97 лет со дня рождения Митрополита Иоанна (Снычева)
97 лет назад, 9 октября 1997 года родился один из самых авторитетных архипастырей Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Богослов, историк, публицист, молитвенник, мудрый духовник и пастырь, он громко говорил о необходимости возрождения идеалов Святой Руси, о том, что государственное устройство должно основанием своим иметь православную веру.
Он родился в праздник святого апостола Иоанна Богослова, которого в народе нарекли апостолом Любви, и всем своим пастырским служением Владыка Иоанн, как и его Небесный Покровитель, исповедовал искреннюю Любовь – любовь ко Христу, к Русской Православной Церкви, к нашему многострадальному Отечеству и к великому Русскому Народу.
А родился Владыка в 1927 году в Малороссии, в селе Ново-Маячка Каховского района Николаевской (ныне Херсонской) области. И глубоко символично, что в эти дни 2022 года родное село митрополита Иоанна, настоящего патриота и гражданина, возвращается на свою историческую Родину!
В 1942 году окончил 7 классов средней школы города Сорочинска и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение; вернулся в Сорочинск.
В 1944 году Ивана, ещё не достигшего совершеннолетия, призвали в армию, но вскоре по болезни комиссовали. Вернувшись к гражданской жизни, он устроился служить пономарём в храме Петра и Павла города Бузулука, где произошла его встреча с епископом Мануилом (Лемешевским), определившая направление всей его дальнейшей жизни.
Став келейником владыки Мануила, Иоанн Снычёв в июне 1946 года был пострижен в рясофор (первая ступень монашества) с оставлением его прежнего имени, а через непродолжительное время стал иеродиаконом – монахом, рукоположенным в сан диакона, и приступил к службе в Никольском кафедральном соборе. Ещё через два года владыка Мануил, ставший к тому времени архиепископом, рукоположил Иоанна во иеромонаха, то есть в сан, при котором монах становится священником и получает право совершать таинства.
В 1951 Иоанн Снычев окончил семинарию в городе Саратов и тогда же стал студентом Ленинградской духовной академии. И здесь, как и в Саратове, молодой аскет всего себя отдавал служению Богу и познанию Его святых истин. Успехи, достигнутые упорным трудом, были столь убедительны, что в 1955 году, по окончании обучения, его, как подающего надежды богослова, оставили на кафедре сектоведения в качестве профессорского стипендиата.
В 1955 году, иеромонах Иоанн (Снычёв), был назначен на Чебоксарскую кафедру.
Осенью 1956 года отец Иоанн, постриженный к тому времени в мантию (вторую ступень монашества), был направлен в Минск для преподавания ряда дисциплин в местной духовной семинарии. Впрочем, долго заниматься педагогической деятельностью ему не пришлось, поскольку уже на следующий год по ходатайству своего друга и наставника архиепископа Мануила был переведён в Чебоксары и там помогал владыке в написании целого ряда капитальных трудов по богословию. За участие в этой совместной работе в марте 1959 года талантливый иеромонах удостоился награды – креста с украшениями, полученного им из рук патриарха Алексия I.
После назначения в 1961 году владыки Мануила архиепископом Куйбышевским и Сызранским он взял на новое место и своего помощника по литературной деятельности отца Иоанна, определив его священником и ключарём Покровского кафедрального собора. В скором времени иеромонах был возведён в сан игумена, а тремя годами позже – архимандрита.
Архипастырское служение владыки Иоанна началось в декабре 1965 года, когда он был хиротонисан (возведён) в сан епископа. Вскоре последовала и защита диссертации в Московской духовной академии, на основании которой он был удостоен звания магистра богословия, а затем поставлен во главе Чебоксарской епархии.
В сентябре 1976 года епископ Иоанн (Снычёв) возводится в сан архиепископа и годом позже совершает паломническую поездку во Святую Землю, что по тем временам представляло собой большую сложность. Вместе с духовным саном повышается и его учёная степень. За курс лекций, прочитанных им в 1988 году в стенах Ленинградской духовной академии, владыка Иоанн удостоился звания доктора церковной истории.
В 1990 году патриаршим указом высокопреосвященный Иоанн, возведённый к тому времени в сан митрополита, был поставлен во главе Санкт-Петербургской епархии, представлявшей собой в те годы настоящую духовную пустыню. Как свидетельствует статистика тех лет, на многомиллионный город приходилось лишь 12 действующих православных храмов, половина которых являлась кладбищенскими церквями.
В течение последующих 5 лет, вплоть до своей кончины, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) проделал огромную работу, в результате которой число действующих храмов Северной столицы увеличилось в 3 раза. В большинстве из них начали работу воскресные приходские школы, а в самом городе было открыто новое духовное училище.
Кроме того, трудами высокопреосвященного Иоанна в Санкт-Петербурге было основано издательство, наладившее выпуск духовной литературы. Там же впервые увидели свет многие труды, которые в разные годы написал митрополит Иоанн Снычёв. Книги по вопросам богословия и истории церкви выходили большими тиражами. Немало сил положил владыка и для начала преподавания Закона Божьего в обычных общеобразовательных школах, однако на этом пути возникли сложности, преодолеть которые не удаётся и по сей день.
Важной чертой, которой обладал митрополит Петербургский Иоанн (Снычёв), была его открытость для самого широкого круга людей и готовность вести диалог как с единоверцами, так и с представителями иных вероисповеданий или вообще атеистами. С этой целью он регулярно принимал участие в популярной телепрограмме «Храм», а также принимал участие в регулярных радиопередачах «Колокол».
Голос владыки Иоанна звучал в трудные девяностые годы ХХ века, как набатный колокол, пробуждая совесть, и вел к храму, к молитве, к Богу.
Владыка Иоанн любил свою родину, свой народ и очень переживал за то, в каком положении оказалась наша страна в результате так называемой перестройки. Он видел путь, по которому должна была идти Россия, и это был иной путь, чем тот, который ей навязывался в то время. Он говорил о том, что нужно не выдумывать какие-то новые утопические пути развития, а в основание и государственной, и общественной жизни класть наши традиционные ценности, те идеалы, которыми на Руси жили веками.
Трудами и усердием митрополита Иоанна число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет (с 1990 по 1995-й) более чем в три раза. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.
Митрополит Иоанн, принимал непосредственное и активное участие в возрождении приходской жизни церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице и возвращения здания церкви Санкт-Петербургской епархии
Владыка Иоанн был назначен на кафедру митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского 20 июля 1990 года, уже после передачи здания церкви Покрова Пресвятой Богородицы церкви «Дом Евангелия» и находясь на митрополичьей кафедре всячески содействовал возрождению приходской жизни храма Покрова Пресвятой Богородицы, интересовался делами прихода и конечно-же по возможности помогал как советами так и делами по возвращению храма Православной церкви.
Он неоднократно встречался с представителями только еще начинавшей создаваться в начале 1990 годов Покровской Православной Общины строгого обряда, всячески поддерживал их деятельность, давал советы и наставления.
Само название «Покровская Православная Община строгого обряда» была предложена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым).
После получения благословения у митрополита Иоанна Снычева и его поддержки, был проведен опрос среди жителей города, и в первую очередь жителей близлежащих домов, о том, чтобы община строгого обряда, являющейся уже на тот момент зарегистрированным юридическим лицом, могла стать полноценной структурой Санкт-Петербургской епархии.
Владыка Иоанн 3 июня 1992 года, лично благословил Покровскую Православную Общину строгого обряда как перешедшую в юрисдикцию Московского Патриархата под омофор Санкт-Петербургского митрополита, а в начале июля 1992 года лично утвердил Типовой Гражданский устав реорганизованной православной общины, именуемой Приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургской епархии.
Принятым Уставом, с отдельными дополнениями и уточнениями Приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы руководствуется и по настоящее время.
С начала девяностых годов владыка Иоанн (Снычев) неоднократно выступал с публицистическими статьями в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник» и других, трудился председателем Синодальной богослужебной комиссии.
В 1994–1995 годах петербургское издательство «Царское дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, православия, российской истории: «Самодержавие духа (Очерки русского самосознания)», «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)». Издательство «Царское дело» издало также книги владыки «Дай мне твое сердце» и «Наука смирения», в которых собраны письма митрополита духовным чадам.
Митрополит Иоанн скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Использованы материалы:
Сергей Спинул. Иоанн Снычев: биография и фото
Памяти митрополита Иоанна (Снычева)
К 95-летию со дня рождения митрополита Иоанна (Снычёва). Малороссия в сердце Владыки Иоанна
Фотографии из открытых источников