Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Ко дню Усекновения главы Иоанна Крестителя. О молитве за убиенных войнов.

Слово в день Усекновения главы Иоанна Крестителя о «Молитве за убиенных воинов» написано митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) в книге «Собрание слов» в двух томах.

Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский), священно-архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — выдающийся проповедник XIX века, богослов, канонист, духовный писатель и почетный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Разрыв между текстом

Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.

Вторая Маккавейская книга 12:45

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, с клеймами

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, с клеймами

Ныне воспоминается Усекновение главы Иоанна Крестителя и совершается поминовение православных воинов, на брани убиенных. Это нынешнее поминовение учреждено потому, что «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобно пострадавших и положивших живот свой за веру и отечество». Какое же мы имеем уверение, что молитва церковная за убиенных воинов, ныне и присно приносимая, им полезна?

Гюстав Доре «Иуда Маккавей преследует язычников»

Гюстав Доре «Иуда Маккавей преследует язычников»

Во дни Маккавеев, когда народ иудейский сражался с иноплеменными врагами за свободу своей веры и отчизны, после одной успешной битвы победители стали собирать тела падших, чтобы похоронить их в гробницах отеческих. К удивлению, под одеждою этих правоверных воинов, нашлись идолослужебные вещи, которыми они как добычею хотели воспользоваться, но которые брать себе закон евреям запрещал (Втор. 7:25). Все обратились к молитве о прощении умершим сего преступления; а военачальник, Иуда Маккавей, собрал до двух тысяч драхм серебра и послал в Иерусалим, чтобы за грех принесена была там жертва. Случай этот ясно показывает, что молиться за убиенных на брани воинов есть дело достохвальное и для них полезное. Аще бо падшим востати не чаял бы, пишется об Иуде, излишно было бы и всуе о мертвых молитися. Но он, как замечено далее, имел еще святую и глубокую мысль; он помышлял, что «скончавшимся во благочестии уготована превосходная награда; посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Верование древнее и истинное, что за дела благочестия ожидает награда на небесах; а смерть за веру и отечество также издревле и справедливо почиталась высоким подвигом благочестия. Так смотрел и Маккавей на заслугу своих воинов, убитых в сражении. Поелику же они омрачили свой подвиг тем, что взяли вещи, которые посвящены были идолам, то доблестный их военачальник употребил внушенные ему верою средства, чтоб их грех не воспрепятствовал их вечному мздовоздаянию.

Как велик подвиг православных воинов, полагающих душу за свое отечество, это изъясняется и учением Спасителя. По Его слову (Ин. 15:13), нет больше любви, как если кто душу свою положит за братий своих. Что мы делаем доброго для ближних, то Христос приемлет Сам, как бы мы Ему послужили (Мф. 25:40), и наградит каждого по мере его само отвержения. Не потеряет мзды своей даже и тот христианин, который даст воды жаждущему единоверцу (Мф. 10:42). Уготовано царство небесное тому, кто питает алчущих, посещает больных и другие подобные делает благодеяния ближним. Посему можно судить, как пред Богом многоценен подвиг воина, который не чашу только воды подает жаждущему сподвижнику, а свою кровь за единоверных братий проливает, кто не раненых посещает, а сам от ран смертельных умирает, защищая веру православную и честь отечества. Итак, достойно смерть на поле брани приравнивается подвигу мученическому.

В дому Отца небесного обители многи суть (Ин. 14:2). Кого из земных страдальцев какая ожидает, – это Господь положил в Своей премудрости и власти. Несомненно, что во благочестии усопшим уготовася изряднейшая благодать, и хотя досточтим подвиг всех, на поле брани убиенных, однако должно полагать, что большее мздовоздаяние уготовано тому, кто старался и храбро ратоборствовать против врагов отечества, и явиться победителем греха.

Но так как все мы, доколе на земле, не безгрешны; то, поминая православных воинов, на брани убиенных, будем усердно молиться да простит им Господь согрешения их, и взывать к Нему гласом матери нашей церкви: «Никтоже без греха есть, токмо Ты един, Владыко. Сего ради пострадавшим за веру и отечество грехи остави, и в рай тех всели». Аминь.

 

Митрополит Сергий (Ляпидевский)

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

Слово в день усекновения главы Иоанна Крестителя. Митрополит Сергий (Ляпидевский). Азбука веры.

Библейская жертва за павших воинов. Портал Иисус.

Pokrova2021

Метки:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление