Ко дню начала индикта. Церковное новолетие.
“Будущее от нас сокрыто, но для того чтобы понять, каковыми могут быть наши пути, всегда нужно иметь в виду следующее. Если мы творим дела добрые, светлые, если в наших поступках нет коварства и двусмысленности, если мы никого не вводим в заблуждение, декларируя одни цели, а на деле преследуя цели другие, то у нас есть надежда на помощь Божию в этих делах. И если мы хотим, чтобы жизнь была действительно мирная, спокойная, радостная, благополучная, мы должны в своей жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной, стараться совершать только такие добрые дела, дабы ни Бога не обманывать — а обмануть Его невозможно, — ни ближних своих. И в этом смысле человек действительно во многом определяет свою судьбу, потому что если он творит то, что угодно воле Божией, то Господь — вместе с ним.”
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святая Церковь начинает круг неподвижных дней богослужения 14 сентября и празднует этого числа новолетие, т. е. начало индикта. Этот день относится к малым праздникам. Сентябрьское новолетие (начало литургического года) имеет византийское происхождение; оно утвердилось в православной литургической традиции и сохраняется до сего дня. В службе 14 сентября возносятся молитвы о благополучном прохождении наступающего года.
Русская Православная Церковь в своей литургической жизни использует юлианский календарь. Различие между календарями юлианским («старый стиль») и григорианским («новый стиль») в настоящее время составляет 13 дней. Поэтому, например, Рождество Христово (25 декабря по старому стилю) ныне празднуется 7 января (по новому стилю), однако в XXII веке оно будет приходится на 8 января.
Дни нового лета
Подобно ветхозаветной Церкви, имевшей в году два дня, в кои начинался ее год гражданский и священный, Православная Церковь сохраняет в году два дня, в кои бывает начало индикта – 1 (14) сентября, и день Нового года – 1 (14) января.
Из истории
Весна и осень во все времена были особенно важны для народов. Осень была началом нового года с древних первобытных времен. Основание начинать год осенью указано отчасти самою природою и важнейшими событиями Церкви ветхозаветной и христианской. Указание природы видно в том,что с окончанием лета обыкновенно оканчиваются жатва и труды года (Исх.23:16). По собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие.
наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. (Исх.23:16)
Согласно с этим течением природы, осень, а именно седьмой месяц (сентябрь) был началом года у древнейшего из народов – у народа Божия – у евреев (Исх.23:16) и других народов. Главным и основным числом в определении частей времени у евреев принято было число семь. Господь, Царь веков, положивший времена и лета во Своей власти (Деян.1:7), и в оные к славе имени Своего и для нашего упокоения от дел житейских узаконивший различные дни и праздники, дал повеление в Ветхом Завете праздновать седьмой и день, и месяц, и год, и седьмой, или субботний год, и седьмой из седьмых, или субботних годов. После 6 седмичных дней у евреев был праздник суббота – день седьмой. После 7 седмиц, или 49 дней по Пасхе, праздновалась пятидесятница. Протекло шесть месяцев года – праздновалось новолетие года гражданского. Оканчивалось шесть лет – праздновалось новолетие года субботнего. Проходило семь седмин лет, или сорок девять лет – праздновалось новолетие пятидесятого года, называвшегося юбилеем.
Отсюда у евреев новолетие года гражданского было троякое:
1) новолетие каждого года, или новолетие простого года;
2) новолетие года субботнего и
3) новолетие юбилея.
Новолетие простого года гражданского совершалось в первый день седьмого месяца – Тисри, соответствующего нашему сентябрю, и было особенным праздником. Месяца седьмаго, в первый день месяца, да будет вам покой, говорит Господь Моисею, память труб (праздник труб): наречен свят будет вам. Всякаго дела работня не сотварите, и принесете всесожжение Господу (Лев.23:24–25). В этот праздник было священное собрание у народа; умножались жертвы (Числ.19:1–6). Народ в скинии, а после – в храме и синагогах слушал чтение закона и умилялся душою, вспоминая неисповедимые судьбы Божии над собою. Кроме благочестивого значения, ежегодное новолетие гражданское было весьма важно для евреев в отношении к жизни гражданской и хозяйственной. К седьмому месяцу обыкновенно поспевали и собирались полевые и садовые произведения земли (Лев.23:39). Следовательно, должники могли в это время расплачиваться с заимодавцами; бедные в народе без труда доставали себе пропитание. Если урожай был хорош, это было знаком благоволения Божия и показывало, что народ ходит в заповедях Господних, –тогда все восхваляли Иегову Бога своего. Если земля родила скудно, народ смирял души свои пред Иеговой, каялся, давал обеты строжайшей верности и вместе с тем деятельнее побуждался к обрабатыванию полей, огородов и садов в наступающем году. Каждый семьянин, видя милость или гнев Бога своего в собранном хлебе, призывал благословение Иеговы на будущий год.
Новолетие года субботнего праздновалось также в первый день седьмого месяца, только через шесть лет, с теми же обрядами и жертвами, с какими начало всякого простого года. Но год субботний весь был, можно сказать, новолетием или праздником на целый год. В течение этого года усиливались дела благочестия и обязанности любви к ближним. Закон Божий, кроме обыкновенных времен чтения, читаем был особенно в праздник кущей восемь дней (от 15 до 22 сентября), и его должен был слушать весь народ. По седми летех во время лета оставления, в праздник кущей, егда сходится весь Израиль явитися пред Господем Богом твоим, читайте закон пред всем Израилем. Соберите мужи и жены, и дети, и пришельца, иже во градех ваших, да услышат и научатся боятися Бога вашего (Втор.31:10–13). Рабы отходили на волю, когда пред годом субботним успели прослужить 6 лет; нищим предоставлена была полная свобода пользоваться произведениями земли, никем не собираемыми: долги или не взыскивались в течение года, или совершенно прощаемы были, почему и год субботний назывался годом оставления, или прощения (Втор.15:1–2; Исх.23:10–11). Особенно важен был этот год в хозяйственном отношении: здесь на целый год прекращалось земледелие, собирание плодов и обрезывание виноградников. Через это земля возвращала истощенные силы, и растения укреплялись (Лев.25:1–7).
Новолетие юбилея праздновалось в десятый день седьмого месяца, в день очищения. Наступление сего года возвещалось священным звуком трубы или рога, и тогда открывалось всеобщее торжество для израильтян – год Юбилея. В это время субботствование продолжалось два года, т. е, сорок девятый год, который по счислению семи седмиц лет всегда приходился годом субботним, и Юбилей, т. е. пятидесятый год. Исчислиши себе седмь лет покоя, – говорил Бог о Юбилее, – седмь лет седмижды: и будут тебе седмь седмин лет, четыредесять девять лет. И возвестите трубным гласом во всей земли вашей месяца седмаго в десятый день месяца: в день очищения возвестите трубою во всей земли вашей. И освятите лето, пятьдесятое лето, и разгласите оставление на земли всем живущим на ней (Лев.25:8–10). Это оставление заключалось: 1) В освобождении рабов и совершенном отпущении их на волю, так что в юбилейный год во всей земле Иудейской не оставалось ни одного раба, кроме тех, кои поступили в рабство из иноплеменников (Лев.25:39–46). 2) В возвращении каждого еврея в свое колено и в свою наследственную землю. Каждый еврей, где бы он ни был, возвращался в свое колено, отыскивал свой родовой участок земли (Лев.25:10:13). 3) В возврате проданных или заложенных имений, кои в Юбилей отдавались без платы прежним владельцам своим; если владельцы умерли, то – их наследникам (Лев.25:13–17, 23–28:31). 4) В прощении долгов, состоявших из движимого имущества, например: домашнего скота, зернового хлеба, денег. 5) В повсюдном прекращении земледелия. Послю, говорил Бог, благословение Мое вам в лето шестое, и сотворит плоды своя на три лета: и посеете в лето осьмое, и снесте от плодов ветхих до лета девятаго (Лев.25:21–22).
Таким образом, новолетия у евреев были праздниками не только для людей, но и для всей природы; они приносили с собою вожделенный покой не только человеку и скоту, но плугу и серпу, косе и ножу, очищающему виноградную лозу. Юбилей был в полном смысле годом Господним для всех царств природы, необыкновенно радостным и приятным.
Месяц сентябрь – важнейший и по течению природы, священнейший и в устройстве ветхозаветной Церкви, торжественнейший по многим и великим ее праздникам и событиям, и для христианской Церкви был особенно знаменателен. В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос, придя в Назарет, где воспитан был, и войдя, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, всенародно возвестил:
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы*, //*По переводу 70-ти: слепым прозрение. проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, (Ис.61:1-2)
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. (Лк.4:18-19)
В первый день сентября, говорит святитель Димитрий, митрополит Ростовский, «сам Законодавец яви Себя миру, сошед от горних, нося на Себе Духа Отча и написуя Закон Божий не перстом, но Божественным Своим языком и пресладкими Своими усты, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца нашего плотяных». В воспоминание сего священнейшего события, а также и в память славной победы, которую в 312 году после продолжительной борьбы христианская вера, при защитнике своем, равноапостольном царе Константине,
одержала над язычеством в лице побежденного Максентия и воцарилась в мире в лице царя Константина, сделавшегося после низложения Максентия единодержавным, святые отцы Первого Вселенского Собора определили начинать новое лето с 1 сентября.
В 540 году греческий император Юстиниан, уничтожив летосчисление от создания Рима, продолжавшееся в Римской империи, и приняв летосчисление от сотворения мира, назначил и для всех дел своего государства началом года первое сентября. С того времени круг года в Римской империи начался с сентября. Это летосчисление было господствующим во всей почти Европе до половины ХV века. Вместе с христианскою верою Церковь Греческая передала свое летосчисление Российской, которая доселе сохраняет это летосчисление.
Древнее начало года, 1 сентября, названо в Церковном Уставе латинским словом индикт. Это название произошло от постановления Августа кесаря собирать в продолжение 15 лет подати с народа. Для удобнейшего сбора податей и в память победы, одержанной при Акарнанском мысе Акциума за 30 лет до P. Х. 1 или 2 сентября, решившей судьбу между Антонием и доставившей Августу верховную власть в Римской империи, назначено было началом года время окончания жатвы, т. е. месяц сентябрь. Период времени, с которого начинался пятнадцатилетний сбор подати, назвали римляне индикт (indictio – повеление или объявление о подати).
Хотя христианский индикт не от римских царей узаконен, а от Небесного Царя – Христа, но именем римского индикта святые отцы назвали в IV веке первое сентября 312 года, в котором благочестивый защитник веры и Церкви Христовой восторжествовал над гонителем христиан и приобрел власть единодержавия. Христианский индикт есть также круг времени, заключающий в себе 15 лет.
В VIII веке Церковь приняла от святителя Иоанна Дамаскина многие священные песнопения на первый день сентября.
Протоиерей Григорий Дебольский
Начало Индикта – церковное новолетие
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.
Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Ин.14:27)
С древних времен в начале года христиане приветствуют друг друга всевозможными добрыми пожеланиями. Желают друг другу счастья, здоровья, успеха в делах, спокойной семейной жизни, свидания с далекими по расстоянию, но близкими по кровному родству лицами, друзьями, знакомыми и т.д. и т.п.
Как бы хорошо ни жилось человеку, все же он стремится к лучшей, более спокойной, более счастливой жизни.
Все мы живем будущим, что прошло, то нас уже не может интересовать. Если даже не было у нас никаких несчастий, никакой нужды, если во всем и всегда мы имели полный успех, все же прошлые наши радости уже не могут нас удовлетворить просто потому, что они уже прошли, отошли в область приятных воспоминаний и уже не вернутся к нам. Поэтому воспоминания о минувших радостях еще с большей силой побуждают нас стремиться к счастливой жизни.
Тем более желают улучшения своей жизни те из нас, которые пережили много тяжелых минут. Больной человек надеется на выздоровление, голодный хочет быть сытым, страдавший от холода мечтает о тепле, лишившийся собственного дома стремится приобрести новое жилище, покинутая мужем жена скорбит и надеется на его возвращение, забытые отцом дети жаждут отцовской ласки…
Пока живет человек на земле, о земном он и думает и счастье свое полагает в удовлетворении своих естественных потребностей. Ничего нет предосудительного в том, что каждый человек желает быть здоровым, сытым, жить в тепле и ни в чем не испытывать нужды.
Однако временное земное благополучие не может удовлетворить запросов человеческого духа, не может дать того мира, который впервые был принесен на землю родившимся Спасителем. Об этом мире святые Ангелы Божии пели в Рождественскую ночь и, прославляя лежавшего в яслях Божественного Младенца, радовались сами и пастухам возвещали радость о том, что этот давно желанный всеми мир с Рождением Христа водворился на земле.
Об этом мире Сам Спаситель в прощальной Своей беседе говорит ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27). Благодатный мир Христов, возрождающий душу человека, ставит его выше временных превратностей судьбы, делает сердце его неустрашимым при всяких испытаниях и лишениях. «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».
Такого мира, при котором человек всегда чувствовал бы себя довольным и радостным, ничем бы не смущался и ничего не страшился, – такого мира люди дать не могут.
При обычных пожеланиях мирной, спокойной жизни всегда имеется в виду жизнь, свободная от всяких бед и скорбей, чего в действительности никогда не бывает. Следовательно, пожелание мирной, спокойной жизни так и останется только пожеланием и может свидетельствовать лишь о благосклонном, благожелательном к нам отношении наших родных и знакомых, но не может оградить нас от ожидающих нас неизбежных для всякого человека скорбей и страданий.
И Спаситель наш, оставляя Своим ученикам, а в их лице и всем христианам Свой благодатный мир, не только не обещает им спокойной безмятежной жизни, но и прямо предупреждает их: «В мире скорбны будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир» (Ин.16:33).
Мало того, расставаясь со Своими учениками, Христос говорит им: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16:2). «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20).
Для того и оставил Христос всем нам, верующим во имя Его, Свой благодатный мир, чтобы мы без всякого смущения и страха бодро и спокойно переносили испытания и в скорбях и в страданиях своих находили для себя духовную радость, которую никто у нас не может отнять.
Особенно это нужно сказать о таких страданиях, которым подвергается человек за имя Христово. Из истории Христианской Церкви мы знаем, каким ужасным мучениям предавались христиане первых веков за веру во Христа и с какой неземной радостью они переносили страдания за имя Христово. Благодатный мир Христов давал христианским мученикам силы без страха и смущения не только страдать, но и с радостью умирать за Христа.
Самое ценное, самое дорогое пожелание в жизни каждого человека будет таким: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога» (Ин. 14:1), и во Христа веруйте; мир Христов да будет с вами, и «радость ваша исполнена будет» (Ин.16:24). Аминь.
Епископ Серафим (Шарапов)
Евангельские Чтения
Новолетия
Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 2 стих с 1 по 7 (зачало 282)
Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. (1Тим.2:1-7)
Евангелие от Луки, глава 4 стих с 16 по 22 (зачало 13)
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? (Лк.4:16-22)
Преподобному
Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 3 стих с 12 по 16 (зачало 258)
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:12-16)
Евангелие от Матфея, глава 11 стих с 27 по 30 (зачало 43)
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф.11:27-30)
По материалам:
- Православный церковный календарь. Азбука веры.
- Начало индикта. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Том I. Протоиерей Григорий Дебольский. Азбука веры.
- Войдите в радость Господа: праздники церковного года. Епископ Серафим (Шарапов). Азбука веры.
- Начало индикта или церковное новолетие. Журнал “Вечное”. Азбука веры.
- Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви. Православный портал Иисус.
- Мысли на каждый день года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный портал Иисус.