РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

122 года со дня смерти Преосвященного Сергия (Серафимова)

26 апреля (13 апреля по ст. ст.) церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице чтит память второго председателя Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, Преосвященного Сергия (Серафимова), епископа Ладожского, первого викария Петербургской епархии.

Сергий (Серафимов) 13.10.1836 – 13.04.1902. Епископ Астраханский и Енотаевский 10.8.1896 – 13.4.1902. Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 24.04.1887 – 5.12.1887

Сергий (Серафимов) 13.10.1836 – 13.04.1902. Епископ Астраханский и Енотаевский 10.8.1896 – 13.4.1902.
Епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии 24.04.1887 – 5.12.1887

Преосвященный Сергий (Серафимов) 5 декабря 1882 года был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. Во второй половине 1884 года он возглавил Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы, сменив на этом посту преосвященного Арсения епископа Ладожского, первого викария Санкт-Петербургской епархии.

Перед назначением на Выборгскую кафедру и в дальнейшем должность председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, осуществлявшего свою деятельность на правах епархиального училищного совета, Владыка был тесно связан с образовательной деятельностью и имел богатый опыт как непосредственно преподавательской деятельности, так и административной работы по организации учебной деятельности.

Преосвященный Сергий в 1862 году окончил Московскую духовную академию по первому разряду и 28 сентября того же года был возведен в степень магистра богословия. После окончания академии 30 октября 1862 года, был определен преподавателем в Костромскую духовную семинарию учителем философских наук, где  затем преподавал на протяжении 20 лет. Главными предметами, которые он преподавал, были еврейский язык и Священное писание. Так же в разные годы ему приходилось преподавать логику, психологию, математику. С 1867 года он состоял членом педагогического собрания семинарского правления, неоднократно исполнял должности инспектора семинарии и секретаря семинарского правления, в 1869 года с инспекцией посетил подчиненные Костромской семинарии Галичское и Солигаличское духовные училища. 26 августа 1878 году, посвящён во священника к Луховскому Успенскому собору, с оставлением в должности преподавателя семинарии.  7 октября 1882 году принял монашество с именем Сергий 24 октября того же года был возведён в сан архимандрита.

Кроме того, необходимо отметить, что преосвященный Сергий, исполняя обязанности епископа Выборгского, принимал активное участие в жизни братства уже в первый год его существования и непосредственно участвовал совместно с преосвященным Арсением епископом Ладожским, первым викарием Санкт-Петербургской епархии в организации создания и становлении Братства.

26 августа 1884 года, созданный в Святых Вратах Александро-Невской Лавры главный иконно-книжный склад Братства, был освящены перед открытием преосвященным Сергием епископом Выборгским.

Разрыв между текстом

О деятельности в Братстве

При Преосвященном Сергии произошло утверждение первых церковно-приходских школ, их организация, набор учащихся, выбор наблюдателей и первое руководство священниками, заведующими школами.

Преосвященным Сергием, перед открытием был освящен 26 августа 1884 года, созданный в Святых Вратах Александро-Невской Лавры главный иконно-книжный склад Братства.

К апрелю 1885 года, спустя год после своего образования, Санкт-Петербургское Православное Братство во имя Пресвятой Богородицы, находящееся под Архипастырским попечением Высокопреосвященного митрополита Исидора, состояло из 391 члена.

Исидор (Никольский) 1 (12).10. 1799 – 7(19).09.1892 Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский

Исидор (Никольский) 1 (12).10. 1799 – 7(19).09.1892
Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский

Во второй год своего существования с апреля 1885 по апрель 1886 года, члены Братства, кроме материальных пожертвований, участвовали в молитвах Братства, принимали участие в работе на общих собраниях, обсуждали заявления Совета Братства и утверждали предложения, которые выносились Советом Братства. Общие собрания проходили в квартире г. Обер-прокурора Святейшего Синода и всегда сопровождались молитвами и пением Священных песнопений, при участии Братского хора.

5 мая 1885 года, в воскресенье, было проведено общее годовое собрание членов Братства. Во время Божественной литургии, в Исаакиевском соборе, священник Городцев в очередной проповеди, говорил о целях Братства Пресвятой Богородицы и приглашал к пожертвованиям на пользу Братства. После литургии отслужен был Преосвященным Сергием в сослужении протоиереев членов Братства, молебен Пресвятой Богородице. Перед молебном протоиерей Иоанн Полисадов произнес пространную речь о необходимости духовной помощи народу и пригласил к участию в делах Братства.

После молебна состоялось общее собрание. После речи председателя Братства преосвященного Сергия, епископа Выборгского, секретарем Братства был зачитан отчет о результатах деятельности братства за 1884-1885 год, из которого следовало, что по ходатайству высокопреосвященного митрополита Исидора было отпущено, из сумм Святейшего Синода и по распоряжению Совета роздано 3000 рублей на устройство тридцати церковно-приходских и 1250 рублей на пособия пятидесяти школам грамотности и 240 рублей на Мроткинскую школу. Всего 4490 рублей. Кроме того, было отпущено из книжного склада при Святейшем Синоде и разослано по церквям 9670 экземпляров церковно-учебной литературы на общую сумму 2405 рублей.

Кроме того, отчет также, заявлял, что к 11 апреля 1885 года в ведении Совета Братства состояло 32 церковно-приходские школы с 761 учащимся и множество школ грамотности с 1023 учащимися. Кроме главного книжного склада при вратах Александро-Невской Лавры было образовано 31 отделение склада в разных местах Санкт-Петербургской епархии. Предполагалось еще открыть отделения книжного склада при Экспедиции Заготовления Государственных бумаг и при церквах Больше-Коломенской и Спасосенновской.

На собрании братства 1 октября 1885 года, председатель Братства преосвященный Сергий, высказал собранию, с каким глубокими чувствами радости и благодарности принимают люди учреждение церковно-приходских школ. Эти чувства были высказаны преосвященному Серию крестьянами, когда в минувшее лето он совершал обозрение церквей Петербургской епархии. Кроме того, председатель высказал, что православное сельское население, при глубоком сочувствии церковно-приходским школам, крайне стеснено в материальном отношении и потому возлагает все свои надежды на пожертвования со стороны членов Братства. С целью посодействовать улучшению церковно-приходских школ председатель Совета преосвященный Сергий предложил, членам Братства принять на свое исключительное попечение какую-либо из церковно-приходских школ.

Звание и обязанности попечителей приняли на себя: г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.И. Победоносцев, взяв на свое попечение Подбережскую школу Новоладожского уезда; действительный статский советник Леонид Иванович Лаврентьев, взяв на свое попечение Чернореченскую школу в приходе Федоровского посада, Царскосельского уезда: действительный статский советник Алексей Михайлович Груздев, Пулковскую школу того же уезда; протоиерей Василий Яковлевич Михайловский Музоверскую школу Гдовского уезда; купец Иван Андреевич Семенов Назийскую школу Шлиссельбургского уезда. Попечителями школ пожелали также быть: действительные статские советники: Александр Иванович Максимов и Николай Милиевич Аничков, доктор медицины Виктор Павлович Колодезников и протоиерей Иоанн Никитич Палисадов.

Константин Петрович Победоносцев (18.11.1827 – 10.03.1907) Обер-прокурор Святейшего Синода 24.04.1880 – 19.10.1905

Константин Петрович Победоносцев (18.11.1827 – 10.03.1907)
Обер-прокурор Святейшего Синода 24.04.1880 – 19.10.1905

За отчетный год было проведено восемнадцать, заседаний Совета, все они происходили в Синодальной Канцелярии, по понедельникам, в семь часов вечера, а иногда в покоях преосвященного председателя.

