РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Матерь Божия врачует все немощи, утоляет всякие скорби, покрывает самые грехи, коль скоро они соединены с сокрушением о них сердца, но не покрывает и не может покрыть ожесточение во грехах!

святитель Иннокентий (Борисов)

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября Святая Церковь празднует Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот день относится к Великим недвунадесятым праздникам. У праздника Покрова Пресвятой Богородицы предпразднства, попразднства и отдания нет.

***

О событии из истории

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери. Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

В воскресный день, 1 (старый стиль) и 14 (новый стиль) октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над жалившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

Следует добавить, что Церковь чтит память Блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 15 октября (новый стиль).

***

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый
Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Сведения об Андрее Юродивом содержатся в его житии, автором которого назван Никифор, иерей храма Святой Софии в Константинополе, лично знавший святого. Сохранилось более 110 полных и фрагментарных греческих рукописей, содержащих разные редакции жития, древнейший список – каллиграфический фрагмент второй половины X века. Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и преподобного Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых – Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского – заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни Блаженного Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886-912), а создание жития – к X веку. Соглашаясь с этим, архиепископ Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греческих синаксарях (XII века). По мнению И. И. Срезневского, могло существовать древнее житие Андрея Юродивого, написанное в VI веке и переработанное в середине X века, а С. Манго считал, что житие Блаженного Андрея было создано в конце VII века. В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми годами X века.

Андрей Юродивый был родом из Скифии (в славянском переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII веке возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей Блаженный Андрей был в Константинополе продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, который отдал его в школу, где Блаженный Андрей Юродивый быстро научился грамоте и счету, вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего Андрей Юродивый любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды Андрей Юродивый увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день Андрей Юродивый, после обсуждения своего видения со священником Никифором (впоследствии написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что Блаженный Андрей сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там Андрею Юродивому явились сама великомученица и апостол Иоанн Богослов, которые укрепили его в решении стать юродивым. Через четыре месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. Андрей Юродивый начал скитаться по улицам и площадям Константинополя: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости Блаженного Андрея Юродивого знали немногие, в том числе Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, которого святой отвратил от блудного греха и которому неоднократно помогал советами и наставлениями. День Андрей Юродивый обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской церкви, где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, Блаженный Андрей, Христа ради юродивый сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресвятая Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, Андрей Юродивый предсказал Епифанию, что тот станет Константинопольским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

Житие Блаженного Андрея, Христа ради юродивого включает его беседы с Епифанием, наставления по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и другим, а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит около 100 рассказов-зарисовок из жизни Константинополя. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты.

В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания Андрея Юродивого встречаются в Синаксарях диакона Маврикия XII века и в Уставе монастыря Гроттаферрата 1300 года. В византийских синаксарях память Андрея Юродивого приводится без жития. В современных календарях греческих Церквей память этого святого отсутствует.

Русские описания паломничеств в Константинополь называют два монастыря, посвященные Андрею Юродивому. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (конца XIII – начала XIV века), монастырь во имя Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, в котором хранился посох святого, находился севернее храма преподобномученика Андрея Критского, то есть в западной части города. Зосима, диакон Троице-Сергиева монастыря, совершивший в 1419-1420 годах паломничество в Константинополь, упоминает монастырь во имя Блаженного Андрея, Христа ради юродивого недалеко от Святой Софии, где получали исцеление бесноватые.

Почитание на Руси
Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Житие Блаженного Андрея, Христа ради юродивого получило широкое распространение в русской письменности. В 60-х годах XII века сообщение жития о видении Богоматери Андреем Юродивым послужило основой для установления святым благоверным князем Андреем Юрьевичем Боголюбским нового русского праздника – Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября – старый стиль). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности Блаженного Андрея. Русская Православная Церковь относит память Блаженного Андрея, Христа ради юродивого к 2 октября (старый стиль), приурочив ее к празднику Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Память Блаженного Андрея  28 мая стала известна на Руси только с появлением славянского перевода Стишного Пролога (без жития), но она не получила широкого распространения.

Первый древнерусский перевод жития Блаженного Андрея Юродивого, выполненный предположительно в XI – начале XII века, восходит к редакции, сохранившейся в греческом списке XIV века. Известно более двухсот списков данного перевода жития Андрея Юродивого. Отрывок из Беседы Блаженного Андрея с учеником Епифанием, вписанный во второй четверти XIII века в Изборник Святослава 1073 года, является древнейшим фрагментом Первого древнерусского перевода. Самый древний полный список жития Блаженного Андрея находится в рукописи конца XIV века. Большое по объему житие (около 50 глав) переписывалось как целиком в виде отдельной книги, так и фрагментарно в составе различных сборников.

Не позднее XIV века у южных славян, вероятно в Сербии, был осуществлен новый перевод полного жития Блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. Он не получил на Руси столь значительного распространения, как Первый древнерусский перевод.

Второй древнерусский перевод жития Блаженного Андрея возник не позднее середины XV века и сохранился всего в двух списках: второй половины  XV века, и первой половины XVI века. Данный перевод не является объединением Первого древнерусского и южнославянского переводов, он опирается на греческий текст и почти буквально воспроизводит оригинал.

Иконография

Изображения Блаженного Андрея, Христа ради юродивого на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV века (в 1371 году в Новгороде была возведена церковь во имя Блаженного Андрея в Ситецком Андреевском монастыре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны два основных иконографических варианта образа Блаженного Андрея – в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение.

Софийский Иконописный Подлинник (конца XVI века), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В Подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII век) предписания об изображении Андрея Юродивого содержатся в статьях в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу святого Илии пророка («сед, бра<д> и власы Илии пр<оро>ка») или Андрея Стратилата («лице<м> аки Андрей Стратилат»). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср<д>цу прижал, ноги голы босы».

Единственным сохранившимся единоличным изображением Блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого является икона середины XVI века «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах», вероятно происходящая из церкви святого Андрея Ситецкого монастыря. В среднике иконы Андрей Юродивый представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди которых видение Блаженным Андреем трех венцов и борьба с диаволом; явление апостола Иоанна; явление Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII веке иллюстрации отдельных эпизодов жития Блаженного Андрея Юродивого нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, например «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания».

В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» середины второй половины XV века Блаженный Андрей юродивый одет в милоть, окутывающую всю фигуру.

***

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Христиане знают множество чудес, которые Божья Матерь совершила как в отношении целых народов, так и в отношении отдельных людей. Вот и сегодня мы празднуем Покров Божьей Матери. Началом этого праздника послужило то видение, которое было дано святому Андрею Блаженному, Христа ради юродивому, который во Влахернском храме видел, как Божья Матерь молилась на воздусе за народ и распростирала над ним Свой омофор, защищая его от вечных несчастий и напастей.

Церковное предание хранит огромное количество случаев такой помощи Божьей Матери. Сложилась даже целая традиция, когда молятся Божьей Матери в разных ситуациях и молятся перед разными иконами. Перед одной молятся, желая получить вспомощение в родах, перед другой, желая получить прибавление ума, перед третьей, желая исцелиться от тяжких болезней. Мы с вами привыкли к этим чудесам, привыкли к рассказам о них. И сами эти чудеса, несмотря на то, что они рождают в сердце христианском благодарный отклик, укрепляют веру и надежду, они отвечают, в общем-то, на вопрос, что Божья Матерь сделала для нас.

Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва.

Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва.

Но главный вопрос не в том, что Она сделала и продолжает делать, а в том, кто Она, если можно так выразиться, Сама по Себе. Кто есть Божья Матерь? Обычно отвечают на это, что Она – Божья Матерь, Она Богородица, Она родила Христа. Это опять-таки ответ на вопрос, что Она сделала. Сама о Себе Она говорит: «се раба Господня, будет Мне по глаголу Твоему» (Лук. 1, 38). Это говорит так Архангелу Гавриилу, который благовествовал о том, что у Нее родится Иисус Христос. И всю жизнь Она была такой рабой Христовой, Она была молчаливым воплощением смирения. Молчаливым потому что, обращаясь к Священному Писанию, мы обнаружим, что в Евангелиях о Ней говорится гораздо меньше, чем об апостолах. Главные действующие лица Евангелий это апостолы и Сам Господь. О Ней говорится в основном только тогда, когда речь идет о Рождестве Христовом. Апостол Лука дает еще описание благовестия от Ангела, которое случилось Божьей Матери. Апостол Иоанн Богослов добавляет о том, что Она стояла у Креста, на котором был распят Христос. А в остальном в Евангелии почти не видно Ее.

Она незрима на страницах Евангелия. Быть может это связано с тем, что по Своей скромности Она упросила апостолов не упоминать о Ней. Но мы знаем, что Евангелие написано разными авторами в разных местах и в отсутствии Божьей Матери. Быть может это связано с тем, что положение женщины на Востоке всегда было вторичным по отношению к мужчинам, к их роли, поэтому о женщинах не принято было писать и говорить. Но мы знаем, что Ветхий Завет сохранил вдохновенные рассказы о Деворе, о Юдифи, о Саломее, о других женщинах. Мы знаем, что Церковь трепетно относилась к памяти о Божьей Матери. Существует воспоминание Дионисия Ареопагита, в котором он говорит, что при встрече с Божьей Матерью он был изумлен. Он чувствовал невероятное благоухание благодати и свет, исходивший от Нее, и что если бы он не знал, что есть другой Бог, он подумал бы, что Она и есть Бог. В тоже время мы не помним по-настоящему, кроме церковного предания кроме Успения каких-то рассказов о Ее жизни после смерти, после распятия Христа. Она и после того, как Христос вознесся на небо, продолжала в молчании, в смирении и послушании Богу жить отпущенный Ей срок на земле.

И вот подвиг смирения Божьей Матери, Ее молчаливое прияние божественного промысла он не в должной мере осознается нами, потому что опять-таки об этом сказано очень много и стало уже общим местом. Мы с вами любим, когда рассуждают о том, что каждый христианин призван был Богом по благодати, о том, что христианин наследует Царство Небесное. Но никто из нас по-настоящему, если мы посмотрим в свое сердце, не желает быть рабом Божьим. Само выражение, само слово «раб» вызывает у нас неприятие. Мы не желаем быть ни чьими рабами, в том числе и Господними, а хотим сохранить свои чувства, стремления, желания. Сам образ бытия человека в мире, когда он связан множеством отношений с другими людьми, когда он все время живет как бы на сцене, приводит к тому, что человек, так или иначе, самоутверждается. Каждый человек через свои слова, действия, поступки, через свои достижения как бы заявляет право на собственную уникальность, исключительность, заявляет право на то, чтобы его уважали, чтобы его любили, чтобы относились справедливо. Поэтому вот эта идея современная прав человека находит отклик в любом человеческом сердце и христиан и не христиан. Человек желает быть ценимым другими людьми. И поэтому человек старается утвердить себя в их глазах, как нечто непохожее, нечто уникальное, заслуживающее любви, внимания и уважения. Это стало общим явлением для каждого человека.

Не о том хочется сказать, что это возможно избежать. Это невозможно избежать даже христианину, ибо он живет в обществе, он живет среди других людей и волей или неволей в своих добрых делах он самоутверждается. Волей или неволей он своей жизнью старается заслужить не только от Бога, но и от людей внимание, любовь, уважение. Если сравнить вот это наше внутреннее зачастую неосознанное стремление с тем, как жила Божья Матерь, то мы увидим, что здесь имеем прямо противоположный пример. Божья Матерь в Своей жизни не утверждалась. Это и значит быть рабой Господней, предать свою жизнь воле Божьей, быть смиренной перед всеми скорбями и несчастьями.

Да и смирение бывает разным. Бывает смирение активным, например, когда схимонахов Пересвета и Ослябю преподобный Сергий благословил участвовать в Куликовской битве, они восприняли этот благословение как продолжение своего монашеского подвига и участвовали в этой битве. Здесь мы видим пример активного смирения. Человек содействует промыслу Божьему, человек сражается за то, что ему близко, сражается за то, во что он верит. А в жизни Божьей Матери таких случаев, наверное, не было. У Нее не было возможности сражаться за что-то. Она всю жизнь просто терпела и принимала то, что происходило с Ней, с окружающими Ее людьми, с Ее Сыном. Пассивно смиряться тяжелее всего, видеть все, что происходит, быть с этим внутренне несогласным и в тоже время смиряться под руку Божию, смиряться и терпеть в молчании в то время, когда в груди бушует огонь, бушуют чувства человеческие.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Вот сегодня празднуется тоже память преподобного Романа Сладкопевца. У него есть стихира на плач Богородицы, которая читается в Великую Субботу. Там есть такие слова, когда Божья Матерь, наблюдая, как Христа влекут на казнь, на распятие, Она говорит: «Камо идеши, Чадо? Чесо ли скорое течение совершаеши? Еда другий брак есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишеся, да от воды им вино сотвориши?» Если перевести со славянского на русский, Она говорит: Куда направляешься, Чадо? Зачем так быстро идешь? Идешь ли Ты в Кану Галилейскую, где будет другая свадьба и собираешься ли Ты сотворить там снова из воды вино? Конечно же, это не подлинные слова Божьей Матери. Это реконструкция, это то, что вложил Ей в уста в стихтре Роман Сладкопевец, Эти слова отражают веру Церкви в то, что Божья Матерь была человеком со всеми присущими Ей чувствами, надеждами, даже страхами, что Ей было очень тяжело смириться с тем, что Она видела. В этих словах Она как бы наяву грезит, вспоминая то светлое время, когда Она была со Своим Сыном на свадьбе в Кане Галилейской, когда все еще было безоблачно, когда Она радовалась вместе с Ним, радовалась Его милосердию, Его чуду, которое Он сотворил для тех людей, у которых кончилось вино.

Мы все с вами знаем, что нам в тяжкие моменты нашей жизни, в скорбях зачастую начинают вспоминаться какие-то светлые отрадные моменты. Это укрепляет нас. Поэтому так трогательно слышать эту стихиру о том, как Божья Матерь, чтобы подкрепить свои силы, вспоминала то, что было ранее, и потом молчаливо стояла у Креста, видя как Ее Сына распинают. Подвиг Божьей Матери, Ее послушание, Ее смирение это и есть то, что низводит покров на нас, покров Ее молитв и заступничества. Божья Матерь была наиболее близким человеком ко Христу не только тогда, когда Она родила Его, когда воспитывала, но и по Ее душевному настроению, Ее смирению Она глубже вошла в эту божественную благодатную жизнь, ибо смирение низводит благодать в душу, в сердце. И когда говорят, что Господь за смирение, за послушание даровал Божьей Матери такую благодать, что Она может молиться за христиан, спасать их, то надо понимать, что это происходит далеко не механически. Благодать Божьей Матери это не заслуга Ее. Это свидетельство Ее наиболее близкого отношения с Богом, полноты Ее смирения, которое было недоступно ни одному человеку на этой земле, не апостолам, не кому-то еще.

Мы должны понимать, что в этот покров, который распростерт над нами, мы можем войти, когда сами смиренны, сами послушны Богу, что не он автоматически действует над всеми нами, что не каждый заслужил его, потому что христианин ходит в храм. А что каждый воспринимает дары Божии и благодать Божию, заступничество по мере своего преуспеяния в смирении, в послушании Богу и воли Его, что для одних этот покров существует, а для других нет, точно также как слепые не видят солнца, хотя оно светит всегда, а зрячие видят. Так и не смиренные и гордые этого покрова не имеют, так что своими делами и поступками отвергают его. Отвергают ту благодать, которая всегда готова войти в сердце христианина, только бы он был готов. И даже на исповедях очень часто приходится сталкиваться с такой же ситуацией, когда человек, встречая скорби, чувствует, словно бы Дамоклов меч навис над ним, Дамоклов меч божественного промысла. И человек боится скорбей, боится несчастий, желает их избежать, желает ускользнуть от них. И поэтому главный его вопрос: что надо сделать, как надо молиться, как надо поступить, чтобы ускользнуть от этого божественного возмездия или наказания, которое вовсе не возмездие и не наказание, а врачевание.

И вот самое сложное в этой ситуации смириться с тем, в каких обстоятельствах ты находишься, куда ты помещен Божьим промыслом, с теми скорбями, которые посланы лично тебе. Именно смирение является единственной возможностью успокоиться, примириться с тем, что происходит, перестать волноваться и тревожиться сверх меры, ибо смирение низводит в душу укрепляющую благодать, которая помогает человеку выстоять. А без него, сколько не ускользай, сколько не пытайся выбраться из-под Дамоклова меча, все равно Божий промысел не оставит тебя в покое, все равно каждый из нас должен пережить болезни, страдания, в конечном итоге смерть. И поэтому максимально, что мы можем сделать в своей жизни, чего Господь от нас ждет, ждет Божья Матерь, чтобы Ее молитвы о нас стали мощны, помогли нам, чтобы мы сами слушались Бога, слушались промысла Божьего и смирялись под крепкую руку Божию.

Другого пути нет. Спаси всех Господь.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)

***

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Луке, глава  1 стих с 39 по 49 и 56 (зачало 4)

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой.

На Литургии

Богородицы: Послание апостола Павла послание к евреям, глава 9 стих с 1 по 7 (зачало 320)

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

 Евангелие по Луке, глава  10 стих с 38 по 42 и глава  11 стих с 27 по 28 (зачало 54)

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

 

 

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука веры.

Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и величание для него. Профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский.  Азбука веры.

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Оптина Пустынь.

Покров Пресвятой Богородицы. История праздника. Санкт-Петербургская Духовная академия.

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Официальный сайт Московского Патриархата.

Андрей Юродивый. Православная энциклопедия.

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление