Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении

«Когда до основания разрывают старый мир, чтобы лишь на развалинах его строить новый фантастический мир, когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке «когда падоша сильнии» (2Цар.1:25–27) многие, «твердое основание Божие» (2Тим.2:19) – Церковь Божия, стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят (Иларий, Отр.7, 4). «Враги хотели бы почитать нас отжившими, умершими, но вот мы живы» (2Кор.6:9), и «жива будет душа наша» (Пс.118:175). Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь, та Русская Православная Церковь, о которой так любили недавно повторять, что она в параличе, что лишь полицейской силой государства держится она. Но вот силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников. Наблюдая все это и размышляя над всем этим, чувствую я, что «распространились стопы мои подо мною» (Пс.17:37) и «на камне поставил Господь ноги мои» (Пс.39:3), «да не ослабеет сердце мое» (Втор.20:3).»

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

30 октября Святая Церковь с большим вниманием и надеждой совершает Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Разрыв между текстом
Об установлении поминовения
Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов

Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов определил ежегодно совершать 7 февраля или в следующий за ним воскресный день молитвенное поминовение «усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и новомучеников». 25 марта 1991 года это поминовение «исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову» было возобновлено Священным Синодом, который определил: «Заупокойное поминовение сих мучеников и исповедников творить 25 января старого стиля — в случае совпадения сего дня с воскресеньем или в ближайшее воскресенье после 25 января». Архиерейский Собор 1992 года определил в тот же день совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских. Архиерейский Собор 2013 года внес уточнение в дату празднования, с учетом практики Русской Зарубежной Церкви. В этот день также совершается заупокойное поминовение «всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову».

В документе Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» подчеркивается, что Русская Православная Церковь, почитая святость новомучеников и исповедников ХХ века и утверждая их особый вклад во вселенское Православие, «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории».

Памятник "Молох тоталитаризма" у входа в Левашовскую пустошь

Памятник «Молох тоталитаризма» у входа в Левашовскую пустошь

Члены Священного Синода на заседании 23-24 сентября 2021 года в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову(Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской),  благословили на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Крест и канун. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Крест и канун. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Синодам Самоуправляемых Церквей, экзархатов, митрополичьих округов, а в епархиях, расположенных за пределами России вне перечисленных частей Русской Православной Церкви, — епархиальным архиереям вместе с епархиальными собраниями, предложено определить, исходя из местных потребностей и условий, день совершения особенных заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Священный Синод определил в упомянутый день следующий порядок совершения богослужений:

  1. В Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя — Божественная литургия и панихида архиерейским чином;
  2. Во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных — заупокойные богослужения архиерейским чином;
  3. В храме на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, — Божественная литургия и панихида (с сохранением сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения на полигоне имен здесь убиенных);
  4. В духовных академиях и семинариях при участии учащихся — заупокойные богослужения;
  5. В приходских храмах и в монастырях — заупокойные богослужения.

Священный Синод определил в читать в Церкви обо всех убиенных в годы репрессий:

«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».

«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».

Разрыв между текстом
В Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице. 1910 год

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице. 1910 год

Завтра будут вспоминаться люди, чья жизнь и служение были непосредственно связаны с Храмом Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, люди чья жизнь и служение пришлись на время Русской Смуты и разразившихся невиданных гонений, люди, которые в беспросветном, мертвяще-липком холоде страданий жили живой Верой в Живого Бога и несли эту Веру, становясь утешительными людьми, пусть даже, для немногих.

Время плохо сохранило их имена, многие не известны, биографии разнятся и крайне сложно восстановимы, но даже эти крохи служат примером и источником мужества в меняющемся современном мире, ведь если утешительные священники служили в тюрьмах, после работы в лагерях, слушали, поддерживали и спасали, а женщины сохраняли, стояли ночами перед тюрьмами, делились последним, то какие сейчас дискуссии и сомнения в Вере могут быть…

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор.12:12-27).

Известные, на сегодняшний день, имена и биографии:

Настоятели:

Протоиерей Петр Семенович Туманов (12.02.1868 — расстрелян 18.03.1938 (Особой Тройкой при УНКВД по Ленинградской области предъявлено обвинение — ст. 17-58-8, 58-10 УК РСФСР «участие в контрреволюционной деятельности, направленной против Советской власти и Советского Правительства»)

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Петр Семенович Туманов. Родился Петр Семенович Туманов 12 февраля (30 января по ст. ст.) 1868 года в бедной семье сельского священника церкви во имя Святого Пророка Илии, приписанной к Свято-Троицкой церкви села Курвуши Лодейнопольского уезда. Ильинская церковь, 1670 года постройки, была деревянной, имела один престол и колокольню. Церковь была холодной, богослужения совершались редко: на третий день Пасхи, в праздник Пророка Илии и в некоторые другие воскресные дни в летнее время.

****

Протоиерей Николай Николаевич Флеров (1877 — ?)

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Николай Николаевич Флеров. Николай Николаевич Флеров родился в 1877 году в семье диакона. В 1901 году Николай Николаевич Флеров закончил Санкт-Петербургскую духовную Академию со званием кандидата богословия. По окончании же Академии назначен псаломщиком  к Вознесенской церкви Санкт-Петербурга. В следующем 1902 году Николай Николаевич Флеров рукоположен преосвященным Никандром епископом Нарвским в сан диакона…

****

Протоиерей Андрей Иоаннович Простосердов (18.11.1884 — ?)

Время служения с 9 ноября (27 октября по ст. ст.) 1915 года, с 1918 года — настоятель

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаДень памяти протоиерея Андрея Иоанновича Простосердова. Андрей Иоаннович родился 18 ноября (6 ноября по ст.стилю) 1884 года в семье из духовного сословия. 12 июня 1906 года Андрей Простосердов окончил Тамбовскую семинарию. Через два года 5 мая 1908 года Андрей Иоаннович окончил Императорский Археологический институт с ученой степенью действительного члена.

 

****

Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов (1878 — расстрелян 05.12.1937 обвинен по 58-10 УК РСФСР, осужден 3 декабря 1937 года (73 ч. 2 УК РСФСР), приговор особой тройки – расстрел)

Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов

Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Леонид Васильевич Дьяконов. Родился Леонид Васильевич Дьяконов в 1878 году в селе Новом Старорусского уезда Новгородской губернии. Закончил Духовную Академию. 1921 году протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов становится настоятелем в Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице…

 

****

Иерей Александр Семенович Сажин (1875-?)

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаИерей Александр Семенович Сажин. Александр Семенович Сажин происходил из священнической семьи. Он родился в 1875 году. Закончил Санкт-Петербургскую духовную Академию, со званием, Кандидата богословия. После чего, 9 октября 1900 года, определен Его Высокопреосвященством митрополитом Антонием на настоятельскую вакансию к домовой церкви Санкт – Петербургской Второй гимназии. На момент назначения отцу Александру было 25 лет. В дальнейшем в этой же гимназии он преподавал Закон Божий.

Священники:

Протоиерей Алексий Михайлович Азиатский (8.02.1866 — погиб в 1918 или 1919 году)

Протоиерей Алексий Михайлович Азиатский, 27 января 1866 – 1919? Председатель Петроградского епархиального училищного совета с 01 июня 1917. Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии, член Совета по должности Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы август 1898 – 10 ноября 1910. Священник братского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице 6 января 1899 – 10 ноября 1910. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального о Братства во имя Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Алексий Михайлович Азиатский, 27 января 1866 – 1919? Председатель Петроградского епархиального училищного совета с 01 июня 1917. Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской епархии, член Совета по должности Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы август 1898 – 10 ноября 1910. Священник братского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице 6 января 1899 – 10 ноября 1910. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального о Братства во имя Пресвятой Богородицы.

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Алексий Михайлович Азиатский. Родился Алексий Михайлович Азиатский 8 февраля (27 января по ст. ст) 1866 года в семье сельского священника.

Дед Азиатский Яков Никитич, священник, всю жизнь прослужил в церкви Преображения Господня, села Заболотье (ныне утрачена),  был наставником в Усадищском земском приходском училище и благочинным округа…

****

Протоиерей Алексий Иосифович Западалов (17.02.1870 — 10.07.1938 расстрелян по приговору Особой Тройки Управления НКВД по Ленинградской области)

Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов (5 февраля 1870 – 10 июля 1938) Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии с 18 декабря 1910 г. по 14 июля 1918 г.

Митрофорный протоиерей Алексий Иосифович Западалов (5 февраля 1870 – 10 июля 1938)
Епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии с 18 декабря 1910 г. по 14 июля 1918 г.

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаКо дню памяти протоиерея Алексия Иосифовича Западалова. Алексий Иосифович Западалов родился 5 февраля 1870 г. в семье крестьянина-середняка (отец имел лошадь, две коровы, мелкий скот и надворные постройки) в деревне Клюкино Ивановской волости Бежецкого уезда Тверской губернии….

 

****

Протоиерей Павлин Матфеевич Смирнов (1873 — 25.10.1918 пал жертвой «красного террора» расстрелян Пензенским губернским ЧК)

Время служения 10.05.1912  – 1915 год 

Протоиерей Павлин Матвеевич Смирнов (1873-1919)

Протоиерей Павлин Матвеевич Смирнов (1873-1919)

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Павлин Матвеевич Смирнов. Павлин Матвеевич родился в 1873 году в Енисейской губернии в семье священника. С 15 августа 1887 года по 9 июня 1894 год обучался в Томской духовной семинарии, после окончания которой со степенью студента был 26 сентября 1894 года рукоположен в сан священника в Покровской церкви города Барнаула с назначением на старшее священническое место.

 

****

Протоиерей Иосиф Михайлович Чудович (1870 — ?)

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаПротоиерей Иосиф Михайлович Чудович. О протоиерее Иосифе Михайловиче Чудовиче, к сожалению, в настоящий момент известно крайне мало. Родился будущий священник около 1870 года. Был слушателем Высших Богословских курсов…

Диаконы:

Диакон Иоанн Петрович Тихомиров (1874 — расстрелян 3.12.1937 по приговору особой тройки УНКВД ЛО по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР )

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. Обложка

Протоиерей Иоанн Петрович Тихомиров. Будущий священник Иван Петрович Тихомиров  родился в 1874 году в Москве. О его семье и ранних годах жизни в настоящее время, к сожалению, ничего не известно. В возрасте двадцати лет, в 1894 году, Иван Тихомиров окончил Московскую Духовную семинарию. Затем, после окончания семинарии, поступает в церковь на служение псаломщиком. Позже Иван Петрович Тихомиров рукоположен во диакона.

****

Диакон Андрей Трофимович Чуб (30.08.1880 — 22.10.1960)

Протоиерей Андрей Трофимович Чуб

Протоиерей Андрей Трофимович Чуб

По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. Обложка

Ко дню памяти протоиерея Андрея Трофимовича Чуба. Андрей Трофимович Чуб родился 30 августа (18 августа ст.стиль) 1880 года в крестьянской семье. Крещен причтом Георгиевской церкви села Новоселицы Чигиринского уезда, Киевской губернии. Затем окончил курс народного училища. Сам, же отец Андрей впоследствии говорил, что родился в семье верующих, в Киеве.

 

****

Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский (02.12.1892 — 20.03.1972)

Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский

Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский

 

Вечный огоньСлужили Богу и Отечеству. Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский Последнее довоенное место служения — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский участвовал в прорыве Блокады и был трижды ранен при форсировании реки Невы у деревни Корчмино (правый берег). В госпиталь не пошел, перевязав раненое ухо в санбате, вернулся обратно в строй. 21 июня 1943 года при взятии станции Мга (Синявинские болота) был ранен снова: три пули в левую руку и осколок в левую щеку. После госпиталя отправлен в ремонтный батальон связи, откуда и был и демобилизован 4 октября 1945 года.

1 июня 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда».

24 апреля 1945 года награжден медалью «За победу над Германией»…

Псаломщики:

****

Протодиакон Виктор Александрович Комаров (1916 — ?)

Протодиакон Виктор Александрович Комаров (1916–2000)

Протодиакон Виктор Александрович Комаров (1916–2000)

Вечный огонь

 

Служили Богу и Отечеству. Протодиакон Виктор Александрович Комаров. Родился Виктор Александрович Комаров в 1916 году в Петрограде. С шести лет, с 1922 года, прислуживал в алтаре Храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой. С 12 лет будущий протодиакон Виктор Комаров самостоятельно исполнял обязанности псаломщика, одновременно был посошником у епископа Петергофского Николая (Ярушевича). В 1932 году, в возрасте 16 лет, был назначен иподиаконом у митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

 

Члены приходского совета

Холопова Клавдия Николаевна

Время служения по январь 1934 года

Обложка

 

Женщины, служившие в Храме Покрова Божией Матери на Боровой.

 

1933-1934 Люди Покровского храма в «деле евлогиевцев». Начиная с 1928 года и до самой войны в СССР шли массовые репрессии против духовенства и православных мирян по нарастающей, лишь несколько ослабевая в отдельные годы. 1933 год не был таким исключением – в конце года чекисты начали в Ленинграде крупномасштабное дело «англикан», или «евлогиевцев», первой целью которого было новое гонение на Православие, второй – ответ на критику со стороны Англиканской церкви преследований в России Православной Церкви.

 

Просфорни:

Обложка

 

Женщины, служившие в Храме Покрова Божией Матери на Боровой.

 

Любовь Ивановна Пятковская, девица

****

Валентина Александровна Бурлакова (1898-?)

Помощницы:

Мемнопова Нина Аполлоновна

И всех других людях пострадавших в годы репрессий православных христиан: сродников, прихожан, знаемых и незнаемых, память о которых, об их жизни, о труде, о простых подвигах каждого дня должна сохраниться, ведь, даже маленькие дела, каждого из них внесли неоценимый вклад в будущее нашей страны.

Разрыв между текстом
Ищите прежде Царствия Небесного

 

Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною

Евангелие от Луки глава 9, стих 23

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, цель нашей жизни – спасение души. Много путей, ведущих к этой цели, и все они благословенны. Однако из них всех скорбный путь – путь креста – один из самых коротких, а потому мы не только должны не ожесточаться в скорбях и переносить их с терпением, но должны еще и благодарить за них Бога. Мы же, по своему малодушию, боимся скорбей, не хотим верить, что они полезны для нашей души, забывая, что только

утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22).

Каждому из нас дана здесь ноша, которую должно непременно пронести до гроба. И пронести ее каждый должен сам. Хотя иногда и встречаем мы поддержку в ободрении духа нашего со стороны ближних, но благо тому, кто в помощь себе призывает не людей, но Господа своего. Можно ли прожить без скорбей? Конечно, нет! Причина наших скорбей заключается в грехопадении Адама, а поэтому в них мы несем должное наказание за прародительский грех. Однако вместе с тем они очищают нас и от наших собственных грехов и ведут в Царствие Божие.

Собор всех святых

Собор всех святых

Ясно, что желать не иметь скорбей – значит желать невозможного. Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, – это любимые дети Божии, и Господь всегда с ними. Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто обращает на них с любовью Свой взор. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу – и какое это высокое родство! Мы забываем, что если скорби не приближают нас к Богу, то единственно по нашей вине: вместо покорности и терпения у нас является ожесточение сердца. Удивительно ли после этого, что мы впадаем в гораздо большее зло?

В первые века христианства, в одно из гонений, многие, испугавшись предстоящих мучений, бежали от ужаса в пустыни Аравийские, но, думая спастись, погибли там от варваров. Не так ли и мы малодушно стараемся укрыться от скорбей и, чтобы избежать их, решаемся иногда на поступки, противные совести, которые затем, отравляя нашу жизнь, причиняют нам скорби сильнейшие тех, от которых полагали мы избавиться? Вследствие этого мы нередко погружаемся в уныние или же, в надежде заглушить совесть, потворствуем своим страстям и впадаем в сети диавола.

Необходимо также сказать и следующее: часто мы слишком преувеличиваем свои горести, замечаем всякое огорчение, а милостей, которые получаем от Господа, напротив, не замечаем, считая, что они есть нечто само собой разумеющееся, и потому остаемся неблагодарными Господу. И, лишь когда посетят нас скорби, начинаем мы как должное оценивать то счастливое время, когда их не было, и даем обет, что, если скорби пройдут, будем благодарны Богу за мирное, спокойное существование и времяпрепровождение.

Мы ропщем иногда на болезни, между тем как должны бы благодарить за них, потому что, не говоря уже о будущей награде за страдания, они благодетельны для нас и тем, что укрощают наши страсти, которые без того могли бы в нас усилиться и Бог весть до чего довести. И потому, если посетят тебя болезни, старайся переносить их с терпением и не искушайся мыслью, что они мешают твоим подвигам духовным. «Когда болезнь тяготит нас, – говорила блаженная Синклитикия, – не надобно скорбеть, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотей, а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться».

Великий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Мы лишились очей? Не будем печалиться: внутренними очами мы можем созерцать славу Божию. Лишились слуха? Возблагодарим за то, что вовсе не будем слушать пустых речей. Не действуют руки? Но у нас есть внутренние длани, готовые на брань с врагами. Страждет болезнью все тело? Но через сие умножается здравие внутреннего человека.

Души скорбящие – это избранники Божии, которые за временные страдания получат награду вечную; это избранники Божии – души высокие, не знающие радостей и наслаждений земных, но готовящие себя для небесных. Чтобы по немощи человеческой не увлеклись они утехами мира, их недостойными, и не утратили чрез это назначенные им небесные блага, Господь ограждает избранных чад Своих от бездны греховной со всех сторон крестами, как бы некой духовной оградой.

В миру многие думают и говорят, что Господь не любит тех, кому посылает скорби. Но это – мнение людей, которые сами не имеют любви к Иисусу Христу, забыли сказанное в Писании:

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6).

И еще:

и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя (Евр.12:5).

Святые угодники, проникнутые сим учением, восходили в сердце своем до того, что не только не боялись скорбей, но еще и радовались, когда могли что-нибудь потерпеть за Господа, ибо они помнили слова апостола Павла о том, что

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим.3:12-13).

Первые христиане могли бы, казалось, подумать, что оставлены Богом, когда тысячами погибали во время гонений, однако же мы видим противное: гонения еще более утверждали их в вере. Замученные за Христа умирали с упованием, а оставшиеся в живых еще крепче прилеплялись к Богу, готовя себя на новые подвиги. Надо не переставать повторять себе, что скорби чрезвычайно полезны душе нашей, что они ведут нас к спасению и не их должны мы бояться, а того, чтобы Господь не забыл о нас, – вот истинно была бы величайшая скорбь. А когда Он посылает нам кресты, то это доказывает не только памятование Его о нас, но и любовь Его к нам, грешным. Эту высокую истину как можно глубже должны мы запечатлеть в своей душе.

Крест. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Крест. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Если в скорбях мы будем видеть не просто несчастья, но истинный крест Христов, то, безусловно, поймем, почему души скорбящие – любимые дети Божии. Как великому Константину для победы над Максентием дарован был крест, так дарован он и каждому из нас для победы над самым опасным и коварным нашим врагом – диаволом, которого беспрерывно укрепляют против нас наши грехи. Мы знаем, что не только Крест с изображением Спасителя, но и знамение креста, сотворенное человеческими руками, отгоняет врага: как же не дорожить нам крестом скорбей, посланным нам в жизни, крестом, который мы несем вслед за Господом и по Его повелению? Как и мы сами созданы по образу и по подобию Божию, так точно и крест наш должен быть подобием Креста Христова. А становится он им лишь тогда, когда несем мы его с терпением и любовью, а не со злобой в сердце или унынием, когда сознаем, что идем по стопам Спасителя и что в кресте нам дано непобедимое оружие на врага, против которого этот вещественный крест – скорби наши – так же силен, как и Крест с изображением распятого Господа.

Но если на скорби, нам ниспосланные, мы будем смотреть только как на несчастье и повод для ропота, то мы последуем уже не Спасителю, а нераскаянному разбойнику, и крест скорбей наших не только не отгонит от нас врага, но еще и привлечет его к нам, как к верной добыче.

Неся же крест свой, последуя Господу, мы вскоре убедимся, что это царственное оружие защищает нас от искушений диавола, помогает побеждать множество опасных врагов – наши страсти – и ограждает от многого дурного, что совершили бы мы, если бы не несли его.

Скорби уничтожают нашу гордость, смиряют – рано или поздно – самые ожесточенные сердца и обращают их к Богу.

Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс.33:19).

говорит святой пророк Давид. Души скорбящие не потому избранные Божии, чтобы Он любил видеть нас несчастными, а потому, что Он хочет, чтобы мы были не малодушны, но тверды и умели все претерпевать до конца. Ему приятно видеть, когда человек, одаренный душой бессмертной, предпочитает небесное земному и, минуя все временное, стремится прямо к Творцу и простирает духовный взор свой в вечность, в которой его настоящая жизнь. Ему приятно видеть, когда человек так смотрит на время, как то и следует существу бессмертному. Ибо избранник Божий, неся крест свой, непременно должен помнить, что

Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8).

и что время имеет значение только в здешней жизни, а потому, чем духовнее человек, тем менее обращает он внимания на все временное.

Пример великого терпения мы имеем в святых, великодушно переносивших все болезни и искушения на своем земном пути. Так образ величайшего терпения показала в себе преподобная Синклитикия, наставления которой приводили мы выше. Ей было восемьдесят лет, когда ее посетила изнурительная лихорадка, мучившая затем святую старицу три с половиною года. Потом от загнившего коренного зуба начала гнить у нее десна. Гниение перешло на уста и на всю щеку. После сорока дней страдания в больных местах образовались черви, которые стали выходить наружу; поражены были самые кости, гниение и зловоние распространились по всему телу, так что с трудом могли находиться при ней прислуживающие ей. Блаженная же сия страдалица отказывалась при этом от всякого человеческого пособия. И согласилась только на употребление мази для уничтожения зловония.

Три месяца страдала она, не употребляя никакой пищи и не зная сна. А за три дня до кончины сподобилась небесного видения, в котором открыто было ей время ее отшествия, и мирно почила в названный ею день.

Преподобный Варсонофий Великий, когда просили его помолиться о здравии аввы Серида, который был долго болен, отвечал: «О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, – и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благдарения».

Да, святые знали силу безропотного терпения в болезни и потому все переносили с великодушием, за все благодаря Бога. Читая о разнообразных мучениях и истязаниях, в которых древние христиане умирали тысячами, и глядя, как нынче охают от самой ничтожной боли, приходится удивляться, как терпеливы были те люди; ведь и они были такие же, как и мы, – из плоти и крови. Но так измельчали нынче души…

Повествуется в одной из древних книг, как некий инок задумал уйти из монастыря в мир, однако неожиданно был поражен проказой и, опомнившись, не роптал, но радовался и благодарил Бога, удержавшего его болезнью телесной от нарушения монашеского обета и исцелившего его недуги духовные. Так умели понимать прежде значение посылаемого от Господа креста.

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Ради духовного нашего исцеления, для нашей же пользы попускает нам скорби и испытания милостивый Господь. Но и Сам Он – Муж скорбей, изведавший многие и тяжкие болезни. Поэтому, неся крест свой, чаще всего имей пред сердечными очами твоими распятого Господа. Неужели, воспоминая о том, что претерпел Он для нашего спасения, не стерпишь и ты из любви и благодарности к своему Благодетелю того малого креста, который приблизит тебя к Нему? Люди святой жизни учат, что если мы и не в силах от всего сердца благодарить Бога за скорби, то следует хотя бы и насильно заставлять себя говорить: «Благодарю Тебя, Господи, за скорби, мне посланные», – и этот первый акт покорности, хотя и принужденный, послужит нам благим началом к тому, чтобы со временем благодарить Бога и от души.

Но такого состояния нельзя достичь иначе, как частым общением с Господом чрез принятие Святых Его Таин и чрез молитву, особенно слезную. Слезы сами по себе смягчают душу, а затем облегчают скорби и делают душу лучше и чище. Скорби также лучше всего приготовляют нас к великому таинству смерти, неизбежной для каждого. Примером в этом служит евангельский нищий Лазарь, который за свое терпение сподобился упокоения на лоне Авраамовом.

И не будем, дорогие, не будем унывать в своих скорбях, которых так много, ведь мы имеем такого искусного Путеводителя, Который проведет нас чрез все опасности, спасет и приведет в место светлое и прекрасное, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов). 1962 г.

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

Послание апостола Павла к Колоссянам, глава  1 стих с 24 по 29 (зачало 252)

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно (Кол.1:24-29).

 Евангелие от Луки, глава 9 стих с 46 по 56 (зачало 48)

При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк.9:49-56).

 

 

 

 

По материалам:

Pokrova2021

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление