Казанская икона Божией Матери – по страницам истории праздника
Если октябрь ассоциируется у нас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, то ноябрь, без сомнения, – с чествованием Казанской иконы Божией Матери.
С самого начала этот праздник не был только сугубо церковным, поэтому знаменательно, что вскоре после преодоления нового Смутного времени в нашем Отечестве именно этот день, стал Днём Народного Единства (с 2005 года).
Правда, не все с этим согласны. Иные оппозиционеры называют этот праздник «искусственным», учреждённым будто бы в угоду Православной Церкви, активно вмешивающейся в государственные дела. Другие считают, что спасать нас надо было не от «просвещённых» поляков, а от нас самих, и что восшествие на Российский престол королевича Владислава означало бы вхождение «лапотной Руси» в семью цивилизованных государств, приобщение нас к европейским либеральным ценностям, что «имперские националисты» Минин и Пожарский явно погорячились…
Для нашего времени исторические параллели особо актуальны, поэтому нас интересует, что же в действительности происходило в те трагические годы и как оценивали творящееся вокруг них современники, что они говорили и делали. Именно их слова выражают самосознание нашей Великой Руси-России.
Осенняя Казанская – так издавна зовётся в народе церковный день 22 октября по Юлианскому календарю (4 ноября по Григорианскому в XX–XXI вв.).
С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для православных россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов.
Между тем его тайна до сих пор не раскрыта. Вспомним историю явления иконы.
Явление Богородицы
В июне 1579 года Казань постигло страшное бедствие – пожар, истребивший часть города возле Кремля, сам Кремль, Спасо-Преображенский монастырь и всю северо-восточную часть посада.
Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от Образа, сказавший девице: “Если не поведаешь о словах Моих, и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей.”
Девица от страшного такого видения сильно ужаснулась, омертвела и лежала так немало времени. Но вот возопила она громким голосом к матери своей, чтобы шла та и поведала Архиепископу и правителям града о чудной и пресветлой Иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, передав ей все слова, слышанные ею от пресветлой Иконы, а также указала место явления Иконы.
Мать девицы быстро пошла во град к воеводам, и поставила перед ними свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем с нею случившемся. Девица поведала им слова, которые слышала от пречудной и великолепной Иконы, и указала место явления. Они же одержимые неверием сказанному девицей о Иконе, не придали тому никакого значения. Мать же ее прослезилась, и взяв дочь, отправилась к Архиепископу. Те же слова передала девица Архиепископу и указала место, чтобы он повелел обрести святую Икону. Но и Архиепископ не внял ее словам, отослав ее ни с чем.
Их приход был в седьмой час дня, обрели же чудный и пресветлый Образ Богородицы в том же году после пожара в час двенадцатый после пожара восьмого июля в день памяти святого великомученика Прокопия. Это было так. Вернулась та жена к дому своему и стала рассказывать всем людям о чудной Иконе, которую видела дочь ее. Народ удивлялся этой вести, но расходился, не придавая значения их словам. Жена взяла лопату, и придя к указанному месту, стала долго копать, не находя искомого. Стали и другие люди копать, и уже вскопали все то место, и ничего не нашли.
Девица Матрона начала копать на месте где была печь, также и другие с нею, и выкопав немногим более двух лактей, О чудо, явилась чудотворная Икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Превечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом.
На той чудной Иконе был рукав однорядки вишневого сукна, самый же чудотворный Образ чудно сиял светлостью как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного Образа, это мы сами видели. Девица взяла пречистый Образ со страхом, трепетом и радостью, и поставила его на том же месте.
Бывшие здесь люди возопили, неумолкающе проповедая о явлении этой Божественной Иконы. Вскоре собралось здесь безчисленное множество благочестивого народа, со слезами вопившего: “Владычица, спаси нас”. Послали весть Архиепископу и к начальствующим во граде, что обрели Богородичный святой Образ. Архиепископ повелел звонить в колокола и пошел крестным ходом со всем освященным собором с воеводами и множеством народа на то место, где обрели чудную Икону Пречистой.
Увидев Образ Пречистой как новый пречудно светящийся дар, сильно удивился, потому что такого извода Образа нигде не видел. Недоумевая, охваченный страхом и радостью, он стал молиться с плачем, прося милости и прощения своего неверия.
Также и воеводы с плачем просили милости для согрешивших неверием и нерадением к чудотворному Образу Пречистой. Весь народ града собрался на это дивное и Божественное чудо, веселясь душею со слезами и радостью, возсылая хвалу Богу и Богородице об обретении многобогатого и безценного сокровища. Я же, будучи недостойным, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому Образу, взял его с деревянной подставки, подложенной на том месте, где была в земле та чудная Икона.
По повелению Архиепископа народ пошел с нею и с прочими святыми Иконами и честными Крестами в ближайшую церковь Святого Николая Тульского.
И там по совершении молебного пения, Архиепископ со всем освященным собором и воеводами, со всем множеством православных мужей вместе с их женами и детьми, идущих во след святых икон, пошли во град с новоявленной чудотворной Иконой. Бесчисленное множество народа теснилось на пути, напирая друг на друга, чуть ли не по головам шли они к чудотворному Образу, стремясь прикоснуться его.
Позже икону поместили в кафедральный Благовещенский собор.
Это событие совершилось 8 июля по старому стилю. О том, как это происходило, мы знаем по свидетельству очевидца – патриарха Московского и всея Руси Гермогена (Ермогена). В то время он служил в только что созданной Казанской епархии и носил имя Иеремий. Практически во всех исследованиях о казанской находке цитируется его рукопись «Сказание о явлении Казанской Иконы Божией Матери», составленная около 1594 года. Интересно, что вся дальнейшая жизнь Святителя Гермогена и даже его мученическая гибель была связана с этим образом.
Гермоген (ок. 1530-1613) в 1582г. стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, 13 мая 1589 г. был посвящен в архиерейский сан и стал первым митрополитом Казанским и Свияжским.
С 1606 по 1612 гг. – патриарх Московский и всея Руси. Принимал активное участие в распространении христианства в Казанском крае.
Будучи Казанским митрополитом, святитель составил письменное «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от неё чудесных исцелениях».
Его святейшество был яростным противником введения на Руси униатства и католичества, сыграв видную роль в организации сопротивления польской интервенции, за что и был заключен в Чудов монастырь, где скончался от голода 17 (27) февраля 1612 г. Люди ходили поклоняться ему в Кремль, где в Успенском соборе покоятся его святые мощи. Народ простаивал по 10 часов, чтобы только приложиться к этим мощам. Канонизирован в 1913 году.
Уже по дороге в Кремль икона явила первое чудо. Некий человек по имени Иосиф, просивший милостыню, слепой уже три года, вдруг прозрел. Автор «Сказания…» сообщает немаловажную деталь: получив спасение от Богородицы, он забыл ее поблагодарить, «отпав верою и отяготясь ленностью», а потому прозрение получилось неполное. Иосиф стал видеть «только немного перед собою».
Гермоген описывает в своей рукописи 16 чудесных исцелений. Особо милостлива Казанская Божия Матерь была к слепым. Люди приносили ей дары – «каждый по силе своей». Были среди этих даров и золото, серебро, драгоценные камни.
Ивану Грозному послали сообщение о новоявленной иконе, в котором описали и явление Святого образа, и чудеса, случившиеся от нее. Казанцы сделали точную копию с новоявленной иконы и отправили копию царю. Так появился на Руси первый список с чудотворной Казанской иконы, которых потом было сделано множество. Некоторые из них впоследствии также стали чудотворными.
Иван Грозный повелел поставить на месте явления иконы девический монастырь на 40 инокинь, из царской казны велено было дать монастырю «достаточное содержание священному собору и игуменьи, а также сестрам годовое довольствие».
Чудотворную икону из Благовещенского собора перенесли торжественным крестным ходом с молебным пением в новоустроенный монастырь. В числе первых сестер обители была Матрена, принявшая в монашестве имя Мавры. По преданию, она стала настоятельницей монастыря.
Практически в каждом доме был образ Богоматери, которую верующие звали Заступницей. В любом крупном городе России, да и во многих деревнях и селах были Казанский собор или Казанская церковь. Есть такие церкви и соборы и за рубежом – в Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме, Праге и других мировых культурных центрах. Объясняется такое поклонение не только чудотворной силой новоявленного образа, но и его важной ролью в жизни государства Российского. С ним связано много важных событий.
Прежде всего, находка случилась, как нельзя, вовремя. Через три года после взятия Казани Иван Грозный принимает решение превратить ее в православный город. Для этого в 1555 году образуется Казанская епархия во главе с архиепископом Гурием. Город стал усиленно заселяться православными, было предпринято немало мер для крещения мусульман. Однако несмотря на все усилия властей, православие среди коренных народов Волжско-Камского региона приживалось с трудом. Мало того, наметился обратный процесс – православные становились мусульманами.
В 1579 году отпад от православия достиг высшей точки, что не могло не вызвать озабоченности светских и духовных правителей России. Как раз в это время случается в Казани страшный пожар. Народ запаниковал, поползли слухи о небесной каре на православных. Так что явление Богородицы в казанском приходе Николы Тульского, можно сказать, во многом носило символический характер. Ее восприняли как знак особого покровительства Девы Марии православным Казани. Отход русских от православия прекратился.
Первоначально Казанская икона была местной святыней, но в Смутное время к ее помощи обратилась Москва. В 1612 году там хозяйничали поляки, которые беззастенчиво грабили столицу и ближайшие окрестности. Московское государство было в большой опасности. Отряды ополченцев под предводительством нижегородцев К.М. Минина и Д.М. Пожарского выступили против поработителей. Нет ничего удивительного в том, что ополченцы молились перед образом Казанской Богоматери, ведь на борьбу с врагом воодушевлял их патриарх Гермоген.
Есть и другое толкование: обратиться за заступничеством к Казанскому образу посоветовал греческий архиепископ Арсений, которому было видение. Святой Сергей Радонежский открыл ему тайну могучей силы Руси.
22 октября 1612 года Москва была освобождена, самозванец Лжедмитрий II казнен. Освобождение столицы было полностью приписано чудотворной иконе. На этот раз она помогла остановить распространение католичества на Руси.
Вот что читаем в книге «О жизни православных святых, иконах и праздниках» (составитель О.А. Попова):
«Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Ермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни. Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли».
Князь Пожарский на свои средства построил в Москве, на Красной площади, Казанский собор, в котором долгое время хранился тот самый список с иконы, который помог одолеть поляков.
Первоначально праздник новоявленной иконы был установлен только для Казани и Москвы: в день обретения 8 июля (старый стиль) и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября. Но в 1649 году, когда у царя Алексея Михайловича родился долгожданный первенец – сын (к этому событию тоже была причастна чудотворная икона), он повелел ввести празднование по всей России.
Празднование Казанской иконы Божьей Матери – по новому стилю 21 июля и 4 ноября, что соответствует старому стилю: 8 июля и 22 октября.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери (из села Каплуновки).
Многие современники приписывали победу в Полтавском сражении именно заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.»
В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте.
По повелению императора Павла I именно для этой иконы, был построен Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра.
Собор был построен именно на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы, где хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери.
В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года.
Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества.
Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…
Великую Отечественную войну большинство граждан Советской страны встретили без Бога в сердце — таким был результат атеистической пропаганды. Но уже с первых дней великих сражений люди стали искать веры и надежды, заступничества и святого покровительства. Старики доставали схороненные «до времени» старинные иконы, а комсомольцы-добровольцы шли на фронт с материнскими ладанками да напутственными молитвами. Вера возвращалась в сердца людей, и Матерь Божия не оставалась безучастной к людскому горю. Тяжелые испытания первых лет войны привели к возрождению религиозных чувств народа.
Издавна Святую Русь оберегали чудотворные иконы Божией Матери — Заступницы и Молитвенницы за всех православных. Особенно сильно чувствовалась помощь Богородицы в решающих битвах. С помощью Заступницы Усердной были одержаны победы и под Москвой, и под Сталинградом, и под Кенигсбергом, произошел прорыв Ленинградской Блокады.
Помощь Божия привела к славной Победе нашего народа в день святого Георгия Победоносца на Пасху 1945 года. Как говорил митрополит Крутицкий и Коломенский Николаи, «верующее сердце нашего народа видит в этих победах силу правды Божией!».
«Наши мертвые нас не оставят в беде», — писал позже Владимир Высоцкий. Вместе с войском на земле выступало небесное войско, на защиту встали все святые, и земле Русской просиявшие… Недаром танковые колонны и боевые самолеты стали носить имена русских святых, и ордена в честь святого благоверного князя Александра Невского, праведного Федора Ушакова засияли на груди наших генералов и адмиралов…
Перед решающими сражениями для моральной поддержки бойцов в русской армии священники исповедовали и причащали воинов, перед боевыми порядками выносили чудотворные иконы и другие святыни. А икона Казанской Божией Матери как главная воинская святыня всегда в дни войны, как правило, находилась при действующей армии. В дни царствования Романовых это было вполне официально. Присутствие чудотворной Казанской иконы Божией Матери на советском фронте официально не подтверждено, но и не опровергнуто.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Женщина с иконой среди жителей Орла, встречающих бойцов и командиров Красной Армии, освободивших город от немецкой оккупации. Кадр кинохроники. Место съемки: Орел. Время съемки: август 1943 года.
Но вернемся в дореволюционную Казань.
Женский монастырь в Казани, где находился чудотворный образ, становился все известнее, привлекая паломников со всей страны.
Практически все, кто приезжал в Казань, начиная с представителей царствующей династии, шли поклониться образу Заступницы. Иконе поклонялись не только простые миряне, но и царствующие особы: император Петр I, императрица Екатерина II.
Первый каменный собор в честь явленной иконы был разобран за ветхостью. 30 мая 1798 года состоялась закладка нового каменного храма, первый камень в его фундамент заложил император Павел I, приехавший в Казань специально для этого события.
На старинной фотографии видно, каким величавым было это сооружение. В тридцатых годах ХХ века собор, в котором хранилась чудотворная икона, был взорван, на его месте построили три кирпичных «хрущевки».
Так как Казанская икона Божией Матери считалась покровительницей дома Романовых и всей России, на жизнедеятельность монастыря направлялись огромные средства из казны. Становилась богаче и сама икона.
Так, Екатерина II, отслужив в 1767 году у образа литургию, возложила на него бриллиантовую корону. Всего на иконе было 475 бриллиантов. Оклад и риза были золотые. На иконе было много жемчуга, а также сто алмазов, более 1100 других драгоценных камней.
Казанское святотатство
Летом 1904 года, в ночь с 28 на 29 июня, в Казани свершилось, пожалуй, одно из самых страшных в истории православной церкви преступлений – из собора Богородицкого женского монастыря злоумышленниками были похищены два чудотворных образа – древняя икона Спасителя и икона Казанской Божией Матери. Материалы суда, опубликованные в книге «Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери», не оставляют сомнений в именах виновных: профессиональный похититель икон Федор Чайкин, его сожительница Прасковья Кучерова, карманный вор Ананий Комов. По уголовному делу также проходили казанский ювелир Николай Максимов, мещанка Елена Щиллинг и монастырский караульщик Федор Захаров.
Воры сразу признали, что их интересовала не икона, а риза, убранная драгоценными камнями. А потому икона была разрублена и сожжена. При обыске в одном из домов Академической слободы были обнаружены следы похищенных икон: найденные в железной печке 17 петель, обгорелые жемчужины, кусочки слюды, которой покрывался Лик. Во фрагментах найденной ткани монахиня Варвара, выступавшая на суде свидетельницей, опознала тот самый бархат, который, подобно одежде, надевался на изображение. По данным журналиста Юрия Фролова, который знакомился с уголовным делом по факту кражи, во время третьего, более тщательного обыска в квартире которую снимал Чайкин, были найдены жемчуг, перламутровое зерно и камни с ризы, а также серебряные обрезки ризы и венца с иконы Спасителя и одна пластина с надписью «Спас нерукотворный». В подтопе русской печи нашли нитки жемчуга и целые россыпи жемчужных зерен, 320 различных камней и другие драгоценности.
Большую часть драгоценностей удалось вернуть – воры не успели их продать, а вот сама икона исчезла. Как показывала на суде дочь Кучеровой Евгения, на рассвете 29 июня Чайкин изрубил секачем (большим ножом) образ Спасителя, а Комов топором – образ Богоматери. Разрубленные иконы были сожжены.
Святотатцы получили разные сроки каторжных работ, и только хорошая охрана спасла их от самосуда разгневанной толпы. Речь председателя суда господина Дьяченко заканчивалась так: «Мы встретимся с запросом всего русского народа: где же, где же первообраз явленной, чудотворной иконы нашей Казанской Божьей Матери «Заступницы усердной рода христианского»? И, низко понурив головы и безнадежно разводя руками, мы не сумеем ответить им…»
А если икона жива?
В начале нового ХХ века историки и краеведы, миряне и люди верующие, специалисты и дилетанты вновь заинтересовались судьбой украденной иконы. Появилась версия о том, что она чудом оказалась целой и после долгих мытарств оказалась в Ватикане, у Папы Римского.
Жители Татарстана узнали, что глава города Камиль Исхаков и государственный советник при Президенте Республики Татарстан Рафаиль Хакимов уже побывали на приеме у Павла Иоанна II и вели разговор о возвращении иконы в Казань. Православных немного покоробило то, что судьбой иконы заинтересовались представители другой веры, но было понятно, что это событие хорошо бы вписывалось в канву событий, связанных с тысячелетием Казани.
Правда, был во всем этом один негативный аспект: «черная кошка». Пробежавшая между Ватиканом и Москвой, вносила в будущий сценарий возвращения иконы нежелательные коррективы: в планы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II никак не входила встреча с Павлом II, хотя определенные шаги по сближению позиций предпринимались. И в какой-то мере Казань к ним оказалась причастна.
Способствовать диалогу между Римско-католической и Русской православной церковью, развитию отношений между Ватиканом и Россией была призвана состоявшаяся 1 декабря 1997 года встреча заместителя Председателя Совета Федерации, Председателя Государственного Совета Татарстана Василия Лихачева с Папой Иоанном Павлом II.
По словам В.Лихачева, в ходе беседы, проходившей «в предельно доверительной обстановке», он передал Папе Римскому содержание размышлений на тему о непростых отношениях между Римско-католической и Русской православной церквями, которыми с ним поделился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время их встречи. «В свою очередь я передам Патриарху размышления понтифика на эту тему, а также самые добрые пожелания Иоанна Павла II Алексию II и Президенту России Борису Ельцину», – сказал тогда В. Лихачев журналистам.
История обретения и трагической потери Казанской иконы Божией Матери, казалось бы, известна нам до деталей. Но когда в июне 2002 года, в рамках международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», проходившей в Казани, был объявлен «круглый стол» на тему «Историко-культурное значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря», именно он получился самым острым и собрал самую большую аудиторию. Ведь до сих пор не было ни одного широкого публичного обсуждения версии о возвращении иконы из Ватикана. Этот пробел пытались как-то восполнить средства массовой информации, публикуя материалы как «за», так и «против» версии о сохранности иконы, украденной в 1904 году. Поэтому на «круглом столе» в Казанском государственном университете собрались не только участники конференции, но и многие казанцы, интересующиеся этим вопросом.
Нельзя было не обратить внимание на то, что в спорах участвовали в основном миряне, причем были они преимущественно татарской национальности. На дискуссии присутствовал архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, но он больше молчал.
Целый блок составили доклады по архитектуре Богородицкого монастыря – вспоминали, каким он был в прошлом, представляли, в каком виде что сохранилось, думали над тем, как вернуть жизнь в руины. Председатель «круглого стола» – руководитель Православной энциклопедии» Сергей Кравец высказал общее мнение: «Было что-то замечательное, а сейчас – удручающее. Это – рана города и ответственность города». Все были за то, чтобы реставрировать все, что сохранилось, а на месте разрушенного совсем необязательно можно построить и новые сооружения. Главное – надо возродить весь комплекс бывшего Богородицкого монастыря.
Если в этом вопросе спорить было не о чем, то следующая тема дискуссии – судьба святого образа после его похищения – вызвала острый спор. Это и понятно. Пришлось прочитать немало версий о том, что икона не погибла, как принято считать. Одни считают, что она была продана ворами старообрядцам, другие – что украден был не первообраз, а список с него, третьи – что Ивану Грозному была отправлена настоящая икона, а не ее список.
Как сообщила в Казани Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, известно точно: во времена митрополита Гермогена чудодейственная икона оставалась в Казани:
- Гермоген пишет о ней «Сказание…», из которого мы знаем, что после деревянного храма ее переносят в каменный храм, специально построенный для этого, что здесь продолжают совершаться чудеса.
- «Настоятельница обители игуменья Маргарита, в миру Мария Максорова, напуганная несколькими попытками похищения иконы, обращалась в полицию, где инциденты приписали ее мнительности и сказали, что охрана монастырских ценностей – дело церкви. Понимая, что с ушлыми ворами ей не справиться, она заказала список с чудотворного образа. Каждый вечер, после того как храм закрывался, настоятельница вынимала явленную икону из-под ризы и заменяла ее списком. Явленный образ она уносила в свои покои, а поутру водружала его на место.
…На другое утро после кражи, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она, необычайно спокойная, сказала им: “Не плачьте, сестры, Божья Матерь с нами”.
- Эту историю Ефимия слышала от своей подруги, бывшей келейницей у настоятельницы Богоявленского монастыря, и если следовать этой версии, то получается, что злоумышленники похитили и уничтожили не подлинник Иконы Казанской Божьей Матери, а список!
- Из следственного дела, которое нам известно по опубликованному в 1905 году отчету с процесса, получается, что правосудие так и не пришло к уверенному заключению. С одной стороны следствие констатировало, что какая-то доля тайны остается. С другой же стороны прокурор Покровский говорил о том, что к сожалению, придется признать, что этот человек действительно мог сжечь образ. Во-первых, в печи, где обнаружили остатки окладов и петель, по которым монахини узнали части убранства явленного образа, нашли и частицы того мелового слоя, на который обычно накладывается живопись, и он мог быть только от иконы. Да и сам Чайкин богохульно говорил, что хотел сжечь ее, чтобы показать – никакая она не чудотворная. Так что можно предположить, что он сделал это из страшных соображений безбожника. Он не скрывал, что их была целая компания – воры-профессионалы, которые гонялись за драгоценностями, на их счету – несколько ограблений икон. Система была достаточно хорошо отлажена, и они потоком продавали жемчуги, сапфиры через ростовщиков-евреев, чтобы вывезти из Казани. Сеть этих темных дел была довольно широкая. Когда Чайкина заключили в Шлиссельбургскую крепость, он говорил: мол, сейчас бы я, возможно, так не поступил, мне теперь стало ясно, что вещь, которая для меня ничего не значит, может быть, что-то значит для других. Срок его заключения закончился в 1917 году и, конечно, очень любопытно, как он жил в последующее безбожное время, чему научила его эта страшная история.
В дискуссиях о Казанской иконе Божией Матери речь идет о трех образах, которые могут претендовать на роль подлинника. Как явствует из текста «Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани», Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (Нонстантинополь) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.
Одна версия гласит, что первоообраз был отправлен в Москву в смутное время на помощь ополченцам.
Вскоре ученые от нее отказались, подтвердив, что в Москве находилась не явленная икона, а список.
По другой версии, явленная икона была взята по велению Петра I в Санкт-Петербург для освящения новой столицы государства. Она также не соответствует истине, потому что размеры петербургской иконы в два раза больше явленного образа.
Как утверждает Н. Чугреева – это три разные иконы, все три – списки, что доказывается непосредственным их видом и различными параметрами.
Московский список был больше – 27,3 на 24,5. Разница в 4 см – достаточно приличная. Но дело опять же не только в размере. Существуют исторические свидетельства, что для Москвы список под благословением Святейшего Патриарха Гермогена был принесен из Казани и попал в столицу еще с первым ополчением. С этим списком был взят Новодевичий монастырь, а затем вторым ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва.
Интересно, что чудотворный образ из Казанского собора на Красной площади в 1918 году тоже был похищен. Как он выглядел, мы можем судить по архивной фотографии. Образ сохранился под записями второй половины XVII века.
Казанская икона Божией матери из покоев Папы Римского
Благодаря изысканиям казанского исследователя Дмитрия Хафизова, дополненными некоторыми материалами, размещенными в Интернете, мы можем проследить историю Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери, подаренной в 2005 году Русской православной церкви папой Римским Иоанном Павлом II.
Сразу оговоримся, что у нас нет полной уверенности, что это именно ЕЕ история.
Еще в XVIII веке с явленной в Казани чудотворной иконы были сделаны два или три очень чтимых списка, доказавших за 150 лет свою чудотворность. Один из них находился в Серафимо-Дивеевском монастыре (еще при жизни Серафима Саровского, в XVIII-XIX веках) и был утрачен после 1917 года. Этот список был почти также чтим в царской России, как сам оригинал, и был заключен в очень богатый оклад, украшенный почти тысячью (!) драгоценных камней.
Почти полвека оба чудотворных образа (и явленный в Казани, и монастырский список) считались навсегда утраченным. В 1920 году известный ювелир и скупщик бриллиантов из Лондона Норман Вейц приехал в Москву для покупки старинных ценных предметов, продаваемых большевиками, по одним данным – по поручению Хэттон-синдиката и с финансовой поддержкой южно-африканского миллионера Джоэля, а по другим – самостоятельно, взяв кредит для покупки и последующей перепродажи российских ценностей (по некоторым данным он взял с собой в Москву кредитовое авизо на миллион английских фунтов).
Так или иначе, ни у него, ни у его хозяев денег для покупки иконы не хватило, видимо, сумму запрашивали баснословную…
В 1928 году икона из России была вывезена. Она оказалась в руках целого ряда коммерсантов, и путь ее проследить нелегко. Возможен и нелегальный вариант. Владельцы иконы довольно часто менялись, по крайней мере, три раза за четверть века. Видимо, первый из них ничего не понимал в иконописании и мало что в ювелирном искусстве. Он мог рассматривать икону, а тем более ее оклад как капиталовложение.
По данным заместителя руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации Александра Кибовского, икона Казанской Божией Матери неожиданно появляется в Англии в 1928 году, в собрании богатого ювелира и скупщика бриллиантов. Возможно, речь идет об одном и том же человеке, это он не сумел купить образ в 1920-м.
По другим сведениям, англичанин Норман Вейц (или Вайс) приобрел ее у польского беженца. По словам самого Вайса, он купил ее приблизительно в 1930-х годах. При этом, по данным Д.Хафизова, владелец иконы, видевший ее ранее, заявлял, что в его руках находится первообраз Казанской Богородицы.
Приобретя чудотворный образ, Вайс сразу выставил его на продажу. Однако задача продать икону оказалась весьма нелегкой. Несколько лет чудотворная Казанская икона не находила покупателя, – это было связано с внушительной суммой, которую просил за нее торговец. «Товар» был весьма специфический, а продавать его по цене одних драгоценных камней опытный бизнесмен считал неразумным. Он терпеливо ждал своего покупателя – богатого чудака или фанатичного коллекционера.
Существуют две версии дальнейшей судьбы иконы. По одной из них в 1950 году британский археолог Фредерик Митчелл-Хеджес приобрел у южноамериканского миллионера Солли Джоэла некую древнюю икону Казанской Богоматери.
Как она попала к миллионеру – неясно. Сам Солли Джоэл утверждал, что приобрел ее у казанского купца Шевлягина, к которому образ попал после похищения в 1904 году.
По другой версии, до 1950 года икона была у Нормана Вайса. В тот год судьба свела его Фредериком Митчеллом-Хеджесом (F.A.Mitchell-Hedges). Тот жил в английской провинции Berkshire, в замке Farley (Фарлей). Одержимый исследователь, талантливый писатель, неутомимый путешественник, Хеджес был страстным коллекционером произведений искусства. Благодаря его усилиям, о Казанской иконе узнали специалисты крупнейшего музея Великобритании, в первую очередь Cyril G.E.Bunt, который в течение 48 лет был экспертом по византийскому искусству музея Альберта и Виктории, Лондона.
В том, что этот образ – великое произведение искусства, сомневаться не приходится. Прежде всего это художественная ценность изображения Богородицы, это филигранная ювелирная отделка ризы, огромное богатство украшений. Д.Хафизов приводит такие данные: 663 алмаза высшего качества общим весом приблизительно 80 каратов, 158 восточных рубинов – 53 карата, 32 огромных изумруда – всего 220 карат, 6 больших сапфиров – 30 карат, 150 жемчужин различных форм и размеров. Замысловатый драгоценный дизайн ризы включает посох пастуха из бриллиантов. В узоре, искусно выгравированном на ризе, хорошо различимы греческие и русские письмена, символизирующие Божию Матерь и Иисуса Христа. Каждый из более чем тысячи драгоценных камней – подарок от конкретного человека, верующего, который полагал, что Богородица через святую икону ответила на его молитвы.
Именно в замке Митчелла-Хеджеса образ явил свои первые чудеса за пределами России и стал широко известен среди русских эмигрантов под именем Черная Богородица замка Farley.
Потому сначала Митчелл-Хеджес полагал, что икона – оригинал. К иконе, которая, по заключению некоторых осмотревших ее тогда специалистов, «является работой великого иконописца и превосходным примером византийского искусства», потянулись православные верующие, в первую очередь – русские из первой волны эмиграции.
Духовные лица из среды русской эмиграции неоднократно предлагали Митчеллу-Хеджесу купить у него святыню, оставив в его распоряжении оклад с драгоценными камнями.
Владелец иконы не был уверен в информации об ее происхождении, которую ему дал при продаже святого образа в 1950 г. мистер Норман Вайс. Но произошло маленькое чудо: среди первых паломников к вновь обретенному чудотворному образу оказались люди высокого духовного звания и представители высшего сословия ушедшей России (упоминались князья, графини и даже митрополит (?), которые узнали икону и опознали ее как явленную (!). Но это не совсем так. Как часто бывает, народная молва превращает факты в легенды, просто забывая упомянуть какую-либо небольшую деталь. В данном случае эта деталь заключалась в том, что одни эмигранты из России убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, а другие якобы лично видели ее в столице Российской империи – Санкт-Петербурге! Это нонсенс, так как хорошо известно, что эти иконы (а речь шла о двух разных списках чудотворных икон) между собой очень различаются, в том числе и по размерам.
Попыткой разобраться в этом сложном вопросе явилась первая официальная экспертиза святого Казанского образа Богородицы, предпринятая Сирилом Бантом, лучшим специалистом Великобритании по иконографии.
Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. Выводы опубликовал в книге «Русское искусство от скифов до Советов» («Russian Art from Scyths to Soviets»), впервые опубликованной в 1949 году и переизданной в 1956 году: «Эксперты сходятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и что она представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода. Богатая риза иконы представляет собой также исключительную ювелирную работу, которую следует отнести к XVII веку, и она украшена более чем тысячей драгоценных камней: Такое исключительно богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исключительным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России».
Сирил Бант был убежден, что явленная в 1579 году икона все время, вплоть до святотатства 1904 года, продолжала оставаться в Казани. Соответственно, образ, находившийся в Москве и попавший впоследствии, по его мнению, в коллекцию Митчелл-Хеджеса, был хоть и чудотворной, но копией. Исходя из этого, он датирует икону самой ранней датой, какую можно дать копии, то есть концом XVI века.
В начале 1950-х годов Митчелл-Хеджес предложил купить икону советскому посольству, но, по-видимому, получил отказ, возможно, потому, что требовал слишком крупную сумму. Но более вероятна иная причина, так как одним из основных его требований впредь становится категоричное указание, которое он даже прописал в завещании, – не допустить передачи иконы коммунистам.
Именно в эти годы он впервые обращается к Православной церкви с предложением купить у него икону. Не к Московской патриархии, а к епархии Американской православной церкви в Сан-Франциско. Владелец уникального сокровища назначил за него довольно небольшую цену – в 92 000 фунтов стерлингов.
Понимая всю трудность и даже невозможность для себя лично и своей епархии приобрести икону даже по этой цене, архиепископ Иоанн Шаховской тем не менее решил выяснить происхождение образа Казанской Божией Матери из замка Farley. Дважды, в 1954 и 1955 годах, по его просьбе икону осматривал Николай Ефремович Андреев, историк, литературовед и искусствовед, директор Института имени Н.П.Кондакова в Праге, экстраординарный профессор Кембриджского университета. Ему удалось сфотографировать ее в цвете и без ризы.
По данным Д.Хафизова, знаменитый эксперт, живший тогда в Англии, в письме архиепископу восторженно отозвался об иконе с иконописной точки зрения, но был не в состоянии точно установить, был ли это список или первообраз из Казани.
Митчелл-Хеджес продал замок в 1958 году, за год до своей смерти. Его прямой наследницей стала приемная дочь Анна. Вступив в законное владение иконой, она сделала ее доступной для Русской православной греко-католической церкви Америки. Следуя завещанию, предложила цену, равную стоимости драгоценных камней, – $500 000. Но и на этот раз ей ответили отказом.
В 1958 году икона покинула замок Farley, с его хранилищами, которые обеспечивали ей должную сохранность. Святая икона совершила ряд путешествий. Мы точно знаем об одном из них – летом 1961 года икона была в Гонконге. Интересный факт: в те дни гонконгская англоязычная газета писала, что, по старинному преданию, у этой иконы есть пропавший без вести двойник и когда этот двойник будет найден, в России восстановится монархический строй.
А в 1962-м икона была послана владелицей в Сан-Франциско – для исследования и сохранения. В США почти сразу же она оказалась в подземном сейфе Sutter-Stockton Office, the Bank of California. Почитание этого святого образа было настолько велико, что уже здесь, под землей, началось моление православных людей к Пресвятой Богородице, пред Ее Казанским образом. По Божьему провидению, молебны «под землей» служил именно архиепископ Иоанн Сан-Францисский.
Судьбе вновь было угодно свести святой образ с одним из достойнейших представителей старой интеллигенции, эмигрантом чести из России, известнейшим деятелем русского Православия. Позже по просьбе верующих икона была вынесена на поверхность земли, и пастыри обеих церковных юрисдикций русского Православия в Америке, забыв на время взаимные обиды, при огромном стечении молящихся, до отказа заполнивших Русский центр Сан-Франциско, совместно (что очень важно и символично в свете дальнейшей истории этого святого образа!), служили пред нею молебен.
Сразу после этой памятной службы к владыке Иоанну пришли два хорошо известных в Сан-Франциско общественных деятеля, которые предложили организовать святое дело выкупа этой иконы из частных рук для возвращения ее в церковь, а также возвести в Сан-Франциско храм в древнем стиле для ее хранения. В 1963 году при Сан-Францисской и Западно-Американской кафедре был образован Fund for Our Lady of Kazan Shrine. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский официально и публично принял на себя личную ответственность за начатое дело и получил братскую моральную поддержку Большого Архиерейского Собора в резолюции от 16 мая 1963 года.
В конце мая того года появились грандиозные планы о туре святого образа по США и Канаде, который и был предпринят осенью того же года. Фактически икона была дана взаймы Русской епархии Сан-Франциско, чтобы собрать деньги для ее выкупа. Благодаря отзывчивости прихожан путешествие чудотворной иконы продолжалось несколько месяцев…
Во многих местах ее прибытие привлекало в храмы большое количество молящихся. Нередки были случаи чудесного исцеления безнадежных больных, о чем имеются свидетельства священников из разных мест. В главных американских газетах Нью-Йорка и Вашингтона («Нью-Йорк Таймс», «Херальд Трибюн» и «Вашингтон Пост») и во многих других газетах страны были помещены большие снимки иконы…
Изображение святого образа в цвете было рождественской обложкой для приложений к газетам 1963 года, которые вышли тиражом свыше 12 миллионов экземпляров.
Но сбор средств на выкуп иконы не оправдал возложенных на него надежд. Не помогла и Всемирная выставка в Нью-Йорке в 1964 года, где «Леди из Казани» демонстрировалась в специально построенной для этого часовне.
Православный русский павильон имел строго миссионерский характер – здесь совершались молитвы, рассказывалось об истории православия в России и о конкретных примерах страданий «за веру» при власти большевиков.
Протоиерей Николай Рачковский перевел и издал на английском языке акафист Казанской Божией Матери.
Из интервью мистера Хэфферта, бывшего высокопоставленного руководителя «BlueArmy», немецкому телевидению, 2000 г.
«Итак, мы начали кампанию в Америке, собрали деньги и смогли приобрести икону и вернуть ее. Это даже не вопрос денег, она выше всех денег. Мы сказали: «Это воля Господа, и мы хотим сделать это для России, мы знаем, что Казанская Божия Матерь должна возвратить Россию на путь истинный, принести в Россию свободу вероисповедания, и Россия захочет вернуть свою покровительницу, свою икону». Я считаю, что нам очень повезло, что мы смогли это сделать. Итак, мы привезли икону в Фатиму, но мы не знали, как и когда она вернется в Россию. Мы знали только, что это произойдет, потому, что она была выкуплена именно для этого. Мы не являемся собственниками этой иконы, мы были орудиями в руках Господа, выкупая эту икону для того, чтобы вернуть ее русскому народу».
В те времена в советской прессе появился целый ряд статей негативного содержания, направленных против кампании по сбору денег и ставивших под сомнение подлинность иконы Казанской Божией Матери. Тогда, по мнению Д.Хафизова, и появилась легенда о том, что святой образ не был продан за границу.
Единственное, что удалось сделать по результатам сбора денег, – это построить в Сан-Франциско православный храм Христа Спасителя. Несчастливые обстоятельства вынудили архиепископа Шаховского вернуть икону владелице. После этого она содержалась в банковском сейфе Франка Дорланда, управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. С этого момента дальнейшая судьба святого образа скрыта туманом неизвестности.
Еще одна кампания по сбору средств для выкупа, предпринятая общественной организацией «Blue Army», оказалась более успешной. Икона была куплена за 3 миллиона долларов. 21 июля 1970 года (по юлианскому календарю), в праздник Казанской Богоматери, икона была передана новым владельцам. В течение нескольких лет она находилась в бронированном хранилище банка в Португалии, позднее ее местом обитания стал Византийский центр «Blue Army» в Фатиме (Португалия).
Выкупленная католиками Казанская икона уже 21 июня 1970 года, в праздник обретения святого образа, была передана в церковь Святой Фатимы. Но еще долго икона хранилась в бронированном сейфе в Лиссабоне. Икона приносилась в святилище Фатимы только в дни больших праздников.
Икона продолжала являть чудеса, ее ризу красило несколько сотен драгоценных камней и более тысячи жемчужин. И все-таки католики понимали, что место иконы – в православном храме.
26 февраля 1993 года Его Преосвященство архиепископ Ньюарка (Newark) Theodore E. McCarrick в своем письме кардиналу Эдварду Кассиди с восторгом докладывал, что трудная миссия, возложенная на него полностью выполнена и он срочно высылает документацию о передаче прав собственности на Казанскую икону Святому Престолу. И уже 1 марта икона была передана папскому нунцию в Португалии в присутствии религиозных официальных лиц.
В 1982 году, после покушения на Папу Римского, святыня была передана в Ватикан Иоанну Павлу II, который связывал свое избавление от верной смерти 13 мая 1981 года именно с покровительством Богородицы.
Али Агджа стрелял на площади Св. Петра с расстояния всего нескольких метров, четвертую пулю заклинило в стволе проверенного накануне пистолета.
Действительно чудо, что Иоанн Павел II не был убит тогда. Возможно, его спасло то, что за секунду до выстрела понтифик наклонился, чтобы рассмотреть медальон на шее маленькой девочки. Медальон изображал трех детей-пастушков, которым в 1917 году в Фатиме явилась Богородица!
В истории Казанской иконы – разные страны и религии. Не раз приходилось слышать, почему глава католического престола молился православной иконе. Ответ находим в книге «Иконы. Чудо духовного преображения» Конрада Онаша и Аннемарии Шниппер (Москва, 2001). Оказывается, Матерь Сына человеческого передает весть о Спасении и тем самым является прообразом Церкви. Общим для Католической и Православной церквей является учение, согласно которому Мария, как Матерь Слова Божия, почитается Матерью Церкви, через которую только и осуществляется Спасение.
Впервые о том, что Казанская икона хранится у Папы Римского, ватиканские чиновники официально заявили только через 7 лет после ее появления. На пресс-конференции во время визита главы Ватиканского престола в Фатиму в 2000 году Дмитрий Хафизов, ныне советник мэра Казани по вопросам религий, который присутствовал среди журналистов, спросил, где находится образ, привезенный из Лиссабона. Ответ был лаконичным – в личных покоях Иоанна Павла II.
Вскоре в Ватикане побывала делегация из Казани, ее принял Папа Римский. Как явствуют некоторые источники, быстрое положительное решение было принято во многом из-за того, что в это время как раз велись трудные переговоры между Ватиканским престолом и Русской православной церковью о личной встрече двух высоких духовных лиц. В ней проявлял большую заинтересованность Папа Римский, однако Его Святейшество Алексий из-за конфессиональных разногласий к такой встрече готов не был.
Тем не менее Москва не стала чинить препятствий в переговорах Казани и Ватикана о времени и условиях передачи святого образа православным верующим. Тогда участники переговоров верили, что в покоях Папы Римского – явленная Казанская икона, то есть оригинал.
В августе 2004 года Папа Римский принял решение расстаться с иконой, которая хранилась у него более 10-ти лет. Путем длительных переговоров договорились, что икона будет передана в Москву, и уже там решат, где она будет находиться дальше.
28 августа, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в Успенском соборе Кремля, делегация Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Патриарху Алексию II. В июле 2005 года было объявлено, что икона будет находиться в Казани. Патриарх Алексий II привез ее лично на престольный праздник Казанской иконы Божией Матери, 21 июня.
В судьбе Ватиканской иконы приняли участие десятки людей: Патриарх Московский и всея Руси и Папа Римский, президенты США и России, дипломаты России, Германии, Ватикана, духовные и светские лица, люди верующие и атеисты, православные и мусульмане.
Сегодня, когда сделаны все необходимые экспертизы, нет никаких оснований говорить о возвращении в Казань иконы, найденной здесь в 1579 году. В 2005 году об этом не говорили даже лица, запустившие эту идею в свет.
Но то, что Ватиканский список – не явленная Казанская икона Божией Матери, а всего лишь один из ее списков, нисколько не умаляет роль события, которое случилось в 2005 году, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II доставил образ, подарок Папы Римского, в Казань во время своей поездки, приуроченной к 450-летию Казанской епархии Русской Православной Церкви.
Равно как наличие Ватиканского списка не умаляет значения иконы Богородицы из церкви Ярославских чудотворцев на Арском погосте. Ученые и эксперты убеждены – они обе написаны в XVIII веке.
Возвращение иконы
28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная передача Русской православной церкви Ватиканского списка Казанской иконы Божьей матери. Как сообщали тогда средства массовой информации, Иоанн Павел II последний раз помолился перед ней 25 августа, а 27-го с ней прощалось 5 тысяч верующих католиков.
21 июля 2005 года в Благовещенском соборе Казанского Кремля состоялась Божественная литургия по случаю передачи Казанской епархии Казанской иконы Божией Матери. Торжественную службу в древнейшем из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры (собор был основан в 1552 году) совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Божественной литургии смогла побывать тысяча верующих, на площади перед собором благодаря плазменным панелям молебен увидели еще три с половиной тысячи человек.
После совершения литургии прошел крестный ход с чудотворным списком Казанской иконой Божией матери.
Верующие прошли от Кремля к Крестовоздвиженскому храму Богородицкого монастыря, в котором должна была храниться икона.
21 июля 2021 года Предстоятель Русской церкви, святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение воссозданного собора на месте явления Казанской иконы Божией Матери
Перед началом освящения воссозданного собора, после молебного пения в Благовещенском соборе Казанского кремля, состоялся крестный ход в Казанский Богородицкий монастырь с чтимым списком Казанской иконы Божией Матери, переданным в Казань из Ватикана в 2005 году.
Перед иконой был прочитан акафист. В новом соборе Казанский образ помещен в иконостасе правого придела под специально изготовленной сенью. Здесь икона будет пребывать постоянно. Рядом с чтимым списком Казанской иконы будет храниться серебряная риза, в которой до 1904 года находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, явленная в Казани в 1579 году.
Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения двух престолов воссозданного собора — главного в честь Казанской иконы Божией Матери и левого в честь благоверного князя Александра Невского. В завершение чина великого освящения, Святейший Владыка возглавил крестный ход с частицами мощей вокруг собора.
Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в новоосвященном соборе.
О воссозданном Казанском соборе
Казанский собор Богородицкого монастыря г. Казани был построен в 1798-1808 годах по проекту И.С. Старова казанским архитектором Ф.Е. Емельяновым на месте древнего собора, возведенного в 1595 году. В 1932 году храм был взорван.
4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери.
21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.
Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант столицы Татарстана.
Фрагменты стен и сводов нижнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, созданного в 1910-1913 гг. по инициативе преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, были обнаружены в ходе археологических изысканий на месте строительства собора весной 2016 года.
На месте явления Казанской иконы установлена сень, иконостас оформлен басмой и мрамором. Среди святынь Пещерного храма — икона и ковчег с частицами мощей преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары.
При подготовки статьи, были использованы материалы:
Культурно-просветительская газета «Казанские истории» Казанская икона Божией Матери из покоев Папы Римского
Православный портал «Православие.ру» Предстоятель Русской церкви совершил освящение воссозданного собора на месте явления Казанской иконы Божией Матери
Православный портал «Азбука веры» «Икона смутного времени»
Информационно-просветительский сайт Татарской митрополии Чудеса Казанской иконы Богородицы в Великую отечественную войну
Культурно-просветительская газета «Казанские истории» История святого образа Казанской Божией Матери в изгнании
Информационный портал Tatarstan today История Святого образа Казанской Божией матери в изгнании