РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

86 лет со дня смерти священномученика Кирилла (Смирнова)

20 ноября церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице чтит память священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского, возглавлявшего Санкт-Петербургское епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы с августа 1904 по декабрь 1909 года.

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937. Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930. Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1904 – 30.12.1909

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937. Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930. Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1904 – 30.12.1909

Владыка Кирилл, высочайшим повелением Государя Императора, начальник Российской духовной миссии в Урмии Кирилл, 10 мая 1904 года был назначен во епископа Гдовского третьего викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротония состоялась 21-го июля в зале заседаний Святейшего Синода. Чин наречения был совершен высокопреосвященным Николаем, архиепископом Финляндским, епископами Алексеем Вологодским и Владимиром Владикавказским. Вручение посоха новорукоположенному епископу Кириллу, происходило в соборе Александро-Невской лавры, 6 августа 1904 года, Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом Санкт-Петербурга.

После вручения посоха, в этот же день 6 августа, Владыка Кирилл вступил в должность председателя Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Перед назначением на Гдовскую кафедру и должность председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, осуществлявшего свою деятельность на правах епархиального училищного совета, Владыка был тесно связан с образовательной деятельностью и имел богатый опыт как непосредственно преподавательской деятельности, так и административной работы по организации учебной деятельности.

В 1887 году, Смирнов Константин Илларионович, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1887 года он был рукоположен в священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга. С 1900 года священник Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. В 1902 году принимает монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

Совет Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, под руководством нового председателя Братства преосвященного Кирилла, осуществляющего свою деятельность согласно § 7 Устава Братства, обладающего всеми правами Епархиального Училищного Совета, вверено было управление церковными школами Санкт-Петербургской епархии под высшими надзором и руководством местного Архипастыря Высокопреосвященнейшего Антония, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

Продолжала развиваться сеть братских учреждений, подчитанных Совету Братства. Так, 26 сентября 1905 года состоялось торжественное освящение церкви-школы во имя св. Троицы на Малой Охте по Мариинской улице находившегося в ведении Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета. Чин освящения и первую литургию в храме совершил преосвященный Председатель Епархиального Братства Преосвященный Кирилл, епископ Гдовский, при участии протоиереев П. Виноградова, A.М. Aзиатского, A. Маляревского, Г.И. Ковалевского и прочего духовенства, при протодиаконе отце Гедеоне и в сопровождении митрополичьего хора.

О деятельности Братства за 1906 год, один самых непростых за все время существования Братства, который выпал на время управления Братством преосвященного Кирилла, можно судить по выступлениям и докладам, проходившего в среду, 11-го апреля 1907 года, в зале Калашниковской Хлебной Биржи (Харьковская, 9) годичного общего собрания Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы под председательством епископа Гдовского Кирилла, в присутствии попечителя Братства Высокопреосвященнейшего Антония Митрополита Санкт-Петербургского, почетного члена Братства Митрополита Московского Владимира, Архиепископов: Агафангела Рижского и Арсения Псковского, Епископа Вологодского Никона, Председательствующего в Училищном Совете при Святейшем Синоде протоиерея П.И. Соколова, товарища Председателя протоиерея И.И. Тихомирова, Управлявшего Контролем при Святейшем Синоде П.С. Даманского, Наблюдателя школ церковно-приходских и грамоты А.М. Ванчакова, некоторых членов Училищного Совета при Святейшем Синоде, Почетных и Действительных членов Братства и др.

На собрании, в своей речи заслуженный профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктор богословия, протоиерей С.А. Соллертинский высказался в защиту церковно-приходской школы, относительно раздающихся неправильных суждений о ее деятельности. Он сообщил, что школа должна себе ставить цель не «значительную» лишь, но «нравообразовательную», постольку и вековая мудрость русского народа предъявляет школе требования, которым светская народная школы удовлетворить не в состоянии. Народ, усвоявший себе в качестве наиболее вожделенного именования – именование «Святой Руси», «Народ богоносец», очевидно, и от школы не может не требовать, чтобы она выводила детей его на путь достижения этого идеала, а не «возбраняла» им этот путь. Рядом фактов из жизни протоиерей С.А. Соллертинский показал, что церковная школа не только отвлеченно ставит себе эту цель, но и по мере возможности стремится осуществить и осуществляет ее. После этого нечего удивляться, что церковная школа в сравнительно короткое время после своего возрождения – завоевала столь прочные симпатии к себе со стороны народа и что даже светская школа должна была кое чем позаимствовать от нее, чтобы не разрывать с народом (в школьных библиотеках появилась Библия; обращено было внимание на церковно-славянское чтение, на церковное пение).

Церковная школа – древнейшая у нас на Руси, а при Императоре Александре III возродившаяся к новой жизни трудами незабвенных С.А. Рачинского и К.П. Победоносцева, и в эту эпоху явилась не «по приказу начальства», не была «навязана» ни духовенству, ни народу, как хотели бы думать иные, и это подтверждается её историей, и её современным положением, хотя бы в пределах Санкт-Петербургской епархии.

13-го июня 1884 года были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», а уже 25-го марта того же года открыло свои действия «Санкт-Петербургское Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы», учрежденное для распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения в пределах Санкт-Петербургской Епархии. Наметив себе эту задачу, Братство за истекшие двадцать три года своего существования посвятило главным образом развитию и устроению церковной школы, причем в отчетах Братства из года в год свидетельствуется, что с одной стороны никогда не было недостатка в бескорыстных и преданных школе деятелях и радетелях, а с другой, что Братство не успевало удовлетворить всех запросов относительно церковной школы, что ни в один год не удавалось ему открыть школы везде, где их желали. Стало быть, навязывать их совсем не приходилось. Так было и в минувшем году.

Из прочитанного секретарем Братства А.М. Смирновым отчета за 1906-й год, сообщалось, сто по началу ожидалось, что год будет исключительно тяжелым и Совет Братства готовилось даже прибегнут к закрытию некоторых школ с начала учебного 1906/7 года. Действительность не оправдала этих опасений, и число школ не только уменьшилось, но даже возросло, правда, немного (с 561 на 566 шк.), но все же настолько, что не только покрылись единичные случаи закрытия школ, но и получился даже прирост. Таким образом, к 1-му января 1907 года в Санкт-Петербургской Епархии состояло: второклассных 6 мужских и 2 женских, (385 учащихся), двухклассных 16 (1788 учащихся), одноклассных 365 (18484 учащихся), школ грамоты 185 (учащихся 4724) и воскресных 10 (учащихся 1129), итого 556 школ с 26510 уч. Сравнительно с данными предшествующего года, по школам двухклассных и воскресным – количество учащихся несколько понизилось, по остальным же категориям школ и в общей массе возросло (26510 вместо 24924). При этом относительно школ грамоты нужно заметить, что с каждым годом больше и больше становится среди них таких, которые лишь по имени отличаются от одноклассных церковно-приходских школ, имея и полноправного учителя (уже в 1905 году в 28 школах были учащие со средним  образованием учителя, а в 69 школах были учителя из окончивших курс второклассных школ), и полный курс обучения. Так в отчетном году 240 питомцев школ грамоты выдержали полный экзамен по курсу церковно-приходской школы; общее же число окончивших курс в 1906 году по всем школам было свыше 2750, исключая второклассных, где окончило 64 человека.

На содержание школ поступали средства из разных источников. По финансовой смете Святейшего Синода отпущено было из казенных средств в распоряжение Совета Братства всего за год 162673 рубля 30 копеек. Из этой суммы 26946 рублей назначалось на расходы по содержанию 8 второклассных школ и 6000 рублей на 2 образцовых школ при духовно-учебных заведениях и при школах второклассных на школы церковно-приходские употреблено 86000 рублей почти исключительно на жалованье и 18000 рублей на постройку, ремонт, классную мебель и на школы грамоты – 18000 рублей; на инспекцию церковных школ 6674 рубля.

Затем, на содержание школ изыскивались Советом Братства и его отделениями местные средства. Таких средств получено Советом Братства за истекший год 39504 рублей, в том числе: отчислений с доходов церквей епархии 19161 рублей 59 копеек, Благовещенского собора 3509 р. 96 к., кружечного 1661 рублей 19 копеек, от епархиального Свечного Завода 3500 рублей, °/о°/о на капиталы 1768 рублей 77 копеек, членских взносов 304 рубля, из доходов Братской Покровской церкви 2600 рублей, от П.П. Синебрюхова 1400 рублей и др. Из Отделений Совета Столичным изыскано 1538 рублей 32 копейки, Царскосельским 1771 рублей 21 копейка, другими менее значительные суммы. Израсходовано было из полученных Братством средств 46937 рублей 53 копейки (в том числе на жалованье учащим 8510 рублей, на содержание школ 5460 рублей, на ремонт 790 рублей, на снабжение школ учебными принадлежностями 8442 рубля 87 копеек, на пособия учащим 3335 рублей, на почтовые расходы 660 рублей, на издания Братства 1769 рублей и тому подобное). Сверх того, к началу года в кассе Братства состояло наличными 19736 рубля 22 копейки и %% бумагами 44269 рублей 36 копеек, в том числе сумм со специальным назначением 55874 рублей 59 копеек; год закончился при 14865 р. наличными и 42436 рублей 09 копеек %% бумагами.

Наконец, крупный суммы расходовались на церковные школы и непосредственно на месте теми учреждениями (монастыри, столичные церкви и соборы, Братства и общества, приходские попечительства и благотворительные общества), при которых они состояли; были и школы, получавшие полное содержание от частных лиц (например Каменская, Новосивковская, Низовская, отчасти Чернореченская, Клопицкая) или из %%  от пожертвованных такими лицами капиталов (Васильевская, Медвежская).

С немалыми опасениями сопряжено было для Совета Братства начало 1906 года: нужды школьные росли и умножались, а приток средств иссекал и сокращался. Понижение общего благосостояния и сосредоточение общественного внимания сначала на военных делах, а затем на пережитых нашим отечеством внутренних событиях за последние годы отразились падением всяких вообще церковных сборов, а через их и оскудением школьных средств; рассчитывать на увеличение пособий из государственного казначейства не было возможности. Но, с Божией помощью, опасения эти мало по малу разорялись, и год окончился сравнительно благополучно; правда, для этого, Совету пришлось воспользоваться остатками от прежних лет.

Посвящая главную долю своего внимая церковным школам, Совет Братства не упускал из виду и других задач Братства. Он имел на своем попечении Братский Покровский храм, заботясь о возможном расширении его просветительского значения и состоящих при нем учреждений. При Братском доме велись беседы, при Братстве состояла миссионерская библиотека с читальней, склад учебных пособий для школ, Братский книжный склад. Число братских изданий пополнилось новыми: «Благовещение Пресвятой Девы Марии» Е.А. Лебедевой, «Наставление духовного отца детям пред исповедью» протоиерея В.И. Маренина, «Заветы христианской старины современным православным Братствам» Д.И. Боголюбова, «Пресвятая и Преблагословенная Приснодева Мария – Ходатаица нашего спасения» и несколько номеров братских листков.

11 мая 1907 года, по примеру прежних лет Его Высокопреосвященством совершена была Божественная литургия с молебствием в Казанском соборе. Владыке сослужил Преосвященный Кирилл, Епископ Гдовский, Председатель С.-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, ведающая церковный школы Санкт-Петербургской епархии и устроившего настоящий праздник, а также многочисленный сонм школьных деятелей, носящих священный сан. Здесь, во главе с председателем Училищного Совета при Святейшем Синоде, протоиереем П.И. Соколовыми были и члены Училищного Совета при Святейшем Синоде, и члены Совета Братства, председатели уездных Отделений Совета, отцы наблюдатели и заведующие.

Всю средину собора занимали питомцы церковных школ столицы и её ближайших окрестностей, численностью свыше 3000, в сопровождении своих учащих. Ряд песнопений на литургии и молебне исполнено было всей этой массой детей, под управлением священника В.В. Бобровского, стройно и одушевленно. При богослужении присутствовали некоторые высокопоставленные лица, члены Братства Пресвятой Богородицы и различных столичных благотворительных обществ, имеющих на своем попечении церковный школы, попечители школ, а также члены Славянская благотворительная Общества, почитающая этот день своим праздником. По окончании богослужения детям роздана была от Братства Пресвятая Богородицы на память о торжестве брошюра «Краткое сказание о св. равноапостольном князе Владимире», продолжателе начатая святыми братьями дела просвещения славянских народов светом веры Христовой. С книжками в руках школьники выходили из храма, и под лучами яркая весенняя солнца их вереницы потянулись от собора в разных направлениях по улицам столицы, делясь впечатлениями о блестящем церковном торжестве, участниками которого им довелось быть.

Согласно распределению дел между Преосвященными Викариями Санкт-Петербургской епархии, утвержденным Высокопреосвященнейшим Антонием, Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским, 24 февраля 1908 года на первого Викария, Преосвященного Кирилла, Епископа Гдовского, возлагались обязанности и в том числе связанные с решением вопросов религиозно-нравственного воспитания (школьного дела): г) Состоит Председателем С.-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета, заведующего церковно-приходскими школами в епархии. е) Заведует Александро-Невским мужским духовным училищем и журналы Правления этого училища представляет на утверждение Его Высокопреосвященству. ж) Рассматривает дела и постановления Попечительства об уволенных из Семинарии и Александро-Невского духовного училища воспитанниках, нуждающихся в пособии. з) Наблюдает за преподаванием Закона Божия учебных заведениях ведомства учреждений Императрицы Марии и ведомства Императорского Человеколюбивого Общества.

15-го марта 1908 года, в зале Калашниковской биржи, прошло торжественное годовое собрание Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Епархиальным наблюдателем протоиереем А.М. Азиатским был зачитан краткий отчет о деятельности Братства за 24-ый год его существования, в котором были отражены основные итого деятельности Братства в 1907 году: в 1907 году в Санкт-Петербургской епархии насчитывалось 559 разного типа церковно-приходских школ, с 25248 учащимися; сверх того в епархии было 8 второклассных школ с 285 учащимися, за протекция 10 лет они дали 385 учителей и учительниц. Общий расход по содержанию церковно-приходских школ епархии в отчетном году выразился в сумме 264859 руб. По мимо этого, на собрании председатель Братства епископ Гдовский Кирилл указал на тяжелое финансовое положение Братства и выразил благодарность всем тем, которые как личным трудом, так и пожертвованиями, поддерживают просветительную деятельность Братства.

6-го июля 1908 года в Полюстрово состоялась торжественная закладка второго братского храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами во имя Иоанна Златоустого, св. равноапостольной Марии Магдалины и св. Татианы, и при храме церковного дома и школы, сооруженных на средства умерших супругов И.Г. и М.Е. Четчуевых, причем на постройку этих учреждений пожертвовал часть земли И.И. Колпаков. Чин закладки совершал преосвященный викарный епископ Гдовский Кирилл, председатель Санкт-Петербургского епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, при участии многочисленного духовенства и при диаконе – строителе Игнатии Прилепо.

Никого из викарных архиереев Санкт-Петербургская епархии не провожала так, как преосвященного Кирилла, назначенного на Тамбовскую кафедру. 10 января в аудитории музея церковных школ на Кабинетской ул. члены общества взаимопомощи учащим в церковных школах города Санкт-Петербурга и его уезда прощались с председателем правления общества епископом Кириллом, назначенным на самостоятельную кафедру в Тамбов. В речах, сказанных, товарищем председателя правления Н.И. Лупновым и членами протоиереем А.И. Маляревским, протоиереем А.И. Положинцевым и учительницей М.В. Грюнталь, выражена благодарность епископу за пятилетние труды его на пользу общества, причём особенно подчеркивалось внимательное отношение к учащим и в церковных школах, забиты об улучшении их положения.

19 января, в квартире преосвященного, собрались законоучители учебных заведений ведомства императрицы Марии поднесли ему на память ценную панагию, при трогательном приветствии. В этот же день в 8 часов вечера в зале общества распространена религиозно-нравственного просвещения состоялось прощание с епископом столичного духовенства. От духовенства протоиерей Е. Кондратьев прочел адрес, а протоиерей П.И. Розанов поднес ему серебряный образ-складен с изображением св. Троицы и святых Александра Невского и Исаакия Далматского. В адрес подчеркнута доступность, ласковость и внимание к духовенству епископа Кирилла.

К чествованию присоединилось духовенство и члены Братства при Никольской единоверческой церкви, в составе: действительного статского советника А.А. Папкова, отцов С.И. Шлеева, В.Ф. Боголюбова, Г.Д. Дрибинцева, членов И.Ф. Зверева, И.М. Маслова, И.М. Михайлова, С.И. Урусова, М.М. Дикова, Г.И. Сандина и др. Ими был прочитан и поднесен благодарственный адрес, в котором отмечалось истовое служение епископа Кирилла по единоверческому чину и плодотворное, умиротворяющее управление единоверческими приходами. Преосвященный избран почетным членом Братства и принял его знак. В память о единоверческом храме поднесена греческого письма икона святителя Николы. От православного эстонского Братства, где епископ Кирилл был председателем, приветствие сказал товарищ председателя протоиерей Ф.Н. Орнатский. Приветствовали епископа от лица церковных старост гг. Парфеновы, оба старосты. Священник поселка Саблино приветствовал преосвященного от Саблинского Братства. Епископ Кирилл в ответе на адреса и приветствие взволнованным голосом сказал речь на тему: «Благодатею Божию есть, еже есмь» и благодарил всех.

Особенно торжественное прощание преосвященного Кирилла с паствою было в Покровской церкви на Боровой, и затем в братском при ней, доме. Здесь чествовали архипастыря, как председателя совета епархиального Братства. 20 Января к семи часам вечера, в церковь собрались члены Санкт-Петербургского епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и деятели по церковно-школьному делу. В свою очередь, и звон колокола призывал всех желавших проститься с отбывающим архипастырем. К прибытию преосвященного Кирилла церковь уже была переполнена. Встреченный сонмом духовенства, во главе с нарекаемым во епископа Гдовского, архимандритом Вениамином, столичными митрофорными протоиереями Л.П. Петровыми, В.И. Перетерским и царскосельским А.И. Беляевыми, епископ Кирилл, со славою и при общенародном пении проследовал к царским вратам. А затем, после облачения, протоиереем В.И. Перетерским и двумя священниками были вынесены подносимые драгоценная митра и архиерейский жезл. Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, протоиерей А.М. Азиатский прочитал глубоко прочувствованный адрес, после чего преосвященный Кирилл с благоговением возложил на голову свою поднесенную митру. Вслед затем начался молебен Пресвятой Богородице, при пении полного канона и с присоединением молитвословий благодарственного и напутственного молебствия. После шестой песни, преосвященный Кирилл произнес прощально-благодарственную речь ла слова священного писания: «Бог любы и пребывай в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает».

Молебен, в служении которого участвовало свыше 60-ти священнослужителей, продолжался около 2-х часов и закончился Царским многолетием, а также многолетием Святейшему Синоду, владыке митрополиту Антонию и епископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу с паствами их, а отбывающий архипастырь произнес многолетие своим бывшим сотрудникам. Пела вся церковь и преимущественно школьники под руководством псаломщика-регента И. Коробкина.

По окончании богослужения в церкви преосвященный Кирилл всех благословлял, прощался; затем, духовенство и члены Братства проследовали в братский зал. Здесь был приготовлен чай с печеньем и фруктами. После пения Отче наш, присутствовавшие в церкви члены Государственного Совета и Товарища председателя совета Братства, сенатор И.К. Саблер, посвятили отбывающему архипастырю много добрых чувств и сердечных с благодарностью пожеланий. Отвечая на речь высокого сановника, отбывающий архипастырь в своей пространной речи благодарственно поблагодарил всех своих руководителей и сотрудников. Обе речи сопровождались многолетием. Около полуночи все кончилось и архипастырь, простившись со всеми и под звон колоколов, отбыл в Александро-Невскую лавру.

Кроме Братства во имя Пресвятой Богородицы, чествовала епископа Кирилла и существующий при нем кружок любителей церковного пения. Чествование со стороны кружка состоялось 19-го января. В зале Владимирского благотворительного общества епископ Кирилл торжественно встречен был священно-церковнослужителями, участниками кружка. От имени кружка Н.Ф. Поповым прочитан был составленный в теплых выражениях адрес, в котором отмечены были попечительность и доброжелательно-сочувственное отношение преосвященного к деятельности кружка. Протодиакон церкви главного управления уделов Василий Соколовский громогласно возгласил многолетие Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому. Чудно звучало, в исполнении хора старинной мелодии (XVII в.), многолетие дьяка Титова. В ответной речи Тамбовский владыка Кирилл пожелал кружку, и в дальнейшем, знакомить общество и любителей церковного пения с произведением русских церковных писателей, как современных, так и прошлого времени. Организатору кружка А.Н. Николову архипастырем преподан совет не покидать начатого им дорогого дела популяризации церковно-национальной музыки.

22-го января, с поездом в 7 часов 30 минут вечера, преосвященный Кирилл отбыл по Николаевской железной дороге к месту своего назначения. Проводить преосвященного собрались на вокзале представители столичного черного и белого духовенства. Лишь поезд тронулся, провожающие с архипастыря пропели ему «Исполла эти деспота».

Кроме того, уже, будучи епископом на Тамбовской кафедре, владыка продолжал участвовать в делах Епархиального барства во имя пресвятой Богородицы.

2 мая 1910 года, на очередном годичном собрании Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, проходившего в обширном Александровском зале городской Думы на Невском проспекте в присутствии с попечителя Братства митрополита Антония, по предложению нового председателя Братства епископа Вениамина (Казанский) епископа Гдовского, Преосвященный Кирилл, Епископ Тамбовский и Шацкий, состоявший пять с половиною лет председателем Братства и оказавшего за это время много важных услуг делу Братства и церковным школам, был избран почетным членом Братства.

12 июля 1910 года, епископ Тамбовский Кирилл, вместе, уже с новым председателем Совета Братства епископом Вениамином совершил закладку двухэтажного торгово-жилого флигеля по проекту архитектора Виктора Никаноровича Боброва, на свободном участке церковной земли, где прежде были построены Братская церковь и Братский Дом. К концу года здание уже было возведено и вскоре оно не только самоокупилось, но и стало приносить Братству доход. Эти поступления, позволяли оказывать материальную поддержку учителям церковных школ, издавать брошюры для бесплатной раздачи в школах и храмах.

По архивным материалам храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице

Звонарев И.Г.

 

Жизнеописание. 

В миру Смирнов Константин Илларионович, родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

21 ноября 1887 года он был рукоположен в сан священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и — жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя о. Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии. «В его лице, — сказал владыка Антоний, — Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».

В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями. Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили. Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем.

Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию.

Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.

О делах Урмийской миссии был информирован сам Император Николай II, у которого 12 февраля 1904 года архимандрит Кирилл получил личную аудиенцию.

Силами архимандрита Кирилла было создано «Кирилло-Сергиевское Урмийское Братство», которому попечительствовали императрица Мария Феодоровна, митрополит Антоний, товарищ обер-прокурора святейшего Синода В.К. Саблер.

Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине. В мае 1904 года решением Синода архимандрит Кирилл был определен на епископскую викарную Гдовскую кафедру, и 6 августа в Александро-Невской лавре был хиротонисан митрополитом Антонием.

Преосвященный Кирилл стал десятым председателем совета Братства Пресвятой Богородицы, сменив преосвященного Константина (Булычева), получившего 23 апреля 1904 года назначение на Самарскую и Ставропольскую кафедру.

31 октября 1905 года преосвященный Кирилл был назначен 2-м викарием, а с 15 февраля 1908 года – 1-м викарием столичной епархии.

Деятельность епископа Кирилла отличалась необычайной активностью: помимо разнообразных общественных и церковных служении, владыка активно участвовал в работе Урмийского Братства, в Александро-Невской лавре ввел всенародное пение и вне-богослужебные катехизаторские беседы, был высоко чтим единоверцами за полноуставное служение и часто совершал богослужения в единоверческих храмах.

Да что – единоверцы, даже левая печать, представившая поначалу назначение архимандрита Кирилла на Гдовскую кафедру как «высокую протекцию» Петербургского митрополита, вынуждена была умолкнуть перед очевидной справедливостью подобного выбора. Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно.

Епископ Кирилл был одним из ближайших сотрудников Петербургского митрополита Митрополит Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). Так, в 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника, на тот момент еще епископом Выборгским Антонием (Вадковским).

Преосвященный Кирилл Отличался принципиальным характером: совершая в 1909 года Крещенское богослужение в присутствии царской семьи, отказался выполнить требование полиции и освящать кипячёную воду. Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби реки Невы.

Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры — грех», было высказано им в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

Преосвященный Кирилл (Смирнов) Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909

Преосвященный Кирилл (Смирнов)
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909

Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу, которого он знал по служению его в Кронштадте.

Затем владыка Кирилл отпевал и супругу святого праведного Иоанна, Елизавету Константиновну.

Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской лавре.

По 1918 годы владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление святителя Питирима Тамбовского.

Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

Во время Первой мировой войны, по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На поместном Соборе 1917-1918 годов владыка был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при патриархе Тихоне.

19 марта (1 апреля) 1918 года святитель был назначен на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность экзарха Кавказского с правом ношения белого клобука и митры с крестами. По условиям военного времени он смог добраться только до Баку. Месяц, проведенный там, он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов, которые остались в подчинении Русской Церкви, не уйдя в раскол вместе с большинством грузин. Не сумев добраться до Грузии, он возвратился в Москву на 3 сессию Поместного Собора, где сделал доклад о «Об устроении Православной Церкви в Закавказье». Мнения Собора по этому поводу разделились и этот вопрос решили передать на рассмотрение Высшее Церковное Управление.

В ночь с 24 на 25 декабря 1919 года владыку Кирилла арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму В.Ч.К.

В 1920 году, после освобождения, он был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в г. Казань без разрешения В.Ч.К.». Владыка был приговорён к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской Московской тюрьме находился в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Позднеевским) и епископом Гурием (Степановым). В 1921 году его освободили по амнистии, и владыка возвратился в Казань, где местопребыванием его стал Иоанно-Предтеческий монастырь. В 1922 году его вновь арестовали и после заключения в Московской тюрьме сослали в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддем, архиепископом Астраханским. Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой Церкви», которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельнич Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е.А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве со святителем патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. ГПУ навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…». Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок По завещательному распоряжению патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя. Вскоре святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины святителя патриарха Тихона, он не смог воспринять должность местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Петр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время как за митрополита Сергия (Старгородского) всего одна). Таким образом, митрополит Кирилл был избран патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция

Священномученик Кирилл Казанский. Икона работы Н.М. Муравьевой (ПСТГУ). До 2007 года

Священномученик Кирилл Казанский. Икона работы Н.М. Муравьевой (ПСТГУ). До 2007 года

Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, заявил, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на патриарший престол только с условием, что в будущем тот при постановлении епископов станет следовать его указаниям. Владыка ответил «Евгений Алексеевич, вы – не пушка, а я – не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь».

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия, Владыка отделился от общения с ним, так как не хотел участвовать в том, что его «совесть…признала греховным». Убежденный сторонник патриаршества, он считал учрежденный митрополитом Сергием Синод угрозой единоличному патриаршему управлению.

Глубоко возмутило митрополита Кирилла и августовское постановление Синода, воспрещавшее священникам отпевать умерших в расколе. Это постановление он не ставил в числе причин отхода, но указывал на него, как на повод считать митрополита Сергия «потерявшим душевное равновесие».

В административной церковной деятельности митрополита Сергия, владыка усматривал превышение полномочий, предоставленных ему званием заместителя местоблюстителя, что повлекло за собой раскол в Церкви. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой. В условиях, когда легальное устроение центральной административно-церковной власти невозможно, и когда стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом святителя патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года, согласно которому епископы должны были создавать местное самоуправление, чтобы потом при более благоприятных условиях дать отчёт Собору о своей деятельности.

С мая по ноябрь 1929 года владыка вёл переписку с митрополитом Сергием, пытаясь убедить его сойти с пути компромиссов.

Митрополит Сергий отвечал угрозами канонического прещения, требуя сохранения церковной дисциплины. Владыка же, защищая тех, кто исповедал своё несогласие с церковным курсом Заместителя Местоблюстителя, не желая «участвовать в том, что совесть их признала греховным», так отвечает на это требование: «Это исповедание вменяют им в нарушение церковной дисциплины, но и дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действенным отражением иерархической совести соборной Церкви, заменить же собою эту совесть дисциплина никак не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно встанет на стражу соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним «единением во что бы то ни стало». В декабре 1929 года митрополит Сергий предаёт святителя суду архиереев и увольняет его от управления Казанской кафедрой.

С 1932 года Владыка находился в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости… Такова обстановка в ссылках за Полярным кругом… Здесь многие сосланные епископы жили в маленьких посёлках далеко друг от друга, так что видеться не могли. Лишь со священномучеником епископом Дамаскиным (Цедриком) удалось владыке недолго пообщаться и с тех пор они стали друзьями навсегда.

После освобождения в августе 1933 года святитель непродолжительное время проживал в городе Гжатске. Единомысленное духовенство настойчиво просило святителя заявить свои права и взять на себя бремя управления страждущей Церковью. Но Владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 году святитель приехал в Москву и явился в Патриархию. Учинённый страж преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Через несколько мгновений Владыка вышел. Это была их последняя встреча.

Вскоре летом 1934 года он был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы Москвы.

Митрополит Кирилл (Смирнов), фото из дела 1934г.

Митрополит Кирилл (Смирнов), фото из дела 1934г.

Святителя приговорили к 3 годам ссылки, которую отбывал в поселке Яны-Курган (Южно-Казахстанская обл.). Неподалёку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых) и два старца-митрополита были утешены хоть какой-то возможностью общения. «С митрополитом Иосифом, — так писал владыка, — я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».

Владыка, по словам епископа Афанасия (Сахарова), допускал в качестве протеста непосещение «сергианских» храмов, но при этом он осуждал хуления неразумных ревнителей в адрес совершаемых там богослужений. Для себя же он допускал только в случае смертной нужды исповедаться у «сергиевского» священника. В одном из писем 1929 года святитель написал: «Совершённую им (митрополитом Сергием) подмену власти, конечно, нельзя назвать отпадением от Церкви, но это есть, несомненно, тягчайший грех падения. Совершителей греха я не назову безблагодатными, но участвовать с ними в причащении не стану и других не благословляю, так как у меня нет другого способа к обличению согрешающего брата». Непосредственно митрополиту Сергию он писал: «Во всей полноте своё воздержание я отношу только к Вам, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам. Среди рядового духовенства очень немного сознательных идеологов Вашей церковной деятельности».

7 июля 1937 года Владыка был арестован в ссылке и заключён в тюрьму городе Чикмент. На допросе, где обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство», Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя.

6 ноября 1937 года он был осуждён тройкой УНКВД и приговорён к расстрелу.

20 ноября 1937 года владыка был расстрелян в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Митрополит Кирилл – один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот особой духовной силы архипастырь был послан Господом в эпоху неслыханных гонений, как образец твёрдости в исповедании веры. Он был Святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Во всех местах служения Владыки проявляется его особый дар: к нему притягиваются люди, привлечённые его духовной красотой, несокрушимой верой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Убиение священномученика Кирилла Казанского и ихже с ним. 15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Убиение священномученика Кирилла Казанского и ихже с ним.
15-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских
из Храма Христа Спасителя.

 Почитание

На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, на пятнадцатом и последнем клейме было изображено убиение священномученика Кирилла и ихже с ним – владыка торжественно молится, обращенный ликом к зрителю; тёмный тройной профиль солдат-палачей резко контрастирует с фигурой святителя и пейзажем.

Память 7 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Казахстанских, в соборе отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918, в Соборах Воронежских, Липецких, Казанских и Санкт-Петербургских святых.

Молитвы

Тропарь, глас 5

Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.

 

По материалам информационного канала «Азбука веры» https://azbyka.ru/days/sv-kirill-smirnov

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление