РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню памяти Пророка Илии Фесвитянина

» И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» (Евр.11:32-40)

Послание Апостола Павла к евреям, глава 11, стих с 32 по 40.

Прор. Илия. Икона. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия)

Прор. Илия. Икона. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия)

2 августа Святая Церковь чтит день памяти одного из величайших пророков — пророка Илии. Этот день относится к средним праздникам. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Разрыв между текстом
Пророк Илия
История в Ветхом Завете

История пророка Илии в Ветхом Завете описана в Книгах Царств (3 Цар 17. 1-19; 18; 21. 17-28; 4 Цар 1. 3-17; 2. 1-18). Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения Илии, ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Илия родился в городе Фесва в Заиорданье, поэтому звался «Фесвитянин, из жителей Галаадских», носил волосяную одежду с кожаным поясом. Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874-853) и Охозии (853-852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала.

Рождество прор. Илии. Клеймо «Прор. Илия в пустыне, с житием». 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ)

Рождество прор. Илии. Клеймо «Прор. Илия в пустыне, с житием». 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ)

Илия был призван на пророческое служение после того, как израильский царь Ахав заключил брак с дочерью царя Сидона Иезавелью. Брак имел политические цели — усиление Израиля в конфронтации с Сирией. В это время Ахав «стал служить Ваалу» и построил ему храм в столице Израильского царства Самарии, чтобы сделать город религиозным центром, который мог бы конкурировать с Иерусалимом. Теофорные имена сыновей Ахава (Охозия, Иорам) и присутствие при его дворе пророков Яхве указывали на то, что Ахав еще неокончательно отказался от истинной веры. Но, согласно строгому монотеизму, который исповедовал Илия, действия Ахава — отступничество от веры в единого истинного Бога, карой за это стала трехлетняя засуха.

В период гонений царицы Иезавели только сто пророков Божиих благодаря заступничеству царедворца Авдия осталось в живых. Илия скрывался у потока Хораф, к востоку от Иордана, и вороны приносили ему пищу. Когда вода в потоке высохла, пророк по повелению Бога переселился в финикийскую Сарепту (ныне Эс-Сарафанд). Близ города он встретил вдову и попросил дать ему воды и лепешку. Она ответила, что в доме осталось совсем немного муки и масла. Илия пообещал ей, что мука и масло не закончатся, пока он будет пребывать в ее доме. Слова Илии чудесным образом исполнились. Когда от болезни умер сын вдовы, Илия обратился к Богу с просьбой воскресить отрока. Увидев сына живым, вдова поверила в то, что перед ней подлинно пророк Божий.

Воскрешение сына сарептской вдовы. Клеймо иконы «Прор. Илия, с житием». 1664 г. (ГМЗРК)

Воскрешение сына сарептской вдовы. Клеймо иконы «Прор. Илия, с житием». 1664 г. (ГМЗРК)

После трех лет засухи, когда в Израиле уже не осталось корма для скота, Бог призвал Илию встретиться с царем Ахавом. Илия обвинил Ахава в том, что его покровительство культу Ваала и забвение единого Бога стали причинами засухи. Пророк предложил устроить в присутствии народа на горе Кармил состязание между ним и жрецами Ваала, которое показало бы, какой Бог является истинным. Для этого было необходимо построить два жертвенника, положить на них дрова и тельцов, но не подносить к ним огня, а ждать, когда огонь сойдет с небес. Жрецы Ваала долго взывали к своему богу и истязали себя, однако это не принесло никакого результата. Илия воздвиг жертвенник из двенадцати камней, что символизировало единство двенадцать колен Израиля, положил на него дрова и рассеченного тельца и выкопал вокруг него ров. Восстановление Илией жертвенника на горе Кармил имело политическое значение: после уничтожения прежнего жертвенника гора не рассматривалась как территория Израиля, почитавшего Бога Яхве. Поэтому восстановление жертвенника стало знаком возвращения утраченного (политического и религиозного) контроля над этой местностью.

Илия попросил вылить на жертвенник много воды, чтобы заполнить ров. Он обратился с молитвой к Богу, и с небес сошел огонь, уничтоживший не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника и ров с водой. При виде этого народ исповедал Яхве истинным Богом. Илия призвал схватить всех находившихся там жрецов Ваала и убил их у потока Киссон. После того как пошел дождь, который предрек Илия, пророк бежал впереди повозки царя всю дорогу до Изрееля.

Спасаясь от гнева царицы Иезавели за убийство служителей Ваала, Илия ушел в город Вирсавию, а затем в пустыню, где просил у Бога смерти, но ангел принес ему пищу для поддержания сил, необходимых для 40-дневного похода к горе Хорив (Синай). В пещере на горе, где Моисею были даны скрижали закона, Бог обратился к Илие и явился ему после сильного ветра, землетрясения и огня в «веянии тихого ветра». Пророк Илия предстоял Богу, его лицо было закрыто милотью. Бог призвал его вернуться обратно и сделать то, что он скажет: «...помажь Азаила в царя над Сириею», Ииуя — «в царя над Израилем» (основатель новой династии, которая пришла на смену Омридам), а Елисея — «в пророка вместо себя». Илия исполнил все повеления Бога и, придя в Израиль, призвал Елисея себе в ученики, бросив на него свою верхнюю одежду.

Встреча прор. Илии с Елисеем. Клеймо иконы «Прор. Илия, с житием». 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ)

Встреча прор. Илии с Елисеем. Клеймо иконы «Прор. Илия, с житием». 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ)

Илия предрек Ахаву гибель его самого и всей династии за совершенное царем беззаконие по отношению к Навуфею, который не согласился продать принадлежавший ему виноградник на границе с землей царя Ахава. По наущению Иезавели после ложного обвинения в богохульстве Навуфей был забит до смерти камнями, и Ахав вступил во владение землей убитого. Илия встретил Ахава в винограднике и предсказал гибель его и всей его семьи. Но поскольку Ахав раскаялся в содеянном, Бог предвозвестил, что наказание за беззаконие совершится после смерти царя, во время правления его сына.

Когда сын Ахава Охозия во время болезни обратился к божеству Вельзевулу за предсказаниями, Илия послал сказать ему, что он будет наказан за это смертью. Охозия дважды посылал к Илие по пятьдесят воинов, по всей вероятности, чтобы арестовать пророка, но воины погибали от сошедшего с небес огня. С третьей полусотней воинов Илия пришел к царю и предсказал ему близкую кончину, что вскоре исполнилось.

Завершением земного пути Илии стало его вознесение на небо в колеснице. Вместе с Елисеем он отправился к Иордану, который они перешли, после того как Илия ударил по воде своей одеждой и заставил реку расступиться. Елисею, так же как и «сынам пророческим», было заранее известно, что Илия будет взят на небо. Он попросил Илию о том, чтобы на него перешел и в нем удвоился пророческий дар «дух» его учителя, Илия обещал ему это при условии, что он станет свидетелем его вознесения. Елисей увидел, как огненная колесница унесла его учителя, подобрал упавшую с него одежду и наследовал его пророческий дар.

Псы разрывают тело Иезавели. Клеймо иконы «Огненное восхождение прор. Илии, с житием». Кон. XVI - нач. XVII в. (АМИИ)

Псы разрывают тело Иезавели. Клеймо иконы «Огненное восхождение прор. Илии, с житием». Кон. XVI — нач. XVII в. (АМИИ)

Пророчество Илии о семье Ахава сбылось в отношении как самого Ахава, так и его жены Иезавели и всех его детей и родственников. Иудейский царь Иорам (зять Ахава) получил впоследствии от Илии письмо, в котором пророк предрек гибель его и всей его семьи в наказание за нечестивый образ жизни.

Библейское исследование о проке Илие

Библейское исследование рассматривает рассказ о пророке Илие в 3-й и 4-й книгах Царств как соединение различных повествований о пророке в рамках второзаконнической истории, т. е. комплекса текстов, находящихся в зависимости от богословия и концепции истории, изложенной в книге Второзаконие. Основой повествования об Илие является рассказ о засухе и о победе Илии как пророка Божия над жрецами Ваала; с этим рассказом связаны истории об откровении Бога на горе Хорив, о винограднике Навуфея и о том, как Бог забирает Илию на небеса. Первоначальный свод рассказов об Илие возникает, видимо, в VIII веке до Р. Х. (предположительно между 802 и 722 годами до Р. Х.), после чего редактируется в контексте второзаконнической истории.

Согласно второзаконнической историософии, в Израиле после смерти Моисея сохранялась преемственная линия пророков, которая восходит к законодателю, и в соответствии с ней пророк Илия передает свой пророческий дар Елисею. Истории этих пророков тесно переплетены в 3-й и 4-й книгах Царств. Образ Илии во многом сходен с образом Моисея:

  • пророк такой же бескомпромиссный борец за веру в единого Бога против распространившегося культа Ваала, как и Моисей;
  • Бог обращался к Илие на горе Хорив (среднее время, которое находился в пути к Хориву Илия и 40-дневное пребывание Моисея на Хориве (Синае)), чтобы получить откровение от Бога в «веянии тихого ветра», как некогда Бог являлся Моисею на той же горе.

Образы Моисея и Илии, как великих законодателей и великих пророков, получают новое осмысление в последующей христианской и иудейской литературе.

О пророке Илие в послепленный период

В послепленный период с пророком Илией начинают связывать эсхатологические ожидания. В Книге пророка Малахии (глава 4) говорится о том, что перед наступлением Дня Господня, т. е. в конце мира, Бог пошлет Илию, чтобы тот «обратил сердца отцов к детям и сердца детей к отцам».

Книга пророка Малахии (глава 4):

1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.
5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (неканоническая), приводится гимн пророку Илии, в котором сказано, что Илия восстал «как огонь» и «слово его горело, как светильник»,- образы, основанные на тексте из пророка Малахии, где День Господень представляется как «горящая печь». Автор книги повторяет пророчество Малахии о возвращении Илии в конце дней и утверждает, что будут благословенны те, кто увидят пророка. Исполнение предназначения Илии — собрать воедино разрозненные колена Иакова  — связывается с образом Раба Господа, наделенного чертами Мессии конца дней. В послепленном иудаизме рассказ о том, что земной путь Илии завершился вознесением на небеса (в 4 Цар 2. 15-18 подчеркивается отсутствие гроба пророка), продолжается описанием ожидания его возвращения в конце дней: он должен приготовить живущих к Божию суду и мессианской эре.

О пророке Илие в иудейской межзаветной литературе

В иудейской межзаветной литературе Илия предстает как великий пророк Древнего Израиля, обладавший знанием небесных тайн. В Первой книге Маккавейской (неканоническая) Маттафия вспоминает Илию как того, кто в награду за свою «ревность» в служении Богу был «взят даже на небо». Иосиф Флавий подробно рассказывает историю пророка в 8-й и 9-й книгах «Иудейских древностей». Его повествование в целом совпадает с ветхозаветным, хотя добавляет ряд небольших деталей:

  • о засухе, которая описана в Ветхом Завете, рассказывает историк Менандр в связи с царствованием тирского царя Ифовала;
  • Елисей начал пророчествовать сразу после того, как подобрал упавшую одежду Илии;
  • в озере, где была омыта повозка царя Ахава после его смерти, купались блудницы.

Иосиф Флавий не описывает вознесения Илии на небеса, а ограничивается упоминанием об исчезновении пророка, что делает судьбу Илии похожей на судьбу Еноха.

В «Мученичестве Исаии» (2. 15; полная версия сочинения сохранилась на эфиопском языке, 1-я часть основана на еврейском тексте эллинистической эпохи) повторяется эпизод обличения пророком царя Охозии.

Краткая история жизни Илии и совершенных им чудес приводится в 21-й главе «Жизнеописаний пророков» (текст дошел до нас в христианской обработке, однако восходит к иудейскому источнику и датируется приблизительно V в.). Сообщается о происхождении Илии «из земли арабов» (т. е. из Набатеи); рождение Илии сопровождалось видением его отцу: ангелы пеленали ребенка в языки пламени и давали ему есть огонь (образ, возможно восходящий к пророку Малахии 4. 1). Оракул предсказал отцу Илии, что сын станет пророком и судьей над Израилем.

Апокалипсисы пророка Илии

Сохранились свидетельства различных христианских авторов, что в первые века по Рождестве Христовом существовали сочинения, которые были составлены от имени пророка Илии. В этих произведениях, которые рассматриваются исследователями как «апокалипсисы», пророк предстает провозвестником не только конца времен, но и прихода Мессии.

О пророке Илие в раввинистическом иудаизме

В раввинистическом иудаизме библейский рассказ о пророке дополняется новыми деталями. Появляется несколько версий его родословия: он происходил из колена Гада или был священником и внуком Аарона Финеесом. Рассказ о совершенных Илией чудесах также содержит новые сведения. Возвещая наступление голода как наказания за поклонение идолам, Илия получает от Бога власть над дождем и над росой. Пророк не слушает жалоб израильтян на их страдания, вызванные засухой; Бог, испытывающий сострадание к грешникам, хотел освободить Илию от взятой им на себя власти (Иерусалимский Талмуд). Когда царь Ахав соглашается устроить состязание между Илией и жрецами Ваала, то вол, которого собирались принести в жертву Ваалу, упирался и не шел к алтарю и только после уговоров пророка «соглашается» быть принесенным в жертву. Усилия служителей Ваала длятся так долго, что Илия вынужден остановить ход солнца. Илия говорит о себе как о провозвестнике Мессии, когда молится Богу низвести огонь на жертвенник. Вознесение пророка Илии происходит через три года после встречи с Богом на горе Хорив. После вознесения об Илие говорится по-разному:

  • он пребывает среди ангелов,
  • исполняет обязанность записывать происхождение и деяния людей во время жизни,
  • провожает души умерших праведников в рай,
  • записывает все совершаемые в Израиле браки.

В появившихся после 300 года апокалиптических мидрашах подчеркивается роль Илии в период прихода Мессии, рядом с Которым он находится как первосвященник.

Илия чаще, чем любой другой пророк Ветхого Завета, выступает советником и наставником законоучителей. В талмудической литературе встречается немало высказываний пророка, которые вводятся выражением «танна девей Элияху». Эти высказывания, а также упоминание в Вавилонском Талмуде стали основой для появления (предположительно в V в., окончательная редакция в X в.) двух книг с упомянутыми в Вавилонском Талмуде названиями, которые нередко объединялись под одним заголовком — «Седер Элияху» или «Танна девей Элияху». Они содержат помимо нормативных положений и притч также ряд дополнений к истории Илии. Так, история Израиля делится на несколько периодов, последними названы эра Мессии и эра храма, т. е. нового мира. Воскресение мертвых было предвозвещено в истории способностью, которой обладали Илия, Елисей и Иезекииль, сделать это. Илия должен вернуться в дни Мессии, после чего вновь исчезнет, чтобы появиться еще раз во время решающего сражения с Гогом и Магогом.

Во многих агадических и легендарных рассказах Илия — покровитель слабых и бедных. Он фигурирует в иудейских сочинениях постталмудического периода и выступает в Каббале вместе с Енохом (Метатроном) как толкователь небесных тайн. Созданная приблизительно в XIII в. в Испании книга «Зохар» описывает общение рабби Симеона бен Йохая и его учеников с Илией.

О пророке Илие в Новом Завете

О значении образа пророка Илии в новозаветную эпоху свидетельствуют 30 аллюзий на события его жизни в Новом Завете, которые осмысляются в свете евангельского повествования об Иисусе Христе как о пришедшем Мессии. В послании апостола Иакова обращения Илиии к Богу о начале и о прекращении засухи приводятся как пример силы молитвы. На рассказ о засухе в связи с образом Илии есть ссылка в Откровении. Апостол Павел в послании к Римлянам  (11. 2-4) приводит разговор Бога с Илией, в котором Бог говорит пророку о семи тысячах мужей в Израиле, не впавших в идолопоклонство. Апостол Павел называет их «остатком» иудеев, уверовавших в Иисуса Христа.

Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. 1682 г. (ЦАК МДА)

Прор. Илия в пустыне, с житием. Икона. 1682 г. (ЦАК МДА)

Особенно много прямых и скрытых аллюзий на историю пророка Илии в Евангелии от Луки. Иисус во время проповеди в назаретской синагоге приводит рассказ о воскресении пророком сына вдовы в Сарепте (Лк 4. 25-26). Сокрушаясь о том, что жители Его родного города не принимают Его, Христос указывает на пророка Илию как на пример того, как Бог проявляет Свою милость не только к избранному народу, но и к окружающим его язычникам. Эти слова вызывают гнев слушающих. Иисус совершает чудо воскрешения сына вдовы, после чего народ воспринимает Его как «великого пророка», который «восстал» в Израиле (Лк 7. 11-17). Чудесное деяние Иисуса Христа предстает своего рода повторением чудес, совершенных пророками Илией и Елисеем, таким образом, Христос выступает наследником и продолжателем традиции двух великих пророков. Ученики предлагают Иисусу свести огонь на одно из селений в Самарии, которое не принимает их, и указывают на то, что в такой же ситуации сделал пророк Илия, следовательно, они воспринимают Иисуса Христа как нового Илию. Но Спаситель отказывается исполнить их просьбу, говоря, что это не соответствует «духу» Его земного служения (Лк 9. 52-55). Христос избирает одного из учеников, после чего тот просит позволить ему проститься с домашними, однако Иисус запрещает ему, говоря, что для Царства Небесного непригоден тот, кто кладет руку свою на плуг и смотрит назад (Лк 9. 61-62). Этот эпизод напоминает историю избрания Илией Елисея в 3 Книге Царств, однако требования Иисуса оказываются более жесткими.

С образом пророка Илии в Новом Завете, как правило, связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Иисус и Его ученики (Евангелие от Мк 9. 11-13 и Мф 17. 10-12) свидетельствуют о распространении этих ожиданий, основанных на Книге пророка Малахии, в среде законоучителей в новозаветное время. Иисус упоминает о явлении Илии перед приходом Мессии и добавляет, что это уже совершилось (Мк 9. 13), указывая на Иоанна Предтечу (Мф 11. 14 и 17. 12-13).

Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)

Св. Иоанн Предтеча. Икона. XVI в. (РязХМ)

Фарисеи и священники спрашивают Иоанна Предтечу, не он ли есть Илия, однако Иоанн каждый раз отвечает отрицательно (Ин 1. 21, 25). Сам Иоанн обращается к Иисусу с вопросом, Он ли Мессия (Мф 11. 3 и пар. места). Однако для Иисуса и Его учеников Иоанн Предтеча является пришедшим Илией, который своим появлением свидетельствует о начале мессианской эры. В Евангелии от Луки 1.17 ангел возвещает отцу Иоанна, Захарии, что его сын будет обладать «духом и силой Илии» и «возвратит сердца отцов детям», прямо цитируя слова из Книги пророка Малахии (4. 6).

Неоднократно Самого Иисуса Христа рассматривали в качестве пророка Илии. Так, на вопрос, что о Нем думают люди, ученики Христа отвечают, что некоторые считают Его Илией (Мф 16. 14; Мк 6. 15; 8. 28 и Лк 9. 8, 19). Сам Иисус вспоминает историю Илии применительно к Своему служению только после того, как Его проповедь в Назарете не имела успеха. Он говорит, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве», вот и Илия не был послан ни к одной из вдов израильских, а был направлен в Сарепту (Лк 4. 25-26). В Евангелиях от Марка 15. 34-36 и Матфея 27. 46-49 слова Христа на кресте истолковываются слушателями как призыв к Илие, что дает им повод для насмешек.

Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Илия является вместе с Моисеем во время Преображения Иисуса на горе (Мк 9. 2-7; Мф 17. 3-5 и Лк 9. 30-31). В новозаветную эпоху Ветхий Завет определялся выражением «закон и пророки», символическим отражением которого выступают Моисей и Илия, наиболее ревностный борец за исполнение закона во время отпадения Израиля от единого Бога. Кроме того, в эллинистическом иудаизме существовали две традиции, связанные с мессианской эпохой. По одной, отраженной в Ветхом Завете, этой эпохе должно предшествовать появление Моисея и Илии (Книга пророка Малахии 4. 5-6 об Илие и Второзаконие 18. 15-19 о Моисее).

Книга пророка Малахии, глава 4, стих 5 -6.

5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.
6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Второзаконие, глава 18 стих 15-19.

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте, –
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе];
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;

Представители 2-й традиции, типичной для эллинско-иудейской литературы (Книга Еноха; Третья Книга Ездры; апокрифическое «Откровение Павла»), видели провозвестников Мессии в Илие и Енохе. Однако в евангельском рассказе Иисусу Христу как пришедшему Мессии являются именно Илия и Моисей. Та же традиция, возможно, находит отражение в Откровении (глава 11. 3-6), где говорится о двух «свидетелях», которых Бог посылает в конце времен. Они остаются неназванными, однако косвенно указано, что речь идет именно об Илие и о Моисее (некоторые отцы Церкви, впрочем, видели здесь указание не на Моисея, а на Еноха).

В творениях отцов Церкви

В творениях отцов Церкви ни один из ветхозаветных пророков не упоминается так часто, как Илия. Основой для раннехристианской литературы служат как ветхозаветный рассказ о жизни пророка и совершенных им чудесах, который трактуется аллегорически и типологически, так и новозаветные тексты. В Ветхом Завете образ пророка рассматривается в эсхатологическом контексте, в Новом Завете история его жизни толкуется как прообраз событий земной жизни Иисуса Христа, впоследствии эти традиции развиваются в патристической экзегезе.

Учителя Церкви нередко ссылаются на ветхозаветный рассказ о проке Илие. В «Строматах» Климент Александрийский кратко рассказывает о жизни пророка, о пребывании его в пустыне в период засухи. О том, что Илие был дан источник для утоления жажды в пустыне, сообщает святитель Григорий Богослов. Тертуллиан упоминает об Илие в доме вдовы и о чуде воскресения юноши. Святитель Ириней Лионский пишет о его борьбе с жрецами Ваала на горе Кармил. Святитель Кирилл Иерусалимский приводит в одной из огласительных бесед  эпизод с виноградником Навуфея, когда Илия выступил против беззакония, совершенного женой царя Ахава Иезавелью. Царь, раскаявшийся в содеянном, удостаивается милосердия Божия, для святителя Кирилла поведение Ахава есть пример искреннего покаяния.

Священномученик Ириней Лионский пишет о явлении Бога пророку на Синае в виде «веяния тихого ветра». Он считает, что таким образом Бог преподал урок пророку Илие, горевшему негодованием на беззакония, совершаемые израильским народом: пророк должен быть снисходительнее и милосерднее к людям (мотив, который также отражен в талмудической литературе). Мученик Иустин Философ говорит о жесткой позиции пророка в отношении израильтян за их отступление от единого Бога. В Диалоге с Трифоном-иудеем Иустин отмечает, что во Христе «нашли исполнение различные духи», которые по отдельности посылались ветхозаветным пророкам. При этом он приписывает Илие обладание «духом страха». Иустин приводит жалобу пророка Богу на то, что в Израиле не осталось никого, кто не впал бы в идолопоклонство, и ответ Бога о сохранении для Себя семи тысяч мужей. Для Иустина, как ранее для апостола Павла, эти слова свидетельствуют о том, что в истории Израиля были периоды, когда народ отступал от истинного богопоклонения, однако сохранялась группа людей, не потерявших веру, и это служит для Иустина прообразом его времени, когда только небольшая часть евреев уверовала в Иисуса как в Сына Божия, а большая часть народа не приняла Его.

Подвижническая жизнь пророка Илии, описанная в Ветхом Завете, дает основание для сравнения пророка с Иисусом Христом. Святитель Ириней Лионский пишет о том, что, как в свое время Моисей и Илия, Иисус пребывал в пустыне в посте и молитве 40 дней. Однако чаще проводится сравнение между Илией и Иоанном Крестителем на основании того, что о последнем говорится уже в Новом Завете.

Образ жизни пророка рассматривается отцами Церкви как пример христианам для подражания. Блаженный Иероним в Послании к Павлину  говорит об Илие как о «noster princeps» (высочайшем) в исполнении заповедей Божиих. Священномученик Климент Римский в 1-м Послании к Коринфянам отмечает, что каждый христианин должен стремиться подражать святой жизни пророка. Об аскетизме Илии и особо о простоте его пищи упоминает святитель Климент Александрийский. Святитель Григорий в Слове 21, посвященном Афанасию, сравнивает последнего с Илией, который, так же как и христианские подвижники, бескомпромиссно боролся за чистоту веры. Для Тертуллиана Илия — пример мученика за веру в Древнем Израиле, пророка можно сравнить с мучениками первых веков христианства. Подвижническая жизнь Илии (ограничения в пище и одежде, а также его внешний вид) рассматривается как прообраз жизни монахов и отшельников. Афраат Персидский в своем сочинении, посвященном «сынам завета», которые брали на себя обязательства, близкие к монашеским, многократно ссылается на Илию: «Тот, кто возлюбил девство, пусть станет подобен Илии»). Святитель Афанасий в Жизнеописании преподобного Антония Великого указывает на то, что Антоний следовал примеру Илии и в его судьбе видел отражение своей жизни.

Сохранившиеся до настоящего времени версии «Апокалипсиса пророка Илии» восходят к иудейским оригиналам, но были отредактированы в период раннего христианства в связи с тем, что пророк рассматривался как свидетель конца времен. В коптской версии «Апокалипсиса…» жизнь праведников в последние дни описывается в тех же терминах, что и жизнь монахов-отшельников в египетской пустыне, подробно изображены аскетические подвиги и мученичество святых. Эти особенности текста «Апокалипсиса пророка Илии» отражают эсхатологические ожидания части египетского монашества во 2-й половины III века, о которых писал Евсевий Кесарийский.

Отдельные события из жизни пророка, как правило совершенные им чудеса, получают у отцов Церкви аллегорическое и типологическое толкование. Святители Кирилл Иерусалимский и Григорий Нисский указывают на то, что Илия, перед тем как вознестись на небо, прошел через Иордан, заставив его расступиться. Этот переход святитель Кирилл рассматривал как символ Крещения, которое становится для человека началом спасения.

Чудо воскрешения пророком сына вдовы из финикийской Сарепты используется святителем Кириллом как аргумент против иудеев, которые отрицают воскресение Иисуса Христа. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что как Илия, вознесшись на небо, оставил ученику только свою накидку, которая стала для Елисея дороже золота, так и Иисус Христос после вознесения оставил ученикам Свое Тело (то есть Евхаристию).

Вознесение пророка на небеса наиболее часто становится предметом внимания христианских авторов. Ириней Лионский, полемизируя с теми, кто полагали, что воскресение из мертвых не будет телесным, ссылается на пример Илии, который еще при жизни, т. е. в теле, был взят на небо. При этом Ириней отвергает толкование, согласно которому тело пророка сгорело в огненной колеснице, а на небо была перенесена только его душа.

Святитель Кирилл Иерусалимский сравнивает вознесение Илии на небо в огненной колеснице с вознесением Иисуса Христа после воскресения. При этом святитель Кирилл указывает и на различия между двумя событиями, подчеркивая, что взятие Илии на небо служит именно «прообразом» вознесения Христа. Основное отличие святитель видит в том, что Илия, как и другие ветхозаветные праведники, был взят на небо Богом и не мог совершить этого сам, тогда как Иисус, будучи Богом, вознесся Сам. Другим отличием служит то, что Илия передал своему ученику Елисею пребывавший на нем дух, увеличив его только вдвойне, тогда как Иисус Своим ученикам дал Дух в изобилии.

Далее святитель Кирилл сравнивает вознесение на небо Илии и тот опыт, который описывал апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам (глава 12, стих 2-4),

Второе Послание к Коринфянам апостола Павла (глава 12, стих 2-4)

2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

и размышляет над тем, в чем отличие этих событий: Илия, по его мнению, достиг только 1-го неба, тогда как апостол взошел на 3-е; Илия был взят только на небо, апостол Павел же был удостоен видеть рай. Святитель Кирилл сравнивает Илию и с апостолом Петром, которому, согласно евангелию от Матфея (глава 16, стих 19), даны «ключи Царства Небесного».

Евангелие от Матфея глава 16, стих 19

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

Следовательно, апостолы имеют более высокое достоинство, чем даже такой великий ветхозаветный пророк, как Илия.

Святитель Григорий Богослов, осмысляя тот факт, что Бог открылся пророку в образе «веяния тихого ветра» и Илия, как и Моисей, лицезрел Его только с закрытым лицом и не мог познать Его сущность, утверждает: в христианстве происходит полное откровение Бога человеку в Иисусе Христе и указан путь к подлинному богопознанию.

Даты празднования памяти Илии
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Православная Церкви празднуют память Илии 20 июля (ст.стиль). Кроме того, в труде мусульманского энциклопедиста аль-Бируни, отражающем календарь православной общины Хорезма в начале XI века, память Илии отмечена 7 августа, на следующий день после праздника Преображения Господня, что связано с его явлением вместе с пророком Моисеем во время этого события. 7 августа память пророков Илии и Моисея встречается также в некоторых греческих календарях. В Синайских Канонариях IX-XI веков предписывалось совершать память Илии во вторник 2-й Недели по Пасхе.

В дохалкидонских Восточных Церквах память Илии праздновалась как 20 июля, так и в другие дни. В средневековых Минологиях память 20 июля встречается редко. Чаще фигурируют особые даты: 3(4) апреля- в сиро-яковитских Минологиях IX-XVII вв., 6-й день месяца тобе (1 января) — в копто-арабских Минологиях при Евангелиях и Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.). Впоследствии, в Коптской Церкви, как день памяти Илии утвердилось 6 тобе, а в Сирийской яковитской Церкви (также и у маронитов) — 20 июля. В Армянской Апостольской Церкви память Илии переходящая — 1-е воскресенье после Пятидесятницы.

В Ассирийской Церкви Востока память Илии, как и большинства святых, является переходящей и отмечается в 1-ю пятницу Входа (Обновления Церкви). Илие также посвящена 1 из 9 седмин (шавуа — период в 7 недель), являющаяся подготовительной к празднику Креста (14 сентября). В молитвах этого периода говорится о явлении Илии перед Вторым пришествием Христа. В «Собеседованиях» католикоса Церкви Востока Тимофея I (727-823) и халифа аль-Махди пророческое достоинство Мухаммада отвергается в т. ч. потому, что, согласно Библии, единственный пророк, который должен прийти на землю после явления Христа,- это Илия. (Богословские собеседования между Католикосом Церкви Востока Мар Тиматеосом I и халифом ал-Махди / Пер. с араб.: Н. Н. Селезнев. М., 2005. С. 40-42).

На Западе ветхозаветные святые не были столь почитаемы, как на Востоке. Культ Илии, вероятно, существовал в городе Автиссиодур (ныне Осер, Франция) в VI веке (возможно, день его памяти также праздновался 20 июля). За исключением Южной Италии, находившейся во владении Византии, на Западе не было церквей, посвященных пророку Илие. Под влиянием византийских Минологиев сведения о ветхозаветных святых постепенно стали вносить в латинские Мартирологи. Память пророка Илии встречается впервые в издании Римского Мартиролога 1586 года. Современная католическая Церковь отмечает память Илии 16 февраля (в числе других пророков).

В настоящее время в день памяти Илии 20 июля на гору Кармель (Кармил) каждый год собирается большое число людей разных религий (христиане, иудеи и мусульмане), чтобы почтить память пророка. На вершине горы устраиваются пышные празднества и народные гулянья.

Почитание Илии у южных славян и на Руси

У славянских народов почитание Илии также было связано с представлениями о нем как о повелителе природных явлений и стихий. Ильин день праздновался у многих славянских народов, чтобы пророк защитил от грома и пожаров. Для этого нужно было вынести из домов все сверкающее и блестящее. Илие приписывалась также власть над дождем, поэтому ему совершались молебны от засухи. В Ильин день были запрещены все домашние и сельскохозяйственные работы; несоблюдение этого правила могло навлечь гнев святого. Существовали представления о том, что молнии — это стрелы, которые Илия пускает в нечистую силу (чертей, ламий).

Прор. Илия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница. 1314 г.

Прор. Илия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница. 1314 г.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Почитание Илии у южных славян носило народный, низовой характер. Знаменательным является тот факт, что народное восстание против Турок 1903 г. в Македонии было приурочено к Ильину дню («Илинденское восстание»). Ни в Болгарии, ни в Сербии в средние века имя Илия не входило в ономастикон (именослов) правителей, хотя пользовалось и пользуется популярностью. Статистика посвящения церковных престолов пророку Илие для этого региона отсутствует. В то же время, около десяти монастырей, посвященных пророку Илие, и известных преимущественно со средневековья, находилось на территории современной Республики Македонии. В Болгарии наиболее известный монастырь пророка Илии (где, по одной из версий, провел последние дни святитель Евфимий, патриарх Тырновский) находился близ города Пирдоп. В Сербии значительные монастыри во имя пророка Илии неизвестны.

Похвальные слова пророку Илие были написаны равноапостольным епископом Климентом Охридским († 916) и Григорием Цамблаком. Первое из них получило широчайшее распространение в средневековой славянской письменности: известно не менее 180 списков памятника (анонимных или с именем святителя Иоанна Златоуста в заглавии), преимущественно восточнославянских.

У южных славян Илия считался покровителем кожевников, скорняков, пекарей и черепичников.

Общепринятая точка зрения об отождествлении новокрещенными восточными славянами Перуна с Илией поставлена под сомнение С. А. Ивановым, который считает, что «образ Илии как громовержца, разъезжающего по небу на колеснице, есть плод позднего народно-религиозного переосмысления» (Иванов. 2004. С. 12). Тот факт, что древнейший известный православный храм на Руси был посвящен Илие (в Киеве на Пасынчей Беседе), Иванов объясняет влиянием популярного в этот момент в Византии культа пророка Илии.

Прор. Илия. Роспись барабана ц. Рождества Христова на кладбище в Вел. Новгороде. 90-е гг. XIV в.

Прор. Илия. Роспись барабана ц. Рождества Христова на кладбище в Вел. Новгороде. 90-е гг. XIV в.

Из-за отсутствия исследования по патроциниям для Руси (а тем более с учетом региональных и хронологических особенностей) не имеется статистических данных о посвящении храмов Илие. Частотность посвящения храмов Илии уступает только частотности посвящения храмов Богородичным и Господским праздникам, святителю Николаю Чудотворцу и великомученику Георгию Победоносцу. Церковь во имя пророка Илии имелась с древнейших времен в каждом значительном русском городе. Наибольшее число таких посвящений характерно для Новгорода, где в 10-х. годах XVII века было восемь Ильинских храмов (включая храмы в пригородных монастырях), в т. ч. двух придельных (Опись Новгорода 1617 г.). В других городах число храмов с этим посвящением не превышало обычно одного-двух, даже в Москве в 1-й четверти XVII века значилось только два престола во имя пророка Илии, оба в Земляном городе: храмы в Чертолье и близ Остоженки («Илья Обыденный»). При этом нет сведений о посвящении пророку Илие кафедральных и даже просто городских соборов. Храмы, построенные во имя пророка Илии, нередко располагались недалеко от воды (отсюда их название «Илья мокрый»), однако неясно, в какой мере это обстоятельство соотносится с традиционными народными верованиями, отождествляющими Илию с божеством-громовержцем, враждующим с водяным. Известно не менее 36 монастырей во имя пророка Илии, основанных не позднее XVIII века Большинство из них великорусские, только два монастыря находятся на территории Украины (в Чернигове (Ильинский Троицкий) и во Владимире-Волынском) и один — в Белоруссии (в Слуцке). На частоту посвящений русских храмов пророку Илие косвенно указывает также распространение священнической фамилии Ильинский.

Имя Илия редко встречается в княжеском ономастиконе XI-XV веков (хотя его носил рано умерший старший сын великого князя Ярослава Мудрого) и в позднейшем царском, но на протяжении средневековья и вплоть до Новейшего времени было популярно во всех слоях общества. Входит в число имен, рекомендуемых при иноческом пострижении. Этим объясняется значительное распространение имени в архиерейской среде.

Чудотворные иконы с изображением пророка Илии, имеющие общерусское почитание, неизвестны. С пророком Ильей связано чудо, происшедшее в 1418 году в Нижнем Новгороде. Согласно Повести об этом событии, записанной со слов благочестивого нижегородца Григория Авксентьева, который решил искупаться в Ильин день «от зелнаго вара солнечного или от иного чего» и «яко от некоего повлеком», он оказался на дне реки в месте впадения Оки в Волгу, где был чудесным образом спасен пророком Илией. Повесть сохранилась в значительном числе списков преимущественно 2-й половины XVI-XVII в. и достаточно рано получила общерусскую известность — старший ее список находится в западнорусском минейном Торжественнике 1-й трети XVI в. Возможно, это обстоятельство объясняется династическими связями суздальско-нижегородских князей с Великим княжеством Литовским. Нижегородское чудо включено в крупнейший в средневековом русском искусстве изобразительный цикл, посвященный пророку Илие, в ярославской церкви пророка Илии (1680), где эта сцена расположена справа от иконостаса.

Пророк Илия нередко выступает персонажем русских заговоров, наделенным разнообразными функциями, чаще всего (очевидно, как громовержец) защитником от вражеских стрел (напр.: Отреченное чтение в России XVII-XVIII вв.,  212-214; Русские заговоры из рукописных источников XVII — 1-й пол. XIX вв.,  А. Л. Топорков (в печати)).

В мусульманскую традицию

В мусульманскую традицию почитание пророка Илии перешло, по всей видимости, из христианской среды. Об этом свидетельствуют написание его имени — Ильяс (арабизированный вариант греческой формы) и его упоминание в Коране в ряду новозаветных праведников (Закария, Яхья, Иса; VI 85). Второй раз Илия упоминается в Коране как посланник Аллаха, отвращавший народ от поклонения Ваалу (XXXVII 123-132, в ст. 130 — особая форма имени Ильясин, видимо, обусловлена рифмой). В позднейшей мусульманской литературе образ Илии был дополнен на основании библейских сведений и иудейских легенд. Постепенно возникла тенденция отождествлять Илию с древними персонажами, которые считаются в исламе «не испытавшими смерти»,- Идрисом (чаще отождествляется с библейским Енохом) и мифическим аль-Хидром (аль-Хадир; отождествляется также с великомучеником Георгием Победоносцем) (4-м «бессмертным» в исламе считается Иса (Иисус)). Отождествление Илии с Идрисом более характерно для классической экзегетической традиции и опирается на отрывок XXXVII 123-132, в котором имя Ильяс заменяется именем Идрис, например в толковании ат-Табари (ум. 923). Отождествление с аль-Хидром, получившее большое распространение в народной среде, вероятно, восходит к комментарию на отрывок XVIII 59-81, в к-ром есть параллели с мидрашитской легендой об Илие и о рабби Йошуа бен Леви; героем этого коранического повествования обычно считается аль-Хидр. В народных преданиях Илия и аль-Хидр выступают то как одно лицо, то как братья или спутники.

Разрыв между текстом
Милости хочу, а не жертвы…
Пророк Илия Фесвитянин

Пророк Илия Фесвитянин

Каждый из нас сталкивается с ближним либо на богослужении, либо в быту, и бывает так, что нам хочется, чтобы не только мы исполняли заповеди, но и наш ближний. И если в реальной жизни наше желание не осуществляется, мы начинаем роптать, может быть, даже и осуждать другого человека, настраиваться против него.

Сегодня память пророка Божия Илии, который был очень ревностным пророком, очень строго исполнял законы Божии. Из жизнеописания известно, что Господь открыл пророку Илие, что такая строгость Богу не угодна. Господь еще в Евангелии говорил, что милости хочет, а не жертвы (Мф. 12:7).

И действительно, Бог это показал пророку на примере воронов, которые, как известно из жития, были очень прожорливы и не имели никакого чувства жалости даже к птенцам своим, ибо ворон лишь только выведет птенцов своих, покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. И эти же птицы, не имевшие особого попечения о своих птенцах, не оставили пророка Илию и питали его пищей, в то время, как пророк Илия был очень строг в отношении людей, которые, возможно, заблудились, не нашли пути.

Для нас этот пример примечателен тем, что нам хочется, чтобы все было идеально, идеальные люди… Мы должны понять, что Господь принимает человека таким, какой он есть. Ревность по Богу, которую проявлял пророк Илия, может отчасти послужить для нас примером, но к этой ревности и строгости необходимо приложить милосердие, сострадание, понимание того, что не только мы можем ошибаться, но и другой человек. Без греха только Бог, только Он не ошибается.

Хотелось бы призвать вас, когда вы сталкиваетесь с ближним, другим братом, не подходите строго к его недостаткам, возможно, даже страстям, обращайте внимание на самих себя. Смотрите на ближнего как в зеркало, видя в ближнем себя самих и стараясь исправлять те недостатки, которые замечаете.

Наместник монастыря Оптина Пустынь

Епископ Леонид (Толмачев)

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Луки, глава  4 стих с 22 по 30 (зачало 14)

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лк.4:22-30)

На Литургии

Пророку: Соборное послание апостола Иакова, с главы 5 стих с 10 по 20 (зачало 57)

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. (Иак.5:10-20)

Евангелие от Луки, глава  4 стих с 22 по 30 (зачало 14)

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лк.4:22-30)

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука веры.

Илия. Православная Энциклопедия.

Пророк Илия. Православный календарь.

«Милости хочу, а не жертвы…». Оптина Пустынь.

День памяти святого Пророка Божия Илии. Оптина Пустынь.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление