РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Пятая Неделя Великого поста. Преподобной Марии, прозванной Египетской.

“Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, став при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк. 7, 36-39). Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь к Господу. За то и сказано было о ней: “прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много” (Лк. 7, 47).

О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: “Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него”. Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любящей сердечно – умною молитвою, а для видимого – делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога.”

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Преподобная Мария, прозванная Египетской.

Преподобная Мария, прозванная Египетской.

Пятая Неделя Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной матери нашей Ма­рии, про­зван­ной Еги­пет­ской. В 2024 году этот день приходится на 21 апреля. Совсем скоро Страстные дни и преподобная Мария Египетская вспоминается в этот день, как пример истинного покаяния, совершенно перерождающего человека, даже глубоко погрязшего в тине греха.

Вся следующая затем 6-ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит как бы предпразднством Входа Господня во Иерусалим, называемого также Неделею ваий. В пятницу шестой седмицы Великого поста (26 апреля 2024 года) есть окончание святой Четыредесятницы, в знак чего на утрени и на вечерни этого дня по дважды поется умилительная стихира: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…”

Этим собственно время, назначенное Церковью для покаяния, заканчивается. Далее следует два праздника и седмица, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Господа: Его страданий, крестной смерти и погребения, которая называется поэтому Страстной седмицей.

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

В субботу перед Неделей Ваий вспоминается великое чудо воскрешения Господом, «прежде шести дней Пасхи», четверодневного Лазаря в Вифании, почему она и называется Лазаревой субботой (27 апреля 2024 года). Воскрешение Лазаря показало явно пред всеми божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Эта мысль выражена в тропаре: «Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» В соответствии с этим, на утрени Лазаревой субботы поются воскресные песнопения: по 2-ой кафизме воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» после седальна «Воскресение Христово видевше…» «Свят Господь Бог наш», «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» Заканчивается утреня Великим славословием. От субботы Лазаревой до Фоминой недели не поется «Честнейшая». На литургии, вместо Трисвятаго, поется: «Елицы во Христа крестистеся…».

***

О жизни Преподобной Марии Египетской
 и другом великом пустыннике

Житие святой Марии, прозванной Египетской отражает определенную эпоху, ее настроения, содержит в себе определенные представления и убеждения. Но их настолько мало, что оно воспринимается каждой эпохой как современное. Чтобы понять жизнеописание Марии в том виде, важно обратить внимание на его историческую составляющую.

Прп. Мария. Дионисий. Фреска. Ферапонтово. 1502 г.

Прп. Мария. Дионисий. Фреска. Ферапонтово. 1502 г.

Согласно житию, Мария в 12 лет ушла из дома. В Римской империи двенадцатилетние было временем гражданского совершеннолетия для девочек, когда становилось возможным заключать договоры и вступать в брак. В течение 17 лет Мария жила в Александрии. Александрия была крупнейшим мегаполисом восточной части Римской империи и насчитывала более 300 тысяч жителей. По тем временам такое население было невероятно огромным.

По собственному признанию, с ранней юности Мария «имела ненасытное желание и неудержимую страсть». Средневековое православное воображение называло ее блудницей. Французский язык предпочитал именовать Марию куртизанкой.  Говоря же современным языком, она была нимфоманкой. То есть ее с невероятной силой влекло к соитию с мужчинами. Об этом она сама свидетельствует в тексте жития. Она не была богатой, более того, деньги как таковые ее не интересовали. Интересная подробность того же жития говорит о том, что Мария «жила подаянием, часто пряжей льна».

В 29-летнем возрасте Мария отправилась с паломниками в Иерусалим. В житии Мария признается, что предприняла это путешествие на корабле из Александрии в провинциальный Иерусалим не из религиозного интереса, но ради развлечения. «А ехать мне захотелось для того, чтобы иметь побольше любовников для утоления моей страсти». Среди паломников было много молодых мужчин. Согласно тексту жития, это паломничество должно было состояться осенью, поскольку было приурочено к празднику Воздвижения Креста.

Житие свидетельствует, что Мария не смогла войти в божественный храм. «Одну меня злосчастную не принял храм. Словно отряд воинов был поставлен <…>, так удерживала меня какая-то могучая сила». В притворе храма Мария обратилась к Богородице, стоя перед ее образом. «Если, как я слышала, для того человеком стал Бог, рожденный Тобою, чтобы призвать грешников к покаянию». Это «если», сохраненное в максимально упрощенном тексте жития, очень интересно. Скорее всего, до этого Мария знала о христианстве, но верующей на деле не была. IV век был временем великих обращений.

Согласно сказанному в житии, Мария дала обет не возвращаться к прежней жизни. После молитвы она смогла войти храм. Вечером того же дня она причастилась в храме Иоанна Предтечи, утром перешла Иордан и направилась в пустыню. Ведь женское монашество в том виде, в каком оно известно нам, еще не существовало. Отдельные благочестивые богатые дамы римского общества посвящали себя Богу, но пребывали в обителях, как правило, совместно с мужчинами, которые, подобно Иерониму или Руфину в Палестине того времени, могли духовно руководить ими. Невозможно представить себе Марию в такой обители, или же посреди юных дев, небольшие общины которых тогда существовали в городах.

Прп. Мария с житием. Икона. Россия. XIX в.

Прп. Мария с житием. Икона. Россия. XIX в.

Согласно житию, 17 лет Мария провела в мучениях и противостоянии собственному страстному желанию вернуться. А затем еще 30 лет в аскетических упражнениях. Понятно, почему житие Марии Египетской на протяжении поражало воображение. Чего стоит одно лишь слово «пустыня»… На самом деле она занимает площадь около 22 км². На этой небольшой территории в то время находилось около пятидесяти монастырей. Отсюда и другое название пустыни — «Пустыня пятидесяти обителей». Но и само слово «монастырь» не должно обманывать, так как в большинстве случаем речь шла о небольших общинах монашествующих. Получается, что отказ человеческого общежития, отшельничество и удаление от церковной жизни и таинств не был для Марии легким. Ей постоянно приходилось бежать.

Прпп. Зосима и Мария. Икона (таблетка). Русь. XVI в.

Прпп. Зосима и Мария. Икона (таблетка). Русь. XVI в.

Житие Марии доносит до нас очень интересный диалог:

— Скажи мне, как живет ныне христианский народ? Как цари? Как пасется Церковь?

Зосима сказал ей:

— Вашими святыми молитвами, мать, Христос всем даровал прочный мир.

Возможно, не желая тревожить подвижницу, Зосима сказал ей о прочном и благополучном мире. На самом деле, время их разговора было сложным и апокалиптическим временем. Приближалось падение Рима. Наступал конец античности. Начиналось переселение народов. Приближалась гибель богов.

Согласно одной из возможных датировок биографии Марии, она совершила паломничество в Иерусалим примерно в 383 году. Почти в это же самое время  другой великий обращенный ко Христу того времени, будущий святитель Иппонской Церкви Августин, в 384 году в Милане бросил свою гражданскую супругу, чтобы вскоре вступить в законный брак с другой особой, которую выбрала ему мать. Но так как его предполагаемая судьба еще не достигла совершеннолетия (вспомним 12 лет Марии Египетской!), Августин сошелся с другой женщиной. Будучи одержим желанием плоти, он просто не мог и не хотел подождать.

В 386 году, когда Мария уже была в пустыне, Августин услышал рассказ об обращении двух римских чиновников, которое произошло под влиянием чтения жития великого египетского подвижника Антония.  Подобно многим другим обращенным того времени, Августин решил посвятить себя уединению — мечта, которая будет преследовать его вплоть до насильственного, вопреки собственной воле, посвящения в пресвитеры в Иппоне в 391 году. Вместе с друзьями он удалился на север Италии в Кассициак, где жил в том наиболее распространенном тогда типе совместного уединения — в малой общине, которая была как раз недоступной для Марии. В 387 году на Пасху Августин был крещен Амвросием в Милане.

Более того, даты их биографий, то есть то немногое, что сказано в житии Марии относительно хронологии, и то подробное, что мы находим в биографии Августина, удивительным образом соприкасаются. В 401 году Августин завершил написание своей Исповеди. В это же время, то есть спустя 17 лет после своего ухода в пустыню, Мария обрела уверенность, что покаяние ее принято.

Августин и Мария никогда не встречались, да и не могли встретиться. Мария никогда не была ни в Риме, ни в другом африканском городе греха, Карфагене, где прошла юность Августина. Августин никогда не был ни в Святой Земле, ни в Египте. Очень жаль, что эти двое великих переживших обращение святых никогда не смогли, да и не могли встретиться.

Мария Египетская отошла ко Господу в 430 году. Это означает, что в том же году, когда состоялся разговор Марии и Зосимы, в осажденном вандалами Иппоне в Карфагенской Римской Африке, после последнего покаяния и причащения в своей келье умирал святитель Августин. Великие святые были современниками. Они одновременно восходили в Небеса.

Иерей Августин Соколовски

Разрыв между текстом

Иконография Преподобной Марии Египетской.

(Жанна Курбатова)

Иконография преподобной Марии Египетской тесно связана с житием, а житие – с церковным богослужением. Жизнеописание преподобной Марии читается на пятой неделе Великого поста и воспринимается как часть богослужения. Вместе с творцом Покаянного канона святым Андреем Критским Мария Египетская изображается на аналойных иконах, создаваемых для богослужений определенных великопостных дней.

Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105-06 гг.

Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. 1105-06 гг.

Святая Мария изображается старицей со впалыми, пересеченными морщинами щеками, с непокрытой головой и перепутанными прядями волос. На поясных или ростовых иконах руки преподобной Марии сложены на груди. Иногда в ее руках крест в память о том Кресте, к которому она некогда хотела приложиться в Иерусалимском храме, а также в знак почитания ее подвижничества. В левой, покровенной гиматием руке Мария иногда держит закрытый свиток: ее житие – во многом ее собственное свидетельство о своей жизни.

Встреча прп. Зосимы и прп. Марии Египетской. Миниатюра из Лондонской (Феодоровской) Псалтири. 1066 г.

Встреча прп. Зосимы и прп. Марии Египетской. Миниатюра из Лондонской (Феодоровской) Псалтири. 1066 г.

Согласно традиции, преподобная Мария Египетская изображается полуобнаженной, завернутой в часть мантии, данной ей Зосимой при первой встрече в пустыне. До начала подвига в пустыне Марию пишут в красном платье с открытыми до плеч руками, но нередко в красном одеянии она изображается и старицей-подвижницей. Одежда старицы перекинута через одно плечо, таким образом, что видны сочленения позвоночника, ребра на теле, буквально обтянутом кожей.

Преподобная Мария Египетская своим обликом больше похожа на святых пустынников, блаженных, для которых мир был «странен» и далек по образу жизни, они относились к нему, как к преходящему. Одна рука преподобной может быть развернута ладонью вовне, в знак сосредоточенности и молитвы. Любой святой имеет внутреннее богатство образа и неповторимые черты: Мария порой изображается с экспрессивными жестами – можно вспомнить ее живую беседу со старцем Зосимой. Оказывая почтение духовному лицу, она убеждала старца, что он должен благословить ее; сомневалась, стоит ли рассказывать обо всей своей жизни, опасаясь повредить себе и ему. Таким образом, в таких сюжетных композициях, как встреча со старцем Зосимой, Мария может изображаться с воздетой рукой или даже с жестом оратора.

Прп. Мария Египетская, с житием. XIV в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне)

Прп. Мария Египетская, с житием. XIV в. (ризница мон-ря Хиландар на Афоне)

Жизнь преподобной, поведанная Зосиме, нашла отражение в довольно пространных житийных иконах, а сюжеты ее жития нередко становятся самостоятельными композициями храмовых росписей и иконами. Иногда Мария изображается молящейся перед иконой Божией Матери в церкви, это изображение можно отнести к разряду житийных: ведь Богородица была ее покровительницей в течение всей жизни в пустыне, о чем преподобная известила старца Зосиму. В основе сюжета лежит также житийное повествование о том, как Мария не могла войти в базилику при Гробе Господнем и услышала голос, исходящий от образа Божией Матери, находящегося в притворе церковном. Иногда моление Божией Матери представлено в среднике: Богородица с Младенцем изображены в левом верхнем углу иконы.

Причащение Преподобной Марии Египетской. Фреска монастыря Бетания, Грузия. Конец XII — начало XIII век

Причащение Преподобной Марии Египетской. Фреска монастыря Бетания, Грузия. Конец XII — начало XIII век

Довольно рано в отдельный сюжет выделилась композиция «Причащение преподобной Марии»; этот сюжет говорит о ее покаянии, смирении – она, причастившись в начале своего покаянного пути, вновь приняла Святые Дары лишь по его завершении. Этот сюжет изображается в восточной части храма.

Святая нечасто изображается идущей по водам, этот сюжет получает распространение именно в русской, притом позднейшей иконографии. Среди образцов этого сюжета на русской почве – юродивые: Николая и Иоанн Новгородские ходили по Волхову, Симон Юрьевецкий – по Волге, а Марию Египетскую изображают идущей по Иордану. Это прижизненное чудо святых – перемещение по воде – является зримым воплощением преодоления житейской пучины.

Встреча прп. Зосимы и прп. Марии Египетской. Смерть прп. Марии. Роспись часовни Пресв. Троицы в Люблине, Польша. XV в.

Встреча прп. Зосимы и прп. Марии Египетской. Смерть прп. Марии. Роспись часовни Пресв. Троицы в Люблине, Польша. XV в.

В последней сцене в ногах святой показана пещера, а также изображение льва, ископавшего могилу Марии, и это клеймо часто становится самостоятельным сюжетом как в росписях храмов, так и отдельных икон. Так, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово Щелковского района Московской области на большом образе «Преподобные Зосима и Мария Египетская» XIX века святые помещены рядом, в полуобороте друг к другу, а внизу изображение лежащей Марии и льва перед ней.

Пейзажные виды в средниках икон и в сопутствующих клеймах – многообразны и привлекают внимание своим богатством. В одном клейме в отдалении видны строения большого города, из которого стремительно уходит будущая святая, а в другом видна пустыня. Иногда вдалеке виден только храм, откуда святая и начала свой подвиг. Пейзаж на иконе порой напоминает цветущую пустыню, а иногда пустыню суровую, каменистую.  Нередко изображаются два берега Иордана: один – с зеленой чащей, а другой пустынный, буквально обесцвеченный – с белыми песчаными лещадками гор.

Изображения преподобной Марии помещаются в притворах церквей как память ее моления в преддверии храма, когда она силой Божией не была допущена поклониться Кресту Господню. Существует традиция размещать образ преподобной в сцене причащения здесь же, в западных компартиментах храма. С XI века образ святой Марии устойчиво входит в византийскую иконографию Страшного суда, она изображается в группе святых жен, шествующих к престолу Божию.

Изображение Марии встречается среди избранных святых на иконах Собора святых и иных, например, на образе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Некогда на этом чудотворном образе Богородицы было помещено четверо святых: преподобные и святители. Иногда их изображения замещаются изображением других праведников, в том числе преподобной Марии Египетской.

Образ Марии Египетской встречается в иконостасах и даже на Царских вратах. Вместе с преподобным Алексием, человеком Божиим, они, составляя пару небесных покровителей царственной четы: царя Алексея Михайловича и его супруги, представлены на иконе из Сретенского монастыря в музее преподобного Андрея Рублева (ЦМиАР) в предстоянии образу Богородицы «Знамение».

В современных иконах святая Мария Египетская нередко изображается с благообразным лицом, довольно юной, что хотя не соответствует исторической реальности, но показывает святую как причастницу ангельского образа. Житие преподобной Марии, ушедшей в Египетскую пустыню, и сам ее облик близок современному человеку, поскольку разные богоугодные темы занимали ее душу. Она расспрашивает Зосиму о том, «как теперь живут христиане и святые Церкви»: пожив в пустыне, ей стала близка тема Церкви, не только тема личного спасения.

Разрыв между текстом

Преподобная Мария Египетская

Антоний (Блум), митрополит Сурожский 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого Поста мы сегодня вспоминаем святую Марию Египетскую. Почему Церковь включила ее образ в эти недели? Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжество воистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая дается Богом, Его любовью, Его силой и крепостью.

Икона преподобной Марии Египетской

Икона преподобной Марии Египетской

О святой Марии Египетской можно сказать кратко: она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм. Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием – и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела, в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве, всю свою остальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

Чему мы можем научиться от этой жизни? Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается; он заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает и человек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога… Блуд, в широком смысле, который ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру. Мы ослеплены тем, что видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание, наш взор приложен только к тому, что видимо и осязаемо. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу, мы распыляем так, что она направлена анархично, во все стороны, так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?..

И вот мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни; и, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу, хотим пробиться до Его животворного присутствия – и как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться – но молитвы нет; мы хотели бы любить – но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли – а мысли разбегаются, расплываются; хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли – она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску – а крепости в ней нет… Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: Неужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото… Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением…

Нам тоже надо научиться этому: никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться такой тоской о Нем тосковать, так к Нему пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды… Но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла, что, получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и прожила какую дивную жизнь…

Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, как Апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит, а в другой немощи – богоприимной, в той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает, единственного, к чему он стремится, своими силами, но что силой Божией он этого может достичь. И тогда Господня сила нашу немощь наполняет, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус, который, однако, может привести к пристани корабль… Это – богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться и отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю только Его силой, и тогда все делается возможным: сила Божия в немощи совершается…

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к страстным дням, когда уже будет время не веры, не надежды, но время зрения Божественной любви, – как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером!

Аминь.

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Марку, глава 16 стих с 1 по 8 (зачало 70)

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. (Мк.16:1-8)

На Литургии

Послание апостола Павла к Евреям, глава 9 стих с 11 по 14 (зачало 321 от полу)

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:11-14)

Евангелие по Марку, глава 10 стих с 32 по 45 (зачало 47)

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мк.10:32-45)

Преподобной

Послание апостола Павла к Галатам, глава 3 стих с 23 по 29 (зачало 208)

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. (Гал.3:23-29)

Евангелие по Луке, глава 7 стих с 36 по 50 (зачало 33)

Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. (Лк.7:36-50)

 

 

По материалам:

  1. Православный Церковный календарь. Азбука веры.
  2. Православный календарь. Православие.ру
  3. Преподобная Мария Египетская. Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского
  4. Неделя пятая Великого поста: память преподобной Марии Египетской. Д.В. Дементьев. Азбука веры.
  5. Пятое воскресенье Великого поста: что нужно знать. Православный портал.
  6. Мария Египетская и другой великий пустынник. Православный портал.
  7. Иконография Преподобной Марии Египетской. Московский Сретенский монастырь.
  8. Мария Египетская. Православная энциклопедия.
  9. Преподобная Мария Египетская. Официальный сайт Московского Патриархата.
  10. О постах и трапезах. Азбука веры.
  11. Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука веры.
  12. Великий пост. Азбука веры.
Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление