О Рождественском посте
“Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.”
/*Мудрецы.
Евангелие от Матфея глава 2, стих с 1 по 12
28 ноября начинается Рождественский пост, который длится сорок дней, по 6 января включительно.
О приготовлении людей Святой Церковью к празднику Рождества Христова
Задолго до праздника Рождества Христова Святая Церковь начинает приготовлять верующих к нему.
Более чем за месяц до него, она учредила пост, который называется Филипповским, потому что он начинается на другой день после дня, в который празднуется память святого апостола Филиппа, но который, по церковному, называется Рождественским, так как целью его учреждения служит достойное приготовление верующих к празднику Рождества Христова.
О святом апостоле Филиппе в статье:
Начало этого поста, несомненно, восходит к временам глубокой древности христианской, потому что древние христиане вообще имели обычай пред великими праздниками проводить время в посте, молитве и духовном бодрствовании. С IV века встречаются уже многочисленные и ясные указания на Рождественский пост. Первоначально не у всех христиан он имел одинаковую продолжительность; но на соборе, бывшем при патриархе Луке и императоре Мануиле, в 1166 году, определено было хранить всем христианам пост пред великим праздником Рождества Христова 40 дней.
Этот-то пост, учрежденный Святой Церковью пред Рождеством Христовым, как толкует святой Симеон Солунский, «изображает пост Моисея, который, постившись 40 дней и 40 ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих». «А мы», говорит тот же святой отец, «постясь 40 дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
4 декабря Святая церковь воспоминает Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С этого дня С церковь полагает петь торжественно-величественный канон в честь Рождества Христова, составленный святым Космою Маиумским. Начинается он призыванием всех верующих к славословию и как бы сретению родившегося Христа словами святого Григория Богослова: “Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите”, а заканчивается словами святого Иоанна Златоустого, указывающими на таинство воплощения Христа от Девы Марии: “Таинство странное вижу и преславное… С благоговейным восторгом прославляя снисшедшего на землю Богочеловека”, святой песнописец, наконец, в недоумении останавливается на самом событии Рождества Христова и поражается тайною воплощения Сына Божия, непостижимою и для ангелов: «таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп; престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог».
24 декабря (предпоследнее воскресенье пред праздником Рождества Христова) – называется неделею Святых праотец. В богослужении в это время воспоминаются все святые праведники, ветхозаветные патриархи и пророки. В старину на утрене этой недели в знатнейших храмах совершалось у нас так называемое пещное действо, т. е. обряд, который представлял в лицах историю из Ветхого Завета о ввержении трех отроков в огненную печь при Навуходоносоре, царе вавилонском. Эти три отрока, как известно, не захотели исполнить повеление царя поклониться золотому истукану, поставленному царем, и за это ввержены были в сильно разженную печь. Но среди пламени они остались невредимыми и с веселием воспевали песнь истинному Богу. С ними видимо пребывал ангел, который прелагал огонь в росу и сохранял их невредимыми. В этом ангеле Церковь внушает нам видеть Слово Божие, Второе Лицо Пресвятые Троицы, Иисуса Христа, верою в пришествие Которого спасались все ветхозаветные праведники. Древняя русская церковь не напрасно из всей ветхозаветной истории так наглядно показывала верующим именно эту историю трех отроков, вверженных в пещь огненную за веру: в этой истории мы видим наиболее выразительный образец всей ветхозаветной веры и наиболее ясный прообраз христианского мученичества.
31 декабря (последнее воскресенье пред праздником Рождества Христова) называется неделею Святых отец. В богослужении этой недели вспоминаются только те ветхозаветные праведники, от племени которых родился Христос. Поэтому в воскресенье этой недели на литургии читается евангелие, повествующее о роде и предках Иисуса Христа по плоти, начиная с Авраама, отца верующих, до праведного Иосифа, которому обручена была святая Дева Мария, Матерь Божия; а из апостольских посланий читается 11 и 12 главы из послания святого Павла к евреям, где святой апостол повествует о вере ветхозаветных праведников и о делах, в которых они выражали свою веру. Заканчивается это чтение уроком, необходимым для всех нас:
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. (Евр.12:1-2)
Таким образом весь период предшествующего празднику поста с церковными службами напоминает собою тот дохристианский период, когда люди зрели грядущего Христа в образах, обетованиях, пророчествах, ожидали Его пришествия и готовились к достойному сретению Его. Чем ближе к празднику, тем более увеличиваются песнопения, относящиеся к нему. За пять дней до праздника начинается так называемое предпразднество его, – как бы преддверие наступающего торжества. Предпразднуим людие, Христово Рождество, – поется в этот день, – и ум вознесше к Вифлеему, вознесемся мыслию и узрим в вертепе велие таинство: отверзеся бо Эдем, от Девы чистые Богу происходящу, совершен сый тойжде в божестве и человечестве (стихира на вечерне).
Самый канун праздника называется в богослужебных книгах навечерием, на обычном языке Сочельником, а правильнее сочевником, от слова сочиво, потому что в этот день предписывается особенно строгий пост и по церковному уставу полагается сочиво обварено, или кутия с медом. Это – кушанье из пшеницы, гороха, чечевицы, ячменя, что, размочив водою, едят с медом или без меду. Но усердные православные христиане в сочельник не вкушают ничего «до звезды», т. е. до наступления вечера, когда появятся звезды.
В навечерие праздника, если только оно не случится в субботу или воскресенье (дни свободные от поста), отправляется особое богослужение – Царские Часы. Богослужение это совершается при открытых царских дверях, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что Спаситель уже сияет всем языкам. Пред Евангелием воскуряется ладан, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами родившемуся Царю иудейскому. На Часах этих обыкновенные псалмы и стихиры заменяются псалмами, тропарями и стихирами, приличными празднику. На них все важнейшие пророки, предвозвестившие явление Бога во плоти, соединены церковью в одно, и как бы приветствуют с хорами ангелов сошествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть.
Здесь мы слышим вдохновенные слова пророка и Богоотца Давида, который сквозь сумрак веков отдаленных ясно созерцал величие своего Божественного Потомка (Пс.44); он же воспевает предвечное рождение Христа: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс.109); видит, как иноземные цари приветствуют рожденного Царя царей, и народы спешат укрыться в Его благодатном царстве: царии Фарсийстии и острови дары принесут, царии Аравстии и Сава дары приведут; и поклонятся Ему вси царие земстии, вси язы́цы поработают Ему (Пс.71); воспевает, наконец, мир и благоденствие Его славного царства: возсияет во днех Его правда и множество мира (Пс.71 и Пс. 77).
Здесь же мы слышим гласы древних пророков: Михея, предвозвестившего рождение Христа в Вифлееме, как великого вождя Израилева, – Иеремии, предузревшего Восток, свыше грядущий озарить вселенную новым светом, и особенно – Исаии, за семь веков с особенною ясностью предсказавшего безсеменное зачатие Христа от Девы:
се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут Ему имя Еммануил… с нами Бог!
Эти светлые видения пророков сменяются трогательным повествованием Евангелистов о первых минутах земной жизни Господа – Младенца и словами боговдохновенного апостола, раскрывающими догматическую и нравственную мысль праздника. В промежутках между этими чтениями песнь церковная, живая и торжественная более, нежели в обыкновенных церковных службах, то изумляется, славит, призывает небо и землю к хвале Всевышнему, то изливается в святых чувствах благодарения и покорности Создателю вселенной, то представляет лиц из времен самого события действующими и трогательно беседующими. Большая часть этих песнопений принадлежит славному христианскому песнотворцу Софронию. Установлением такого богослужения и даже самым названием его Царскими Часами церковь выражает ту мысль, что с восстановлением и обновлением падшего рода человеческого, для чего и родился Сын Божий Иисус Христос, начинается благодатное царство Божие на земле, и что потому день Рождества Христова есть для нее великая и вечная годовщина начала этого благодатного царства. В древности, в Царьграде, Царские Часы совершались в царской палате, в присутствии царей, и им возглашалось тогда, как и ныне возглашается в знатнейших храмах, многолетие с произнесением полного царского титула. В древности царь, вошедши в церковь, прежде всего преклонялся пред Святым Евангелием, по подобию восточных царей или мудрецов, которые, отложив земное свое величие, некогда смиренно поверглись пред убогою колыбелью Богомладенца.
Если навечерие Рождества Христова придется не в субботу или воскресенье, то совершается в этот день и литургия Василия Великого в соединении с Вечернею. В этом установлении нельзя не видеть желания Церкви сблизить, по возможности, время празднования с временем, в которое совершалось самое празднуемое событие, так как Рождество Христово совершилось ночью, что видно из слов евангелиста: и пастыри бяху стрегуще стражу нощную.
7 января Христианский мир торжественно празднует день Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Божественный день, величественный день, светозарный день! Это день, в который в первый раз во мраке жизни человеческой возсияло Солнце правды – Христос Бог наш. Это день, с которого начинается обновление погибшего во грехах рода человеческого. Это день, в который Бог нисходит к людям, и люди озаряются светом истины, светом добра, светом любви, светом правды. Недостанет сил человеческих обнять, уразуметь и понять всю полноту благ, принесенных миру родившимся Спасителем, потому что, как говорит один писатель, «предмет этот отличается вечным и бесконечным достоинством, всегда будет для нас нов и никогда не будет нами, по своей бесконечности, вполне объят».
Взглянем на человечество в его исторической жизни, посмотрим, чем оно было в религиозной и нравственной жизни без Христа и чем оно стало со Христом.
Протоиерей Григорий Дьяченко. 1890 год
Рождественский пост. О пользе поста.
«Попечение о плоти не превращайте в похоти»
(Рим. 13:14)
В числе заповедей Спасителя, братия и сестры, есть строгая заповедь о посте (Мф. 6:16–18; 17:21). На основе этой заповеди Святая Церковь установила посты: Рождественский, Великий, Апостольский (Петра и Павла), Успенский и каждую среду и пятницу.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Мф.6:16-18,17:21)
Но что греха таить, мы не любим поститься, и чем пост строже, тем наше нерасположение к нему больше. Вот наступает Рождественский пост. У многих ли из нас наступление этого поста вызывает радостный, живой отклик? Не наоборот ли? Не заранее ли мы уже готовим всякого рода отговорки и тайные и явные возражения против поста, как будто пост – наш враг, покушающийся на здоровье и жизнь нашу?
Куда делась наша вера, наша готовность быть на послушании у Господа, наша преданность Его заповедям и духу Его Божественного учения? Мы испытываем испуг, страх, смущение перед постом и пригорюниваемся и жалобимся, не пытаясь даже вникнуть в благодетельную суть поста.
Ведь что такое пост? Пост есть воздержание. Воздержание, уверенность во всём, в чём мы обычно разрешаем себе излишества: в помыслах, в словах, делах и больше всего в том, в чём мы постоянно спотыкаемся и грешим, отчего духовно или телесно страдаем и погибаем. При наступлении поста каждый должен подсказать себе, от каких излишеств он больше всего страдает, чтобы с ними начать в посту бороться.
Пост с этого и должен начаться: с проверки себя, с прямого и решительного вопроса себе самому: как я живу, куда я иду: к Богу или от Бога, возрождаюсь или погибаю, умеряю свой греховные потребности или привычки или увеличиваю их.
Пост напоминает нам, своенравным и слабовольным, что «не широким, а узким путём» призываемся мы идти, что неизбежна для нас самая суровая, беспощадная и непрерывная борьба с самим собой за обновление и возрождение своей души, за уподобление Богу того образа Божия, который запечатлён в духе каждого из нас.
Так заглянем же, братия и сестры, внутрь самих себя. И вот, кто из нас привык много говорить, судить людей, лукавить, обманывать, празднословить, тот должен начать пост с задержания от излишеств в языке. Пусть все болтливые люди вспомнят, что Христос нам разрешил пользоваться только двумя притом самыми краткими словами: да-да и нет-нет (Мф. 5:37).
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. (Мф.5:37)
Кто привык легко, по каждому пустяку волноваться, вскипать, раздражаться, гневаться, допускать взрывы вражды, неприязни к своим ближним, тот должен начать пост с борьбы со своей распущенностью и расслаблением своей воли. Пусть каждый из вспыльчивых, нервных людей вспомнит, что лучшее лечение нервных больных и распущенности заключается в самовоздержании, в самообуздании, в создании навыков молчания, терпения, смирения, преданности воле Божией при всех жизненных обстоятельствах (Лк. 21:19; Мф. 10:23).
терпением вашим спасайте души ваши. (Лк.21:19)
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. (Мф.10:23)
Кто привык обильно кушать, переедать, перенасыщаться, увлекаться вкусными кушаньями, быть лакомкой, сладкоежкой, тот призывается начать пост с постных блюд, с умеренного, ограниченного употребления пищи. Пусть чревоугодники ужаснутся от слов, сказанных по их адресу, что богом их является чрево их (Флп. 3:19). Пусть вспомнят они слова Спасителя: Не заботьтесь для душ ваших, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело – одежды (Мф. 6:25) и вспомнят, что не единым хлебом жив будет человек (Мф. 4:4).
Удивительное дело, когда врач предписывает нам диету, то мы соблюдаем её, т. е. ограничиваем себя в пище. А вот когда Врач Небесный, Господь наш, предписывает нам Свою, заведомо полезную, спасительную диету, то мы всячески уклоняемся от неё.
Братия и сестры! Для чистого – всё чисто (Тит. 1:15), а для нечистого, похотливого, грешного человека всё превращается в нечистое, или осквернённое. Хотя человеку и всё позволено, но не всё ему на пользу, ибо ничто не должно обладать им (1Кор. 6:12). Пища всех родов и сортов сама по себе не греховная и позволена человеку, но, однако, в своё время и при особых условиях. Но никогда не позволены ему излишества, пресыщения, пристрастия и наслаждения ею, какова бы она ни была.
Ведь и в дни поста можно объедаться и наслаждаться вкусно приготовленным винегретом, грибной лапшой, первосортным компотом или вкусным вареньем и печеньем. Это будет уже не пощение, не самоограничение, а грубый самообман: будто пощусь, а на самом деле, объедаюсь, наслаждаюсь. Питаться, кормить своё тело надо, но наслаждаться и увлекаться пищей нельзя, ибо в этом случае попечение о плоти (теле) превращается в похоть (Рим. 13:14), т. е. в явный грех.
Оскверняет человека не то, что извне входит в него, а то, что из него самого исходит (Мк. 7:15), т. е. не пища сама по себе оскверняет, а отношение к ней человека, когда она (пища) в избытке принятая, производит в человеке телесные возбуждения, страстные желания, вспыльчивость, гневливость, ссоры и прочее.
Часто слышится возражение против поста среди людей больных или престарелых, физически слабых, отягчённых немощами духа и тела. У таких людей телесное истощение и есть их невольный пост телесный. И здесь следует заботиться уже не столько о телесном, сколько о духовном посте. Здесь спасительным будет усиление смирения и терпения в несении болезней или старческих немощей, усиление трезвенности духа и молитвенности. И тогда улучшение духовного состояния укрепит и физические силы.
Как Господь учит нас творить пост? Он говорит, что когда поститесь, то не будьте унылы (Мф. 6:16), мрачны, скучны, и не трубите о своём посте, а поститесь тайно (Мф. 6:18), смиренно, скромно, чтобы не превращать добродетель в порок; своё воздержание в пище в средство самопревозношения, противопоставления себя другим, не постящимся.
Иногда слышится вопрос: «А как быть, если я живу в не постящейся семье, а как быть, если я хожу в гости, и сама принимаю в пост гостей, а как быть, если кругом меня никто соседей не постится»? Если ты живёшь в семье не постящейся, и для тебя не могут готовить постной пищи или, когда поднимают ссору и вражду из-за твоего пощения, то, ради мира в семье, пользуйся общим столом и усиль пост духовный.
Если в дни поста ты попадаешь в гости, то кушай, что подано без всякого исследования (1Кор. 10:27).
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. (1Кор.10:27)
Пусть хозяин не от тебя обличится и осудится, а от Самого Бога (Рим. 14:12). Если ты сама принимаешь гостей, то угощай всем тем, что имеешь, не хвастаясь и не намекая, что постишься. Если постишься и ешь овощи, то не осуждай и не унижай соседей, если они не постятся, ибо всякий поступает по удостоверению ума своего (Рим. 14:2–5),
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. (Рим.14:2-5)
и сам даст отчёт Богу (Рим. 14:12).
Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. (Рим.14:12)
Приготовляя на кухне пищу или употребляя её, мы должны учесть обстановку: не соблазняет ли кого, что я приготовляю или вкушаю, скажем, мясо, когда оно не положено. Если, ты сама в пост соблазнилась мясом, то не дерзай соблазнять, вводить в искушение соседа. Ибо за него ты ответишь перед Богом больше, чем за себя саму, ибо сказано: горе тому человеку, через которого соблазн приходит… лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18:6–7).
Видите, братия и сестры, как страшно, как опасно соблазнять людей своим поведением, в том числе и питанием. Поэтому апостол и говорит: лучше не есть мясо, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, соблазняется и изнемогает (Рим. 14:21). Нет, – продолжает тот же апостол, – лучше не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор. 8:13). Бог зовёт нас к чистоте и святости (1Сол. 4:7) и Царство Его – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).
Ох, как все мы нуждаемся в этих добродетелях и как горько, что их не имеем! Прислушаемся в заключение к тому, что говорит о посте преподобный Серафим Саровский:
«Пост в том, чтобы не есть много, не разбираться между снедями вкусными и невкусными. Пищи употреблять каждый день столько, чтобы тело, укреплялось, было другом и помощником душе в совершении добродетели”.
…Постись…, и ангел Господень прилепится к тебе. Пост, братия и сестры, время благоприятное, «светлое и радостное», как говорит преподобный Феодор Студит. Не преминем воспользоваться им, чтобы возродиться духом и достойно встретить великий праздник Рождества Христова. Аминь.
Протоиерей Александр Ветелев
Евангельские Чтения
Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 1 стих с 8 по 14 (зачало 279)
А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено. Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. (1Тим.1:8-14)
Евангелие от Луки, глава 14 стих с 25 по 35 (зачало 77)
С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк.14:25-35)
Мученикам: Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 6 стих с 10 по 17 (зачало 233)
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:10-17)
Евангелие от Луки, глава 12 стих с 8 по 12 (зачало 64)
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить. (Лк.12:8-12)
По материалам:
- Православный церковный календарь. Азбука веры.
- Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники. Рождественский пост. О пользе поста. Протоиерей Александр Ветелев. Азбука Веры.
- Праздники и посты Православной церкви. Календарь справочник. -М. “Даниловский благовестник”, М. ЗАО ИД “Комсомольская правда” – 224 стр, ил.