РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

с 1917 по 1989 года

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) 20.07.1990-2.11.1995

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) 20.07.1990-2.11.1995

В 1917 году Россия была потрясена социальной катастрофой, самой страшной и кровавой из всех, известной человечеству. Ни по грандиозным масштабам, ни по с ей жестокости, ни по продолжительности (ибо она не окончилась до сих пор) русская революция не знает себе равных.

И тем не менее, несмотря на много десятилетний опыт безмерных скорбей и невероятных тягот, мы в большинстве свое так и не поняли – что же произошло (и происходит) с Россией, какая сила превратила цветущую, бурно развивающую: страну сперва в арену кошмарной братоубийственной бойни, затем в огромный концлагерь, в полигон разнузданного, откровенного и циничного богоборчества, а в завершение всего отдала одураченную, ограбленную и преданную Русь «на поток и разграбление» алчной своре международных преступников и проходимцев, действующих под глумливой вывеской «демократии».

Стоит, пожалуй, еще раз сказать, что главные причины всех русских бед нам надо искать в самих себе. Что никакие злоумышленники не смогли бы расхитить русскую государственность, если бы мы сами не ослабили ее, подточив духовные основы державной мощи России. Что значительная часть чиновной администрации давно уже тяготела к либеральной западной псевдокультуре, не совместимой с истинами Православия. Что интеллигенция в своем огромном большинстве была прямо враждебна Церкви, придерживаясь откровенно атеистических или спиритически-оккультных воззрений. Что молодежь, лишенная здорового духовного развития, попадала в сети экстремистских организаций, прикрывавших звонкой фразеологией заурядный политический терроризм……

Из книги Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского

Иоанна (Снычев) «Самодержавие Духа». 1994 год.

*****

После февральской революции 1917 года государственная и общественная жизнь в России принципиально изменились.

Практически весь ХХ в. был для церкви периодом преследований и гонений со стороны коммунистического государства. По своему масштабу и жестокости они сопоставимы с гонениями первых веков христианства, происходившими на территории Римской Империи.

Первыми шагами новой большевистской власти после совершенного 25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде переворота, явились декреты, прямо или косвенно направленные против Православной Церкви, которые завершились принятием 23 января 1918 г. декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», согласно которого церковь фактически была лишена права юридического лица.

Церкви запрещалось иметь какую-либо собственность. Все имущество существовавших в России религиозных обществ было объявлено народным достоянием, то есть национализировалось государством.

Новая власть поспешила воспользоваться данным декретом. Практически сразу же было конфисковано около шести тысяч храмов и монастырей, а также закрыты все банковские счета церковных приходов и монастырей. Большевистская власть запретила преподавание Закона Божия в школах. Кроме того, в стране запрещалось преподавание религиозных учений в храмах и на дому.

Фактически, под предлогом отделения Церкви от государства, большевистская власть пытались поставить вне закона само понятие русского Православия

Все основное имущество Православной Церкви уже к лету 1920 года было национализировано большевиками.

Практически все монастыри были закрыты. Огромное число монахов и монахинь оказалось на улице, и были вынуждены влачить жалкое существование. Всего за несколько лет в России, а затем в СССР был фактически ликвидирован институт монашества, создававшийся в течение многих веков усилиями тысяч русских подвижников.

В годы красного террора убийства православного духовенства и мирян стали совершенно обыденным явлением. Огромный размах также получили дотоле невиданные осквернения православных храмов, поругания икон и честных мощей, а также полное разрушение православных храмов.

Назвать точное число погибших за веру, впервые годы большевистской власти, не представляется возможным из-за отсутствия документов и общего беспорядка в стране, однако примерные данные позволяют говорить о тысячах убитых по религиозным делам.

Гонения на Православную Церковь продолжились в 1920–1930-х гг. и вплоть до второй половины 1980-х гг.

Церковь, тем не менее, несмотря на гонения, выстояла и явила миру сонм новомученников, принявших смерть за Веру Православную. Даже посаженные за колючую проволоку, оклеветанные и оболганные, священнослужители из мест лишения свободы продолжали нести Слово Божие людям, вселяя надежду в их дрогнувшие вследствие невиданных гонений сердца. В итоге даже в атмосфере невероятных репрессий Русская Православная Церковь сумела сохранить в целости духовное ядро.

