Из истории служения Царскосельского уездного отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
«До сего времена школы наши представляли собою как бы одно растение. Мы не знали, что даст нам будущий год, где соберем птенцов своих, чтобы согреть сердца их теплым дыханием благодатного учения Божия слова. А теперь, слава и благодаренье Господу Богу, наши школы подобны ветвистому древу, посаженному на исходящих вод и глубоко пустившему крепкие корни свои в недра земли. Теперь мы веруем и надеемся, что, по молитвам Церкви, даст Бог, этот утвержденный на твердом камене дом ученья будет стоять прочно и долго, и ни огонь, ни вода, ни что иное повредит его не смогут».
протоиерей Афанасий Иоаннович Беляев
Председатель Царскосельского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы
Царскосельское уездное отделение Сант-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы в Царском Селе на правах отделения Совета братства, было образовано в 1889-1890 учебном году и после утверждения митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием было торжественно открыто 25 февраля 1890 года.
Об истории Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Митрополит Палладий (Павел Иванович Раев, при рождении Писарев), 20 июня (2 июля) 1827 – 5 (17) декабря 1898. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, 18 октября 1892 – 5 декабря 1898. Архиепископ Казанский и Свияжский, 21 августа 1882 – 29 сентября 1887. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
В состав Царскосельского Отделения вошли следующие лица:
Председатель:
- настоятель Царскосельского Екатерининского собора протоиерей Павел Николаевич Ламанов, 1818 года рождения.
товарищ председателя
- Царскосельский уездный предводитель дворянства, действительный тайный советник Иван Александрович Ростовцев.
Члены Совета:
- управлявший городом Царским Селом полковник Ионов;
- директор гимназии Лев Александрович Георгиевский;
- старший ординатор в городском госпитале А. Николаев;
- уездный исправник Алексей Иванович Сметанников;
- секретарь земской управы А. Чепежный;
- протоиерей Ф.А. Павлович;
- священник-законоучитель гимназии А. Рождественский;
- священник церкви Городского госпиталя И. Соколов;

Иван Александрович Ростовцев 5 марта 1839 – 3 июля 1901
Царскосельский уездный предводитель дворянства, действительный тайный советник.
Товарищ председателя Царскосельского уездного отделения Санкт-Петербургского
Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
Секретарь Совета,
- заслуженный преподаватель гимназии А. Смирнов;
Казначей Совета:
- потомственный почетный гражданин Синебрюхов.
Кандидаты к членам:
- бургомистр города О. Сакулин;
- инспектор гимназии И. Фомилиант;
- священник Лейб-Гвардии 1-го Стрелецкого батальона В. Херсонский;
- диакон церкви Александровского госпиталя А. Благовещенский.
К торжеству открытия прибыли в Царское Село председатель Епархиального училищного совета, преосвященный Митрофан, управляющий канцелярией Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер и делопроизводитель училищного при Святейшем Синоде Совета Василий Иванович Шемякин.

Митрофан (Матвей Павлович Невский), около 1836 – 23 мая 1899. Епископ Смоленский и Дорогобужский, 2 января 1899 – 23 мая 1899. Епископ Пензенский и Саранский, 12 июля 1890 – 13 ноября 1893. Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии, 14 февраля 1888 – 21 июля 1890. Председатель Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, с августа 1888 по август 1890 года. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Преосвященный Митрофан совершил с многочисленным духовенством литургию и, в конце ее, произнес поучение, в котором раскрыл необходимость Христианского просвещения, как единственного средства уврачевать все наши бедствия, и призывал всех предстоящих к единению в этом деле. После Литургии в зал Городской Ратуши собрались почетные лица города и все пожелавшие быть членами отделения и участниками торжества. Здесь после новой речи преосвященного Митрофана, совершено было молебствие ко Пресвятой Богородице, Покровительнице Братства, а после молебна преосвященный Митрофан, благословил протоиерея Ламанова как председателя учреждаемого общества, иконой Божией Матери, объявил отделение Братства открытым.

Протоиерей Афанасий Иоаннович Беляев, 15 (27) февраля 1845 – 21 августа 1921. Настоятель Царскосельского Екатерининского собора, с 20 августа 1893 года. Председатель Царскосельского Отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Затем, наблюдатель над церковно-приходскими школами Царскосельского уезда, священник Афанасий Беляев, прочел составленную им записку о состоянии народного образования в уезде, и о ближайших задачах вновь открытого отделения Братства, и от имени собрания засвидетельствовал глубокую, сыновнюю признательность преосвященному Митрофану за труды, принятые им на себя в деле открытия отделения, а также выразил глубокую благодарность В.И. Шемякину, содействовавшему основанию отделения Братства. По окончании этой речи находившиеся в зале дети, питомцы царскосельской школы грамоты, устроенной отцом диаконом А. Благовещенским пропели несколько гимнов. Затем преосвященный Митрофан, благословил присутствовавших, а также и детей, после чего отбыл из ратуши и собрание было окончено.
Епископ Ладожский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Митрофан (Невский)
Обращает на себя внимание зачитанная на собрании записка священника-наблюдателя церковно-приходских школ Царскосельского уезда отца Афанасия Беляева о положении дела народного образования в уезде. В зачитанной на собрании записке, умственное и религиозно-нравственное состояние сельского населения в уезде, он изложил следующим образом:
«Нужно немного ближе ознакомиться с нашим уездом, чтобы увидеть, как много есть местностей, лишенных всякой возможности выучиться читать и писать на русском языке. В нашем, сравнительно небольшом уезде, легко заметить, что школы группируются по близости городов и железных дорог, и то не во всех деревнях. В частях же уезда, несколько отдаленных царит мрак, и есть совершенно дикие местности как по физической природе, так и по населению, и это вблизи столицы, светоча Российской империи. Бросив взгляд в сторону Новгородской губернии, и нам представится множество селений, отстоящих от школы не ближе 16 – 20 верст. Обратясь в другую сторону, можно увидеть ту же самую картину, множество селений: как Курковицы, Раглицы, Глумицы. Ляды, Заречье, и многие другие со школою тоже не ближе, если не далее 16 – 20 верст. В таких грустных условиях находится почти половина уезда, в котором к тому же не мало иноверцев. В одном только 3-м благочинническом округе, т.е. в 9 волостях, из проживающих 16.649 человек мужского населения 8.720 человек одних лютеран, кроме того, имеются раскольники обоего пола, в количестве 251 человек. Много в уезде праздных людей, иногда орудий злостной пропаганды. К этому следует прибавить питомцев Воспитательного дома, находящихся на вскормлении и воспитании грязных и грубых чухонок».
«Первая и главная задача открывшегося Царскосельского отделения братства – прийти на помощь близким по месту жительства, убогим людям, сидящим во тьме невежества. Пусть же просвещенный город «Царское Село», куда каждодневно и особенно в дни праздников, стекается народ не только из ближайших сел наших, но и из отдаленных, глухих мест нашего уезда, в поисках насущного хлеба и помощи от больших и Самим Господом поставленных, начальников, кормителей и господ своих, будет светочем, питомником и рассадником всего доброго. Пусть крестьянин, побывавший в городе, посетит и соборный храм, где во время свободное для него, послушает вне-богослужебные беседы, на которых услышит он от пастыря церкви разъяснение неясных вопросов, касательно истин веры и доброй христианской жизни; пусть из города везет он в дом свой не лубочную безобразную картину, вместо иконы купленную у неизвестного происхождения торгаша, а истинное изображение Господа и Святых Его, добытое из Божьего храма, пусть он в братском книжном складе на трудовую копейку свою, купит полезную, духовно-нравственную книгу, для прочтения в семье своей; наконец, пусть услышит гармоничное, полное духовной мелодии, согласное с духом и характером православного богослужения, древнее церковное пение.
Все это уже и дает столичное Петербургское православное братство, однако жителям уезда это недоступно. А даст Бог, при содействии и помощи ревнителей духовного просвещения, которых в городе Царском Селе, слава Господу, весьма достаточно, этот истинный свет проникнет и в темные углы нашего стотысячного уездного населения.
В настоящее время, Братством Пресвятой Богородицы в Царскосельском уезде открыто уже восемь церковно-приходских школ. Да и в самом городе Царском Селе уже возникла и процветает школа грамоты, основанная год тому назад, усердием и неутомимым старанием отца закона А.П. Благовещенского, в его собственном помещении. Желательно, чтобы этот питомник религиозно-нравственного просвещения послужил образцом для всего уезда».
На торжестве присутствовали, кроме местного духовенства и местных деятелей по народному образованию, прибывшие из Санкт-Петербурга члены Училищного совета при Святейшем Синоде В.К. Саблер, Л.И. Лаврентьев, В.И. Шемякин и многие другие лица.
Царскосельское уездное отделение Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы располагалось в административных границах Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии Российской империи.
Царскосельский уезд был одним из подразделений Санкт-Петербургской губернии Российской империи. Он располагался в центральной части губернии и граничил с Шлиссельбургским уездом на северо-востоке, Ямбургским и Петергофским на западе, Лужским на юге и с Новгородской губернией на востоке. Площадь уезда в 1897 году составляла 3781,9 кв. верст или 4304 кв. км. Его административным центром было Царское Село (Пушкин).
С точки зрения современных административных границ территория Царскосельского уезда разделена между двумя субъектами Российской Федерации, а именно: районами Санкт-Петербурга (Пушкинский, Красносельский и Колпинский) и районами Ленинградской области (Гатчинским, Волосовским и частью Тосненского).

Административная карта Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии 1821 года.
Данные границы сохранились до революции 1917 года
Царскосельское уездное отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным училищным советом и церковно-приходскими школами. Члены отделений посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.
При этом, 30 декабря 1895 года в границах Царскосельского уездного отделения, было образовано Гатчинское городское отделение Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. В церковно-административном плане оно находилось в ведении Царскосельского уездного отделения, но на правах уездного отделения Братства.
В своей работе Царскосельское отделение руководствовалось «Правилами об уездных отделениях Епархиальных Училищных Советов» от 28 мая 1888 года по докладу синодального обер-прокурора определения Святейшего Синода от 24 марта – 18 мая, «Правилами об отделениях Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы и существовавшими правилами «О церковно-приходских школах и школах грамоты», «Об испытаниях на льготу по воинской повинности», «Об уездных отделениях» и пр., а также всеми узаконенными и распорядительными актами, как существующими, так и имеющими последовать от существующей законодательной власти.
Основным юридическим, определяющим деятельность Отделения, утверждённым в установленном порядке, содержащим основной свод положений и правил Царскосельского отделения, являлся Устав Царскосельского отделения Санкт-Петербургского православного Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Первые положения Устава, определяли цели и круг действий Царскосельского отделения, а именно: формирование состава отделения из духовных и светских лиц, с целью распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения в городах Царском Селе, Павловске и их окрестностях; развитие грамотности и религиозно-нравственное просвещение, посредством взаимодействия с настоятелями приходских церквей и светскими властями, оказание содействия к устройству церковно-приходских школ, развитию вне-богослужебных собеседований пастырей с народом, пополнение церковных библиотек, книжных складов и развития церковного пения.
Средства отделения должны были формироваться на основе добровольных приношений лиц, сочувствующих целям отделения Братства. При этом, никаких обязательных взносов при поступлении в отделение не требовалось. Однако, всякий, вступающий в число членов отделения, вместе с тем, должен был принимать на себя нравственное обязательство содействовать осуществлению целей отделения, или своею личной деятельностью, или своими денежными или другими пожертвованиями, или тем и другим вместе.
При этом, в уставе было указано, что для приобретения денежных средств все искусственные меры, как-то: балы, концерты, литературным чтения и т.п. не допускаются.
Попечителем Царскосельского отделения всегда был предопределен митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, экзарх Финляндский.
Согласно § 6. Устава отделения, председателем Совета отделения, который вместе одновременно, являлся и председателем общего собрания членов отделения, должен быть настоятель Царскосельского Екатерининского собора.
Как часть Братства, Царскосельское отделение о всех принимаемых решениях, должно было сообщать Совету братства и, по окончании года, предоставлять на рассмотрение Совета братства годичный отчет и также при необходимости испрашивать указания Совета.
Члены совета Царскосельского отделения, в своей работе ставили перед собой, одну высокую святую цель – религиозно-нравственное просвещение и воспитание народа, в своей деятельности руководствуясь одним горячим желанием нести свою посильную помощь простому, но прекрасному, жаждущему умственного света русскому народу, заботясь об открытии школ не только там, где виднее, но и где темнее и нужнее.
Совет отделения, насколько позволяли средства, жертвовал свои личные сбережения на крайние нужды материально-необеспеченных учителей.
Учащиеся дети в большинстве случаев, получали бесплатные учебные пособия, а в некоторые дни, благодаря усердию благотворителей, невинные развлечения и небольшие полезные подарки.
В воскресенье 17-го марта 1891 года, в здании Царскосельской городской думы состоялось первое общее собрание братчиков Царскосельского отделения Братства. Собрание началось молебствием отслуженным протоиереем Павловичем, который сказал при этом слово. Дети местной церковной школы диакона Благовещенского пропели молебен под управлением одной из трех учительниц.
Председательствовавший в собрании предводитель дворянства уезда И.А. Ростовцев сообщил, что Великая Княгиня Александра Иосифовна пожаловала на нужды братства единовременно 300 рублей серебром. После этого сообщения, дети пропели «многие лета». На собрании было сообщено, что Царскосельском в отделении Братства состоит около 200 человек, средства отделения (без пожертвованных 300 рублей) составляет около одной тысячи рублей. Членами совета протоиереем Павловичем и священниками Н.Н. Соколовым и А.В. Рождественским проводятся беседы в местной тюрьме и на обойной фабрике г. Уконина. Под управлением Царскосельского отделения братства состоит 8 церковно-приходских школ, из которых особенно выделяется по своей успешности и благоустройству школа местного диакона церкви при больницах А.П. Благовещенского.
Открытие первых школ.
6-го октября 1891 года, при Царскосельском Екатерининском соборе, в городе Царском Селе произошло открытие одной из первых церковно-приходских школ города. Настоятелем собора протоиереем Ламановым был совершен, в прекрасно устроенном школьном здании, молебен, за которым пел хор соборных певчих, под управлением соборного регента, изъявившего желание обучать пению детей церковно-приходской школы.
На молебне присутствовали почти все члены Царскосельского отделения епархиального училищного совета. Перед возглашавшем многолетия протоиерей Павлович сказал назидательное слово, а затем произнес речь наблюдатель церковно-приходских школ Царскосельского уезда священник А. Беляев. По окончании молебна была предложена всем присутствующим подписка добровольных пожертвований в пользу вновь открытой школы, которая обеспечила приход до 50 рублей.
В воскресенье, 15 марта 1992 года, в Царском Селе, в зале Городской ратуши, отделением Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы были открыты духовные беседы и религиозно-нравственные чтения со световыми картинами. Перед молебствием Пресвятой Богородице, член совета отделения Братства священник A. Рождественский обратился к собранию с кратким словом, в котором пригласил священнослужителей и ревнителей духовного просвещения и мирян принять участие в ведении бесед и чтений, а всех вообще собравшихся к посещению их; после молебна он же произнес речь о происхождении и значении христианского братства и частных его видов, а также о задачах и деятельности отделения. Затем студентом Санкт-Петербургской духовной академии А. Васильевым было сказано краткое поучение о силе слова Божия и необходимости для всех поучаться в нем и, наконец, членом совета отделения Н.Ф. Орелкиным было предложено чтение со световыми картинами о начале христианства в России. Молебен пели ученики церковно-приходской школы Екатерининского собора, а между беседами и чтением девочки-ученицы школы диакона Благовещенского пропели несколько молитв и гимн святому князю Владимиру. Беседы посетило большое количество посетителей, около 400 человек.
Одной из первых образованных школ при Царскосельском отделении братства, было открытие 11-го октября 1892 года в слободе Московской Славянке, Царскосельского уезда, новой церковно-приходской школы для детей крестьянских семей.
При этом на устройство школы свое благословение и первую лепту на сумму 100 рублей прислал о. Иоанн Кронштадтский.

Праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев), 19 (31) октября 1829 – 20 декабря 1908 (2 января 1909). Митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего Синода. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, благотворитель, подвижник, молитвенник. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Нищие, бродячие на улицах столице дети, должны были специальной комиссией помещаться в крестьянские семьи в возможной близости от Санкт-Петербурга до достижения ими 14 лет, за ежемесячную плату не свыше 4 рублей. Воспитатели-крестьяне обязывались давать детям помещение, кормить их, одевать, посылать в школу и приучать к сельскому хозяйству. Для надзора за выполнением воспитателями всех обязанностей, равно как и для посредства между воспитателями и комиссией, последняя избирала на месте особых уполномоченных, преимущественно из местных священников.
Помимо общего надзора за попечением детей, уполномоченный священник наблюдал в особенности за религиозным их воспитанием. Священник заботился также, чтобы дети, по возможности, кроме посещения школы и практического знакомства с сельским хозяйством, обучались: мальчики какому-либо ремеслу, а девочки шитью, кройке и другим женским рукоделиям. По достижении ребенком 14 лет, уполномоченный организовывал приписку его к семейству воспитателей, или же подбирал ему какой-либо заработок. Комиссия по мере своих средств отпускала пособие на первое обзаведение достигнувшего 14 лет или выдавала единовременное вознаграждение воспитателю, к семье которого опекаемый должен был приписан. В семьях воспитателей дети должны были расти и приучаться к хозяйству.
В слободе Московской Славянка, в 20 верстах от Санкт-Петербурга, в апреле 1891 года, появилась первая группа детей из 5 человек, а 7 апреля 1892 года на воспитании у крестьян состояло уже 17 человек: 10 мальчиков и 7 девочек. Все дети помещены были в благонадежные семьи, опрятно одеты, содержались чисто, стол от воспитателей имели сытный и здоровый. В святую Четыредесятницу все дети говели, исповедались и приобщились святых Христовых Тайн. Большинство из них, очень часто присутствовало в храме при воскресных и праздничных богослужениях. В земском училище, временно, до открытия церковно-приходской школы, обучались 4 мальчика и 2 девочки. Для того, чтобы опекаемые дети могли получить начальное образование, появилась крайняя необходимость основать в Московской Славянке церковно-приходскую школу.
Для основания школы необходимы были средства. По приблизительному расчету, на наем помещения с отоплением и прислугою, на классные принадлежности, при минимальном жаловании учителю и прочее, оказалось, что необходимо иметь около 400 рублей. Большая половина таковой суммы уже имелась. Безвозмездно обучать детей в новооткрытой школе изъявила готовность госпожа Фрейганг, заведывать и руководить школой и одновременно выполнять обязанности законоучителя, должен был местный священник (он же и уполномоченный от общества). Кроме общих предметов, дети должны были обучаться пению, девочки рукоделию, а мальчики, если позволят средства, с 1903 года, огородничеству, садоводству и сапожному мастерству.
В день открытия школы, 11 октября, вместо обычной воскресной вечерни местным священником А. Беляевым (Афанасий Иоаннович Беляев, настоятель церкви Преображения господня Московская Славянка Царскосельского уезда (15.01.1868 – 1893)), соборно был совершен торжественный молебен при стройном пении хора из детей, под управлением учительницы церковно-приходской школы О.А. Фрейганг. За молебном на новом клиросе стояли дети, опекаемые комиссией. После молебна все собравшиеся представители комиссии, во главе с бароном Буксгевденом, которому крестьяне за его попечительство о бедных поднесли хлеб-соль, и генералом С. М. Дмитревским, почетные гости вошли в помещение школы, после чего школа окроплена была святою водою.

Отто Оттович Буксгевден 5 (17) декабря 1839 – 12 (25) июня 1907
Тайный советник, меценат, ученый-правовед. Организатор Комитета по размещению детей в крестьянских семьях при Обществе попечения о бедных и больных детях
Школа помещалась в наемном доме вблизи храма, имела две чистые комнаты, стены которых обиты новыми обоями и украшены картинами из священной истории и портретами императора России и императрицы, и о. Иоанна Сергеева. В классной комнате было установлено 7 классных столов, стол для учителя, шкаф с книгами и классными пособиями, большая прекрасная черная доска и умывальный прибор. Всех детей было принято в количестве 22 человек. К торжеству открытая школы товарищ обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер прислал от себя для школы прекрасную икону преподобного Никандра, а госпожа Саломирская, изъявившая быть попечительницею школы, подарила к этой иконе дорогую изящную лампаду. Масло на неугасимую лампаду изъявил желание жертвовать местный торговец Золотарский.
