1884 год. Образование Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
6 апреля (25 марта по ст.ст.) 1884 года было учреждено Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы.
Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы, не принадлежало к числу старейших Церковных Братств. Братство было образовано, когда, в различных местностях России было уже до десяти Братств, имевших цели, главными образом, миссионерские, а именно обращение язычников, раскольников и сектантов. Однако, уже во второй половине 80-х годов XIX века, Братство стало одним из крупнейших церковных братств Санкт-Петербурга, занимавшееся проблемами духовно-нравственного просвещения народа.
Первоначально Братство преследовало цель просвещение народа в духе Православной церкви и распространение грамотности. Позже оно присоединило к числу своих задач и миссионерское дело среди иноверцев, сектантов и раскольников, во множестве имевшихся среди православного населения Санкт-Петербургской епархии. Поэтому в первой графе измененного в 1893 году Устава Братства были вставлены слова: «И содействие обращению к Православной вере иноверцев, сектантов и раскольников».
В начале 80-х годов ХIХ века, небольшой кружок лиц духовного звания и служащих по Духовному ведомству и Министерству народного просвещения решился основать Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство, в виду настоятельной необходимости прийти на помощь населению Санкт-Петербургской епархии в деле религиозно-нравственного просвещения.
Главными основаниями этого решения послужили соображения, что число земских и министерских школ в Санкт-Петербургской губернии было крайне незначительно сравнительно с числом населения. Так, к 1 января 1882 года, всех начальных училищ, подведомственных училищным советам было в Санкт-Петербургской губернии 424, в которых обучалось 14.201 мальчик и 6.855 девочек, всего 21.056 учеников.
Между тем, в Санкт-Петербургской губернии, не считая столицы, числилось около миллиона человек, причем в школьном возрасте от 8 до 14 лет более ста тысяч человек обоего пола. С учетом учащихся в начальных училищах получалось, что три четверти детей школьного возраста в пределах Санкт-Петербургской губернии, за исключением столицы, не получали почти никакого образования.
Между тем, близость столицы, множество фабрик и заводов, на которых временно собирались рабочие из всех уездов губернии, вводили в крестьянскую жизнь много вредных сторон цивилизации, а противодействие им со стороны часто разъединенных церкви и школы не всегда оказывалось успешным. Даже те местности, где находилось довольно дорогостоящие земские и министерские школы, не могли похвалиться особенно заметным улучшением населения в нравственном и материальном отношениях.
Так, по докладу членов Царскосельского училищного Совета от земства за 1878 год, оказалось, что, не смотря на большие денежные затраты Правительства, земств и сельских обществ в течении 16-ти лет, школы не возвысили уровня познания народа, не улучшили нравственность населения, не дали людей для крестьянского самоуправления и не подняли народной производительности. Восемьдесят процентов учащихся бросали школу после второго года обучения. А из тех, кто школу все же заканчивали, часто обнаруживались «забывшими грамоту», то картина народного образования вырисовывалась не особенно привлекательной…
Между тем, нельзя не отдать полной справедливости Санкт-Петербургскому земству в том отношении, что оно горячо сочувствовало делу народного образования, не жалело на него денежных затрат и с каждым годом увеличивало свои ассигнования на школы. Так, в 1866 году было выделено 2000 рублей, а в 1883г оду уже более 30000 рублей серебром.
Основной причиной плачевного состояния народного образования учредители Братства видели в «искусственном разъединении церкви и школы, узаконенном положениями о начальных народных училищах 1864 и 1874 годов».
Православная церковь своим богослужением, обрядами и проповедью всегда воспитывала русский народ в вере и благочестии. Но это воспитание могло быть плодотворнее, если бы народ стал сознательнее знакомится с основами Православной Веры, а также было бы доступнее для него церковное чтение и пение на славянском языке.
В старых школах обучение носило характер исключительно церковный, так что школа и церковь были тесно сплетены в понятии народа.
Новая школа не только уничтожила эту исключительность, но как будто забыла о славянском языке и об обязательному для учащихся чтения Часослова и Псалтири, без которых, по убеждению народа, и школа не-школа.
По глубокому убеждению, членов-учредителей Братства, народная школа должна была стать достойна этого имени только тогда, когда стала бы вполне приходскою школою, содержащуюся на средства прихожан, когда стала бы стоять под непосредственным руководством достойного сельского пастыря и следовательно в тесной связи с церковью и ее учением, когда церковно-славянский язык и церковное чтение и письмо стали бы обязательными предметами обучения наравне с русским языком и арифметикой.
Малочисленность существующих начальных школ и полное отсутствие в большинстве их дорогого народу церковного характера обучения, объяснялось появление в селах и деревнях так называемых домашних школ грамоты, в которых крестьяне обучали своих детей русскому и славянскому чтению при помощи бродячих учителей разного звания и состояния. Эти школы до 1882 года были под запрещением, так как обучать народ грамоте могли только дипломированные учителя, но бывший министр народного просвещения барон Николай разрешил домашнее обучение грамоте в селах всем лицам политически и нравственно благонадежным, предоставив надзор за ними местной полиции и приходским священникам.
Воспользоваться этим горячим стремлением сельских обществ к распространению грамотности путем устройства недорогих домашних школ, помочь этим школам книгами, деньгами и советом – по мнению учредителей Братства, была главная задача, достойная внимания и сочувствия всех образованных людей, любящих просвещение не на словах только, но и на деле. Необходимо было прийти с материальной и нравственной поддержкой к сельским пастырям, которые скромно и добросовестно трудились над просвещением народа, часто не только без всякого вознаграждения, но еще жертвуя на учебники и классные принадлежности из своих скудных средств.
Члены учредители были уверены, что на такой призыв с любовью отзовутся как просвещённое столичное духовенство, так и все столичные и местные деятели по народному образованию.
Затем учредители Братства, обратили внимание на то, что кроме устройства и поддержания школ церковно-приходских и домашнего обучения грамоте по деревням и поселкам, могучим средством для утверждения в народе веры и благочестия должны служить также вне-богослужебные собеседования священников с народом, народные чтения, распространения книг и брошюр религиозно-нравственного и исторического содержания, посредством устройства при церквах книжных складов и организации церковных хоров.

Арсений (Александр Дмитриевич Брянцев) 27 августа (8 сентября) 1839 – 28 апреля (11 мая) 1914. Архиепископ Харьковский и Ахтырский 8 февраля 1903 – 28 апреля 1914
Епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии 17 мая 1882 – 28 марта 1887
Председатель Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
с 25 марта 1884 по декабрь 1884 года
После обсуждения общих основных целей и деятельности будущего Братства, учредители обратились за советом и указаниями к преосвященному Арсению, епископу Ладожскому, первому викарию Санкт-Петербургской епархии. Отозвавшись полным пониманием к целям и программе деятельности нового епархиального учреждения и испросив архипастырского благословения Высокопреосвященного митрополита Исидора, преосвященный Арсений принял близкое участие в составлении проекта Устава Братства во имя Пресвятой Богородицы, учитывая, что духовным ведомством вырабатываются особые правила для самостоятельной церковно-приходской школы и, что среди образованного общества очень многие лица с полным сочувствием относятся к восстановлению исконной, исторически тесной связи церкви и школы.

Исидор (Яков Сергеевич никольский) 1 (12) октября 1799 – 7 (19) сентября 1892
Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, экзарх Финляндии 1 июля 1860 – 7 сентября 1892
Проект Устава Братства, представленный на утверждение Высокопреосвященного митрополита Исидора, по организации работы Братства, был утвержден Его Высокопреосвященством 18 января 1884 года.
УСТАВ Санкт-Петербургского Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы
Деятельность вновь утвержденного Епархиального Братства распространялось на всю Санкт-Петербургскую епархию.
Устройство книжных складов в разных частях Санкт-Петербурга, бесплатная раздача полезных книг и брошюр, заботы об организации классов церковного пения и любительских при них хоров и учреждение читален для желающих ближе ознакомиться с богатою духовною литературою России представляли Братству обширное и открытое поле для духовно-просветительской деятельности среди столичного населения.
Члены Братства во имя Пресвятой Богородицы были глубоко убеждены в том, что все лица, духовного и светского звания, которым близки и дороги интересы Церкви православной и родного просвещения, откликнутся на их призыв и помогут добрым начинаниям Братства своими личными трудами и участием, также и материальными пожертвованиями по мере средств каждого.
Непосредственными учредителями Братства были: преосвященный Арсений, епископ Ладожский; архимандрит Антоний, наместник Александро-Невской Лавры; архимандрит Иннокентий, эконом Александро-Невской Лавры; делопроизводитель Лавры, иеромонах Моисей; В.И. Николаевский; А.Г. Ильинский; В.К. Саблер; П.И. Остроумов; А.В. Добряков; К.П. Платонов; П.Д. Губарев; Ф.М. Дмитриев; А.Ф. Бычков; Л.Н. Майков; В.В. Комаров; И.Д. Митриполов; М.И. Соколов (священник); И.Н. Полисадов (протоиерей); К.И. Оболенский (священник); Л.П. Петров (протоиерей); С.Е. Рождественский; М.Н. Парунов; И.А. Боголюбов; И.И. Григорьев; граф Н.Ф. Гейден; А.Г. Шалыгин; Н.Ф. Саввин; М.В. Родевич; Д.Н. Соловьев; М.В. Пиуновский; А.Т. Покровский; В.И. Попов; В.И. Шемякин.
ОБРАЗОВАНИЕ БРАТСТВА. Члены-учредители и первый состав Братства. 1884 год
Первое собрание членов-учредителей Братства 25 марта 1884 года.
Как уже говорилось, устав Братства был утверждён епархиальной властно 18 января 1884 года, а самое учреждение Братства совершилось 25 марта того же года, в квартире главного организатора в учреждении Братства, преосвященного Арсения, епископа Ладожского, бывшего на тот момент ректором Духовной Академии.
Епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Арсений (Брянцев)
25 марта 1884 года, в 19 часов, собрались в квартире ректора Санкт-Петербургской духовной академии преосвященного Арсения епископа Ладожского большинство членов учредителей Братства во имя Пресвятой Богородицы для выбора председателя и членов Совета Братства.
Председательство в Совете и общих собраниях членов Братства принял на себя, по единогласной просьбе всех присутствующих, преосвященный Арсений епископ Ладожский.
Затем закрытым голосованием были избраны в товарищи председателя: Владимир Карлович Саблер, управляющий канцелярией Святейшего Синода и Афанасий Федорович Бычков, академик, директор императорский публичной библиотеки; членами совета: архимандрит Иннокентий, протоиерей И.Н. Полисадов и Л.П. Петров и С.Е. Рождественский, директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии; казначеем П.Д. Губарев, помощник казначея Святейшего Синода и секретарем В.И. Шемякин.
Первое заседание Совета Братства состоялось 1 апреля, в 7 часов вечера, в канцелярии ректорской публичной библиотеки. На нем решено было торжественное открытие Братства начать молебствием в Исаакиевском соборе, и затем в помещении Синодальной канцелярии открыть первое общее Собрание Братства, пригласив к участию в нем всех столичных священников и лиц, интересующихся народным образованием. После того, как все прибывшее на заседание лица запишутся в члены Братства, приступить к выбору всеми присутствующими четырех кандидатов в члены Совета Братства и к выбору почетных членов Братства по предложению Совета.
Открытие Братства 11 апреля 1884 года
Торжественное открытие Братства состоялось 11 апреля 1884 года, в пятницу Пасхальной седмицы, в Исаакиевском соборе после молебна перед чудотворным образом Тихвинской иконы Божией Матери, который совершил председатель Совета Братства преосвященный Арсений, епископ Ладожский со служением духовных членов Совета и причта Исаакиевского собора.
Перед началом молебствия, член Совета, известный проповедник, протоиерей Иоанн Никитич Полисадов, сказал слово о целях учреждения Братства, и пригласил слушателей вступить в члены Братства:
«…В этом храме, открывается новое «Православное Братство во имя Пресвятой Богородицы», для распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения, преимущественно для сельского народа православного, в пределах Санкт-Петербургской епархии.
Вне-богослужебные чтения и беседы, в духе православной церкви, около трех лет уже продолжаются в столице. Они ясно доказали православному народу всю их благо временность и пользу, как можно судить об этом по тому интересу в каком большом количестве, посещают эти чтения и беседы все от мала до велика, жаждущие православной истины, как воды живой, равно как и по тем благодарным отзывам, какими награждают слушатели тех благовестников, которые проповедуют живое слово, не в премудрости плоти (якоже книжницы людские), а простоте и чистоте Божией (2 Кор. I, 12), яко от Бога, пред Богом и во Христе (II, 17).
И нет сомнения, что эти православные чтения и беседы которые проводят просвещенные пастыри и учителя, преимущественно в дни воскресные и праздничные, по окончании богослужения, в различных местах, в различное время и в течение почти целого дня, приносят великую пользу уже тем, что отвлекают наш народ от пустых занятий, в эти дни святые, и более всего от пьянства и от тесно соединенного с ним распутства. Все-таки это время праздника, проведенное в слушании назидательного чтения во храме или вне храма, многих избавляет от разных соблазнов на худое, и с тем вместе, знакомит наш простой, особенно рабочий род, который и сам себя называя «темным и слепым», со светом православного учения, в явный подрыв тому пагубному и зловредному лжеучению, какое вздумали распространять в последнюю пору здесь, в столице, некоторые еретики сумасброды и непризнанные учителя.
Но такое, довольно значительное количество этих духовных бесед в столице невольно заставляет нас подумать и о тех несчастных наших братьях, живущих в жалкой слепоте относительно дел веры и благочестия, которые живут в отдаленных от столицы весях. Им также, в праздники полезно и необходимо слышать слово Божие, для уразумения священных Писаний, могущих умудрити их во спасение верою, яже о Христе Иисусе. (2 Тим. III, 15). Им как людям, спящим во тьме, необходимо духовное просвещение, да не видящие видят (Иоанн. IX, 39) свет Христов и будут утверждены во всех, яже к животу и благочестию (1 Петр. I, 3).
И вот, для этой главной цели просвещения слепцов духовных светом Богоразумия, ныне открывается это новое православное Братство, для того, чтобы распространить истинные понятия о православной вере и благочестии и там, в захолустьях, где первее всего нужна грамотность и преимущественно церковная, «от божественного Писания», как сами этого жаждут у нас люди простые, но преданные Богу и церкви Его. Всякую другую грамоту, т. е. светскую или гражданскую многие из них как-то неохотно принимают и если учат ей своих детей, то лишь по необходимости, стремясь иметь церковную, для них более желанную.
А для распространения такой церковной грамотности необходимы приходские школы, при церквах, в которых могли бы учить, по преимуществу, лица духовные, и учить детей простого звания в строго-православном духе. Но так как для этих давно желательных народу школ необходимы и денежные средства и учебные пособия преимущественно православного церковного характера, а равно и руководства для самих сельских пастырей и учителей, часто лишенных возможности иметь у себя под руками и самые необходимые духовные книги; то наше новое православное Братство имеет главною своей заботою, при помощи добрых людей, как духовных, так и светских, найти эти средства и пособия к православному обучению нашего народа, не только в школе, но и во храме,—распространить и там, в сельских церквах, вне-богослужебные собеседования пастырей с народом, устроить церковные билетики, или восполнить существующие новыми руководствами необходимыми, как для пастырей в деле их собеседования с православным народом, так и для чтения душеполезного пасомых их. И кроме того, православное братство здешней епархии имеет целью позаботиться о благочинии церковном, относительно улучшения и развития церковного пения (прибавим и чтения), которое во многих сельских церквах находится в жалком и неблагообразном виде.
Согласитесь, люди добрые истинные ревнители православия и церковного благочиния, что все эти цели нашего Православного Братства, во имя Пресвятой Богородицы, давно желательны для нашего народа православного и вполне благотворны, если Бог поможет привести их в исполнение.
Ужели это все так и быть должно, в нашем царстве православном, на явный соблазн даже и самым еретикам, которые живут у нас вместе с православными? — Нет, Боже сохрани, если и в простом народе нашем упадет совсем не только благочестие, но и самая вера православная, — от этого его невежества религиозного, от этого его охлаждения к святой церкви, с ее учением и таинствами! Тогда уж ничего нельзя нам ожидать, кроме крайнего упадка, среди нас и всякого блага общественного, на котором крепко держится основа всякого государства, тем более нашего православного.
Нет, восстанем все, и пастыри и пасомые, от такого опасного усыпления и обратимся все от тьмы к свету! Пробудимся сами и пробудим, и как бы воскресим от мертвых и других собратий наших меньших, уделив свою посильную лепту на доброе, богоугодное дело к их вразумлению, просвещению и спасению.
По окончании молебного пения о благо успешном начинании благотворных действий нового «Православного Братства», кому угодно, пусть запишется в постоянные члены Братства, для дальнейшая содействия его успехам. Кто несчастнее слепца телесными очами? Это великая скорбь — заживо обречь себя на всегдашнюю темницу. Помочь такому бедному несчастному, на его телесное пропитание, — конечно, дело доброе. Но не душа ли важнее тела! Помочь слепцу духовному, дать лепту на его духовное просвещение, как лучшую пищу для души, — это благотворение настолько выше одного телесного, насколько небо превосходнее и выше земли.
В дни Христова Воскресения, воскресим и мы, для вечной жизни со Христом, хоть несколько своих собратий, погибающих в невежестве и душевном омертвлении. Такая помощь благо временна и светлым дням восстания Христова — более других прилична.
Восстани спяй, народ наш православный, на благое дело просвещения своих собратий светом истины Христовой — воскресни от мертвых, воскреси других, и освятит тя Христос Бог, Ему же честь и слава, во веки веков. Аминь.
ОБРАЗОВАНИЕ БРАТСТВА. Речь члена Братства протоиерея Иоанна Полисадова в Исаакиевском соборе, перед началом молебного пения по случаю открытия Братства 11 апреля 1884 года
После пропетой всеми собравшимися молитвы, товарищ председателя Совета Братства Владимир Карлович Саблер, управляющий канцелярией Святейшего Синода, обратился к присутствующим с речью, в которой в общих чертах определил задачи и цели создаваемого нового общества:
«В Уставе начертано что Братство имеет целью распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения в пределах Санкт-Петербургской епархии, и в этих целях оказывает содействие к повсеместному устройству церковно-приходских школ, вне-богослужебных собеседований пастырей с народом, церковных библиотек, книжных складов, развития церковного пения.
Из сказанного видно, что создаваемое Братство имеет духовно-просветительную цель. Всякое общество, преследующее такую задачу, получает особое значение в настоящее время, когда с одной стороны, по мере развития грамотности в народе, у него возникают новые духовно-нравственные потребности, удовлетворено которые имеет безусловно неотложный характер, и когда с другой стороны многоразличные враги церкви изощряются в средствах к отвлечению на наших меньших братьев от правой веры Христовой. Стремление пролить свет истины среди людей, сидящих во тьме и оградить их от влияния ложных учений проявляется в деятельности православных братств. Великую пользу принесли они церкви русской и не случайное было их возникновение, и как в XV-м веке в западной России возникали братства для борьбы с врагами церкви и ограждения ее от посягательств со стороны римского католицизма, так и ныне во многих местах России учреждаются братства для борьбы с расколом, суевериями, и для утверждения истинного учения церкви среди православного народа.

Саблер Владимир Карлович 13 (25) ноября 1845 – 9 сентября 1929
Товарищ обер-прокурор Святейшего Синода 21 мая 1892 – 5 июля 1905
Обер-прокурор Святейшего Синода 2 мая 1911 – 5 июля 1915
Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства
во имя Пресвятой Богородицы
Насколько велико религиозно-нравственное влияние братств на общество, видно из деятельности Александро-Невского Владимирского братства. Существуя пять лет, оно покрыло епархию сетью братских учреждений и братчики с радостью видят благие плоды положенных ими в святое дело стараний. Количество церковно-приходских школ с каждым годом возрастает. Школы эти пользуются любовью народа, который дорожит ими как истинными рассадниками христианского просвещения. Велика также польза, приносимая публичными чтецами и особенно вне-богослужебными собеседованиями.
Народ любит слушать и поучаться от божественного, ищет пути и средства к выходу из той тьмы, в которую он погружен. Слушатели, недоумевая о каком-либо вопросе из области религии и нравственности, обращаются, во время собеседований, за разъяснением своих недоумений к священнику, а живое слово действенно отражается на их сердцах, и благотворно на них влияет. Они убеждаются в необходимости неукоснительного, каждодневного исполнения христианского долга исповеди и принятия Святых Тайн, делаются почтительнее и доверчивее к духовенству, отвлекаются от обычных праздничных, увеселений, часто соблазнительных и вредных, делаются сведущими в знании истин святой веры и доброй жизни, часто смутно и неясно понимаемых ими, а глубоко-назидательными сказаниями из жизни угодников Божиих и современных подвижников благочестия вызываются у присутствующих на собеседованиях умиленные чувства, посредством чего сглаживается грубость нравов и искореняются суеверия, развивается любовь к чтению душеполезных книг и крепнет сознание вреда причиняемого пьянством.
Если таким образом деятельность Александро-Невского братства столь благотворно повлияла на нравственность народа, то можно твердо надеяться и уповать, что при дружном содействии ревнителей истинного благочестия и наше Братство послужит с пользою духовно-нравственному просвещению православного населения Санкт-Петербургской епархии.
В этих видах оно будет изыскивать все от него зависящие средства к тому, чтобы сделать для православных доступными все богатства нашей церковной литературы. Так Братство намерено учредить склад полезных для народа книг и картин, затем оно будет обращать особое внимание на продажу этих изданий при церквах и на устройство приходских библиотек. Наконец Братство приложит особое старание к устройству при городских и сельских церквах певческих хоров, оно будет заботиться о том, чтобы пение отличалось тою церковностью, которою так дорожит православный народ.
Таковы в общих чертах задачи, осуществление которых принимает на себя Братство. Учредители его твердо уповают на помощь Божию и верят в успех предпринимаемого дела. Они надеются встретить сочувствие в духовенстве и содействие со стороны всех добрых сынов церкви православной. Эта уверенность в успехе благих начинаний Братства находит себе поддержку в результатах, достигнутых кратковременною, но вместе с тем обильною добрыми плодами деятельностью Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви. Имея более разнообразные задачи, но стремясь к той же цели, наше Братство надеется потрудиться на пользу святой церкви в духовном единении и союзе мира и любви с этим обществом».
ОБРАЗОВАНИЕ БРАТСТВА. Речь Товарища Председателя В.К. Саблера, произнесенная при открытии Общего Собрания 11 апреля 1884 года
После того, как все пожелавшие быть членами Братства собственноручно записались в членскую книгу были проведены выборы по запискам 4-х членов кандидатов в члены Совета Братства. Большинством голосов были избраны протоиереи: И.Я. Михайловский; М.И. Соколов, Д.И. Соколов и К.В. Белявский.
Затем, по предложению Совета Братства были единогласно избраны все почетные члены Братства их Высокопреосвященства:
- Митрополит Московский Иоанникий;
- Митрополит Киевский Платон;
- Архиепископ Варшавский Леонтий;
- Архиепископ Тверской Савва;
- Архиепископ Ярославский Ионафан.
Затем также единогласно всеми присутствующими избраны почетными членами:
- Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев;
- Министр Народного Просвещения И.Д. Делянов;
- Министр Внутренних Дел Граф Д.А. Толстой.
Собрание членов Братства было закончено общею молитвою.

Победоносцев Константин Петрович 18 (30) ноября 1827 – 10 (23) марта 1907
Обер-прокурор Святейшего Синода 24 апреля 1880 – 19 октября 1905
Также на собрании член Совета, директор училищ Санкт-Петербургской губернии, Сергей Егорович Рождественский зачитал записку о задачах Братства и о способах их осуществления.
«Православное Санкт-Петербургское Братство, которое в настоящее время мы открываем, имеет целью свой, как гласит 1 § устава его, распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения в пределах Санкт-Петербургской епархии. Из § же 2-го устава видно, что одним из главных средств для достижения этой цели будет служить повсеместное распространение церковно-приходских школ, в епархии, и вот устройству таких школ Братство и должно оказывать свое содействие.
Но что такое церковно-приходская школа? Это таже начальная народная школа, как видно из статьи 2-й Высочайше утверждённого 25 мая 1874 года положения начальных народных училищ, только открытая православным духовенством. Таким образом, Братство планирует привлечь духовенство Санкт-Петербургской епархии к более деятельному участию в деле начального народного образования. Нельзя не порадоваться этой задачи Братства. Правительство наше всегда заботилось об этом. Епархиальному начальству, говорится в уставе духовной консистории 1841 года, вменяется в обязанность располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и началам катехизиса.
Подобные училища заводить по возможности при монастырях мужских для детей служительских и прочих мужского пола, и при женских для детей женского пола. «Приходским попечительствам при православных церквах, говорится еще в положении об этих попечительствах 1864 года, предоставлено устраивать школы для первоначального обучения детей в пределах прихода и заведывать ими, а равно содействовать улучшению существующих уже школ».
Несмотря на это, в настоящее время не насчитывается и 10-ти таких школ в селах Санкт-Петербургской епархии. В большей части уездов их совсем нет. Так инспектор народных училищ 2-го района, в ведении которого находятся уезды: Царскосельский, Петергофский и Ямбургский, в последнем донесении своем от 13 марта 1884 года пишет мне: «во вверенном мне районе все начальные народные училища содержатся на средства земства, сельских и благотворительных обществ разных учреждений и частных лиц, и нет ни одного училища в православных приходах которое содержалось бы на средства церкви и духовенства».
То же самое доносит и инспектор народных училищ 3-го района, в ведении которого находятся Лужский и Гдовский уезды. В Лужском н Гдовском уездах пишет он, на сколько известно по сведениям, полученным от волостных правлений, таких школ, которые могли бы быть названы церковно-приходскими, не имеются. Только в Санкт-Петербургском уезде по Шлиссельбургскому тракту есть 4 школы, которые можно назвать церковно-приходскими, потому что содержатся на средства приходских попечительств, да и то две из них воскресные.
Две церковно-приходские школы есть в Новоладожском уезде и одна в Шлиссельбургском. Между тем господа инспектора народных училищ, сразу, раз без всяких справок называют до 20 таких приходов и селений, в которых нет совсем никаких школ и в которых сельское население ощущает крайнюю нужду в начальном образовании.
В тоже время целыми десятками, если не сотнями можно насчитать такие места, где обучение совершается на дому отставными солдатами, писарями и вообще разного рода грамотеями.
В некоторых местах, и духовенство жаждет деятельности по народному образованию, да ничего не можете поделать, потому что нет никаких материальных средств. Так в одном селении Шлиссельбургского уезда года два стараниями местного священника держалась церковно-приходская школа, но в 1880 году за недостатком средств должна была прекратить свое существование. В Лужском уезде в прошлом учебном году в двух сельских священники открыли у себя школы, училищный совет оказывал им пособие, но в 1884 году земство приняло содержание их на свой счет, и они таким образом, из церковно-приходских превратились в земские. В Санкт-Петербургском уезде один священник, сгорая жаждою к народно-образовательной деятельности, но не имея никаких средств открыл у себя школу для мальчиков и девочек, взимая с них небольшую плату, и она поэтому у нас причисляется не к церковно-приходским шкодам, а к частным учебным заведениям.
Что касается Санкт-Петербурга, то и здесь на 800 тысячное население в наших отчетах числится только 3 церковно-приходские школы и 2 воскресный школы, существующие на средства приходских попечительств.
Частным образом нам известно, что начальное обучение производится еще в 19 приютах, содержащихся местными церковно-приходскими попечительствами, но ни в ведении дирекции, ни в введении училищного совета, эти школы не состоят.
Более подробные сведения о церковно-приходских школах в Санкт-Петербургской епархии и о тех пунктах, куда может быть на первое время направлена деятельность Братства, я буду иметь честь доложить Совету на следующем же заседании.
Теперь же я позволю себе остановить ваше внимание еще на следующем Факте относительно церковно-приходских школ и вообще духовенства в дела народного образования. Летом 1679 года бывший тогда Министр Народного Просвещения граф Д.А. Толстой разослал по дирекциям народных училищ циркуляр следующего содержания:
«по отчетам директоров и инспекторов народных училищ, поступающим в Министерство народного просвещения по мере осмотра ими школ за состоянием школ и ходом обучения в них, я усматриваю, что успехи нашей народной школы, по самой задаче ее, состоящей в утверждении религиозных и нравственных понятий в народе, естественно обусловливается в значительной мере степенью участия, какое в ведении ее принимает наше православное духовенство посредством ли открытия своих так называемых церковно-приходских школ, путем ли обучения Закону Божию в школах, организуемых на средства других ведомств и сословий или иными предоставленными духовенству способами.

Толстой Дмитрий Андреевич 1 (13) марта 1823 – 25 апреля (7 мая) 1889
Министр внутренних дел 30 мая 1882 — 25 апреля 1889
Министр народного просвещения 14 апреля 1866 — 24 апреля 1889
И нет сомнения, что сословие это, призываемое на поприще народного образования и долгом пастырства и Волею Монарха и историческим значением Православной Церкви в судьбах отечественного просвещения может по своему умственному развитию и по близости к народу, при должном на него влиянии, оказывать в этом отношении учебному ведомству тем большие услуги, чем благоприятнее будут условия для народно-образовательной деятельности самого духовенства и чем полнее будет готовность помогать ему на указанном поприще со стороны как правительственных, так и общественных и сословных учреждений, также призванных Высочайшею волею к участию в деле народного образования. Питая такую уверенность, и в целях обеспечения надлежащего направления этого образования, проникаясь мыслями о необходимости дальнейшего в этом участии со стороны православного духовенства, я считаю непременною обязанностью вверенного мне Министерства всеми зависящими способами содействовать духовенству в таком участии и располагать его к этому, будучи убежден, что труды, предлежащие духовенству на поприще школьного образования народа, не останутся впредь без материального в соответственной мере постоянного вознаграждения из сумм казны.
В этом управлении учебных округов, а равно подведомственные им училищные советы, директора и инспектора народных училищ приглашаются, чтобы во всех случаях, касающихся православного духовенства по народным школам, они неуклонно обращались к нему по исполнению лежащих на нем в этом деле обязанностей, чтобы местные епархиальные начальства и находящееся в их ведении приходское духовенство имели ближайшее участие и пользовались подобающим им значением в школьном образовании и развитии народа.
Руководясь вышесказанными соображениями и усматривая из упомянутых отчетов, что при настоящем положении сельского православного духовенства некоторые виды его народно-образовательной деятельности, именно устройство и содержание церковно-приходских школ и обучение Закону Божью в школах, содержащихся на местные средства, встречает почти повсеместно препятствие в бедности самого духовенства и в скудности полагаемого ему вознаграждения за преподавание Закона Божия, и что действия производимые местными органами учебного ведомства с подлежащими учреждениями и лицами, в деле устранения этих препятствий, до сих пор не приводят к желаемым результатам, я нахожусь вынужденным принять на себя, по мере возможности заботы о поддержании церковно-приходских школ, ходатайством о назначении им постоянных соответственных пособий от казны, и об установлении определенного размера вознаграждения закона-учительского труда в народных школах, содержащихся из местных источников».
Затем, данный циркуляр предлагает, директорам и инспекторам народных училищ осмотреть все церковно-приходские школы и сведения о них представить в Министерство, вместе со сведениями о других школах в губернии. Разумеется, все это было в точности исполнено, однако результатов такого распоряжения до настоящего времени нет, по крайней мере для Санкт-Петербургской губернии.
Я преднамеренно выписал почти целиком, циркуляр. В нем ясно высказывается взгляд Министерства на церковно-приходские школы и на значение духовенства в деле народного образования; в нем точно определена и мера для поддержания этих школ — это постоянные пособия от казны. Но дело народного образования есть такого рода дело, в котором всегда и везде самое живое участие принимало общество. Когда в Англии, в начале нынешнего столетия, после Наполеоновских погромов, произведено было исследование о состояли народного образования и оказалось, что в этой богатейшей стране едва ли часть детей умела читать и писать, то английская аристократия и духовенство как бы пробудились от своего усыпления.
Пробуждение это ознаменовалось основанием двух главнейших учреждений по части народного образования, двух, частных обществ: Британского школьного общества и Национального общества, которые вскоре приобрели всесильное влияние и всенародное значение. В национальном обществе, которое провозгласила главным своим принципом строго религиозное образование, почетное попечительство принял сам король Георг IV, а попечительство архиепископ Кентерберийский, примас Англии и в кассу этого общества полились щедрые пожертвования английской аристократии.
Точно также во Франции, после Седанского погрома, возникла масса частных обществ для начального народного образования, как например Лига обучения, общество элементарного обучения, общество учителей и учительниц, Франклиновское общество для распространения народных библиотек, политехническая ассоциация для безвозмездного обучения рабочих, общество обучения и воспитания народа и поощрения к добру, общество покровительства детям, работающим на фабриках и в мастерских, общество распространения лучших методов обучения, общество профессионального женского образования, общество французского юношества и т.д. и т.д. Последствием этого было то, что в Париже в самое короткое время, в течении трех лет число школ возросло вчетверо более. Об Америке и говорить нечего. Достаточно указать на то, что частные пожертвования там превышают 5 миллионов в год.
Милостивые господа, в последнее время наши земства, городские и сельские общества большею частно не скупятся на финансирование народного образования. Санкт-Петербург, например семь лет тому назад не давал на начальные школы и 20 тысяч рублей, теперь же финансовая поддержка Санкт-Петербурга составляет в 200 тысяч рублей. Не смотря на то, цифра эта должна быть удвоена или утроена, чтобы он мог сравняться только с Парижем.
Между тем Лавеле, известный исследователь вопроса о народном образовании сказал: «откройте в России столько школ, сколько их в Америке – и это государство превзойдет могуществом все остальные миры. Впрочем, и западные иностранцы, посещавшие Россию еще в ХVII веке того же мнения о Русском народе. Необразованность говорил один из них, сковывает этот народ, но как же он будет могуществен и страшен, когда приобретет образование».
Прочитанная на собрании Записка Рождественского была отпечатана и разослана к разным лицам духовного и светского звания, имеющим отношение к делу народного просвещения. Кроме того, от лица преосвященного Арсения было разослано особое письмо к священникам Санкт-Петербургской Епархии, с предложением подготовить ответ не в форме официального рапорта, а в виде записки, с изложением отзыва о состоянии духовного просвещения в приходах и о мерах к улучшение духовной жизни народа.
ОБРАЗОВАНИЕ БРАТСТВА. Записка о церковно-приходских школах члена Братства С.Е. Рождественского
Преосвященный Арсений предложил также священникам вступить в число членов Братва и озаботиться учреждением церковно-приходских школ.
Воззвание архипастыря не осталось без внимания – все священники Санкт-Петербургской епархии прислали свои ответы, в которых откровенно, в полной подробности, изобразили духовное состояние своих прихожан и сообщили сведения о находящихся в приходах начальных училищах разных ведомств. Многие священники выразили готовность устроить у себя церковно-приходские школы, а большинство вступили в число членов, а некоторые прислали и свой членский взнос.
В июле 1884 года, были обнародованы Правила о церковно-приходских школах, а в сентябре Совету Братства было объявлено указом Консистории, что, на основаны § 22 Правил о церковно-приходских школах, Совет Братства имеет все права и обязанности Епархиального Училищного Совета.
ПРАВИЛА «О церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года
Всеми этими действия и распоряжениями закончилось дело учреждения Братства.
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 6 апреля 2025 года.