Из истории служения Братства. Нарвское отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
История создания Нарвского городского отделения берет свое начало с 1888 года, когда в городе Нарва (ныне Эстония), в 1888 году, в память 900-летия Крещения Руси, было создано религиозное общество, ставившее своей целью религиозно-нравственное просвещение среди православных и строительство в Нарве церковно-приходской школы вместе с часовней или церковью.
Автором идеи создания духовно-просветительского общества стал священник Спасо-Преображенского собора Николай Васильевич Сахаров (с 1885 по 1891 год), законоучитель православного исповедания Нарвской мужской гимназии (с 1890 по 1911 год), который предложил построить в Нарве церковно-приходскую школу вместе с часовней или церковью при ней. Этот проект поддержали священнослужители собора, к ним присоединились городская интеллигенция и купечество.

Наружный вид собора Спаса-Преображения Господня в городе Нарва. Снимок из издания С.-Петербургской епархии «Лавры, Монастыри и храмы на Св. Руси.» 1909 г. С. 89.
Постановлением Городского управления Нарвы от 1888 года (стр. 40-42) было отведено место и пожертвован строительный материал для постройки часовни, а также для церковно-приходской школы имени святого благоверного князя Владимира. Кроме того, было роздано 500 брошюр о князе Владимире воспитанникам и воспитанницам учебных заведений.
Помимо этого, необходимо отметить, что еще первого ноября 1887 года была открыта при Нарвском соборе церковная библиотека для народного чтения, с выдачей книг бесплатно. Книги выдавались народу в воскресенье после вечерни и следующей за ней внебогослужебной беседы пастыря с пасомыми. Со дня открытия библиотеки до апреля 1888 года было выдано 686 книг 98 лицам, записавшимся в особо заведенную при библиотеке книгу; причем некоторые книги выдавались по нескольку раз разным лицам.
Образовалась библиотека, в большей своей части, через закупку книг на собственные средства священника Н.В. Сахарова. До лета 1887 года им приобретено было из книжного магазина Тузова на 150 рублей разных книг. Ко дню открытия библиотеки им же выписано было из книжного склада Братства во имя Пресвятой Богородицы и из книжного магазина Тузова всего на 240 рублей книг. Пожертвования поступали также от Петербургского протоиерея Желобовского и священника города Киева Антонова, приславших в дар библиотеке по нескольку экземпляров своих сочинений. Особенную помощь оказал Петербургский протоиерей Никитин. Помимо пожертвования имевшимися у него мелкими книгами, он прислал и денежный вклад, в количестве ста рублей, от одного знатного в Петербурге лица, пожелавшего остаться неизвестным. От читателей на улучшение библиотеки поступило еще 20 рублей 92 копейки.
На пожертвованные читателями деньги священником Сахаровым выписывались из Москвы книжки духовно-нравственного содержания, издаваемые под редакцией преосвященного Александра, епископа Можайского; покупались также небольшие книжки и из имеющегося при соборе книжного склада Братства. Благодаря сделанному пожертвованию на 100 рублей, все книги по каталогу были переплетены и внесены в алфавитную книгу. Однако, библиотека священника Сахарова, при ее состоянии, нуждалась еще во многом, чтобы ей стать «народной» библиотекой. В библиотеке было немного книг, приспособленных к требованиям народа. Требовалось, чтобы просветительные учреждения и частные лица пришли на помощь священнику Сахарову, пожертвовав для его библиотеки хотя бы мелкие брошюры, отвечающие религиозному требованию простого народа, к которому принадлежала большая часть читателей. Особенно нравились народу жития святых и другие книжки религиозно-нравственного и историческою содержания. В виду же возможной утраты книг (преследуя чисто просветительные задачи, священник Сахаров не только не взимал никакой платы за чтение, но даже не требовал и соответствующего залога с лиц, берущих книги на дом), возникала потребность иметь каждую пожертвованную книжку, по крайней мере, в двух экземплярах.
****
Следует отметить, что 28 мая 1888 года императором Александром III по докладу Синодального обер-прокурора были утверждены правила об уездных отделениях Епархиальных училищных Советов.
Правила регламентировали создание в уездных городах или других административных пунктах каждой епархии отделений Епархиального училищного совета, с целью надлежащего управления церковно-приходскими школами на территории епархии.
Председателем уездного отделения Епархиального училищного совета предписывалось к назначению епархиальным архиереем настоятель местного собора или один из местных протоиереев, или священников, по усмотрению преосвященного.
В состав уездного отделения должны были входить духовные и светские лица, назначаемые епархиальным преосвященным.
Священники-наблюдатели должны были состоять членами уездных отделений по должности и посещать очередные заседания этих отделений.
В правилах был определен круг деятельности уездного отделения, поиск учителей, изыскание местных средств, устройство книжного склада, библиотек, назначение секретаря и казначея, периодичность заседаний, утверждение постановлений отделений, порядок хранения и использования отчётности.
При этом в ведении Братства состояли церковно-приходские школы и школы грамоты и все связанные дела Епархиального училищного совета.
Пользуясь утверждёнными Пользуясь утверждёнными «Правилами об уездных отделениях Епархиальных Училищных Советов» от 28 мая 1888 года, Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы начало создавать уездные отделения на территории Санкт-Петербургской епархии.
ПРАВИЛА «Об уездных отделениях Епархиальных Училищных Советов» от 28 мая 1888 года
Таким образом на основании утвержденных императором Александром II правил и созданного в 1888 году религиозного общества было образовано Нарвское городское отделение Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.
По общему осознанию и желанию духовенства и многих православных жителей города Нарвы было признано необходимым открыть в Нарве отделение православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы для более удобного и скорейшего распространения религиозно-нравственного просвещения среди православного населения Нарвы и окрестных многолюдных фабрик, находящихся притом среди многолюдного инославного населения, посредством открытия церковно-приходских школ, книжных складов, библиотек, вне-богослужебных собеседований и учреждения церковно-певческих хоров.
Об истории Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
По журналу Совета от 10-го мая 1889 года, был утвержден митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским Исидором устав отделения и разрешено открыть отделение, и затем, после открытия, по журналу Совета от 10-го июля 1889 года, был утвержден митрополитом Исидором состав отделения Братства:
- Председатель отделения — протоиерей И. Любимов;
- Товарищ председателя — генерал-майор А.Д. Петров;
Членами Совета отделения:
- Инженер-полковник — АИ. Оприц;
- Директор гимназии — А.И. Давиденков;
- Городской глава — А.И. Свинкин;
- Купцы — В.П. Петров, Г.С. Орлов, В.П. Цветаев, М.Н. Перчаткин;
- Мещанин — Ф. Каблуков;
- Кандидатами членов — князь В.В. Оболенский, Н.М. Адамов, П.И. Ульянов, В.В. Рогов;
- Казначеем — священник Николай Сахаров;
- Секретарь — инспектор гимназии В.О. Владимирский.
Непосредственное утверждение устава было произведено митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским Исидором, резолюцией от 17 мая 1889 года № 1547, последовавшею на журнал Совета Братства во имя Пресвятой Богородицы № 75.
Таким образом, дату утверждения устава 17 мая 1889 года, можно считать днем образования Нарвского городского отделения Братства.

Исидор (Яков Сергеевич никольский) 1 (12) октября 1799 – 7 (19) сентября 1892
Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, экзарх Финляндии 1 июля 1860 – 7 сентября 1892
Следует подчеркнуть, что Нарвское городское отделение располагалось в границах Ямбургского уезда. Соответственно, в церковно-административном отношении, в части школьного дела, Нарвское городское отделение располагалось в границах деятельности Ямбургского уездного отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.
Ямбургское уездное отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Кроме того, Нарвское городское отделение, в церковно-административном управлении находилось на территории Нарвского викариатства, до 23 декабря 1917 года, входившего в Санкт-Петербургскую губернию.
При этом, Нарвское викариатство было образовано 24 апреля 1887 года, когда императором Александром III был утвержден доклад Святейшего Синода «Об утверждении в пределах Санкт-Петербургской и Московской епархий епископских кафедр третьих викариев с именованием третьего викария Санкт-Петербургской епархии епископом Нарвским и с переводом на эту кафедру содержания епископа Выборгского, а третьего викария Московской епархии – епископом Волоколамским; О переименовании второго викария Санкт-Петербургской епархии, епископа Выборгского Сергия в епископа Ладожского, первого викария той же епархии…».
Первым викарием Нарвским, вступившим на вновь учрежденную кафедру в 1887 году, был преосвященный Владимир (Шимкович), управлявший кафедрой три года, с 1887 по 1890 года.

Владимир (Шимкович) (1841 – 1926), митрополит Воронежский и Задонский, исповедник, святитель.
Фото. кон. XIX — нач. XX в. (РГИА)
Следовательно, образование Нарвского отделения Братства шло одновременно с реорганизацией церковного административно-территориального управления Санкт-Петербургской епархии, а также с расширением деятельности Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, в части распространения грамотности, религиозно-нравственного просвещения и миссионерской деятельности.
Нарвское городское отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным училищным советом и церковно-приходскими школами. Члены отделений посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.
Нарвское отделение Православного Санкт-Петербургского братства, состояло из духовных и светских лиц, имело целью распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения в городе Нарва и его окрестностях.
Для выполнения этих целей, отделение через взаимодействие с настоятелями приходских церквей и светскими властями оказывало содействие к устройству церковно-приходских школ, развитию внебогослужебных собеседований пастырей с народом, пополнению библиотек, книжных складов и развитию церковного пения.
Средства Нарвского отделения Братства состояли из добровольных приношений лиц, сочувствующих целям отделения. Никаких обязательных взносов при поступлении в отделение не требовалось. Однако, всякий, поступающий в число членов отделения, принимал на себя нравственное обязательство содействовать осуществлению целей отделения или своею личною деятельностью, или своими денежными и другими пожертвованиями, или тем и другим вместе. Для привлечения денежных средств, все искусственные меры как балы, концерты, литературные чтения и прочие мероприятия не допускались.
Совет Нарвского отделения, владел всеми делами Нарвского отделения на основании Устава и постановлений общего собрания членов отделения.
УСТАВ Нарвского отделения Санкт-Петербургского Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы
Председателем Совета Нарвского отделения братства, на которого одновременно возлагались обязанности председателя общего собрания членов Нарвского отделения, согласно уставу Братства, предписывалось быть настоятелю Преображенского собора.
Председателем Нарвского отделения состоял Петр Федорович Иовлев, сын протоиерея, потомственного дворянина. Его деятельность была тесно переплетена с историей Нарвского отделения Братства и всего школьного дела Нарвы последней четверти ХIХ — начала ХХ веков.
****
Отец Петр 16 мая 1865 года окончил Петербургскую духовную семинарию по 1-му разряду, а через несколько дней 25 мая 1867 года был рукоположен в сан иерея и назначен священником Спасо-Преображенского собора.

Петр Федорович Иовлев (31.08.1843 — 23.10.1906)
Настоятель Спасо-Преображенского собора (январь 1897 — 3 октября 1905)
Необходимо отметить, что уже с 1886 года, священник Петр Иовлев, проходя службу в Преображенском соборе, по предложению Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы проводил лекции с прихожанами о христианской вере и богослужении Православной Церкви, с объявлением воскресных Евангельских чтений.
17 января 1870 он был назначен законоучителем православного вероисповедания в Нарвское высшее уездное училище, а через пять лет, 15 июля 1875 года переведен на такую же должность в Нарвскую мужскую прогимназию, которую занимал до 1 августа 1895 года. При этом, с 1 января 1875 года по 1 января 1880 года состоял законоучителем при школе воспитанников Императорского воспитательного дома при Кренгольмской мануфактуре.
С 16 августа 1870 года по 19 июля 1875 год священник Петр Иовлев, служил законоучителем в женском училище при лютеранской церкви Св. Иоанна. По просьбе Нарвского благотворительного общества и с разрешения попечителя Петербургского учебного округа с 17 ноября 1884 года открыл бесплатную школу для мальчиков. Эта школа находилась под покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича.
Указом Петербургской духовной консистории 23 октября 1889 года он был назначен благочинным 1-го Ямбургского округа, но по состоянию здоровья уволен с этой должности 7 декабря того же года.
Духовенством 2-го Ямбургского округа Благочиннического избран духовником и утвержден митрополитом Исидором 3 октября 1891 года.
С 17 мая 1889 года состоял членом совета Нарвского отделения Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, а с января 1897 года — его председателем.
В 1900 году отец Петр был избран в состав правления Нарвского музыкального общества. Состоял в должности блюстителя школы Музыкального общества до 1903, где также преподавал Закон Божий.
В 1905 года отец Петр был освобожден от должности настоятеля Преображенского собора по состоянию здоровья и преклонности лет. Похоронен 25 октября 1906 года причтом всех церквей города Нарвы на Ивановском кладбище.
Спасо-Преображенский собор, место службы священника Петра Иовлева, располагался почти в центре города, на возвышенности и был обращен фасадом и колокольней на главную Вышгородскую улицу. По мнению историка Гансена, собор представлял собой одно из древнейших зданий города. Древность соборного здания подтверждалась еще и тем, что что внутри собора имелось надгробные плиты 1314 года. Устроенный вместо лютеранской церкви собор был освящен 29 июня 1708 года в присутствии императора Петра Великого и посвящен во имя Преображения Господня.
****
Спасо-Преображенский собор был построен из плиты, в древне-романском стиле и представлял собою продолговатое здание с карнизами и черепичною крышею; с севера его поддерживали три, а с юга — пять плитных контрфорсов. Внутри собора, с каждой стороны его находилось по пяти плитных шестигранных колонн.
Как только собор был обращен в православный храм, начались его органические изменения: прежде всего, были пристроены алтари. В перестройке храма, вероятно, принимал участие Доменико Трезини. Пристройка алтарей не слишком значительно изменила архитектурные достоинства храма, тем более что в соборе появились иконостасы, чудные по своей красоте, оригинальные по замыслу и великолепные по исполнению. Особенно прекрасен был иконостас главного придела – прототип иконостаса ещё больших достоинств, а именно иконостаса Санкт-Петербургского Петропавловского собора.
Идея построения была одна и та же: колоссальные царские врата, являющиеся главным элементом этого сооружения, поглощали собой все внимание зрителя. В соборе церкви находились образа «святителя и чудотворца Николая» и «Тихвинской Божией Матери», «по преданию жителей», взятые из огня невредимыми.
Во второй половине XVIII века к северной стороне собора был пристроен каменный тёплый придел во имя святителя Николая Чудотворца, сооруженный на средства нарвского купца Демида Демидова.
Ворота, выходящие на соборную территорию за свое архитектурное убранство, имели народное название «ворота смерти».
C августа 1907 года по ноябрь 1916 года сверхштатным священником Преображенского собора в Нарве был Иоанн Кочуров.
Здание Спасо-Преображенского собора в Нарве было разрушено в 1944 году в ходе военных действий. В 1950-х годах снесены его развалины.
В соборе хранилось резное Распятие середины XVII века работы скульптора Э. Тилле, чудом уцелевшее в 1944 году. Его перенесли в Кренгольмскую Воскресенскую церковь.
с 10 октября 1905 настоятелем Спасо-Преображенского собора Нарвы был назначен проторей Алексей Васильевич Братолюбов, законоучитель, с 15 июня 1896 года настоятель Екатерининского собора Ямбурга. За усердное прохождение своей должности заслужил в 1901 году похвальный отзыв епископа Гдовского Вениамина (Муратовского) (указ 1 экспедиции Духовной Консистории 27 сентября 1901 № 553). С 3 декабря 1898 по 24 октября 1903 Ямбургский уездный наблюдатель церковно-приходских школ, с 3 декабря 1898 председатель Ямбургского уездного отделения епархиального училищного совета, с 29 апреля 1899 член Ямбургского уездного училищного совета. Награжден Библией за труды по народному образованию (14 мая 1908). Выражена признательность Епархиального начальства за ревностное проповедание Слова Божия (указ 21 марта 1900 № 1540).
Епископ Гдовский второй викарий Санкт-Петербургской епархии Вениамин (Муратовский)
![]()
О служении
Братство построило церковь, которая вначале должна была служить и школой. Она была заложена 16 июля 1889 года и торжественно освящена 29 июля 1890 года председателем Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Ладожским Митрофаном во имя равноапостольного князя Владимира.
Епископ Ладожский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Митрофан (Невский)
Церковь возвели в северной части Старого города. Авторы проекта храма – русский военный инженер, строитель и архитектор, генерал-майор Клодницкий Иван Климентьевич и Нарвский архитектор Александр. Новицкий. Храм представлял собой небольшое одноэтажное здание с отдельно стоящей колокольней.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Церковь-школа Святого Равноапостольного Князя Владимира в Нарве.
Церковь была построена из камня, теплая, однопрестольная. При церкви было 1110,8 квадратных сажень земли. Прихода церкви не было. В школе в1898-99 годах обучалось 214 мальчиков и девочек. Причт по штату состоял из священника и псаломщика – учителя. Содержание причта предусматривало: священник получал от казны жалованья 300 рублей в год и за законоучительство 120 рублей в год, а псаломщик 100 рублей жалованья и за учительство 240 рублей в год. При этом, священник имел помещение в церковном доме, а псаломщик-учитель помещение в школьном доме с готовым отоплением и освещением.
В 1890 году рядом с церковью построили деревянный дом с помещениями для классов. Вначале школа была одноклассной, а с 1898 года стала двухклассной. В связи с увеличением числа учащихся Братство построило в 1898 и 1905 годах два больших двухэтажных кирпичных здания. После чего, школа могла вместить более 400 детей. Обучение в ней велось бесплатно.

Нарва. Комплекс зданий Братства, в двух кирпичных двухэтажных зданиях которого
с 1919 года располагалась Нарвская городская русская гимназия. Фото 1910 г.
Законоучительство в церкви-школе и богослужения совершали священники Преображенского собора. Церковь и школьные здания являлись собственностью Братства, которое выплачивало жалование священникам и на свои средства содержало школу.
Братство устраивало лекции, чтения, духовные беседы с общим пением, которые посещало большое количество горожан. Одновременно работала народная библиотека. При Братстве было организовано общество трезвости, создан дамский кружок, занимавшийся сбором, денет в пользу бедных. Количество членов Братства в некоторые годы превышало 600 человек.
В отчёте о деятельности Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год, отмечалось, что из отделений Братства старейшим являлось Нарвское, в г. Нарва при Братском Владимирском храме (существовало с 1889 года). Имея на своем попечении многолюдную в епархии (до 400 учащихся) двухклассную Свято-Владимирскую церковно-приходскую школу, отделение Братства с успехом изыскивало средства на содержание храма и школы, поддерживая их на высокой степени благоустройства.
Члены отделения с редкой любовью и единодушием относились ко всем нуждам своего храма и школы и не жалели жертвовать для их процветания.
При Братском храме состоял отдельный причт из священника и псаломщика; пение в храме исполнялось хором учащих и учащихся под руководством псаломщика Владимира Михайловича Лаврова, который был учителем пения. Отделением Братства, не считая вещественных пожертвований в 1911 году было изыскано свыше 3500 рублей. Капитал отделения составлял 31243 рублей 40 копеек и наличными 129 рублей 98 копеек.
30 октября 1937 года, отец Владимир был расстрелян в Ленинграде, куда его доставили специально для этого. Место его захоронения неизвестно, но, возможно, это Левашовское мемориальное кладбище. Иерей Владимир Михайлович Лавров реабилитирован 21 августа 1989 года по заключению Прокуратуры Ленинградской области.
****
С 30 июня по 31 июля 1902 при св. Владимирской двухклассной церковно-приходской школе в городе Нарва проходили обычные летние курсы для учителей церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии. Для участия в курсовых занятиях собрались учащие церковных школ преимущественно Ямбургского и Петергофского уездов, как ближайших к Нарве, всего в количестве до 54 человек. Занятия на курсах происходили определенными существующими правилами: ежедневно три часа утром посвящались занятиям в курсовой школе, где как руководители, так и слушатели курсов давали первые образцовые, а вторые пробные уроки из предметов, школьного курса. Остальное время – час до обеда и три часа вечером удалялись разбору данных утром уроков, методическим беседам и сообщениям и занятием церковным пением. Начало и окончание каждого дня освящались общей молитвой в храме. По воскресным и праздничным дням курсисты присутствовали за всенощным бдением и литургией, причем исполняли все положенное пение и чтение на клиросе. Так как занятия пением были приурочены к тем церковным служениям, которые отправлялись в воскресные дни, то появлялась возможность обставлять эти служения особенно торжественно. Обычно за всенощным исполнялись все положенные стихиры (на Господи воззвах) с канонархом, – прокимны, «всякое дыхание», «свят Господь Бог» пелось знаменным распевом. За время курсов было разучено и исполнено в храме за богослужениями до 25 номеров нотных песнопений различных композиторов, – в том числе 4 догматика знаменного распева, ектении (все) знаменного распева, херувимская песнь (музыка Музыческу), «Господи услыши молитву мою» (музыка Архангельского), пред начинательный псалом, в обработке Львовского и многое другое.
В свободное от занятий время, не нарушая их обычного хода, слушатели курсов были ознакомлены с местными Нарвскими достопримечательностями; так ими были осмотрены древности Нарвского собора, дворец Петра Великого, шведская и русская крепости, знаменитый Нарвский водопад, производство сукон на известной Штиглицевской мануфактуре, производство типографских, линеровальных и переплетных работ в одной из частных типографий, – работ по отливке и отделке чугуна на механическом заводе Д. Зиновьева, – устройство и действие телефона.
15 июля — в день храмового праздника Нарвской братской церкви, под сенью которой приютились курсы, – после торжественной литургии и молебна, – вечером, курсистами и курсистками было устроено чтение избранных отрывков из произведений Гоголя и Жуковского, сопровождавшееся пением гимнов и игрой на фисгармонии некоторых мест из оперы «Жизнь за Царя».
23 и 24 июля изволил посетить курсы преосвященный Константин, епископ Гдовский, председатель Санкт-Петербургского епархиального училищного совета.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии Константин (Булычев)
Владыка слушал уроки курсистов в школе, разбор уроков, методические беседы и пение курсистов, присутствовал на утренней и вечерней молитвах учителей. Пребывание на курсах преосвященного и участие его в курсовых занятиях – было настоящим и редким праздником для участников курсов, воодушевившим их на дальнейшие труды.

Константин (Кирилл Иоакимович Булычев) 23 декабря 1858 (4 января 1859) – 26 июня 1928
Архиепископ Могилевский и Мстиславский 4 октября 1911 – июль 1923
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 29 июля 1901 – 23 апреля 1904
Председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы
с августа с 19 сентября 1901 по апрель 1904 года.
31 июля состоялось закрытие курсов после божественной литургии и благодарственного молебствия Господу и возвращение слушателей в свои школы после усиленных месячных трудов.
Занятия на курсах – как в курсовой школе, так и во время разбора уроков и методических бесед, сопровождавших последние, – имели целью ознакомить участников курсов с главнейшими сторонами преподавания каждого из предметов церковно-приходской школы и их общей постановкой, – а также с устройством церковной школы. В целях расширения умственного кругозора слушателей – священником о. И.П. Слободским во время курсов были произнесены, выслушанные с полным внимавшем, шесть бесед нравственного содержания, имевшие своим предметом популярно-философское изъяснение заповедей блаженства. Кроме того, санитарным врачом К.А. Золотовиным слушатели курсов были ознакомлены с основаниями школьной гигиены и с характерными признаками заразных заболеваний детей школьного возраста.
Инспектором курсов состоял епархиальный наблюдатель церковных школ епархии священник Алексей Азиатский, — он же руководил занятиями по Закону Божию и делал сообщения по общепедагогическим вопросам; руководителями были – по русскому языку преподаватель Нарвской гимназии Б.А. Кишкин, сопровождавший курсистов в их образовательных экскурсиях; по счислению – инспектор Ямбургского городского училища Н.П. Марков, по церковному пению преподаватель Царскосельского духовного училища Н.В. Соколов, прекрасно поставивший курсовой хор и делавший для него не мало переложений из знаменского распева. По чистописанию – старший учитель Кракольской второклассной школы Г.С. Преображенский. Хозяйственною частью курсов заведовал священник Нарвской братской церкви Ф.И. Мудролюбов.
Люди в Церкви. ХХ век. Протоиерей Алексий Михайлович Азиатский.
Через 10 лет, в целях профессиональной подготовки учителей церковно-приходских школ Ямбургского и Гдовского уездов, летом 1913 года, были организованы очередные краткосрочные педагогические курсы в г. Нарве Ямбургского уезда.
Курсы размещались в двух корпусах Нарвской Владимирской двухклассной церковной школы. Один корпус занимали: общежитие учительниц, общая столовая и аудитория; в другом корпусе помещалось общежитие учителей. Курсы продолжались с 8-го июля по 12-е августа. На курсы собралось 82 человека, в том числе 42 учителя и 40 учительниц, из них 14 человек со средним образованием и 68 человек имеющих учительское звание. Большинство учащих, как и предполагалось, явилось из уездов Гдовского и Ямбургского. Особенно охотно откликнулись на курсы, учащие Гдовского уезда (41 чел.). Нарвские курсы имели под собой педагогическо-практический характер. Для занятий намечены были методики школьных предметов: Закона Божий, церковного пения, славянской грамоты, русского языка и арифметики. Добавочно присоединены беседы по общим школьным вопросам и краткий курс Богословия.

Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов (5 февраля 1870 – 10 июля 1938)
Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии с 18 декабря 1910 г. по 14 июля 1918 г.
Руководил курсами Епархиальный наблюдатель протоиерей Алексий Западалов, он же проводил беседы по школьным вопросам.
Богословие читал законоучитель Нарвской гимназии протоиерей И.А. Кочуров. Методики предметов преподавали: Закона Божия — заведующий Кракольской второклассной школы священник К.С. Титов, церковного пения – учитель пения в Санкт-Петербургском Исидоровском училище А.Н. Николов, славянской грамоты и русского языка – преподаватель Тверской Духовной Семинарии А.И. Федоров, арифметики – преподаватель Гатчинской учительской семинарии Р.И. Кадобнов.
Люди в Церкви. ХХ век. Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов.
На беседах Наблюдателя совместно с курсистами обсуждались вопросы, когда начинать и кончать учебный год, при каких условиях возможно введение 4-х годичного курса обучения, какие желательны отношения учащих к заведующим и т.д. Беседы велись часто в урочное время, частью после молитвы (утренней или вечерней).
По Богословию прочитаны были отделы апологетики и догматики. Нравственное Богословие прочитано не было, из-за недостатка выделенных часов.
На занятиях по методике Закона Божия выделено было 16-ть часов. Из них 7 часов употреблено на теорию, 5 часов на показные уроки в образцовой школе и 4 на разбор показных уроков. В своих беседах по методике Закона Божия о. Титов первоначально разъяснял условия, при которых Закон Божий может получать воспитательное значение, затем предлагал учащим практические указания об изучении молитв, священной истории, катехизиса и Богослужения. Показные уроки делились между преподавателем методики и курсистами.
На занятия по пению отведено было 84 часа. Большую часть времени, отведенного на пение, заняли уроки со всем составом курсистов. Занятия заключались в изучении теории пения, в голосовых упражнениях, в показных уроках и разучивании песнопений литургии и всенощной. Помимо общих занятия происходили отдельные занятия в двух группах. Одна группа, численностью в 25 человек, называемая регентской, занималась под руководством А.Н. Николова рассмотрением вопросов, связанных с искусством регентирования. Другая группа, в 25 человек, состоявшая из слабых в пении курсистов проходила начальные уроки теории и практики пения.
Занятия со второй группой велись г. Николовым, а затем под руководством опытных в пении курсистов (Венкова, Альбинского, Плытовой). Показные уроки в образцовой школе давались также, сначала г. Николовым, затем курсистами. К концу курсов курсисты назначались на показные занятия экспромтом, последовательно по несколько человек за один час. Для упражнения в регентировании курсисты, из состава регентской группы, назначались помогать А.Н. Николову на спевках и за службами в церкви.
На занятиях по методикам славянской грамоты и русского языка, не считая времени самостоятельных занятий, отведено было 68 часов, в том числе на беседы и лекции 35 часов, на показные уроки в образцовой школе 16 часов и разбор примерных уроков 17 часов.
На занятиях по арифметики, было выделено 80 часов.
В том числе на беседы 12 часов, на показные уроки 9 часов и разбор уроков 9 часов. На показных уроках Р.И. Кадобнов обращал внимание курсистов как лучше выполнить основную задачу преподавания начальной арифметики – обучение сознательному счету. Показные уроки по арифметике, как и по русскому языку, делились между преподавателями и курсистами.
Порядок курсовых занятий и курсовой жизни был следующий. Вставали курсисты в 7 часов 30 минут. Затем был чай, и совершалась утренняя молитва. Занятия делились на утренние и вечерние. Первые занимали время от 9 часов утра до 1 часу дня, вторые с 5 до 9 часов вечера. Между занятиями (с 1 час. до 5 час.) был перерыв, во время которого курсисты обедали, отдыхали, гуляли и пили вечерний чай. После вечерних занятий сразу был ужин и совершалась вечерняя молитва. После 10 часов курсисты ложились спать. Первые утренние часы отводились преимущественно для бесед или лекций; третий и четвертый для показных занятий в школе или для пения. На вечерних занятиях прежде всего разбирались показные уроки, затем продолжались лекции или занятия по пению. Последний час большей частью отводился или для самостоятельных занятий или, для бесед Наблюдателя, или для групповых занятий по пению. Для показных занятий организована была временная образцовая школа из учеников Владимирской церковной школы. В праздничные дни курсисты ходили к Богослужению преимущественно в братскую Владимирскую церковь за время курсов пели почти все церковные службы.
В свободное от занятий и богослужений время, какого было, очень мало, курсисты осматривали достопримечательности г. Нарвы и один раз выезжали по реке Нарове в курорт Гунгернбург. Порядок курсовой жизни протекал целом удовлетворительно несмотря на то, что занятия происходили в тесной, малоудобной аудитории, а лето, было жаркое и душное.
Курсы часто посещали Председатель Ямбургского отделения Епархиального Училищного Совета протоиерей Д.С. Чистосердов и председатель Нарвского отделения Епархиального Братства протоиерей Василий Иванович Альбов. Кроме того, посещали заведующие церковными школами Ямбургского и Гдовского уездов и учащие церковных школ, не вызванные на курсы. Местная печать также отмечала курсы своим вниманием.
Курсы посетили: бывший Санкт-Петербургский Епархиальный наблюдатель протоиерей А.М. Азиатский и Гдовский наблюдатель священник А.Г. Абакумов.
На закрытие курсов приезжал преосвященный председатель Санкт-Петербургского епархиального училищного совета, Вениамин, Епископ Гдовский.

Священномученик Вениамин (Василий Павлович Казанский) 17 (29) апреля 1873 – 13 августа 1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 25 мая 1917 – 13 августа 1917
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 30 декабря 1909 – 25 мая 1917
Председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы
31 декабря 1909 – 25 мая 1917
Накануне 11-го августа, Владыка выходился всенощной в Братской церкви, 12-го литургию служил в Нарвском Преображенском соборе, при пении курсистов. После литургии Владыка обедал за общими курсовым столом и снимался в общей группе и на прощанье благословлял курсистов «Словом жизни» и собственным ласковым словом. В день закрытия курсов за подписью преосвященного Вениамина была отправлена телеграмма Государю Императору.
Епископ Гдовский Вениамин (Казанский) первый викарий Санкт-Петербургской епархии
На содержание Нарвских курсов Училищный Совет при Святейшем Синоде отпустил 3,637 рублей.
Курсовым хозяйством заведовал священник Нарвской Владимирской церкви, о. П.П. Калинкин.
![]()
По архивам
О деятельности Нарвского отделения говорят и сохранившиеся отчеты, так, согласно отчету о состоянии Нарвского отделения Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год известно, что к 1 января 1912 года отделение состояло из 14 почетных членов, 14 постоянных и 150 действительных.
К 1 января 1912 года в школьном реестре значилось 394 человек обоего пола, а именно: 209 девочек и 185 мальчиков
По народностям они распределялись:
Русских – 331 чел.; Эстов – 50 чел.; Евреев – 12 чел.; Поляков – 1 чел.
В отчетном 1912 году окончили курсы: по II классу мальчиков со льготою 2 разряда – 11 и девочек со свидетельством о знании курса 12. По I классу мальчиков – 14 и девочек 12.
Согласно отчету о состоянии Нарвского отделения Петроградского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы за 1915 год известно, что к 1 января 1916 года отделение состояло из 15 почетных членов, 11 постоянных и 184 действительных.
К 1 января 1916 отчётного года на службе в братской школе состояло 15 должностных лиц, а именно два попечителя (мужской и женской школы), заведующий школою, 9 учительниц, учитель пения и школьный врач. По журналам Братской школы значилось детей обоего пола 463 человека, а именно: 253 девочки и 210 мальчиков.
За отчётный 1916 год было проведено семь заседаний Совета.
Совет решал главным образом вопросы хозяйственные. Советом была разработана детальная смета, обсуждались отчеты по приходу и расходу сумм церковных и школьных, отпускались суммы на непредвиденные нужды. Совет решал об освобождении детей от платы за обучение, ходатайствовал об отпуске дров из казенных дач, выносил решения касательно ремонта классных помещений и квартир, устанавливал единовременные пособия и квартирное довольствие тем учащимся, которые не имеют квартиры при школе, выражалась благодарность жертвователям и другие вопросы.
![]()
О служении в Нарвском отделении Братства священномученика Иоанна Кочурова
Большой вклад в духовно-просветительской деятельности Нарвского Братства внес в будущем священномученик Иоанн Кочуров, который в 1907—1916 годах исполнял обязанности законоучителя в нарвских мужской и женской гимназиях.
На основании Указа Санкт-Петербургской духовной консистории отец Иоанн в августе 1907 года был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и уже с 15 августа 1907 года стал исполнять обязанности законоучителя нарвских мужской и женской гимназий. Приказом главноуправляющего Санкт-Петербургским учебным округом от 20 октября 1907 года отец Иоанн был утвержден на действительную службу в мужскую гимназию и по найму в женскую гимназию Нарвы в должности законоучителя, и именно эта должность стала основной сферой его церковного служения на предстоящие девять лет жизни Педагогическая нагрузка отца Иоанна составляла за годы его преподавания, как правило, в мужской гимназии — 16 часов в неделю и в женской гимназии — 10 часов в неделю. Она требовала от него весьма значительных усилий, учитывая, что преподавание Закона Божия в различных классах в силу широты программы этого предмета предполагало умение законоучителя ориентироваться в самых разных вопросах богословского и общеобразовательного характера.

Иоанн Александрович Кочуров (13.07.1871 – 31.10.1917), протоиерей, священномученик,
первый православный священник пострадавший от большевиков.
Отец Иоанн Кочуров в годы своего служения в Нарве входил в совет Нарвского отделения Братства.
![]()
После 1917 года
В июне 1917 года Нарвское отделение Петроградского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было переименовано в Нарвское Свято-Владимирское Братство и как отделение Петроградского епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы перестало существовать.
В 1919 году церковно-приходская школа была упразднена в связи с реформой образовательной системы в Эстонии. Школьные здания передали русской гимназии, и возник вопрос о дальнейшем существовании школьной церкви. В ней стали проводиться регулярные богослужения, но своего постоянного прихода еще не было.
![]()
В настоящем
На заседании Священного Синода 30 мая 2012 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято решение об образовании в составе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Нарвской епархии в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа).
Преосвященным Нарвским отныне определено иметь титул Нарвский и Причудский. Епископом Нарвским и Причудским члены Синода избрали викария Таллинской епархии епископа Нарвского Лазаря.
В заключении, хотелось бы отметить, что в начале 1890-х годов, в живописном уголке Эстонии, в городе Нарва-Йыэсуу, на высоком берегу реки Наровы, был построен величественный храм с пятью золотыми куполами, построенный во имя великого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.
Примечательно, что торжественная закладка храма была совершена 5 августа 1890 года епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым), который ранее с 17 мая 1882 года по 28 марта 1887 года был первым председателем Совете Братства и одним из создателей Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, других членов императорской фамилии. Император тогда положил в основание храма первый камень.

Арсений (Брянцев) 27.8.1839 – 28.04.1914. Архиепископ Харьковский и Ахтынский 8.2.1903 – 28.4.1914.
Епископ Ладожский, первый викарий Петербургской епархии 17.05.1882 – 28.03.1887
Церковь была освящена 17 августа 1893 года во имя святого равноапостольного князя Владимира, также епископом Арсением (Брянцевым). Пятиглавый храм возвышался на левом берегу реки Нарова и был сооружен по проекту архитектора А.В. Иванова в русском стиле, с каменной звонницей и внутренними галереями для крестных ходов при плохой погоде. Внутреннее убранство храма соответствовало внешней красоте. Утварь и иконостас были устроены на средства Варгунина. Обращал на себя внимание запрестольный образ Спасителя, подаренный императору местным сельским обществом в 1890 году. Приход в Нарва-Йыэсуу был открыт Указом Святейшего Синода от 7 октября 1893 года за № 4668.
Епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Арсений (Брянцев)
При отступлении немецких войск в 1944 году церковь была взорвана.
Прошли годы и бывший храмовый комплекс (часть которого уцелела) был переделан под метеостанцию.
28 марта 2012 года, по инициативе преосвященного Лазаря, епископа Нарвского и Причудского, состоялось подписание договора о передаче части помещений в здании метеорологической станции в Нарва-Йыэсуу (по адресу Койду, 6) под обустройство домового храма во имя святого князя Владимира.
В июле 2013 года Владимирский домовой храм был преобразован в Архиерейское подворье и богослужения стали проводиться ежедневно.
28 июля 2013 года, в день престольного праздника, приход храма отметил 120-летие с момента освящения каменного храма святого князя Владимира – величественного памятника архитектуры. После торжественного праздничного богослужения и крестного хода, епископ Лазарь освятил на берегу реки закладной камень – на том месте, где предполагается восстановить Князь-Владимирскую церковь.
10 мая 2015 года впервые на подворье созывали на богослужение колокола новой звонницы.
В ноябре 2017 года Преосвященным Владыкой Лазарем настоятелем храма святого князя Владимира назначен иеромонах Даниил (Буров).
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 10 ноября 2024 года.

















