РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Устав Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

140 лет назад, 30 января (18 января по ст. ст.) 1884 года, был утвержден проект Устава Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Первая страница Устава Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Первая страница Устава Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Братство было основано в 1884 году по инициативе узкого круга духовных лиц и государственных служащих по Духовному Ведомству и Министерству народного Просвещения. Обоснованием своего решения учредители Братства видели в необходимости решения насущных проблем духовно-нравственного просвещения общества.

Санкт-Петербургское Епархиальное Братство во имя Пресвятая Богородицы, не принадлежало к числу старейших Церковных Братств, возникших в последнее время в России. Оно учредилось тогда, когда, в разных местностях России, было уже до десяти Братств имевших цели, главным образом, миссионерские, именно – обращение язычников, раскольников и сектантов.

Однако, уже во второй половине 80-х годов XIX века, Братство стало одним из крупнейших церковных Братств Санкт-Петербурга, занимавшееся проблемами духовно-нравственного просвещения народа.

Петербургское Православное Братство, со времени открытия, находилось под непосредственным попечением Высокопреосвященнейшего Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского).

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) 1 июля 1860 – 7 сентября 1892

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) 1 июля 1860 – 7 сентября 1892

Учредители Братства считали необходимым организовать Братство, целями и задачами которого было восстановление исконной, исторически-тесной связи Церкви и школы.

Они считали, что народная школа должна быть приходской, находиться в тесной связи с Церковью и ее учением, под непосредственным руководством достойного пастыря, содержаться на средства прихожан, в составе учебного плана обязательно содержать помимо русского языка и арифметики, церковно-славянский язык, церковное чтение и пение.

Основной причиной плачевного состояния народного образования учредители братства видели в «искусственном разъединении церкви и школы, узаконенном положениями о начальных народных училищах 1864 и 1874 гг.»

Несмотря на принятые правительством меры, которые обязывали Епархиальному начальству «располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и начаткам катехизиса”, директор народных училищ, один из учредителей Братства Сергей Егорович Рождественский, констатировал факт, что на момент создания Братства в селах Петербургской губернии не насчитывалось и 10 церковно-приходских школ, в большей части уездов их совсем нет. А в Петербурге на 800000 населения было всего 3 церковно-приходских школы и 2 воскресных, существующих на средства приходских попечительств.

В то же время «целыми десятками, если не сотнями можно насчитать такие места, где обучение совершается на дому отставными солдатами, писарями и вообще разного рода грамотеями».

С 1882 года, после снятия запрета на обучение народа грамоте только дипломированными специалистами, в селах и деревнях легализировались школы грамотности, в которых разрешено было преподавать лицам, политически и нравственно благонадежным, находящимся под надзором местной полиции и приходским священникам.

Зачастую эти неравнодушные, радеющие за дело образования люди, добросовестно трудились над просвещением народа без всякого вознаграждения, а часто еще и жертвуя на учебники и классные принадлежности из своих скудных средств.

Одной из задач создаваемого Братства виделась помощь в организации таких домашних школ книгами, деньгами и советами.

Кроме устройства и поддержания церковно-приходских школ и домашних школ грамотности, «могучим средством для утверждения в народе веры и благочестия» они считали устроение внебогослужебных духовно-нравственных бесед священника с народом, открытие библиотек и книжных складов при церквах, распространение книг и брошюр религиозно-нравственного и исторического содержания, а также организацию церковных хоров.

Время учреждения Петербургского Братства почти совпадает с изданием Высочайше утверждённых 13 июня 1884 г. “Правил о Церковно-Приходских школах”.

Непосредственно учреждение Братства совершилось 25 марта того же года, в квартире главного деятеля в учреждении Братства, Преосвященного Арсения (Брянцев), епископа Ладожского, бывшего на тот момент ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Председателем Братства по единогласной просьбе был избран Преосвященный Арсений (Брянцев) епископ Ладожский.

Преосвященный Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии

Преосвященный Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии

Согласно утвержденному уставу, деятельность Братства распространялась на всю Санкт-Петербургскую епархию.
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление