Ко дню Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
“Царица Небесная по тому особому дару, который Она удостоилась получить от Своего Сына, сопутствует каждому человеку на протяжении всей его жизни. Когда же у людей хватает сил и разумения совместно обращаться к Божией Матери за помощью, как много раз случалось в истории, Она проявляет заботу и о человеческой общности – о народе и о стране. А поскольку мало где в мире имя Пресвятой Богородицы вспоминается с такой верой и так часто, как в России, на исторической Святой Руси, то мы знаем, что Русь находится под Ее Пречистым Покровом. Царица Небесная не отступит от нас и в нашей повседневной жизни, в ответах на наши малые скорби и задачи. Верим, что Царица Небесная, Которой Господь на Голгофе через апостола Иоанна Богослова вручил и усыновил всю Церковь, будет помогать и в большом, и в малом, потому что на все хватает Ее материнского сердца.”
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
14 октября Святая Церковь чтит день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот день относится к Великим недвунадесятым праздникам.
Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы как-то особенно близок и дорог сердцу каждого истинно-православного, истинно-русского человека. И это даже при всем том, что происхождения он совсем не русского, а византийского. Но там, в Византии, он скоро был забыт, а праздновался так радостно и так торжественно, как празднуются лишь великие праздники, только у нас на Родине – в России.
Какое громадное множество прекрасных и величественных храмов было посвящено у нас именно этому празднику, ставшему как бы специфически – русским праздником!
О событии из истории
«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» — это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери. Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 (старый стиль) и 14 (новый стиль) октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над жалившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
О святом Андрее Константинопольском в статье:
Ко дню памяти блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».
В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В соответствии с православной литургической традицией, за основным праздником обычно следует прославление тех, кто был непосредственным участником воспоминаемого в праздничном богослужении события, поэтому Святая Церковь чтит память Блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 15 октября (новый стиль).
О Богослужении
В богослужебных текстах праздника Покрова говорится о Божией Матери как о Покровительнице благоверных царей и всех христиан, Защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, Молитвеннице о христианах перед Богом, Ходатаице о спасении всех верующих:
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Малая вечерня.
Палата Одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помошию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея
В русском переводе
Одушевленный дворец Христа, верующим же стена, покров и держава, Тобой город Твой спасается, о Богоматерь, Твоей помошью увенчиваются правоверные цари; всегда Тебя восхваляя, они одерживают победы над язычниками, ибо Ты покрываешь их омофором Своей милости.
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Малая вечерня. Тропарь.
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взираюше пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, моляши Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша
В русском переводе
Сегодня мы, благоверные люди, светло празднуем, осеняемые Твоим присутствием, Богоматерь, и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением говорим: покрой нас драгоценным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши.
Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Кондак.
Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
В русском переводе
Дева сегодня предстоит в церкви и с хорами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют, ибо за нас Богородица молит Предвечного Бога.
Канон праздника, исполняемый на утрени, посвящен преимущественно осмыслению ветхозаветных прообразов Богоматери. Пресвятая Богородица, согласно автору канона, есть «Многоименитая Дево, пророки проображена честно» (Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон.).
Прообразами Богородицы являются священная скиния Завета (см. Исх 26,1—30) и предметы, находившиеся в скинии: ковчег Завета (см.: Исх 25, 10—22), светильник (см.: Исх 25, 31—40), сосуд с манной (см.: Исх 16, 33—34)и жезл Ааронов (см.: Чис 17,1—8). Другие прообразы 一 руно Гедеона (см.: Суд 6, 36—40), гора, упоминаемая пророком Аввакумом (см.:Авв 3, 3), гора, от которой без содействия рук оторвался камень-Христос (Дан 2, 34), и одр Соломона (см.:Песн 3, 7—10). Все эти ветхозаветные прообразы перечисляются и толкуются в тропарях и ирмосах канона:
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 1.
Скинию Гя Моисей, и жезл Аронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси…
В русском переводе
Моисей назвал Тебя скинией и жезлом Аароновым, ибо Ты произрастила древо жизни 一 Христа.
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 1.
Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуше в церковь, Тебе кланяюшеся глаголют: моли за чествуюшия Тя люди, да Твой славяше покров, честно празднуем.
В русском переводе
Ныне не Давид перед ковчегом, собрав хоры, пляшет, но верные, спеша в церковь вместе с сонмами святых, говорят: молись за почитаюших Тебя людей, чтобы мы, прославляя Твой покров, достойно праздновали.
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 3.
Гедеон Тя руно прообрази, на Тя бо яко роса Христос Бог сниде…
В русском переводе
Гедеон прообразовал Тебя руном, ибо, как роса, сошел на Тебя Христос Бог…
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 4.
Радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче, и стамно манну носящая, услаждаюшая всех благочестивых чувства
В русском переводе
…Радуйся, гора плодородная и утучненная Духом. Радуйся, светильник и сосуд с манной, услаждающей чувства всех благочестивых.
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 4.
Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освятил есть Духом, Богородице, Святым…
В русском переводе
Богородица, всю Тебя Бог освятил святым Духом, более, чем Ааронов кивот…
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 5.
Одр Тя древле Соаомон написа, и ложницу Небеснаго Царя, обступаему Серафимы.
В русском переводе
Соломон некогда изобразил Тебя одром и покоями Небесного Царя, окруженными Серафимами.
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 6.
Гору Гя велику Даниил пронаписа: из Тебе бо без семене родися Христос, и сокруши всю демонскую лесть, и всю Своея веры исполни землю…
В русском переводе
Даниил пророчески описал Тебя как великую гору, ибо из Тебя без семени родился Христос и сокрушил ложь демонов и всю землю наполнил Своей верой.
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 7.
Гора усыренная Духом, юже Аввакум виде, точашу верным целебную сладость, Богородице Дево, исцели ны…
В русском переводе
Гора, утучненная Духом, которую видел Аввакум, источающая верным целебную сладость, Богородица Дева, исцели нас…
Минея. Покров Пресвятой Богородицы. Утреня. Канон. Песнь 8. Ирмос.
Отроки благочестивыя в пещи, Рождество Богородичо спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое…
В русском переводе
Сын Богородицы спас благочестивых отроков в печи, тогда прообразованный, а ныне ставший реальностью…
Праздник появился на Руси в XII веке, но первые богослужебные тексты праздника на славянском языке появились, вероятно, не ранее XIV века, но чинопоследование продолжало дополняться вплоть до XIX века.
О необходимости покровительствовать нуждающимся в нашей помощи
Несколько столетий тому назад, в настоящий день, блаженный Андрей удостоился, братия, дивного и вместе утешительного видения, – он увидел на воздухе Матерь Божию с ликом ангелов, пророков, апостолов и других небожителей.
Пресвятая Дева коленопреклонно молилась Богу и покрывала мир христианский честным Своим омофором. Узрев это, блаженный Андрей сказал ученику своему Епифанию: «видишьли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» – «Вижу, отвечал Епифаний, и ужасаюся». – Это видение сопровождалось избавлением Царьграда и всей Греции от нашествия варваров; поэтому Святая Церковь установила ежегодно праздновать его в настоящий день в память и назидание верующим.
И мы, по примеру Матери Божией, должны посильно покровительствовать нуждающимся в нашей помощи, должны помогать бедным, сирым и другим несчастным.
Все мы, – богатые и бедные, сильные и слабые, знаменитые и безвестные, мудрые и неразумные, – все мы составляем одно великое семейство. Кто мы по природе нашей? Потомки одного Адама. Кто мы по благодати? Чада единого Отца Небеснаго. – Кто мы по конечному назначению нашему? Сонаследники Царства Небеснаго. Скажу более, мы не только составляем одно семейство, но мы члены единого тела, как гражданского – государства, так и духовного – Церкви Христовой, у которой единая «глава» – Христос, «а мы все» – «члены», как говорит апостол (Еф. 5, 23 и 30). Видите, какая тесная связь, какое сродство между нами! Поэтому, судите, не должны ли мы усердно вспомоществовать друг другу, а в особенности тем бедным и несчастным братиям нашим, которые имеют большую нужду в нашей помощи? Очевидно, должны! Как в обыкновенном теле все члены сочувствуют и помогают один другому, так и мы должны сострадать друг другу и взаимно вспомоществовать в наших нуждах. Как в обыкновенном семействе старшие, здоровые братья и сестры, надзирают за младшими и немощными; так и мы должны пещись о меньших братиях наших во Христе – о бедных и несчастных. Если же мы не будем делать сего; то чрез это явно покажем, что мы дурные братья, худые христиане.
Мы тем охотнее должны вспомоществовать нуждающимся в нашей помощи, что, оказывая необходимое пособие им, мы по тесной связи, существующей между ими и нами, делаем добро не только им, но и самим себе. И подлинно, не полезно ли для нас, если эти несчастные, которые живут теперь в тягость, а иные даже во вред нашему обществу, и, может быть, погибнут без нашей помощи, – не полезно ли для нас, если они при нашем пособии сделаются добрыми гражданами и будут посильно содействовать общему и вместе нашему благу? Не полезно ли для нас, если они за добро, им оказанное, будут благодарить нас, взаимно услуживать нам, и станут призывать на нас благословение Божие?..
Но не один гражданский и духовный союз, между нами существующий, и не одно временное, общее и частное благо наше, побуждают нас усердно помогать нуждающимся в нашей помощи. К этому есть и другие – важнейшие побуждения.
Почему Бог, общий наш Отец Небесный, не в одной мере наделил нас дарами Своими? Но одним дал их более, а другим менее? Для того, чтобы первые разделяли с последними избыток дарованных им благ и все взаимно помогали друг другу, по мере их средств и способностей. Это видно из разных мест слова Божия. Так, например, апостол говорит, что правители народные облечены от Бога властию «во благое» нам – для того, чтобы они удерживали нас от худых поступков, поощряли к доброй деятельности и защищали от злых людей (Римл. 13, 3–4. 1 Петр. 2, 13–14). Тот же апостол в другом месте учит, что богатые не должны хранить богатства своего для себя только, но должны употреблять его на вспомоществование бедным и другие добрыя дела (1Тим. 6, 17–18). Он же в ином месте внушает сильным и разумным, чтобы они помогали слабым и скудоумным, вразумляли безчинных, утешали малодушных, заступали немощных (Римл. 15, 1. 1Сол. 5, 14), да и всем нам заповедует: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).
Из этого видите, братия, что оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней есть священная обязанность наша, – на это есть воля Божия, закон Христов.
А чтобы мы усерднее исполняли эту священную обязанность, для этого Господь обещает великую награду за исполнение ее и тяжкое наказание за небрежение о ней. Кто те блаженные, которых наречет Господь на всемирном суде Своем благословенными и введет в царство небесное? Это добрые – сострадательные люди, вспомоществующие бедным и несчастным; это те, которые питают алчущих и жаждущих, принимают в домы свои странников, одевают наготствующих, посещают больных, утешают заключенных в темницах. А кто те несчастные, которых удалит Господь от лица Своего и ввергнет в огнь вечный, уготованный диаволу? Это люди жестокосердые, которые не имеют жалости к бедствующим и отказывают им в необходимой помощи. «Идут сии в муку вечную», говорит Спаситель (Мф. 25, 34–46). Вот, какое страшное последствие будет иметь наше несострадание к бедным братиям, нуждающимся в нашей помощи…
Впрочем, хотя бы и не было ни награды за благотворения бедным, ни наказания за равнодушие к ним, ни других побуждений оказывать им необходимую помощь: то и в этом случае мы должны сострадать и благотворить им потому, что о нас самих милосердствует и печется Отец Небесный. Он «солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведные и неправедныя». А что еще важнее, Он для спасения нашего не пощадил Единородного Сына Своего, но «за нас предал Его», – «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 16. Римл. 8. 32). Что же? не должны ли мы подражать такой любви и благотворительности Его? не должны ли в благодарность за них сами благодетельствовать бедным людям, меньшим братиям Христовым? Непременно должны! Это нам внушает и Спаситель, говоря: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лук. 6; 36). Если же кто не сострадает несчастным и отказывает им в необходимой помощи, то не только не достоин любви Божией и тяжко грешит пред Господом, но еще напрасно называется христианином и человеком. «Кто сеет скупо», говорит апостол, «тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». – «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (2Кор. 9. 6. Евр. 13, 16). Если же кто «имать богатство мира сего», говорит другой апостол, «и видит брата своего требующа, и затворит утробу», или сердце свое, «от него; како любы Божия пребывает в нем?» – «Суд без милости не сотворившему милости» (1Иоан. 3, 17. Иак. 2, 13).
А Ты, Мати Божия, «предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», моли Господа, преблагого и милосердаго, да усилит в нас взаимную любовь и сострадание к бедным братьям нашим, дабы мы не по имени только, но и по делам своим были истинными Его последователями и удостоились некогда войти «в вечные кровы», уготованные на небе людям благотворительным (Лук. 16, 1–9).
Аминь.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие от Луки, глава 1 стих с 39 по 49 и 56 (зачало 4)
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой. (Лк.1:39-49,56)
На Литургии
Богородицы
Послание апостола Павла послание к евреям, глава 9 стих с 1 по 7 (зачало 320)
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. (Евр.9:1-7)
Евангелие от Луки, глава 10 стих с 38 по 42 и глава 11 стих с 27 по 28 (зачало 54)
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лк.10:38-42,11:27-28)
По материалам:
- Православный церковный календарь. Азбука веры.
- Покров Пресвятой Богородицы: что нужно знать. Православный портал Иисус.
- Покров Пресвятой Богородицы. Православный портал Иисус.
- Когда христиане начали праздновать Покров? Православный портал Иисус.
- Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- Покров Пресвятой Богородицы. Праздник христианского государства. Архимандрит Феогност (Пушков). Православный портал Иисус.
- О необходимости покровительствовать нуждающимся в нашей помощи. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука Веры.
- Мысли на каждый день года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный портал Иисус.
- Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы и величание для него. Профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Азбука веры.
- Покров Пресвятой Богородицы. История праздника. Санкт-Петербургская Духовная академия.
- 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Официальный сайт Московского Патриархата.
- Андрей Юродивый. Православная энциклопедия.