Не обошла эта тяжелая участь и Приход церкви Покрова Пресвятой Богородицы, священнослужителей и мирян храма, поругание святынь храма. В конечном итоге здание храма к концу 80-х годов было практически разрушено и находилось в руинизированном состоянии.

Здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Фото 1985 год.

Здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Фото 1985 год.

Исторических событий, связанных с жизнью храма в годы советской власти известно мало. Однако, в архивах сохранились отдельные, исторические страницы, которые приводятся ниже.

*****

После 25 лет своего существования 4 ноября 1918г. Вонифатьевское Культурно-просветительское Братство при церкви Покрова Пресвятой Богородицы было закрыто, Советскими властями в регистрации братства было отказано.

Так, священник Андрей Иоаннович Простосердов служивший в храме с 1915 года и являвшегося на тот момент настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой ул. и председателем Вонифатьевского Религиозного братства 11 октября 1918 года обратился к комиссару III Александро-Невского подрайона Петрограда с прошением о продолжении вести религиозные собрания Вонифатьевского Братства в приходском зале.

В прошении председателя общества, также указывалось, что Вонифатьевское Религиозное братство никогда не преследовало никаких политических целей. Деятельность братства исключительно религиозная и чуждая политики.

Прошение председателя Вонифатьевского Религиозного братства Андрея Иоанновича Простосердова 11 октября 1918 года

Прошение председателя Вонифатьевского Религиозного братства Андрея Иоанновича Простосердова 11 октября 1918 года

Районным отделом юстиции 23.12.1918 г. за №6080 в комендатуру 7-го городского подрайона охраны было сообщено, что постановлением Исполкома Александро-Невского подрайона Петрограда от 4-го ноября 1918 года Вонифатьевскому Культурно-просветительскому Братству в регистрации отказано.

Справка отдела юстиции от 23.12.1918 г. №6080 об отказе в регистрации Вонифатьевского Культурно-просветительского Братства

Справка отдела юстиции от 23.12.1918 г. №6080 об отказе в регистрации Вонифатьевского Культурно-просветительского Братства

Дальнейшая судьба священника Андрея Иоанновича Простосердова, после 1918 года неизвестна

*****

Мученическую кончину принял Митрополит Вениамин Петроградский – председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы

После окончания гражданской войны, когда в России наступил голод, принявший в некоторых губерниях угрожающие масштабы, большевистский ЦК принял решение воспользоваться этим обстоятельством для нанесения удара в отношении Православной Церкви.

Основанием послужило письмо-директива Ленина от 19 марта 1922 г., обращенное к Молотову и адресованное членам Политбюро с ремаркой: «СТРОГО СЕКРЕТНО», где говорилось об уникальности сложившейся ситуации, позволяющей «оправдать» перед общественным мнением не только изъятие церковных ценностей, но и физическое устранение возможно большего числа священнослужителей:

«Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…».

Вслед за этим и была развернута спланированная кампания преследований в отношении Церкви под предлогом «похода пролетариата на церковные ценности».

«Изъятие ценностей» в Петрограде началось в марте 1922 г. Митрополит Вениамин занял позицию единственно возможную. Являя пример христианской любви и, в то же время, свидетельствуя о мирном духе Церкви, он благословил передачу на нужды бедствующих ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Таким образом, Владыка действовал согласно с определением Патриарха Тихона, предлагавшего во избежание кощунства, сохранить у себя святыни, заменив их равнозначным денежным выкупом.

Решение владыки Вениамина и его слова: «Мы все отдадим сами» – не имели ничего общего со слабостью; они отвечали пастырскому долгу.

Однако Петроградские чекисты не пожелали прислушаться к голосу митрополита Вениамина, заявив, что ценности будут изъяты в формальном порядке. Мероприятие это имело для них, прежде всего, политический смысл: согласно указаниям ЦК, важно было «нейтрализовать» авторитет Владыки среди верующих.

У большевиков были основания опасаться влияния личности митрополита Вениамина. Его хорошо знали десятки, сотни тысяч людей в Петрограде и за его пределами, и знали как человека исключительно скромного и нестяжательного.

Поводом же к расправе над Владыкой Вениамином послужило опубликованное 24 марта 1922 г. в «Ленинградской правде» письмо двенадцати лиц — организаторов обновленческого раскола: они обвиняли близких к Святейшему Патриарху Тихону архиереев в сопротивлении изъятию церковных ценностей и контрреволюционном заговоре против советской власти. То есть, дело было представлено так, словно позиция владыки Вениамина противоречит устремлениям «прогрессивной части» верующих, а, между тем, сама политика партии «не имеет антицерковной направленности».

Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 г., а 10 июня началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.

Митрополит Вениамин на заседании Петроградского ревтрибунала. 1922 год. РГИА

Митрополит Вениамин на заседании Петроградского ревтрибунала. 1922 год. РГИА

Допрос митрополита длился в течение полутора дней — 11 и 12 июня. Виновным он себя не признал. Все подсудимые первой группы заявляли, что к декрету об изъятии ценностей и к самой Советской власти относятся лояльно, что в деятельности Правления не было ничего такого, что могло бы послужить к его обвинению. Переговоры со Смольным велись в порядке добровольного соглашения в целях наиболее безболезненного проведения декрета.

…5 июля трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.

Организованные процессы над священнослужителями, воспринимавшиеся многими современниками как «поражение» Церкви, принесли всходы спустя десятилетия, когда в России появилось новое поколение, воспитанное вне церковной традиции, в условиях запретов со стороны богоборческого государства, но повзрослевшее быстро, благодаря сотням и тысячам примеров свидетельства. Судьбы новомучеников задолго до их прославления для многих людей стали своего рода откровением, моментом, определившим выбор в пользу веры.

*****

Начиная с 1928 года и до самой войны в СССР шли массовые репрессии против духовенства и православных мирян по нарастающей, лишь несколько ослабевая в отдельные годы. 1933 год не был таким исключением – чекисты начали в Ленинграде в конце его крупномасштабное дело «англикан», или «евлогиевцев», первой целью которого было новое гонение на Православие, второй – ответ на критику со стороны Англиканской церкви преследований в России Православной Церкви.

ОГПУ воспользовалось происшедшим разрывом митрополита Западной Европы Евлогия (Георгиевского, 1868-1948) с Русской Православной Церковью за границей и решило перенести этот разрыв (он длился до 1934 года) на Православную Церковь в самой России для дальнейшей расправы с нею, утверждая, будто там появились сторонники Евлогия, которые установили связи с ним, а через него – с Англиканской церковью.

Митрополит Евлогий (Василий Семенович Георгиевский) (22.04.1868 – 8.08.1946)

Митрополит Евлогий (Василий Семенович Георгиевский)
(22.04.1868 – 8.08.1946)

Аресты начались 21 декабря 1933 года, шли интенсивно неделю и закончились через полтора месяца, уже в новом году. Всего по делу, которое вел оперуполномоченный Берендсон при участии своего начальника Садовского, было привлечено 175 и осуждено 149 человек, причем один из них – к расстрелу. Среди осужденных были три епископа, множество иереев, известный профессор, бывшие дворяне и царские офицеры.

В обвинительном заключении говорилось: «церковно-монархическая организация евлогиевцев, непосредственно руководимая закордонным белоэмигрантским церковно-политическим центром, связанным с англиканскою церковью, им субсидировавшаяся и ведшая контрреволюционную деятельность в СССР, в основном направленную на подготовку активного содействия иностранной интервенции».

Истинная же цель операции против «евлогиевцев заключалась в том, чтобы в очередной раз навести страх на православных верующих Ленинграда и провести очередной запланированный этап подавления Православной Церкви.

Масштабная операция ОГПУ была планомерно направлена против многих приходов Ленинграда, где якобы действовали «ячейки» общегородской организации. Так, ради выразительности отдельным из них были присвоены кодовые названия:

для прихода Князь-Владимирского собора – «Братство Иоанна Кронштадтского»;

для прихода Борисоглебского храма на Синопской набережной, снесенного в 1975 году, реанимировали дореволюционное «Братство свв. Кирилла и Мефодия»;

а для прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой ул., было придумано «Братство Феофана Затворника».

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы по этому делу «евлогиевцев» проходил протоиерей Николай Константинович Кулаков, который был арестован 22 декабря 1933 года.

Протоиерей Николай Константинович Кулаков (19.8.1876-01.07.1938)

Протоиерей Николай Константинович Кулаков (19.8.1876-01.07.1938)

Ко дню своего ареста протоиерей. Николай Константинович Кулаков (19.8.1876-01.07.1938) уже прожил большую часть жизни и был готов отдать «себя всецело делу православной церкви, вплоть до мученичества, когда это будет требоваться». Он служил в Покровской церкви на Боровой ул., попав в нее после закрытия Владимирского собора,

До революции протоиерей Николай три года проработал личным секретарем известного архиепископа Вологодского Никона (Рождественского) и придерживался, понятно, консервативно-монархических убеждений. Служил он подчеркнуто эмоционально.

Вокруг протоиерея Николая Кулакова объединялись его духовные дети, которым он давал читать творения святых отцов и свои проповеди, исполненные твердо аскетического духа.

Естественно, что тем же духом были пронизаны и его духовные дочери, арестованные одновременно: счетовод Елена Клементьевна Кульницкая (1904-?), Валентина Александровна Бурлакова (1898-?) и студентка Нина Аполлоновна Мемнова (1911-?), Холопова Клавдия Николаевна 1900 года рождения, которые единодушно заявили об отрицательном отношении к власти из-за ее антирелигиозной позиции.

То была единственная вина молодых прихожанок, которых (кроме Мемновой) отправили на три года в лагерь в Казахстан и на Дальний Восток вместе с их духовным наставником и его диаконом – Николаем Кузьмичом Одар-Боярским (1892-1972).

Дело «евлогиевцев» 1934 года нанесло очень сильный удар и по духовенству (его было осуждено 45 человек), и по активным мирянам Ленинграда. Это был первый в городе крупный процесс, направленный против сторонников лояльного властям митрополита Сергия (Страгородского).

25 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Дальневосточный (Хабаровский) край, Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт.

В феврале 1938 года Николай Кулаков был арестован в лагере, где он проходил по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. и вместе с другими арестованными фигурантами этого дела был перевезен из лагеря в благовещенскую тюрьму.

На вопрос следователя, существует ли в лагере контрреволюционная группировка, возглавляемая архиепископом Онуфрием и епископом Антонием, в которую входит заключенное в лагере духовенство, он твердо заявил: «О существовании контрреволюционной группировки я не знаю. Антисоветской агитации никто не ведет. Я лично тоже антисоветской агитации не вел».

17 марта тройкой при УНКВД по Хабаровскому краю был приговорен к расстрелу.

Протоиерей Николай Кулаков был расстрелян 1 июля 1938 года в городе Благовещенске Амурской области вместе с другими осужденными по этому делу. Погребен в общей безвестной могиле.

По представлению Белгородской епархии Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000года священномученик протоиерей Николай Константинович Кулаков  канонизирован.

В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии.

Имя Николая Кулакова внесено в список собора Санкт-Петербургских святых.

Синодальным решением от 22 октября 2015 года была утверждена служба всем святым, в земле Санкт-Петербургской просиявшим.

*****

5 мая 1936 года на заседании Областной Комиссии по вопросам культов при президиуме Леноблисполкома было принято постановление о ликвидации церкви «Покрова Богородицы» в г. Ленинграда – Боровая ул. д. 52, Московского р-на.

В пункте 1 протокола № 2 от 5/V-1936г. Заседания Областной Комиссии по вопросам культов при президиуме Леноблисполкома было указано:

Принимая во внимание, что помещение церкви содержится 20-кой неудовлетворительно, вследствие чего подвергается порче и вместе с тем верующими полностью не используются, в то время как в том же районе города находится 7 других церквей того же религиозного течения, которые вполне достаточны для обслуживания верующих, учитывая ходатайства рабочих и неорганизованного населения о закрытии церкви, помещение которой необходимо под учебный комбинат для подготовки низовых советских кадров, поименованную выше церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели.

Выписка из протокола № 2 от 5/V-1936г. Заседания Областной Комиссии по вопросам культов при президиуме Леноблисполкома (стр.1)

Выписка из протокола № 2 от 5/V-1936г. Заседания Областной Комиссии по вопросам культов при президиуме Леноблисполкома (стр.1)

Выписка из протокола № 2 от 5/V-1936г. Заседания Областной Комиссии по вопросам культов при президиуме Леноблисполкома (стр.3)

Выписка из протокола № 2 от 5/V-1936г. Заседания Областной Комиссии по вопросам культов при президиуме Леноблисполкома (стр.3)

Через год после закрытия храма на заседании президиума Ленсовета, 5 марта 1937 года было принято решение о передачи закрытой церкви «Покрова Богородицы» по Боровой ул. №52 в Ленинграде управлению по делам искусств.

Согласно протоколу Заседания президиума Ленсовета № 54 от 5/III-1937г. было установлено:

Закрытую церковь «Покрова Богородицы» в г. Ленинграде по Боровой ул. №52, передать управлению по делам искусств для использования под художественные культурные мастерские.

Обязать начальника управления по делам искусств т. Рафина не позже I/III-с.г. доложить о принятых мерах по использованию помещения указанной церкви.

Передача церкви управлению по делам искусств, послужило обращение председателя Всесоюзного Комитета по делам Искусств Керженцева от 10.01.1937г.  в Президиум Ленинградского Совета РК и КД № К-4 в котором он обращает внимание на исключительно тяжелое состояние предприятий Лен.ИЗО, совершенно не обеспеченных производственными помещениями. Расположенные в г. Ленинграде предприятия ЛенИЗО (скульптурно-формовочная мастерская, мастерские росписи тканей и т.п.) снабжающие продукцией весь Советский Союз, особенно скульптурно-формовочная мастерская которая в связи с подготовкой к 20-летию советской власти должна взять на себя огромные работы по формовке индивидуальных скульптур (выставка к 20-летию октября, а также выпуску политической скульптуры.

Выписка из протокола № 54 от 5/III-1937г. Заседания президиума Ленсовета

Выписка из протокола № 54 от 5/III-1937г. Заседания президиума Ленсовета

*****

Во время войны по разным данным в подвале здании Братского корпуса размещалось бомбоубежище, для укрытия населения близлежащих домов от бомбежек фашисткой авиации.

В послевоенный период в помещениях церкви располагались промышленные цеха, что способствовало разрушению здания.

Известно, что с 1976 года в здании церкви выполнял свою производственную деятельность  багетный цех художественного фонда Союза Художников, а с 1986 года и до 1989 года – механический цех НПО «Ленбуммаш».

Кроме того известны планы в области градостроительной деятельности Ленинграда по реконструкции исторической части Московско-Ямской слободы расположенной по обе стороны Обводного канала в районе его пересечения с Лиговским проспектом (её территория простирается от Разъезжей ул. и Чубарова пер. до Расстанной ул).

По реализации этих планов был разработан проект реконструкции, известный как «проект Махровской – Шендеровича». Проект датируется 1988 годом. В рамках этого проекта планировалось продлить Гороховую ул. сначала до Лиговского проспекта (1-й этап), а затем – до Екатеринославской ул. (2-й этап) прямо через тела жилых кварталов. При этом планировалось снести 42 исторических здания (на схеме внизу отмечены красным), включая церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой ул.

К счастью, реализация этого проекта не состоялась. Спасти планируемые к сносу здания удалось ценой невероятных усилий и трёхлетней борьбы правозащитных активистов.

К 1990 году данный проект был окончательно списан в архив.

Схема застройки южной части Московско-Ямской слободы

Схема застройки южной части Московско-Ямской слободы

 

Календарь
Поиск
Метки
Управление