Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Слово в неделю Антипасхи. Священномученик Николай Константинович Кулаков.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

Настоящая жизнь, благочестивые слушатели, заключается в пространстве веков и времени. Вне времени нет у нас жизни. Но время есть нечто непостоянное, преходящее и утекающее: оно приходит и уходит. С течением же времени незаметно протекает и жизнь наша, проходят вместе и все поколения рода человеческого.

Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Еккл.1:4).

— говорит Премудрый, взирая на безостановочное течение жизни.

«Как сидящие на корабле без всякого усилия несутся ветром к пристани, и хотя сами того не чувствуют, однако же бег корабля приближает их к цели, так и мы с протекающим временем жизни нашей, как бы некоторым непрерывным и непрестанным потоком в незаметном течении жизни, увлекаемся каждый к своему пределу. Например: мы спим, а время утекает от нас. Мы бодрствуем и мысль наша занята чем-либо, но вместе и жизнь тратится, хотя и убегает это от нашего чувства.» Святитель Василий Великий из беседы на Первый Псалом.

Давно ли, кажется, было то время, как мы с нетерпением ожидали светлых дней Святой Пасхи, а дождавшись — с радостью встречали и провожали эти дни, ликуя духовно и прославляя Воскресшего Господа, но вот светлые дни Пасхальной седмицы уже протекли или, лучше сказать, пролетели, и в сегодняшний день, названный Антипасхою, мы провожаем Святую Пасху лишь только одними благодарными воспоминаниями.

Испытание апостолом Фомой ран Господних

Испытание апостолом Фомой ран Господних

Как бы ни хотелось никогда не расставаться с этою дорогою и вожделенною для нас гостьею, посещающею нас однажды в год; как бы ни старались мы задержать в себе и подолее насладиться радостными чувствами, явившимися у нас при её посещении, но однако мы этого не в силах сделать. Улетела она от нас, а вместе с нею удалилась от нас и радость праздничная, и мы снова должны опять вступить в будничную среду жизни, полную всяких случайностей. Ничто, значит, в этой жизни не вечно; ничто не имеет в себе постоянства: ни радостей нет постоянных, ни скорбей продолжительных, но все со временем приходит и уходит.

Чему же учит нас, возлюбленные, это непостоянство жизни, эта скоротечность её? — Тому, чтобы не слишком прилеплялись к видимому, чтобы не очень уж широко раскрывали двери души своей для красот жизни сей преходящей, и не полагали бы в предметах мира сего всех своих надежд и упований. Но помышляя о непостоянстве и скоротечности сей жизни, стремились бы к благам постоянным и вечным, — прилежали бы более о душе, вещи бессмертной, и паче всего ценили бы единого Господа, Творца и Создателя нашего,

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17).

Вот чему учит нас видимое непостоянство и скоротечность жизни. Этому же самому поучает нас и особенность настоящего дня и праздника, являющегося прообразом будущей вечной жизни. Вслушайтесь же внимательнее в то, что будем говорить о сем.


Псалом 6
  1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
  2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
  3. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
  4. и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
  5. Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
  6. ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
  7. Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.
  8. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
  9. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
  10. услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
  11. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

Как уже мы выше сказали — жизнь наша заключается вся в пространстве веков и времени. Течение же времени, определенного Творцом для жизни, разграничивается у нас днями и измеряется седмицами. Как только счет дней наполнит число семь, так снова же обращается к первому дню недели. Вне же седмичного отдельного круга нет у нас ни наименования дней, ни счета времени. Спрашивается: на какой же это день указывает нам Боговдохновенный Псалмопевец, именуя его «осмым» (Псал. 6-й), и слагая в честь онаго дня отдельный псалом. Не думайте, что это простое случайное упоминание, не заключающее в себе никакого таинственного смысла: нет, не случайно и не просто сделано о нем упоминание. Этим самым наименованием святой пророк имел в виду возвести ум наш, возлюбленные, к жизни будущего века, имеющей начаться после общего всех воскресения. «Ибо по нашему учению, — говорит святой Василий Великий в Беседе на Шестоднев, — известен и тот невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день, который у Псалмопевца наименован «осмым», потому что он находится вне сего седмичного времени. Посему назовешь ли его днем, или веком, выразишь одно и то же понятие; скажешь ли, что это день, или что это состояние, всегда он един, а не многие, наименуешь ли его веком, он будет единственный, а не многократный» «На сей же день, мне кажется,— говорит святой Григорий Богослов в Слове на неделю Новую, — указывает и божественный Соломон, повелевая давать часть седьмым, т. е. жизни настоящей, и осмым (Еккл. 11, 2) жизни будущей» … А так как сегодняшний день есть осмой по счету, после первого дня Святой Пасхи, — дня обновления и спасения мира от насилия диавола, то в таинственном значении он и служит прообразом того великого «осмого» дня, который будет заключать в себе будущую жизнь.

Пророк Давид Псалмопевец, царь Израильский

Пророк Давид Псалмопевец, царь Израильский

В трепет приходил святой пророк Давид, когда приводил себе на память сей великий день. Да иначе и нельзя. Ведь день этот для одних из нас явится днем нескончаемой радости о Господе и источником невыразимого блаженства райского, для других же днем вечного мучения в адской темнице и безутешного плача и скрежета зубов. Отсюда и трепет у пророка, отсюда и молитва к Богу, изложенная в псалме:

Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены (Пс.6:1-3).

Человек ведь и он был подобострастный нам, братия, и хотя великие имел он заслуги у Господа, но, как человек, впадал и в согрешения. А согрешая пред Богом, не мог он не трепетать душою за сей день, не мог не беспокоиться за свою участь. Вот и молился он Господу упомянутыми словами псалма, вот и преклонял Его благость на милость к себе. Тем более необходим бы такой трепет и  печалование душою о сем дне нам, грешным христианам. Ибо добрых то дел у нас, пожалуй, и нет, а  грехов то великое множество.

И к чему иному, как не к исправлению жизни, да к обузданию страстей и к очищению души, должен бы побуждать нас страх, порождаемый сим днем. И как хорошо было бы, если бы, воспоминая сей день в последующей жизни, мы показали и плоды достойные онаго дня, украсив себя посильными добродетелями. Один милостынею и любовию к ближним, другой правою верою и чистотою, иной смирением и кротостию, а иной и молитвою с воздыханием,—всякий по усердию своему. За что и Господь приумножил бы нам свою милость в будущей жизни.

Но если настоящий день, служащий прообразом будущего «осмого» дня, может возбуждать в нас чувства страха и трепета за свою участь в будущей жизни, то сей же день, названный Антипасхою и являющийся прообразом будущей вечной и нетленной Пасхи, может возбуждать в нас и самые отрадные, самые утешительные и самые возвышенные чувства. Вот и возбудим в себе эти лучшие чувства представлением будущего блаженства избранников Божиих в оном невечернем дне Христова Царствия. В день Антипасхи возлетим на крылах умного созерцания к Пасхе вечной.

Воскресение. Сошествие во ад. Икона из Воскресенского собора в кремле в Коломне. Кон. XIV в. (ГТГ)

Воскресение. Сошествие во ад. Икона из Воскресенского собора в кремле в Коломне. Кон. XIV в. (ГТГ)

Нет, кажется, на земле больше той радости, как радость Светлого Христова Воскресения. Кто из христиан не умилялся в душе светлостью сего дня? Кто не переживал при встрече Святой Пасхи самых отрадных и утешительных минут? Кто оставался в сей день чуждым общего праздничного ликования? — Разве тот только, который веры отвергся и неверного горший есть…

Верующим же праздник Пасхи доставляет самое высшее утешение; является для них самым лучшим и священнейшим днем в году. Но если уж здесь на земле, среди непостоянства жизни и среди различных волнений ея, Святая Пасха является для нас такою радостною и светлою, то что сказать о той Великой Пасхе, которая откроется в будущем веке. Во сколько раз она будет отраднее и утешительнее для тех, которые сподобятся встретить и затем вечно праздновать ее там на небе?! И какое неизъяснимое блаженство будут испытывать все те избранники Божии, которые будут ея причастниками! Оно будет так велико, что в настоящем состоянии жизни мы и представить его не можем во всей полноте. Да даже и божественный апостол Павел, восхищенный Духом на небо и вкусивший благ райской жизни, не в состоянии был изречь и выразить величие и полноту оного каким либо подходящим словом и образом. Он мог сказать только одно:

Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9).

Значит будущее блаженство всех участников оного будет превышать все наши о нем представления. И когда наступит для них вожделенный оный день небесного торжества, или брака Агнча, — когда узрят они лицом к лицу Спасителя своего и Господа, преисполненного к ним любви и благоволения и когда увидят они себя на лоне райской жизни, — тогда возрадуются они радостию великою и позабудут все скорби и треволнения настоящей жизни. Тогда то вот, — в восторге духа и в невыразимом ликовании духовном, — воспоют они победные песни в честь Воскресшего Господа, избавившего их от ада и смерти. Тогда то отверзнут они уста свои, исполненные хваления Божия, и воспоют общим небесным хором чудную песнь сию, так нам любезную и так приятную:

Па́сха свяще́нная нам днесь показа́ся, Па́сха но́ва свята́я, Па́сха та́инственная, Па́сха всечестна́я. Па́сха Христо́с Изба́витель, Па́сха непоро́чная, Па́сха вели́кая, Па́сха ве́рных. Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. Па́сха всех освяща́ющая ве́рных. (Пасхальные песнопения)

И на них то вот, сынах брачного чертога, исполнятся тогда следующие слова Пророчественной Книги Тайнозрителя:

После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых (Откр.19:1,5-8).

Далее продолжает Тайнозритель:

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:1-4).

«Самое воспоминание о сём мире,- говорит святой Исаак Сирин в 21 слове, —  и о первом образе жизни своей уже не взойдет сим, блаженным человекам, на сердце,— потому что ум человеческий прилепится тогда к созерцанию оного состояния и уму людей уже не будет досуга возвратиться снова к брани с плотию и кровию. И всякий человек скажет тогда следующее:

Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь (Ис.54:1).

о чадах, которых родила тебе земля«.

Продолжает Тайнозритель:

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр.22:1-5).

Таково, возлюбленные, будет блаженство в будущей вечной жизни! Таковы уготованы почести всем избранникам Божиим в небесном и святом граде Иерусалиме. Блажен, кто сподобится такого великого блага! Блажен, кто внидет в радость Господа своего!

Ея же наследниками и да сотворит всех нас милосердый Господь, благодатию и щедротами Своего человеколюбия.

Аминь.

Священникъ Николай Кулаковъ. 1914 год.


Обложка Священномученик КулаковСвященномученик протоиерей Николай Кулаков. Протоиерей Николай Кулаков служил в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Родился будущий священномученик  родился 19 августа 1876 года в деревне Головковская Усть-Вельской волости Вельского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельской области), о чем свидетельствую записи исповедной книги утраченного Троицкого собора города Вельска, в семье крестьянина Константина Кулакова…


 

Источник: Напечатано в бесплатном приложении «Приходское чтение» №1 к неофициальной части (прибавлению) Церковных ведомостей № 13 от 29 марта 1914 года. Библиотека Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке.

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление