Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Луг благоухающий. Священномученик Николай Константинович Кулаков.

Случалось ли тебе, возлюбленный, в ясный летний день бывать на широком прекрасном лугу, усеянном множеством разнообразных цветов? Твое зрение, наверное, любовалось привлекательными красотами нежно распускающихся цветов, а чувство обоняния, без сомнения, наслаждалось ароматическими благоуханиями воздуха.

Созерцая пред собою как бы море цветущей растительности и вдыхая струи напоенного ароматами воздуха, ты, может быть, возносился в это время умом и сердцем к Виновнику такой дивной красоты и прославлял Его Творческую премудрость словами пророка: дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecи

А может быть при этом тебе восходило на сердце и такое помышление: “прекрасен этот луг,  испещрённый разнообразными красотами; привлекательны виды нежно распускающихся цветов, и приятное чувствуется от них благоухание,—но не еще ли прекраснее, несравненно лучше и вожделеннее есть луг духовный — посреди рая Христова, сияющий многочисленными ликами святых и преподобных мужей и благоухающий дивными ароматами их добродетелей! Какое чудное представляет он зрелище для мысленных очей, для духовного созерцания! Какими небесными, привлекательными красотами он украшен! Сколько неувядаемых, духовно-сияющих и прекрасных цветов видится на нём: там патриархи и пророки, там апостолы и святители, там мученики и страстотерпцы, там преподобные и праведные, там все святые!.. И хотя все они одинаково любезны и привлекательны, но каждый из них в отдельности сияет какою-либо отличною красотою, благоухает особенною добродетелью. Один – глубоким смирением, другой – дивным терпением, иной  – необыкновенным милосердием, а иной – ве­ликою любовию, тот – крепким мужеством, а сей – голубиной кротостию и незлобием, этот – обилием премудрости, а сей – даром чудотворения… Но все они святы, небесны, божественны! Все живут теперь уже одною присноблаженною жизнию, все просвещаются единым светом – истиинным, незаходимым! “Отбеже от них болезнь, печаль и воздыхание” Одна только любовь царствует среди них. Утешитель Дух Святый, подобно тихому дыханию ветра, утучняющему плоды, оживо­творяет их и, сообщая им жизнь, до­ставляет, отраду, веселиe, приснобытие!.”.

От таких помышлений и созерцаний, может быть, и у тебя, возлюбленный, возбуждались в сердце добрыя желания и умиленный чувства: “что, если бы и тебе самому сделаться цветом благоухающим в мире, возсиять чистотою жизни и украситься Евангельскими добродетелями? Что, если бы и тебе последовать стопам святых, благоугодивших Богу, и хотя бы в малой мере быть причастником тех совершенств духовных и благодатных даров Духа Святаго, какими они обильно Сияют? Тогда бы и ты мог воскликнуть с пророком такие слова:

Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни (Пс.22:1-6).

Мог бы и ты иметь сладкую надежду быть записанным в книгу жизни и вчиненным в чертог царствия Христова… Велика и неизреченна была твоя радость тогда, когда ты увидел бы себя на лоне райской жизни, в со­обществе святых Божьих!.. Но между тем ты живешь так нерадиво, беспечно, греховно, забывая о Боге и не по­мышляя о нравственном преуспеянии… А ведь жизнь твоя здесь не долговечна, – она подобна цвету сельному, который сегодня цветёт, а завтра завял. Сказано:

Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс.102:15-18).

Потому, пока не ушло время благоприятное к деланию, пока не пробил грозный час смерти и пока не затворились пред тобою двери покаяния, – позаботься о душе своей, по­трудись в деле своего спасения, подъими хотя малый труд ради заповеди Христо­вой и Господь не лишит тебя благих Своих!..”

Помышляя так, ты, может быть, в cиe время полагал в себе самом и доброе намерение, чтобы прочее время жизни своей проводить тебе в мире, покаянии и добрых делах по заповедям Христовым. И вот, уходя с луга видимого и чувственного, стал возноситься умом к лугу невидимому и к предметам духовным, размышляя о них в глубине души.

Хорошо это и прекрасно, друг мой, – от чувственного восходить к духовному и от видимого к умосозерцаемому. Не малая от сего получается для души польза. Но, правду сказать, очень редко возбуждаются в сердце подобные помышления при взгляде на видимую природу. Они должны считаться великою милостью Господ­нею. Но так как подобные мысли для нас очень полезны и необходимы, видимая же природа не всегда располагает к духовному созерцанию, то я хочу указать тебе, возлюбленный, на иной еще прекрасный луг, несравненно лучший видимого, никогда неувядающий, всегда цветущий и благоухающий, восходить на который ты возможешь не только в летнее, но во всякое время, и от взгляда на который большая еще ощущается для души польза.

Какой же это луг? – спросишь ты. Отвечу: – Это книги жития святых, называемые Четьи Минеи, которые по богатству духовных красот, в них заключающихся, по разнообразию и привлекательности нравственных совершенств, всюду в них сияющих и по дивному аромату ощущаемых благоуханий, превосходит видимый луг!

Когда ты, возлюбленный, будешь вос­ходить на этот прекрасный луг, т. е. когда умом и сердцем будешь углубляться в чтение этих книг и внимательно всматриваться в святую жизнь мужей, благоугодивших Господу, то незаметно будешь переноситься в это время как бы в иной чудный мир, – в мир святых созерцаний, небесных чувств и благих желаний. Ты будешь переживать в это время те самые состояния души, те настроения сердца, какие переживали святые, и будешь приобщаться тому духу благодати Божией, который воодушевлял их сердца. Ты позабудешь в это время все житейские невзгоды, волнующие твоё сердце, и освободишься от брани греховных страстей. Чудное почувствуешь ты в душе своей утешение. Живые примеры и прекрасные образы деятельного исполнения в жизни Христовых заповедей будут украшать внутреннюю храмину твою и возбуждать тебя к добрым делам во славу Божию. От пристального взора на их духовные совершенства будет изменяться нравственное состояние твоего сердца и умиляться дух в теплоте чувств. Напечатывая в уме и сердце трогательные образы их богоугодной деятельности, ты и сам в иное время последуешь их доброму примеру и сотворишь плод жизни. Ибо овцы Иакова, – как повествуется в Писании:

и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами (Быт.30:38-39).

Внимательное чтение доставит тебе самые верные взгляды на жизнь и обогатит тебя добрыми чув­ствами. Мы так бедны душою, слабы духом, холодны любовью к Богу и усердием к доброму, но через близкое знаком­ство со святыми, чрез частое с ними общение посредством чтения повествований о их жизни будем, при Божией по­мощи, богатеть духовно, утверждаться в добре и возбуждаться к любви Божией. Одним словом, чтение этих книг доставит тебе неизъяснимую пользу, великое благо. С душою умиленною, исполненною чудесных созерцаний духовных, ты бу­дешь уходить с этого луга и прославлять Господа, дивного во святых Своих.

Cие на намять себе записал я в минуты свободного от дел досуга, а может быть это доставит н тебе некую пользу, Боголюбивый читатель!

Священник Н. Кулаков


По страницам истрии храма - причт с 1891 до 1938. ОбложкаСвященномученик протоиерей Николай Кулаков. Протоиерей Николай Кулаков служил в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Родился будущий священномученик  родился 19 августа 1876 года в деревне Головковская Усть-Вельской волости Вельского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельской области), о чем свидетельствую записи исповедной книги утраченного Троицкого собора города Вельска, в семье крестьянина Константина Кулакова…


 

Источник: Напечатано в бесплатном приложении “Приходское чтение” к неофициальной части (прибавлению) Церковных ведомостей № 25 от 21 июня 1914 года. Библиотека Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке.

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление