Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Создание Нарвского городского отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

История создания Нарвского отделения берет свое начало с 1888 года, когда в городе Нарва (ныне Эстония), в 1888 году, в память 900-летия крещения Руси, было создано религиозное общество, ставившее своей целью религиозно-нравственное просвещение среди православных. Также, образованное общество предложило построить в Нарве церковно-приходскую школу вместе с часовней или церковью.

Автором идеи создания духовно-просветительского общества стал священник Спасо-Преображенского собора Николай Васильевич Сахаров (с 1885 по 1891 год), Законоучитель православного исповедания Нарвской мужской гимназии (с 1890 по 1911 год), который предложил построить в Нарве церковно-приходскую школу вместе с часовней или церковью при ней. Этот проект поддержали священнослужители собора, к ним присоединились городская интеллигенция и купечество.

Постановлением Городского управления Нарвы 1888г., стр. 40-42, было отведено место и пожертвован строительный материал для постройки часовни, а также для церковно-приходской школы имени святого благоверного князя Владимира. Помимо этого, было роздано 500 брошюр о князе Владимире воспитанникам и воспитанницам учебных заведений.

Необходимо отметить, что 28 мая 1888 года императором Александром II по докладу Синодального обер-прокурора были утверждены правила об уездных отделениях Епархиальных училищных Советов.

Правила регламентировали создание в уездных городах или других административных пунктах каждой епархии отделений Епархиального училищного совета, с целью надлежащего управления церковно-приходскими школами на территории епархии.

Председателем уездного отделения Епархиального училищного Совета предписывалось к назначению епархиальным архиереем настоятель местного собора или один из местных протоиереев, или священников, по усмотрению преосвященного.

В состав уездного отделения должны были входить духовные и светские лица, назначаемые епархиальным преосвященным.

Священники-наблюдатели должны были состоять членами уездных отделений по должности и посещать очередные заседания этих отделений.

В правилах был определен круг деятельности уездного отделения, поиск учителей, изыскание местных средств, устройство книжного склада, библиотек, назначение секретаря и казначея, периодичность заседаний, утверждение постановлений отделений, порядок хранения и использования отчётности.

При этом в ведении братства состояли церковно-приходские школы и школы грамоты и все связанные дела Епархиального училищного Совета.

Пользуясь утверждёнными правилами об уездных отделениях училищных Советов, Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы начало создавать уездные отделения на территории Санкт-Петербургской епархии.

Таким образом на основании утвержденных императором Александром II правил и созданного в 1888 году религиозного общества было образовано Нарвское городское отделение Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Устав Нарвского отделения братства был утвержден 17 мая 1889 года Епископом Ладожским, викарием Петербургской епархии – председателем Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы Митрофаном (Невским).

Таким образом, на сегодняшний день, в связи с отсутствием других исторических данных, дату утверждения устава можно считать днем образования Нарвского отделения братства.

Митрофан (Невский) около 1836 – 23.5.1899. Епископ Смоленский и Дорогобужский 2.1.1899 – 23.5.1899. Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 14.2.1888 – 12.7.1890 (Портрет из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань)

Митрофан (Невский) около 1836 – 23.5.1899. Епископ Смоленский и Дорогобужский 2.1.1899 – 23.5.1899.
Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 14.2.1888 – 12.7.1890
(Портрет из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань)

При этом, необходимо отметить, что Нарвское отделение располагалось в границах не принадлежащего к уезду городе Нарва, а в церковно-административном управлении входило в Нарвское викариатство, которое также именовалось по городу Нарва до 23 декабря 1917 года входившему в Санкт-Петербургскую губернию.

Датой образования Нарвского викариатства можно считать 24 апреля 1887 года, когда императором Александром III был утвержден доклад Святейшего Синода «Об утверждении в пределах Санкт-Петербургской и Московской епархий епископских кафедр третьих викариев с именованием третьего викария Санкт-Петербургской епархии епископом Нарвским и с переводом на эту кафедру содержания епископа Выборгского, а третьего викария Московской епархии – епископом Волоколамским; О переименовании второго викария Санкт-Петербургской епархии, епископа Выборгского Сергия в епископа Ладожского, первого викария той же епархии…».

Первым викарием Нарвским, вступившим на вновь учрежденную кафедру в 1887 году, был преосвященный Владимир (Шимкович), управлявший кафедрой три года, с 1887 по 1890 года.

Владимир (Шимкович) (1841 – 1926), митрополит Воронежский и Задонский, исповедник, святитель. Фото. кон. XIX - нач. XX в. (РГИА)

Владимир (Шимкович) (1841 – 1926), митрополит Воронежский и Задонский, исповедник, святитель.
Фото. кон. XIX — нач. XX в. (РГИА)

Следовательно образование Нарвского отделения братства шло одновременно с реорганизацией циркового административно-территориального управления Санкт-Петербургской епархии, а также с расширением деятельности Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, в части распространения грамотности, религиозно-нравственного просвещения и миссионерской деятельности.

Нарвское городское отделение, как и другие отделения Братства представляло собой промежуточную административную инстанцию между Епархиальным Училищным Советом и церковно-приходскими школами. Члены Отделений посещали школы, участвовали в производстве экзаменов; священники-наблюдатели, кроме посещения школ и председательства в экзаменационных комиссиях, составляли отчеты о школах и о состоянии духовного просвещения.

Нарвское Отделение Православного Санкт-Петербургского братства, состояло из духовных и светских лиц, имело целью распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения в городе Нарва и его окрестностях.

Для выполнения этих целей, отделение через взаимодействие с настоятелями приходских церквей и светскими властями оказывало содействие к устройству церковно-приходской школы, развитию внебогослужебных собеседований пастырей с народом, пополнению библиотеки, книжного склада и развитию церковного пения.

Устав Нарвского отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Устав Нарвского отделения Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Средства отделения Братства составляли от добровольных приношений лиц, сочувствующих целям Отделения. Никаких обязательных взносов при поступлении в отделение не требовалось. Однако, всякий, поступающий в число членов отделения, принимал на себя нравственное обязательство содействовать осуществлению целей отделения или своею личною деятельностью, или своими денежными и другими пожертвованиями, или тем и другим вместе. Для привлечения денежных средств, все искусственные меры как балы, концерты, литературные чтения и пр. не допускались.

Совет отделения, владел всеми делами отделения на основании Устава и постановлений общего собрания членов отделения.

Председателем Совета отделения братства, на которого одновременно возлагались обязанности Председателя общего собрания членов отделения, согласно уставу братства, предписывалось быть настоятелю Преображенского собора.

Председатель Нарвского отделения состоял Петр Федорович Иовлев, сын протоиерея, потомственного дворянина. Его деятельность была тесно переплетена с историей Нарвского отделения братства и всего школьного дела Нарвы последней четверти ХIХ века и начала ХХ века г. Нарва.

Отец Петр 16 мая 1865 года окончил Петербургскую духовную семинарию по 1-му разряду, а через несколько дней 25 мая 1867 года был рукоположен в сан иерея и назначен священником Спасо-Преображенского собора.

Петр Федорович Иовлев (31.08.1843 - 23.10.1906) Настоятель Спасо-Преображенского собора (январь 1897 - 3 октября 1905)

Петр Федорович Иовлев (31.08.1843 — 23.10.1906)
Настоятель Спасо-Преображенского собора (январь 1897 — 3 октября 1905)

Нужно отметить, что уже с 1886 года, священник Петр Иовлев, проходя службу в Преображенском соборе, по предложению Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы проводил лекции с прихожанами после богослужения о христианской вере и богослужении православной церкви, с объявлением воскресных Евангельских чтений.

17 января 1870 он был назначен законоучителем православного вероисповедания в Нарвское высшее уездное училище, а через пять лет, 15 июля 1875 года переведен на такую же должность в Нарвскую мужскую прогимназию, которую занимал до 1 августа 1895 года. При этом, с1 января 1875 года по 1 января 1880 года состоял законоучителем при школе воспитанников Императорского воспитательного дома при Кренгольмской мануфактуре.

С 16 августа 1870 года по 19 июля 1875 год служил законоучителем в женском училище при лютеранской церкви Св. Иоанна. По просьбе Нарвского благотворительного общества и с разрешения попечителя Петербургского учебного округа с 17 ноября 1884 открыл бесплатную школу для мальчиков. Эта школа находилась под покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича.

Указом Петербургской духовной консистории 23 октября 1889 года он был назначен благочинным 1-го Ямбургского округа, но по состоянию здоровья уволен с этой должности 7 декабря того же года.

Духовенством 2-го Ямбургского округа Благочиннического избран духовником и утвержден Его Высокопреосвященством 3 октября 1891 года.

С 17 мая 1889 состоял членом совета Нарвского отделения Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, а с января 1897 — его председателем.

В 1900 году отец Петр был избран в состав правления Нарвского музыкального общества. Состоял в должности блюстителя школы Музыкального общества до 1903, где также преподавал Закон Божий.

В 1905 года отец Петр был освобожден от должности настоятеля Преображенского собора по состоянию здоровья и преклонности лет. Похоронен 25 октября 1906 года причтом всех церквей города Нарвы на Ивановском кладбище.

Спасо-Преображенский собор, место службы священника Петра Иовлева, располагался почти в центре города. на возвышенности и был обращен фасадом и колокольней на главную Вышгородскую улицу. По мнению историка Гансена, собор представлял собой одно из древнейших зданий города. Древность соборного здания подтверждалась еще и тем, что что внутри собора имелось надгробные плиты 1314 года. Устроенный вместо лютеранской церкви собор был освящен 29 июня 1708 года в присутствии императора Петра Великого и посвящен во имя Преображения Господня.

Спасо-Преображенский собор был построен из плиты, в древне-романском стиле и представлял собою продолговатое здание с карнизами и черепичною крышею; с севера его поддерживали три, а с юга — пять плитных контрфорсов. Внутри собора, с каждой стороны его находилось по пяти плитных шестигранных колонн.

Нарва. Собор Спаса Преображения. Эстония, Ида-Вирумаа, Нарва, ул. Виру, 15-17. Собор утрачен.

Нарва. Собор Спаса Преображения. Эстония, Ида-Вирумаа, Нарва, ул. Виру, 15-17. Собор утрачен.

Как только собор был обращен в православный храм, начались его органические изменения: прежде всего, были пристроены алтари. В перестройке храма, вероятно, принимал участие Доменико Трезини. Пристройка алтарей не слишком значительно изменила архитектурные достоинства храма, тем более что в соборе появились иконостасы, чудные по своей красоте, оригинальные по замыслу и великолепные по исполнению. Особенно прекрасен был иконостас главного придела – прототип иконостаса ещё больших достоинств, а именно иконостаса Санкт-Петербургского Петропавловского собора.

Идея построения была одна и та же: колоссальные царские врата, являющиеся главным элементом этого сооружения, поглощая собой все внимание зрителя. В соборе церкви находились образа «святителя и чудотворца Николая» и «Тихвинской Божией Матери», «по преданию жителей», взятые из огня невредимыми.

Во второй половине XVIII века к северной стороне собора был пристроен каменный тёплый придел во имя святителя Николая Чудотворца, сооруженный на средства нарвского купца Демида Демидова.

Ворота, выходящие на соборную территорию за свое архитектурное убранство, имели народное название «ворота смерти».

C августа 1907 года по ноябрь 1916 года сверхштатным священником Преображенского собора в Нарве был Иоанн Кочуров.

Здание Спасо-Преображенского собора в Нарве было разрушено в 1944 году в ходе военных действий. В 1950-х годах снесены его развалины.

В соборе хранилось резное Распятие середины XVII века работы скульптора Э. Тилле, чудом уцелевшее в 1944 году. Его перенесли в Кренгольмскую Воскресенскую церковь.

с 10 октября 1905 настоятель Спасо-Преображенского собора Нарвы был назначен проторей Алексей Васильевич Братолюбов, законоучитель, настоятель Екатерининского собора Ямбурга. За усердное прохождение своей должности заслужил похвальный отзыв епископа Гдовского Вениамина (указ 1 экспедиции Духовной Консистории 27 сентября 1901 № 553).

Братство построило церковь, которая вначале должна была служить и школой. Она была заложена 16 июля 1889 года и торжественно освящена 29 июля 1890 года председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Ладожским Митрофаном во имя равноапостольного князя Владимира.

Церковь возвели в северной части Старого города Авторы проекта храма – русский военный инженер, строитель и архитектор, генерал-майор Клодницкий Иван Климентьевич и Нарвским архитектор Александр. Новицкий. Храм представлял собой небольшое одноэтажное здание с отдельно стоящей колокольней.

Церковь каменная, теплая, однопристольная. Земли при церкви 1110,8 квадратных сажень. Прихода нет. В школе в1898-99 годах обучалось 214 мальчиков и девочек. Причта по штату положено: священник и псаломщик – учитель. Содержание причта: священник получает от казны жалованья 300 рублей в год и за законоучительство 120 рублей в год., псаломщик 100 рублей жалованья и да учительство 240 рублей в год. Священник имеет помещение в церковном доме, псаломщик-учитель в школьном дом с готовым отоплением и освещением.

В 1890 году рядом с церковью построили деревянный дом с помещениями для классов. Вначале шкала была одноклассной, с 1898 года стала двухклассной. В связи с увеличением числа учащихся Братство построило в 1898 и 1905 годах два больших двухэтажных кирпичных здания. Теперь школа могла вместить более 400 детей. Обучение в ней было бесплатны.

Нарва. Комплекс зданий братства, в двух кирпичных двухэтажных зданиях которого с 1919 года располагалась Нарвская городская русская гимназия. Фото 1910 г.

Нарва. Комплекс зданий братства, в двух кирпичных двухэтажных зданиях которого
с 1919 года располагалась Нарвская городская русская гимназия. Фото 1910 г.

Законоучитсльство в церкви-шкале и богослужения совершали священники Преображенского собора. Церковь и шкальные здания являлись собственностью Братства, которое выплачивало жалование священникам и на свои средства содержало школу.

Братство устраивало лекции, чтения, духовные беседы с общим пением, которые посещали большое количество горожан. Одновременно работала народная библиотека. При Братстве было организовано общество трезвости, создан дамский кружок, занимавшийся сбором, денет в пользу бедных. Количество членов Братства в некоторые годы превышало 600 человек.

В отчёте о деятельности Санкт-Петербургского Православного Епархиального за 1911 год, отмечалось, что из отделений Братства старейшим является Нарвское, в г. Нарва при Братском Владимирском храме (существует с 1889 г.). Имея на своем попечении многолюдную в епархии до 400 учащихся) двухклассную Свято-Владимирскую церковно-приходскую школу, отделение Братства с успехом изыскивало средства на содержите храма и школы, поддерживая их на высокой степени благоустройства.

Члены отделения с редкой любовью и единодушием относились ко всем нуждам своего храма и школы и не жалели жертвовать для их процветания.

При Братском храме состоит отдельный причт из священника и псаломщика; пение в храме исполняется хором, учащих и учащихся под руководством псаломщика, он же учитель пения Владимир Михайлович Лаврова. Отделением Братства, не считая вещественных пожертвований изыскано за год свыше 3500 рублей. Капитал отделения составляет 31243 рублей 40 копеек и наличными 129 рублей 98 копеек.

30 октября 1937 года, отец Владимир был расстрелян в Ленинграде, куда его доставили специально для этого. Место его захоронения неизвестно, но, возможно, это Левашовское мемориальное кладбище. Иерей Владимир Михайлович Лавров реабилитирован 21 августа 1989 года по заключению Прокуратуры Ленинградской области.

Разрыв между текстом

В 1917 году Нарвское отделение Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы было переименовано в Нарвское Свято-Владимирское братство.

В 1919 году церковно-приходская школа была упразднена в связи с реформой образовательной системы в Эстонии. Шкальные здания передали русской гимназии, и возник вопрос о дальнейшем существовании шкальной церкви. В ней стали проводиться регулярные богослужения, но своею постоянного прихода еще не было.

В 1921 году по ходатайству Совета Братства Свято-Владимирской церкви выдали метрические книги, что послужило основанием для создания самостоятельного прихода и превращения бывшей школьной церкви в приходскую. Энергичный протест против отдельной метрификации при Братской церкви выразили приходские советы других нарвских церквей. Они ссылались на то, что в Нарве много приходских церквей, которые из-за малочисленности своих приходов испытывают материальные трудности. Создание нового прихода в таких условиях могло оказать негативное воздействие на другие. Таким образом. Владимирский приход был создан в какой-то мере искусственно. В том же году митрополит Эстонский Александр предложил приходу Преображенского собора объединиться с Братской Владимирской церковью. Но в 1921 году этого не произошло, и в дальнейшем приходы вынуждены были между собой конкурировать, что взаимно ослабляло их. В 1937 году приходы, наконец, объединились. Просветительская деятельность Братства продолжалась и после слияния приходов.

Церковь святого равноапостольного князя Владимира. Фото 1930-х гг.

Церковь святого равноапостольного князя Владимира. Фото 1930-х гг.

Настоятелем храма более 25 лет (1918-1944) служил протоиерей Павел Калинкин, впоследствии настоятель Никольской церкви в Коппеле (Таллинн). Также более 25 лет в Братской Князь-Владимирской церкви певцом, чтецом и псаломщиком, регентом общенародного хора служил уроженец с. Ложголово Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии Николай Недремский (1883-1962), рукоположенный в 1938 г. во диакона, а в 1944 г. во священника.

В годы Второй Мировой войны Братство прекратило свое существование. В 1944 году во время военных действий под Нарвой церковь подверглась разрушению.

В настоящее время в перестроенном здании бывшей церкви-школы, расположенном по адресу Vestervalli 25, располагается стоматологическая поликлиника.

В одном сохранившемся школьном здании Свято-Владимирского братства (адрес: Vestervalli 29) в 1997 году было ателье, в настоящее время – клиника Люмам.

Левое здание Бывший храм (ныне– стоматологическая поликлиника). Второе здание Свято-Владимирского братства, в настоящее время – клиника Люмам.

Левое здание Бывший храм (ныне– стоматологическая поликлиника).
Второе здание Свято-Владимирского братства, в настоящее время – клиника Люмам.

Большой вклад в духовно-просветительской деятельности нарвского братства внес в будущем священномученик Иоанн Кочуров, который в 1907—1916 годах исполнял обязанности законоучителя в нарвских мужской и женской гимназиях.

На основании Указа Санкт-Петербургской духовной консистории отец Иоанн в августе 1907 года был приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы и уже с 15 августа 1907 года стал исполнять обязанности законоучителя нарвских мужской и женской гимназий. Приказом главноуправляющего Санкт-Петербургским учебным округом от 20 октября 1907 года отец Иоанн был утвержден на действительную службу в мужскую гимназию и по найму в женскую гимназию Нарвы в должности законоучителя, и именно эта должность стала основной сферой его церковного служения на предстоящие девять лет жизни Педагогическая нагрузка отца Иоанна составляла за годы его преподавания, как правило, в мужской гимназии — 16 часов в неделю и в женской гимназии — 10 часов в неделю. Она требовала от него весьма значительных усилий, учитывая, что преподавание Закона Божия в различных классах в силу широты программы этого предмета предполагало умение законоучителя ориентироваться в самых разных вопросах богословского и общеобразовательного характера.

Иоанн Александрович Кочуров (13.07.1871 – 31.10.1917), протоиерей, священномученик, первый православный священник пострадавший от большевиков.

Иоанн Александрович Кочуров (13.07.1871 – 31.10.1917), протоиерей, священномученик,
первый православный священник пострадавший от большевиков.

Отец Иоанн Кочуров в годы своего служения в Нарве входил в совет Нарвского отделения братства.

Разрыв между текстом

С 30 июня по 31 июля 1902 при св. Владимирской двухклассной церковноприходской школе в городе Нарва проходили обычные летние курсы для учащих церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии. Для участия в курсовых занятиях собрались учащие церковных школ преимущественно Ямбургского и Петергофского уездов, как ближайших к Нарве, всего в количестве до 54 человек. Занятия на курсах происходили определенными существующими правилами: ежедневно три часа утром посвящались занятиям в курсовой школе, где как руководители, так и слушатели курсов давали первые образцовые, а вторые пробные уроки из предметов, школьного курса. Остальное время – час до обеда и три часа вечером удалялись разбору данных утром уроков, методическим беседам и сообщениям и занятием церковным пением. Начало и окончание каждого дня освящались общей молитвой в храме. По воскресным и праздничным дням курсисты присутствовали за всенощным бдением и литургией, причем исполняли все положенное пение и чтение на клиросе. Так как занятия пением были приурочены к тем церковным служениям, которые отправлялись в воскресные дни, то появлялась возможность обставлять эти служения особенно торжественно. Обычно за всенощным исполнялись все положенные стихиры (на Господи воззвах) с канонархом, – прокимны, «всякое дыхание», «свят Господь Бог» пелось знаменным, распевом. За время курсов было разучено и исполнено в храме за богослужениями до 25 номеров нотных песнопений различных композиторов, – в том числе 4 догматика знаменного распева, ектении (все) знаменного распева, херувимская песнь (музыка Музыческу), «Господи услыши молитву мою» (музыка Архангельского), пред начинательный псалом, в обработке Львовского и многое другое.

В свободное от занятий время, не нарушая их обычного хода, слушатели курсов были ознакомлены с местными Нарвскими достопримечательностями; так ими были осмотрены древности Нарвского собора, дворец Петра Великого, шведская и русская крепости, знаменитый Нарвский водопад, производство сукон на известной Штиглицевской мануфактуре, производство типографских, линеровальных и переплетных работ в одной из частных типографий, – работ по отливке и отделке чугуна на механическом заводе Д. Зиновьева, – устройство и действие телефона.

15 (июля в день храмового праздника Нарвской братской церкви, под сенью которой приютились курсы, – после торжественной литургии и молебна, – вечером, курсистами и курсистками было устроено чтение избранных отрывков из произведений Гоголя и Жуковского, сопровождавшееся пением гимнов и игрой на фисгармонии некоторых месть из оперы «Жизнь за Царя».

23 и 24 июля изволил посетить курсы Преосвященный Константин, епископ Гдовский, председатель Санкт-Петербургского Епархиального Училищного совета. Владыка слушал уроки курсистов в школе, разбор уроков, методические беседы и пение курсистов, присутствовал на утренней и вечерней молитвах учителей. Пребывание на курсах Преосвященного и участие его в курсовых занятиях – было настоящим и редким праздником для участников курсов, воодушевившим их на дальнейшие труды.

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937.Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930. Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937.
Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930.
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909

31 июля состоялось закрытие курсов после божественной литургии и благодарственного молебствия Господу и возвращение слушателей в свои школы после усиленных месячных трудов.

Занятия на курсах – как в курсовой школе, так и во время разбора уроков и методических бесед, сопровождавших последние, – имели целю ознакомить участников курсов с главнейшими сторонами преподавания каждого из предметов церковно-приходской школы и их общей постановкой, – а также с устройством церковной школы. В целях расширения умственного кругозора слушателей – священником о. И.П. Слободским во время курсов были произнесены, выслушанные с полным внимавшем, шесть бесед нравственного содержания, имевшие своим предметом популярно-философское изъяснение заповедей блаженства. Кроме того, санитарным врачом К.А. Золотовиным слушатели курсов были ознакомлены с основаниями школьной гигиены и с характерными признаками заразных заболеваний детей школьного возраста.

Инспектором курсов состоял епархиальный наблюдатель церковных школ епархии священник Алексей Азиатский, — он же руководил занятиями по Закону Божию и делал сообщения по общепедагогическим вопросам; руководителями были – по русскому языку преподаватель Нарвской гимназии Б.А. Кишкин, сопровождавший курсистов в их образовательных экскурсиях; по счислению – инспектор Ямбургского городского училища Н.П. Марков, по церковному пению преподаватель Царскосельского духовного училища Н.В. Соколов, прекрасно поставивший курсовой хор и делавший для него не мало переложений из знаменского распева. По чистописанию – старший учитель Кракольской второклассной школы Г.С. Преображенский. Хозяйственною частью курсов заведовал священник Нарвской братской церкви Ф.И. Мудролюбов.Разрыв между текстом

О деятельности Нарвского отделения говорят и сохранившиеся отчеты, так, согласно отчету о состоянии Нарвского отделения Петроградского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы за 1911 год известно, что к 1 января 1912 года отделение состояло из 14 почетных членов, 14 постоянных и 150 действительных.

К 1 января 1912 года в школьном реестре значилось 394 человек обоего пола, а именно: 209 девочек и 185 мальчиков

По народностям они распределялись:

Русских – 331 чел.; Эстов – 50 чел.; Евреев – 12 чел.; Поляков – 1 чел.

В отчетном году окончили курсы: по II классу мальчиков со льготою 2 разряда – 11 и девочек со свидетельством о знании курса 12. По I классу мальчиков – 14 и девочек 12.

Согласно отчету о состоянии Нарвского отделения Петроградского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы за 1915 год известно, что к 1 января 1916 года отделение состояло из 15 почетных членов, 11 постоянных и 184 действительных.

К 1 января 1916 отчётного года на службе в Братской школе состояло 15 должностных лиц, а именно два попечителя (мужской и женской школы), заведующий школою, 9 учительниц, учитель пения и школьный врач. По журналам Братской школы значилось детей обоего пола 463 человека, а именно: 253 девочки и 210 мальчиков.

За отчётный период было проведено семь заседаний Совета.

Совет решал главным образом вопросы хозяйственные. Советом была разработана детальная смета, обсуждались отчеты по приходу и расходу сумм церковных и школьных, отпускались суммы на непредвиденные нужды. Совет решал об освобождении детей от платы за обучение, ходатайствовал об отпуске дров из казенных дач, выносил решения касательно ремонта классных помещений и квартир, устанавливал единовременные пособия и квартирное довольствие тем учащимся, которые не имеют квартиры при школе, выражалась благодарность жертвователям и т. д.

Как уже ранее говорилось, в июне 1917 года Нарвское отделение было переименовано в Свято-Владимирское Братство и как отделение Петроградского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы перестало существовать.

Разрыв между текстом

На заседании Священного Синода 30 мая 2012 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято решение об образовании в составе Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Нарвской епархии в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Преосвященным Нарвским отныне определено иметь титул Нарвский и Причудский. Епископом Нарвским и Причудским члены Синода избрали викария Таллинской епархии епископа Нарвского Лазаря.

Лазарь, епископ Нарвский и Причудский (Гуркин Александр Николаевич)

Лазарь, епископ Нарвский и Причудский (Гуркин Александр Николаевич)

В заключении, хотелось бы отметить, что в начале 1890-х годов, в живописном уголке Эстонии, в городе Нарва-Йыэсуу, на высоком берегу реки Наровы, был построен величественный храм с пятью золотыми куполами, построенный во имя великого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира. Начало 1900-х годов в 1910-е годы

Храм Святого Равноапостольного Князя Владимира. Начало 1900-х годов

Примечательно, что торжественная закладка храма была совершена 5 августа 1890 года епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым), который ранее с 17 мая 1882 года по 28 марта 1887 года был первым председателем Совете Братства и одним из создателей Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны, других членов императорской фамилии. Император тогда положил в основание храма первый камень.

Арсений (Брянцев) 27.8.1839 – 28.04.1914. Архиепископ Харьковский и Ахтынский 8.2.1903 – 28.4.1914. Епископ Ладожский, первый викарий Петербургской епархии 17.05.1882 – 28.03.1887

Арсений (Брянцев) 27.8.1839 – 28.04.1914. Архиепископ Харьковский и Ахтынский 8.2.1903 – 28.4.1914.
Епископ Ладожский, первый викарий Петербургской епархии 17.05.1882 – 28.03.1887

Церковь была освящена 17 августа 1893 года во имя святого равноапостольного князя Владимира, также епископом Арсением (Брянцевым). Пятиглавый храм возвышался на левом берегу реки Нарова и был сооружен по проекту архитектора А.В. Иванова в русском стиле, с каменной звонницей и внутренними галереями для крестных ходов при плохой погоде. Внутреннее убранство храма соответствовало внешней красоте. Утварь и иконостас были устроены на средства Варгунина. Обращал на себя внимание запрестольный образ Спасителя, подаренный императору местным сельским обществом в 1890 году. Приход в Нарва-Йыэсуу был открыт Указом Святейшего Синода от 7 октября 1893 года за № 4668.

При отступлении немецких войск в 1944 году церковь была взорвана.

Прошли годы и бывший храмовый комплекс (часть которого уцелела) был переделан под метеостанцию.

28 марта 2012 года, по инициативе Преосвященного Лазаря, епископа Нарвского и Причудского, состоялось подписание договора о передаче части помещений в здании метеорологической станции в Нарва-Йыэсуу (по адресу Койду, 6) под обустройство домового храма во имя святого князя Владимира.

В июле 2013 года Владимирский домовой храм был преобразован в Архиерейское подворье и богослужения стали проводиться ежедневно.

28 июля 2013 года, в день престольного праздника, приход храма отметил 120-летие с момента освящения каменного храма святого князя Владимира – величественного памятника архитектуры. После торжественного праздничного богослужения и крестного хода, епископ Лазарь освятил на берегу реки закладной камень – на том месте, где предполагается восстановить Князь-Владимирскую церковь.

Закладной камень на месте планируемого восстановления Князь-Владимирской церкви

Закладной камень на месте планируемого восстановления Князь-Владимирской церкви

10 мая 2015 года впервые на подворье созывали на богослужение колокола новой звонницы.

В ноябре 2017 года Преосвященным Владыкой Лазарем настоятелем храма святого князя Владимира назначен иероманах Даниил (Буров).

 

Pokrova2021

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление