Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов
Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо.
Священномученик Вениамин (Казанский)
Родился Леонид Васильевич Дьяконов в 1878 году в селе Новом Старорусского уезда Новгородской губернии. Закончил Духовную Академию.
1921 году протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов становится настоятелем в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.
Весной этого же года в стране начинается страшный голод, затронувший около 30 миллионов человек. Большевистскими властями вопрос помощи голодающим использован как повод к уничтожению Церкви. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей. 28 февраля Патриарх Московский и всея Руси Тихон оценил с религиозной точки зрения этот указ : «С точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших. Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов наших, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство».
Предполагалось, что эти ценности пойдут на спасение миллионов голодающих. Теперь история показала, что средства отобранные у Русской церкви пошли на Красную армию, на мировою революцию, на всякий вздор… Только малая их часть пошла тем, кто умирал от голода.
Голод был страшный. Голодали миллионы людей на громадной территории, невиданная в истории трагедия, в наше время не поддающаяся описанию и пониманию.
Церковь летом 1921 года активно взялась за дело помощи голодающим. Духовенство и миряне жертвовали значительные суммы, люди готовы помогать. Скорее всего Церковь и русское общество справилось бы с это бедой. Только власти это было не выгодно. Ведь голод на самом деле – следствие экономики гражданской войны, созданной большевиками, что бы удержать власть. Тем более гражданская война в стране продолжалась, большевики ее не думали сворачивать. “Компания по поводу голода крайне выгодна”, – напишет Троцкий в письме в Политбюро в марте 1922 года. Вот так, со своими открытым текстом: голод выгоден! Власти эта трагедия была выгодна, ибо могла помочь разгромить главного врага – Церковь.
Благодаря действиям Митрополита Вениамина Казанского в Петрограде изъятие церковных ценностей прошло достаточно спокойно. Владыка был согласен отдать все, все драгоценности, только жертвуя своими руками и только чтобы оказать настоящую реальную помощи страдающим людям. Но власти нужен народный протест как в Шуе, Смоленске или Москве. Власть хотела дать “самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его”.
Петроградский процесс шел сразу же вслед за Шуйским и Московским. Идущие один за другим и кончавшиеся расстрелами невиновных процессы, терроризируя население, имели огромное психологическое значение, почти достигая ленинских целей – подавления на многие годы самой мысли о сопротивлении.
В июне начались аресты. Был арестован и отец Леонид, это был его первый арест. Согласно официальным документам отец Леонид Васильевич Дьяконов арестован при “сопротивление изъятию церковных ценностей” и заключен в тюрьму на улице Шпалерной. На момент ареста отцу Леониду было 44 года.
10 июня 1922 года в зале бывшего Дворянского собрания Революционный трибунал начал слушания по “делу митрополита Вениамина”.
По “Петроградскому делу” судили “преступное сообщество” во главе с митрополитом за противодействие изъятию церковных ценностей. На скамье подсудимых восемьдесят шесть человек, петроградские священники, профессора богословия, деятели церковных организаций, миряне, случайная группа лиц. Среди священников на скамье подсудимых находился пятый настоятель Церкви Покрова Божией Матери на Боровой протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов.
Судебный процесс над митрополитом Вениамином и другими обвиняемыми готовился самым спешным порядком; полностью отсутствовал этап предварительного следствия, все проводилось по схеме, придуманной в ГПУ, в которой главное место занимало распространение митрополитом своего послания.
5 июля 1922 года процесс был завершен и Председатель Трибунала зачитал приговор.
Петроградским губернским Ревтрибуналом 5 июля 1922 года отцу Леониду Васильевичу Дьяконову вынесено обвинение по групповому делу Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского в “распространении воззваний митр. Вениамина, но без умысла нанести Советской власти вред” (Статья ст.73 ч.2 УК РСФСР ).
Приговорен к 2 месяцам принудительных работ без содержания под стражей. Но 28 июля 1922 года решением Петроградского Ревтрибунала отца Леонида Васильевича выпускают, освобождая от отбывания принудительных работ. Его здоровье находилось в крайне тяжелом состоянии.
В 1934 году протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов становится настоятелем в Знаменской церкви Ленинграда, где служит до марта 1936 года.
В июле 1936 года отец Леонид Васильевич Дьяконов получает свое последнее назначение: настоятель Троицкой церкви (“Кулич и Пасха”).
В этой церкви он служит до своего ареста. Живет отец Леонид с семьей на улице Боровой, дом 52/54–7.
Второй арест произошел 10 октября 1937 года, обвинение по статье: 58-10 УК РСФСР.
Осужден 3 декабря 1937 года (73 ч. 2 УК РСФСР), приговор особой тройки – расстрел.
5 декабря 1937 года протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов в возрасте 59 лет расстрелян.
По материалам:
- Открытый список
- Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.
- “1917 Переворот? Революция? Смута? Голгофа!”, автор Феликс Вельевич Разумовский, Издательство Московской Патриархии