Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Священномученик протоиерей Николай Константинович Кулаков

“В вопросах религиозных я считаю себя идейным христианином, отдающим себя всецело делу единой Православной Церкви, вплоть до мученичества, когда это будет от меня требоваться. Мой долг – воспитать окружающих меня в вере, благочестии и нравственности в соответствии со священными канонами Российской Православной Церкви. В отношении моем к духовничеству я могу сказать, что этот момент я считаю для себя одним из серьезных…”

протоиерей Николай Константинович Кулаков

Протоиерей Николай Константинович Кулаков (19.8.1876-01.07.1938)

Протоиерей Николай Константинович Кулаков (19.8.1876-01.07.1938)

Священномученик Николай Кулаков родился 19 августа 1876 года в деревне Головковская Усть-Вельской волости Вельского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельской области), о чем свидетельствую записи исповедной книги утраченного Троицкого собора города Вельска, в семье крестьянина Константина Кулакова.

Окончив Вельское двухклассное городское училище, он до 1912 года служит помощником бухгалтера в вологодском губернском земстве, а затем писарем. Тяготясь чиновнической жизнью, Николай Константинович Кулаков сблизился с епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским), который становится его духовным отцом.

****

Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский. Фотография. 10-е гг. XX в.

Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский. Фотография. 10-е гг. XX в.

Епископ Никон (Рождественский) широко известен своей издательской деятельностью, а его сочинения являются значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую работу. С помощью епископа Никона (Рождественского) печатались труды иеромонаха Фаддея (Успенского) и многих других авторов. Под руководством епископа Никона (Рождественского) и в его авторстве выходили периодические издания религиозно-просветительского содержания необходимые для простых людей, а также для церковноприходских школ.

Усилиями епископа Никона (Рождественского) в его родном селе Чашникове был отреставрирован храм и открыта двухклассная церковноприходская школа имени имп. Александра III, которая считалась лучшей в Московской губернии. Также был создан школьный хор, певший за богослужениями, проводились воскресные чтения для жителей села. Епископ Никон (Рождественский) помогал сельским священникам в создании Братства трезвости и миссионерского кружка.

Во время своего служения епископ Никон (Рождественский) предпочитал назначения, где

«не столько официальные дела управления, сколько дела наблюдения за школами всякого рода, беседами и вообще тем всем, что ведет к оживлению церковной и религиозной жизни».

Епископ Никон (Рождественский) в проповедях и публикациях много внимания уделял церковно-общественной жизни России, обличал отступление народа от Православия – веры отцов, отстаивая принципы монархии. Революцию 1905-1907 годов встретил резко негативно. Составленное им слово «Что нам делать в эти тревожные дни?» по благословению митрополита Владимира (Богоявленского) читалось во всех московских храмах. В этом обращении епископ Никон (Рождественский) прямо призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам царя и отечества». Этот призыв вызвал большой резонанс в обществе.  Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский), первенствующий член Синода, был недоволен тем, что епископ Никон (Рождественский) вносит «и в проповеди и в печатные статьи политику» и настоял на его переводе в Вологодскую и Тотемскую епархию. В 1913 году епископ Никон (Рождественский) возведен в сан архиепископа.

Епископ Никон твердо выступал против современных ему веяний, направленных на разрушение Православных установлений и возникающих ересей. Принимал участие в работе 2-го Всероссийского съезда русских людей в Москве (1906 год) и в деятельности “Союза русского народа”.

Переломные события 1917 года  встретил обращением, что если Россию не спасет «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божию призванию…», в дальнейшем в переписке с Патриархом Тихоном (Белавиным) писал, что в такие дни верные чада Православной Церкви призываются не только к подвигу исповедничества, но и «к несению крестных страданий подобно мученикам первых веков христианства». Архиепископ Никон (Рождественский) был похоронен у восточной стены Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

****

12 августа 1911 года епископ Никон назначил Николая Константиновича Кулакова исполняющим должность псаломщика в Спасо-Всеградский собор в Вологде.

Спасо-Всеградский собор. Вологда. Начало XX века

Спасо-Всеградский собор. Вологда. Начало XX века

Спасо-Всеградский собор с иконой Спас Всемилостивый (Обыденный) (ныне хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике), построен в середине XVII века, во время эпидемии чумы, которая прекратилась после освящения собора, а люди Вологды в благодарность взяли на себя на вечные времена обед сохранять и благоустраивать храм, что они и делали, до 1925 года, когда, несмотря на многочисленные просьбы горожан, собор закрыли, обезглавили и переоборудовали в кинотеатр «Дом искусств», а в 1972-м его решили снести, сначала попытались взорвать, а когда не получилось, использовали танки, хотя в 1974 году, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, уничтоженный Спасо-Всеградский собор был поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения (исключен из списка в 1997-м), в 1997 году на месте алтарной части храма установлен поклонный крест, выполненный по образцу средневековых запрестольных крестов.

15 января 1912 года Николай Константинович был определен на священническую должность к  Афанасьевской церкви Вологды (снесена в 1924 году), а  22 января того же года епископ Вельский, викарий Вологодской епархии будущий священномученик Антоний (Быстров) рукоположил Николая Константиновича во диакона, а 29 января – во иерея.

****

Священномученик Антоний (Быстров), епископ Вельский

Священномученик Антоний (Быстров), епископ Вельский

Епископ Антоний (Быстров) был арестован в 1931 году вместе с группой священнослужителей и мирян, многие из которых были ссыльными, обвинен властями в помощи ссыльному духовенству, уже находясь в тюрьме помогал другим заключенным, утешал, говорил о Боге, делился последним тюремным пайком, на допросах не оговорил никого, вскоре из-за непереносимых условий и голода заболел и скончался.

****

10 октября 1912 года иерей Николай Кулаков назначен членом ревизионной комиссии по проверке приходо-расходных книг епархии, ведь он до начала служения в Церкви трудился в губернском земстве.

Санкт-Петербург. Домовая церковь Митрофана Воронежского и Тихона Задонского при Митрофаниевском синодальном подворье. 1909год

Санкт-Петербург. Домовая церковь Митрофана Воронежского и Тихона Задонского при Митрофаниевском синодальном подворье. 1909 год

В мае 1912 года епископ Никон (Рождественский), как член Государственного совета и Синода переезжает в Санкт-Петербург. Отец Николай Кулаков решил следовать за ним и в предвоенном 1913 году был назначен священником в храм Митрофаньевского синодального подворья в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности секретаря своего духовного отца архиепископа Никона (Рождественского). При синодальном подворье был домовый храм Митрофана Воронежского и Тихона Задонского и находился он по адресу Звенигородская ул., д. 12/17, далее здания синодального подворья находились по современной улице Правды.

В июне 1914 года в бесплатном приложении “Приходское чтение” к неофициальной части (прибавлению) Церковных ведомостей отец Николай пишет пишет удивительно трогательное и чуткое послание, обращенное к сердцам людей “Луг благоухающий”


обложка луг благоухающий

Луг благоухающий. Священномученик Николай Константинович Кулаков.Случалось ли тебе, возлюбленный, в ясный летний день бывать на широком прекрасном лугу, усеянном множеством разнообразных цветов? Твое зрение, наверное, любовалось привлекательными красотами нежно распускающихся цветов, а чувство обоняния, без сомнения, наслаждалось ароматическими благоуханиями воздуха. Созерцая пред собою как бы море цветущей растительности и вдыхая струи напоенного ароматами воздуха, ты, может быть, возносился в это время умом и сердцем к Виновнику такой дивной красоты и прославлял Его Творческую премудрость словами пророка: дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecи


30 (17 по ст.ст.) июля в России была объявлена всеобщая мобилизация, 8 августа (26 июля по ст.ст.) уже шли бои – началась Первая Мировая война. Санкт-Петербург переименован в Петроград.

Отец Николай Кулаков продолжает службу на синодальном подворье, где за время работы секретарем разбирает и перевозит из Петрограда в Троице-Сергиеву Лавру ценнейший архив архиепископа Никона (Рождественского) (ныне хранится в РГБ НИОР), куда к 1916 году переезжает архиепископ Никон.

На подворье отец Николай встречает роковой и переломный 1917 год. В этом же году Петроградским архипастырем избирается епископ Вениамин (Казанский). Начиналась Гражданская война. Летом 1918 года, за несколько месяцев до своей кончины, архиепископ Никон (Рождественский) рекомендовал иерея Николая Кулакова как «старательного и способного иерея» митрополиту Петроградскому  Вениамину (Казанскому) и протоиерею, будущему священномученику, Философу Орнатскому, который будет расстрелян в октябре того же года во время “Красного террора”.


ОбложкаСвященномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский. Статьи о детстве, жизни и служении митрополита Вениамина (Казанского) в Санкт-Петербургском епархиальном Братстве Пресвятой Богородицы, в Петрограде, принятии мученической смерти и прославлении на Архиерейском Соборе.

 


В страну пришел голод. Голод был страшный и не передаваемый. Голодали миллионы людей на громадной территории, невиданная в истории трагедия. В 1922 году началась компания по изъятию церковных ценностей, сопровождаемая репрессиями духовенства и мирян. Развернуто “Петроградское дело”, по которому 13 августа 1922 года митрополит Вениамин (Казанский) вместе с другими безвинно приговоренными будет расстрелян.

В церкви Митрофаниевского подворья отец Николай служил до ее закрытия 25 января 1927 года, после чего был принят сверхштатным священником в соответствии с выбором общины в церковь Владимирской иконы Божией Матери в Ленинграде.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский собор

С 4 сентября 1930 года иерей Николай Константинович Кулаков арестован. Его обвинили в хранении серебрянных монет на сумму 32 рублей. Более пяти месяцев отец Николай провел в заключении и 20 января 1931 года был освобожден.

5 марта 1932 года Президиум Ленинградского городского совета было принято решение о закрытии Владимирской церкви и о передаче церковного здания Государственной публичной библиотеке для размещения антирелигиозного отдела. 22 июня того же года храм был закрыт.

Фотоархив института археологии РАН. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

Фотоархив института археологии РАН. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

Отец Николай продолжил своё служение Богу в церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице. Он усердно воспитывал прихожан в духе Евангелия и трудов святых отцов, которые глубоко изучал. Проповеди составлял в письменном виде для распространения среди верующих, чтобы паства в случае его ареста могла вникать в учение Господне.

К тому времени органы ОГПУ было подготовлено  массовое дело начала 30-ых годов – дело «Евлогиевцев». Сутью дела была полностью выдуманная ОГПУ концепция – якобы в 1932-1933 годах в Русской Православной Церкви произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживавший во Франции глава Западно-Европейского экзархата митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, «наиболее контрреволюционная часть» духовенства и мирян будто бы вступила на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на митрополита Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую Церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской. Аресты начались 22 декабря 1933 года и продолжались до 26 января 1934 года. В Доме предварительного заключения оказались архиереи, простые священники, еще не закрытых храмов города, церковные активисты-миряне.

Отца Николая арестовали сразу, 22 декабря 1933 года. Мучительно следствие длилось почти два месяца.

В обвинительном заключении сотрудниками ОГПУ указано:

«В декабре 1933 года секретно-политическим отделом… ОГПУ… оперативно ликвидирована ленинградская церковно-монархическая организация… непосредственно руководимая закордонным белоэмигрантским церковно-политическим центром…

Ставя своей конечной целью активное содействие иностранной интервенции для свержения советской власти, организация вела интенсивную контрреволюционную деятельность, заключавшуюся:

…В регулярной связи с белоэмигрантским церковно-политическим центром, возглавляемым митрополитом Евлогием, в получении от него общего направления, конкретных руководящих указаний, литературы и денежных субсидий…

В подготовке террористического акта против тов. Сталина…

В систематической антисоветской пропаганде и агитации, проводимой как с церковного амвона, так и путем массового распространения контрреволюционной литературы, авторами которой были отдельные руководящие члены организации…

В создании подпольных “катакомбных” церквей, являвшихся местом концентрации наиболее озлобленного антисоветского элемента и служивших своеобразной демонстрацией протеста против политики советской власти.

В руководящий состав организации входили классово, политически и идеологически враждебные пролетарской диктатуре элементы – бывшие профессора духовных академий, служители культа, бывшие офицеры, бывшая аристократия и буржуазия.

Контрреволюционная деятельность организации шла в основном под прикрытием Церкви, используя ее легальные возможности для сплочения и объединения под видом религиозных формирований людей для контрреволюционных целей.

По делу в качестве обвиняемых привлекается сто семьдесят пять человек»

На допросе отец Николай прямо сообщает суть своих убеждений.

«По своим политическим убеждениям, я считаю себя монархистом. В вопросах религиозных я считаю себя идейным христианином, отдающим себя всецело делу единой Православной Церкви, вплоть до мученичества, когда это будет от меня требоваться. Мой долг – воспитать окружающих меня в вере, благочестии и нравственности в соответствии со священными канонами Российской Православной Церкви. В отношении моем к духовничеству я могу сказать, что этот момент я считаю для себя одним из серьезных…

Всякая власть является законной, поскольку на ее стороне сила; в случае прихода белых и свержения советской власти сила очутится на стороне белых, и власть их, как более сильная, будет законной».

Сначала следователь записывал довольно близко к тому, что говорил священник, но затем все дальше и дальше отходил от этого, а затем убедил и его подписать составленный им протокол, потому, мол, что это не имеет никакого значения.

25 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Дальневосточный (Хабаровский) край, Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт.

Следующий арест последовал уже в лагере, в феврале 1938 года. Не раз, вероятно, пожалел священник, что поддался обману и обольщению следователя, и впоследствии, когда ему вновь в лагерной тюрьме пришлось противостоять натиску следователя, настойчиво задававшему один и тот же вопрос: существует ли в лагере контрреволюционная группировка, возглавляемая архиепископом Онуфрием и епископом Антонием, в которую входит заключенное в лагере духовенство, он, наученный тяжелым опытом, категорично отказался подтвердить лжесвидетельство и заявил: «О существовании контрреволюционной группировки я не знаю. Антисоветской агитации никто не ведет. Я лично тоже антисоветской агитации не вел»

17 марта 1938 года тройка при УНКВД по Хабаровскому краю объявила приговор по Групповому делу “Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.” – высшая мера наказания «расстрел».

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

***

По представлению Белгородской епархии Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 года священномученик протоиерей Николай Константинович Кулаков  канонизирован.

Протоиерей Николай Константинович Кулаков

Протоиерей Николай Константинович Кулаков

Дни памяти протоиерея Николая Константиновича Кулакова
  • Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – переходящая;
  • Собор Санкт-Петербургских святых – Неделя третья по Пятидесятнице;
  • Собор новомучеников и исповедников Белгородских – 19 мая;
  • День мученической кончины – 1 июня;
  • Собор Курских святых – 1 августа;
  • Соборе святых Архангельской митрополии – 1 ноября;
  • Памяти новомучеников и исповедников, в земле Санкт-Петербургской просиявших – 13 ноября.

Тропарь, глас 7.

Добрый сын земли Вельской явился еси, пред гонители исповедуя Христову веру, смерти лютой не устрашился еси, заточение и страдания мужественне приял еси, священномучениче отче Николае, моли Всемилостивого Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.

 

 

По материалам:

  1. Николай Константинович Кулаков. Архим. Дамаскин (Орловский). Православная энциклопедия.
  2. Архиепископ Никон (Рождественский).  Православная энциклопедия.
  3. Строительство Спасо-Всеградского собора в 1654 году. Исторический багаж.
  4. Спасо-Всеградский собор. Википедия.
  5. Площадь Революции в Вологде. Исторический багаж.
  6. Антоний (Быстров), еп. Вельский. Православная энциклопедия.
  7. 1. июня. Региональный общественный фонд Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви 
  8. Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской епархии
  9. – Энциклопедия “Древо”
  10. Глобарус.ру
  11. Санкт-Петербург. Домовая церковь Митрофана Воронежского и Тихона Задонского при Митрофаниевском синодальном подворье. Соборы.ру
  12. Сайт Александра Александровича Бовкало
  13. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв
  14. М. Шкаровский. Репрессии 1930-Х ГГ. против священнослужителей Северо-Запада России
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление