РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Священномученник протоиерей Николай Константинович Кулаков

Дни памяти

  • Память в воскресный день 25 января, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 25 января — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • 19 мая Собор новомучеников и исповедников Белгородских
  • 1 июня в день памяти расстрела
  • 19 июля Собор Курских святых
  • Празднуется в третью неделю (воскресенье) по Пятидесятниц — Собор Санкт-Петербургских святых
  • 19 октября Собор святых в земле Архангельской просиявших
Протоиерей Николай Константинович Кулаков (19.8.1876-01.07.1938)

Протоиерей Николай Константинович Кулаков (19.8.1876-01.07.1938)

Священномученик Николай Кулаков родился 19 августа 1876 года в деревне Головковская Усть-Вельской волости Вельского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельской области), о чем свидетельствую записи исповедной книги утраченного Троицкого собора города Вельска, в семье крестьянина Константина Кулакова.

Окончив Вельское двухклассное городское училище, он до 1912 года служит помощником бухгалтера в вологодском губернском земстве, а затем писарем. Его хорошо знал викарий Вологодской епархии, епископ Вельский Антоний (Быстров), который в 1912 году и рукоположил 36 летнего Николая Константиновича Кулакова во священника к одному из Вологодских храмов.

В 1913 году отец Николай переводится в столицу и служит в храме Митрофаньевского подворья в Санкт-Петербурге. Храм находился в Доме Митрофаниевского синодального подворья, по адресу: Звенигородская, дом 10 а. Одновременно исполняет  обязанности секретаря архиепископа Вологодского Никона (Рождественского), члена Государственного совета и Святейшего Синода, жившего постоянно в Санкт-Петербурге.

Современный вид Митрофаниевского синодального подворья

Современный вид Митрофаниевского синодального подворья

На подворье отец Николай Кулаков прослужит до его закрытия во время уже развернутых гонений от новой власти.

Следующим местом служения будет Владимирский собор, где он прослужит сверхштатным священником опять до его закрытия в 1932 году.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Владимирский собор

С 1932 года отец Николай служит в церкви Покрова Божией Матери на Боровой улице.

Храм Покрова Божией Матери на Боровой улице в городе Ленинграде будет последним земным местом служения.

Фотоархив института археологии РАН. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

Фотоархив института археологии РАН. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, с примыкающим ограждением под строительство торгово-жилого флигеля. 1910 год.

Все свое время земного служения отец Николай посвящает пастырским трудам. Батюшка, несмотря на непрекращающиеся гонения и голод, истово совершает богослужения. Глубоко, со вниманием изучая жития и труди святых отцов, отец Николай письменно составляет проповеди для распространения и поддержания веры среди его духовных детей и всех христиан в страшные годы безбожия.

К тому времени органы ОГПУ было подготовлено  массовое дело начала 30-ых годов – дело «Евлогиевцев». Сутью дела была полностью выдуманная ОГПУ концепция – якобы в 1932-1933 годах в Русской Православной Церкви произошел новый раскол, по тактическим соображениям не имевший открытого выражения. После того, как проживавший во Франции глава Западно-Европейского экзархата митрополит Евлогий (Георгиевский) разорвал отношения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, «наиболее контрреволюционная часть» духовенства и мирян будто бы вступила на путь антисоветской борьбы, ориентируясь на митрополита Евлогия, белую эмиграцию и Англиканскую Церковь. Их целью, по версии ОГПУ, было свержение советской власти и установление конституционной монархии, подобной английской. Аресты начались 22 декабря 1933 года и продолжались до 26 января 1934 года. В Доме предварительного заключения оказались архиереи, простые священники, еще не закрытых храмов города, церковные активисты-миряне.

Отца Николая арестовали сразу 22 декабря 1933 года. Мучительно следствие длилось почти два месяца.

В обвинительном заключении сотрудниками ОГПУ указано:

«В декабре 1933 года секретно-политическим отделом… ОГПУ… оперативно ликвидирована ленинградская церковно-монархическая организация… непосредственно руководимая закордонным белоэмигрантским церковно-политическим центром…

Ставя своей конечной целью активное содействие иностранной интервенции для свержения советской власти, организация вела интенсивную контрреволюционную деятельность, заключавшуюся:

…В регулярной связи с белоэмигрантским церковно-политическим центром, возглавляемым митрополитом Евлогием, в получении от него общего направления, конкретных руководящих указаний, литературы и денежных субсидий…

В подготовке террористического акта против тов. Сталина…

В систематической антисоветской пропаганде и агитации, проводимой как с церковного амвона, так и путем массового распространения контрреволюционной литературы, авторами которой были отдельные руководящие члены организации…

В создании подпольных “катакомбных” церквей, являвшихся местом концентрации наиболее озлобленного антисоветского элемента и служивших своеобразной демонстрацией протеста против политики советской власти.

В руководящий состав организации входили классово, политически и идеологически враждебные пролетарской диктатуре элементы – бывшие профессора духовных академий, служители культа, бывшие офицеры, бывшая аристократия и буржуазия.

Контрреволюционная деятельность организации шла в основном под прикрытием Церкви, используя ее легальные возможности для сплочения и объединения под видом религиозных формирований людей для контрреволюционных целей.

По делу в качестве обвиняемых привлекается сто семьдесят пять человек»

На допросе отец Николай прямо сообщает суть своих убеждений.

«По своим политическим убеждениям, я считаю себя монархистом. В вопросах религиозных я считаю себя идейным христианином, отдающим себя всецело делу единой Православной Церкви, вплоть до мученичества, когда это будет от меня требоваться. Мой долг – воспитать окружающих меня в вере, благочестии и нравственности в соответствии со священными канонами Российской Православной Церкви. В отношении моем к духовничеству я могу сказать, что этот момент я считаю для себя одним из серьезных…

Всякая власть является законной, поскольку на ее стороне сила; в случае прихода белых и свержения советской власти сила очутится на стороне белых, и власть их, как более сильная, будет законной».

Сначала следователь записывал довольно близко к тому, что говорил священник, но затем все дальше и дальше отходил от этого, а затем убедил и его подписать составленный им протокол, потому, мол, что это не имеет никакого значения.

25 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Дальневосточный (Хабаровский) край, Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт.

Второй арест последовал уже в лагере, в феврале 1938 года. Не раз, вероятно, пожалел священник, что поддался обману и обольщению следователя, и впоследствии, когда ему вновь в лагерной тюрьме пришлось противостоять натиску следователя, настойчиво задававшему один и тот же вопрос: существует ли в лагере контрреволюционная группировка, возглавляемая архиепископом Онуфрием и епископом Антонием, в которую входит заключенное в лагере духовенство, он, наученный тяжелым опытом, категорично отказался подтвердить лжесвидетельство и заявил: «О существовании контрреволюционной группировки я не знаю. Антисоветской агитации никто не ведет. Я лично тоже антисоветской агитации не вел»

17 марта 1938 года тройка при УНКВД по Хабаровскому краю объявила приговор по Групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.» – высшая мера наказания «расстрел».

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.


По представлению Белгородской епархии Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 года священномученик протоиерей Николай Константинович Кулаков  канонизирован.

Протоиерей Николай Константинович Кулаков

Протоиерей Николай Константинович Кулаков

Тропарь, глас 7.

Добрый сын земли Вельской явился еси, пред гонители исповедуя Христову веру, смерти лютой не устрашился еси, заточение и страдания мужественне приял еси, священномучениче отче Николае, моли Всемилостивого Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.

По материалам:

Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской епархии

Региональный общественный фонд Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви 

— Энциклопедия «Древо»

Глобарус.ру

Сайт Александра Александровича Бовкало

Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв

М. Шкаровский. Репрессии 1930-Х ГГ. против священнослужителей Северо-Запада России

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление