Блаженны», тропарь, «Господи, спаси благочестивыя» и «Трисвятое», все пение от Евангелия до Херувимской песни до «Милость мира», ектения просительная и далее до причастного стиха, а также на молебен: тропарь празднуем святым и некоторые другие песнопения были исполнены общим хором учащихся.

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве.

После причастного стиха священник Александр Рождественский произнёс слово, обращенное к детям и посвященное памяти святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия.

Боковые части собора были переполнены молящимся народом; на особом же отдаленном месте находились: обер-прокурор Святейшего Синода статс-секретарь Константин Петрович Победоносцев, председатель Комитета министров и статс-секретарь И.Н. Дурново, министр юстиции статс-секретарь Н.В. Муравьев, сенатор А.Н. Маркович и многие другие высокопоставленные лица. По окончании молебствия высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский преподал каждому из находившихся в соборе детей архипастырское благословение.

На следующий 1902 год, в славянский праздник, 11-го мая, в день просветителей славян святых Кирилла и Мефодия, ставший с 1901 прошлого года и праздником всех детей церковно-приходских школ, было совершено торжественное богослужение в Казанском соборе.

Редкая, оригинальная и полная красоты картина наблюдалась в Казанском соборе. Вся средина собора представляла собой разделенное проходом море детских голов: воспитанницы Исидоровского женского епархиального училища, в форменных платьях и белых передниках, занимали первое место на одной стороне, за ними девочки разных других школ; напротив тянулась красные шпалера мальчиков в краевых рубашках; впереди тысячи других мальчиков, учеников Санкт-Петербургских городских церковно-приходских школ. Детей было более двух с половиною тысяч. С правой стороны за загородкой разместились члены Славянского благотворительного общества. В соборе присутствовали: исполняющий обязанности Обер-Прокурора Святейшего Синода, сенатор Саблер, за председателя Славянского благотворительного общества сенатор Нарышкин, многие из чиновных членов общества молодые славяне, обучавшиеся в России, представители губернского училищного совета, наблюдатели церковно-приходских школ и др.

Совершал литургию высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Антоний с двумя викарными епископами, преосвященными Иннокентием и председателем Братства Константином (Булычевым), в сослужении 27 священников, архидиакона, протодиакона и 6 диаконов. Во главе священников, находился настоятель Андреевского Кронштадтского собора протоиерей Иоанн Сергиев.

Праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) 19 (31) октября 1829 – 20 декабря 1908 (2 января 1909). Митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего Синода. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, благотворитель, подвижник, молитвенник. Почетный член Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев) 19 (31) октября 1829 – 20 декабря 1908 (2 января 1909). Митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего Синода. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, благотворитель, подвижник, молитвенник. Почетный член Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.

За малым входом митрополит возвел в сан архимандрита бывшего законоучителя заведующего 2-й гимназией, принявшего монашество отца Кирилла, назначенного начальником духовной мисси в Урмии (в Персии), и в сан протоиерея настоятеля Покровской церкви в Коломне отца Акимова.

Все нотное пение исполнял хор певчих, а остальную часть обедни пел хор певчих из тысячи детских голосов. Торжественен был выход на молебствие святым Кириллу и Мефодию. Высокопреосвященный митрополит Антоний, Архиепископ Тихон Иркутский и епископы Тихон Полоцкий, Иннокентий и Константин стали на кафедре, сонм архимандритов и до 50 священников, учащих в школах, в золотых облачениях стали от архиерейской кафедры почти до алтаря. Торжественно были возглашения Царского многолетия и умилительно пели певчие вечную память Императору Александру III. Возглашением архидиаконом многолетия начальствующим, учащим и учащимся закончилось это духовное торжество. На нем присутствовали и воспитанницы Леснинской церковно-учительской школы, прибывшие в Петербург и отличавшиеся своими сарафанами и платочками от других воспитанниц.

Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Константин (Булычев)

После проведенных 11 мая в Санкт-Петербурге первых праздничных мероприятий, председателем Братства Константином (Булычевым) Епископом Гдовским от Совета Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было опубликовано обращение, в котором говорилось, что при богослужении 11 мая в Казанском соборе в честь Славянских Первоучителей воспитанники церковных школ города Санкт-Петербурга показали хорошее воспитание и отличные навыки по части церковного пения и чтения. Относя такие благие успехи к сердечной заботливости о воспитании и обучении детей ближайшего школьного начальства, а именно заведующих школами, попечителей школ, Советов и Правлений приходских благотворительных Обществ и церковных попечительств учащих и в частности преподавателей церковного пения, Совет Братства, журнальным постановлением от 16 мая, просил разрешения Его Высокопреосвященства отметить названный успех школьного дела открытым выражением благодарности всем труженикам школы.

Казанский собор. Начало ХХ века

Казанский собор. Начало ХХ века

Резолюцией от 24 мая за № 4155 Высокопреосвященнейший Антоний, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский благоволил утвердить данное предложение Совета Санкт-Петербургского Богородицкого Братства и просил всех школьных деятелей города Санкт-Петербурга, трудящихся на пользу церковных школ, отцов Заведующих школами, Попечителей их, Советы и Правления приходских благотворительных Обществ и приходских попечительств, учащих и преподавателей пения принять выражения признательности от лица Совета Братства за их нелегкий годовой труд, плодом которого явилась, и полная благовоспитанность детей, и отличные их познания в церковном пении и чтении. Особую благодарность Высокопреосвященнейший Антоний, приносил тем из ближайшей школьной администрации лицам, которые в день 11 мая нашли возможность устроить в помещениях школ литературные чтения, для детей в память Жуковского и Гоголя, соединив память о начале славянского просвещения с воспоминанием об успехах просвещения русского, обнаруженного в лице названных велики русских писателей.

Для школ столицы торжественное служение в день 11 мая являлся в собственном смысле праздником. Желая, однако, чтобы впечатление от праздника 11 мая сохранилось в сердцах детей на болee долгое время, а также в заботе о том, чтобы и провинциальные школы получили должное впечатление от этого праздника, Совет Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы с утверждения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского организовал снабжение детей в этот день брошюрами, в которых с должной ясностью и достаточной точностью излагались великие заслуги Славянских первоучителей. В прежние годы Братство пользовалось для этой цели изданиями редакции «Народного образования», повторенными Училищным советом при Святейшем Синоде. Но так как книжки о трудах святых Кирилла и Мефодия в 1901 году уже имелись у воспитанников старших отделений церковных школ, присутствовавших на празднике прошлого года, то Братством издана была, в дополнение к брошюрам о жизни Кирилла и Мефодия, книжка о трудах снятого Владимира Равноапостольного, истинного продолжателя трудов великих Славянских учителей в России. При этом, было предположено на будущее время издать, еще и брошюру о трудах и жизни святого Александра Невского, небесного покровителя и охранителя православных в пределах Санкт-Петербургской епархии.

Получая на праздник 11 мая в последовательном порядке названные брошюры, дети осязательно должны были сознавать тот исторический путь, по которому труды святых Кирилла и Мефодия сделались доступными и привились в Русской земле. Брошюр о жизни Святого Владимира было издано 5.000 и все они были безмездно розданы и разосланы воспитанникам церковных школ в Санкт-Петербурге и в уездах епархии. По требованиям некоторых уездных отделений (например, Петергофского), Братство высылало в необходимом количестве и книжки о трудах св. Кирилла и Мефодия, приобретенные на складах Училищного Совета при Святашем Синоде.

В дальнейшем, до 1917 года праздник проходил под руководством председателей Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

Вот так об этом событии писала газета «Известия» Санкт-Петербургской епархии №14 от 15-го июля 1912 года:

В пятницу, 11 мая, в день св. славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, состоялся в Казанском Соборе обычный ежегодный праздник церковных школ столицы.

Священномученик Вениамин (Василий Павлович Казанский), 17 (29) апреля 1873 – 13 августа 1922. Митрополит Петроградский и Гдовский 25 мая 1917 – 13 августа 1917. Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 30 декабря 1909 – 25 мая 1917. Председатель Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы 31 декабря 1909 – 25 мая 1917.

Священномученик Вениамин (Василий Павлович Казанский), 17 (29) апреля 1873 – 13 августа 1922. Митрополит Петроградский и Гдовский 25 мая 1917 – 13 августа 1922. Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 30 декабря 1909 – 25 мая 1917. Председатель Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы 31 декабря 1909 – 25 мая 1917.

Епископ Гдовский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Казанский)

Литургию в этот день совершал Предстатель Епархиального Училищного Совета, Преосвященный Вениамин, Епископ Гдовский, в со служении с председателем Учебного Комитета, при Св. Синоде протоиреем Д.И. Беликовым, Председателем Училищного Совета при Св. Синоде протоиереем П.И. Соколовым, Настоятелем Троице-Сергиевой Пустыни архимандритом Михаилом, настоятелем Казанского Собора протоиереем Н.А. Сосняковым, ректором Санкт-Петербургской Духовной Семинары протоиреем В.А. Мартинсом и многочисленным сонмом церковно-школьных деятелей.

Палладий (Соколов Павел Ильич) 17 апреля 1850 – 1 июня 1920. Архиепископ Астраханский и Енотаевский октябрь 1919 – 1 июня 1920. Член Училищного Совета при Святейшем Синоде 1 июля 1899 – октябрь 1919 (с 1910 – Председатель). Почетный член Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Палладий (Соколов Павел Ильич) 17 апреля 1850 – 1 июня 1920. Архиепископ Астраханский и Енотаевский октябрь 1919 – 1 июня 1920. Член Училищного Совета при Святейшем Синоде 1 июля 1899 – октябрь 1919 (с 1910 – Председатель). Почетный член Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.

На клиросе пел хор Казанского Собора, а часть песнопений как: «Верою», Отче Наш» и др., была исполнена общим пением школьников, заполнявших всю средину собора и певших под управлением священника В.В. Бобровского.

В храме находились почти все церковные школы столицы, числом около 2500 детей; прибыли даже такие отдаленный школы, как Новодеревенская и Полюстровская. Питомцы Гаванской церковной школы были доставлены из Гавани по Неве на пароходе, отпущенным военным ведомством.

В положенное время на литургии возведены были в сан протоиерея о. Павел Пашский, Казначей Братства Пресвятой Богородицы, и о. Иоанн Лебедев, заведующий церковно-приходской школой Скорбященской церкви.

За литургией последовал молебен святым Кириллу и Мефодию. В конце молебна возглашена была вечная память Императору Александру III и многолетие всем деятелям церковных школ.

Преосвященный Вениамин, со Святым Крестом в руках, сказал краткое наставление о том, чтобы деятели церковной школы не смущались идущими отовсюду нападками на эту школу, памятуя, что они являются продолжателями века святых братьев, а это дело в свое время также было весьма пререкаемо, но пережило века и уповаем – и впредь будет жить, пока живет Святая Церковь.

На память о торжестве питомцам церковных школ раздавалась в храме вновь изданная Санкт-Петербургским Епархиальным Братством Пресвятой Богородицы книжки: Святая Равноапостольная Мария Магдалина и жены-христианки в век апостольский», украшенная многими рисунками.

Гдовское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Как происходило торжественное празднование в Гдовском уезде святых первоучителей Словенских Мефодия и Кирилла можно ознакомиться в истории Гдовского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

 

Автор статьи Звонарев Игорь Георгиевич  19 октября 2025 года.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление