Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Братство как форма приходской жизни

Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, как самостоятельная организация представляла из себя, по своей сути, одну из форм приходской жизни, решающей задачи в области религиозно-нравственного воспитания населения и народного образования в общей структуре и задачах государственного и церковного управления.

Братство было образовано на основе Закона Российской империи от 8 мая 1864 года № 40865 «О правилах для учреждения Православных церковных братств» и полностью соответствовало определению братства, данному в указанном законодательном акте 1864 года.

Закон о братствах от 8 мая 1864 года - обложка

ПОЛОЖЕНИЕ Комитета Министров «О правилах для учреждения Православных церковных братств» от 8 мая 1864 года

 

 

Определение церковного братства

Определение церковного братства

При этом, Братство, по определению:

  • в классическом понимании – есть добровольное объединение мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских), задачей Православных братств, является попечение о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность, защита Православия.
  • в историческом понимании, в частности в Западнорусской митрополии – есть добровольные объединения мирян и клира (иногда членами братства становились и архиереи), создававшиеся с целью попечения о храмах и монастырях, просветительской, образовательной благотворительной деятельности, защиты Православия, которые были образованы в большей степени с развитием различных видов объединений: приходских общин, т.н. медовых союзов (для ритуального употребления меда), ремесленных цехов, групп коллективных патронов.
  • исходя из существующего законодательства – есть приход (форма приходской жизни), образованная на добровольном согласии верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

Таким образом, во всех случаях Братство – это не что иное как форма приходской жизни с четко выраженными признаками организации:

  • конкретные цели (попечение о храме, благотворительная, просветительская деятельность, миссионерская деятельность и защита православия);
  • устав – основной учредительный документ, определяющий правовое положение и структуру Братства, принципы деятельности, права и обязанности участников, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами, а также с государственными органами;
  • иерархическая структура;
  • проведение регулярных совместных собраний, для выработки коллективных решений;
  • выборность руководства;
  • утверждение и попечение со стороны епархиального архиерея;
  • наличие своего храма – как центра деятельности;
  • владение и распоряжение конкретным имуществом, сбор взносов, платеж штрафов, добровольные пожертвования;
  • наличие собственной печати.

Кроме того, исходя из классического и исторического понимания Братства, обращает на себя внимание, тот факт, что Братство, как форма приходской жизни, с одной стороны «как бы выходит за границы прихода одного храма» и начинает объединять несколько приходов, вплоть до создания приходских объединений на территории целых епархий, как например исторические особые приходские братства образовавшиеся на землях Западной Руси, получивших название «духовных братств», середины XVI, как Львовское Благовещенское, Львовское Никольское, Дрогобычское Крестовоздвиженское и многие другие, и как многочисленные братства Российской империи на рубеже ХХ века, как Нижегородское братство во имя святого Георгия II Всеволодовича, Владимирское Александро-Невское, Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы и многие другие.

С другой стороны, обращает внимание на себя, тот факт, что Братство, как форма приходской жизни, объединяет людей, как в границах одного прихода, так и окружных, благочиннических, уездных и епархиальных границах по так называемому «профессиональному признаку», например исторические братства союзов представителей определенных профессий или социальных групп – ремесленные цеха, общегородские объединения, братства представителей городской верхушки, коллективные объединения мирян – патронов храма и другие, и как многочисленные братства Российской империи на рубеже ХХ века, как например Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя пресвятой Богородицы, деятельность которого была направлена на реализацию конкретных задач – обучение и просвещение, таким образом объединяя в своих рядах людей по профессиональному признаку в области обучения и людей заинтересованных в результатах деятельности Братства.

Следовательно, Братствам присуща форма объединения Православных людей в границах объединений различного уровня выходящих за границы прихода или профессиональной деятельности в границах одного прихода, а не в классическом понимании, объединения всех людей в границах одного прихода при храме.

Таким образом, Братства являются наиболее действенной формой для решения определенных задач, стоящих перед церковью, предусматривающих совместную деятельность людей в границах объединений различного уровня выходящих за границы прихода или по специализированном (профессиональном) направлении, в отличии от классического прихода при конкретном храме.

С исторической точки зрения, с развитием промышленных и социальных отношений в обществе, формирования урбанистического уклада, сложной структурности и иерархичности общества, многоуровневой системы управления обществом, а также наукоёмкой обеспеченности всех сфер деятельности, требующих специализированного образования, Братство можно рассматривать как наиболее подходящую форму приходской жизни, как наиболее действенную форму для решения насущных задач церкви.

В частности, на основе анализа деятельности Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой богородицы, можно с уверенностью утверждать, что Русская Православная церковь конца XIX начала ХХ века наравне с земскими школами, стояла у истоков начального школьного образования в России и внесла в ее создание и развитие неоспоримый вклад.

При этом, на основе какого бы то ни было союза или объединения людей не создавалось Братство, основополагающим признаком Братства является его церковность, объединение людей в недрах церкви, вокруг церкви и в интересах церкви.

Следовательно, Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, как форма приходской жизни, как самостоятельная система, могла функционировать только на добровольной основе общего единения всех слоев общества вокруг церкви, как фундаментального и объединяющего начала.

По своей сути, Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы как управляющая система церковными школами на территории Санкт-Петербургской епархии была народной, функционирующей как форма приходской жизни и возникшая при необходимости ее образовании, востребованности и принятии ее большей частью населения.

Братство - орган управления - обложка

Братство в системе управления церковным образованием  Санкт-Петербургской епархии

 

 

В основе создания и всей деятельности Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы по организации школьного дела, были заложены принципы христианского представления о природе и предназначении человека, его отношении с Богом, с учетом прямого попечения правящему митрополиту и непосредственном руководстве преосвященного архиерея.

Санкт-Петербургское братство, как и любая другая самоорганизующаяся общественная организация, осуществляло свою деятельность с четко выраженной целью: — «Распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения в пределах Санкт-Петербургской епархии», и как сложная система имела иерархическую структуру.

Братство, как сложная само-организованная система была предназначена для решения конкретных определенных задач и соответственно обладала присущими любой организации, независимо от сложности ее иерархической структуры, имманентными качествами, такими как выработка решения, доведения решения до исполнителя и контроль исполнения. Соответственно, такое имманентное качество, подразумевало подчинение воли одного человека воли другому человеку, т.е. коллективизм, сборность.

Таким образом, с одной стороны, это противоречило понятию «Коммюнотарности», возникшему позже, в 30-40-е года ХХ века, и подразумевающему персоналистическое, духовное, на основе свободы, любви, искренности, братства, межчеловеческое общение, опосредованное Богом. При этом Коллективизм, с точки зрения «Коммюнотарности» рассматривается как однопланность, которая идет не к преображению этого мира в Царство Божие, а к утверждению в границах этого мира царства Божия без Бога, а значит и без человека, ибо Бог и человек неразрывно связаны, т.е. утверждение одного человеческого плана есть неизбежное отрицание человека.

Однако с учетом того, что изначальное устроение Братства основывалось на принципах христианского представления о природе и предназначении человека, его отношении с Богом, а также «Соборности», предусмотренном уставом Братства, как основополагающего, высшего органа управления Братства, точно также, как в «Православной идеи «Соборности»», как «Пребывания в общении и любви церковного народа и Духа Святого» (исходя из той же теории «Коммюнотарности»), то управленческие решения, контроль их выполнения и непосредственное исполнение принятых управленческих решений, реализовывалось на основе этих принципов и носило добровольный характер, таким образом нивелируя подавление воли одного человека другим.

Деятельность всех членов Братства основывалась на вере в Бога, на христианском учении и реализовывалась через служение в Братстве каждого члена Братства, принося пользу Братству, каждый на своем месте, исходя из организационной структуры Братства, его целей, задач, а также личных способностей и возможностей каждого члена Братства.

Таким образом Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы,  можно охарактеризовать следующим образом: – есть форма приходской жизни в качестве самостоятельной организации епархиального уровня, образованная на добровольных началах; с центром деятельности при братском храме; на основе принципов христианского представления о природе и предназначении человека, его отношении с Богом; встроенная в систему церковного (и государственного управления); объединяющая для совместной деятельности широкие слои населения, от церковных и государственных деятелей различного уровня до служащих, рабочих и крестьян, в целях попечения о храме, религиозно-нравственном просвещении и воспитании, благотворительной деятельности и милосердии, с прямым попечением правящего митрополита и непосредственном руководстве преосвященного архиерея.

Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы — как форма приходской жизни

Обращает внимание на себя тот факт, что после свершившего переворота 1917 года и прихода к власти атеистического правительства, православные братства лишились законодательной базы своей деятельности и оказались под сильнейшим идеологическим давлением новой власти и национальных движений, обвинивших миссионеров в пособничестве самодержавию по русификации и христианизации российских инородцев.

Однако, несмотря на это, в условиях развернувшихся гонений именно православные братства, церковные общества и прочие союзы с участием мирян стали для Русской Церкви наиболее действенной формой самозащиты в условиях гонений. Не случайно на Поместном Соборе 1917–1918 годов православные братства упоминались во многих соборных определениях как одна из желательных форм церковно-общественной жизни в новых условиях.

Заседание Поместного собора Русской православной церкви в Соборной палате Московского епархиального дома. 1917 год

Заседание Поместного собора Русской православной церкви
в Соборной палате Московского епархиального дома. 1917 год

В частности, Определением Священного Собора Православной Российской Церкви от 1 декабря 1917 года «О церковном проповедничестве», Собор постановил, что «В видах оживления и планомерного развития церковного проповедничества надлежит организовать приходские, благочиннические, уездные и епархиальные Благовестнические Братства из преданных этому делу и опытных в нем клириков и мирян»; «Такие же Братства, с широким участием в них иноков, должны быть открыты при всех монастырях, в особенности при лаврах и тех обителях, в которых издавна хранятся благоговейно чтимые народом святыни, привлекающие большое число богомольцев»; «Высшее руководство делом богослужебно-храмового и вне-богослужебного проповедничества в епархии сосредотачивается в Епархиальном Благовестническом Братстве при епископской кафедре или при духовной семинарии. Братство это, возглавляемое епископом, объединяет в себе всё епархиальное духовенство, трудящихся на миссионерском поприще мирян и готовящихся к пастырству воспитанников старших классов семинарии. При Епархиальных Братствах, где возможно, учреждаются особые должности епархиальных проповедников, как ближайших сотрудников Епископа в деле проповедничества»; «Для надлежащей подготовки к проповеднической деятельности кандидатов священства, необходимо организовывать при семинариях благовестнические кружки, к участию в деятельности которых непременно должны быть привлекаемы и члены Епархиального Благовестнического Братства».

Отдельным Определением Священного Собора Православной Российской Церкви от 25 января 1918 года «О настоятеле и просветительской деятельности Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», Собором предписывалось Соборному Отделу о монастырях и монашестве выработать положение об устроении просветительной деятельности иноческого братства Лавры.

Собор Выпуск деяниям второй

СОБОР Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск второй. Приложение к «деяниям» второе

 

Определением Священного Собора Православной Российской Церкви от 1 (14), 7 (20) и 9 (22) февраля 1918 года «Об епархиальном управлении», в главе «Об епархии, ее устройстве и учреждениях», Собор постановил, что «Для утверждения и распространения Православной веры и для борьбы с противными ей учениями учреждаются в епархии Миссии, Братства и Общества, действующие на основании особых Уставов и Правил под непосредственным руководством епархиального архиерея»

При этом, этим же Определением, в главе «Об Епархиальном Собрании», указывалось, что в области удовлетворения духовно-религиозных потребностей православного населения епархии Епархиальное Собрание учреждает епархиальные, церковно-просветительные и благотворительно-воспитательные братства, советы, общества и комитеты, с содержанием, либо при поддержании из обще-епархиальных источников.

Собор Выпуск деяниям первый

СОБОР Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск первый. Приложение к «деяниям» второе

 

При этом, отдельным Определением Священного Собора Православной Российской Церкви от 5 (18) апреля 1918 года «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» Собор призывал всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного и защиты гонимых: а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением в их составь членов Приходских Советов: 6) составлять на братских собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний приговоры в 4 экземплярах в защиту Церкви и ее достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам светской власти, причем. в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, в виду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам-мирянам, а где нет братств – членам Приходских Советов из мирян.

Заседание Поместного собора Русской православной церкви в Соборной палате Московского епархиального дома. 1917 год

Заседание Поместного собора Русской православной церкви
в Соборной палате Московского епархиального дома. 1917 год

Кроме того, данным Определением, Членам Священного Собора предписывалось выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального Архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве, приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви.

Кроме того, Определением Священного Собора православной Российской Церкви от 7 (20) апреля 1918 года «О Православном Приходе» в главе «О Приходском Собрании» в части обязанностей возлагаемых на Приходское Собрание, указывалось, что на Приходское собрание возлагалось обсуждение и решение вопросов об образовании миссионерских кружков и братств, о создании просветительских кружков и учреждений, кружков для уборки храмов, благотворительных и взаимопомощи, пожарной дружины, кооперативов, потребительской лавки, приходского дома, приходской пасеки и других».

Так же, этим же Определением Священного Собора, в главе «Просвещение населения» указывалось, в целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать благовестнические братства, древлехранилища (музеи), народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых (катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные), детские сады и всякие другие просветительные и воспитательные учреждения.

Так же, этим же Определением Священного Собора, в главе «О кладбищенских храмах и кладбищах», было предписано, что при городских кладбищах могут быть учреждены особые Братства или Попечительства с целью оказания содействия в благоустройстве и охране кладбищ».

Кроме того, этим же Определением Священного Собора, в главе «О союзах приходов», Собором указывалось, что членами Союзов могут быть самостоятельные приходы, православно-христианские общества, общества трезвости, братства, а также управления и причты домовых церквей.

СОБОР Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск третий. Приложение к «деяниям» второе

 

 

Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин) 31 января 1865 (12 февраля) – 25 марта (7 апреля) 1925Патриарх Московский и Всея России 21 ноября (4 декабря) 1917 – 25 марта (7 апреля) 1925

Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин) 31 января 1865 (12 февраля) – 25 марта (7 апреля) 1925
Патриарх Московский и Всея России 21 ноября (4 декабря) 1917 – 25 марта (7 апреля) 1925

Одним из важных в части образования и деятельности братств, Определением Священного Собора «О монастырях и монашествующих» от 31 августа (13 сентября) 1918 года, была выделена отдельная глава, посвященная образованию «Иноческого Всероссийского Церковно-Просветительского Братства», а именно, Собором было определено, что:

  • Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство основывается для объединения ученых иноков в целях плодотворного служения Церкви на различных поприщах церковно-просветительной деятельности и для братской взаимопомощи.
  • Иноческому Всероссийскому Церковно-Просветительному Братству предоставляется, по возможности. несколько монастырей и один из них непременно в Москве.
  • Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство осуществляет: а) религиозно-просветительную деятельность через учреждение и содержание нарочитых духовно-учебных за-ведений (высших: академий и других, средних и низших и школ специально-пастырского и миссионерского характера), обслуживаемых преимущественно иноками, издательство, составлена учебных руководств, переводы святоотеческих творений, разработку древне-богослужебных книг и нот и другие работы научно-богословского, церковно-исторического. канонического и литургического характера, б) благовестничество и в) благотворительную деятельность в тех же просветительных целях.
  • Одной из главнейших задач Иноческого Всероссийского Церковно-Просветительного Братства является научная разработка высших богословских вопросов.
  • При братской академии состоит действующее на основаны особого устава, ученое содружество, имеющее целью специальную разработку богословских, церковно-исторических и археологических вопросов.
  • Братство имеет свою типографию и издает свои печатные органы.
  • Иноческое Всероссийское Церковно-Просветительное Братство пользуется правами юридического лица по приобретению всякого рода имуществ и владению ими, а равно и в других предусмотренных общими законами отношениях.

Кроме того, этим же Определением Священного Собора главой «Всероссийское Монашеское собрание», было определено, что в состав Всероссийского Монашеского собрания должны входить двадцать иноков от Иноческого Всероссийского Церковно-Просветительного Братства.

СОБОР Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск четвертый. Приложение к «деяниям» второе

 

 

Из этих Определений Священного Собора видно, какую важную и существенную роль отводил Поместной собор Православной Российской церкви 1917 – 1918 года Братствам всех уровней: – приходским, окружным, благочинническим, уездным и епархиальных, вплоть до образования Иноческого Всероссийского Церковно-Просветительного Братства, как одной из желательных и удобных форм церковно-общественной жизни в новых условиях, после октябрьского переворота.

Кроме того, все приведенные Определения Поместного Собора Православной Российской церкви 1917 – 1918 года, без сомнения были основаны на богатейшем опыте образования и функционирования Православных Братств, начиная различных видов объединений православных мирян, приходских общин, «медовых» союзов и первых Братств на территории Западной Руси XVI века и заканчивая крупными Епархиальными Братствами по всей территории  Российской империи конца XIX века и начала ХХ века и в частности на успешном опыте работы Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, как столичного Братства, опекаемого и находившегося под пристальным наблюдением первых лиц Святейшего Синода и Российской империи.

Исторические предпосылки, создание и непосредственная деятельность Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, дают полное основание говорить о том, что реализация Великих Реформ Александра II, в части начального народного образования на территории Санкт-Петербургской губернии, была осуществлена наравне с Земством, Русской Православной Церковью через деятельность Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

Братство - Учреждение Братства. Обложка

Начало истории Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы

 

 

Автор Звонарев Игорь Георгиевич  25 июня 2025 года.

 

Календарь
Поиск
Метки
Управление