Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении

«Когда до основания разрывают старый мир, чтобы лишь на развалинах его строить новый фантастический мир, когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке «когда падоша сильнии» (2Цар.1:25–27) многие, «твердое основание Божие» (2Тим.2:19) – Церковь Божия, стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят (Иларий, Отр.7, 4). «Враги хотели бы почитать нас отжившими, умершими, но вот мы живы» (2Кор.6:9), и «жива будет душа наша» (Пс.118:175). Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь, та Русская Православная Церковь, о которой так любили недавно повторять, что она в параличе, что лишь полицейской силой государства держится она. Но вот силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников. Наблюдая все это и размышляя над всем этим, чувствую я, что «распространились стопы мои подо мною» (Пс.17:37) и «на камне поставил Господь ноги мои» (Пс.39:3), «да не ослабеет сердце мое» (Втор.20:3).»

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

30 октября Святая Церковь с большим вниманием и надеждой совершает Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Об установлении поминовения
Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов определил ежегодно совершать 7 февраля или в следующий за ним воскресный день молитвенное поминовение «усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и новомучеников». 25 марта 1991 года это поминовение «исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову» было возобновлено Священным Синодом, который определил: «Заупокойное поминовение сих мучеников и исповедников творить 25 января старого стиля — в случае совпадения сего дня с воскресеньем или в ближайшее воскресенье после 25 января». Архиерейский Собор 1992 года определил в тот же день совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских. Архиерейский Собор 2013 года внес уточнение в дату празднования, с учетом практики Русской Зарубежной Церкви. В этот день также совершается заупокойное поминовение «всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову».

В документе Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» подчеркивается, что Русская Православная Церковь, почитая святость новомучеников и исповедников ХХ века и утверждая их особый вклад во вселенское Православие, «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории».

Памятник "Молох тоталитаризма" у входа в Левашовскую пустошь

Памятник «Молох тоталитаризма» у входа в Левашовскую пустошь

Члены Священного Синода на заседании 23-24 сентября 2021 года в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову(Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской),  благословили на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Крест и канун. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Крест и канун. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Синодам Самоуправляемых Церквей, экзархатов, митрополичьих округов, а в епархиях, расположенных за пределами России вне перечисленных частей Русской Православной Церкви, — епархиальным архиереям вместе с епархиальными собраниями, предложено определить, исходя из местных потребностей и условий, день совершения особенных заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Священный Синод определил в упомянутый день следующий порядок совершения богослужений:

  1. В Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя — Божественная литургия и панихида архиерейским чином;
  2. Во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных — заупокойные богослужения архиерейским чином;
  3. В храме на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, — Божественная литургия и панихида (с сохранением сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных);
  4. В духовных академиях и семинариях при участии учащихся — заупокойные богослужения;
  5. В приходских храмах и в монастырях — заупокойные богослужения.

Священный Синод определил в читать в Церкви обо всех убиенных в годы репрессий:

«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».

«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».

Разрыв между текстом
Радость и горе
(священномученик Онуфрий (Гагалюк))
Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

«Различать лицо неба вы умеете, а знамений времени не можете» (Мф. 16:3).

По астрологическим наблюдениям, с 25 или 12 июня начинается поворот солнца на зиму. В самый разгар лета, когда природа так пышно расцвела и когда, кажется, не будет конца теплу и свету – в это время напоминают нам о суровой зиме, с ее холодом и тьмою. Тут тебе нравоучение, христианин: никогда не забывайся в радости и веселии, но помни и о скорби.

В раннюю, светлую пору юности – помышляй о старости, а там и о страшной смерти и будущем суде, где дашь отчет о всей своей жизни…

А 25 или 12 декабря солнце поворачивается с зимы на лето. Во время упорных морозов, когда вся природа скована холодом, когда как бы нет надежды на ее воскресение – нам говорят, что приближается лето, с его теплом, светом, с цветами полей и лугов.

Так, возлюбленные, и вы не унывайте, когда видите кругом зло и несправедливость. Hе вечно оно будет, но настанет и злу конец, будет общее воскресение, вечная радость и вечное блаженство. Так и в земной жизни проходят чередою и тепло и холод, и радость и горе. Hо настанет время, вечное время, когда для одних придет вечный холод, тоска и муки вечные, а для других – вечное блаженство и радость. Смотри же, возлюбленный, не будь легкомыслен, но пpоводи жизнь земную так, чтобы в вечной жизни быть тебе в радости и блаженстве.

Аминь

Разрыв между текстом

Завтра будут вспоминаться люди, чья жизнь и служение были непосредственно связаны с Церковью Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, люди чья жизнь и служение пришлись на время Русской Смуты и разразившихся невиданных гонений, люди, которые в беспросветном, мертвяще-липком холоде страданий жили живой Верой в Живого Бога и несли эту Веру, становясь утешительными людьми, пусть даже, для немногих.

Время плохо сохранило их имена, многие не известны, биографии разнятся и крайне сложно восстановимы, но даже эти крохи служат примером и источником мужества в меняющемся современном мире, ведь если утешительные священники служили в тюрьмах, после работы в лагерях, слушали, поддерживали и спасали, а женщины сохраняли, стояли ночами перед тюрьмами, делились последним, то какие сейчас дискуссии и сомнения в Вере могут быть…

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор.12:12-27).

Известные, на сегодняшний день, имена и биографии:

Настоятели:

Протоиерей Петр Семенович Туманов (12.02.1868 — расстрелян 18.03.1938 (Особой Тройкой при УНКВД по Ленинградской области предъявлено обвинение — ст. 17-58-8, 58-10 УК РСФСР «участие в контрреволюционной деятельности, направленной против Советской власти и Советского Правительства»)

Время служения 29.12.1898 – 1912 год

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Петр Семенович Туманов. Родился Петр Семенович Туманов 12 февраля (30 января по ст. ст.) 1868 года в бедной семье сельского священника церкви во имя Святого Пророка Илии, приписанной к Свято-Троицкой церкви села Курвуши Лодейнопольского уезда. Ильинская церковь, 1670 года постройки, была деревянной, имела один престол и колокольню. Церковь была холодной, богослужения совершались редко: на третий день Пасхи, в праздник Пророка Илии и в некоторые другие воскресные дни в летнее время. Опубликовано 11.02.2024



 

Протоиерей Андрей Иоаннович Простосердов (18.11.1884 — ?)

Время служения с 9 ноября (27 октября по ст. ст.) 1915 года, с 1918 года — настоятель

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаДень памяти протоиерея Андрея Иоанновича Простосердова. Андрей Иоаннович родился 18 ноября (6 ноября по ст.стилю) 1884 года в семье из духовного сословия. 12 июня 1906 года Андрей Простосердов окончил Тамбовскую семинарию. Через два года 5 мая 1908 года Андрей Иоаннович окончил Императорский Археологический институт с ученой степенью действительного члена. Опубликовано 17.11.2022



Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов (1878 — расстрелян 05.12.1937 обвинен по 58-10 УК РСФСР, осужден 3 декабря 1937 года (73 ч. 2 УК РСФСР), приговор особой тройки – расстрел)

Время служения 1921 – 1922 год

Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов

Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Леонид Васильевич Дьяконов. Родился Леонид Васильевич Дьяконов в 1878 году в селе Новом Старорусского уезда Новгородской губернии. Закончил Духовную Академию. 1921 году протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов становится настоятелем в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице… Опубликовано 04.12.2021

 



Иерей Александр Семенович Сажин (1875-?)

Время служения октября 1934 – 1935 год

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаИерей Александр Семенович Сажин. Александр Семенович Сажин происходил из священнической семьи. Он родился в 1875 году. Закончил Санкт-Петербургскую духовную Академию, со званием, Кандидата богословия. После чего, 9 октября 1900 года, определен Его Высокопреосвященством митрополитом Антонием на настоятельскую вакансию к домовой церкви Санкт – Петербургской Второй гимназии. На момент назначения отцу Александру было 25 лет. В дальнейшем в этой же гимназии он преподавал Закон Божий. Опубликовано 19.03.2021

Разрыв между текстом

Священники:

Протоиерей Алексий Михайлович Азиатский (8.02.1866 — погиб в 1918 или 1919 году)

Время служения 6.1.1899 – 27.10.1910 год

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Алексий Михайлович Азиатский. Родился Алексий Михайлович Азиатский 8 февраля (27 января по ст. ст) 1866 года в семье сельского священника.

Дед Азиатский Яков Никитич, священник, всю жизнь прослужил в церкви Преображения Господня, села Заболотье (ныне утрачена),  был наставником в Усадищском земском приходском училище и благочинным округа… Опубликовано 07.02.2024



Протоиерей Алексий Иосифович Западалов (17.02.1870 — 10.07.1938 расстрелян по приговору Особой Тройки Управления НКВД по Ленинградской области)

Время служения 1911 год

Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов (5 февраля 1870 – 10 июля 1938) Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии с 18 декабря 1910 г. по 14 июля 1918 г.

Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов (5 февраля 1870 – 10 июля 1938)
Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии с 18 декабря 1910 г. по 14 июля 1918 г.

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаКо дню памяти протоиерея Алексия Иосифовича Западалова. Алексий Иосифович Западалов родился 5 февраля 1870 г. в семье крестьянина-середняка (отец имел лошадь, две коровы, мелкий скот и надворные постройки) в деревне Клюкино Ивановской волости Бежецкого уезда Тверской губернии….

Опубликовано 16.02.2023



Протоиерей Павлин Матфеевич Смирнов (1873 — 25.10.1918 пал жертвой «красного террора» расстрелян Пензенским губернским ЧК)

Время служения 10.05.1912  – 1915 год 

Протоиерей Павлин Матвеевич Смирнов (1873-1919)

Протоиерей Павлин Матвеевич Смирнов (1873-1919)

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Павлин Матвеевич Смирнов. Павлин Матвеевич родился в 1873 году в Енисейской губернии в семье священника. С 15 августа 1887 года по 9 июня 1894 год обучался в Томской духовной семинарии, после окончания которой со степенью студента был 26 сентября 1894 года рукоположен в сан священника в Покровской церкви города Барнаула с назначением на старшее священническое место. Опубликовано 29.02.2020

 

Разрыв между текстом

Диаконы:

Диакон Иоанн Петрович Тихомиров (1874 — расстрелян 3.12.1937 по приговору особой тройки УНКВД ЛО по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР )

Время служения 1906 по 1915 год

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. Обложка

Протоиерей Иоанн Петрович Тихомиров. Будущий священник Иван Петрович Тихомиров  родился в 1874 году в Москве. О его семье и ранних годах жизни в настоящее время, к сожалению, ничего не известно. В возрасте двадцати лет, в 1894 году, Иван Тихомиров окончил Московскую Духовную семинарию. Затем, после окончания семинарии, поступает в церковь на служение псаломщиком. Позже Иван Петрович Тихомиров рукоположен во диакона. Опубликовано 04.02.2021



Диакон Андрей Трофимович Чуб (30.08.1880 — 22.10.1960)

Время служения 17.10.1905 – 20.01.1908 год

Протоиерей Андрей Трофимович Чуб

Протоиерей Андрей Трофимович Чуб

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. Обложка

Ко дню памяти протоиерея Андрея Трофимовича Чуба. Андрей Трофимович Чуб родился 30 августа (18 августа ст.стиль) 1880 года в крестьянской семье. Крещен причтом Георгиевской церкви села Новоселицы Чигиринского уезда, Киевской губернии. Затем окончил курс народного училища. Сам, же отец Андрей впоследствии говорил, что родился в семье верующих, в Киеве.

Опубликовано 21.10.2024



Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский (02.12.1892 — 20.03.1972)

Время служения 1930 — 22.12.1933 год

Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский

Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский Последнее довоенное место служения — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский участвовал в прорыве Блокады и был трижды ранен при форсировании реки Невы у деревни Корчмино (правый берег). В госпиталь не пошел, перевязав раненое ухо в санбате, вернулся обратно в строй. 21 июня 1943 года при взятии станции Мга (Синявинские болота) был ранен снова: три пули в левую руку и осколок в левую щеку. После госпиталя отправлен в ремонтный батальон связи, откуда и был и демобилизован 4 октября 1945 года.

1 июня 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда».

24 апреля 1945 года награжден медалью «За победу над Германией»…. Опубликовано 6.02.2021

Разрыв между текстом

Члены приходского совета:

Холопова Клавдия Николаевна

Время служения по январь 1934 года

ОбложкаЖенщины, служившие в церкви Покрова Божией Матери на Боровой.

 

Опубликовано 20.03.2021


1933-1934 Люди Покровского храма в «деле евлогиевцев». Начиная с 1928 года и до самой войны в СССР шли массовые репрессии против духовенства и православных мирян по нарастающей, лишь несколько ослабевая в отдельные годы. 1933 год не был таким исключением – в конце года чекисты начали в Ленинграде крупномасштабное дело «англикан», или «евлогиевцев», первой целью которого было новое гонение на Православие, второй – ответ на критику со стороны Англиканской церкви преследований в России Православной Церкви.

Опубликовано 19.03.2021

 

Разрыв между текстом

Просфорни:

Любовь Ивановна Пятковская, девица

Время служения 1908-1917 год



Валентина Александровна Бурлакова (1898-?)

Время служения по январь 1934 года

ОбложкаЖенщины, служившие в церкви Покрова Божией Матери на Боровой.

 

Опубликовано 20.03.2021

Разрыв между текстом

Помощницы:

Мемнопова Нина Аполлоновна

Время служения по январь 1934 года 

ОбложкаЖенщины, служившие в церкви Покрова Божией Матери на Боровой.

 

Опубликовано 20.03.2021

 

Разрыв между текстом
Радость и горе
(священномученик Онуфрий (Гагалюк))
Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

«Различать лицо неба вы умеете, а знамений времени не можете» (Мф. 16:3).

По астрологическим наблюдениям, с 25 или 12 июня начинается поворот солнца на зиму. В самый разгар лета, когда природа так пышно расцвела и когда, кажется, не будет конца теплу и свету – в это время напоминают нам о суровой зиме, с ее холодом и тьмою. Тут тебе нравоучение, христианин: никогда не забывайся в радости и веселии, но помни и о скорби.

В раннюю, светлую пору юности – помышляй о старости, а там и о страшной смерти и будущем суде, где дашь отчет о всей своей жизни…

А 25 или 12 декабря солнце поворачивается с зимы на лето. Во время упорных морозов, когда вся природа скована холодом, когда как бы нет надежды на ее воскресение – нам говорят, что приближается лето, с его теплом, светом, с цветами полей и лугов.

Так, возлюбленные, и вы не унывайте, когда видите кругом зло и несправедливость. Hе вечно оно будет, но настанет и злу конец, будет общее воскресение, вечная радость и вечное блаженство. Так и в земной жизни проходят чередою и тепло и холод, и радость и горе. Hо настанет время, вечное время, когда для одних придет вечный холод, тоска и муки вечные, а для других – вечное блаженство и радость. Смотри же, возлюбленный, не будь легкомыслен, но пpоводи жизнь земную так, чтобы в вечной жизни быть тебе в радости и блаженстве.

Аминь

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

Послание апостола Павла к Филиппийцам, глава  1 стих с 12 по 20 (зачало 237)

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью (Флп.1:12-20).

 Евангелие от Луки, глава 9 стих с 44 по 50 (зачало 47)

вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Лк.9:44-50).

 

 

 

 

По материалам:

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление