РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню памяти святого апостола Андрея Первозванного

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Евангелие от Матфея, глава 10, стих с 1 по 4

Святой апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный

13 декабря Святая Церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного, апостола от двенадцати. Память святого апостола Андрея Первозванного так же чтится в дни памяти:

  • Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля;
  • Собора Карельских святых – 3 июня;
  • Собора Крымских святых – 28 декабря.

Святой апостол Андрей Первозванный происходит, как и апостол Филипп, из Вифсаиды (Ин 1. 44). Андрей Первозванный жил в Капернауме (Мк 1. 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф 4. 18; Мк 1. 16). Отца Петра и Андрея Первозванного звали Иона (Мф 16. 17; Ин 1. 42) (некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени – Иоанн). Согласно Евангелию от Иоанна, апостол Андрей Первозванный был одним из тех двух учеников святого Иоанна Предтечи, которые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин 1. 35-40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание – Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей Первозванный затем привел к Нему брата (Ин 1. 41-42). Согласно евангелистам Матфею и Марку, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера (Мф 4. 18; Мк 1. 16).

При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается вторым, происшедшим после возвращения Иисуса из пустыни. В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди двенадцати учеников Христа, где занимает второе, после апостола Петра (Мф 10. 2; Лк 6. 14), или четвертое, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк 3. 18), место. Вместе со своим земляком, апостолом Филиппом, Андрей Первозванный, возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении пяти тысяч человек именно он сообщает Иисусу об имеющихся пяти хлебах и двух рыбах (Ин 6. 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин 12. 21-22). Андрей Первозванный вместе с тремя избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк 13. 3). В числе двенадцати учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян 1. 13). Последнее, что известно об апостоле Андрее Первозванном из Нового Завета,- это его участие вместе со всеми в выборе двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян 2. 1).

***

Раннехристианская и византийская традиция
Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.

Относительно дальнейшей жизни Андрея Первозванного уже в древности существовало две традиции. К середине II века по Р. Х. восходят апокрифические «Андрея деяния». Согласно их тексту, реконструируемому в первую очередь на основании «Книги о чудесах» Григория Турского (около 591-592 годов), апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Чёрного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Возможно, в основе этой традиции лежит связь Южного Причерноморья с апостолом Петром (1 Петр 1. 1): о совместной проповеди братьев упоминают позднейшие тексты. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда – в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину – распятие на кресте. Начиная с IX века кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона (около 67 по Р. Х.). В более позднем апокрифическом сказании, «Андрея и Матфия деяниях», действие происходит в некоем «городе людоедов» Мирне (Мирмене, Мирмидоне), отождествленном не позднее VI века с Иссулименом или Синопой. Другие апокрифические тексты, связанные с этой традицией, переносят проповедь Андрея Первозванного в Северо-Западную Персию (греческое «Деяния Андрея и Варфоломея в городе парфян», арабское «Мученичество Андрея у курдов»).

Другая традиция, восходящая по крайней мере к первой половине III века, отражена у Евсевия Кесарийского (Церковный историк III века), который, дословно цитируя третий том «Толкования на Бытие» Оригена, считает, что Малая Азия, Понт и Вифиния были апостольским уделом апостола Петра, в то время как Андрей Первозванный отправился в Скифию. Эта традиция получила развитие в так называемых апостольских списках, восходящих к утраченным сирийским текстам IV века. В ранних редакциях этих списков область проповеди Андрея  Первозванного была распространена на все родственные скифам кочевые ираноязычные племена: саков, согдийцев, сарматов; позднее, в списке Псевдо-Епифания (VI-VII веков), проповедь Андрея Первозванного в Скифии была соединена с описанным в «Деяниях Андрея» мученичеством апостола в Патрах; затем, в списке Псевдо-Дорофея (VIII-IX веков), сюда же был добавлен и материал «Деяний Андрея» о проповеди Андрея Первозванного в Понте; в том же списке нашло отражение и предание об основании Андреем Первозванным епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византия, со временем ставшее важным аргументом в полемике Константинополя и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов.

В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития Андрея Первозванного: не получившее распространения «Рассказы» (первая половина VII века или IX-X века), более широко признанное «Житие Андрея», созданное между 815 и 843 годами Епифанием Монахом, который прошел по предполагаемому пути Андрея Первозванного, собирая предания о нем. Опираясь на некоторые отрывочные сведения церковных писателей (Псевдо-Клементины, Псевдо-Епифаний и др.), местные предания, в том числе письменные (например, «Алфавитарий херсаков»), и переработанную концовку «Деяний Андрея», Епифаний поместил действие апокрифических источников в контекст канонических Деяний апостолов, устраняя фантастические элементы и пропуская те места проповеди, где он не побывал сам. Это житие сохранилось в двух редакциях, принадлежащих, судя по всему, перу самого Епифания: первое, созданное как продолжение «Деяний Андрея и Матфия», и второе, дополненное сведениями о пребывании апостола в Палестине и Малой Азии и сокращенной в некоторых других частях.

Миссионерские путешествия ап. Андрея Первозванного

Миссионерские путешествия ап. Андрея Первозванного

По Епифанию, Андрей Первозванный совершил из Иерусалима три путешествия вдоль берегов Чёрного моря, причем всегда по маршруту юг – восток – север. В первом он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия. Затем Петр отправился проповедовать в западных землях, Андрей Первозванный двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и семью другими учениками проповедовал в синагоге, которую превратил в храм Богородицы; из Трапезунда Андрей Первозванный пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол из Антиохии направился в Эфес вместе с апостолом Иоанном (о связи Андрея Первозванного с Иоанном свидетельствуют древние памятники, например канон Муратори II век). Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, Андрей Первозванный отправился во Фригию и Никею, где изгнал бесов, убил дракона, усмирил разбойников и сокрушил идолов (часть этих чудес восходит через местную традицию к «Деяниям Андрея»). Через два года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греческими философами. В последнем, третьем, путешествии Андрей Первозванный со спутниками проходил через Эдессу, где оставил апостола Фаддея, в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там апостола Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с другим своим спутником, апостолом Симоном Кананитом. Через Зихию, где Андрей Первозванный едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители которого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога, а оттуда через Халкидон (где был поставлен епископа Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы, Андрей Первозванный направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греческую часть жития с обращения апостолом Максимиллы, жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла, за что Андрей Первозванный был заключен в тюрьму и затем распят на кресте (здесь агиограф следует заключительной части «Деяний Андрея», упоминая при этом и об эпизодах, не сохранившихся ни в одном из других текстов).

На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об Андрее Первозванном. Никита Давид Пафлагон составил на основе его две редакции Похвальное слово (энкомий) Андрею Первозванному и житие энкомиастического типа (хвалебная песнь), в котором добавил к повествованию Епифания упоминания о проповеди Андрея Первозванного в деревне Харакс в Пафлагонии, о поставлении епископа Пальма в Амастриде и историю с Лесбием в Патрах. Симеон Метафраст, использовавший первую редакцию «Жития» Епифания, распространил область проповеди Андрея Первозванного до Дуная и присоединил, так же как и Никита Давид, рассказ о перенесении мощей апостола в Константинополь. Известны также несколько византийских энкомиев (хвалебных песней) Андрею Первозванному. Дальнейшее развитие византийская традиция получила в Грузии и на Руси.

***

В Грузии
Ап. Андрей. Мозаика ц. св. Феодора в Сере (Греция). Нач. XII в.

Ап. Андрей. Мозаика ц. св. Феодора в Сере (Греция). Нач. XII в.

В Грузии начало христианской проповеди издавна связывалось с именем Андрея Первозванного: грузины (греческое горсины) упоминаются в некоторых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII века был переведен на грузинский язык и включен в грузинский гомилетико-литургический сборник Кларджетский многоглав (IX века), отражающий древнейшую (VI-VIII веков) литургическую практику Грузинской Церкви. В конце X века преподобным Евфимием Святогорцем была переведена на грузинский язык «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного») Никиты Пафлагона; уже в X-XI веках в западных и юго-западных частях Грузии была широко распространена оригинальная грузинская версия «Похвалы», включенная Леонтием Мровели в XI веке в состав грузинского летописного сборника Картлис Цховреба, повествующая о проповеди Андрея Первозванного в Юго-Западной Грузии во время его третьего путешествия. Согласно жребию Грузия досталась в удел Пресвятой Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда Андрея Первозванного. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, Андрей Первозванный вместе с апостолом Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греческий лазы). Крестив их, Андрей Первозванный пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил церковь во имя Пресвятой Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Южная Грузия), апостол водрузил там железный крест («Ркинис джвари»). В селе Заден-Гора Андрей Первозванный сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с селом Ацкури, религиозным и административным центром древнего Самцхе, где Андрей Первозванный воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, Андрей Первозванный предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев Андрей Первозванный оставил икону в маленькой часовне селения Ацкури (откуда пошло название иконы – Ацкурская; средневековый грузинский историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII веке византийским императором Ираклием, поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греческий аланы и зихи); дойдя до города Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили Андрея Первозванного враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого грузинский богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (вторая половина XI века) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом. Вопросам истории обращения грузин преподобный Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в котором выдвинул положение о двух этапах просвещения Грузии – трудами апостола Андрея Первозванного и святой равноапостольной Нины. Это положение было узаконено в 1105 году Руис-Урбнисским Собором Грузинской Церкви. Достоверность сведений о проповеди Андрея Первозванного на территории современной Грузии некоторые грузинские ученые ставили под сомнение (И. Джавахишвили, К. Кекелидзе), однако фактологическое содержание грузинской версии жития Андрея Первозванного (маршрут святого, этнотопонимика, точное описание социальной среды и быта) оставляет этот вопрос открытым. С целью выявления дополнительных доказательств о пребывании Андрея Первозванного на территории Грузии в 1988 году начались археологические раскопки в окрестностях селения Ацкури. Обнаружены сооружения V века до Р. Х.- I века, следы акрополя I века, погребальный инвентарь.

***

Почитание апостола Андрея Первозванного в России

Основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об его апостольском уделе. В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.), поэта, почти современника Андрея Первозванного, можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реку Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостров, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами неопределенной локализации. По мнению ряда исследователей, этнонимом «скифы» позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, т. е. на бывших скифских землях. Впрочем, некоторые византийские памятники (например, «Narratio») понимают под Скифией, в которой проповедовал Андрей Первозванный, римскую  провинцию и ранневизантийскую церковную епархию в устье Дуная (район современной Добруджи, Румыния). Однако эта провинция появилась лишь в ходе реформ императора Диоклетиана (конец III века) и, таким образом, не существовала во времена Оригена.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в.

В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время третьего путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех православных Церквах, в конце XI века появился его славянский перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андреем Первозванным русских пределов – «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь» сохранившееся в составе Повести Временных лет. Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотѣ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу.

К XI веку относится рост почитания Андрея Первозванного на Руси: в 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Древнейшие упоминания Андрея Первозванного находятся в месяцесловах Евангелий – Реймсского первой половины XI века, Остромирова 1056-1057 годов и Архангельского 1092 годов. В Минее 1097 года содержится служба Андрею Первозванному.

С XII века непрерывно развивалась традиция сказаний об Андрее Первозванном в русском Прологе. В Прологи Первой редакции включено краткое житие Андрея Первозванного «Страсть святаго, и прехвального, и первозванаго Андрея, брата великаго Петра», в Прологи Второй редакции – еще и «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (XIV век). В первой половине XIV века житие Андрея Первозванного было вновь переведено на славянский язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Оно встречается в большом количестве южнославянских и русских списков XIV-XVII веков. Известна также «обновленная» редакция, в которой объединены оба текста об Андрее Первозванном – житие и «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля» (самый ранний список до 1513 года). В житийной литературе «Слово» впервые встречается в житии святителя Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым около 1420 года.

В Великие минеи четьи под 30 ноября (старый стиль) помещена подборка текстов, посвященных Андрею Первозванному. Кроме проложного жития и Сказания о хождении Андрея Первозванного на Русь данная книга содержит перевод «Деяний Андрея и Матфия», Первую редакцию «Жития» Епифания Монаха, отрывок из «Сказания» Симеона Метафраста и похвальное слово Прокла, Патриарха Константинопольского.

Со времени святителя Макария, в 1526-1542 годах бывшего архиепископом Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие Повесть Временных лет. Такие сказания содержит «Степенная книга» (XVI век), где в новой обработке записано Слово о посещении Руси Андреем Первозванным, помещенное в кратком виде в житии святой Ольги и в пространном – в житии святого Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград. «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной. О жезле Андрея Первозванного из села Грузина подробнее рассказывается в житии преподобного Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 году боярским сыном В. М. Тучковым по поручению архиепископа Макария (Повести о житии Михаила Клопского). Тогда же, очевидно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекомом Грузино», известное в списках XVII века. Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче», где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Таким образом, подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.

Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Особенно настойчиво тема апостольской преемственности Русской Церкви стала звучать в XVII веке в Киеве. В 1621 году киево-печерский иеромонах, впоследствии архимандрит, Захария Копыстенский написал «Палинодию, или книгу обороны святой кафолической Всходней церкви» в защиту православной Церкви против латино-униатских сочинений. В главе «О уверении и крещении руссов» Захария рассуждает о достоинстве Андрея Первозванного как старшего брата апостола Петра и апостола Первозванного, затем излагает предание о посещении Андреем Первозванным Киевских гор и Новгородской земли, поясняя, что Андрей Первозванный в это время многих крестил, ибо апостолы никогда напрасно не ходили. Этот рассказ иеромонах Захария подкрепил ссылкой на местное киевское предание: «на той горе в Киеве, где стоял апостол, того ж часу и церковь была поставлена, где и теперь есть, як и повесть и до сих дний обносится о той церкви и о той горе» (имеется в виду церковь в честь Воздвижения Креста Христова, построенная в Киеве в XIII веке на месте креста Андрея Первозванного, в XVI веке она была перестроена; в 1744 на этом месте возведен каменный храм во имя Андрея Первозванного по проекту Ф. Б. Растрелли). В том же 1621 году в Киеве состоялся собор восстановленной православной иерархии с митрополитом Иовом (Борецким) во главе по вопросу о мерах защиты православной Церкви и ее благоустроении. В деянии собора сказано: «поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили… то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол».

Ап. Андрей. Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Ап. Андрей. Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Богатая традиция сказаний об Андрее Первозванном, существовавшая на Руси с древних времен, дополнялась и в более поздние периоды ее истории. В XIX веке А. Н. Мошиным были записаны «Легенды Великих Лук», содержащие предание о посещении этих мест Андреем Первозванным. В согласии с местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного память его особо чтилась в таких русских монастыря, как Балаклавский Георгиевский монастырь близ города Севастополя, Инкерманский святого Климента монастырь под Севастополем, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере, Деревяницкий новгородский монастырь, вотчиной которого с середины XIV века являлось село Грузино.

При императоре Петре I Алексеевиче, считавшем Андрея первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил главный орден Российской империи (орден Андрея Первозванного), а Андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота.

***

Почитание апостола Андрея Первозванного в Западной Европе
Ап. Андрей. Мозаика оратория Архиепископской капеллы. Равенна. 494–519 гг.

Ап. Андрей. Мозаика оратория Архиепископской капеллы. Равенна. 494–519 гг.

Почитание апостола Андрея Первозванного засвидетельствовано с V века. В Равенне ему была посвящена часовня архиепископского дворца. В Риме папа святитель Григорий I Великий († 604) возвел монастырь во имя Андрея Первозванного (где находилась и резиденция самого папы); помимо него в Риме существовали еще по меньшей мере пять храмов и обителей, посвященных этому апостолу. Древнейшим независимым западным житием Андрея Первозванного следует считать, по-видимому, «Письмо диаконов и пресвитеров ахейских» (VI век), получившее весьма широкое распространение и переведенное на греческий язык. Не позднее VI века был создан латинский перевод «Андрея деяний», куда был включен и отрывок «Андрея и Матфия деяний», также переведенных на латынь. На основе этого текста епископ Григорий Турский составил около 591-592 годов «Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея».

Григорий Турский свидетельствует о древности почитания Андрея Первозванного в Галлии, упоминая храмы в честь апостола и рассказывая о совершенных им чудесах. С 1250 года в аббатстве Сен-Виктор находился будто бы крест, на котором был распят Андрей Первозванный; в 1438 году герцог Бургундии Филипп Добрый перенес частицу андреевского креста в Брюссельскую дворцовую капеллу. Андрей Первозванный считался покровителем Бургундии, а его диагональный крест («crux decussata», имеющий позднесредневековое происхождение) стал символом этого государства. Позже почитание Андрея Первозванного распространилось на Австрию и Испанию. В Германии Андрей Первозванный был связан с миссионерской деятельностью, особенно на севере страны: ему были посвящены соборы в некоторых новоучрежденных епархиальных центрах (Вюрцбург, Бремен). В Англии в VIII веке возникает поэма (одна из самых ранних на древнеанглийском) на основе «Андрея и Матфия деяний». Особым почитанием апостол пользуется в Шотландии, где он считается святым покровителем страны (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Почитание Андрея Первозванного было распространено также в Скандинавии, Ирландии и некоторых других европейских странах.

***

О святых мощах апостола Андрея Первозванного
Ковчег-мощевик ап. Андрея. Трир. 977-993 гг.

Ковчег-мощевик ап. Андрея. Трир. 977-993 гг.

Святые мощи находились на месте его мученической кончины – в Патрах (Греция). В 357 году по поручению императора Констанция II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником будущим великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом; «преложение мощей апостолов» занесено в греческий синаксарь под 20 июня. После взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи Андрея Первозванного в итальянский город Амальфи (1208), где они находятся в настоящее время.

Согласно западному преданию, хранитель мощей апостола в Патрах инок Регул, узнав о намерении императора Констанция забрать мощи Андрея Первозванного в Константинополь, решил увезти их часть. После долгого плавания по морю корабль Регула прибыл в Шотландию, и мощи были помещены в городе Килримонте. Появление там мощей апостола уже в IV веке не вызывает доверия у современных исследователей; по мнению западных ученых, они могли быть перенесены в Шотландию при епископе Акке (середина VIII века), который был преемником святого Вилфрида, известного паломническими хождениями в Иерусалим и Рим. Монастырь во имя Андрея Первозванного в Килримонте известен с 747 года (под этим годом ирландская летопись сообщает о смерти килримонтского аббата). С XI века развивалось паломничество к хранившимся здесь мощам апостола, провозглашенного покровителем Шотландии. Король Александр I (1106-1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, который с этого времени стал называться Сент-Андрус (город святого Андрея). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 году здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318 году); в 1559 году собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Андрея Первозванного уничтожены.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. Из стишного пролога Феодора Продрома (начала XII века) следует, что эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся шестьдесят шесть лет строительство собора во имя Андрея Первозванного – крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом – большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить эту святыню, находившуюся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню; один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Из средневековых паломничеств в Константинополь известно, что рука Андрея Первозванного в XII веке хранилась в церкви Богородицы (Фаросской?) в Большом дворце (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII век). О главе Андрея Первозванного в монастыре святого Георгия в Манганах сообщают многочисленные паломники, в том числе и русские, накануне падения Константинополя в 1453 году.

Вопрос о времени и обстоятельствах появления частиц мощей Андрея Первозванного в афонских монастырях остается открытым. В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола, в Андреевском скиту – частицы главы, в Пантелеимоновом монастыре – стопа. В 1644 году иноки монастыря святой Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603-1604 годах по указанию Бориса Феодоровича Годунова был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, помещенный в Благовещенском соборе Московского Кремля.

***

Об иконографии

Наряду с апостолами Петром и Павлом представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов. Наиболее ранние его изображения сохранились на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI века; редкие единоличные образы – на диптихе слоновой кости 450-460 годов, и ампулах (например, на керамической ампуле из Двина). В византийской агиографической литературе встречаются упоминания о чудотворных образах Андрея Первозванного: по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе; другой – над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополе.

Уже в ранних памятниках облик апостола Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода; как и другие апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий. Согласно описанию Епифания Монаха, «он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен».

Андрей Первозванный представлен в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V века,- с венком в руках; в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 годы,- погрудно, в медальоне; в церкви Сан-Витале (Равенна), около 547 года; в апсиде кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае, 550-565 годы; на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI век,- с Евангелием; в апсиде церкви Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 годы, и других. В послеиконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался со свитком в руке, например, на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е годы XII в., или с крестом на длинном древке – на мозаике апсиды церкви Санта-Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 года; капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, первая половина XII века; кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, около 1148 года.

Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях «Евхаристия», «Тайная вечеря», «Вход Господень в Иерусалим», «Уверение Фомы», «Вознесение Господне» (например, в церкви великомученика Георгия в Курбиново (Македония), 1191 года, Андрей Первозванный изображен с крестом), «Сошествие Святого Духа», «Успение Пресвятой Богородицы» и др., а также – «Умножение хлебов и рыб» (мозаика Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна), около 520), «Крещение Господне» (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), конец XII века); на иконах «Собор 12 апостолов» (первая треть XIV века).

Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено в Минологии Василия II (976-1025 годы); на иконе «Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь», XII век (монастырь великомученицы Екатерины на Синае) помещено распятие Андрея Первозванного на древе. В XVII-XIX веках эта иконография получила развитие в русской иконописи (например, «Апостольские деяния и страдания», XVII век). Эта тема была распространена в католическом искусстве.

Особое почитание Андрея Первозванного на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (конец XV века).

Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался обычно напротив апостола Иоанна Богослова: на иконе из иконостаса 1408 года Успенского собора во Владимире; на иконе из деисуса 1444-1445 годов церкви Успения с Пароменья во Пскове – в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках; на иконе XV века из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»), на ростовской иконе из деисусного чина, конец XV века,- со свитком в руке. На иконе середины XVI века он представлен вместе с архангелом Михаилом; на образе из Николо-Коряжемского монастыря (до 1661 года) – в рост, в молении Христу; на вологодской иконе «Апостол Андрей Первозванный в житии» 1717 года. Полный цикл из восьмидесяти  миниатюр с житием Андрея Первозванного содержится в рукописи XVII века.

***

Ко дню памяти святого апостола Андрея Первозванного
Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный

Уже название «первый», которое дается ему в Евангелии, т. е. первый по призванию ко Христу, первозванный, так много говорит уму и сердцу. Ведь первому начать какое-либо дело, проложить куда-либо путь особенно трудно. Следовать за другими легче, чем начинать. Придти ко Христу было нелегко, особенно первым ученикам. Если теперь, когда за Христом в течении многих веков шло уже бесчисленное множество людей, пойти за Ним не на словах, а на деле, кажется столь трудным, даже невозможным, то что сказать о первых последователях?

Господь сказал апостолам Андрею и Петру: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они,— продолжает евангелист,— тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 19–20). Как много сказано в этих немногих словах, и каких похвал достоин апостол, о котором такие слова сказаны! Не могут оставить ради Христа и немногое христиане, носящие Его имя с первых дней жизни! Медлят, откладывают целые годы до самого конца жизни то, что внушает сердце и совесть сделать ради Христа! А апостол Андрей тотчас оставил свои сети, с ними же и всё своё благосостояние. Апостол Андрей, оставив всё ради Христа, сделался и прекраснейшим «ловцом» душ человеческих. Он прошёл с проповедью о Христе, по свидетельству предания, множество стран, терпя гонения от иудеев и язычников. Доходил, по преданию, до Киева, где водрузил крест и предсказал, что свет Христов воссияет в стране Русской. Им, следовательно, положено начало «уловления» и наших душ, потому хвала ему как «ловцу человеков» из наших уст должна возноситься особенно усердная, теплая, сердечная.

Когда правитель города Патры в Малой Азии стал хулить Крест Христов, почитавшийся позорным у язычников, грозить апостолу крестною смертью, святой Андрей начал с верою и любовью объяснять правителю тайну креста, через который совершилось искупление людей. Тогда правитель подверг апостола заключению в темнице, побоям и наконец — распятию. Андрей назвал себя рабом креста и говорил, что не боится страданий временных, даже желает их ради Христа Распятого. Восприяв с первого призвания свет Христов, апостол взошел на крест, чтобы соединиться навеки с Богом.

Да дарует нам Господь сложить похвалы апостолу Андрею, чтобы воспоминанием о дивных духовных доблестях его хотя бы отчасти отгонялась наша медлительность в последовании Христу, в исполнении Его заповедей, чтобы возгоралась в сердцах наших любовь ко Христу, постоянно охлаждаемая житейским себялюбием, орошаемая пеплом страстей, чтобы усиливалась в нас готовность ради Христа если не оставить все, то оставить хотя бы постыдные, унижающие нас страсти, чтобы воспламенялась любовь не к наслаждениям лишь жизни земной, которых ищут язычники, но и к правде Царствия Христова, радость которого неизреченна и не сравнима ни с какими радостями земли, от Христа нас отдаляющими.

Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас!

***

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Матфею, глава  4 стих с 18 по 23 (зачало 9)

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

На Литургии

Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 5 стих с 11 по 21 (зачало 286)

11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

 Евангелие по Луке, глава  19 стих с 45 по 48 (зачало 98)

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Апостолу. Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 4 стих с 9 по 16 (зачало 131)

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Евангелие по Иоанну, глава  1 стих с 35 по 51 (зачало 4)

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, – что значит: Учитель, – где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

 

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука веры.

Андрей Первозванный. Православная Энциклопедия.

Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного. Оптина Пустынь.

Pokrova2021

Метки:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление