Об истории Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
Существующая система образования в Российской империи во второй половине XIX не могла покрыть потребности населения в обучении и обеспечить соответствующий времени уровень этого самого обучения. Образовательная система была устаревшей. Основы новой системы были заложены в период «Великих реформ» Александра II, в 1860-е и 1870-е годы. Правительством были разработаны правовые и экономические аспекты деятельности различных учебных заведений. При этом, проведенные реформы в сфере начального (народного) образования, показали существенные недостатки, которые многие видели в «искусственном разъединении церкви и школы, узаконенном Положениями о начальных народных училищах от 4 июля 1864 года и от 25 мая 1874 года.
В виду настоятельной необходимости прийти на помощь населению Санкт-Петербургской епархии в деле религиозно-нравственного просвещения, на основе действующего законодательства Российской империи, а именно, утвержденного императором России 8 мая 1864 года, Положения Комитета министров «О правилах для учреждения Православных церковных братств», Епархиальной властью Санкт-Петербурга 18 января 1884 года было образовано Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Начало истории Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы
Почти одновременно, с открытием 11 апреля 1884 года Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы 13 июня 1884 года утверждаются «Правила о церковно-приходских школах», ставящие школу в непосредственную связь с церковью, которые явились следствием осознания в 1878 году понимания правительством необходимости предоставить Православному духовенству принадлежащее ему руководящее участие в деле народного просвещения.
В параграфе § 22 утвержденных императором России 13 июня 1884 года «Правил о церковно-приходских школах», говорилось, что для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждается Епархиальный училищный совет. Председатель и члены Совета избираются Епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения. К заседаниям образованного Совета приглашаются на правах члена местный Директор народных училищ. Епархиальный училищный совет рассматривает отчеты священников-наблюдателей и представляет Епархиальному архиерею свои соображения о мерах, которые могут способствовать распространению в народе просвещения в духе Православной церкви.
ПРАВИЛА «О церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года
В этом же § 22 утвержденных «Правил…» от 13 июня 1884 года имелось, очень важное примечание, указывающее на то, что в тех епархиях, где существовало Епархиальное церковное братство, заведывание церковно-приходскими школами, Совету такого братства, могли быть по усмотрению местного архиерея предоставлены права Епархиального училищного совета.
Таким образом, «Правила о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года, с учетом Положения Комитета министров «О правилах для учреждения Православных церковных братств» от 8 мая 1864 года, законодательно закрепляли право на управление церковно-приходскими школами за Епархиальными церковными братствами, на правах Епархиального училищного совета.
Помимо этого, по определению Святейшего Синода 28 мая – 9 июня 1886 года, была выпущена Инструкция Училищному совету при Святейшем Синоде, который был учреждён 19 января 1885 года (определением Святейшего Синода 19 декабря – 9 января 1884/5 годов), для обсуждения вопросов и дел, относящихся к устройству, развитию и поддержанию церковно-приходских школ в Империи.
ИНСТРУКЦИЯ Училищному Совету при Святейшем Синоде (по определению Святейшего Синода 28 мая — 9 июня 1886 года)
В §6 «Инструкции…» было указано: — «Училищный совет должен руководствоваться в своих действиях утвержденными 14 июня 1884 года «Правилами о церковно-приходских школах» и другими существующими по духовному и гражданским ведомствам постановлениями относительно народного образования вообще и преподавания загона Божия в частности, так и настоящей инструкцией и определениями Святейшего Синода, которые могут последовать в развитие и дополнение «Правил….» от 13 июня 1884 года».
Таким образом, «Инструкция…», давала право Училищному совету при Святейшем Синоде, в полной мере использовать § 22 утвержденных «Правил…» от 13 июня 1884 года, по возложению на Епархиальное церковное братство, заведывание церковно-приходскими школами.
Состав, цели и круг деятельности Санкт-Петербургского епархиального православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, были закреплены первыми статьями Устава братства:
Братство состояло из духовных и светских лиц;
Имело целью распространения грамотности и религиозно-нравственного просвещения в пределах Санкт-Петербургской епархии:
- повсеместное распространение церковно-приходских школ,
- повсеместное распространение вне-богослужебных собеседований пастырей с народом,
- устройство церковных библиотек, книжных складов;
- развитие церковного пения.
Реализация поставленных целей осуществлялась через взаимодействие с благочинными, настоятелями приходских церквей и светскими властями.
В одном из первых официальных документом, в котором говорилось о создании Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, осуществлявшего свою деятельность на правах Епархиального училищного совета, был отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по Ведомству православного исповедания за 1884 год, в котором отмечалось, что 11 апреля было открыто в Санкт-Петербурге Братство во имя Пресвятой Богородицы, для содействия к повсеместному распространению в пределах Санкт-Петербургской епархии церковно-приходских школ, вне-богослужебных собеседований пастырей с народом, устройству церковных библиотек и книжных складов и развитие церковного пения. Братство открыло в отведенном Александро-Невскою лаврою вратах помещение и в 14 других местах книжные склады для продажи по дешевой цене книг религиозного содержания, и с согласия преосвященного митрополита Санкт-Петербургского приняло в свое заведывание церковно-приходские школы Санкт-петербургской епархии на правах Епархиального училищного совета.
Т.е. в этом сообщении говорилось о том, что Санкт-Петербургскому епархиальному православному Братству во имя Пресвятой Богородицы были переданы в управление все церковные школы Сант-Петербургской епархии на правах Епархиального училищного совета.
При этом, первым документом определяющим обязанность Санкт-Петербургского епархиального православного Братства по заведыванию церковными школами Санкт-Петербургской епархии на правах Епархиального училищного совета, было закреплено отношением Санкт-Петербургской духовной консистории от 10-го сентября 1884 года за №3214, которое уведомила совет Братства, что его высокопреосвященство митрополит Исидор поручил Совету братства, согласно желанию его высокопревосходительства г Обер-прокурора Святейшего Синода, заведывание церковно-приходскими школами Санкт-Петербургской епархии на правах Епархиального училищного совета.
Помимо этого, право обладания правами Епархиального училищного совета, были закреплены, в последующей редакции § 7 Устава Братства, в котором было сделано уточнение. что Совет Санкт-Петербургского епархиального православного Братства обладает всеми правами Епархиального училищного совета.
УСТАВ Санкт-Петербургского Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы
Кроме того, в соответствии Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года, Главой VI «Об изъятиях, отсрочках и льготах по отправлению воинской повинности» статьей 56 были определены сокращенные сроки службы при отбывании ими воинской повинности по жребию, в частности имеющих свидетельство о знании курса начальных народных училищ, определенного Уставом 14-го июля 1864 года, или курса других учебных заведений четвертого разряда при назначении во все войска на действительной службе в четыре года и в запасе одиннадцать лет, а также при назначении на действительную службу во флот на шесть лет и в запасе армии или флоте на четыре года.
При этом общий срок службы Главой II. «О сроках службы в постоянных войсках и о запасе» стаями 17 и 18 Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года был определен в сухопутных войсках, для поступающих по жребию в пятнадцать лет, из которых шесть лет действительной службе и девять лет в запасе, а общий срок службы во флоте в десять лет, из которых семь лет на действительной службе и три года в запасе.
Определение Св. Синода от 12 июня – 16-го июля 1885 года № 1160 О требуемых ст. 63 Устава о воинской повинности удостоверениях для учителей церковно-приходских школ
Таким образом, положения Устава о воинской повинности от 14-го июля 1864 года подразумевали, что лица, окончившие курс учебных заведений и получивших Свидетельство о знании курса учебных заведений четвертого разряда получали право находится на действительной службе по жребию четыре года, вместо шести в армии, и на флоте шесть лет, вместо семи лет.
Кроме того, введение льгот о воинской повинности стимулировало получение образования, особенно среди непривилегированных сословий России, прежде всего крестьян, которые в большей своей части обучалось в церковно-приходских школах.
При этом, Устав от 14-го июля 1864 года, предписывал, что Свидетельства о знании курса учебных заведений четвертого разряда, должны указываться в удостоверении на основании особых правил, составляемых Министерством народного просвещения.
В системе обучения Духовного ведомства, выдача Свидетельств о знании курса учебных заведений четвертого разряда, была определена «Правилами для выдачи свидетельств о знании курса начальных училищ воспитанникам церковно-приходских школ, желающим при отбывании воинской повинности воспользоваться льготою, определенную п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности», которые были утверждены Определением Св. Синода от 8-15 октября 1886г. № 2095.
Правила предписывали, что воспитанники церковно-приходских школ, желающие воспользоваться правом на выслугу сокращенных сроков службы, установленных п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности, должны иметь от местного Епархиального училищного совета Свидетельства о знании им курса одноклассной церковно-приходской школы.
При этом, § 2. «Правил…» разъяснял, что в тех епархиях, где существуют епархиальные церковные Братства, Советы которых пользуются, на основана примечания к § 22 Высочайше утвержденных 13 июня 1884 года правил о церковно-приходских шкодах, правами Епархиальных училищных советов, Свидетельства о знании курса учебных заведений четвертого разряда, выдаются Советами этих братств, которые исполняют обязанности, возлагаемые настоящими правилами на Епархиальные училищные советы.
ПРАВИЛА Для выдачи свидетельств о знании курса начальных училищ воспитанникам церковно-приходских школ, желающим при отбывании воинской повинности воспользоваться льготою, определенную п. 4 ст. 56 Устава о сей повинности. Определение Св. Синода от 8-15 октября 1886г. № 2095
Таким, образом в Санкт-Петербургской епархии, на Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, действующего на правах Епархиального училищного совета, была возложена обязанность на выдачу воспитанникам церковно-приходских школ Свидетельств, удостоверяющих знания выпускниками курса одноклассной церковно-приходской школы посредством проведения испытаний (экзаменов), на основании «Правил для выдачи свидетельств о знании курса начальных училищ воспитанникам церковно-приходских школ, желающим при отбывании воинской повинности воспользоваться льготою, определенную п. 4 ст. 56 Устава о воинской повинности».
Кроме того, в дальнейшем был расширен и круг лиц, которые могли воспользоваться льготой по воинской обязанности, и следовательно выдача Свидетельств этим лицам о знании курса учебных заведений четвертого разряда, возлагалась на Братство:
- Определением Св. Синода от 12 – 25 апреля 1887 года № 676 «О допущении к испытаниям на получение льготных по воинской повинности свидетельств всех воспитанников церковно-приходских школ, без различия исповеданий», разрешалось допускать к испытаниям на получение льготных по воинской обязанности Свидетельств в экзаменационных комиссиях, образуемых по духовному ведомству, воспитанники церковно-приходских школ, без различия исповеданий, но с тем, чтобы испытания воспитанников, неправославного исповедания и раскольников производились во всем, согласно требованиям, определенным в изданных по Определению Св. Синода от 8-15 октября 1886 года № 2095, правилах для производства испытаний.
Определение Св. Синода от 12 – 25 апреля 1887 года № 676 О допущении к испытаниям на получение льготных по воинской повинности свидетельств всех воспитанников церковно-приходских школ, без различия исповеданий
- Определение Св. Синода от 15 – 29 июля 1887 года № 1345 «О порядке производства испытаний и выдачи льготных по воинской повинности свидетельств воспитанникам образцовых школ при духовных семинариях», узаконивало, что общие правила об испытаниях воспитанников церковно-приходских школ на получение льготных по воинской повинности свидетельств должны быть применяемы и к воспитанникам образцовых школ при семинариях.
Определение Св. Синода от 15 – 29 июля 1887 года № 1345 О порядке производства испытаний и выдачи льготных по воинской повинности свидетельств воспитанникам образцовых школ при духовных семинариях
При этом, необходимо подчеркнуть, что Санкт-Петербургское епархиальное православное Братство во имя Пресвятой Богородицы, не было единственной, в своем роде организационной структурой, занимающейся вопросами начального образования на территории Российской империи.
Так, в отчете обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1890-1891 годы «О церковно-приходских школах и школах грамоты Российской империи», указывается, что в некоторых епархиях, например: Черниговской, Пермской, Астраханской, Нижегородской и других, Училищные советы по церковно-приходским школам соединены с местными Братствами. В Санкт-Петербурге с 1884 года действует Братство во имя Пресвятой Богородицы. В 1891 году в ведении этого Братства состояло 150 церковно-приходских школ и 140 школ грамоты. В первых обучалось 5.066 (из них 1.368 девочек), а в последних 3.596 (из них 1.279 девочек). Из братских сумм на нужды школы было израсходовано в 1890 году 22.710 рублей, в 1891 году 22.794 рублей. Значительное денежные пособия оказывает церковно-приходским школам Новгородское братство святой Софии. В последней, например, из отчетных годов (1891 года), им израсходовано на нужды церковно-приходских школ 8.872 рублей 60 копеек. Нижегородское братство, во имя святого Георгия II Всеволодовича, открыло в течете 1891 года 11 новых церковно-приходских школ и 37 школ грамоты, так что к концу отчетного периода в ведении Братства состояло 224 церковно-приходских школы и 204 школы грамоты….
В последующих отчетах обер-прокурора, также акцентируется внимание на значительное участие Епархиальных братств в управлении Церковно-приходскими школами и школами грамоты Российской империи, как например, в отчете за 1896 и 1897 годы: — «Местное заведывание церковными школами в каждой епархии принадлежит епархиальным преосвященным, которые управляют школами при посредстве Епархиальных училищных советов и Уездных отделений. В некоторых епархиях (Владимирской, Московской, Санкт-Петербургской, Симбирской, Смоленской, Тверской и др.) права Училищного совета были предоставлены местным Епархиальным братствам.
Кроме того, в приведенных данных в кратком статистическом очерке «О положении церковных братств» на 1 января 1891 года в Европейской части России в управлении всеми церковными школами в 18-ти епархиях на Советы местных братств были возложены многосложные обязанности Епархиальных училищных советов. При этом, согласно утвержденным 28 мая 1888 года «Правилам об уездных отделениях епархиальных училищных советов», Братские советы свои обязанности, по непосредственному управлению церковными школами в уездах, осуществляли через уездные отделения, которые были открыты почти во всех уездах названных епархиях.
По годовым епархиальным отчетам за 1889 – 1890 учебный год, во всех епархиях числилось 9.836 церковно-приходских школ и 9.823 школ грамоты, всего 19.159 церковных школ, с общим количеством учащихся в них 529.268 человек обоего пола.
Дело обучения в церковных школах сосредотачивалось главным образом в руках духовенства, или лиц, получивших образование в духовно-учебных заведениях. Служение церковной школе со стороны духовенства – деятельного члена Церковных братств – представляло в полного смысле слова «подвигом», так как преподавание в школах духовенство осуществляло в большинстве случаев безмездно, предоставляя нередко лучшие половины своих домов под школьные помещения; многие священники привлекали, к учительству в школах, в качестве помощников, своих жен и взрослых детей, они же заботились и о внешнем благоустройстве школ: так, с церковной кафедры, и при всяком удобном случае, священники старались расположить своих прихожан к школе и склонить церковных старост и разных местных благотворителей на открытие и содержание таких школ. Под руководством священников и при содействии других членов причта, устраивались при церковных школах певческие хоры из учеников, которых они приучали также прислуживать в алтаре, принимать участие в клиросном чтении, при чем для лучших учеников испрашивалось у местных архипастырей дозволений облачаться им в стихари. Благодаря заботам духовенства во многих школах устраивались воскресные чтения, в которых, в качестве слушателей, принимали участие также и родители учеников.
Помимо выше указанных 17-ти братств, которые непосредственно заведовали всеми церковными школами в Европейской части России, еще 39 братств в Европейской части России принимали свое непосредственное участие к церковным школам, или ежегодными пособиями высылаемые в Училищные советы на нужды этих школ, или-же устройством и содержанием их на свои средства, или-же, наконец, приобретением учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей, а также разных книг и брошюр для устройства при церковных школах библиотек для вне-классного чтения.
В Сибири, Читинское отделение Иркутского епархиального училищного совета было открыто 22 января 1889 года при братстве св. Кирилла и Мефодия и св. Иннокентия. В управлении этого отделения (а равно и на попечении братства) находилась 91 церковная школа (38 церковно-приходских и 53 школы грамоты); В Камчатской епархии, на попечении Благовещенского (что на р. Амуре) Братства Пресвятой Богородицы, находилось 11 школ церковно-приходских и 37 школ грамоты – всего 48 церковных школ; в Томской епархии, на попечении братства св. Димитрия, митрополита Ростовского, находилось 9 церковно-приходских школ и 3 школы грамоты, всего 12 церковных школ; для увеличения средств по управлению церковно-приходскими школами и школами грамоты в миссиях и по приходам Якутской епархии, по образованию детей в духе православной веры и правилах христианской жизни, в г. Якутске, 28 августа 1892 года было учреждено Якутское церковное братство во имя Христа Спасителя при Спасском монастыре.
Таким образом, управление начальным школьным образованием в Российской империи организовывалось, преимущественно на основе организационных структур Епархиальных братств, так согласно статистическому очерку за 1893 год на братском попечении 56-ти братств России и в Сибири к 1 января 1891 года находилось 5.680 церковных школ.
При этом, 26 февраля 1896 года императором России было утверждено «Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты Ведомства православного исповедания и штат Училищного совета при Святейшем Синоде.
Данным положением фактически была определена структура управления церковно-приходскими школами и школами грамоты, выстроена вертикаль подчинённости, контроля и надзора от высшего управления школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного исповедания и распоряжения средствами на устройство и содержание которых принадлежало Святейшему Правительствующему Синоду (ст. 1), до местного заведывания школами церковно-приходскими и грамоты епархиальным преосвященным, при посредстве Епархиальных училищных советов и Уездных отделений (ст. 3).
Исходя из «Положения…» от 26 февраля 1896 года «Об управлении школами церковно-приходскими и грамотами ведомства православного исповедания», структура управления церковноприходскими и грамоты ведомства Православного исповедания, выглядела следующим образом.
Структура управления церковноприходскими и грамоты Ведомства православного исповедания
Кроме того, статья 4 Положения, подчеркивала, что исполнение обязанностей Епархиального училищного совета может быть возлагаемо епархиальным преосвященным на местный Совет епархиальных братств с тем, чтобы отчетность по суммам Училищного совета и по суммам Братств была ведена отдельно.
ПОЛОЖЕНИЕ об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства Православного Исповедания от 26 февраля 1896 года
Таким образом, «Положением…» от 26 февраля 1896 года, закреплялась и подчеркивалась роль Епархиальных братств в деле организации школьного дела, с возложением на него функций Епархиального училищного совета.
При этом, необходимо отменить, что Санкт-Петербургское епархиальное православное Братство во имя Пресвятой Богородицы (как и другие подобные братства), с являлось отдельной юридической организацией, говоря современной терминологией, обладала всеми присущими для организации признаками: – учреждено было частной группой членов-учредителей;
ОБРАЗОВАНИЕ БРАТСТВА. Члены-учредители и первый состав Братства. 1884 год.
Братство имело конкретные цели и задачи, определенные уставом братства; свою печать; организационную структуру, органы оправления и свой независимый бюджет.
Организационную структуру Братства, как отдельной юридической организации, можно отразить в приводимой ниже схеме.
Организационная структура управления Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы как организации
С другой стороны, Братство находилось на попечении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и под непосредственным управлением одного из преосвященных викариев Санкт-Петербургской епархии.
Такая «двойная система управления», с учетом добровольного начала братчиков, позволяло Братству в своей деятельности использовать организационную структуру управления церкви для передачи управляющих действий и использования грамотного и подготовленного состава в виде священников для решения вопросов школьного дела.
Таким образом, Братство как форма управления церковно-школьным образованием позволяло привлечь духовенство Санкт-Петербургской епархии к более деятельному участию в деле начального народного образования.
Структура управления Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы с использованием существующей системы церковного управления Санкт-Петербургской епархии
Для решения круга задач по развитию грамотности и религиозно-нравственного просвещения населения Санкт-Петербургской епархии, которые определило перед собой Братство и которые были закреплены Уставом Санкт-Петербургского Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, Совету братства необходимо было решать обширный круг организационных, финансовых и технических вопросов, таких как:
- финансовое обеспечение деятельности Братства;
- капитальные затраты на строительство и ремонт школ;
- материальное обеспечение школ учебными пособиями, принадлежностями и т.п;
- непосредственная организация школьного дела;
- обеспечение надзора и контроля за процессом обучения;
- подготовка учительских кадров;
- развитие церковного пения;
- развитие книжного дела;
- создание библиотек и книжных складов;
- организация и проведение вне-богослужебных собеседований.
Созданная структура управления Братства, позволяла более оперативно и гибко решать вопросы создания и развития системы начального школьного обучения, избегать излишних бюрократических издержек, массово привлекать к школьному делу широкие круги населения вне зависимости от социального, имущественного и даже религиозного вероисповедания, а также привлекать для своей деятельности финансирование из различных источников, что обеспечивало с одной стороны покрытие финансирования на создание сети школ начального образования в России за счет частных средств, и, с другой стороны, способствовало сокращению издержек правительства на школьное образование.
При такой системе управления появлялась возможность на добровольной основе, с минимальными финансовыми затратами обеспечить создание и развитие церковно-приходских школ, при этом выполняя поставленные задачи под непосредственным управлением Церкви и на основании структуры управления Церкви.
Таким образом Братство было органично вписано в общую административную систему церковного управления, являясь неотъемлемой его частью с одной стороны, а с другой стороны, для более эффективного решения задач в области школьного образования, Братство было организовано и выполняло свою деятельность, как самостоятельная организация.
Помимо этого, следует напомнить, что в императорской России, еще до начала Великих реформ, уже существовала законодательная база позволяющая создавать и развивать народное образование, как Положение о приходских попечительствах при православных церквах от 2 августа 1864 года, Уставе духовной консистории от 27 марта 1841 года, где вменялось в обязанность располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и началам катехизиса, об изыскании средств для учреждения в приходах школ, развивать в народе образование, применение лучших способов обучения, приобретение книг, учебных пособий и прочее, однако эти документы не функционировали в должной степени.
ПОЛОЖЕНИЕ «О приходских попечительствах при православных церквах» от 2 августа 1864 года
Принятое 1 апреля 1902 года «Положение о церковных школах ведомства православного исповедания», с учетом «Положения об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания и штат Училищного Совета при Святейшем Синоде» от 26 февраля 1896 года, определило структуру начального школьного образования, выстроив таким образом, единую стройную систему начального образования, охватывающую различные добровольные организации и структуры, занимающиеся организацией, материальным и финансовым обеспечением начального образования в интересах ведомства православного исповедания.
ПОЛОЖЕНИЕ «О церковных школах ведомства Православного Исповедания Исповедания» от 1 апреля 1902 года
Так, статья 1. «Положения…» от 1 апреля 1902 года, указывала, что Церковные школы Ведомства православного исповедания имели целью распространять в народе образование в духе Православной веры и Церкви.
Статья 2. подразделила школы относящиеся к ведению церкви:
1) Начальные, предназначаемые для начального обучения детей и взрослых (школы грамоты. церковно-приходские и воскресные);
2) Учительские для подготовки учителей в начальные школы (второклассные и церковно-учительские).
Статья 3. Определила принадлежность Церковных школ, в части финансирования и обеспечения (при этом, как полное, так и частичное) к различным учреждениям и структурам:
- содержащиеся на средства, жертвуемые земствами, городами, обществами, сословиями, церквами, приходами, монастырями, приходскими попечительствами, и братствами, благотворительными учреждениями и частными лицами.
- на специальные средства Святейшего Синода;
- на средства, отпускаемые из Государственного Казначейства;
- на суммы, ассигнуемыми из губернских, земских сборов в местностях, где не введены земские учреждения.
Таким образом, церковную систему управления церковными школами Ведомства православного исповедания на территории Санкт-Петербургской губернии, можно структурно выделить в единую систему управления:
Система управления начальным школами церковно-приходскими и грамоты Ведомства православного исповедания на территории Санкт-Петербургской губернии

Система управления начальным школами церковно-приходскими и грамоты
Ведомства православного исповедания на территории Санкт-Петербургской губернии
Так, на территории Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского уезда, на 1 января 1903 года имелось 63 церковных школы, из которых на полном или частичном попечении в различных ведомствах, обществах и организациях состояло:
6 школ при братствах:
- Покровская, братская одноклассная при Санкт-Петербургском епархиальном православном братстве во имя Пресвятой Богородицы;
- Эстонская двухклассная при Эстонском православном братстве во имя священномученика Исидора Юрьевского;
- Христорождественская одноклассная (для мальчиков) при приюте Христорождественского Александро-Иосифовского братства Христорождественской церкви на Песках;
- Христорождественская одноклассная (для девочек) при приюте Христорождественского Александро-Иосифовского братства Христорождественской церкви на Песках;
- Сергиевская одноклассная школа при приюте Сергиевского братства;
- Исаакиевская одноклассная (для девочек) при Санкт-Петербургском Православном Исаакиевском Братстве;
2 школы при монастырях:
- Александро-Невская певческая двухклассная при Александро-Невской лавре;
- Воскресенская двухклассная при Воскресенском Новодевичьем монастыре;
2 школы при приходских попечительствах:
- Казанская одноклассная при приходском попечительстве, при приюте приходского благотворительного общества при Казанском соборе;
- Ульянковская одноклассная при приходском попечительстве в пригороде Ульянка;
26 школ при благотворительных обществах:
- Александровская одноклассная при Санкт-Петербургском обществе трезвости;
- Андреевская одноклассная при приюте Общества вспоможения бедным в приходе Андреевского собора на В.О.;
- Благовещенская одноклассная (для мальчиков), при приюте Общества вспомоществования приходским бедным при Благовещенской церкви Васильевском Острове;
- Благовещенская одноклассная (для девочек), при приюте Общества вспомоществования приходским бедным при Благовещенской церкви Васильевском Острове;
- Борисоглебская одноклассная при приюте Благотворительного общества Борисоглебского Калашниковского церковного прихода;
- Вознесенская одноклассная при приюте Общества попечения о бедных в приходе церкви Вознесения Господня;
- Владимирская одноклассная при приюте Благотворительного общества для вспоможения приходским бедным при Владимирской церкви;
- Воскресенская одноклассная при приюте Общества вспомоществования бедным в приходе церкви Воскресения Христова в Малой Коломне, под покровительством Е.И.В. Великой Княгини Ксении Александровны;
- Воскресенская одноклассная при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, при церкви во славу Воскресения Христова;
- Гаваньская двухклассная при Обществе вспоможения бедным в приходе Троицкой церкви, что в суворовском участке;
- Екатерининская одноклассная при приюте Общества вспоможения бедным в приходе Екатерингофской Екатерининской церкви;
- Знаменская одноклассная при приюте Общества вспоможения бедным в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви;
- Знаменская школа грамоты при приюте Общества вспоможения бедным в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви;
- Князь–Владимирская одноклассная при Орлово-Новосильцевском благотворительном заведении на Лесном;
- Крестовоздвиженская одноклассная при Приходском благотворительном обществе при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской, что в Ямской, церкви;
- Никольская школа грамоты при приюте Благотворительного общества вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора;
- Малоохтинская одноклассная при Благотворительном обществе при церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, на Малой Охте;
- Пантелеймоновская одноклассная при приюте Общества вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода;
- Петровская одноклассная при приюте Петровского общества вспоможения бедным при Введенской церкви;
- Преображенская одноклассная при приюте Общества вспомоществования бедным в приходе Преображенского всей гвардии собора;
- Покровско-Коломенская двухклассная при приюте Общества вспоможения бедным прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в Большой Коломне;
- Семеновская школа грамоты при приюте Благовещенского общества вспоможения бедным в приходе Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви;
- Симеоновская одноклассная при приюте Общества вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице (Симеоновская ул., д. 5);
- Спасосенновская одноклассная при приюте Общества вспоможения приходским бедным при Спасосенновской церкви;
- Троицкая одноклассная при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви на Стремянной;
- Троицкая школа грамоты при приюте Благотворительного общества вспоможения бедным в приходе церкви Святой Троицы лейб-гвардии измайловского полка;
25 школ непосредственно при Церкви:
- Большеохтинская одноклассная при Санкт-Петербургском Большеохтинском кладбище;
- Казанская певческая двухклассная (для мальчиков) при Казанском соборе;
- Гаваньская одноклассная при церкви Милующей Божией Матери в Галерной Гавани;
- Исаакиевская певческая одноклассная (для мальчиков) при Исаакиевском соборе;
- Князь–Владимирская одноклассная при приюте собора Святого Равноапостольного Князя Владимира;
- Лисьеносовская одноклассная в деревне Лисий Нос;
- Малиновская одноклассная в деревне Малиновка, за Охтой;
- Митрофаньевская одноклассная при Митрофаньевской кладбищенской церкви;
- Образцовая одноклассная при Санкт-Петербургской Духовной Семинарии;
- Образцовая одноклассная при Санкт-Петербургском Исидоровском женском Епархиальном училище;
- Новодеревенская одноклассная в Новой деревне;
- Парголовская одноклассная в село Парголово 1-е;
- Петровско-Лахтинская одноклассная в Селение Лахта;
- Петропавловская одноклассная при Петропавловской церкви в Лесном;
- Пороховская одноклассная на Охтинских пороховых заводах;
- Преображенская кладбищенская одноклассная на ст. Обухово Николаевской ж.д;
- Рыбацкая одноклассная в селе Рыбацкое;
- Сергиевская (Новосивковская) одноклассная близ Нарвской заставы;
- Сестрорецкая одноклассная в селе Сестрорецк;
- Скорбященская одноклассная при Скорбященской церкви в сел. 6. Императорского стеклянного завода.
- Смоленско-кладбищенская одноклассная на В.О., Камская, 7;
- Спасо-Преображенская одноклассная за Московской заставой;
- Сретенская-Полюстровская одноклассная на Выборгской стороне;
- Старо-Пановская школа грамоты на станции Лигово, в дер Паново;
- Чесменская школа грамоты на Московское шоссе.
2 школы при различных ведомствах:
- Адмиралтейская одноклассная при Морском министерстве;
- Аничковская одноклассная при собственности Его Императорского Величества в Аничковом дворце.
Помимо этого, из указанных 63 школ Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского уезда, 25 школ находились под личным попечением различных частных лиц.
Таким образом на 1 января 1903 года имеющиеся на территории Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского уезда 63 церковные школы, находящиеся на полном или частичном попечении в различных ведомствах, обществах и организациях, в части организации школьного обучения находились в непосредственном управлении Санкт-Петербургского епархиального православного Братства во имя Пресвятой Богородицы (Епархиального училищного совета).
При этом, нужно отметить, что многие заведующие и попечители школ, находящихся на полном или частичном попечении в различных ведомствах, обществах и организациях, одновременно были членами Санкт-Петербургского епархиального православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, в частности:
- заведующий Эстонской школой на Екатерингофском проспекте находившейся на попечении Эстонского православного братства священномученика Исидора Юрьевского, в будущем священномученик Платон (Павел Петрович Кульбуш), с 1890 года состоял действительным членом Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы;
- непосредственным попечителем одноклассной Адмиралтейской школой в здании Адмиралтейства, находившейся под попечением управляющего Морским министерством вице-адмирала Тыртова Павла Петровича, почетного члена Санкт-Петербургского епархиального православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, с 1894 года находилась его дочь М.П. Тыртова;
- непосредственным попечителем двухклассной Воскресенской школы при Воскресенском Новодевичьем монастыре состояла игуменья монастыря Валентина, почетный член Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы с 1890 года;
- заведующим одноклассной Воскресенской школы, при Воскресенской церкви на Обводном канале, находившейся на попечении Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, священник Рождественский Александр Васильевич, создатель при храме общества трезвости во имя св. Александра Невского, с 1901 года состоял действительным членом Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
При этом, необходимо отметить, что в части финансирования и содержания церковных школ Ведомства православного исповедания, различными ведомствами, обществами и организациями, наиболее характерно для Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского уезда. В сельских уездах Санкт-Петербургской губернии вопрос в части финансирования и содержания церковных школ Ведомства православного исповедания, различными ведомствами, обществами и организациями, был кардинально противоположен Санкт-Петербургу и Санкт-Петербургскому уезду.
Так, например, в Новоладожском уезде из 66 церковных школ (45 одноклассных и 21 школы грамоты), только одна школа находилась на попечении приходского попечительства, все остальные 65 школ принадлежали церкви, из которых на попечении частных лиц состояло 33 школ.
В целом схема управления церковными школами Ведомства православного исповедания через Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, как орган управления, представляла собой довольно сложную систему, объединяющую в себе большое количество организаций, различных как организационно, так и по направлениям деятельности, а также по материальному и финансовому обеспечению.
Организационная структура управления церковными школами на территории Санкт-Петербургской епархии
Кроме того, необходимо отметить еще один законодательный акт Св. Синода, а именно, – «Правила определяющие отношения церковной власти к обществам и союзам, возникающим в недрах Православной Церкви и вне ее и к общественно-политической деятельности церковных должностных лиц», утвержденных определением Св. Синода об обществах и союзах, от 18-23 ноября 1906 года за №6590.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Святейшего Синода утвердившее «Правила определяющие отношения церковной власти к обществам и союзам, возникающим в недрах Православной Церкви и вне ее и к общественно-политической и литературной деятельности церковных должностных лиц» от 18 – 25 ноября 1906 года № 6590
Данные правила предопределяли, что всякие общества союзы православных христиан (кружки, братства, общества), будут ли они сс стоять из клириков или мирян, или из тех или других вместе, которые имеют своей задачей распространение православно-христианского просвещения путем устного или печатного слова, взаимное духовно-нравственное усовершение (состоящие при церквах общества трезвости кружки для взаимного христианского назидания), а также заботу о церковном благолепии (общества хоругвеносцев, церковно-певческие и т. п.), могут возникать лишь с разрешения и благословения Церковной власти, сверх соблюдения требования закона о заявлении гражданскому начальству (п. 17 Высочайшего указа oт 1-го марта 1906 г.), и в своей жизнедеятельности должны состоять под духовно-пастырским наблюдением и руководством. Таким же порядком возникают и все благотворительные общества и союзы, которые пожелают действовать во имя Православной Церкви и находится под ее духовным водительством.
Таким образом, утвержденные св. Синодом «Правила определяющие отношения…» выстраивали (определяли) иерархическую структуру управления различными организациями, планирующими свою деятельность в рамках интересов Православной Церкви, так, и закрепляли иерархическую структуру управления организаций, уже осуществляющих свою деятельность в интересах Православной Церкви.
Кроме того, утвержденные св. Синодом «Правила определяющие отношения…» предопределяли, и обязанности епархиальных архиереев как по прямому, так и непосредственному управлению уже существующими организациями, осуществляющими свою деятельность в рамках интересов Православной Церкви и вновь создаваемых. Так, на епархиального архиерея возлагалось:
- является непременным попечителем и главным духовным руководителем всех обществ и союзов, действующих в пределах епархии, как отвечающего за духовное благосостояние епархии,
- после ознакомлении с задачами и планом деятельности обществ, или союзов, давать свое благословение на их открытие и утверждать их уставы, которые должны соответствовать правилам, установленным для уставов этого рода в указе императора России от 4-го марта 1906 года (п. 21), или же, если найдет, по характеру общества или союза, вопрос превышающим свою компетенцию, представлять на утверждение устава высшей церковной инстанции;
- пользуется правом присутствовать на всех заседаниях обществ и союзов, в качестве почетного председателя, а равно посылать на заседания от себя доверенное лицо, в качестве своего представителя;
- если общества или союзы не приурочены к одному храму или приходу, то они свои письменные акты, а равно и периодические отчеты о своей деятельности представляют непосредственно архиерею.
Таким образом Организационная структура управления церковными школами на территории Санкт-Петербургской епархии через Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, полностью соответствовало «Правилам определяющим отношения…», утвержденным определением Св. Синода об обществах и союзах, от 18-23 ноября 1906 года за №6590.
Епархиальный Преосвященный в качестве председателя Епархиального училищного совета и председателя Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Согласно исторических регламентирующих документов, в частности, в § 22 утвержденных 13 июня 1884 года «Правил о церковно-приходских школах», имелось ряд противоречий. Так в этом параграфе указывалось, что право возглавлять Епархиальный училищный совет возлагается на председателя, который должен назначаться на эту должность епархиальным архиереем, из числа священнослужителей с высшим богословским образованием и утверждаться председателем Синода.
Однако, для усиления авторитета Епархиального училищного совета, его административной управляемости, придание ему большей твердости и устойчивости в его решениях, председателем Епархиального училищного совета должен был назначаться викарный епископ, а не «второе лицо» как указано § 22 «Положения».
При этом, в отдельных епархиях на должность председателей училищных советов, все же назначались Епархиальные архиереи, но это сразу же создавало трудности в исполнении викарными епископами обязанностей председателей Епархиальных училищных советов, прежде всего связанными с их занятостью своими непосредственными обязанностями.
Учитывая это, определением Святейшего Синода от 9-23 октября 1891 г. № 2094 «О не совмещении епархиальными преосвященными звания председателей епархиальных училищных советов», было определено:
«По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительственный Синод слушали: представленный председателем Училищного при Святейшем Синоде Совета, от 22-го сентября сего года за № 1107, журнал Совета № 161, по вопросу о не совмещении епархиальными преосвященными звания председателей Епархиальных училищных советов.
Приказали: усматривая из настоящего журнала Училищного при Святейшем Синоде Совета, что в некоторых епархиях председателями Епархиальных училищных советов состоят епархиальные преосвященные, между тем, по § 22 Высочайше утвержденных 13-го ноября 1884 года правил о церковно-приходских школах, председатель Епархиального училищного совета избирается епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения, и имея ввиду, что постановления Епархиальных училищных советов подлежат утверждению епархиальных преосвященных, Святейший Синод, согласно заключению Училищного Совета, определяет:
Разъяснить циркулярном епархиальным преосвященным, через напечатание в «Церковных Ведомостях», что, на точном основании § 22 правил о «Церковно-приходских школах», епархиальные преосвященные не могут быть председателями Епархиальных Училищных Советов, в каковую должность должны бить избираемы, на основания того же § 22 «Правил о церковно-приходских школ», особые лица».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Святейшего Синода «О несовмещении епархиальными преосвященными звания председателей епархиальных училищных советов» от 9 – 23 октября 1891 года № 2094
Но тогда, сразу справедливо ставился вопрос, о принципиальной возможности в законодательных рамках организации управления Училищного совета, как органа управления и следовательно, управления всей системой церковно-приходских школ.
Выход из данной ситуации, в законодательстве того времени, был скрыт снова в вышеупомянутом § 22 «Правил о церковно-приходских школ», а именно в его приложении, которое допускало (узаконивало) право управления церковно-приходскими школами за Епархиальным церковным братствам, на правах Епархиального училищного совета.
Теперь опираясь на Закон Российской Империи № 40863 от 10 июня 1964 года «О правилах для учреждения Православных церковных братств», а именно на пункт 3 данных правил, который устанавливал, что каждое братство имеет свой устав и может действовать не иначе, как на основании и в пределах этого устава и § 6. Устава Санкт-Петербургского Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, который говорил о том, что Председателем Совета Братства, который есть вместе с тем и Председатель Общего Собрания членов Братства, должен быть один из Преосвященных викариев Санкт-Петербургской епархии.
Кроме того, специальными периодическими Распоряжениями епархиального начальства по Санкт-Петербургской губернии, которые разрабатывались на основе § 22 «Правил о церковно-приходских школ», предоставляющие право заведывание церковно-приходскими школами Епархиальным братствам, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским на должность председателя Братства назначался один из преосвященных викариев, который автоматически становился председателем Совета Братства и непосредственным руководителем епархиального училищного Совета.
Опираясь на Закон Российской Империи № 40863 от 10 июня 1964 года «О правилах для учреждения Православных церковных братств», а именно на пункт 3 данных правил, который устанавливал, что каждое братство имеет свой устав и может действовать не иначе, как на основании и в пределах этого устава и § 6. Устава Санкт-Петербургского Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, который говорил о том, что Председателем Совета Братства, который есть вместе с тем и Председатель Общего Собрания членов Братства, должен быть один из Преосвященных викариев Санкт-Петербургской епархии.
Кроме того, специальными периодическими Распоряжениями епархиального начальства по Санкт-Петербургской губернии, которые разрабатывались на основе § 22 «Правил о церковно-приходских школ», предоставляющие право заведывание церковно-приходскими школами Епархиальным братствам, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским на должность председателя Братства назначался один из преосвященных викариев, который автоматически становился председателем Совета Братства и непосредственным руководителем епархиального училищного Совета.
Так, например, Распоряжением епархиального начальства «О распределение дел между преосвященными викариями Санкт-Петербургской епархии, утвержденным высокопреосвященным Антонием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, 5 марта 1903 года», на второго Викария, преосвященного Константина, епископа Гдовского, возлагались, в частности, следующие обязанности:
г) Состоит Председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета, заведующего церковно-приходскими школами в епархии.
ж) Наблюдает за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях Ведомства учреждений Императрицы Марии Ведомства Императорского Человеколюбивого Общества.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛ между Преосвященными Викариями Санкт-Петербургской епархии от 5 марта 1903 года
Распоряжением епархиального начальства «О распределение дел между преосвященными викариями Санкт-Петербургской епархии, утвержденным высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским 24 февраля 1908 года», на первого викария, преосвященного Кирилла, епископа Гдовского, возлагались, в частности, конкретные обязанности:
г) Состоит Председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета, заведующего церковно-приходскими школами в епархии.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛ между Преосвященными Викариями Санкт-Петербургской епархии от 24 февраля 1908 года
При этом, уже через несколько лет, Распоряжением епархиального начальства «О Распределение дел между преосвященными викариями Санкт-Петербургской епархии», составленным высокопреосвященным Владимиром, Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, в августе 1913 года, на второго викария, преосвященного Вениамина, епископа Гдовского, были возложены еще и дополнительные обязанности, которые ранее были распределены между другими викариями Санкт-Петербургской епархии:
е) Состоит Председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и Санкт-Петербургского Епархиального Училищного Совета, заведующего церковно-приходскими школами в епархии.
ж) Заведует всеми, содержимыми г. Санкт-Петербурге, начальными школами, министерскими и земскими в С.-Петербургской епархии. По представлениям Директоров, Инспекторов и других подчиненных начальников, определяет законоучителей вышеперечисленных школ и определяет взаимодействия с должностными лицами в управлении епархии.
и) Заведует Александро-Невским Антониевским духовным училищем, утверждает журналы Правления этого училища; важнейшие же из них представляет Его Высокопреосвященству.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЛ между Преосвященными Викариями Санкт-Петербургской епархии от 1 сентября 1913 года
При этом, видно, что возлагаемые обязанности на Преосвященного викария 1913 года более расширены, чем обязанности образца 1903 и 1908 годов.
Также обращает на себя внимание, что во всех выше приведенных Распоряжениях епархиального начальства «О распределение дел между преосвященными викариями Санкт-Петербургской епархии», в перечислении обязанностей приоритет ставиться Санкт-Петербургскому православному епархиальному Братству во имя пресвятой Богородицы, а затем Епархиальному училищному совету, таким образом подчеркивая главенствующую роль Братства в заведывании церковными школами.
Таким образом, видно, что в системе управления церковно-приходскими школами на территории Санкт-Петербургской губернии, непосредственное административное управление в создании и развитии сети церковно-приходских школ в епархии возлагалось на одного из преосвященных викариев.
Кроме того, в ежегодных отчетах епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Санкт-Петербургской епархии, в части посвященной управлению и надзору за школами епархии указывалось (например, как в отчете на 1911-1912 год):
«В административном отношении церковные школы Санкт-Петербургской епархии находились под мудрым управлением и попечительным покровительством Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященного Антония, Митрополита Санкт-Петербургского, которым рассматривались и утверждались все постановления Епархиального училищного совета. Ближайшее управление церковными школами принадлежало Епархиальному училищному совету с его восемью Уездными отделениями. Во главе Совета со званием Председателя стоял преосвященный Вениамин, епископ Гдовский, которым давалось направление деятельности Совета».
Обращает на себя внимание и тот факт, что все епископы перед назначением на должность викария, возглавляющего направление школьной деятельности и просвещение народа, были тесно связаны с образовательной деятельностью и имели богатый опыт административной работы в этой сфере деятельности.
Кроме того:
— учитывая, что церковь в царской России, того времени, входила в общую систему государственного управления Российской империи, посредством управления через Святейший Синод, согласно статьи 65 Главы 7 «О вере» Основного закона Российской империи, в части управления Церковного, Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного 1721 Янв, 25 (3718) введ. и ч. I, п. 3; 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 24.
ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Глава седьмая «О вере»
— учитывая, что система начального школьного образования подчиненного духовному ведомству входила в общую структуру управления начальными народными училищами, образованную в соответствии с положением о начальных народных училищах от 25 мая/6июня 1874 года, которое являлось основополагающим документом, на котором создавалась и строилась система начального образования в России и действовавшее вплоть до 1917 года;
— учитывая, необходимость выполнения, завяленных целей согласно § 2 Устава Санкт-Петербургского епархиального православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, по развитию грамотности и религиозно-нравственного просвещения, путем организации взаимоотношений с благочинными, настоятелями приходских церквей и светскими властями по оказанию содействия к повсеместному распространению церковно-приходских школ, вне-богослужебных собеседований пастырей с народом, устройству церковных библиотек, книжных складов, и развитию церковного пения, которые предусматривали решения большого объем разноплановых организационных задач и соответственно требующие от руководителя Братства обладания достаточным административным ресурсом, следует, что:
На викарного епископа, кроме выполнения должностных обязанностей духовного характера, возлагались обязанности председателя Совета Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы (председателя Училищного совета), предусматривающие непосредственное заведывание церковно-приходскими школами в епархии и заведывание всеми столичными начальными 4-х классными городскими (содержимыми на средства г. Петрограда) училищами, а также министерскими и земскими в Петроградской епархии в объеме требований духовного ведомства.
Отсюда, становится понятно, почему, в различных исторических литературных произведениях и документальных источниках прослеживается многочисленные упоминания о том, что отдельные преосвященные викарии в Санкт-Петербургской епархии значительное время посвящали школьному делу: — они фактически выполняли функции непосредственного руководителя (председателя) Санкт-Петербургского епархиального православного Братства во имя Пресвятой Богородицы и руководителя училищного Совета.
Беря во внимание, что Система церковного школьного управления входила в общую структуру управления начальными народными училищами в соответствии с «Положением о начальных народных училищах т 25 мая 1874 года, преосвященный викарный епископ был не только церковным деятелем, но и государственным деятелем в области народного образования.
За всю историю существования Санкт-Петербургского епархиального православного братства во имя Пресвятой Богородицы оно управлялось 11-ю епископами Санкт-Петербургской епархии.
- Епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Арсений (Брянцев) – с 17 мая 1882 по 28 марта 1887 года.
Председатель Братства с 25 марта 1884 по декабрь 1884 года.
Епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Арсений (Брянцев)
- Епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии – с 5 декабря 1882 по 24 апреля 1887 года, епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Серафимов) – с 24 апреля 1887 по 5 декабря 1887 года.
Председатель Братства со второй половины 1884 по 5 декабря 1887 года.
Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Серафимов)
- Епископ Выборгский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Антоний (Вадковский) – с 3 мая 1887 по 24 октября 1892 года.
Председатель Братства с 5 декабря 1887 по август 1888 года.
Епископ Выборгский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Антоний (Вадковский)
- Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Митрофан (Невский) – с 14 февраля 1888 по 12 июля 1890 года.
Председатель Братства с августа 1888 по август 1890 года.
Епископ Ладожский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Митрофан (Невский)
- Епископ Ладожский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Николай (Налимов) – с 5 августа 1890 по 24 октября 1892, епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии – с 24 октября 1892 по 13 ноября 1893 года.
Председатель Братства с августа 1890 по февраль 1891 года.
Епископ Ладожский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Николай (Налимов)
- Епископ Нарвский Никандр (Молчанов) третий викарий Санкт-Петербургской епархии – с 10 февраля 1891, первый викарий Санкт-Петербургской епархии – с 13 ноября 1893 по 23 августа 1895 года.
Председатель Братства с февраля 1891 года по август 1895 года.
Епископ Нарвский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Никандр (Молчанов)
- Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Назарий (Кириллов) – с 13 ноября 1893 по 21 октября 1897 года.
Председатель Братства с 1 сентября 1895 по октябрь 1897 года.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Назарий (Кириллов)
- Епископ Ямбургский Вениамин (Муратовский) третий викарий Санкт-Петербургской епархии – с 26 октября 1897 года по 3 декабря 1898 года, епископ Гдовский второй викарий Санкт-Петербургской епархии – с 3 декабря 1898 по 10 июля 1901 года.
Председатель Братства с 26 декабря 1897 по июль 1901 года.
Епископ Гдовский второй викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Муратовский)
- Епископ Гдовский Константин (Булычев) третий викарий Санкт-Петербургской епархии – с 29 июля 1901 года по 23 апреля 1904 года.
Председатель Братства с 19 сентября 1901 по апрель 1904 года.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Константин (Булычев)
- Епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) третий викарий Санкт-Петербургской епархии – с 6 августа 1904 по 31 декабря 1905 года, второй викарий Санкт-Петербургской епархии – с 31 декабря 1905 по 15 февраля 1908 года, первый викарий Санкт-Петербургской епархии – с 15 февраля 1908 по 30 декабря 1909 года.
Председатель Братства с 6 августа 1904 по 31 декабря 1909 года.
Епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) первый викарий Санкт-Петербургской епархии
- Епископ Гдовский Вениамин (Казанский) четвертый викарий Санкт-Петербургской епархии – с 24 января 1910 по 22 ноября 1911 года, третий викарий Санкт-Петербургской епархии – с 22 ноября 1911 по 30 мая 1913 года, второй викарий Санкт-Петербургской епархии – с 30 мая 1913 по 20 марта 1914 года, первый викарий Санкт-Петербургской епархии – с 20 марта 1914 по 25 мая 1917 года.
Председатель Братства с 31 декабря 1909 по 25 мая 1917 года.
Епископ Гдовский Вениамин (Казанский) первый викарий Санкт-Петербургской епархии
Исходя из данных отчетных документов Санкт-Петербургского епархиального православного Братства во имя Пресвятой Богородицы организационная штатная структура Епархиального Братства представляла собой сложную, разветвленную управленческую структуру, включающую в себя различные самостоятельные организации и учреждения, выполняющие единую цель, определенную § 2. Устава Братства: — распространение церковно-приходских школ, вне-богослужебных собеседований пастырей с народом, устройство церковных библиотек, книжных складов, и развитие церковного пения.
Организационная структура управления Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
На начало 1910 года в состав Совета Братства входили:
Председатель Совета преосвященный Вениамин, епископ Гдовский (с 31 декабря 1909 года).
Товарищами председателя состояли почетные члены Братства протоиерей Леонид Петрович Петров и член государственного Совета, действительный тайный советник, сенатор, Владимир Карлович Саблер.
Постоянными членами Совета состояли:
Настоятель Санкт-Петербургской Пантелеймоновской церкви протоиерей Василий Иванович Перетерский.
Протоиерей Санкт-Петербургской Пантелеймоновской церкви Александр Иванович Маляревский.
Настоятель Братской Покровской церкви (храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице) протоиерей Петр Семенович Туманов.
Действительный статский советник Сергий Андреевич Смирнов.
Епархиальный миссионер Дмитрий Иванович Боголюбов.
По назначению епархиального начальства в состав Совета входили:
Настоятель Санкт-Петербургского Воскресенского всех учебных заведений собора протоиерей Николай Иванович Розанов.
Настоятель Санкт-Петербургской Симеоновской церкви протоиерей Иоанн Михайлович Камнев.
Протоиерей Санкт-Петербургского Казанского Собора Василий Аникитич Прозоров.
Протоиерей церкви Крестовоздвиженской общины Александр Петрович Васильев.
Протоиерей Екатерининской Екатерингофской, а потом Большеохтинской церкви Николай Александрович Бельский.
Протоиерей Большеохтинской церкви Михаил Николаевич Славнитский.
Священник Братской Покровской церкви Николай Иванович Рукин.
Священник Новодеревенской Благовещенской церкви Павел Васильевич Пашский.
Сверхштатный член Совета архитектор Виктор Никанорович Бобров.
По должности членами Совета являлись:
Епархиальный наблюдатель протоиерей Алексей Михайлович Азиатский.
Директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии действительный статский советник Алексей Логинович Смирнов.
Делопроизводителем Совета преподаватель Санкт-Петербургской духовной семинарии Александр Михайлович Смирнов.
Казначеем Совета состоял священник Павел Васильевич Пашский.
Ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии протоиерей Василий Антонович Мартинсон.
По уездам школьное дело находилось введении восьми уездных отделений Совета Братства:
1. Санкт-Петербургское Столичное отделение.
Председатель отделения – протоиерей Леонид Петрович Петров (с 1901 года).
Статья готовиться к публикации.
2. Гдовское уездное отделение.
Председатель – протоиерей Гдовского Димитриевского собора Алексей Иванович Грацианов (с 26 апреля 1904 года).
Гдовское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
3. Лужское уездное отделение.
Председатель – протоиерей Лужского Екатерининского собора Анатолий Федорович Остроумов (с 25 августа 1899 года).
Лужское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
4. Новоладожское уездное отделение.
Председатель – священник Песоцкой церкви Николай Алексеевич Лавров (с 10 октября 1909 года).
Новоладожское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
5. Петергофское уездное отделение.
Председатель – протоиерей Петергофской кладбищенской церкви Виссарион Михайлович Воробьев (с 10 октября 1909 года).
Петергофское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
6. Царскосельское уездное отделение.
Председатель – настоятель Царскосельского Екатерининского Собора протоиерей Афанасий Иванович Беляев (с 1893 года).
Царскосельское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
7. Шлиссельбургское уездное отделение.
Председатель – протоиерей Тихвинской церкви села Аннинского Александр Алексеевич Вашневский (с 1 января 1910 года).
Шлиссельбургское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
8. Ямбургское уездное отделение.
Председатель – протоиерей церкви Знамения Божией Матери г. Нарвы церкви Димитрий Стефанович Чистосердов (с 1 января 1908 года).
Ямбургское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Помимо уездных отделений, в подчинении Братства находились три городских отделения на правах уездных отделений:
1. Гатчинское городское отделение.
Председатель – протоиерей Гатчинского Павловского собора Владимир Захарович Образцов.
Гатчинское городское отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
2. Нарвское городское отделение.
Председатель – протоиерей Нарвского Преображенского собора Василий Иванович Альбов.
Нарвское городское отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
3. С 1905 года открыто особое отделение «Охтинское Братство при Троицкой церкви-школе».
председатель – протоиерей священник церкви Марии Магдалины на Малой Охте – Пантелеймон Александрович Романовский.
Охтенское городское отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Отдельными структурными подразделениями в состав Братства входи братские храмы, которые являлись опорными пунктами просветительной деятельности.
1. Братская Покровская церковь на Боровой улице (Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице), духовный центр Братства.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Братская Покровская церковь на Боровой улице.
2. Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира в городе Нарва.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Церковь-школа Святого Равноапостольного Князя Владимира в Нарве.
3. Вознесенская братская церковь-школа в Колпино.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Церковь-школа во имя Вознесения Господня в Колпино.
4. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Полюстрово.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Полюстрово.
5. Храм Казанской иконы Божией Матери в Сусанино.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Храм Казанской иконы Божией Матери в Сусанино.
6. Церковь Троицы Живоначальной в Новом Дружноселье.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Церковь Троицы Живоначальной в Новом Дружноселье.
7. Церковь-школа во имя Пресвятой Троицы Охтенского отделения Братства.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Церковь-школа во имя Пресвятой Троицы Охтинского отделения Братства.
Перед братскими храмами стояла задача не только осуществлять полноту приходской жизни, но еще перед ними ставилась задача сосредоточивать под своей сенью разнообразные приходские учреждения и широко обеспечивать действенность пастырского попечения о пасомых.
По истечении двадцати пяти лет (к началу 1909 года) в ведении Братства состояла 531 школа (8 второклассных, 22 двухклассных, 415 одноклассных и 86 грамоты). В них обучалось 24300 детей обоего пола (13886 мальчиков и 10414 девочек).
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 5 июня 2025 года.