РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню памяти блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого

И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.” (Лк.6:31-36)

Евангелие от Луки, глава  6 стих с 31 по 36

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

15 октября, наследующий день после дня Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святая Церковь чтит память блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. Этот день традиционно включен в число малых праздников, службы которых в Уставе не имеют никакого знака (т. н. малые святые или святые без знака).

Разрыв между текстом
Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Сведения об Андрее Юродивом содержатся в его житии, автором которого назван Никифор, иерей храма Святой Софии в Константинополе, лично знавший святого. Сохранилось более 110 полных и фрагментарных греческих рукописей, содержащих разные редакции жития, древнейший список – каллиграфический фрагмент второй половины X века. Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и преподобного Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых – Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского – заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни Блаженного Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886-912), а создание жития – к X веку. Соглашаясь с этим, архиепископ Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греческих синаксарях (XII века). По мнению И. И. Срезневского, могло существовать древнее житие Андрея Юродивого, написанное в VI веке и переработанное в середине X века, а С. Манго считал, что житие Блаженного Андрея было создано в конце VII века. В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми годами X века.

Андрей Юродивый был родом из Скифии (в славянском переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII веке возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей Блаженный Андрей был в Константинополе продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, который отдал его в школу, где Блаженный Андрей Юродивый быстро научился грамоте и счету, вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего Андрей Юродивый любил проводить время за чтением Священного Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды Андрей Юродивый увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день Андрей Юродивый, после обсуждения своего видения со священником Никифором (впоследствии написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что Блаженный Андрей сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм великомученицы Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там Андрею Юродивому явились сама великомученица и апостол Иоанн Богослов, которые укрепили его в решении стать юродивым. Через четыре месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. Андрей Юродивый начал скитаться по улицам и площадям Константинополя: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости Блаженного Андрея Юродивого знали немногие, в том числе Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, которого святой отвратил от блудного греха и которому неоднократно помогал советами и наставлениями. День Андрей Юродивый обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской церкви, где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, Блаженный Андрей, Христа ради юродивый сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресвятая Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, Андрей Юродивый предсказал Епифанию, что тот станет Константинопольским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

Житие Блаженного Андрея, Христа ради юродивого включает его беседы с Епифанием, наставления по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и другим, а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит около 100 рассказов-зарисовок из жизни Константинополя. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты.

В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания Андрея Юродивого встречаются в Синаксарях диакона Маврикия XII века и в Уставе монастыря Гроттаферрата 1300 года. В византийских синаксарях память Андрея Юродивого приводится без жития. В современных календарях греческих Церквей память этого святого отсутствует.

Русские описания паломничеств в Константинополь называют два монастыря, посвященные Андрею Юродивому. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (конца XIII – начала XIV века), монастырь во имя Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, в котором хранился посох святого, находился севернее храма преподобномученика Андрея Критского, то есть в западной части города. Зосима, диакон Троице-Сергиева монастыря, совершивший в 1419-1420 годах паломничество в Константинополь, упоминает монастырь во имя Блаженного Андрея, Христа ради юродивого недалеко от Святой Софии, где получали исцеление бесноватые.

Почитание на Руси
Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Житие Блаженного Андрея, Христа ради юродивого получило широкое распространение в русской письменности. В 60-х годах XII века сообщение жития о видении Богоматери Андреем Юродивым послужило основой для установления святым благоверным князем Андреем Юрьевичем Боголюбским нового русского праздника – Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября – старый стиль). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности Блаженного Андрея. Русская Православная Церковь относит память Блаженного Андрея, Христа ради юродивого к 2 октября (старый стиль), приурочив ее к празднику Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Память Блаженного Андрея  28 мая стала известна на Руси только с появлением славянского перевода Стишного Пролога (без жития), но она не получила широкого распространения.

Первый древнерусский перевод жития Блаженного Андрея Юродивого, выполненный предположительно в XI – начале XII века, восходит к редакции, сохранившейся в греческом списке XIV века. Известно более двухсот списков данного перевода жития Андрея Юродивого. Отрывок из Беседы Блаженного Андрея с учеником Епифанием, вписанный во второй четверти XIII века в Изборник Святослава 1073 года, является древнейшим фрагментом Первого древнерусского перевода. Самый древний полный список жития Блаженного Андрея находится в рукописи конца XIV века. Большое по объему житие (около 50 глав) переписывалось как целиком в виде отдельной книги, так и фрагментарно в составе различных сборников.

Не позднее XIV века у южных славян, вероятно в Сербии, был осуществлен новый перевод полного жития Блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. Он не получил на Руси столь значительного распространения, как Первый древнерусский перевод.

Второй древнерусский перевод жития Блаженного Андрея возник не позднее середины XV века и сохранился всего в двух списках: второй половины  XV века, и первой половины XVI века. Данный перевод не является объединением Первого древнерусского и южнославянского переводов, он опирается на греческий текст и почти буквально воспроизводит оригинал.

Иконография

Изображения Блаженного Андрея, Христа ради юродивого на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV века (в 1371 году в Новгороде была возведена церковь во имя Блаженного Андрея в Ситецком Андреевском монастыре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны два основных иконографических варианта образа Блаженного Андрея – в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение.

Софийский Иконописный Подлинник (конца XVI века), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В Подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII век) предписания об изображении Андрея Юродивого содержатся в статьях в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу святого Илии пророка («сед, бра<д> и власы Илии пр<оро>ка») или Андрея Стратилата («лице<м> аки Андрей Стратилат»). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср<д>цу прижал, ноги голы босы».

Единственным сохранившимся единоличным изображением Блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого является икона середины XVI века «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах», вероятно происходящая из церкви святого Андрея Ситецкого монастыря. В среднике иконы Андрей Юродивый представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди которых видение Блаженным Андреем трех венцов и борьба с диаволом; явление апостола Иоанна; явление Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII веке иллюстрации отдельных эпизодов жития Блаженного Андрея Юродивого нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, например «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания».

В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» середины второй половины XV века Блаженный Андрей юродивый одет в милоть, окутывающую всю фигуру.

 

Разрыв между текстом
О любостяжании
Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

Ныне совершается память святого Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого, который во время нашествия на Константинополь, видел святую Богородицу во Влахернском храме. Известно одно показательное событие из жития святого Андрея, Христа ради юродивого:

“Однажды Андрей встретил инока, которого все прославляли за святость жизни, но в котором был тайный порок – сребролюбие. Господь открыл Андрею душу этого сребролюбца. Андрей увидел, что змий обвился вокруг шеи инока, и услышал, что ангел-хранитель инока и злой дух спорят о нем. Злой дух выставлял его сребролюбие, а ангел-хранитель указывал на его посты и молитвы, на его кротость и смиренномудрие. Потом Андрей услышал Самого Господа, говорившего ангелу: «оставь этого инока, ибо он не Богу работает, а мамоне (богатству)». Светлый ангел отлетел, а злой дух увлек сребролюбца. Вразумленный видением, Андрей взял инока за руку и стал убеждать его оставить сребролюбие и позаботиться о бедных и страждущих. Когда инок дал обещание исправиться, Андрей сказал ему: «никому не говори обо мне. Я же буду молиться, чтобы Господь помог тебе». Инок раскаялся и роздал имущество бедным. Потом одно видение еще более утвердило инока на пути добродетели. Ему приснилось дерево, покрытое прекрасными цветами, и он услышал голос: «благодари Бога, исторгнувшего тебя от зубов змеиных и уподобившего душу твою этому цветущему дереву. Постарайся же, чтобы прекрасный цвет сделался прекрасным плодом».”

Сотворив много чудес и обратив многих грешников ко спасению, святой Андрей, среди подвигов юродства, почил в глубокой старости.

Из жизни преподобного Андрея, Христа ради юродиваго, мы видели, возлюбленные братия, как опасен грех сребролюбия и вообще любостяжания. Побеседуем об этой порочной страсти, которой, к несчастию, многие преданы.

Любостяжание – смертный грех. Любостяжание есть грех смертный, по учению церкви. Святой апостол Павел называет любостяжание корнем всякого зла: «корень всем злым сребролюбие» (1Тим. 6, 10). «Сребролюбие, говорит святитель Златоуст, есть страсть, ужаснейшая из всех страстей, оно есть великое зло».

Чем обнаруживается этот грех?

Если мы увеселяемся имуществом нашим, а когда, так или иначе лишаясь своих выгод и прибытков, впадаем в печаль, в беспокойство, в уныние, то это очевидный признак, что страдаем недугом любостяжания. Если Бог благословит нас даже достаточным состоянием, но мы усиленно желаем еще сравняться с другими, более нас богатыми, или даже превзойти их, то это значит, что в нас глубоко вкоренилась страсть любостяжания. Наконец, есть еще самый верный признак живущей в нас страсти любостяжания, – это немилосердие к бедным. «Начало сребролюбия, учит Иоанн Лествичник, намерение не подавать милостыни, а конец его – ненависть к бедным; пока (склонный к сребролюбию) не начнет собирать, бывает милостив, а явились деньги, и руки сжал; любостяжательный до смерти бьется за иглу».

Какое зло происходит от любостяжания? – Безчисленные виды зла происходят от сего греха, а потому и называется он корнем всех зол. Так, от чего происходят эти безчисленные споры об имениях, которые производят между людьми вражду, смятения, расторгают узы дружбы, родства и счастие семейное? Не от любостяжания ли? От чего мы приходим в храм Божий нередко с сердцем унылым, присутствуем в нем только телом, а не душой, строим в мыслях наших дома во время божественной литургии, различные суетные планы к достижению житейских целей наших? Оттого, что корысть приковала сердце наше к земле и не дает покоя душе в храме Божием и делает молитву нашу нечистою. От чего богатый притесняет беднаго, сильный слабаго, как не по страсти к обогащению? От чего многие, при потере своего состояния, впадают в ропот на Бога, отпадают от веры и даже лишают себя жизни, как не от пристрастия к мирскому счастию? О злое любостяжание! Ты иссушаешь наше сердце изнурительными заботами, преждевременно сводишь нас в могилу, не даешь нередко и при конце жизни раскаяться с чистым и сокрушенным сердцем. Ты отягощаешь бедных несносными налогами и работами; производишь обман в торговле, запрещаешь отдавать праведную мзду трудящимся за их труд и пот и чрез то рождаешь вопиющую неправду; ты порождаешь ростовщиков, производишь беззаконные связи, чародейства, татьбы, убийства. Но что много говорить? Ты, в лице Иуды, предало на смерть Самого Господа.

Средства против любостяжания, этого, по выражению святых подвижников, тысячеглавого демона-мучителя, так же разнообразны, как различны причины, от которых раждается эта ужаснейшая страсть.

Одни предаются любостяжанию потому, что увлеклись излишнею заботливостию об обеспечении своего семейства и таким образом доходят до того, что любовь к Богу и спасение собственной души своей меняют на любовь к своим детям. Люди подобного рода, для излечения в себе недуга любостяжания, прежде всего и более всего должны пробуждать в сердце своем все большую и большую любовь к Богу, большую, нежели к семейству, – большую, нежели, к самим себе. Как пробуждать? Не иначе, как начавши делами милосердия к ближним. Иначе нельзя возвыситься до любви к Богу, которая есть начало уже несокрушимого блаженства. Кто всем сердцем своим и паче всего любит Бога, тот никогда не сменяет любовь к Богу на любовь к творениям Его; пример тому – святые апостолы, которые оставляли все для Господа и следовали за Ним. Посему полезно также, для истребления в себе страсти любостяжания, раждающейся в сердце нашем от излишней заботливости, иметь твердую надежду на Промысел Божий, пекущийся о всех нас. Кто возложит всю надежду свою на Бога, тот спокоен; ибо он знает, что вверил Судьбу свою и своего семейства Отцу небесному, Отцу милосердому, Который лучше нас знает, когда и что подать детям Своим на пользу их души и тела; а без Его воли, хотя бы мы собрали со всего света золото для нашего семейства, все может погибнуть в одну минуту.

Другие увлекаются страстию к любостяжанию по склонности к жизни роскошной и пристрастию к земной славе. Подобным людям нужно иметь всегда в виду, что жизнь роскошная не приводит к Царству Небесному, напротив, она, по свидетельству Самого Спасителя, поставляет самое главное препятствие к достижению его, и что тела наши, какими бы ни питались яствами, достаются напоследок в пищу червям и тлению, и какими бы ни украшались одеждами, никогда не оденутся лучше полевой лилии. А слава человеческая также скоротечна, как скоротечна наша жизнь, и даже в этой жизни скоротечной она может изменить нам каждую минуту.

Наконец, есть и такие несчастные, которые собирают богатство не для себя, не для ближних, а из одной только ничем необъяснимой алчности к корысти, из неотразимой и отвратительной страсти – иметь у себя в руках и пред глазами деньги. Для искоренения в себе этой мучительной страсти одно единственное средство: щедрое раздаяние милостыни. Чем более подкладывают материала в огонь, тем он более разгорается; чем более собираешь денег, тем более усиливается страсть к ним. Расточай деньги на добрыя дела – и страсть любостяжания, не имея для себя пищи, оскудевает, начинает слабеть; уделяй серебро для бедных, и в тебе не укоренится страсть сребролюбия: напротив, сердце твое будет склонно не к любостяжанию и скупости, а к милосердию и щедродательности.

Общее же, простирающееся на все случаи возраста и состояния, правило к искоренению в себе любостяжания, это есть соблюдение заповеди святого апотола Павла: «имеюще пищу и одежду сими обильни будем». Если будем соблюдать во всяком звании и при всех случаях жизни нашей это мудрое правило, то не дадим пищи нашему любостяжанию, ибо кто доволен тою пищею и одеждою, которую посылает ему Бог, тот не будет иметь целию своей жизни роскошь и сребролюбие.

Молитвами святого Андрея, Христа ради юродиваго, духовными очами видевшего всю пагубность и гнусность любостяжания, да избавит нас Господь от этого греха.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

Послание апостола Павла к Ефесянам, глава  1 стих с 22 по 23 и глава 2 стих с 1 по 3 (зачало 219)

и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие (Еф.1:22-23,2:1-3).

 Евангелие от Луки, глава  6 стих с 24 по 30 (зачало 25) – за понедельник и за вторник под зачало:

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк.6:24-30).

Послание апостола Павла к Ефесянам, глава  2 стих 19 (зачало 222)

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19).

Евангелие от Луки, глава  6 стих с 37 по 45 (зачало 27)

Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его (Лк.6:37-45).

Святым 

Послание апостола Павла к Тимофею, глава  1 стих с 12 по 17 (зачало 280)

Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь (1Тим.1:12-17).

Евангелие от Иоанна, глава  10 стих с 9 по 16 (зачало 36)

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин.10:9-16).

 

По материалам:

Pokrova2021

Метки:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление