В день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномученик Николай Константинович Кулаков.
О какой великой любви к Господу и каком полном самоотвержении святых и праведных Богоотец Иоакима в Анны свидетельствует празднуемое ныне событие Введения во храм Пресвятой Богородицы!

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга
В то время, когда дети бывают особенно милы для родителей, а именно в возрасте трёх – четырёх лет, когда возбуждают самые нежные и жалостливые к себе чувства, когда требуют и особенного попечения о себе со стороны их воспитателей, в это вот, именно время престарелые Иоаким и Анна, — для которых единственное и самое высшее утешение заключалось в том, чтобы любовно взирать на свое дражайшее чадо и, взирая на Нее, вспоминать великие милости Господни, к ним явленные, и возноситься чрез cиe к любви и благодарению Создателя, — приводят Ее в храм Божий и посвящают Богу, во исполнение данного обета. Расстаются с Тою, о Которой столько у них было ранее пролито слез, столько вознесено теплых молитв к Богу, столько перенесено скорбей!…
Подумайте, благочестивые слушатели, сколько ведь должно было возникнуть в их родительских сердцах, прежде чем привести Ее в храм Божий, боязливых опасений за Её здоровье, за Её воспитание, за Её образование?… Могли подумать они в себе:
«Как-то будет Она там жить одинокою сиротою, вдали от родительской ласки, от родительской любви? Не будет ли она скучать в одиночестве, не будет ли плакать и тужить по нас, родителях Её?.. Кто ее утешит, кто приголубит, кто приласкает там без нашей любви и ласки?.. Да и угодно ли будет Господу такое наше решение: мы ведь, родители, должны более всех о Ней позаботиться, и на нас лежит долг Её воспитать, Ее возрастить, Ее научить доброму, прежде чем посвятить Господу. А тут мы отдадим Ее на попечение посторонним людям в таком юном возраст!…»
Такие и сему подобные помышления вполне ведь естественны родителям, разлучающимся с милыми детьми, и таковые не могли не тревожить и сердца родителей Пречистой Отроковицы. Но однако теплая их любовь ко Господу победила эти естественные чувства и подвигнула на великое самоотвержение: на принесение в дар Господу самого близкого, самого любезнейшего и дорогого для них существа — Младенца Дочери. Да, великая обнаружилась в этом с их стороны любовь ко Господу.

Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись Успенского собора Московского Кремля. 1642–1643 гг.
Для чего же, спрашивается, они поступили так? Для чего трехлетнюю Отроковицу, испрошенную у Бога, в таком юном возраст снова посвятили Господу вручили воспитанию Церкви? Ведь могли же бы они посвятить Ее Господу и тогда, когда Она достигла бы уж более зрелого возраста, — когда получила бы от них самих доброе воспитание? Что понудило их поспешить этим дѣломъ? — Не погрешим, если ответим на сие так: их побуждала к сему прежде всего совесть, возбуждаемая в тайне Святым Духом. Для, высших целей Божественного воплощения предопределенного от века и имевшего в скором времени совершиться, их Дочерь — Пречистая Отроковица — уже предъизбрана была Господом в достойнейший для сего храм и чертог, и надлежало, чтобы Та, Которая впоследствии удостоится быть «Вышняго освященным Божественным селением», от юности была приусвоена Богу и принесена Ему в дар, как чистая жертва. Для сего Господь и положил на сердце благочестивых родителей Ея добрую мысль об исполнении данного обета, как некогда повелел Аврааму принести в жертву возлюбленного Исаака и вот они, по любви к Господу, и по спешили ее исполнить. Свободны, конечно, они были в этом, как и мы свободны в добрых делах, но в том и добродетель, что делается не по принуждению, а свободно. Тем ценнее она в очах Божиих, чем большую обнаруживает веру и любовь ко Господу. За то вон они и достойны похвалы, что не по принуждению какому, а свободно, по любви поступили так, благоугодив Господу. Да, говоря по-человечески, должно быть праведные Иоаким и Анна хорошо знали и ту истину, что добрых дел и благочестивых намерений нельзя откладывать на неопределенное время. А раз пришла на сердце добрая мысль, раз обстоятельства к тому благоприятствуют, и нужно её безотлагательно исполнить. И Богу это будет приятно и душе полезно. При замедлениях же и при колебаниях в таких делах часто происходит в нас охлаждение, и доброе дело остаётся не исполненным. А в этом уже и заключается ущерб для души, сопровождаемый укорами совести. Потому вот они и поспешили исполнением доброго дела.
А затем, отдавая Церкви дражайшее свое Чадо в таком юном возраст, они хорошо знали, что Церковь не только восполнит собою лишение родительской ласки и любви, но и даст их дочери самое лучшее воспитание, какого только можно пожелать, предохранив ее от всего не полезного, встречающегося в мир. И действительно, ведь в Церкви Божией кроме святого и душеполезного ничего человек не увидит и не услышит. Где мы чаще всего получаем хорошие впечатления, где усерднее и внимательнее молимся, где на страиваемся духовно? — Да более всего в церкви. Здесь невидимо присутствует благодать Божия, здесь дышит дух молитвы, здесь возносятся молитвенные гласы Богу, здесь все возбуждает к лучшему, — а это вместе взятое и оказывает на человека, присутствующего в храме, самое благотворное влияние. Тем большее и сильнейшее влияние производит Церковь на душу младенца или юного отрока, у которых еще души чисты и более восприимчивы к доброму. Глубоко западают в их юные сердца слова священных молитв и песнопений, и неотразимо действуют на их юные воображения все церковные чины, обряды и священнослужения. Это вот всё, без сомнения, имели в виду и благочестивые Иоаким и Анна, приводя Пречистую Дочерь в храм для жительства в таком юном возрасте.

Праведные Иоаким и Анна
И они не ошиблись. Их Дочерь, воспитанная при храме Божием, удостоилась впоследствии быть невестою Духа Святаго и Матерью Бога — Слова. А они, Её родители, сподобились великой чести быть «Богоотцами». Вот к чему приводить любовь к Господу, вот что даёт Церковь. В лице святых праведных Иоакима и Анны имеем мы ныне, боголюбивые слушатели, добрые примеры, достойные подражания:
Во-первых. Удивительна их любовь к Господу, ради которой не остановились они и пред великою жертвою. По силе и мы можем подражать им. Конечно, Господь не требует от нас такой жертвы, какую принесли вот святые Иоаким и Анна, но иногда стучит и в двери нашего сердца, влагая в нас то или иное доброе помышление. Одному из нас внушает Господь добрую мысль исправить свою жизнь и отстать от греха. Другого побуждает оказать помощь бедняку. Третьему влагает мысль пожертвовать что-либо на храм или на другое богоугодное дело. А иного побуждает и на труды и на подвиги ради спасения. И как хорошо для нас и приятно для Господа было бы, если бы мы охотно и любовно стали приводить в исполнение добрые помышления, не отлагая их до будущего. Через это самое и сделались бы мы подражателями жизни святых богоотцов и их добродетелей, за что и нас Господь не оставил бы Своею милостию.
Во-вторых. В лице их имеем мы добрый пример, относящийся к воспитанию детей. Попечению Церкви вверили они свое чадо, и видите, какое прекрасное дала Ей Церковь воспитание.

Покров Пресвятой Богородицы. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.
Ни особенных забот, ни особенных сердечных тревог не испытали они в этом деле, и однако же их Дочерь по благодати Божией и по доброму влиянию Церкви явилась утешением всего христианского рода. А мы, много заботясь, волнуясь и беспокоясь воспитанием своих детей, часто видим их далеко не такими, какими бы желали видеть. Видим их нередко непослушными, невыдержанными, невоспитанными, неуважительными… И все наши заботы и труды остаются тщетными, принося лишь нам только одни новые скорби. Почему же это так? Да вот потому, что очень мало даем мы в этом великом деле места Церкви, её благотворному влиянию и по сему одни наши труды остаются безплодными. Ведь искра добра, вложенная в нашу природу, возбудить и воспламенить которую мы желаем в своих детях, воспламеняется только тогда, когда на нее подует дух Церкви, когда она будет находиться под действием, влиянием и возбуждением Духа Святаго. От нашего же мирского и хладного духа искра эта часто и совсем замирает. Угаснет она и в наших детях, когда они будут удалены от Церкви и лишены её благотворного влияния. А отсюда такой урок для всех нас: вот если и мы, возлюбленные, желаем видеть детей своих добрыми, кроткими и послушными; если желаем иметь их утешением для себя, — а кто же сего, думаем, не желает? — то и мы должны следовать доброму примеру святых Иоакима и Анны, которые Церкви вручили дело воспитания. А следуя им, и мы должны приучать детей к Церкви от самой юности: пусть она полюбят её прежде всего, пусть на питаются её духом. Пусть детское их воображение украсится церковными священнодействиями, и пусть запечатлеются в их юных сердцах и умах слова свешенных молитв и песнопений. И тогда на личном опыте увидим всю пользу от сего.
Но, к сожалению, не всеми православными христианами разделяется ныне такой взгляд на дело воспитания.
Мы на основании добрых примеров представляемых в лице святых говорим, что к Церкви надо приучать детей с малолетства, а те, которые держатся иного взгляда, приучают их к театрам и, вообще, ко всему тому, что возбуждает чувственность в человеке. Мы советуем предохранять детей, пока они молоды, от всего соблазнительного и смущающего чувства, а они, напротив, стараются познакомить их со всеми сторонами жизни. Случилось недавно слышать, как некоторые из родителей, будучи вместе со своими юными детьми в кинематографе, смотрели на такие картины, на которые нельзя было смотреть не краснея от стыда, не закрывая глаз. Какое же спрашивается, впечатление произвели на юные души детей такие нехорошие картины, приводящие в стыд и взрослых? Уж конечно самое развращающее, вредное. И скажите по правде, — можно ли будет ожидать впоследствии доброй нравственности и желанных плодов воспитания от тех детей, которые от юности будут напитаны всем тем, что вредно действует на душу и сердце? — Конечно, нет! Ведь уж такой закон жизни действует в нас: что вот мы видим, что слышим, то самое и воспринимаем в себя, то вносим и в область мыслей и чувств. Если мы видим что-либо прекрасное и назидательное или слышим что-либо доброе и душеполезное, то по свойству видимого и слышимого возбуждаются в нас и соответствующие мысли и чувства. А когда видим что-либо соблазнительное, или слышим что-либо безнравственное, то жалким образом и заражаемся этим, хотя бы того и не желали. Но худое в том еще имеет преимущество в сравнении с добрым, что природа наша в следствии грехопадения более склонна ко злу, ибо, по слову Писания, от юности прилежит помышление человеку прилежно на злая. Тем большее оно оказывает влияние на юный возраст, когда чувства очень восприимчивы, а рассудок слаб для обуздания страстей.
Кто же, видя соблазнительное или слыша что-либо худое, не ощущает от сего никакого вреда для своей души и думает в себе, что оно и другим вовсе не вредно, тот, значит, уже настолько огрубел сердцем, настолько утратил чистоту и тонкость чувств, что и от ударов молота не ощущает боли. Такой человек подобен черному эфиопу, который, из грязи ли выйдет или из бани, остается одинаково черен. Но ведь это уже есть крайняя степень огрубения сердечного и ожесточения нравственного. Напротив, чем человек чище, чем совершеннее нравственно, тем он восприимчивее. И чем более он преуспевает в жизни, тем большая необходима для него внимательность и удаленность от всего худого.
Не спеши поэтому, возлюбленный, вместе со своими детьми в те места, где для них может быть не польза, а вред; где они могут и увидеть и услышать что-либо непристойное и неполезное, чтобы не пришлось тебе после горько раскаяться и тяжко вздохнуть о сем. А лучше старайся оградить их жизнь от всякого соблазна и смущения. Лучше веди их почаще во святые храмы Божии, и они сами собою научатся здесь всему доброму. После и они будут благодарны тебе за сие, да и ты и сам будешь рад за них, когда увидишь их добрыми, благочестивыми и любящими Бога.
Настоящий праздник пусть да и послужит всем нам в назидание.
Священникъ Николай Кулаковъ. 1914 год….
Священномученик протоиерей Николай Кулаков. Протоиерей Николай Кулаков служил в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Родился будущий священномученик родился 19 августа 1876 года в деревне Головковская Усть-Вельской волости Вельского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельской области), о чем свидетельствую записи исповедной книги утраченного Троицкого собора города Вельска, в семье крестьянина Константина Кулакова…
Источник: Напечатано в бесплатном приложении «Приходское чтение» № 9 к неофициальной части (прибавлению) Церковных ведомостей № 46 от 15 ноября 1914 года. Библиотека Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке.