Деятельность Царскосельского отделения
20 августа 1893 года священник Афанасий Иоаннович Беляев был назначен настоятелем Екатерининского собора Царского Села и председателем Царскосельского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, сменив на этом посту отца Павла Николаевича Ламанова. В дальнейшем, с именем отца Афанасия, неразрывно будет связана вся деятельность Царскосельского отделения, фактически все время существования отделения. Священник Афанасий Беляев почти четверть века (с 1893 по 1916 год) возглавлял Царскосельское уездное отделение Братства.

Протоиерей Афанасий Иоаннович Беляев, 15 (27) февраля 1845 – 21 августа 1921. Настоятель Царскосельского Екатерининского собора, с 20 августа 1893 года. Председатель Царскосельского Отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
В Екатерининском соборе, по воскресным дням, на постоянной основе, велись вне-богослужебные беседы, причем беседы сопровождались общим пением молитв и церковных песней всего собравшегося в храме народа. Беседы производили: протоиерей А. Беляев, священники Н. Черенской и В. Роггенгаген, на своих очередных неделях перед или после служения воскресных вечерен или акафистов. Кроме этого, очередные по собору священники во все воскресные и праздничные дни говорили поучения к народу после служения всенощных и за Божественными Литургиями.
В Царскосельской тюрьме протоиереем Беляевым в 1896-1897 учебном году было произведено 12 бесед к заключенным. Беседы велись в тюремной часовне перед служением молебна, за которым все заключенные принимали участие в пении священных песнопений. В Светлую Четыредесятницу беседы служили приготовлением к Святым Таинствам исповеди и Святого Причастия; в пятницу на Страстной Неделе говорилось о Страданиях Спасителя; в праздники Пасхи, Рождества Христова, Крещения и других воспоминаемых событиях из жизни земной Господа Иисуса Христа и Пречистой Божией Матери. Беседы оказывали благотворное влияние на заключенных, и это что было видно, что некоторые из заключенных не бывших более 10 лет у Исповеди и Святого Причастия и не помнивших, когда они бывали в Божьем храме, пожелали говеть и исповедаться. С уличаемыми в более тяжких преступлениях приходилось беседовать отдельно. Проводились также беседы и в Царскосельском доме трудолюбия.
В 1896 году самым животрепещущим вопросом, перед Царскосельским Отделением Братства, стояло строительство в г. Царском Селе собственного школьного здания, в котором могли бы поместиться две двуклассные школы для мальчиков и девочек, квартиры для учащих, зал для библиотеки и читальни духовно-нравственных и церковно-исторических книг и духовных периодических журналов. Царскосельский Екатерининский собор уступил для постройки школьного здания принадлежащую ему землю на Колпинской улице. В настоящее время ул. Пушкинская 22 (до 23 мая 1949 года улица Пушкинская называлась Колпинской).
Строительство двухэтажного каменного здания по Колпинской улице началось в 1898 году, для помещений двух двуклассных школ: мужской Екатерининской Соборной и женской Госпитальной.
Кроме школы, в Царском Селе началось строительство двуклассной школы в слободе Тосно. Туровская, школа грамоты была преобразована в виду значительного числа учащихся в одноклассную церковно-приходскую.
В 1898 году были открыты новые школы: в Усть-Введенском приходе, Вырицкая церковно-приходская, в 11-ти верстах от церкви; в Красносельском приходе, Дудергофская школа грамоты; в Кузьминском приходе, воскресная, размещенная с разрешения инспектора народных училищ в одной из классных комнат местного народного училища.
Всего, по состоянию на 1889 год в Царскосельском Отделении церковно-приходских школ числилось 34 школы:
- Двуклассная – 1;
- Одноклассных – 25;
- Школ грамоты – 6;
- Воскресных школ – 2.
При этом, собственные здания имели только 3 школы: Лисинская, Черновская и Колпинская. Усть-Введенская и Таицкая размещенные в церковных домах; остальные школы имели тесные, неудобные, совершенно неприспособленные к школьному делу наемные помещения.
В марте 1898 года в деревне Александров, были открыты в доме крестьянина Лабутова религиозно-нравственные собеседования по праздничным и воскресным дням. Лабутов безмездно предоставлял топливо для освящения залы, где производились беседы и экипаж для доставки лиц, проводивших беседы.
Комиссией по устройству духовных бесед и чтений предлагались населению в зале городского училища беседы о литургии, чтения с картинами о жизни Божией Матери и Святых. На этих беседах отмечалось большое количество слушателей.

Протопресвитер Александр Алексеевич Желобовский, 28 августа (9 сентября) 1834 – 29 апреля (12 мая) 1910. Главный священник армии и флота, 16 марта (7 апреля) 1888 – 29 апреля (12 мая) 1910. Почетный член Училищного Совета при Святейшем Синоде. Оказал значительные заслуги в деле благоустроения церковных школ. Действительный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
В воскресенье 18 октября 1898 года в посаде Колпино Николаевской ж.д. протопресвитером военного и морского духовенства Александром Алексеевичем Желобовским было совершено освящение церкви со школою. До этого времени школа помещалась сначала в бывших казармах стоявшего в Колпино одного из флотских экипажей, затем была переведена в очень неудобное помещение под колокольней. В 1898 году, в виду огромного наплыва детей, под школу было отдано местным купцом Н.С. Полотновым помещение в его доме.
Освящение нового помещения совпало с десятилетием существования школы – она была основана в 1888 году. Церковь со школою была построена по плану архитектора М.А. Андреева, представляющее собой двухэтажное каменное здание в 14 сажень длиною и семь шириною; вышиной потолков семь аршин. Нижний этаж был занят тремя обширными, светлыми классами. Здесь же помещалась небольшая комната для учительниц. На втором этаже размещалась церкви, довольно обширная, но еще по отделанная.
Епископ Гдовский второй викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Муратовский)
Освящение уже новой построенной церкви в посаде Колпино было совершено 7-го января 1901 года. Храм был сооружен на средства местных обывателей и домовладельцев и обошелся около 100,000 рублей. Церковь – каменная. Первый этаж предназначался для помещений церковно-приходской школы, а в верхнем была размещена церковь, рассчитанная на 1,000 молящихся. Главный престол был освящен во славу Вознесения Господня. Освящение совершал соборно высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Антоний. Божественную литургию совершал также владыка-митрополит в сослужении: преосвященного епископа Гдовского Вениамина (Муратовского), председателя Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева и прочего духовенства. По окончании богослужения, высокопреосвященный митрополит Антоний, в сопровождении духовенства и почетных граждан, прошел в помещение школы. Встреченный здесь пением учащихся, владыка осматривал помещение школы и благословил всех учащихся и начальствующих.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Церковь-школа во имя Вознесения Господня в Колпино.
3-го октября 1899 года состоялось освящение построенного здания церковно-приходской школы для двухклассных школ: Екатерининской мужской и Госпитальной женской. Новое каменное двухэтажное здание разместилось на одной из центральных улиц города, почти напротив собора.
По окончании литургии из собора открылся торжественный крестный ход к новому зданию во главе с председателем Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы преосвященным Вениамином (Муратовский), при участии многочисленного сонма священнослужителей г. Царского Села и окрестных сел. К началу водосвятного молебна прибыли в школу обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев с супругою, уездный предводитель дворянства И.А. Ростовцев и члены Царскосельского отделения Братства. Сразу же, после освящения здания, в новом зале, в присутствии всех гостей, учеников и их родителей, открылось торжественное годичное собрание членов Царскосельского отделения. Собрание открыл председатель отделения протоиерей Афанасий Иоаннович Беляев, обратившись к присутствующим с горячо прочувствованною речью:
«До сего времена школы наши представляли собою как бы одно растение. Мы не знали, что даст нам будущий год, где соберем птенцов своих, чтобы согреть сердца их теплым дыханием благодатного учения Божия слова. А теперь, слава и благодаренье Господу Богу, наши школы подобны ветвистому древу, посаженному на исходящих вод и глубоко пустившему крепкие корни свои в недра земли. Теперь мы веруем и надеемся, что, по молитвам Церкви, даст Бог, этот утвержденный на твердом камене дом ученья будет стоять прочно и долго, и ни огонь, ни вода, ни что иное повредит его не смогут».
Из прочитанного на собрании отчета было видно, что если в 1899 году не было количественного роста церковно-приходских школ в уезде, то был весьма заметен их качественный рост: Две школы – Тосненская и Колпинская обзаведись прекрасными собственными помещениями; к началу наступающего учебного года были закончены, хотя и вчерне, но с пригодностью для учебных занятий помещения для трех Царскосельских школ; была начата постройка школ в Царской Славянке, Острове Орлинского прихода, намечена школа в Гатчине и Симанкове Орлинского прихода; Тосненская школа была преобразована из одноклассной в двуклассную; Туровская школа преобразована из школы грамоты в церковно-приходскую.
Всех учащихся в церковно-приходских школах Царскосельского уезда на 1899 года числилось:
- православных мальчиков – 843, девочек – 624;
- раскольников мальчиков – 18, девочек – 11;
- иноверцев мальчиков – 83, девочек – 47;
- всего—1617 человек.
Неотъемлемая заслуга церковно-приходской школы, состояла в том, что она стремилась, проникать и освящать те темные и отдаленные уголки нашего отечества, куда еще не проникал луч просвещения, где каждого страшила и гнала нужда, невежество, отсутствие жизненных удобств. И, в эти дебри мрака, шли труженики церковно- народного просвещения, шли, довольствуясь удивительно малым, в надежде на лучшее будущее. И смело можно было надеется, что это лучшее настанет. Церковная школа не останавливалась на достигнутом, а наоборот планировала стремиться к большему совершенству. Совет Царскосельского отделения Братства ставил перед собой задачу на будущее время не увеличение числа школ, а укрепление и благоустройство существующих.
По прочтении отчета г. обер-прокурором Святейшего Синода была произведена раздача выпускным ученикам свидетельств об окончании курса, книжек Нового Завета и похвальных листов. Затем Константин Петрович Победоносцев обратился к присутствующим с глубоко-назидательною речью, в которой разъяснил, что должна дать для учащихся церковно-приходская школа, какой запас должны дети вынести из нее в жизнь.
Здание для Екатерининской соборной и женской Госпитальной школ возводилось по проекту архитектора Сильвио Амвросиевича Данини.

Русский архитектор Сильво Амвросиевич Данини 19 июня 1867 – 11 января 1942
Автор проектов храмов и жилых домов в Царском Селе и Санкт-Петербурге
При Богородицком Пятогорском женском монастыре в 1889 году в деревне Курковицы, на расстоянии 25 километров от императорской резиденции в Гатчине, была образована одноклассная церковно-приходская школа. В 1901 году было выстроено деревянное двухэтажное здание школы для девочек.
В 1902 – 1903 учебном году в школе проходило обучение 30 девочек, из них 26 православного вероисповедания и 6 девочек протестантского. Заведовала школой игуменья монастыря Аполлония. Обязанности законоучителя исполнял протоиерей Иаков Эпиктетов.
Кроме освященного здания для двух школ (Екатерининской и Госпитальной) летом 1899 года построено было прекрасное деревянное здание для Софийской школы.
Деятельность членов Совета отделения в 1899 году была поощрена высоком вниманием председателя Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы преосвященного Вениамина, Епископа Гдовского:
«Изучив отчет Царскосельского отделения Братства, и из содержания его убедившись, что деятельность отделения постепенно из года в год расширяется, восходя от силы в силу, прошу Совет отделения принять и передать всем членам отделения выражения живейшей моей признательности за содействие к совершению доброго дела. Благословение Божие да почет на всех добрых делателях святого дела просвещения народа». (Отношение от 3 июня 1899 г. за № 951)».

Вениамин (Василий Антонович Муратовский), 18 (30) апреля 1856 – 6 мая 1930. Митрополит Московский и Коломенский 19 мая 1927 – 6 мая 1930. Епископ Калужский и Боровской 10 июля 1901 – 31 декабря 1910. Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 3 декабря 1898 – 10 июля 1901. Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии 26 октября 1897 – 3 декабря 1898. Председатель Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы с 26 декабря 1897 по июль 1901 года. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
26 Февраля 1900 года, Царскосельское отделение отмечало первое десятилетие своего существования. По итогам первого десятилетия, начиная с 1890 года, когда в введении Царско-Сельского отделения поступило 6 школ с 209 учащимися, то к 1900 году число церковных школ возросло до 34, из которых было 26 церковно-приходских, включая 2 двухклассные и 8 школ грамоты. В этих школах ежегодно обучалось приблизительно 1617 человек. Всего-же за первые десять лет в церковных школах Царскосельского уезда обучилось свыше 7000 человек, из которых 874 человека успешно окончило курс учения. Из принятых Отделением в 1890 году школ только Лисинская, Чернореченская и Симанковская школы имели свои собственные помещения, и то не вполне удобные для занятий.
К 1900 году, уже 9 школ имели собственные помещения, а две школы находились в стадии постройки. Выстроенные школьные здания представляли собою не только капитальные, вполне удобные и отвечающие своему назначению постройки, но даже блистали небывалою для начальных сельских школ роскошью.
Благодаря финансовой поддержке Епархиального братства, отделение имело возможность через отцов заведующих найти для школ не имеющих своих зданий, достойные, сравнительно удобные помещения и в том числе вывести Пулковскую школу из церковного притвора, где она вначале помещалась. Почти все школы обзавелись приличною обстановкою, достаточным количеством учебников и учебных пособий. Улучшен был материальный быт учащих, благодаря чему отделение, в случае вакансии учащего имело возможность найти вполне подготовленного заместителя, а не радоваться первому предлагающему свои услуги.
В течение первых десяти лет отделением Братства из своих собственных средств израсходовано было 33540 рублей 50 копеек на устройство школ и пособий учащим.
Все помещения новой Царско-Сельской Екатерининской церковно-приходской школы отделением Братства были открыты по воскресным дням. Чтения религиозно-нравственного содержания со световыми картинами для народа, имели хорошую посещаемость среди населения. Дети обучающиеся в школах, участвовали в церковных чтениях и пении.
С 1900 года непременным членом Совета Царскосельского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, становится уездный наблюдатель священник Казанской церкви села Тосно Царскосельского уезда Алексий Иосифович Западалов.
Люди в Церкви. ХХ век. Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов.
Священник Алексий Западалов, по роду свой деятельности, на поприще церковно-школьного просвещения, в дальнейшем будет самым тесным образом связан с деятельностью Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, начиная с уездного наблюдателя Царскосельского уезда и непременного члена Гатчинского городского отделения Братства, и заканчивая епархиальным наблюдателем церковных школ Санкт-Петербургской епархии, ближайшего и постоянного спутника председателя Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы епископа Вениамина (Казанского), когда Указом Святейшего Синода, от 18 декабря 1910 года за 18145, священник Гатчинского Павловского собора Алексий Западалов, будет назначен на должность епархиального наблюдателя церковных школ Санкт-Петербургской епархии.

Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов, 5 февраля 1870 – 10 июля 1938. Член Совета Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Епархиальный наблюдатель церковных школ с 18 декабря 1910 по 1917 год. Магистр богословия.
3 июля 1901 года Царскосельское отделение понесло весьма чувствительную утрату в лице почившего товарища председателя отделения, действительного статского советника Ивана Александровича Ростовцева. предводителя дворянства Царскосельского уезда, председателя Царскосельского уездного суда, председателя Царскосельского уезда по воинской повинности, члена Санкт-Петербургского кредитного общества домовладельцев, члена Императорского человеколюбивого общества, камергера Двора Его Императорского Величества.
Иван Александрович Ростовцев, в течении 10 с лишним лет бескорыстно вносивший свою весьма почтенную ленту личным участием в заседаниях Совета отделения, своим высоким словом человека высокопросвещенного и житейски умудренного, материальным пособием и привлечением в члены отделения Братства лиц высокопоставленных, истиннорусского, гуманного и отзывчивого человека.
В 1901 году деятельность Совета Царскосельского отделения была представлена программой развития предшествующих лет, и направлялась к изысканию средств для устройства собственных школьных помещений, к возможному улучшению материального обеспечения и быта учащих и к удовлетворению насущных потребностей. Из получаемых на рассмотрение Советом отделения отчетных документов от крестьян по школьным вопросам, просматривалось, что народонаселение в большинстве случаев весьма с пониманием относилось к церковной школе, выражая свое содействие, и не голословно только, но и на деле. Так, крестьяне охотно отводили свои земельные участки для постройки на них школьных зданий, подвозили лес и другие строительные материалы, предоставляли рабочие руки и по силе своего достатка, оказывали денежное содействие.
О динамике развития церковно-приходских школ Царскосельского уездного отделения на рубеже ХХ века, по количеству школ и учащихся можно судить по нижеприведенным данным.

Динамика развития церковно-приходских школ Царскосельского уездного отделения на рубеже ХХ века, по количеству школ и учащихся
Руководители школ и учащие, ставили перед собой задачу воспитание в лице каждого учащегося истинного христианина, верного и полезного слугу Царю и Отечеству.
В число мер к поддержанию школьной дисциплины и вообще к усилению воспитательного воздействия школы в 1902 году в отдельных школах начала формироваться редкая, но весьма полезная форма привлечения родителей к воспитанию детей, путем проведения совместных собраний родителей и учеников. На этих собраниях разъяснялись задачи и требования школы и взаимодействие школы и семьи. Родителям указывались недостатки их детей. Отмечалось, что данное нововведение имело заметные и ощутимые результаты.
В 1902 году были построены удобные здания для школ: Колпинской (церковь-школа во имя Вознесения Господня), 2-х Гатчинских, Царско-Славянской, Островской и Симанковской Орлинского прихода. К сожалению, последняя 13 октября, 9 часов вечера, значительно была повреждена пожаром. Энергичный заведующий этой школы отец Н. Фроловский сразу же ходатайствовал об ассигновании необходимой суммы на восстановление повреждений. Возбуждено также было ходатайство об отпуске денежных сретсв на постройку школьных зданий в с. Пулкове, Красном Селе, Тайцах и Ново-Лисине.
В 1902 году в школах Царскосельского уезда состояло 78 учащих:
- Отцов заведующих и законоучителей – 25;
- Законоучителей диаконов – 3;
- Учителей псаломщиков – 2;
- Учителей – 15;
- Учительниц – 31;
- Учителей пения (отдельных) – 2;
Всех учащих, за исключением отцов заведующих, законоучителей и законоучителей диаконов, распределялись следующим образом:
По образованию:
- Учителей из духовных академий – 1;
- Окончивших курс духовной семинарии – 1;
- Не кончивших курс духовной семинарии – 1;
- Из учительской семинарии – 3;
- Сдавших экзамены на звание учителя – 2;
- Из разных учебных заведений и с домашним образованием – 11;
- Учительниц, окончивших курс в женских духовных училищах – 11;
- В Князь-Владимирской учительской школе – 9;
- В Гимназиях – 3;
- В Институтах – 1;
- Сдавших экзамен на звание учительницы – 5;
- Из разных учебных заведений – 3.
Снабжение школ учебниками и учебными пособиями производился централизованно, за счет книжного склада Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы или за счет школьников или жертвователей.
Так, например, которые школы как Екатерининская, Софийская приобретали учебники и учебные пособия за счет школьников или жертвователей, большинство же школ пользовалось помощью книжного склада епархиального Братства. Для получения книг необходимо было заблаговременно предоставить требовательные ведомости. Требования удовлетворялись, по возможности, в полном объеме. При этом, к большому сожалению, Братство не располагало достаточными средствами удовлетворить потребности всех школ в руководствах и методиках для учителей, а также классных и торговых счетах, классных досках и учебных картах.
Красносельская школа получила от Барона Вольфа глобус, географические карты и некоторые учебные пособия, всего на 60 рублей, и от отца заведующего протоиерея Смирнова, флют-гармонию в 75 рублей.
Книжных складов при отделении Братства в уезде не было. В городе Царском Селе продолжала действовать книжная лавка под фирмой лавки при Софийской школе, но за уходом прежнего заведующего школой, о. Роггенгагена, при котором лавка была открыта, лавка эта отношения к Софийской школе больше не имела.
Согласно отчету Царскосельского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1904 – 1906 года, сообщалось, что к 1 января 1907 года отделение Братства состояло из 20 пожизненных членов, 4-х почетных членов, 96-ти действительных членов и 18-ти членов сотрудников.
Членских взносов поступило за 1904 год – 499 рублей, за 1905 год – 514 рублей и за 1906 год – 342 рубля.
Финансовые средства поступали от Училищного совета при Святейшем Синоде, от Санкт-Петербургского епархиального училищного Совета, от Царскосельского Екатерининского собора, от Госпитальной Скорбященской церкви, от Царскосельской городовой ратуши, от Царскосельского уездного земства, от управления Николаевской железной дороги, возвращены не израсходованные суммы на содержание и постройку школ, выручено от продажи книг. Поступило членских взносов, единовременных пожертвований, кружечных сборов, % с капиталов, по духовному завещанию Васильевой.
Всего поступило за 1904 – 1906 года 56.879 рублей 41 копейка.
Расходы за этот период производились в Царскосельское казначейство на восстановление кредита неизрасходованных денег на содержание школ, на жалованье учащимся и Царскосельскому уездному наблюдателю, на постройку школьных зданий и на ремонт, на отопление школьных зданий, на страховку от огня, на прислугу, на канцелярские и экстренные расходы, на пособия учителям, на пособия на содержание школ, на содержание образцовой школы при Царскосельском женском училище духовного ведомства, на покупку Евангелия для оканчивающих курсы, за написание свидетельств для них же и др. расходы.
Всего расходовано было в 1904 – 1906 годах 52238 рублей 09 копеек.
Остаток на 1 января 1907 года составлял 4641 рубль 32 копейки.
11 апреля 1907 года, на торжественном собрании членов Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, проходившем в зале Калашниковой Хлебной Биржи (Харьковская, 9), по прочтении отчета председателем Братства предложены были к избранию в почетные члены лица, оказавшие особенные услуги Братству. Таковыми единогласно были избраны ряд видных церковных и общественных деятелей, устроители и попечители церковных школ, в том числе и председатель Царскосельского уездного Отделения Братства протоиерей Афанасий Иоаннович Беляев.
Царскосельская юбилейная выставка
В августе 1911 года в г Царском Селе была организована Царскосельская юбилейная выставка, имевшей целью: «Служить показателем исторического хода развития Царского Села в областях промышленности, народного образования, искусства и прочее, а с другой стороны содействовать к поднятию сельскохозяйственной культуры Царскосельского уезда». Выставка была разделена на отделы, один из которых был посвящен народному образованию.
Целью устройства Отдела народного образования на Царскосельской юбилейной выставке было желание наглядно показать труды правительства, земства и частных лиц в деле насаждения просвещения в пределах Царскосельского уезда. По этой причине Отдел народного образования на Выставке носил чисто местный характер и участие в устройстве его приняли исключительно уездные учебный заведения. В отличии от других отделов Выставки, Отдел народного образовала ближе всех соприкасался с историей и жизнью Царского Села, тесно сливаясь с насущными потребностями уездных обывателей.
Процент грамотности народонаселения Российской империи сравнительно был очень невелик и всякие меры способствующие поднятию грамотности и образования населения встречались обществом с большим чувством глубокого удовлетворения.
Согласно программе Выставки, Отдел народного образования был разделен на два больших самостоятельных подотдела средних учебных заведший и низших земских и церковно-приходских начальных школ.
Открытие выставки состоялось 10 августа 1911 года. На площадке лестницы Камероновой галереи, перед церковным подотделом художественно-исторического отдела Выставки было совершено настоятелем Екатерининского собора митрофорным протоиереем А.И. Беляевым молебствие с водосвятием, перед которым он произнес прочувствованное слово.
Когда окончилось богослужение Великая Княгиня Мария Павловна ножницами императора Александра I разрезала белую ленту, заграждавшую вход в исторически церковный подотдел и именем Государя Императора объявила Выставку открытою.

Великие Княгини Мария Павловна и Елена Владимировна вовремя
торжествен наго молебствия в день открытия Выставки. 10 августа.
Епархиальным наблюдателем церковных школ священником Алексием Западаловым в октябре 1911 года, на имя председателя Санкт-Петербургского епархиального училищного совета Вениамина, епископа Гдовского был подан рапорт, который был посвящен подготовке и проведению выставки в части церковно-приходских начальных школ на базе Царскосельского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, возглавляемого митрофорным протоиереем А.И. Беляевым:
«5 октября 1911 года, в г. Царском Селе закрылась юбилейная выставка, на которой в числе других учреждений принимало участие Царскосельское отделение нашего Епархиального училищного совета. Докладываю Вашему Преосвященству о ходе и результатах организованного Царскосельским отделением участия на выставке.
Срок открытия выставки был определен для Царскосельского отделения в конце 1910 года. По какой-то, однако, случайности отделение не оказалось в числе экспонентов. Потребовалось вмешательство председателя отделения протоиерея А.И. Беляева, после чего отделение получило приглашение к участию. Председатель отделения принял на себя хлопоты по устройству и отделке школьного павильона, епархиальный наблюдатель А.И. Западалов взялся собрать экспонаты и составил план их распределения. Помощниками были: Царскосельский уездный наблюдатель протоиерей Н.П. Зимнев и энергичные учительницы Царскосельских церковных школ: Госпитальной и Екатерининской: Е.К. Устинова, А.Л. Тягина, М.Е. Щукина, Л.В. Сахарова и A.X. Иванова. При разборке экспонатов помогали также слушатели краткосрочных Царскосельских курсов, особенно Венков, Максимов, Вознесенский и др.
Согласно распоряжению выставочного комитета, участие на выставке могли принять только школы уезда, но впоследствии разрешено было выставить в качестве показательных образцов работы двух второклассных школ: Кракольской Ямбургского и Щегловской Шлиссельбургского уездов. Полнее других представлены были на выставке следующие школы: Госпитальная, Екатерининская, Софийская, Тосненская, Колпинская, Гатчинская, Красносельская. Пятогорская, Кракольская, Пулковская, Эстонская и некоторые другие.
Экспонаты по школам состояли из следующих видов: образцы школьной мебели, классные журналы, классы, фасады и школьные снимки, письменные, рукодельные и другие работы. Дополнительно к экспонатам школ уездный наблюдатель Н.П. Зимнев представил через отделение отчет, и подборку сведений о состоянии школ уезда за последний учебный год. Председатель отделения А.И. Беляев – карту уезда со школьными пунктами, отделение – отчеты за прежние годы и школьную обстановку, епархиальный наблюдатель А.И. Западалов – диаграммы роста школ и числа школьников по уезду и епархии за 25 лет, Епархиальный училищный совет – полный комплект учебников, учебных пособий и руководств, рассылаемых по школам епархии, отчеты Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, чертежи школьных построек и т.д. Синодальный совет – комплект школьной библиотеки, комплект физических приборов дня двухклассных школ, диаграммы по школам России и прочее. В расположение экспонатов входило намерение показать общий строй церковной школы, характер и действительную постановку в ней учебного и воспитательного дела.
Епископ Гдовский Вениамин (Казанский) первый викарий Санкт-Петербургской епархии
При входе в церковно-школьный отдел выставки был виден в правом углу образ Божией Матери, перед ним горящая лампада, внизу столик, на нем Св. Евангелие и молитвослов. По стенам висели портреты Государя и Государыни здравствующих, а также Императора Александра III, Высокопреосвященного митрополита Антония, действующего и покойного обер-прокуроров. Обстановка должна была говорить о церковном и патриотическом направлении и церковной школе, о связи школы с памятью покойных деятелях.
На правой стороне от входа расположены были экспонаты: узаконения и распоряжения правительства о церковных школах, школьный программы, учебники и учебные пособия; далее, стояли парта и классный стол, на нем журнал и последние отчеты. По левую сторону расположены были планы и фасады школ, фотографические снимки, сведения по школам уезда, епархии России, тут же письменные работы школ Тосненской, Гатчинской, Колпинской и других школ. На столе напротив входа расположены были письменные и рукодельные работы Софийской, Екатерининской, Госпитальной, Кракольской, Щегловской и Пятогорской церковно-приходских школ. Дубликаты некоторых рукодельных работ и другие работы, которым не хватало места на столах, развешены были по стенам.
Церковно-школьный отдел помещался в особом павильоне в парке за Большим дворцом на берегу озера. В том же павильоне располагались за перегородками министерские школы и Санкт-Петербургская учительская земская школа. Павильон был построен в древнерусском стиле. Отдел церковно-приходских школ внутри был обтянут светло-голубой материей с отделкой из белой материи и красных полосок. Сочетание цветов напоминало отечественное знамя, а белый и голубой цвета – форму Госпитальной школы. На некотором расстоянии от отдела церковно-приходских школ находился отдел земских школ.
Открытие выставки состоялось 10-го августа в 3 часа дня в присутствии Великой Княгини Елены Павловны. Молебен служило Царскосельское духовенство во главе с протоиереем Афанасием Иоанновичем Беляевым, пели слушатели наших краткосрочных учительских курсов.
Выставку посетило большое количество публики. Отдел церковно-приходских школ был посещаем не менее других, носивших школьный характер. Положение церковно-школьного отдела по соседству с министерскими и земскими школами могло вызывать опасение за успех не в пользу Отдела церковно-приходских школ. Однако, экспонаты выдерживали конкуренцию с большим успехом. Церковно-школьный отдел держал себя скромно, но с достоинством. Если в чем уступал против других подобных отделов, то это в богатстве наглядных пособий, что было естественно при скудости средств.
Однако, экспонаты, свидетельствующие о размерах курса церковных школ и достоинствах его выполнения, оставляли вполне определенное впечатаете, насколько хорошо работала церковная школа. Находились, впрочем, люди, которые, войдя в павильон и заметив Отдел церковно-приходских школ, строили презрительную физиономию, разворачивались, или же вступали с дежурными учительницами в спор, нападая на школьное направление, якобы убивающее живую детскую душу, не доверяя показаниям экспонатов и т.д. При этом, экспонаты говорили за себя, показывая, что церковная школа есть школа разумная и делает в действительности то, что показывает. О каких сомнениях могла быть речь, когда на выставке представлены были, экзаменационные работы с подлинными пометками экзаменаторов, работы учеников за весь учебный курс, какой они прошли со всеми поправками и помарками. Не хотелось, но приходилось верить. Наибольшим успехом пользовались экспонаты школ: Госпитальной, Екатерининской, Кракольской и Софийской. Экспонатами Екатерининской школы особенно интересовались после посещения выставки Государем Императором, которому поднесен был для Государя наследника молитвослов, писанный по-славянски учениками Екатерининской школы.
В числе посетителей церковно-школьного отдела было много лиц с высоким положением. Но, конечно, самым дорогим посетителем был Государь Император, с Августейшими дочерями. Государь Император заходил в церковно-школьный Отдел, когда обозревал выставку 24 августа, в 11-м часу дня. При посещении Отдела Его Императорское Величество изволили принять от протоиерея А.И. Беляева в дар помянутый молитвослов и внимательно выслушать объяснения протоиерея Беляева о церковных школах уезда и епархиального наблюдателя А.И. Западалова, о церковных школах епархии. Его Величество хвалили отличную работу Екатерининской школы, а о числе школ изволили сказать: «много».
Закрытие выставки состоялось 5-го октября вечером. При закрытии объявлены были награды за выставленные экспонаты, присужденные экспертной комиссией. В состав комиссии (по отделу народного образования) входили в качестве представителей духовного ведомства: делопроизводитель Синодального училищного совета П.Н. Ауплов, Санкт-Петербургский епархиальный наблюдатель А.И. Западалов, председатель Царскосельского отделения А.И. Беляев и Царскосельский уездный наблюдатель Н.П. Зимнев. После тщательного обсуждения на заседании экспертной комиссии присуждено было Отделу церковно-приходских школ 18-ть наград, из них 2 золотых медали (Царскосельскому отделению за постановку школ в уезде и школам Екатерининской и Госпитальной совместно за постановку в них учебного дела); 3 серебряных (второклассной Кракольской, двухклассной Тосненской и одноклассной Софийской), 5-ть бронзовых (школам Гатчинской, Колпинской, Красносельской, Пятогорской и Царско-Славянской) и 3 похвальных диплома (школам: Пулковской, Черновской и Эстонской). При этом, также награды присуждены были из числа 10-ти золотых медалей, 15-ти серебряных, 20-ти бронзовых и 25-ти похвальных дипломов, предназначенных в награды по отделу народного образования. При закрытии выставки публикой было отмечено выпавшее церковным школам изобилие наград!».
Из экспонатов церковно-приходских школ особенно интересны были списки школ в уезде, книг и пособий, карты уезда, диаграммы роста школ выставленные и количества учеников в уезде, образцы письменных и рукодельных работ по 18 церковно-приходским школам, образцы школьной обстановки и т.д.
Только Царскосельское земство и Церковно-приходские школы умело охарактеризовали посредством наглядных диаграмм свою деятельность в деле насаждения народного образования в уезде.
24 октября 1916 года митрофорный протоиерей Афанасий Беляев был назначен настоятелем Федоровского Государева собора, а 30 октября 1916 года утверждён в должности настоятеля Феодоровского Государева собора с возложением на него обязанностей гарнизонного священника Царского Села.
8-9 мая 1917 года отец Афанасий был назначен благочинным военных церквей Царского Села и Павловска, а после совершения государственного переворота был приглашен в Александровский дворец для служения в дворцовой церкви и по желанию Николая II принял обязанности духовника царской семьи.
В период со 2 марта по 2 августа 1917 года, во время нахождения императорской семьи в Царском Селе, постоянно совершал все богослужения в Александровском дворце.
1 октября 1919 года митрофорный протоиерей Афанасий Беляев был награжден правом ношения на груди серебряной медали на двойной Владимирской и Александровской ленте в память 25-летия восстановления церковно-приходских школ.
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 21 мая 2025 года.
![]()
Ниже приводится список церковных школ по Шлиссельбургскому уезду Санкт-Петербургской Епархии, состоящих к 1 января 1903 года в ведении Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета.



















