Служили Богу и Отечеству. Протодиакон Николай Кузьмич Одар-Боярский.
“…Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждою грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие неба за кровь и за бедствия своих и чужих.
Но война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего отечества….”
Алексий, митрополит Ленинградский
Ленинград, 26 июля 1941 года
Родился Николай Кузьмич в Санкт-Петербурге 2 декабря (20 ноября ст.стиль) 1892 года. Окончил Санкт-Петербургское коммерческое училище.
Николай Кузьмич был рукоположен во диаконы 21 февраля 1920 года.
Служил в храме Леушинского подворья в 1920-х годах. С 1923 по 1930 год в Успенской церкви Зверина подворья.
В 1920—1930-ых годах Николай Одар-Боярский принимал активное участие в церковной жизни Ленинграда. Имея за плечами багаж коммерческого училища и два класса Духовной семинарии, сначала он служил псаломщиком в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала, а после рукоположения – диаконом в церкви Святителя Николая при городских скотобойнях. В 1923 году исполнял обязанности старшего иподиакона и, какое-то время, личного секретаря епископа Лужского Мануила (Лемешевского).
В дальнейшем служил иподиаконом у митрополита Серафима (Чичагова), а затем у епископа Ямбургского Алексия (Симанского) – будущего Ленинградского митрополита и, впоследствии, Святейшего Патриарха Победы. С ним он часто ездил по епархии.
Последнее довоенное место служения отца Николая – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, в которой он начал своё служение в 1930 году.
В характеристике диакона Одар-Боярского отмечено, что он «обладает сильным и довольно приятным голосом, службу ведет торжественно и уставно».
22 декабря 1933 протодиакон Николай во время очередных гонений советской властью на церковь, был арестован вместе с протоиереем Николаем Константиновичем Кулаковым и проходил с ним по одному делу.
Поводом для ареста послужило подготовленное органами ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) массовое дело начала 30-ых годов – дело «Евлогиевцев».
Сутью этого дела была полностью выдуманная концепция о якобы произошедшем в 1932-1933 годах новом расколе в Русской Православной Церкви, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживавший во Франции глава Западно-Европейского экзархата митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, «наиболее контрреволюционная часть» духовенства и мирян будто бы вступила на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на митрополита Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую Церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской.
Истинная же цель операции против «евлогиевцев» заключалась в том, чтобы в очередной раз навести страх на православных верующих Ленинграда и провести очередной запланированный этап подавления Православной Церкви.
Масштабная операция ОГПУ была планомерно направлена против многих приходов Ленинграда, где якобы действовали «ячейки» общегородской организации. Так, ради выразительности отдельным из них были присвоены кодовые названия:
- для прихода Князь-Владимирского собора – «Братство Иоанна Кронштадтского»;
- для прихода Борисоглебского храма на Синопской набережной, снесенного в 1975 году, реанимировали дореволюционное «Братство свв. Кирилла и Мефодия»;
- а для прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, было придумано «Братство Феофана Затворника».
Аресты начались 22 декабря 1933 года и продолжались до 26 января 1934 года.
25 февраля 1934 года он был приговорен на 3 года исправительно-трудовых лагерей.
В церкви Покрова Божией Матери на Боровой улице по этому делу «евлогиевцев» проходили протоиерей Николай Константинович Кулаков и духовные дети отца Николая Кулакова: Елена Клементьевна Кульницкая (1904-?), счетовод; Валентина Александровна Бурлакова (1898-?) и Нина Аполлоновна Мемнова (1911-?), студентка.
В 1934-1935 годах отец Николай отбывал наказание в лагерях. Вернулся в 1935 году. Получил досрочное освобождение но за хорошую работу, после возвращения числился в Малой Вишере Ленинградской области.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. В самом начале войны 1 июля 1941 года Николай Кузьмич Одар-Боярский ушел на фронт.
В рядах Красной Армии находился с декабря 1942 года по 1945 год в должности помкомвзвода в звании старшины 131 полка 45 Гвардейской дивизии.
Он участвовал в прорыве Блокады и был трижды ранен при форсировании реки Невы у деревни Корчмино (правый берег). В госпиталь не пошел, перевязав раненое ухо в санбате, вернулся обратно в строй. 21 июня 1943 года при взятии станции Мга (Синявинские болота) был ранен снова: три пули в левую руку и осколок в левую щеку. После госпиталя отправлен в ремонтный батальон связи, откуда и был и демобилизован 4 октября 1945 году.
1 июня 1943 года награжден медалью «За оборону Ленинграда».
24 апреля 1945 года награжден медалью «За победу над Германией».
С 16 апреля 1946 года служил в церкви Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, с февраля 1947 года – в Смоленской кладбищенской церкви в Ленинграде. С октября 1956 – протодиакон в Казанском соборе города Луги, с июля 1962 года – в Спасо-Преображенском соборе города Выборга, с марта 1967 года – в Казанской церкви Тосно.
Скончался в Ленинграде 20 марта 1972 года и был погребен на Шуваловском кладбище.
Из рассказа дочери о. Николая, Киры Николаевны Одар-Боярской:
«С детства отец прислуживал в алтаре храма у Варшавского вокзала. Однажды, после литургии, на которой служил Святой праведный Иоанн Кронштадтский, во время общей трапезы о.Иоанн налил полный бокал вина, протянул Коле и сказал: «Выпей, чаша наша будет общая». В дальнейшем Коля стал духовным чадом о.Иоанна. Служил иподиаконом у епископа Алексия (Симанского). Затем, в годы духовных исканий, Николай, обладавший великолепным голосом, некоторое время пел на эстраде. На память об этом времени, будучи уже диаконом, о.Николай так и оставил себе сценический псевдоним – Боярский.
В 20-е годы о. Николай служил во многих храмах Ленинграда. В это время он сдружился с митрополитом Мануилом (Лемешевским). Помогал ему в работе с возвращением обновленцев. До самой смерти Владыки Мануила состоял с ним в переписке.
В 1933 году был арестован. В ссылке вокруг него собирались другие верующие, монахини. Заключенные говорили ему, показывая на монахинь: «Смотри Коля, вон твое войско». В 1935 году вернулся в Ленинград и продолжал служить в различных храмах города. Воевал во время Великой Отечественной, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Служащий в это время в Никольском соборе епископ Алексий, узнав, что о. Николай воюет, хотел сейчас же вызвать его к себе, но матушка о. Николая, постеснявшись, не стала сообщать об этом мужу. После войны, о. Николай служил на Смоленском кладбище. Писал книгу об обновленческом движении».
Источники:
- Записи по тегу #бессмертный_полк | СЛУЖИЛИ БОГУ И ОТЕЧЕСТВУ (vk.com)
- Общий список репрессированных | Официальный сайт Лужского благочиния (xn—-7sbbj3bk0auv.xn--p1ai)
- Одар-Боярский Николай Кузьмич – биография, фото места захоронения (nekropol-spb.ru)
- 7 / 20 марта День памяти.. | ЛЕУШИНСКОЕ ПОДВОРЬЕ (vk.com)
- Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян. Русская Православная Церковь. Духовенство и миряне. Сайт Бовкало
- Портал Память народа. Министерство обороны Российской Федерации.