85 лет со дня смерти священномученика Кирилла (Смирнова)
20 ноября церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице чтит память священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского, возглавлявшего Санкт-Петербургское епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы с августа 1904 по декабрь 1909 года.

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937.
Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930.
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909
В миру Смирнов Константин Иларионович, родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.
В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
21 ноября 1887 года он был рукоположен в сан священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.
С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и — жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.
Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя о. Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии. «В его лице, — сказал владыка Антоний, — Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».
В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями. Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили. Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем.
Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию.
Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.
О делах Урмийской миссии был информирован сам Император Николай II, у которого 12 февраля 1904 года архимандрит Кирилл получил личную аудиенцию.
Силами архимандрита Кирилла было создано «Кирилло-Сергиевское Урмийское Братство», которому попечительствовали императрица Мария Феодоровна, митрополит Антоний, товарищ обер-прокурора святейшего Синода В.К. Саблер.
Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине. В мае 1904 года решением Синода архимандрит Кирилл был определен на епископскую викарную Гдовскую кафедру, и 6 августа в Александро-Невской лавре был хиротонисан митрополитом Антонием.
Преосвященный Кирилл стал десятым председателем совета братства Пресвятой Богородицы, сменив преосвященного Константина (Булычева), получившего 23 апреля 1904 года назначение на Самарскую и Ставропольскую кафедру.
31 октября 1905 года преосвященный Кирилл был назначен 2-м викарием, а с 15 февраля 1908 года – 1-м викарием столичной епархии.
Деятельность епископа Кирилла отличалась необычайной активностью: помимо разнообразных общественных и церковных служении, владыка активно участвовал в работе Урмийского братства, в Александро-Невской лавре ввел всенародное пение и внебогослужебные катехизаторские беседы, был высоко чтим единоверцами за полноуставное служение и часто совершал богослужения в единоверческих храмах.
Да что – единоверцы, даже левая печать, представившая поначалу назначение архимандрита Кирилла на Гдовскую кафедру как «высокую протекцию» Петербургского митрополита, вынуждена была умолкнуть перед очевидной справедливостью подобного выбора. Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно.
Епископ Кирилл был одним из ближайших сотрудников Петербургского митрополита Митрополит Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). Так, в 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника, на тот момент еще епископом Выборгским Антонием (Вадковским).
Преосвященный Кирилл Отличался принципиальным характером: совершая в 1909 года Крещенское богослужение в присутствии царской семьи, отказался выполнить требование полиции и освящать кипячёную воду. Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби реки Невы.
Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры — грех», было высказано им в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

Преосвященный Кирилл (Смирнов)
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909
Помимо управления Епархиальным православным братством во имя Пресвятой Богородицы в управлении которого находилось более 500 церковноприходских школ разного типа, был председателем Петербургского эстонского православного братства преподобного Исидора Юрьевского, благочинный столичных единоверческих храмов.
На годичном собрании братства, проходившем 11-го апреля 1907 года в зале Калашниковской хлебной биржи, отмечалось, что к 1 января 1907 года в Санкт-Петербургской епархии числилось 566 школ, в том числе:
8 второклассных школ из них 6 мужских и 2 женских при 385-ти учащимися;
16 двуклассных школ с 1778 учащимися;
365 одноклассных школ с 18484 учащимися;
185 школы грамоты с 4724 учащимися;
10 воскресных школ с 1129 учащимися;
Всего в школах обучалось 26510 учеников.
Отчет братства был дополнен благодарственною речью преосвященного Кирилла всем лицам, оказавшим значительные услуги церковно-школьному делу в епархии.
Преосвященный Кирилл принимал активное участие в открытии Охтинского отделения братства во имя Пресвятой Богородицы, состоял почетными и пожизненным членом Охтинского отделения.
17 (26) сентября 1905 года освятил церковь-школу на Малой Охте, у р. Оккервиль, заложенную 10 октября 1904 г. в честь рождения Цесаревича, одновременно был освящен и увенчанный луковкой храм на втором этаже.
С 30 декабря 1909 года владыка Кирилл был назначен епископом Тамбовским и Шацким.
Прощальное чествование проходило в Братской Покровской церкви на Боровой улице, вечером 20 января 1910 года, в присутствии нового епископа Гдовского архимандрита Вениамина (Казанского) вместе с членами братства и тружениками церковных школ и при большом стечении народа в переполненном храме.
Однако, будучи епископом на Тамбовской кафедре, владыка продолжал участвовать в делах Епархиального барства во имя пресвятой Богородицы.
2 мая 1910 года, на очередном годичном собрании братства Пресвятой Богородицы проходившего в обширном Александровском зале городской Думы на Невском проспекте в присутствии с попечителя братства митрополита Антония, по предложению нового председателя братства епископа Вениамина (Казанский) епископ Тамбовский Кирилл, был избран почетным членом братства.
Спустя полгода, 12 июля 1910 года, епископ Тамбовский Кирилл, вместе, уже с новым председателем Совета Братства епископом Вениамином совершил закладку двухэтажного торгово-жилого флигеля по проекту архитектора Виктора Никаноровича Боброва, на свободном участке церковной земли, где прежде были построены Братская церковь и Братский Дом.
К концу года здание уже было возведено и вскоре оно не только самоокупилось, но и стало приносить Братству доход. Эти поступления, позволяли оказывать материальную поддержку учителям церковных школ, издавать брошюры для бесплатной раздачи в школах и храмах.
Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу, которого он знал по служению его в Кронштадте.
Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.
Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской лавре.
По 1918 годы владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление святителя Питирима Тамбовского.
Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».
Во время Первой мировой войны, по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.
На поместном Соборе 1917-1918 годов владыка был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патриархе Тихоне.
19 марта (1 апреля) 1918 года святитель был назначен на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность экзарха Кавказского с правом ношения белого клобука и митры с крестами. По условиям военного времени он смог добраться только до Баку. Месяц, проведенный там, он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов, которые остались в подчинении Русской Церкви, не уйдя в раскол вместе с большинством грузин. Не сумев добраться до Грузии, он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о «Об устроении Православной Церкви в Закавказье». Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение Высшее Церковное Управление.
В ночь с 24 на 25 декабря 1919 года владыку Кирилла арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму В.Ч.К.
В 1920 году, после освобождения, он был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в г. Казань без разрешения В.Ч.К.». Владыка был приговорён к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской Москвоской тюрьме находился в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Позднеевским) и епископом Гурием (Степановым). В 1921 году его освободили по амнистии, и владыка возвратился в Казань, где местопребыванием его стал Иоанно-Предтеческий монастырь. В 1922 году его вновь арестовали и после заключения в Московской тюрьме сослали в Усть-Сысольск (ныне Сыктыквар).
В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддем, архиепископом Астраханским. Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой Церкви», которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е.А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.
В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве со святителем патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…». Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.
Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок. По завещательному распоряжению патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя. Вскоре святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины святителя патриарха Тихона, он не смог воспринять должность местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Петр (Полянский).
В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время как за митрополита Сергия (Старогордского) всего одна). Таким образом, митрополит Кирилл был избран патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция
Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, заявил, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на патриарший престол только с условием, что в будущем тот при поставлении епископов станет следовать его указаниям. Владыка ответил «Евгений Алексеевич, вы – не пушка, а я – не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь».
Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.
После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия, Владыка отделился от общения с ним, так как не хотел участвовать в том, что его «совесть…признала греховным». Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению.
Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия «потерявшим душевное равновесие».
В административной церковной деятельности митрополита Сергия, владыка усматривал превышение полномочий, предоставленных ему званием заместителя местоблюстителя, что повлекло за собой раскол в Церкви. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой. В условиях, когда легальное устроение центральной административно-церковной власти невозможно, и когда стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом святителя патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года, согласно которому епископы должны были создавать местное самоуправление, чтобы потом при более благоприятных условиях дать отчёт Собору о своей деятельности.
С мая по ноябрь 1929 года владыка вёл переписку с митрополитом Сергием, пытаясь убедить его сойти с пути компромиссов.
Митрополит Сергий отвечал угрозами канонического прещения, требуя сохранения церковной дисциплины. Владыка же, защищая тех, кто исповедал своё несогласие с церковным курсом Заместителя Местоблюстителя, не желая «участвовать в том, что совесть их признала греховным», так отвечает на это требование: «Это исповедание вменяют им в нарушение церковной дисциплины, но и дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действенным отражением иерархической совести соборной Церкви, заменить же собою эту совесть дисциплина никак не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно встанет на стражу соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним «единением во что бы то ни стало». В декабре 1929 года митрополит Сергий предаёт святителя суду архиереев и увольняет его от управления Казанской кафедрой.
С 1932 года Владыка находился в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости… Такова обстановка в ссылках за Полярным кругом… Здесь многие сосланные епископы жили в маленьких посёлках далеко друг от друга, так что видеться не могли. Лишь со священномучеником епископом Дамаскиным (Цедриком) удалось владыке недолго пообщаться и с тех пор они стали друзьями навсегда.
После освобождения в августе 1933 года святитель непродолжительное время проживал в городе Гжатске. Единомысленное духовенство настойчиво просило святителя заявить свои права и взять на себя бремя управления страждущей Церковью. Но Владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 году святитель приехал в Москву и явился в Патриархию. Учинённый страж преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Через несколько мгновений Владыка вышел. Это была их последняя встреча.
Вскоре летом 1934 года он был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы Москвы.
Святителя приговорили к 3 годам ссылки, которую отбывал в поселке Яны-Курган (Южно-Казахстанская обл.). Неподалёку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых) и два старца-митрополита были утешены хоть какой-то возможностью общения. «С митрополитом Иосифом, — так писал владыка, — я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».
Владыка, по словам епископа Афанасия (Сахарова), допускал в качестве протеста непосещение «сергианских» храмов, но при этом он осуждал хуления неразумных ревнителей в адрес совершаемых там богослужений. Для себя же он допускал только в случае смертной нужды исповедаться у «сергиевского» священника. В одном из писем 1929 года святитель написал: «Совершённую им (митрополитом Сергием) подмену власти, конечно, нельзя назвать отпадением от Церкви, но это есть, несомненно, тягчайший грех падения. Совершителей греха я не назову безблагодатными, но участвовать с ними в причащении не стану и других не благословляю, так как у меня нет другого способа к обличению согрешающего брата». Непосредственно митрополиту Сергию он писал: «Во всей полноте своё воздержание я отношу только к Вам, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам. Среди рядового духовенства очень немного сознательных идеологов Вашей церковной деятельности».
7 июля 1937 года Владыка был арестован в ссылке и заключён в тюрьму городе Чикмент. На допросе, где обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство», Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя.
6 ноября 1920 года он был осуждён тройкой УНКВД и приговорён к расстрелу.
20 ноября 1920 года владыка был расстрелян в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).
Митрополит Кирилл – один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот особой духовной силы архипастырь был послан Господом в эпоху неслыханных гонений, как образец твёрдости в исповедании веры. Он был Святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Во всех местах служения Владыки проявляется его особый дар: к нему притягиваются люди, привлечённые его духовной красотой, несокрушимой верой.

Убиение священномученика Кирилла Казанского и ихже с ним.
15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских
из Храма Христа Спасителя.
Почитание
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российский на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2020 года для общецерковного почитания.
На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, на пятнадцатом и последнем клейме было изображено убиение священномученика Кирилла и ихже с ним – владыка торжественно молится, обращенный ликом к зрителю; тёмный тройной профиль солдат-палачей резко контрастирует с фигурой святителя и пейзажем.
Память 7 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских, в соборе отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918, в Соборах Воронежских, Липецких, Казанских и Санкт-Петербургских святых.
Молитвы
Тропарь, глас 5
Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 3
Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.