1933-1934 Люди Покровского храма в «деле евлогиевцев»
Начиная с 1928 года и до самой войны в СССР шли массовые репрессии против духовенства и православных мирян по нарастающей, лишь несколько ослабевая в отдельные годы. 1933 год не был таким исключением – в конце года чекисты начали в Ленинграде крупномасштабное дело «англикан», или «евлогиевцев», первой целью которого было новое гонение на Православие, второй – ответ на критику со стороны Англиканской церкви преследований в России Православной Церкви.
ОГПУ воспользовалось происшедшим разрывом митрополита Западной Европы Евлогия (Георгиевского, 1868-1948) с Русской Православной Церковью за границей и решило перенести этот разрыв (он длился до 1934 года) на Православную Церковь в самой России для дальнейшей расправы с нею, утверждая, будто там появились сторонники Евлогия, которые установили связи с ним, а через него – с Англиканской церковью.
Аресты начались 21 декабря 1933 года, шли интенсивно неделю и закончились через полтора месяца, уже в новом году. Всего по делу, которое вел оперуполномоченный Берендсон при участии своего начальника Садовского, было привлечено 175 и осуждено 149 человек, причем один из них – к расстрелу. Среди осужденных были три епископа, множество иереев, известный профессор, бывшие дворяне и царские офицеры.
В обвинительном заключении говорилось: «церковно-монархическая организация евлогиевцев, непосредственно руководимая закордонным белоэмигрантским церковно-политическим центром, связанным с англиканскою церковью, им субсидировавшаяся и ведшая контрреволюционную деятельность в СССР, в основном направленную на подготовку активного содействия иностранной интервенции».
Истинная же цель операции против «евлогиевцев» заключалась в том, чтобы в очередной раз навести страх на православных верующих Ленинграда и провести очередной запланированный этап подавления Православной Церкви.
Масштабная операция ОГПУ была планомерно направлена против многих приходов Ленинграда, где якобы действовали «ячейки» общегородской организации. Так, ради выразительности отдельным из них были присвоены кодовые названия:
- для прихода Князь-Владимирского собора, где служил о. Михаил Николаевича Дамаскинский – «Братство Иоанна Кронштадтского»;
- для прихода Борисоглебского храма на Синопской набережной, снесенного в 1975 году, где служил престарелый протоиерей Петр Кремлевский реанимировали дореволюционное «Братство свв. Кирилла и Мефодия»;
- а для прихода церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой ул., где служил протоиерей Николай Кулаков было придумано «Братство Феофана Затворника».
Ко дню своего ареста о. Николай Константинович Кулаков (1876-1938) уже прожил большую часть жизни и был готов отдать «себя всецело делу православной церкви, вплоть до мученичества, когда это будет требоваться». Он служил в Покровской церкви на Боровой ул., попав в нее после закрытия Владимирского собора, а прежде, в 1913-1919 гг., священствовал на Митрофаньевском подворье. До революции о. Николай три года проработал личным секретарем известного архиепископа Вологодского Никона (Рождественского) и придерживался, понятно, консервативно-монархических убеждений. Служил он подчеркнуто эмоционально.
Вокруг батюшки объединялись его духовные дети, которым он давал читать творения святых отцов и свои проповеди, исполненные твердо аскетического духа.
Естественно, что тем же духом были пронизаны и его духовные дочери, арестованные одновременно: счетовод Елена Клементьевна Кульницкая (1904-?), Валентина Александровна Бурлакова (1898-?) и студентка Нина Аполлоновна Мемнова (1911-?), которые единодушно заявили об отрицательном отношении к власти из-за ее антирелигиозной позиции.
То была единственная вина молодых прихожанок, которых (кроме Мемновой) отправили на три года в лагерь в Казахстан и на Дальний Восток вместе с их духовным наставником и его диаконом Николаем Кузьмичом Одар-Боярским (1892-1972), имевшем артистическую натуру.
Диакон Николай Кузьмич Одар-Боярский вернулся в 1935 с Колымы в Малую Вишеру, воевал и после войны снова служил в церкви.
Вместе с другими была арестована и член приходского совета Холопова Клавдия Николаевна, арестованная в 1934 года и осужденная на три года ИТЛ условно.
Дело «евлогиевцев» 1934 года нанесло очень сильный удар и по духовенству (его было осуждено 45 человек), и по активным мирянам Ленинграда. Это был первый в городе крупный процесс, направленный против сторонников лояльного властям митрополита Сергия (Страгородского).
Написано по материалам:
Былое. Дело «евлогиевцев» Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости. Выпуск №24. Стр. 136 – 147
Архив СПб епархии, личное дело. Официальный сайт Лужского благочинья
Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян АУФСБ СПб ЛО. П-66773.
Открытый список Жертвы политического террора в СССР (База данных)