Порядок и характер деятельности Совета был следующий: подготовительные работы производились председателем и секретарем Совета; постановления и решения заседаний Совета или прямо исполнялись казначеем, или предварительно утверждались, в журналах, Высокопреосвященным митрополитом. Необходимые для решения справки председатель получал, частно из поступающих к нему бумаг, частично из статистических описаний церквей Петербургской епархии, преимущественно же из личных объяснений с тем, кто представлял бумагу. Прямые взаимоотношения председателя с деятелями церковно-приходских школ, упрощали и сокращали делопроизводство, давали председателю возможность близко знать нужды школ, а просителям свободно высказывать свои мнения и нужды. Решения Совета, рассылка книг и денежных пособий получались настоятелями церквей, а они, в рапортах на имя председателя, извещали о полученном, и о том, как полученное было распределено. Очень часто деятели школ приглашались на заседания Совета братства и здесь, при свободном обмене мнениями, разъясняли дело, после чего принималось решение и тут же объявлялось тому лицу, которого оно касалось. В случаях особенной важности приглашались в Совет священнослужители, по возможности всей епархии, или по крайней мере только столичные.

Предметами деятельности Совета были: Устройство церковно-приходских школ, наблюдете за их состоящем, материальная их поддержка, пособия школам грамотности, открытие отделений книжных складов и вне-богослужебные собеседования.

К апрелю 1886 года, в ведении Совета Братства состояло 46 школ церковно-приходских и до 60 школ грамотности. В церковно-приходских школах число учащихся достигло 1600 человек, а в школах грамотности до 620 человек обоего пола.

Основное внимание Совета обращено было на школы церковно-приходские, так как эти школы должны быть учреждаемы членами церковных причтов и, непременно, при условии материальной поддержки от прихожан. Исходя из этого, Совет Братства,  перед началом рассмотрения вопроса об учреждения школы или о выделении пособии, собирал сведения о том, кто именно из членов причта открывал школу, кто будет заботиться о ней, и какие предполагаются местные средства на заведение школы и на содержание ее.

Местные средства церковно-приходских школ были разнообразны. Они обусловливались, с одной стороны, материальными средствами прихожан, с другой – степенью нравственного влияния приходского священника.

Кроме крестьянских обществ, много сделали для школ приходские попечительства, такие как Криницкое попечительство ежегодно жертвовало на школу по 180 рублей, попечительство Хрединское, Моцское, Назийское, Помяловское, Скамейсое и Пашско-Рожественское которые жертвовали или на устройство помещений для школы, или на содержание учителя, или на наем помещения для школы. Кроме того, многие из частных лиц принимали свое участие в обеспечении школ.

Помещения существующих церковно-приходских школ размещались в собственных, специально построенных или купленных домах – 13; в домах церковного причта – 11; в церковных сторожках – 6, и в снимаемых домах – 6.

Состав преподавателей состоял из священников, безвозмездно преподающих Закон Божий и заведующих школами в количестве 46 человек; прочих членов причта – 12 человек; лиц женского пола, принадлежащих к духовному сословию – 12 человек; воспитанников духовных училищ – 10 человек; окончивших курс в Духовной Семинарии – 1 человек; окончивших курс в Учительской школе – 6 человек; местных дворян и чиновников – 3 человека, крестьян учившихся в Земских или Министерских школах – 5 человек.

К апрелю 1886 году к уже существующим главному складу при вратах Александро-Невской Лавры и 31 складу в разных местностях Санкт-Петербургской епархии было открыто 23 новых склада.

В отчетном году было положено начало создания воскресных церковно-приходских библиотек. В конце августа прошедшего 1885 года, по представлению Совета Братства, Его Высокопреосвященством митрополитом Исидором разрешено было священнику Александру Маляревскому открытие воскресной библиотеки при Самсоновской церкви на Выборгской стороне, при пособии от Братства книгами на 35 рублей.

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор

Так как Братство Пресвятой Богородицы, одной из своих задач, ставило перед собой содействие в распространении вне-богослужебных бесед, то, вскоре после учреждения Братства, бывший председатель Совета, преосвященный Арсений, в своем воззвании к настоятелям церквей Петербургской епархии, потребовал предоставления сведений и в том числе о вне-богослужебных беседах. Из полученных преосвященным Арсением отзывов оказалось, что дело это находилось только в зародыше и что вне-богослужебные беседы, для большинства церквей, составляли предмет благородного, но едва ли осуществимого желания.

Из 150-ти отзывов, только в 47-ми было упомянуто о вне-богослужебных собеседованиях. Из 47-ми отзывов в 22-х говорилось о разных причинах в организации этой работы, как внешних, например о множестве треб и о недостатке помещений, так и о внутренних, как отсутствие программ и пособий. В 14-ти отзывах заявлялось о намерении завести беседы, и только 11 настоятелей высказали, что эти беседы у них действительно ведутся, однако не указывалось ни о программе бесед, ни о месте их проведения, ни о числе слушателей.

В 1886 году председатель Братства преосвященный Сергий потребовал новых, полных и точных сведений о проведении вне-богослужебных бесед. Оказалось, что в течении прошедшего года, особенно после архипастырского воззвания митрополита Исидора, это дело быстро продвинулось вперед.

Пастыри ведущие беседы, единогласно заявляли, что на первых беседах слушателей, бывало, немного, но постепенно возрастая, численность желающих присутствовать на беседах доходила до того, что не было места для всех желающих слушать беседы. Число слушателей на беседах было различно, так в селах число их превышало 100 человек, в отдельных селах за 200 человек, в Нарве перешло за 300 человек, в Кронштадте за 400 человек, в Красном доходило до 500 человек.

В целях помощи сельским пастырям в подвиге собеседования, Совет Братства обратился к столичному духовенству, из среды которого в ноябре 1885 года был образован особый Комитет, для составления вне-богослужебных собеседований. Председателем Комитета, в собрании духовенства, был назначен протоиерей Сергиевского собора Александр Алексеевич Желобовский. Члены Комитета, составив программу вне-богослужебных собеседований, решили выполнить ее отчасти собственными силами, а частью трудами других пастырей проповедников. При этом было решено сформировать сборник бесед и издать их как одной книгой, так и отдельными брошюрами.

Протоиерей Сергиевского собора Александр Алексеевич Желобовский

Протоиерей Сергиевского собора Александр Алексеевич Желобовский

Преосвященный Сергий председатель Совета Братства, со своей стороны, выразил членам Комитета надежду, что найдутся средства как на издание сборника, так и на приличное вознаграждение составителям бесед.

В 1886 году братский хор продолжал свое существование на тех же основаниях, как и в 1885 году. С изволения Великой Княгини Екатерины Михайловны, для своих занятий хор имел помещение во дворце ее Высочества. Занятия братского хора направлены были к достижению той задачи, которая установлена была при его возникновении, а именно, к возможно основательному изучению древнего церковного пения и к практическому применению приобретенных знаний познаний при церковном богослужении. В этих видах преимущественное внимание обращено было на изучение большого знаменного распева, так как он представляет собою наиболее характерное выражение православного церковно-певческого творчества, так и потому, что большая часть круга церковных песнопений принадлежит этому распеву.

Братский хор принимал участие в собраниях Братства. Кроме того, 4 января 1886 года, братским хором была пропета литургия в церкви дворца Великой Княгини Екатерины Михайловны, за что хор был удостоен вниманием от Великой Княгини. В занятиях братского хора, постоянное участие принимали малолетние певчие хора Высокопреосвященного Палладия, Архиепископа Казанского.

Великая Княгиня Екатерина Михайловна - дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I; герцогиня Мекленбург-Стрелицкая

Великая Княгиня Екатерина Михайловна – дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I; герцогиня Мекленбург-Стрелицкая

В третий год существования Братства с мая 1886 по май 1887 года, деятельность Совета Братства была направлена на решение тех же задач и в предыдущем году: церковно-приходские школы и школы грамотности, книжные склады, издание вне-богослужебных собеседований, других брошюры и нотных песнопений.

За отчетный год было учреждено 30 новых церковно-приходских школы. Кроме того, в ведение епархиального училищного Совета поступила также Александро-Невская школа малолетних Архиерейских певчих, содержащаяся на средства Лавры и находящаяся под непосредственным наблюдением Лаврского наместника.

Несколько просьб об открытии церковно-приходских школ оставлено временно было без удовлетворения. В частности, была остановлена просьба о принятии в ведение Совета Братства школа, находящейся при благотворительном Обществе Малоохтенской церкви из-за существующих недоразумений между членами Общества и прежним его председателем.

Кроме того, к большому сожалению, отдельные прежде существовавшие церковно-приходские школы, или совершенно прекратили свое существование, или вышли из ведения Братства по разным причинам.

Таким образом, если к началу отчетного года церковно-приходских школ в Санкт-Петербургской епархии было 47, вновь было открыто 30, закрылось 4, то на май 1887 года численность всех церковно-приходских школ составила 74. Обучалось во всех церковно-приходских школах до 2000 учащихся обоего пола, а в школах грамотности до 850 учащихся обоего пола.

Начатая в ноябре 1885 года деятельность по организации подготовки и выпуску вне-богослужебных бесед начала давать свои результаты. При этом в отчетном 1886-1887 году эта деятельность осуществлялась с таким успехом, какого даже не ожидали организаторы.

Образованный для этого дела особый Комитет из столичного духовенства, в августе 1886 года, издал 1-й выпуск бесед, в объеме 14-ти печатных листов, содержащий в себе беседы на «Ветхий завет до Исхода Евреев из Египта». Выпуск этот был напечатан в количестве 8-ми тысяч экземпляров: половина этого количества было издана, в целых экземплярах, а другая половина – отдельными брошюрами, по одной беседе в каждой брошюре. Первая половина распродана была в течении 2-х месяцев, и следующая уже вышла вторым изданием. Деньги, вырученные от продажи первой половины, послужили на возмещение всех издержек по изданию, а доход за 2-ю половину составил чистую прибыль братских сумм. Между тем издание следующих выпусков продолжалось без замедления и стало вестись успешнее потому, что к деятельности комитета подключились и другие представители столичного духовенства. Собираясь в квартире председателя Комитета, участники в составлении бесед сперва обсуждали составленную кем-либо предварительно программу предполагаемого выпуска, а затем, выбрав для себя темы и распределив их по частям на беседы, принимались за труд. Составленные, таким образом, беседы представились, на рассмотрение и окончательную редакцию преосвященного Сергия, председателя Совета Братства. Плодом этой деятельности к середине 1887 года стал выпуск трех вне-богослужебных бесед, содержащих в себе Истории Ветхого Нового Заветов.

Также, за последний отчетный год численность членов Братства по сравнению с прошлым годом возросла на 181 человек и составила 890 членов.  При этом, Братством в прошедшем году было израсходовано на разные цели, 10,926 рублей 78 копеек, а в отчетном году уже 25,521 рублей 42 копейки.

5 декабря 1887 преосвященный Сергий был назначен епископом Вятским и Слободским. 13 декабря 1887 года на собрании Братства, пресвященный Сергий, произнес перед членам Братства прощальное слово, после которого товарищ председателя Совета Братства, Владимир Карлович Саблер, поднес преосвященному Сергию от лица членов Совета икону Знамения Пресвятой Богородицы, выразив при этом Его Преосвященству, в прочувствованной краткой речи, глубокую благодарность членов за его труды па пользу Братства.

Всего, при преосвященном Сергии было открыто более 50-ти церковно-приходских школ и было учреждено и открыто до 60-ти школ грамотности.

Преосвященный Сергий вел обширную переписку по школьному делу. Лично сам организовывал работу преподавателей, проверял их и давал им практические советы.

Он же содействовал учреждению главного книжного склада и его отделений в разных местах Санкт-Петербургской епархии, лично указывал на подходящие книги. Можно сказать, что преосвященный Сергий положил начало церковно-приходским библиотекам.

Помимо этого, издание вне-богослужебных бесед так же обязано своим успехам преосвященному Сергию. Под его личным наблюдением и главным образом под редакцией, были изданы первые четыре выпуска вне-богослужебных бесед и начат выпуск пятого.

Выпуски Вне-богослужебных бесед Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

Выпуски Вне-богослужебных бесед Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

На годичном собрании Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, приходившего в воскресенье 15 мая 1888 года, под новым председательством нового председателя Совета братства Антонием (Вадковским), отмечалась глубокая признательность деятельности бывшего председателя братства преосвященного Сергия, ныне епископа Вятского. В отчете говорилось, что братство обязано ему очень многим, при нем было открыто более 50-ти церковно-приходских школ, около 50-ти школ грамоты. Школьное дело занимало его очень сильно, и он положил очень много труда, заботясь о его процветании. При содействии епископа Сергия, братство обязано учреждению книжного склада и его отделений. Братство также обязано, преосвященному Сергию в организации изданий вне-богослужебных бесед.

Использованы архивные материалы церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.
Звонарев И.Г. Октябрь 2023 г.

 

Разрыв между текстом

Жизнеописание

Будущий епископ Сергий родился 25 октября 1836 года (13 октября 1836 года по ст.ст.) в семье пономаря села Пельны Юрьевецкого уезда Костромской губернии Алексея Серафимова.

Сергий (Серафимов) 13.10.1836 – 13.04.1902. Епископ Астраханский и Енотаевский 10.8.1896 – 13.4.1902.

Сергий (Серафимов) 13.10.1836 – 13.04.1902. Епископ Астраханский и Енотаевский 10.8.1896 – 13.4.1902.

Село Пельны (другое название — Покров-Пельна) – это исчезнувший ныне населенный пункт, находившийся возле современной деревни Котово Лухского района Ивановской области. Некогда это был волостной центр, приход которого к 1911 году включал 19 деревень с общим населением более трех с половиной тысяч человек.

В наше время ни от храмов, ни от села практически ничего не осталось. Летом 2015 года здесь был установлен поклонный крест.

Детство будущего епископа Сергия прошло в бедности. Он часто потом об этом вспоминал, уже будучи архиереем. В некрологе Костромских епархиальных ведомостей говорится: «Последствием же испытанной бедности было крайнее сочувствие Владыки к своим многочисленным бедным родственникам и постоянное вспоможение им от своих средств». Но помогал он не только родне. Епископ Сергий был почетным членом-учредителем общества вспоможения бедным воспитанникам Костромской семинарии.

Во святом крещении будущий архипастырь был наречен Александром. Он обучался в Костромском духовном училище и Костромской духовной семинарии (с 1852 по 1858 годы), затем поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1862 году по первому разряду со степенью магистра. После окончания академии он был направлен учителем философских наук в родную для него Костромскую духовную семинарию, где был затем преподавателем на протяжении 20 лет. Главными предметами, которые он преподавал, были еврейский язык и Священное писание. Так же в разные годы ему приходилось преподавать логику, психологию, математику. С 1867 года он состоял членом педагогического собрания семинарского правления, неоднократно исполнял должности инспектора семинарии и секретаря семинарского правления, в 1869 года с инспекцией посетил подчиненные Костромской семинарии Галичское и Солигаличское духовные училища.

В 1878 году он овдовел. 26 августа того же года он был рукоположен в сан священника к Успенскому собору города Лух, при этом оставлен преподавателем Костромской семинарии.

7 октября 1882 года он был пострижен в монашество с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Постриг по поручению архиерея совершил ректор Костромской семинарии архимандрит Иустин в Богородицком храме Ипатьевского монастыря.

24 октября того же года Сергий был возведен в сан архимандрита. Меньше чем через месяц, 13 ноября последовало Высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Святейшего Синода о бытии архимандриту Сергию епископом Выборгским, вторым викарием Санкт-Петербургской епархии.

С 24 апреля 1887 года был епископом Ладожским, викарием той же Санкт-Петербургской епархии.

В Петербурге епископ Сергий (Серафимов) был председателем Совета Санкт-Петербургского братства Пресвятой Богородицы и Совета церковно-приходских школ.

С 5 декабря 1887 – епископ Вятский и Слободской.

С 21 мая по 21 августа 1893 года был вызываем для присутствования в Святейшем Синоде.

На Вятской кафедре епископ Сергий добился открытия в городе Глазове второго викариатства. При нем же в Вятке было открыто отделение Императорского палестинского общества с целью распространения сведений о Святой Земле. Владыка помог духовенству осуществить и давно задуманный проект по созданию кассы взаимопомощи (тогда говорили – взаимо вспомогательной).

С 10 августа 1896 года — епископ Астраханский и Енотаевский.

Священник Михаил Благонравов, автор книги «Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: 1602-1902 гг.» о деятельности епископа Сергия (Серафимова) на Астраханской кафедре пишет так: «Епископ Сергий обладал твердою волею, непреклонным характером, умом положительным. Суждения его были трезвы, мышление ясное и основательное. Отчетливость представления обсуждаемого предмета, соединенная с свободою и точностью слова, светилась и в его устных беседах. Всегда самоуглубленный, само сосредоточенный, он по внешнему виду казался строгим и даже суровым, но в его беседах и действиях отражалась, как в зеркале, отзывчивость его души ко всему доброму или требующему поддержки. Его строгость и суровость были не те, которые переходят в жестокость, а это была скорее серьезность или само собранность, столь приличного званию архипастыря, под которыми скрывается лишь желание не довести снисходительности до слабости.

В пастырской деятельности он был энергичен. С удивительным терпением и вниманием читал все поступавшие к нему журналы и бумаги от разных подведомственных ему учреждений, должностных и частных лиц, налагал на них резолюции, исполнения знания церковных и гражданских законов. А таких журналов и бумаг к епархиальному архиерею поступает масса, и труд чтения их есть труд весьма тяжелый, требующий много и времени, и внимания, и знания. Будучи сам ревностным исполнителем закона, долга и порядка, он и от подчиненных требовал строгой законности в действиях, правды, прямоты, соблюдения порядка, постоянного труда, усердия к своему делу и ревностного исполнения своих обязанностей. Делами он продолжал заниматься до последних дней своей жизни, сидя и лежа, когда уже от крайнего истощения не мог ходить. А истощен он был до последней степени. Бывший при нем в последние дни доктор говорил, что такого истощения он никогда не встречал, и удивлялся, как при таком истощении может жить человек. В Астрахань епископ Сергий прибыл, как видно, с зачатками своей болезни, рака желудка, а потому с течением времени, с развитием болезни, при приеме просителей иногда бывал вспыльчивым и раздражительным; но по своей доброте, а может быть и в сознании допущенной им болезненной раздражительности после нередко делал даже больше того, о чем его просили, в пределах, конечно, своей власти.

Епископ Сергий с самого вступления своего на Астраханскую кафедру особенное внимание обращал на порядок церковных богослужений, на пение и чтение при богослужениях, на благолепие храмов и на правильную живопись св. икон в храмах. По этому поводу он давал указания благочинным, беседовал с священнослужителями при обозрении епархии и при всяком удобном случае, а однажды для беседы о сем собрал всех священно и церковнослужителей г. Астрахани в зал епархиальной библиотеки. По этому же поводу он нередко печатал в Астраханских епархиальных ведомостях свои распоряжения и целые статьи, из которых особенно замечательна его статья, под названием: «Руководственные наставления и указания пастырям церкви об иконописи, церковной живописи, о церковном чтении и пении». Для большей торжественности и благолепия богослужений в высокоторжественные (царские) дни, по предложению Владыки, Совет Кирилло-Мефодиевского Братства заготовил и разослал по всем церквам иконы святых, память которых совершается в эти дни, чтобы пред этими иконами совершались «величания» на всенощных бдениях. Астраханское общество, в благодарность за его труды и заботы по устроению церковного благочиния, поднесло ему 8 июля 1901 г. панагию и адрес.

Заботясь о просвещении Астраханской паствы, Преосвященный в 1897 г. увеличил состав членов причта при 48 церквах. С этою же целью, чтобы доставить прихожанам более удобную возможность приобретать книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, по его предложению, Кирилло-Мефодиевское Братство открыло торговлю такими книгами и брошюрами в свечных лавочках, находящихся в разных частях города.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Астраханской епархии Русской православной церкви

Собор Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Астраханской епархии Русской православной церкви

Епископ Сергий внимательно относился к духовным учебным заведениям г. Астрахани и принимал близко к сердцу их нужды. Благодаря его вниманию и заботливости, наставники духовно-учебных заведений стали получать значительную прибавку к своему скудному жалованью из сумм свечного завода. Наставники, например, семинарии стали получать в прибавку по 300 руб. в год. Эта прибавка имеет весьма важное значение для учебно-воспитательного дела в семинарии. Наставники духовных семинарий, люди с высшим, академическим, образованием, в первые пять лет службы получают жалованья по 750 руб. в год за 12 недельных уроков, а потом по 900 руб. В других семинариях существуют параллельные классы, а потому наставники семинарий, имея добавочные уроки, получают за них дополнительное вознаграждение. В Астраханской же семинарии параллельных классов нет, и наставники живут на один только оклад жалованья за 12 уроков. Кроме того, в г. Астрахани жизнь на столько дорога, что в других губернских городах, кажется, нет и подобия такой дороговизны, кроме городов столичных. Но в столичных городах наставники семинарии получают увеличенный оклад жалованья. Нельзя не отметить здесь и того печального явления, что между наставниками духовно-учебных заведений г. Астрахани существует большая смертность. Астраханский климат разрушительно действует на здоровье молодых наставников, назначаемых в Астрахань из верховых губерний прямо с академической скамьи, притом же истощенных научными занятиями в академии. Все это, вместе взятое, вынуждало наставников переходить в другие семинарии. Переходы были ежегодно, а в некоторые годы выбывало по нескольку наставников. Кафедры пустовали, учебно-воспитательное дело страдало. Теперь, с увеличением жалованья, жизнь наставников несколько улучшилась, и переходы их стали реже. Поэтому увеличение жалованья наставникам нужно считать одним из важных дел епископа Сергия».

Священник Михаил Благонравов продолжает: «Епископ Сергий, как сказано выше, во время своей тяжелой болезни продолжал заниматься епархиальными делами. Наконец, уже в последние дни своей жизни, он обратился с просьбою в Св. Синод назначить ему помощника. Указом Св. Синода в помощь ему был назначен преосвященный Тихон, епископ Николаевский, викарий Самарской епархии. Епископ Тихон, во исполнение сего указа, выехал из г. Николаевска 9 апреля на пароходе; но пароход, затертый льдом, простоял на р. Волге несколько дней, так что Преосвященный прибыл в Астрахань только 15 апреля, когда епископ Сергий уже умер, и о смерти его сообщено было уже в Св. Синод. Поэтому телеграммою из Св. Синода от 14 апреля епископу Тихону поручено было управлять Астраханскою епархией впредь до назначения нового епископа, которою он и управлял до получения указа о назначении на Астраханскую кафедру Преосвященного Георгия, до 7 мая 1902 года».

Епископ Сергий вместе с многочисленными административными занятиями постоянно занимался учёными и литературными трудами. Многочисленные слова и речи, печатавшиеся на страницах епархиальных органов, отличались особенной простотой и назидательностью и касались самых разнообразных вопросов богословия и истории.

Епископ Сергий (Серафимов) скончался 26 апреля 1902 года (13 апреля 1902 года по ст.ст.) в Астрахани. Он был погребен в крипте Астраханского Успенского собора, где покоятся и другие архипастыри, в том числе епископ Мефодий (Петров).

 

Использованы материалы:

Открытая православная энциклопедия «Древо»

Сайт игумена Виталия (Уткина). Епископ Сергий (Серафимов): Лухский уроженец на Астраханской кафедре

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление