РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню памяти святого апостола Филиппа

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.”

Евангелие от Матфея, глава 10, стих с 1 по 4

Апостол Филипп, апостол из 12

Апостол Филипп, апостол из 12

27 ноября Святая Церковь чтит память святого апостола Филиппа. Апостолы (от греческого  — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем  и устроения Церкви. Апостол Филипп принадлежит к числу двенадцати апостолов Христовых.

Разрыв между текстом
Святой апостол Филипп
Святой апостол Филипп, апостол из 12

Святой апостол Филипп, апостол из 12

Святой апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, из которых происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности родители отдали Филиппа учиться книжной премудрости. Он изучал Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Перечитывая и вдумываясь в них, Филипп пламенел любовью ко Грядущему, всем существом своим стремился увидать Его. И не знал Филипп, что Тот, Кого он жаждет увидеть, уже живет между иудеями. Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились. Христос пришел в пределы галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мной», – сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он – истинный Мессия, о Котором говорили пророки. Всей душой внял Филипп приказанию Господа и последовал за ним. Велика была радость Филиппа, когда он узнал, что Мессия пришел на землю и удостоил его сделать учеником Своим. Желая поделиться своей радостью и с другими, он идет к знакомому своему Нафанаилу, впоследствии апостолу Варфоломею. В радостном волнении сообщает он Нафанаилу свою новость. Но тот усомнился. «Пойди посмотри», – стал уверять Филипп. Он знал, что, только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Он – истинный Мессия. Так действительно и случилось (Ин.1:43–49).

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число двенадцати апостолов (Лк.6:14Мк.3:18). Научившись раньше книжной мудрости от людей, теперь Филипп учился Божественной премудрости от Того, Кто – сама Истина (Ин.14:6). Но почерпая из Источника Истины, Филипп еще не мог отрешиться от своих чувственных воззрений. По характеру своему он был, по-видимому, более наклонен к видимому и внешнему. Поэтому и в Божественном Учителе своем он видел только высокие совершенства человеческие, но не сознавал еще вполне в Нем Божества Его, и вот Христос захотел исправить его. Раз был Христос по другую сторону Тивериадского моря с 5000 народа. Вечерело. Христос не хотел оставить слушателей Своих без подкрепления. Но где было взять пищи для такого множества? «Где бы нам купить хлебов, чтобы их накормить?» – обратился Господь к Филиппу. Знал, конечно, Господь, что негде достать хлеба для 5000 человек, знал он наперед и то, что ответит Ему Филипп, знал, что и совершить Сам желал. Спросил Господь Филиппа для того, чтобы испытать его, дать ему случай сознать свое маловерие, устыдиться его и вполне уверовать. Выслушав вопрос Христа, Филипп не подумал о всемогуществе Божием, он помышлял только о человеческих средствах накормить столько народа. «Им на 200 динариев недовольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось понемногу», – сказал он. И потом с другими учениками стал просить Господа: «Отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения, и купили себе хлеба, потому что им нечего есть». Но Господь пятью хлебами и двумя рыбами насытил 5000 человек. Тогда увидел Филипп, что из руки Господней, как из неистощимой житницы, подается всем обильная пища. Он устыдился маловерия своего, укрепился в вере и с другими прославил силу Божию во Христе (Ин.6:1–14Мк.6:35–44Мф.14:15–21Лк.9:12–17).

Другой раз наклонность Филиппа к чувственному и внешнему выразилась еще более резко. Это случилось незадолго перед крестными страданиями Христа, во время прощальной Его беседы с учениками. Филипп стал просить своего Учителя, чтобы Он показал им Отца Своего. «Столько время Я с вами, – с кротким упреком отвечал Господь, – и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца, – как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я Сам, говорю не от Себя, – Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне…» (Ин.14:8–11).

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Приняв дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, святой Филипп стал проповедовать имя Христово. Сначала проповедовал он в пределах Палестины, в Галилее и Самарии. Однажды встретил он здесь женщину, несшую на руках умершего последнего своего сына. Она неутешно плакала и рыдала над ним. При виде убитой горем матери жалость охватила Филиппа. «Встань, – сказал он, простерши руку к умершему, – повелевает тебе Христос, Которого я проповедую». Тотчас ожил отрок. Мать в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына. Оба они уверовали во Христа и были крещены святым Филиппом. И еще многих обратил он в веру Христову. Потом отправился в земли языческие.

Святой Филипп прибыл в Грецию, и здесь проповедовал Слово Божие, исцелял больных и творил множество чудес. Однажды силой Христовой он воскресил умершего. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они недоумевали, как относиться им к проповеди апостола. Тогда они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедует им Иисуса распятого, прогоняет этим именем злых духов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего, а поэтому многие уже уверовали во Христа. По этому посланию прибыл из Иерусалима один из архиереев с несколькими книжниками. Архиерей этот еще и раньше негодовал сильно на святого Филиппа за то, что его проповедь имела большой успех в Палестине. С гордостью сел архиерей на высоком судейском месте, вокруг которого столпилось множество иудеев и язычников. Привели туда и святого Филиппа. «Мало было тебе, – гневно обратился архиерей к святому апостолу, – в Иудее, Галилее и Самарии прельщать простых и неученых людей, – сюда ты пришел, к мудрым эллинам, и здесь проповедуешь свое новое учение, которому научился от Иисуса, шедшего против закона Моисеева. За это Он Сам был осужден и умер бесчестной смертью, распятый на Кресте. По случаю праздника Пасхи Его погребли, а вы, ученики Его, тайно украли Его тело, на соблазн многих, и рассказали везде, что Он воскрес из мертвых…» Заволновался народ, услыхав эти гневные слова архиерея. «Что ты ответишь на это, Филипп?» – зашумела нетерпеливо толпа. И, как это всегда бывает в больших сборищах, начали, не дождавшись ответа апостола, спорить о нем. Но немного было защитников, были больше все противники. Одни из них требовали тотчас предать смерти Филиппа, другие настаивали на том, что нужно отвести его на суд и казнь в Иерусалим.

Между тем Филипп, выждав минуту, когда шум несколько утих, заговорил, обратившись к архиерею: «Напрасно ты любишь суету земную и говорить ложь! Отчего окаменело сердце твое, что ты не хочешь признать истину? Не сами ли вы положили печать на гробе и не сами ли приставили к нему стражу, а когда Господь наш воскрес, не разрушив печатей, не вы же ли дали тогда золота воинам, чтобы солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики Его? Как же не стыдишься ты теперь лгать? Самые печати ваши свидетельствуют истину воскресения Христова и обличают ложь вашу, они будут вашими обличителями и в день воздаяния». Архиерей совсем обезумел от гнева и ярости. Вскочив со своего места, он бросился на апостола, чтобы своими руками умертвить его. Но внезапно дерзновенный ослеп и почернел весь. Народ не вразумился этим чудом. Все подумали, что это было делом волхвования Филиппа и хотели его, как волхва, тут же убить. Тогда произошло другое, еще большее чудо. Со всеми, кто бросился схватить апостола, сделалось то же, что и с архиереем, и в то же время заколебалась страшно земля. Все затрепетали от страха и познали силу Христову. При виде бедственного положения ослепленных святой Филипп прослезился и стал молить Бога даровать им исцеление и просветить их ум и сердце. По молитве апостола тотчас все прозрели. Это чудо почти все множество бывших там людей обратило ко Христу. Только архиерей так был озлоблен, что и после наказания не старался и не хотел признать истину. Он еще более стал раздражаться на апостола и начал даже поносить Христа. Тогда его постигло еще большее наказание. Внезапно разверзлась земля, и он исчез в глубине. Крестив после этого уверовавших во Христа и поставив там епископа, святой Филипп отправился с благовестием по другим городам и селениям Греции. Однажды, идя дорогой, святой Филипп стал просить у Бога помощи в трудах благовествования. Когда преклонил он колена для молитвы, ему явилось на небе знамение, в образе орла, с позолоченными крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Святой апостол укрепился этим знамением и продолжал путь свой на дело проповеди Евангелия. Он просветил верой Христовой многие города Эфиопии и Аравии. Потом сел на корабль и поплыл к Азоту, приморскому городу в Палестине. Ночью, во время плавания, поднялась ужасная буря. Не было никакой надежды на спасение, и все со страхом ожидали последней страшной минуты. Тогда святой Филипп начал молиться, и вот явился в воздухе светлый образ Креста и осветил ночной мрак. После этого море стало утихать, и волны улеглись. В Азоте святого Филиппа принял к себе в дом один страннолюбец, именем Никоклид. У дочери Никоклида, Харитины, сильно болел глаз, так что она не находила себе покоя. Войдя к Никоклиду, святой Филипп начал проповедовать Слово Божие. Все внимательно слушали проповедь, слушала святого апостола и Харитина. Она с таким наслаждением внимала словам его, что забыла и о своей мучительной болезни. Святой Филипп заметил ее усердное внимание к Слову Божию. Зная, что она больна, он велел ей положить руку на больной глаз и призвать имя Христово, Харитина исполнила повеление апостола, и исцелел глаз ее. Весь дом Никоклида при виде этого чуда уверовал во Христа и принял Святое Крещение.

Из Азота святой апостол Филипп отправился на север и прошел в сирийский город Иерополь. Народ с ожесточением отнесся здесь к проповеди святого апостола. Его хотели даже побить камнями, и только заступничество некоего Ира спасло его от народного возмущения. «Сограждане, – обратился к народу Ир, – послушайтесь моего совета: не делайте зла этому человеку, пока не узнаете справедливости его учения; если учение его окажется несправедливым, тогда мы его убьем»… Ир был известным и всеми уважаемым человеком в городе. И теперь, выслушав слова его, народ не смел ему перечить. Так святой Филипп избавился от верной опасности. Ир предложил ему остановиться у него в доме. Скоро дом Ира сделался местом проповеди, где были обращены ко Христу Ир со всеми его домашними и соседи его. Узнали жители Иерополя, что Ир крестился, и сильно вознегодовали на него. Они обступили дом Ира и хотели ночью сжечь Ира со всеми домашними и святого апостола. Но святой Филипп предупредил их. Смело вышел он к мятежникам. Те, точно дикие звери, бросились на него и повлекли в судилище, начальник которого Аристарх дерзновенно схватил святого Филиппа за волосы. Но тотчас же иссохла у Аристарха дерзкая рука, и сам он ослеп и оглох. Гнев в народе утих, все дивились чуду и начали просить апостола, чтобы исцелил Аристарха. «Не получит он исцеления, – отвечал Филипп, – если не будет веровать в проповедуемого мною Бога».

В это время мимо пронесли хоронить умершего. «Вот воскреси этого мертвеца, – стал издеваться над апостолом народ, – тогда и Аристарх и все мы станем веровать в твоего Бога». Тогда Филипп молитвенно возвел глаза к небу и сказал кротким голосом, обратившись к умершему: «Феофил!» Тотчас поднялся мертвый на носилках, на которых несли его, и открыл глаза. «Христос повелевает тебе, – продолжал Филипп, – встань и беседуй с нами». Феофил сошел с носилок и припал к ногам апостола, воздавая ему благодарность за то, что избавил его от ужасных мук, к которым влекли его какие-то два черных страшилища. Пораженные чудом, все начали прославлять единого Истинного Бога, Которого проповедовал Филипп. Тогда святой апостол сделал рукой знак народу, чтобы он умолк, и велел Иру положить крестное знамение на поврежденные члены Аристарха, и тот сразу исцелел. Чудеса эти обратили ко Христу весь Иерополь, и жители принялись разбивать идолов. Отец воскрешенного Феофила прежде других разбил в своем доме 12 золотых идолов и раздал золото нищим. Святой Филипп крестил всех, рукоположил им епископом Ира и, создав Церковь, отправился в другие страны проповедовать Евангелие. Пройдя всю Сирию и верхнюю Азию, святой Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединилась к нему сестра его, девица Мариамия, и святой апостол Варфоломей. Они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии. Много страданий претерпели они: их и били, и камнями побивали, и заключали в темницы. Но благодать Божия сохранила их живыми и невредимыми, и они с ревностью продолжали проповедовать имя Христово. В одном из Лидийских селений они встретили святого Иоанна Богослова и вместе с ним отправились в соседнюю область Фригию.

Святые благовестники заходили с проповедью Евангелия во все селения Фригийские, встречающиеся на пути, и пришли в один город Фригии, который назывался также Иерополь. Жители Иерополя не знали еще Христа и поклонялись идолам, которыми был переполнен город. Кроме того, между божествами была в Иерополе ехидна. Для нее построили особый храм, куда приносили ей пищу и где совершали в честь ее жертвоприношения. Святые проповедники молитвой наложили заклятие на ехидну, и она стала бездыханной. После этого святой апостол Иоанн отправился проповедовать в другие города, а они втроем неустанно учили о Христе жителей Иерополя. Был там некто Стахий, остававшийся слепым в течение 40 лет. Они исцелили его и просветили верой Христовой. Весть о чуде скоро облетела весь город, и множество народа собралось в дом Стахия, где поселились благовестники. Они с радостью начали учить собравшихся вере Христовой и совершали чудеса, исцеляя больных и прогоняя злых духов. Множество народа уверовало во Христа. Жена начальника города, ужаленная змеей, была при смерти. Услыхав, что в доме Стахия какие-то странники одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие мужа приказала рабам отнести ее туда. Получив исцеление, она уверовала во Христа. Между тем градоначальник, вернувшись домой, узнал о случившемся в его отсутствие, страшно разгневался и приказал немедленно взять под стражу странников. Приказание градоначальника было исполнено: без всякой жалости повлекли Филиппа, Варфоломея и Мариамию по городским улицам, били их и издевались над ними, и бросили в темницу. Тогда жрецы пришли к градоначальнику и начали жаловаться на святых проповедников Христовых. «Отомсти за бесчестие богов наших, – говорили они, – с тех пор, как эти странники вошли в город наш, запустели алтари великих богов, погибла и славная богиня наша ехидна, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов».

Внимательно выслушав жрецов, градоначальник дал приказание обнажить святого Филиппа, думая, что в одежде его скрываются чары. Но они ничего не нашли. Обнажили и святого Варфоломея, но и в его одеждах не нашли ничего. Подошли к святой Мариамии, чтобы снять с нее одежды, но она внезапно превратилась в огненный пламень, и они в страхе отбежали в сторону. Тогда градоначальник осудил всех троих на распятие.

Апостол Филипп. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Апостол Филипп. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Сначала распяли святого Филиппа. У него провертели пятки и, продев в них веревки, повесили его на крест вниз головой перед дверьми храма ехидны. В распятого страдальца начали с ругательством бросать камни. Когда же затем распяли святого Варфоломея, произошло внезапно ужасное землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника, всех жрецов и множество неверных. В великий страх пришли оставшиеся в живых: и верующие, и язычники. Со слезами просили они апостолов о помиловании. Поспешно бросились снимать со креста распятых. Святой Варфоломей повешен был невысоко, и его скоро сняли. Но святого Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять, и Господу было угодно, чтобы он так и кончил земную жизнь. Вися на кресте, святой Филипп обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы помиловал врагов его, отпустил им грехи, просветил их ум к познанию Его, Истинного Бога. Услышано было моление святого апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и тогда жители Иераполя единодушно исповедали христианство. После того святой Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли со креста. Святой Варфоломей с честью похоронил тело святого Филиппа. На том месте, где во время крестных страданий истекла кровь апостола, через три дня по кончине его выросла виноградная лоза, как бы в знамение того, что святой Филипп, пролив на земле за Христа кровь свою, вкушает вечное блаженство в неземном Его Царствии. Мощи святого апостола Филиппа находятся в настоящее время в Риме, в храме Святых двенадцати апостолов.

Разрыв между текстом
В день памяти святого апостола Филиппа
Святой апостол Филипп

Святой апостол Филипп

Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь, вступая на порог сорокадневного поста, готовя нас к достойной встрече великого праздника Рождества Христова, преславно величает того, кто является покровителем, молитвенником и заступником для всех нас нас в этот период времени, — святого апостола Филиппа. В лице святого апостола Филиппа мы имеем яркий пример высокой нравственной чистоты и святости.

Святой апостол Филипп родился в Вифсаиде и был из числа тех людей, которые пламенно ждали скорейшего явления в мире Спасителя. Услышав об Иоанне Крестителе, он сразу же оставил родительский дом и стал одним из ближайших учеников Предтечи. С восторгом он узнал от Иоанна, что ожидаемый Мессия уже пришел. Когда Спаситель после крещения и сорокадневного поста вышел на проповедь, то однажды Он встретил апостола Филиппа и сказал ему: «Гряди по Мне». Святой апостол Филипп беспрекословно последовал за Господом, привел к Нему своего друга Нафанаила и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностным учеником Спасителя. За ревностное проповедание Евангелия апостол Филипп претерпел мученическую кончину: был распят на кресте вниз головой.

Дорогие братия и сестры! Мы видели, что лишь только божественный глагол «Иди за Мною» коснулся слуха Филиппа, он сразу оставил все, и последовал за Христом, и уже никогда, до самой смерти, не оставлял Его. Такова сила божественного гласа! Но не одних святых апостолов звал и зовет к Себе Господь — и сейчас зовет Он каждого из нас, и зовет непрестанно. Со времени первого гласа Божия, обращенного к согрешившему Адаму в раю: «Адам! где ты? Почему ты скрылся от Меня?», этот голос немолчно раздается и будет раздаваться до скончания века в ушах каждого человека-грешника. «Се, стою у двери и стучу, — говорит сейчас нам Спаситель, — если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Постоянно и различными способами зовет нас Христос к Себе, не отворит ли кто Ему сердца своего, не услышит ли кто голоса Его. Постоянно говорит Он каждому из нас: «Иди за Мною». «Иди за Мною, а не за плотью своею», — говорит Он в совести нашей. «Иди за Мною, а не за миром», — говорит Он в слове Своем. «Иди за Мною, а не за своими страстями, за своею гордостью, скупостью, за своим честолюбием», — говорит Он в поучениях пастырей Церкви. «Иди за Мною», а не за тысячами предметов, которые только обольщают тебя суетно, но никогда не сделают тебя счастливым.

Посмотри на небо, куда тебя зову, как оно прекрасно; можно ли сравнить его с землею? Но зачем же привязываешься так сильно к земле? Посмотри, сколько лжи, коварства в мире, а в обителях Моих праведность и мир и радость во Святом Духе, тишина, согласие и любовь.

Зовет нас к Себе Господь, а мы не идем. Простирает к нам Свои руки, а мы отвращаемся от Него. Накануне воскресных и праздничных дней колокола благовестят великую радость: «Иди к Богу! Иди к Богу! Помни день воскресный!» — а мы этого поистине громового гласа не слышим и спокойно отправляемся на суетные зрелища, в гости, на базар и т.п. или суетимся в доме, не давая покоя ни телу своему, ни бесценной душе.

Отчего же, Господи, слово Твое, так живо и спасительно действовавшее на святых апостолов, умы и сердца их, не действует на наши сердца и наши умы? Среди шума страстей, воюющих в плоти нашей, среди шума мирских удовольствий не слышим мы голоса Бога, зовущего нас к Себе. Голос Божий не находит отголоска в душе нашей, как голос вопиющего в пустыне; не так душа наша настроена, чтобы слышать Его, не о том думает человек, не к тому стремятся его мысли и желания.

Святой апостол Филипп так скоро и радостно отозвался на голос Христа, потому что он имел душу уже предочищенную, хорошо настроенную, чтобы слышать Господа. Послушаем, что он говорит Нафанаилу: «Нашли Мессию Христа». «Нашли!» — значит, он искал Христа, думал о Нем, желал, чтобы Он пришел скорее. «Нашли, — говорит он, — Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки». Значит, он читал Священное Писание, поучался в законе и испытывал Писания. Так и мы, дорогие братия и сестры, должны усердно предуготовлять свои души к встрече Христа, к исканию Спасителя и слышанию Его святого слова. Прежде всего нужно очистить себя от страстей и пороков истинным духовным и телесным постом, чистосердечным покаянием в эти святые дни наступающего поста. Решительно оставить греховную жизнь и стать на путь истинно христианской жизни. Подобно святому апостолу Филиппу, надо постоянно читать, изучать слово Божие. Преподобный Нил Синайский, а также и преподобный Серафим Саровский учат, что благоговейное и постоянное чтение слова Божия очищает от страстей нашу душу и прощаются нам грехи. А в чистую душу войдет слово Божие, и укрепится наша вера.

Святой апостол Филипп, как только услышал голос Божий, тотчас оставил все и последовал за Христом; не стал он раздумывать, не стал говорить: «Господи, позволь, я прежде покончу свои земельные дела, позволь прежде пойти похоронить отца моего или проститься с домашними моими», как говорили Спасителю впоследствии желавшие идти за Ним, но непоследовавшие или как говорят некоторые и сейчас: «Я еще молод, состарюсь и тогда буду каяться, ходить в церковь и молиться, а сейчас пока понаслаждаюсь земной жизнью и ее прелестями». В деле нашего спасения все зависит от решимости повиноваться голосу Божию, решимости безусловной, скорой, неотложной. «Теперь время благоприятное, теперь день спасения», — говорит святой апостол Павел. Пока милосердный Господь долготерпит нас, грешных, ждет нашего покаяния, надо спешить покаяться, исправить свою греховную жизнь, решительным ударом отсечь все страстные земные привязанности. Вот этой-то твердой решимости у многих из нас нет. Многомилостив Господь и в этом случае, иногда и против нашей воли заставляет слышать голос Свой. В самом деле, кто из нас не слышал в душе своей голоса Божия и не говорил самому себе: «Довольно! Пора опомниться, позаботиться о своей душе». Кто из нас не сознавал, что хорошо бы поусерднее и каждый день молиться Богу, читать ежедневно слово Божие, и уделять часть доходов своих в пользу бедных, и неопустительно по праздникам ходить в церковь Божию? Часто появляются в нашей душе святые мысли и рассеивают окружающий нас греховный мрак, и не без содрогания видишь тогда себя в бездне греховной, и не без ужаса сознаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. В душу тогда прокрадывается умиление, и ты иногда бываешь готов все сделать, чтобы выйти из этого ужасного, греховного состояния, готов непрестанно, подобно апостолу Петру, вопиять и иногда действительно вопиешь: «Господи! спаси меня, погибаю!» Но отложишь спасение до следующего дня — и увы! в большинстве случаев бывает так, что отложишь навсегда. Как молния, является святая мысль, когда благодать Божия касается нашей души, и, если мы не прислушиваемся к ней, она, как молния, исчезает и мы снова остаемся во тьме греховной. Вот почему и заповедано нам не отлагать со дня на день спасения своего. Подобно святому апостолу Филиппу, оставим все греховное и пойдем за Господом.

Но святой апостол Филипп не только сам пошел, но и привел ко Христу своего друга Нафанаила, а затем евангельской проповедью тысячи душ человеческих вырвал из сетей диавольских и привел ко Христу. Заботясь о своем спасении, дорогие братия и сестры, не забудем позаботиться о спасении своих ближних и друзей. Часто мы клянемся друзьям в вечной дружбе. Но ведь вечно будем жить не на земле, а на небе. Позаботимся, чтобы друзья наши остались друзьями нам не только здесь, на земле, но и там, на небе; чтобы нам и на небе встретить их с большей радостью и любовью, чем с той, с какой мы встречаем их здесь, на земле… Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Хотя бы все в нашей жизни устроено было хорошо, довольно этого одного греха — небрежения о спасении ближних, чтобы ввергнуть нас в геенну». Какое страшное слово!

Подражая святому апостолу Филиппу в последовании Христу, будем, дорогие братия и сестры, подражать ему и в решимости оставить все, что препятствует идти за Христом, и в обращении друзей, знакомых и ближних своих ко Христу, Спасителю мира. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Иоанна, глава 21 стих с 15 по 25 (зачало 67)

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. (Ин.21:15-25)

На Литургии

Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 1 стих с 1 по 7 (зачало 278)

Павел, апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. (1Тим.1:1-7)

 Евангелие от Луки, глава 14 стих с 12 по  (зачало 75)

Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк.14:12-15)

Апостолу:

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 4 стих с 9 по 16 (зачало 131)

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1Кор.4:9-16)

Евангелие от Иоанна, глава  1 стих с 43 по 51 (зачало 5)

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (Ин.1:43-51)

 

 

 

 

По материалам:

  • Православный Церковный Календарь. Азбука веры.
  • Православный календарь. Православие.ру
  • Апостолы. Азбука веры.
  • Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых. По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, священноархимандрита Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, при Наместнике Высокопреосвященнейшем Павле, митрополите Вышгородском и Чернобыльском. Азбука веры.
  • Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  • Простые и краткие поучения. Том 11. Поучение на день св. Апостола Филиппа. Азбука веры. 
  • В день памяти святого апостола Филиппа. Проповеди архимандрита Илии (Рейзмира). Азбука веры. 

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление