Ко дню памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Иисуса Христа
Нынешний день, который мы празднуем в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, оставившего Свой нерукотворенный лик на полотне, побуждает нас, братие, говорить о неизреченной любви и милосердии Его к роду человеческому. Будучи «сиянием славы Отчей» (Евр.1:3) и «образом Бога невидимого» (Кол.1:15), Он соделался человеком и стал видим, для всех открывши неиссякаемый источник Божественного милосердия и любви.
Священномученик Фаддей (Успенский)
29 августа Святая Церковь чтит память Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. Этот день относится к малым праздникам. Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании – икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
Сказание о нерукотворенном образе Спасителя и история празднуемого события
Приятно в разлуке с любимым человеком взглянуть на дорогие черты его лица; посмотрите, с какою любовью берегут дети портреты своих родителей, с какою нежностью любящая супруга прижимает к устам изображение горячо любимого ею мужа, который отлучился из дому, – какими горькими слезами орошает она этот милый сердцу портрет, когда не станет в живых изображенного на нем! – Знал сердцеведец Господь наш Иисус Христос эту потребность любящего сердца; ведал Он, как вожделенно будет и верующим в Него взирать на святое изображение Его лика пречистого, и потому благоволил Сам даровать нам нерукотворенный образ Свой, дабы мы, взирая на сей образ, всегда возводили духовные, сердечные очи к Нему Самому, по слову псалмопевца: очи мои выну – всегда обращены ко Господу (Пс.24:15) Церковная история так повествует о сем святом образе.
Когда Господь наш Иисус Христос проходил города и селения, проповедуя о царствии Божием и исцеляя всякий недуг, то молва о Его чудесах далеко распространялась по земле. Жил в то время в городе Эдессе, за Евфратом, князь, по имени Авгарь; он поражен был ужасною неизлечимою болезнью – проказою и расслаблением всего тела. Услышал и он о чудесах Господа нашего и сердечно пожелал видеть Божественного Чудотворца, в надежде получить от Него исцеление. Болезнь не позволяла ему лично предпринять далекий путь в иудею, и потому Он послал ко Господу письмо, в коем просил Его придти к нему в Эдессу и исцелить его.
Опасаясь, что Господь не восхощет Сам идти в далекую страну, Авгарь вручил письмо живописцу, по имени Анании, и приказал ему написать и принести ему по крайней мере точное изображение Божественного лица Христова. Вот что писал болящий князь ко Христу Спасителю: «Авгарь князь эдесский, приветствует Иисуса, благаго Спасителя, явившегося в пределах Иерусалимских. Слышал я о Тебе и Твоих исцелениях, о том, как Ты совершаешь их без лекарств и трав. Говорят: Ты слепым даешь прозрение, хромым хождение и очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов, исцеляешь мучимых долговременною болезнью и воскрешаешь мертвых. Слыша все сие о Тебе, я положил в своем уме одно из двух: или – что Ты – Бог и творишь это, сошедши с неба, или, – что Ты – Сын Божий, если производишь такие дела. И потому я счел нужным просить Тебя сим смиренным письмом: посети меня и исцели от болезни, которою много лет страдаю. Я же и слышал, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город мой очень мал, но почтен, и в нем для обоих нас довольно места». – С таким письмом Анания прибыл в Иерусалим. Здесь он нашел Господа, поучающего множество народа, и не мог за теснотою к Нему приблизиться. В ожидании, пока разойдется народ, он стал на невысокий камень и, пристально всматриваясь в лицо Спасителя, пытался изобразить оное на хартии. Долго трудился он, но напрасно: Господь постоянно изменял Божественный лик Свой непостижимым образом. Наконец, Иисус Христос повелел апостолу Фоме привести к Себе живописца, и прежде, чем тот успел сказать Ему, кто он и откуда, Сердцеведец назвал его по имени и по художеству, и спросил: «где же послание твоего князя Авгаря, которое ты принес Мне из Эдессы?» Пораженный благоговейным страхом Анания поспешил вручить Господу письмо. Господь прочитал его и тут же написал такой ответ: «блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видев Меня. Ибо о Мне написано, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы не видевшие – те уверовали и получили вечную жизнь. Что же касается до твоей письменной просьбы, – придти к тебе, то Мне надлежит здесь исполнить все, для чего Я послан, и, по исполнении, вознестись к пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе некоего из учеников Моих, чтобы он исцелил тебя от болезни и даровал жизнь как тебе, так и тем, которые с тобою». Это письмо Господь запечатал Своею печатью, на которой еврейскими словами, было вырезано: Божие видение, Божественное чудо. Потом Он велел принести воды, умылся, отер Свое пречистое лицо поданным Ему убрусом, или четыреугольным полотенцем, и – о, чудо всемогущества Божия! – на убрусе отпечатлелось святое изображение Божественного Его лица! Это изображение вместе с письмом Своим Господь отдал Анании и сказал ему: «иди, отдай сие пославшему тебя». И возвратился Анания в Эдессу к своему князю и отдал ему нерукотворенный образ Христов и Его святое послание. Обрадовался болящий князь такой милости Господней, с любовью поцеловал то и другое и поклонился образу Господню. И тотчас же почувствовал он великое облегчение в болезнях своих, и только малая часть проказы осталась на лице его.
После вознесения на небо Господа Иисуса Христа, в Эдессу пришел святый Фаддей, один из семидесяти учеников Христовых: он научил Авгаря вере во Христа, совершенно исцелил от болезни и крестил его, а с ним и весь дом его, и всех жителей Эдессы. Авгарь укрепил святый убрус на доске из негниющего дерева, украсил сию святыню золотом и драгоценными камнями, поставил ее над вратами города и сделал надпись над нею: “Христе Боже! всякий, уповающий на Тебя, не постыдится”.
Святый образ прославился великими чудотворениями, так что многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Эдессу для поклонения этой святыне. Несколько лет спустя после смерти князя, внук его хотел было снять со стены нерукотворенный образ и на его место поставить идола; но епископ эдесский ночью, поставив пред образом зажженную лампаду, закрыл его каменною доской и сделал местопребывания его незаметным. Во время нападения на Эдессу персидского царя Хозроя, епископу Евлалию явилась в видении Божия Матерь и указала место, где скрыт был образ. Благодарные жители с благоговением вынули из стены Божественный образ и носили по стенам города: неприятели, устрашенные ликом Спасителя, обратились в бегство. Спустя шестьсот лет после Рождества Христова, тою страною завладели арабы, которые, однако, не препятствовали христианам путешествовать для поклонения святому образу.
Несколько позднее греческий император Роман I возымел пламенное желание перенести эту святыню в свою столицу – Константинополь. Но арабский князь не соглашался отдать эту святыню; тогда греческие войска, опустошив окрестности Эдессы, осадили и сожгли этот город. После этого мусульман силою заставили выдать грекам святый образ. Это случилось в 944 году по Р. X. Вовремя перенесения святого образа из Эдессы в Царьград многие больные получили от него исцеление. Святыня прибыла в греческую столицу ко дню Успения Богоматери. На другой день сего праздника, в 16 день августа, после крестного хода, торжественно совершенного в присутствии царствовавшего дома, многочисленного духовенства и народа, святый образ был поставлен в фаросском храме. Во время крестного хода один расслабленный, издавна страдавший ногами, опираясь на своих слуг, немного приподнялся, чтобы увидеть божественную икону. Лишь только увидел ее, тотчас почувствовал в ногах крепость, так что сам собою побежал к иконе и, лобызая киот, велегласно прославил Бога за совершившееся над ним чудо. С этого времени и установлено было в Царьграде совершать празднование нерукотворенному образу Спасителя в 16 день месяца августа. Приняв из Царьграда православно-христианскую веру, мы, русские, приняли оттуда и праздник Нерукотворенного Образа Спасителя.
Протоиерей Григорий Дьяченко
О наружности Богочеловека Иисуса Христа
Кто изучал средневековые изображения Спасителя, должен был заметить, что некоторые из них, особенно в требниках, были лишены всякого благообразия, напротив того, другие представляют самый высокий идеал красоты человеческой. Откуда ж происходило такое противоречие? «Из объяснений пророчеств, в которых старались отыскать не только описание жизни, но и наружности Мессии».
Древняя церковь, привыкши видеть, что языческая скульптура старалась довести до совершенства изображения богов и богинь Олимпа, и опасаясь внести в свои пределы роковую испорченность чувственного развращения, находила, по-видимому, удовольствие уничтожать уважение к красоте лица.
Идеал наружного вида Спасителя она извлекала из описаний пророка Исаии, представлявшего Его таким, что нет в Нем ни вида, ни величия: и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис.53:2). Как многие изумлялись смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих (Ис.52:14). Она изображала лик Спасителя по этим описаниям, хотя описания эти прямо указывали на лик Спасителя во время Его Крестных Страданий. Такие странные выводы дошли до ужасных крайностей.
Напротив того, другие представляли в чертах Иисуса отражение дивной красоты Давида, Его великого предка, а блаженный Иероним и Августин предпочитали применять к Нему слова псалма: Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих: посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечем Твоим. Сильный, славою Твоею и красотою Твоею (Пс.44:3–4).
«Естественно, что этот взгляд встретил сильнейшее сочувствие и был осуществлен в величайших произведениях Фра-Анжелико, Микель-Анджелло, Леонардо-да-Винчи, Рафаэля и Тициана».
Наконец, в конце XIII, или в начале XIV века, найдено послание некоторого очевидца Христа, римского консула Публия Лентула в римский сенат об Иисусе Христе.
Вот что пишет этот Публий Лентул: «Говорят, Он великий пророк; Его ученики называют Его Сыном Божиим. Он высокого роста, прекрасно сложен; вид Его строгий, лицо выразительное. В одно и то же время Он располагает к Себе и внушает страх. Волосы у Него (светло-русые) с красным отливом: они гладки до края ушей, начиная от которого, они, виясь, падают на плечи и ниже; на темени они у Него раздвоены по обыкновению жителей Назарета; лоб гладкий и ясный, лицо (овальное) чистое, с легким румянцем, что придает Ему красоту. Взгляд у Него открытый и приятный; нос и рот безупречные, борода Его одного цвета с волосами, раздвояется; глаза голубые и необычайно блестящие. Упреки и укоры Его ужасны; когда же Он наставляет и увещевает, слова Его приятны и полны привета. На лице Его какая-то чарующая грация, проникнутая важностью. Никто не видел Его смеющимся, но видели Его плачущего. Стан у Него высокий, руки изящны и долги. Слова Его проникнуты важностью и мерой». (Очерк Я. П. Полонского. Нива 1886 г., № 14).
«На лице Его читалась непорочность с глубокомыслием и достоинством возмужалости Цвет лица Его был нежный и подходил к типу греческому гораздо более, чем загорелые на солнце оливковые лица смелых рыбаков, Его апостолов. Но сквозь эти черты просвечивалась какая-то печаль. Глаза, которых чистый и неописанный взгляд читал тайны сердечные, нередко омрачались слезой, но ни один человек, душа которого заражена грехом и самолюбием, не мог глядеть без страха и благоговения на божественное выражение этого лица, в котором светились покой и терпение».
«В земном виде Спасителя, которым было облечено вечное Божество и бесконечная святость, «сияло нечто божественное», утверждает блаж. Иероним. Безукоризненная совесть, дух мира, чистейшая жизнь не могли не отражаться в чертах лица Сына Человеческого.
«О ком Иоанн свидетельствовал, как о Мессии; за Кем народ с радостью признавал право на царство; Кого Иерусалим приветствовал торжественно, называя Сыном Давидовым; Кому женщины служили с таким глубоким уважением; Чей образ, виденный во сне женою римского прокуратора, вдохнул в эту гордую римлянку благоговейную заботливость; Чье одно слово заставило Филиппа и Матфея бросить все и последовать за Ним; Чей один взор довел до раскаяния сердце Петра; в Чьем присутствии одержимые злыми духами трепетали от страха, и злые духи исходили из своих жертв; пред Кем, в минуты слабости Его немощной плоти, после предания и измены ученика, самые заклятые враги Его задрожали и пали ниц, несмотря на их бешеный гнев – Тот не мог не иметь величественного вида пророка и первосвященника. Все события Его жизни убеждают, что в лице и во взорах Иисуса выражались сила, терпение, достоинство и влияние, которые привлекали к Нему все окружающее. «Конечно, – говорит блаженный Иероним, – огненное пламя и небесная светлость блистали в Его очах, и величие Божией славы сияло на лице Его».
Протоиерей Григорий Дьяченко
О почитании святых икон
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий.
Тропарь праздника
Кому же более и поклоняться нам, христианам, как не образу Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно изобразившего оный не для одних современников, но для всех верующих? Не один эдесский Авгарь нуждался в исцелении и получил его от нерукотворенного изображения Спасителя на полотне. В лице Авгаря нуждался в подобном чудотворном образе и весь род человеческий для возобновления в себе помраченного образа и подобия Божия. С затмением сего образа люди уклонились к идолопоклонству и стали находить Бога в различных идолах. Для них все стало быть богом, кроме Бога истинного. После сего неудивительно, что Господь обличал ветхозаветное идолопоклонство не в одних язычниках, но и в иудеях, для их предостережения. С этою целью поставлена была Господом в десятословии вторая заповедь, запрещающая кланяться идолам.
Но с того времени, как явился на земле Спаситель и научил нас почитать изображение Своего образа, мы стали поклоняться невидимому Господу в видимых Его изображениях. И это научение весьма необходимо и спасительно для нас. Бог – Творец наш и Промыслитель. Мы находимся в постоянной от Него зависимости. А зависимость эта побуждает нас иметь Его навсегда пред собою. Мы желаем, чтобы и обыкновенные наши благодетели находились в изображениях постоянно пред нашими глазами. Но кто из благодетелей, земных и небесных, может равняться с Богом, создавшим и хранящим нас? От Него мы получили и получаем все, необходимое для жизни, настоящей и будущей. Между тем, Он Сам по Себе непостижим и оставался бы невидимым и непостижимым, если бы не явил Себя в образах постижимых. Вот почему мы поклоняемся иконам Бога триипостасного и делаем чрез них Его, непостижимого, как бы постижимым для себя. Но вместе с тем мы можем поучаться из икон подражанию изображенным на них лицам. Мы созданы для того, чтобы восходить от совершенства к совершенству и уподобляться Господу Богу, сколько возможно нам, созданным по образу и подобию Божию. Но если высоки и недоступны для нас совершенства Божии, изображаемые на иконах, то мы имеем пред собою изображения святых Божиих, бывших подобострастными нам. Им надлежит подражать, как они подражали Иисусу Христу.
Во всех освященных изображениях мы видим пример для своего научения, исправления и обличения. Когда было мало грамотности в нашей русской земле, то святые иконы служили вместо письмен и книг нравоучительных. Народ православный видел пред собою святые иконы, молился им и поучался из изображений на них. Слышанное народом о священных событиях скорее могло забыться, нежели виденное на иконах. Последнее живее могло напечатлеваться и долее удерживаться в нас. Подобный закон сохранения и удержания в памяти относится и к людям грамотным. Для лучшего научения с пользою употребляются изображения, относящиеся к тем или другим предметам. И для научения спасению должны быть постоянно пред глазами изображения самого Бога и святых Божиих. В противном случае, на чем будет основываться наша вера, если мы не будем иметь пред собою изображений Бога и святых Его угодников? Где будем видеть нашу православную церковь с ее историею, с таинствами и обрядами, если будем оставаться без храмов и без изображений в них? Те обманывают себя и других, кои считают себя православными христианами, а храмов и икон чуждаются, подобно духам отверженным.
Вот почему мы видим, что употребление святых икон у христиан было с самых древних времен и продолжается до ныне. Как бы ни хвалились новые штундисты и прежние духоборцы своею внутреннею верою, но без храмов и икон они не могут оправдать себя и доказать другим свою мнимую и неоправдываемую религию. Первый и несомненный признак исповедания веры заключается в храмах с святыми иконами и в совершаемом пред ними богослужении. Те только могут именовать себя поклоняющимися в духе и истине, кои кланяются не одним духом, но и телом, не внутренно только, но и внешно, пред Богом и святыми, изображенными на досках и других веществах. В таком случае честь и слава воздается не доске или другому веществу, на котором изображаются иконы, а самому Богу и святым угодникам, изображенным. Как в ветхом завете запрещалось идолослужение, так оно запрещается и ныне, с явлением всеосвящающей благодати. Но и в ветхом завете употреблялись при скинии и при храме Соломоновом внешние украшения и изображения херувимов и серафимов. А теперь, с пришествием во плоти Сына Божия, иконы освящены Им Самим, Его Пречистою Матерью и святыми угодниками и доставляют молящимся спасение.
Найдем и мы, верующие, милость и спасение в святых иконах, если будем поклоняться им усердно и будем подражать изображенным на них лицам. В самом деле, сколько избавилось людей чрез поклонение иконам от болезней, от скорбей и печалей! Страждущие в мире христианском обращались к святым иконам, и получали от них избавление в бедах и напастях. Спасает нас на иконах не вещество, а сила изображенных на них лиц. Сильны были на земле все святые по сообщаемой им от Бога благодати: сильны они и в иконах своих по той же благодати, которая дается им свыше для нашаго вразумления и исправления. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (Пс.67:36). Дивен Он на небесах и на земле; дивен во храмах и в святых иконах. Поклоняясь Ему, будем славить имя Его с благоговением в роды родов для нашего вечного спасения.
Протоиерей Григорий Дьяченко
Слово в день Нерукотворенного Образа Господня
(Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской)
«Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лк. 9, 56).
Нынешний день, который мы празднуем в честь Спасителя нашего Иисуса Христа, оставившего Свой нерукотворенный лик на полотне, побуждает нас, братие, говорить о неизреченной любви и милосердии Его к роду человеческому. Будучи «сиянием славы Отчей» (Евр. 1, 3) и «образом Бога невидимого» (Кол. 1, 15), в недре Которого пребывал от вечности, Он соделался человеком и стал видим, для всех открывши неиссякаемый источник Божественного милосердия и любви. Постоянно окруженный народом, Он всех призывал к Себе, обещая дать успокоение, исцелял недуги душевные и телесные и всех привлекал к Себе неизъяснимо сладостными словами Своего учения и необыкновенно кротким видом Своего Божественного лица.
Сердца людей мира языческого, живших до пришествия Христова, не знали любви, так как вся жизнь их сердца истощалась на служение страстям и губительным для души и тела порокам. Даже народ иудейский, который приготовляем был к пришествию Спасителя, и он мало понимал, что такое любовь Божия, так что и избранные апостолы Христовы во время земной жизни Господа все еще не освободились от желания земной славы, взаимной зависти, маловерия в отношении к своему Учителю. И вот явился Тот, Который для всех людей, живших на земле, сделал ощутительным тихое веяние Божественной любви в сердцах, истаивавших от скорби, пролил утешение душам, преданным служению порокам, дал почувствовать тяжесть бремени, какое возлагало на них это служение, отраду и легкость исполнения закона Божественного. Все стремились к Нему послушать Его и исцелиться от недугов своих или же просто открыть свою изнемогшую от страстей и скорбей жизни душу для дыхания любви, которое от Него исходило. Как прекрасна и блаженна была жизнь этих людей, которые постоянно видели пред собою Спасителя утешающего, исцеляющего, назидающего и любовью Своею неотразимо влекущего к Себе! Поистине блаженны были их очи, видевшие то, что они видели, то, чего желали увидеть или услышать многие пророки и цари, хотя не видели и не слышали (Лк. 10, 23–24)! Если любовь человеческая делает столь радостной, исполненной блаженства жизнь людей, то во сколько раз были блаженнее люди, находившиеся в общении с Тем, Кто, называя Себя Сыном Человеческим по любви к роду человеческому, был Сам Бог, доселе неведомый миру во всей полноте Своей Божественной жизни и славы!
Однако мы видим, что только немногие из людей сами исполнились того духа любви, который столь ощутительно проявлялся в каждом слове и деле Божественного Посланника Отчего; другие же не только не приняли Его, но еще пытались Его убить, так как их греховная жизнь, обличаемая со всею ясностью пришедшим на землю «Светом мира» (Ин. 8, 12), не могла устоять пред блистанием Божества Его и всячески побуждала ведших ее противиться свету. Поэтому, братие, называя блаженными людей, видевших Спасителя и бывших в видимом общении с Ним, не о том будем скорбеть, что лишены мы этого видения и общения, а о том, что часто присоединяемся мы к сонму людей, отрекшихся от Спасителя своего. Ибо, объятые постоянно суетою житейских забот, более служа греху, чем Богу, часто ли устремляемся мы душою к Спасителю нашему от греха и смерти? Ведь и доныне, не имея видимого общения с Ним, однако, всегда мы можем быть в духовном общении с Ним, ибо Он обещал пребывать в Церкви Своей невидимо «до скончания века» (Мф. 28, 20).
Путь же к такому невидимому общению с Ним есть наша постоянная к Нему молитва, которая освящала бы каждое наше слово, каждое движение и, делая Бога постоянным Заступником и Руководителем нашим, давала бы легко переносить всякую скорбь, без уныния всякую печаль. Если же и ослабеет душа наша верою во время этих скорбей, не видя долго утешения от молитвы и ища какого-либо видимого утешения, то и тогда не даст ей любвеобильный Спаситель наш погибнуть, ибо Он не оставил и никогда не оставит Своей Церкви без попечения. Дух любви, которым врачевал Он души людей во время земной Своей жизни, оставил Он на земле в сердцах истинных Своих последователей, чтобы мог стоять мир и обогащаться плодами добродетелей от этих святых людей, составляющих «семя святое, стояние мира» (Ис. 6, 13), из которых многие еще не оставили землю, но продолжают быть на ней светильниками и исцелением для душ людей, живущих в мире.
Пусть же каждый в те минуты, когда душа, скорбя, особенно взывает к Богу и не находит утешения, обращает взоры свои к этим людям, исполненным любви Христовой. Он найдет таких людей особенно в этих стенах святых обителей, которые потому и привлекают к себе столь многих людей, живущих в мире. Тогда душа снова легко войдет в общение с Богом и всегда найдет в Нем своего Спасителя. Аминь.
1915 год.
Евангельские Чтения
Образа. Послание апостола Павла к Колоссянам глава 1 стих с 12 по 18 (зачало 250)
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стои́т. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, (Кол.1:12-18)
или Второе послание Апостола Павла к Коринфянам глава 3 стих с 4 по 11 (зачало 173)
Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. (2Кор.3:4-11)
Евангелие от Луки глава 9 стих с 51 по 56, глава 10 стих с 22 по 24 (зачало 48 от полу)
Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали. (Лк.9:51-56,10:22-24)
Рядовое. Второе послание Апостола Павла к Коринфянам глава 1 стих с 1 по 7 (зачало 167)
Павел, волею Божиею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении (2Кор.1:1-7).
Евангелие от Матфея глава 21 стих с 43 по 46 (зачало 88) См. Типикон, 16 августа. Если совершается бденная служба Перенесения Нерукотворенного Образа, то на утрене читается
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка (Мф.21:43-46).
Евангелие от Луки глава 9 стих с 51 по 56, глава 10 стих с 22 по 24 (зачало 48) Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение».
Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали (Лк.9:51-56,10:22-24).
По материалам:
- Православный церковный календарь. Азбука веры.
- Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- Как появилась первая икона Иисуса Христа?. Митрополит Илларион (Алфеев). Портал Иисус.
- Был ли Иисус Христос красивым человеком?. Митрополит Илларион (Алфеев). Портал Иисус.
- Слово в день Нерукотворенного Образа Господня. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Азбука Веры.