140 лет со дня открытия первого книжного склада Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
140 лет назад 13 августа 1884 года (1 августа по ст.ст.) Санкт-Петербургским Епархиальным Братством во имя Пресвятой Богородицы в Святых воротах Александро-Невской Лавры, был открыт главный книжный склад Братства
С учреждением школ, перед Братством встал вопрос с обеспечением школ духовной литературой.
В этих целях, было необходимо организовать устройство книжных складов, предназначенных, для обеспечения потребностей народа в чтении назидательной литературы.
Книжные склады, в форме церковных библиотек, издавна существовали почти при каждой церкви, и не только городских, но и сельских. При этом, эти библиотеки не были сориентированы для потребностей народа, они были предназначены в большей части исключительно для духовенства.
Только с учреждением церковно-приходских школ, появилась возможность переориентировать существующие библиотеки для потребностей народа, реорганизовав их в книжные склады.
В церковных библиотеках предусматривался отдел из книг светских авторов для пользования прихожан. Предусматривалась и такая форма просвещения, как «летучие библиотеки» для снабжения сел и деревень листками, брошюрами и книгами, содержащими ответы на злободневные и духовные запросы народа. Такие библиотечки из 30–40 книг должны были передаваться из деревни в деревню по мере прочтения и затем возвращаться к священнику, который должен заниматься подбором новых книг и брошюр.
С книжных складов должен был производиться отпуск книг религиозно-нравственного содержания для продажи по низкой цене и их рассылка по торговым рядам.
В виду этого, в первый год своего существования Братство, прежде всего, устроило главный центральный склад при вратах Александро-Невской Лавры.
Склад был устроен при непосредственном участии Владимира Карловича Саблера, управляющего канцелярией Священного Синода и Наместника Лавры, Архимандрита Иннокентия.
Владимир Карлович Саблер заключил соглашения с издателями духовных книг и продавцами икон и крестиков, чтобы, при их посредничестве, приобретать эти предметы для склада, а Архимандрит Иннокентий испросив у Высокопреосвященного Владыки Исидора бесплатное для склада помещение, приспособил его для продажи книг.
Помещение склада было освящено преосвященным Сергием (Серафимовым) 20 августа 1884 года.
Помимо устройства Главного книжного склада при Александро-Невской лавре, к 1890 году было создано 70 отделений Главного склада в городах и некоторых селах Петербургской Губернии.
Распространение духовных книг и церковных предметов наиболее успешно проходило в столице и в отдельных уездных соборах.
Так со склада при Благовещенской церкви, на Васильевском острове, при активном участии протоиерея Иоанна Панова, в течении первых 8 лет существования Братства было произведено продаж на 5,330 рублей; со склада при Братском храме, при усердии священника Слепяна, в течении 7 лет было продано на 2,538 руб.; при Выборгском Соборе за 7 лет на 43 рубля и т.д.
При этом, для дальнейшего повышения интереса народа к чтению духовных книг и развития распространения духовно-нравственной литералы и церковных предметов, требовалось их разнообразие, с большим выбором.
При этом, для образованной части населения духовная литература имела значительный и богатый выбор, а предложение превышало спрос.
Что касается литературы народной, то она имела скудный выбор и была слишком бедна. Литература для народа была представлена только книгами Священного Писания, краткими житиями святых, мелкими назидательными брошюрами, несколькими путешествиями и Троицкими листками, что явно было недостаточно и не соответствовало потребностям народа.
Помимо этого, книг было так мало и большинство их представляло повторение того, что было издаваемо десятки лет тому назад, что в первые два-три года после открытия складов, книги были прочитаны по нескольку раз, и первые приступы духовной жажды были удовлетворены, и читать больше было нечего.
Чтобы поддержать интерес народ к духовному чтению и этим расширить книжный товарооборот, необходимо было обогатить духовную литературу.
Кроме того, нужно было учитывать, что кругозор русского человека за последние 25 лет, значительно расширился и духовная жажда народа не могла быть удовлетворена, как в прежние годы.
Братство решало эту задачу путем издания внебогослужебных бесед, различных книг и брошюр духовно-нравственного содержания.
Всего за первое десятилетие из одного главного книжного склада братства было распространено путем продажи духовно-нравственной литералы и церковных предметов на сумму 200,334 р. 47 коп. В этом деле особые услуги братству оказали казначей братства П. Д. Губарев и заведующий книжным складом г. Сергиев с сыном.
Изданный братством каталог книжного склада получил широкое распространение по всей России, и в братский склад стали обращаться заведующие церковными школами и устроители богослужебных собеседований многих епархий.
Санкт-Петербургским Епархиальным училищным советом были разработаны Правила о порядке снабжения церковно-приходских школ и школ грамоты книгами для чтения, учебниками и классными принадлежностями из главного книжного склада Братства Пресвятой Богородицы.
В этих правилах было определено, что по школам рассылаются только те книги, которые одобрены Училищным при Святейшем Синоде Советом и приняты Санкт-Петербургским Епархиальным Училищным Советом.
Учебный книги и классные принадлежности высылались бесплатно для самых бедных учеников; дети состоятельных родителей должны приобретать их у учителей по цене, указанной советом.
В правилах был прописан специальный порядок выписки книг и классных принадлежностей.
Кроме того правила предписывали нормы обеспечения книгами и принадлежностями школы и учащихся исходя их категории школ, учащихся и количества учащихся. Так например:
- на каждую церковно-приходскую школу полагалось две программы, одна разрезная азбука, один лист Молитвы Господней и краткий молитвослов, один экземпляр Грамматики в диктовках Матвеевой, Методика арифметики Гольдендерга, Арифметический задачник – его же, пропись Гербана, первый выпуск Церковно-Славянской азбуки Ильминского с таблицами, и второй выпуск обучения Церковно- Славянской грамоте — его же.
- на каждого учащегося в младшем отделении церковно-приходской школы полагалось второй выпуск Церковно-славянской азбуки Ильминского, книга для чтения и письменных работ по русскому языку Д. Попова, год 1-ый и — Краткий Молитвослов.
- на каждого учащегося в старшем отделении начальные уроки по Закону Божию протоиерея П. Смирнова, Краткий Молитвослов, первый выпуск Обучения Церковно-Славянской азбуки Ильминского и книга для чтения Радонежского.
При этом, из классных принадлежностей полагалось на каждого учащегося: одна аспидная доска, один карандаш, два грифеля, шесть перьев и 12 листов бумаги.
Устанавливая эти правила, Совет ставил пере следующие цели:
1) чтобы ни одна, пожертвованная на святое дело воспитания копейка не пропадала даром;
2) чтобы ни одна школа пе оставалась, ни одной минуты, без необходимых учебников и пособий;
3) чтобы школы снабжались всем необходимым своевременно, без излишней переписки и непроизводительных расходов;
4) чтобы распорядители учебного дела были знакомы с названиями книг принятых Советом для применения в школах;
5) чтобы положено было начало правильному устройству книжных складов и школьных библиотек;
6) чтобы книги и учебные пособия, высылаемые от Братства, сохранялись в целости и прочности