День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении
«Когда до основания разрывают старый мир, чтобы лишь на развалинах его строить новый фантастический мир, когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке «когда падоша сильнии» (2Цар.1:25–27) многие, «твердое основание Божие» (2Тим.2:19) – Церковь Божия, стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят (Иларий, Отр.7, 4). «Враги хотели бы почитать нас отжившими, умершими, но вот мы живы» (2Кор.6:9), и «жива будет душа наша» (Пс.118:175). Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь, та Русская Православная Церковь, о которой так любили недавно повторять, что она в параличе, что лишь полицейской силой государства держится она. Но вот силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников. Наблюдая все это и размышляя над всем этим, чувствую я, что «распространились стопы мои подо мною» (Пс.17:37) и «на камне поставил Господь ноги мои» (Пс.39:3), «да не ослабеет сердце мое» (Втор.20:3).»
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский
30 октября Святая Церковь с большим вниманием и надеждой совершает Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
Об установлении поминовения
Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов определил ежегодно совершать 7 февраля или в следующий за ним воскресный день молитвенное поминовение «усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и новомучеников». 25 марта 1991 года это поминовение «исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову» было возобновлено Священным Синодом, который определил: «Заупокойное поминовение сих мучеников и исповедников творить 25 января старого стиля — в случае совпадения сего дня с воскресеньем или в ближайшее воскресенье после 25 января». Архиерейский Собор 1992 года определил в тот же день совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских. Архиерейский Собор 2013 года внес уточнение в дату празднования, с учетом практики Русской Зарубежной Церкви. В этот день также совершается заупокойное поминовение «всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову».
В документе Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» подчеркивается, что Русская Православная Церковь, почитая святость новомучеников и исповедников ХХ века и утверждая их особый вклад во вселенское Православие, «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории».
Члены Священного Синода на заседании 23-24 сентября 2021 года в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову(Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской), благословили на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
Синодам Самоуправляемых Церквей, экзархатов, митрополичьих округов, а в епархиях, расположенных за пределами России вне перечисленных частей Русской Православной Церкви, — епархиальным архиереям вместе с епархиальными собраниями, предложено определить, исходя из местных потребностей и условий, день совершения особенных заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
Священный Синод определил в упомянутый день следующий порядок совершения богослужений:
- В Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя — Божественная литургия и панихида архиерейским чином;
- Во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных — заупокойные богослужения архиерейским чином;
- В храме на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, — Божественная литургия и панихида (с сохранением сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных);
- В духовных академиях и семинариях при участии учащихся — заупокойные богослужения;
- В приходских храмах и в монастырях — заупокойные богослужения.
Священный Синод определил в читать в Церкви обо всех убиенных в годы репрессий:
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».
Радость и горе
(священномученик Онуфрий (Гагалюк))
«Различать лицо неба вы умеете, а знамений времени не можете» (Мф. 16:3).
По астрологическим наблюдениям, с 25 или 12 июня начинается поворот солнца на зиму. В самый разгар лета, когда природа так пышно расцвела и когда, кажется, не будет конца теплу и свету – в это время напоминают нам о суровой зиме, с ее холодом и тьмою. Тут тебе нравоучение, христианин: никогда не забывайся в радости и веселии, но помни и о скорби.
В раннюю, светлую пору юности – помышляй о старости, а там и о страшной смерти и будущем суде, где дашь отчет о всей своей жизни…
А 25 или 12 декабря солнце поворачивается с зимы на лето. Во время упорных морозов, когда вся природа скована холодом, когда как бы нет надежды на ее воскресение – нам говорят, что приближается лето, с его теплом, светом, с цветами полей и лугов.
Так, возлюбленные, и вы не унывайте, когда видите кругом зло и несправедливость. Hе вечно оно будет, но настанет и злу конец, будет общее воскресение, вечная радость и вечное блаженство. Так и в земной жизни проходят чередою и тепло и холод, и радость и горе. Hо настанет время, вечное время, когда для одних придет вечный холод, тоска и муки вечные, а для других – вечное блаженство и радость. Смотри же, возлюбленный, не будь легкомыслен, но пpоводи жизнь земную так, чтобы в вечной жизни быть тебе в радости и блаженстве.
Аминь
Завтра будут вспоминаться люди, чья жизнь и служение были непосредственно связаны с Церковью Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, люди чья жизнь и служение пришлись на время Русской Смуты и разразившихся невиданных гонений, люди, которые в беспросветном, мертвяще-липком холоде страданий жили живой Верой в Живого Бога и несли эту Веру, становясь утешительными людьми, пусть даже, для немногих.
Время плохо сохранило их имена, многие не известны, биографии разнятся и крайне сложно восстановимы, но даже эти крохи служат примером и источником мужества в меняющемся современном мире, ведь если утешительные священники служили в тюрьмах, после работы в лагерях, слушали, поддерживали и спасали, а женщины сохраняли, стояли ночами перед тюрьмами, делились последним, то какие сейчас дискуссии и сомнения в Вере могут быть…
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор.12:12-27).
Известные, на сегодняшний день, имена и биографии:
Настоятели:
Протоиерей Петр Семенович Туманов (12.02.1868 — расстрелян 18.03.1938 (Особой Тройкой при УНКВД по Ленинградской области предъявлено обвинение — ст. 17-58-8, 58-10 УК РСФСР «участие в контрреволюционной деятельности, направленной против Советской власти и Советского Правительства»)
Время служения 29.12.1898 – 1912 год
Протоиерей Андрей Иоаннович Простосердов (18.11.1884 — ?)
Время служения с 9 ноября (27 октября по ст. ст.) 1915 года, с 1918 года — настоятель
Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов (1878 — расстрелян 05.12.1937 обвинен по 58-10 УК РСФСР, осужден 3 декабря 1937 года (73 ч. 2 УК РСФСР), приговор особой тройки – расстрел)
Время служения 1921 – 1922 год
Иерей Александр Семенович Сажин (1875-?)
Время служения октября 1934 – 1935 год
Священники:
Протоиерей Алексий Михайлович Азиатский (8.02.1866 — погиб в 1918 или 1919 году)
Время служения 6.1.1899 – 27.10.1910 год
Дед Азиатский Яков Никитич, священник, всю жизнь прослужил в церкви Преображения Господня, села Заболотье (ныне утрачена), был наставником в Усадищском земском приходском училище и благочинным округа… Опубликовано 07.02.2024
Протоиерей Алексий Иосифович Западалов (17.02.1870 — 10.07.1938 расстрелян по приговору Особой Тройки Управления НКВД по Ленинградской области)
Время служения 1911 год
Опубликовано 16.02.2023
Протоиерей Павлин Матфеевич Смирнов (1873 — 25.10.1918 пал жертвой «красного террора» расстрелян Пензенским губернским ЧК)
Время служения 10.05.1912 – 1915 год
Диаконы:
Диакон Иоанн Петрович Тихомиров (1874 — расстрелян 3.12.1937 по приговору особой тройки УНКВД ЛО по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР )
Время служения 1906 по 1915 год
Протоиерей Иоанн Петрович Тихомиров. Будущий священник Иван Петрович Тихомиров родился в 1874 году в Москве. О его семье и ранних годах жизни в настоящее время, к сожалению, ничего не известно. В возрасте двадцати лет, в 1894 году, Иван Тихомиров окончил Московскую Духовную семинарию. Затем, после окончания семинарии, поступает в церковь на служение псаломщиком. Позже Иван Петрович Тихомиров рукоположен во диакона. Опубликовано 04.02.2021
Диакон Андрей Трофимович Чуб (30.08.1880 — 22.10.1960)
Время служения 17.10.1905 – 20.01.1908 год
Ко дню памяти протоиерея Андрея Трофимовича Чуба. Андрей Трофимович Чуб родился 30 августа (18 августа ст.стиль) 1880 года в крестьянской семье. Крещен причтом Георгиевской церкви села Новоселицы Чигиринского уезда, Киевской губернии. Затем окончил курс народного училища. Сам, же отец Андрей впоследствии говорил, что родился в семье верующих, в Киеве.
Опубликовано 21.10.2024
Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский (02.12.1892 — 20.03.1972)
Время служения 1930 — 22.12.1933 год
Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский участвовал в прорыве Блокады и был трижды ранен при форсировании реки Невы у деревни Корчмино (правый берег). В госпиталь не пошел, перевязав раненое ухо в санбате, вернулся обратно в строй. 21 июня 1943 года при взятии станции Мга (Синявинские болота) был ранен снова: три пули в левую руку и осколок в левую щеку. После госпиталя отправлен в ремонтный батальон связи, откуда и был и демобилизован 4 октября 1945 года.
1 июня 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда».
24 апреля 1945 года награжден медалью «За победу над Германией»…. Опубликовано 6.02.2021
Члены приходского совета:
Холопова Клавдия Николаевна
Время служения по январь 1934 года
Опубликовано 20.03.2021
Опубликовано 19.03.2021
Просфорни:
Любовь Ивановна Пятковская, девица
Время служения 1908-1917 год
Валентина Александровна Бурлакова (1898-?)
Время служения по январь 1934 года
Опубликовано 20.03.2021
Помощницы:
Мемнопова Нина Аполлоновна
Время служения по январь 1934 года
Опубликовано 20.03.2021
Радость и горе
(священномученик Онуфрий (Гагалюк))
«Различать лицо неба вы умеете, а знамений времени не можете» (Мф. 16:3).
По астрологическим наблюдениям, с 25 или 12 июня начинается поворот солнца на зиму. В самый разгар лета, когда природа так пышно расцвела и когда, кажется, не будет конца теплу и свету – в это время напоминают нам о суровой зиме, с ее холодом и тьмою. Тут тебе нравоучение, христианин: никогда не забывайся в радости и веселии, но помни и о скорби.
В раннюю, светлую пору юности – помышляй о старости, а там и о страшной смерти и будущем суде, где дашь отчет о всей своей жизни…
А 25 или 12 декабря солнце поворачивается с зимы на лето. Во время упорных морозов, когда вся природа скована холодом, когда как бы нет надежды на ее воскресение – нам говорят, что приближается лето, с его теплом, светом, с цветами полей и лугов.
Так, возлюбленные, и вы не унывайте, когда видите кругом зло и несправедливость. Hе вечно оно будет, но настанет и злу конец, будет общее воскресение, вечная радость и вечное блаженство. Так и в земной жизни проходят чередою и тепло и холод, и радость и горе. Hо настанет время, вечное время, когда для одних придет вечный холод, тоска и муки вечные, а для других – вечное блаженство и радость. Смотри же, возлюбленный, не будь легкомыслен, но пpоводи жизнь земную так, чтобы в вечной жизни быть тебе в радости и блаженстве.
Аминь
Евангельские Чтения
Послание апостола Павла к Филиппийцам, глава 1 стих с 12 по 20 (зачало 237)
Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью (Флп.1:12-20).
Евангелие от Луки, глава 9 стих с 44 по 50 (зачало 47)
вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Лк.9:44-50).
По материалам:
- Православный церковный календарь. Азбука веры.
- Богослужебные указания за 30 октября 2023 года. Официальный сайт Московского Патриархата.
- Тайная жизнь души после телесной смерти. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
- Мысли на каждый день года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный портал Иисус.
- Священный Синод установил ежегодный день заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Официальный сайт Московского Патриархата.
- Слово при наречении во епископа наместника Сретенского монастыря. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Азбука веры.
- О страдании и терпении. Архимандрит Кирилл (Павлов). Азбука веры.