РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

120 лет со дня смерти Преосвященного Сергия (Серафимова)

25 апреля (13 апреля по ст. ст.) церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице чтит память второго председателя Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, Преосвященного Сергия (Серафимова), епископа Ладожского, первого викария Петербургской епархии.

Сергий (Серафимов) 13.10.1836 – 13.04.1902. Епископ Астраханский и Енотаевский 10.8.1896 – 13.4.1902. Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 24.04.1887 – 5.12.1887

Сергий (Серафимов) 13.10.1836 – 13.04.1902. Епископ Астраханский и Енотаевский 10.8.1896 – 13.4.1902.
Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 24.04.1887 – 5.12.1887

Вторым председателем Епархиального Братства по имя Пресвятой Богородицы состоял Преосвященный Сергий (Серафимов).

Преосвященный Сергий сменил первого председателя Братства Преосвященного Арсения (Брянцева), назначенного 28 марта 1887 года епископом на Рижскую кафедру, при котором произошло непосредственное учреждение самого Барства и первое зарождение просветительской деятельности в духовенстве Петербургской епархии.

24 апреля 1887 года Преосвященный Сергий был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Петербургской епархии и одновременно возглавил Совет Санкт-Петербургского Епархиального Братства. Помимо этого, он был назначен председателем Совета церковно-приходских школ.

При Преосвященном Сергии произошло утверждение первых церковно-приходских школ, их организация, набор учащихся, выбор наблюдателей и первое руководство священниками, заведующими школами.

5 декабря 1887 Преосвященный Сергий был назначен епископом Вятским и Слободским

В следующем году на годичном собрании Санкт-Петербургского епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, приходившего в воскресенье 15 мая 1988 года, под действующим председателем братства Антонием (Вадковским), отмечалась глубокая признательность деятельности бывшего председателя братства преосвященного Сергия, ныне епископа Вятского. В отчете говорилось, что братство обязано ему очень многим, при нем было открыто более 50-ти церковно-приходских школ, около 50-ти школ грамоты. Школьное дело занимало его очень сильно, и он положил очень много труда, заботясь о его процветании. При содействии епископа Сергия, братство обязано учреждению книжного склада и его отделений. Братство также обязано, Преосвященному Сергию в организации изданий внебогослужебных бесед. Прощаясь с ним, совет братства через заместителя председателя В.К. Саблера поднес его Преосвященству икону Знамения Пресвятой Богородицы.

 

Биография

 

Будущий епископ Сергий родился 26 октября 1836 года (13 октября 1836 года по ст.ст.) в семье пономаря села Пельны Юрьевецкого уезда Костромской губернии Алексея Серафимова.

Село Пельны (другое название — Покров-Пельна) – это исчезнувший ныне населенный пункт, находившийся возле современной деревни Котово Лухского района Ивановской области. Некогда это был волостной центр, приход которого к 1911 году включал 19 деревень с общим населением более трех с половиной тысяч человек.

В наше время ни от храмов, ни от села практически ничего не осталось. Летом 2015 года здесь был установлен поклонный крест.

Детство будущего епископа Сергия прошло в бедности. Он часто потом об этом вспоминал, уже будучи архиереем. В некрологе Костромских епархиальных ведомостей говорится: «Последствием же испытанной бедности было крайнее сочувствие Владыки к своим многочисленным бедным родственникам и постоянное вспоможение им от своих средств». Но помогал он не только родне. Епископ Сергий был почетным членом-учредителем общества вспоможения бедным воспитанникам Костромской семинарии.

Во святом крещении будущий архипастырь был наречен Александром. Он обучался в Костромском духовном училище и Костромской духовной семинарии (с 1852 по 1858 годы), затем поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1862 году по первому разряду со степенью магистра. После окончания академии он был направлен учителем философских наук в родную для него Костромскую духовную семинарию, где был затем преподавателем на протяжении 20 лет. Главными предметами, которые он преподавал, были еврейский язык и Священное писание. Так же в разные годы ему приходилось преподавать логику, психологию, математику. С 1867 года он состоял членом педагогического собрания семинарского правления, неоднократно исполнял должности инспектора семинарии и секретаря семинарского правления, в 1869 года с инспекцией посетил подчиненные Костромской семинарии Галичское и Солигаличское духовные училища.

В 1878 году он овдовел. 26 августа того же года он был рукоположен в сан священника к Успенскому собору города Лух, при этом оставлен преподавателем Костромской семинарии.

7 октября 1882 года он был пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Постриг по поручению архиерея совершил ректор Костромской семинарии архимандрит Иустин в Богородицком храме Ипатьевского монастыря.

24 октября того же года Сергий был возведен в сан архимандрита. Меньше чем через месяц, 13 ноября последовало Высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Святейшего Синода о бытии архимандриту Сергию епископом Выборгским, вторым викарием Санкт-Петербургской епархии.

С 24 апреля 1887 года был епископом Ладожским, викарием той же Санкт-Петербургской епархии.

В Петербурге епископ Сергий (Серафимов) был председателем Совета Санкт-Петербургского братства Пресвятой Богородицы и Совета церковно-приходских школ.

С 5 декабря 1887 – епископ Вятский и Слободской.

С 21 мая по 21 августа 1893 года был вызываем для присутствования в Святейшем Синоде.

На Вятской кафедре епископ Сергий добился открытия в городе Глазове второго викариатства. При нем же в Вятке было открыто отделение Императорского палестинского общества с целью распространения сведений о Святой Земле. Владыка помог духовенству осуществить и давно задуманный проект по созданию кассы взаимопомощи (тогда говорили – взаимовспомогательной).

С 10 августа 1896 года — епископ Астраханский и Енотаевский.

Священник Михаил Благонравов, автор книги «Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: 1602-1902 гг.» о деятельности епископа Сергия (Серафимова) на Астраханской кафедре пишет так: «Епископ Сергий обладал твердою волею, непреклонным характером, умом положительным. Суждения его были трезвы, мышление ясное и основательное. Отчетливость представления обсуждаемаго предмета, соединенная с свободою и точностью слова, светилась и в его устных беседах. Всегда самоуглубленный, самососредоточенный, он по внешнему виду казался строгим и даже суровым, но в его беседах и действиях отражалась, как в зеркале, отзывчивость его души ко всему доброму или требующему поддержки. Его строгость и суровость были не те, которыя переходят в жестокость, а это была скорее серьезность или самособранность, столь приличныя званию архипастыря, под которыми скрывается лишь желание не довести снисходительности до слабости.

В пастырской деятельности он был энергичен. С удивительным терпением и вниманием читал все поступавшия к нему журналы и бумаги от разных подведомых ему учреждений, должностных и частных лиц, налагал на них резолюции, исполненныя знания церковных и гражданских законов. А таких журналов и бумаг к епархиальному apxиерею поступает масса, и труд чтения их есть труд весьма тяжелый, требующий много и времени, и внимания, и знания. Будучи сам ревностным исполнителем закона, долга и порядка, он и от подчиненных требовал строгой законности в действиях, правды, прямоты, соблюдения порядка, постояннаго труда, усердия к своему делу и ревностнаго исполнения своих обязанностей. Делами он продолжал заниматься до последних дней своей жизни, сидя и лежа, когда уже от крайняго истощения не мог ходить. А истощен он был до последней степени. Бывший при нем в последние дни доктор говорил, что такого истощения он никогда не встречал, и удивлялся, как при таком истощении может жить человек. В Астрахань епископ Сергий прибыл, как видно, с зачатками своей болезни, рака желудка, а потому с течением времени, с развитием болезни, при приеме просителей иногда бывал вспыльчивым и раздражительным; но по своей доброте, а может быть и в сознании допущенной им болезненной раздражительности после нередко делал даже больше того, о чем его просили, в пределах, конечно, своей власти.

Епископ Сергий с самого вступления своего на Астраханскую кафедру особенное внимание обращал на порядок церковных богослужений, на пение и чтение при богослужениях, на благолепие храмов и на правильную живопись св. икон в храмах. По этому поводу он давал указания благочинным, беседовал с священнослужителями при обозрении епархии и при всяком удобном случае, а однажды для беседы о сем собрал всех священно и церковнослужителей г. Астрахани в зал епархиальной библиотеки. По этому же поводу он нередко печатал в Астраханских епархиальных ведомостях свои распоряжения и целые статьи, из которых особенно замечательна его статья, под названием: «Руководственныя наставления и указания пастырям церкви об иконописи, церковной живописи, о церковном чтении и пении». Для большей торжественности и благолепия богослужений в высокоторжественные (царские) дни, по предложению Владыки, Совет Кирилло-Мефодиевскаго Братства заготовил и разослал по всем церквам иконы святых, память которых совершается в эти дни, чтобы пред этими иконами совершались «величания» на всеночных бдениях. Астраханское общество, в благодарность за его труды и заботы по устроению церковнаго благочиния, поднесло ему 8 июля 1901 г. панагию и адрес.

Заботясь о просвещении Астраханской паствы, Преосвященный в 1897 г. увеличил состав членов причта при 48 церквах. С этою же целью, чтобы доставить прихожанам более удобную возможность приобретать книги и брошюры религиозно-нравственнаго содержания, по его предложению, Кирилло-Мефодиевское Братство открыло торговлю такими книгами и брошюрами в свечных лавочках, находящихся в разных частях города.

Eпископ Сepгий внимательно относился к духовным учебным заведениям г. Астрахани и принимал близко к сердцу их нужды. Благодаря его вниманию и заботливости, наставники духовно-учебных заведений стали получать значительную прибавку к своему скудному жалованью из сумм свечного завода. Наставники, например, семинарии стали получать в прибавку по 300 руб. в год. Эта прибавка имеет весьма важное значение для учебно-воспитательнаго дела в семинарии. Наставники духовных семинарий, люди с высшим, академическим, образованием, в первые пять лет службы получают жалованья по 750 руб. в год за 12 недельных уроков, а потом по 900 руб. В других семинариях существуют параллельные классы, а потому наставники семинарий, имея добавочные уроки, получают за них дополнительное вознаграждение. В Астраханской же семинарии параллельных классов нет, и наставники живут на один только оклад жалованья за 12 уроков. Кроме того, в г. Астрахани жизнь на столько дорога, что в других губернских городах, кажется, нет и подобия такой дороговизны, кроме городов столичных. Но в столичных городах наставники семинарии получают увеличенный оклад жалованья. Нельзя не отметить здесь и того печального явления, что между наставниками духовно-учебных заведений г. Астрахани существует большая смертность. Астраханский климат разрушительно действует на здоровье молодых наставников, назначаемых в Астрахань из верховых губерний прямо с академической скамьи, притом же истощенных научными занятиями в академии. Все это, вместе взятое, вынуждало наставников переходить в другие семинарии. Переходы были ежегодно, а в некоторые годы выбывало по нескольку наставников. Кафедры пустовали, учебно-воспитательное дело страдало. Теперь, с увеличением жалованья, жизнь наставников несколько улучшилась, и переходы их стали реже. Поэтому увеличение жалованья наставникам нужно считать одним из важных дел епископа Сергия».

Священник Михаил Благонравов продолжает: «Епископ Cергий, как сказано выше, во время своей тяжелой болезни продолжал заниматься епархиальными делами. Наконец, уже в последние дни своей жизни, он обратился с просьбою в Св. Синод назначить ему помощника. Указом Св. Синода в помощь ему был назначен преосвященный Тихон, епископ Николаевский, викарий Самарской епархии. Епископ Тихон, во исполнение сего указа, выехал из г. Николаевска 9 апреля на пароходе; но пароход, затертый льдом, простоял на р. Волге несколько дней, так что Преосвященный прибыл в Астрахань только 15 апреля, когда епископ Сергий уже умер, и о смерти его сообщено было уже в Св. Синод. Поэтому телеграммою из Св. Синода от 14 апреля еп. Тихону поручено было управлять Астраханскою епарxиeй впредь до назначения новаго епископа, которою он и управлял до получения указа о назначении на Астраханскую кафедру Преосвященнейшаго Георгия, до 7 мая 1902 года».

Епископ Сергий вместе с многочисленными административными занятиями постоянно занимался учёными и литературными трудами. Многочисленные слова и речи, печатавшиеся на страницах епархиальных органов, отличались особенной простотой и назидательностью и касались самых разнообразных вопросов богословия и истории.

Епископ Сергий (Серафимов) скончался 26 апреля 1902 года (13 апреля 1902 года по ст.ст.) в Астрахани. Он был погребен в крипте Астраханского Успенского собора, где покоятся и другие архипастыри, в том числе епископ Мефодий (Петров).

 

Использованы материалы:

Архивные материалы церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Десятилетие просветительной деятельности С.-Петербургского Православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. СПб., 1894.

Открытая православная энциклопедия «Древо»

Сайт игумена Виталия (Уткина). Епископ Сергий (Серафимов): Лухский уроженец на Астраханской кафедре

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление