Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномученик Николай Константинович Кулаков.

О какой великой любви к Господу и каком полном самоотвержении святых и праведных Богоотец Иоакима в Анны свидетельствует празднуемое ныне событие Введения во храм Пресвятой Богородицы!

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

В то время, когда дети бывают особенно милы для родителей, а именно в возрасте трёх – четырёх лет, когда возбуждают самые нежные и жалостливые к себе чувства, когда требуют и особенного попечения о себе со стороны их воспитателей, в это вот,  именно время престарелые Иоаким и Анна, — для которых единственное и самое высшее утешение заключалось в том, чтобы любовно взирать на свое дражайшее чадо и, взирая на Нее, вспоминать великие милости Господни, к ним явленные, и возноситься чрез cиe к любви и благодарению Создателя, — приводят Ее в храм Божий и посвящают Богу, во исполнение данного обета. Расстаются с Тою, о Которой столько у них было ранее пролито слез, столько вознесено теплых молитв к Богу, столько перенесено скорбей!…

Подумайте, благочестивые слушатели, сколько ведь должно было возникнуть в их родительских сердцах, прежде чем привести Ее в храм Божий, боязливых опасений за Её здоровье, за Её воспитание, за Её образование?… Могли подумать они в себе:

«Как-то будет Она там жить одинокою сиротою, вдали от родительской ласки, от родительской любви? Не будет ли она скучать в одиночестве, не будет ли плакать и тужить по нас, родителях Её?.. Кто ее утешит, кто приголубит, кто приласкает там без нашей любви и ласки?.. Да и угодно ли будет Господу такое наше решение: мы ведь, родители, должны более всех о Ней позаботиться, и на нас лежит долг Её воспитать, Ее возрастить, Ее научить доброму, прежде чем посвятить Господу. А тут мы отдадим Ее на попечение посторонним людям в таком юном возраст!…»

Такие и сему подобные помышления вполне ведь естественны родителям, разлучающимся с милыми детьми, и таковые не могли не тревожить и сердца родителей Пречистой Отроковицы. Но однако теплая их любовь ко Господу победила эти естественные чувства и подвигнула на великое самоотвержение: на принесение в дар Господу самого близкого, самого любезнейшего и дорогого для них существа — Младенца Дочери. Да, великая обнаружилась в этом с их стороны любовь ко Господу.

Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись Успенского собора Московского Кремля. 1642–1643 гг.

Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись Успенского собора Московского Кремля. 1642–1643 гг.

Для чего же, спрашивается, они поступили так? Для чего трехлетнюю Отроковицу, испрошенную у Бога, в таком юном возраст снова посвятили Господу вручили воспитанию Церкви? Ведь могли же бы они посвятить Ее Господу и тогда, когда Она достигла бы уж более зрелого возраста, — когда получила бы от них самих доброе воспитание? Что понудило их поспешить этим дѣломъ? — Не погрешим, если ответим на сие так: их побуждала к сему прежде всего совесть, возбуждаемая в тайне Святым Духом. Для, высших целей Божественного воплощения предопределенного от века и имевшего в скором времени совершиться, их Дочерь — Пречистая Отроковица — уже предъизбрана была Господом в достойнейший для сего храм и чертог, и надлежало, чтобы Та, Которая впоследствии удостоится быть «Вышняго освященным Божественным селением», от юности была приусвоена Богу и принесена Ему в дар, как чистая жертва. Для сего Господь и положил на сердце благочестивых родителей Ея добрую мысль об исполнении данного обета, как некогда повелел Аврааму принести в жертву возлюбленного Исаака и вот они, по любви к Господу, и по спешили ее исполнить. Свободны, конечно, они были в этом, как и мы свободны в добрых делах, но в том и добродетель, что делается не по принуждению, а свободно. Тем ценнее она в очах Божиих, чем большую обнаруживает веру и любовь ко Господу. За то вон они и достойны похвалы, что не по принуждению какому, а свободно, по любви поступили так, благоугодив Господу. Да, говоря по-человечески, должно быть праведные Иоаким и Анна хорошо знали и ту истину, что добрых дел и благочестивых намерений нельзя откладывать на неопределенное время. А раз пришла на сердце добрая мысль, раз обстоятельства к тому благоприятствуют, и нужно её безотлагательно исполнить. И Богу это будет приятно и душе полезно. При замедлениях же и при колебаниях в таких делах часто происходит в нас охлаждение, и доброе дело остаётся не исполненным. А в этом уже и заключается ущерб для души, сопровождаемый укорами совести. Потому вот они и поспешили исполнением доброго дела.

А затем, отдавая Церкви дражайшее свое Чадо в таком юном возраст, они хорошо знали, что Церковь не только восполнит собою лишение родительской ласки и любви, но и даст их дочери самое лучшее воспитание, какого только можно пожелать, предохранив ее от всего не полезного, встречающегося в мир. И действительно, ведь в Церкви Божией кроме святого и душеполезного ничего человек не увидит и не услышит. Где мы чаще всего получаем хорошие впечатления, где усерднее и внимательнее молимся, где на страиваемся духовно? — Да более всего в церкви. Здесь невидимо присутствует благодать Божия, здесь дышит дух молитвы, здесь возносятся молитвенные гласы Богу, здесь все возбуждает к лучшему, — а это вместе взятое и оказывает на человека, присутствующего в храме, самое благотворное влияние. Тем большее и сильнейшее влияние производит Церковь на душу младенца или юного отрока, у которых еще души чисты и более восприимчивы к доброму. Глубоко западают в их юные сердца слова священных молитв и песнопений, и неотразимо действуют на их юные воображения все церковные чины, обряды и священнослужения. Это вот всё, без сомнения, имели в виду и благочестивые Иоаким и Анна, приводя Пречистую Дочерь в храм для жительства в таком юном возрасте.

Праведные Иоаким и Анна

Праведные Иоаким и Анна

И они не ошиблись. Их Дочерь, воспитанная при храме Божием, удостоилась впоследствии быть невестою Духа Святаго и Матерью Бога — Слова. А они, Её родители, сподобились великой чести быть «Богоотцами». Вот к чему приводить любовь к Господу, вот что даёт Церковь. В лице святых праведных Иоакима и Анны имеем мы ныне, боголюбивые слушатели, добрые примеры, достойные подражания:

Во-первых. Удивительна их любовь к Господу, ради которой не остановились они и пред великою жертвою. По силе и мы можем подражать им. Конечно, Господь не требует от нас такой жертвы, какую принесли вот святые Иоаким и Анна, но иногда стучит и в двери нашего сердца, влагая в нас то или иное доброе помышление. Одному из нас внушает Господь добрую мысль исправить свою жизнь и отстать от греха. Другого побуждает оказать помощь бедняку. Третьему влагает мысль пожертвовать что-либо на храм или на другое богоугодное дело. А иного побуждает и на труды и на подвиги ради спасения. И как хорошо для нас и приятно для Господа было бы, если бы мы охотно и любовно стали приводить в исполнение добрые помышления, не отлагая их до будущего. Через это самое и сделались бы мы подражателями жизни святых богоотцов и их добродетелей, за что и нас Господь не оставил бы Своею милостию.

Во-вторых. В лице их имеем мы добрый пример, относящийся к воспитанию детей. Попечению Церкви вверили они свое чадо, и видите, какое прекрасное дала Ей Церковь воспитание.

Покров Пресвятой Богородицы. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.

Покров Пресвятой Богородицы. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.

Ни особенных забот, ни особенных сердечных тревог не испытали они в этом деле, и однако же их Дочерь по благодати Божией и по доброму влиянию Церкви явилась утешением всего христианского рода. А мы, много заботясь, волнуясь и беспокоясь воспитанием своих детей, часто видим их далеко не такими, какими бы желали видеть. Видим их нередко непослушными, невыдержанными, невоспитанными, неуважительными… И все наши заботы и труды остаются тщетными, принося лишь нам только одни новые скорби. Почему же это так? Да вот потому, что очень мало даем мы в этом великом деле места Церкви, её благотворному влиянию и по сему одни наши труды остаются безплодными. Ведь искра добра, вложенная в нашу природу, возбудить и воспламенить которую мы желаем в своих детях, воспламеняется только тогда, когда на нее подует дух Церкви, когда она будет находиться под действием, влиянием и возбуждением Духа Святаго. От нашего же мирского и хладного духа искра эта часто и совсем замирает. Угаснет она и в наших детях, когда они будут удалены от Церкви и лишены её благотворного влияния. А отсюда такой урок для всех нас: вот если и мы, возлюбленные, желаем видеть детей своих добрыми, кроткими и послушными; если желаем иметь их утешением для себя, — а кто же сего, думаем, не желает? — то и мы должны следовать доброму примеру святых Иоакима и Анны, которые Церкви вручили дело воспитания. А следуя им, и мы должны приучать детей к Церкви от самой юности: пусть она полюбят её прежде всего, пусть на питаются её духом. Пусть детское их воображение украсится церковными священнодействиями, и пусть запечатлеются в их юных сердцах и умах слова свешенных молитв и песнопений. И тогда на личном опыте увидим всю пользу от сего.

Но, к сожалению, не всеми православными христианами разделяется ныне такой взгляд на дело воспитания.

Мы на основании добрых примеров представляемых в лице святых говорим, что к Церкви надо приучать детей с малолетства, а те, которые держатся иного взгляда, приучают их к театрам и, вообще, ко всему тому, что возбуждает чувственность в человеке. Мы советуем предохранять детей, пока они молоды, от всего соблазнительного и смущающего чувства, а они, напротив, стараются познакомить их со всеми сторонами жизни. Случилось недавно слышать, как некоторые из родителей, будучи вместе со своими юными детьми в кинематографе, смотрели на такие картины, на которые нельзя было смотреть не краснея от стыда, не закрывая глаз. Какое же спрашивается, впечатление произвели на юные души детей такие нехорошие картины, приводящие в стыд и взрослых? Уж конечно самое развращающее, вредное. И скажите по правде, — можно ли будет ожидать впоследствии доброй нравственности и желанных плодов воспитания от тех детей, которые от юности будут напитаны всем тем, что вредно действует на душу и сердце? — Конечно, нет! Ведь уж такой закон жизни действует в нас: что вот мы видим, что слышим, то самое и воспринимаем в себя, то вносим и в область мыслей и чувств. Если мы видим что-либо прекрасное и назидательное или слышим что-либо доброе и душеполезное, то по свойству видимого и слышимого возбуждаются в нас и соответствующие мысли и чувства. А когда видим что-либо соблазнительное, или слышим что-либо безнравственное, то жалким образом и заражаемся этим, хотя бы того и не желали. Но худое в том еще имеет преимущество  в сравнении с добрым, что природа наша в следствии грехопадения более склонна ко злу, ибо, по слову Писания, от юности прилежит помышление человеку прилежно на злая. Тем большее оно оказывает влияние на юный возраст, когда чувства очень восприимчивы, а рассудок слаб для обуздания страстей.

Кто же, видя соблазнительное или слыша что-либо худое, не ощущает от сего никакого вреда для своей души и думает в себе, что оно и другим вовсе не вредно, тот, значит, уже настолько огрубел сердцем, настолько утратил чистоту и тонкость чувств, что и от ударов молота не ощущает боли. Такой человек подобен черному эфиопу, который, из грязи ли выйдет или из бани, остается одинаково черен. Но ведь это уже есть крайняя степень огрубения сердечного и ожесточения нравственного. Напротив, чем человек чище, чем совершеннее нравственно, тем он восприимчивее. И чем более он преуспевает в жизни, тем большая необходима для него внимательность и удаленность от всего худого.

Не спеши поэтому, возлюбленный, вместе со своими детьми в те места, где для них может быть не польза, а вред; где они могут и увидеть и услышать что-либо непристойное и неполезное, чтобы не пришлось тебе после горько раскаяться и тяжко вздохнуть о сем. А лучше старайся оградить их жизнь от всякого соблазна и смущения. Лучше веди их почаще во святые храмы Божии, и они сами собою научатся здесь всему доброму. После и они будут благодарны тебе за сие, да и ты и сам будешь рад за них, когда увидишь их добрыми, благочестивыми и любящими Бога.

Настоящий праздник пусть да и послужит всем нам в назидание.

Священникъ Николай Кулаковъ. 1914 год….


Обложка Священномученик КулаковСвященномученик протоиерей Николай Кулаков. Протоиерей Николай Кулаков служил в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Родился будущий священномученик  родился 19 августа 1876 года в деревне Головковская Усть-Вельской волости Вельского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельской области), о чем свидетельствую записи исповедной книги утраченного Троицкого собора города Вельска, в семье крестьянина Константина Кулакова…


 

Источник: Напечатано в бесплатном приложении «Приходское чтение» № 9 к неофициальной части (прибавлению) Церковных ведомостей № 46 от 15 ноября 1914 года. Библиотека Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление